Почему диалог культур необходим для полноценного функционирования культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

В ряду всех трудно понимаемых понятий, всё что связано с “культурой”, наверное, самые непонятные для ребят, которые будут сдавать егэ по обществознанию. А диалог культур, особенно, когда требуется привести примеры такого диалога — так вообще вызывают ступор и шок у многих. В этой статье мы разберем это понятие понятно и доступно, чтобы вы не испытывали ступора на экзамене.

Определение

Диалог культур — означает такое взаимодействие между носителями разных ценностей, при котором одни ценности становятся достоянием представителей другой культуры.

При этом носителем обычно является человек, личность, выросшая в рамках данной системы ценностей. Межкультурное взаимодействие может происходить на разных уровнях, с помощью разного инструментария.

Самый простой такой диалог — это когда вы, россиянин, общаетесь с человеком, выросшим в Германии, Англии, США или Японии. Если у вас есть общий язык общения, то вы, осознавая или нет, будете транслировать ценности той культуры, в которой выросли сами. К примеру, задав вопрос иностранцу, есть ли у них в стране уличный жаргон, вы можете узнать много нового об уличной культуре другой страны, и сравнить ее с вашей.

Другим интересным каналом межкультурной коммуникации может служить искусство. Например, когда вы смотрите любое голливудское семейное или вообще любое другое кино, то вам может показаться странным (даже в дубляже), когда, к примеру, мать семейства говорит отцу: “Майк! Ты почему не свозил сына в выходные на бейсбол?! Ты же обещал!”. При этом отец семейства, краснеет, бледнеет и вообще ведет себя с нашей точки зрения весьма странно. Ведь российский отец просто скажет: “Не срослось!” или “Не мы такие, жизнь — такая” — и уйдет восвояси по своим делам.

Эта, вроде бы мелкая ситуация, показывает, насколько серьезно относятся к обещаниям (читай к своим словам) в заграничной стране и в нашей. Кстати, если не согласны, напишите в комментариях, с чем именно.

Также любые формы массового взаимодействия будут являться примерами такого диалога.

Уровни культурного диалога

Существует всего три уровня такого взаимодействия.

  • Первый уровень этнический, который происходит на уровне этносов, читай народов. Как раз пример, когда вы общаетесь с иностранцем будет пример такого взаимодействия.
  • Второй уровень национальный. По правде, выделять его особо не очень верно, потому как нация тоже является этносом. Лучше говорить — государственный уровень. Такой диалог происходит, когда на государственном уровне выстраивается какой-то культурный диалог. К примеру, в Россию приезжают студенты по обмену из стран ближнего и дальнего зарубежья. В то время как российские студенты отправляются на учебу за границу.
  • Третий уровень — цивилизационный. Что такое цивилизация, смотрите в этой статье. А в этой вы можете ознакомиться с цивилизационным подходом в истории.

Такое взаимодействие возможно вследствие каких цивилизационных процессов. Например вследствие распада СССР многие государства сделали свой цивилизационный выбор. Многие интегрировались в западноевропейскую цивилизацию. Другие стали развиваться самобытно. Примеры, думаю, сами сможете привести, если подумаете.

Кроме этого, можно выделить следующие формы культурного диалога, которые могут проявляться на его уровнях.

Культурная ассимиляция — это такая форма взаимодействия, при которой одни одни ценности уничтожаются, а на смену им приходят другие. К примеру, в СССР были человеческие ценности: дружбы, уважения и пр., что транслировалось в фильмах, мультфильмах (“Ребята! Давайте жить дружно!”). С распадом Союза на смену советским ценностям пришли другие — капиталистические: деньги, карьера, человек человеку волк и все в таком духе. Плюс компьютерные игры, в которых жестокость порой выше, чем на улице, в самом криминальном районе города.

Интеграция — это такая форма, при которой одна система ценностей становится частью другой системы ценностей, возникает как бы взаимопроникновение культур.

К примеру, современная Россия страна — многонациональная, поликультурная, и поликонфессиональная. В такой стране, как наша, не может быть доминирующей культуры, поскольку все они объединены одним государством.

Дивергенция — очень упрощенно, когда одна система ценностей растворяется в другой, и влияет на нее. Например, сквозь территорию нашей страны прокладывали себе путь многие кочевые орды: хазары, печенеги, половцы, и все они осели здесь, и в конце концов растворились в местной системе ценностей, оставив в ней свой вклад. К примеру, словом “диван” изначально назывался малый совет ханов в империи чингизидов, а теперь это просто предмет мебели. Но слово-то сохранилось!

Понятно, что в этом небольшом посте, мы не сможем раскрыть все грани, необходимые для сдачи егэ по обществознанию на высокие баллы. Поэтому приглашаю вас на наши курсы подготовки, на которых мы детально раскрываем все темы и раздела обществознания, а также работаем над разбором тестов. Наши курсы — это полноценная возможность сдать егэ на 100 баллов и поступить в вуз на бюджет!

1) мы живём в то время, когда уже нельзя делить человечество на народы. Так как мы уже знаем, что нас окружает безграничный космос и только лишь по теории вероятности, в нашей галактике может существовать около 500 разумных рас! Пора людям мыслить как единое человечество!
2) на сегодняшний момент весь мир захлестнули войны, гос. Перевороты и революции. И это все происходит в наше время, когда любой вопрос можно решить дипломатией, на веду всего мира (терроризм насчитается!)
3) обмен культурными достижениями отдельных народов друг другу, на протяжение веков приводил лишь к прогрессу. На сегодняшний день люди уже не хотят друг друга понимать, и это приводить к межнациональным раздорам, даже в одной стране, являющейся домом для десятков народов!

А как вы себе представляете все это. Если например человек не будет совсем общаться, то она станет просто полоумным человеком. Он перестанет вообще развиваться. Так вот и культуры между собой. Они переплетаются последнее время между собой. Каждая берет что-то у другой культуры, что-то такое чего у них нет. Пополняет свои культурные ценности. Как бы так сказать просто наполняется. Тем самым эта культура становится полнее. ем самым другая культура так же берет у этой что-то такое чего нет у них. Так и развиваются. Дополняю друг друга постоянно. Без связей в этом мире ничего не будет вообще. Они должны быть.

Изолированных культур не существует, все культуры могут развиваться только в диалоге. При этом они не должны сливаться, каждая культура должна сохранять свое лицо и единство. Но общение и взаимодействие необходимо, ведь иначе невозможно развитие каждой из культур.

Для того чтобы диалог культур происходил, необходима открытость и соблюдение равенства. Только при уважении к другой, чужой культуре может происходить общение. Взаимопонимание и взаимообогащение - важные условия для того, чтобы диалог между культурами имел место. Тогда каждая из культур будет гармонично развиваться и одновременно сохранять свою индивидуальность.


Вадуц - столица Лихтенштейна. Город крошечный (не по лихтенштейнским меркам, а по мировым, полдесятка тысяч человек), древний (более 700 лет), замок на холме, собор, ратуша, улочки, немецкая архитектура. Вообщем миленький и довольно типичный. Понравится только в том случае, если вы никогда не видели немецких городов или же какие-то в сердце струны дрогнули (что редко бывает).

Ну если ввели в школе такой предмет как "Основы православной культуры", то чтобы не было монополии и повзрослевшие дети потом не стали тихо ненавидеть православие, нужно ещё ввести несколько предметов, таких как:

  • Основы иудейской культуры
  • Основы христианской культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы прочих религиозных культур

Ну или заменить все эти предметы на один под общим названием "Основы религиозных культур", пускай дети познакомятся со всеми культурами.

Я считаю что вводя такой предмет в школе это раздувание в последствии межрелигиозных конфликтов, а это не правильно.

Я выступаю за интернационализм и любовь друг к другу, какой бы национальности или вероисповедания не был человек, в каком бы государстве он не жил, он прежде всего Человек, житель нашей родной планеты под наименованием Земля. А если кто-то хочет поделить людей на части, то с этим надо бороться всеми силами.

А может предмет назвать "Основы земной культуры"

Эта всемирная организация, занимающаяся вопросами образования, науки и культуры.

Принято считать, что Россия "славится" своими дураками и дорогами. Скорее всего, за долгое время нахождения в составе Российской империи, а затем и СССР, прибалты успешно заразились первой из перечисленных болезней.

Постоянное муссирование старых обид - это путь в тупик.

Марши бывших солдат Ваффен СС - это не дань памяти людям, воевавшим на другой стороне - это стремление разжечь костёр ненависти. Подсчёт убытков, которые прибалтийские страны понесли в результате советской оккупации, при трезвом осознании того, что эти убытки никогда и никем возмещены не будут - это очередные поленья в разжигаемый костёр.

Любой из нас, на бытовом уровне, прекрасно осознаёт, что поддержание добрых отношений с соседями идёт на пользу и нам, и соседям.

Вражда же, делает невыносимой жизнь и тех, и других.

От продолжения взаимных упрёков и обвинений проиграют все - и Россия , и Прибалтика.

Но будут и выигравшие - это бессовестные политики с той и другой стороны, зарабатывающие на стравливании людей свой дурно пахнущий политический капитал.

В том виде, в каком Вы представили слово Интернет, мой глаз видит 4 ошибки.

На Земле существует более 200 стран и около 3000 народов, обладающих неповторимым культурным своеобразием, имеющих свои обычаи, нравы, традиции, верования. Между ними возникают разнообразные социальные связи и взаимоотношения. Взаимодействие одного народа с другим предполагает соприкосновение и взаимное влияние их культур. Процесс межкультурной коммуникации, носящий мирный характер, называется межкультурным диалогом.


Понятие и виды

Для культуры необходимо взаимодействие. Оно ведет к преодолению однообразия, дает импульс дальнейшему развитию и обновлению. Диалог культур – форма межкультурного взаимодействия, при которой происходит активный обмен содержанием культур при сохранении ими своей самобытности. В ходе такого диалога происходят взаимные изменения систем ценностей, типов мировоззрения, образа жизни, моделей повседневного поведения, не затрагивающие базовых структур взаимодействующих культур. Диалог культур обусловлен:

  • стремлением представителей разных культур к общению, их желанием лучше узнать и понять друг друга;
  • потребностью культур во взаимодействии и взаимообогащении, необходимых для преодоления своей односторонности и ограниченности;
  • поиском новой, универсальной системы ценностей для глобального мирового сообщества.

Диалог культур – это добровольное общение, построенное на основе равенства и взаимного уважения, стремления сторон к взаимопониманию. Он предполагает культуру отношения к другой культуре, понимание ее самобытности и самостоятельности. Диалог – это показатель широты, открытости, свободы культуры и общества, признание ценности единства культур. Межкультурный диалог бывает 2 видов:

  1. Внешний– выражается в обмене готовыми ценностями, результатами творческой деятельности культур. Его результатом становится взаимное обогащение культур, дополнение их частностями, но не со-изменение культур.
  2. Внутренний – творческое взаимосозидание культур, выражающееся в формировании новых общих целей, идей, идеалов, слиянии разных культур в одну общую.

В диалог культур вовлечено, как правило, несколько участников, что связано с этнической и культурной неоднородностью любого современного общества. Возможность контактов и взаимодействий между культурами обусловлена наличием общих точек соприкосновения, которыми могут стать мифология, язык, религия, искусство, наука.

Содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия. Определяющее значение имеет этническая культура взаимодействующих сторон, господствующие ценности, психология народов. Наличие в обществе межэтнического напряжения, конфликтов затрудняет диалог между культурами, взаимодействие носит ограниченный характер. Диалог же способен снять это напряжение, предупредить возникновение конфликта, примирить стороны, создать обстановку доверия и взаимного уважения.

Типы, уровни, принципы межкультурного диалога

Механизм взаимодействия культур носит сложный, многосторонний и многоуровневый характер. Типы межкультурного диалога:

  • Взаимодействия субкультур, образующих данную культуру: светской и религиозной, художественной и научной, массовой и элитарной, профессиональной и народной.
  • Диалог культуры с самой собой или с другой культурой, представляющими разные эпохи (в произведениях литературы, искусства).
  • Диалогические связи между этническими, национальными, региональными культурами – взаимный обмен культурным опытом между социальными группами.
  • Диалог локальной культуры с мировой – определение ее как части общечеловеческого достояния, взгляд на самое себя извне.

Культура составляет содержание внутреннего, духовного мира человека. Межкультурные взаимодействия осуществляются через взаимодействие индивидуальных мировоззрений. Они происходят на 4 уровнях:


Диалог культур возможен только при определенном сближении их культурных кодов, наличии или возникновении общей ментальности. Он предполагает сопоставление национальных ценностей, взаимное уважение к ним, преодоление стереотипов, синтез самобытного и инонационального. Диалогические отношения культур строятся на принципах:

  1. Открытости – размыкании границ между культурами, готовности к восприятию воздействий извне.
  2. Процессуальности– диалог это не средство, не цель, а действие, развертывающееся во времени.
  3. Симметрии – внутренние изменения во взаимодействующих культурах происходят равномерно с обеих сторон, одна не подавляет другую.

Диалог культур – необходимое условие их мирного сосуществования и развития. Замкнутость, изолированность культуры ведет к деградации, а открытость – напротив – способствует ее обогащению.

Заключение

В процессе глобализации возрастает международный диалог культур. Он усиливает взаимопонимание между народами, позволяет им увидеть общее и различное между разнообразными культурами, осознать свое место в глобальной мировой культуре. Тенденция к расширению культурных обменов и контактов между странами, народами, этносами уравновешивается их стремлением к сохранению культурной самобытности. Становясь все более единым, человечество сохраняет свое культурное многообразие.

Читайте также: