Что такое маргинальная культура кратко

Обновлено: 02.07.2024

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность локальных К. (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные. Социокультурный статус М.К. определяется их размещением на "окраинах" соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична. Объективными условиями формирования М.К. являются процессы трансформации общества (модернизация, "перестройка" и т.п.), изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса), различные формы взаимодействия К. (от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена). Ситуация маргинальности возникает при одновременном (вынужденном или добровольном) существовании группы или индивида в поле действия несовместимых или конфликтных культурных паттернов. Характерная для М.К. "нелинейность", "коллажность", как результат спонтанного усвоения разноплановых ценностей и стандартов, заимствованных из различных (нередко конфликтующих) социокультурных систем, препятствует процессу культурной самоидентификации в его привычной, "легитимной" форме. В то же время возможность прямого доступа к разнообразным "архивам" К. разных стран и эпох создает в рамках М.К. условия для ролевых культурных экспериментов, построения специфической культурной среды из заимствованного или уже "отработанного" в рамках наличной К. материала. Неоднородность и противоречивость "рабочего материала" маргинального сознания нередко проявляется в обострении внутреннего дискомфорта и актуализации различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения. Последнее может проявляться в повышенно агрессивной социальной активности с ориентацией на самоутверждение (от одержимости художественным творчеством до уголовно-криминальных проектов), увлеченности радикальными социальными движениями (националистического, конфессионального или политического плана) или, напротив, в обращении к отрешенности и пассивности, ведущим в итоге к культурной самоизоляции "подпольного" индивида. Различные формы М.К. служат своеобразной "игровой площадкой" новых языков культуры, тем полем, где в результате причудливого взаимопересечения "официальных" и "маргинальных" образов реальности формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат "неправильной", нестандартной (а значит - спонтанной, неуправляемой) культурной коммуникации. Особенно заметным это становится в переходные или кризисные этапы развития общества, когда совокупность маргинальных культурных сценариев нередко приобретает статус контркультуры - реального конкурента актуального культурного стандарта. Таким образом, происходит "негативная легитимация" М.К. в качестве существенного фактора динамики культуры. Дальнейшие сценарии включения маргинальных культурных образцов в пространство "большой" культуры (превращение в новый культурный канон, трансформация в "приемлемую" субкультуру, полная ассимиляция в пространстве обновленной "большой" культуры) порождают в любом случае очередной Большой Стиль и, соответственно, его новые маргинальные окраины. Однако происходящий в настоящее время переход от авторитарного, или "закрытого", к "открытому", или "мозаичному" (А.Моль), типу построения культурного пространства, объективно способствует ослаблению традиционного конфликта руководящего "центра" и мятежной "периферии". Последнее означает расширение "диапазона приемлемости", трансформацию М. культурных ценностей, прежде агрессивно вытеснявшихся из широкого употребления, в естественный компонент наличной культурной среды.

9.8. Культура

9.8. Культура Культура основана на деятельности людей; через культуру и благодаря культуре происходит соединение природного, естественного и социального миров. Культура здесь характеризуется как связующее звено между природой и обществом; основой этого соединения

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности Культура — это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные

5.4. Культура

Мир и культура

Мир и культура Буддийской Ассоциации молодежи в КоломбоВ этот памятный день будем вспоминать Свет и взаимно укрепим друг друга основными понятиями истинной эволюции. Великий Готама многообразно заповедовал о Мире и Культуре. Мир означает неутомимое созидание. Культура

Культура

I. Маргинальная вещь – старинная вещь

I. Маргинальная вещь – старинная вещь Имеется целая категория вещей, которые по видимости не укладываются в проанализированную выше систему. Это вещи уникальные, диковинные, фольклорные, экзотические, старинные. Они как будто противоречат требованиям функциональной

II. Маргинальная система: коллекция

ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА Культура (по роли и месту в системе бытия) — это образуемая человеческой деятельностью интегративная форма бытия, связующая в единое целое природу, общество, человека.Культура (по механизму функционирования) — это духовно — практическое освоение

Культура бездетности

ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА

ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА Современное высокоразвитое и достаточно большое общество - это десятки и сотни миллионов работающих людей. И все они должны быть обучены, чтобы выполнять свои деловые функции и поддерживать на должном уровне сложившуюся деловую культуру. Последняя на

Культура

Культура (лат. cultura—возделывание, воспитание, почитание)– универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и

Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий

Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий Книгопечатание если и способствовало более

Культура народа и культура личности Шесть лекций

Культура народа и культура личности Шесть лекций Предисловие Культура народ а и культура личности — для многих это понятия различные, как небо и земля. Лучшие люди нашего времени стремятся достигнуть только первой или только второй. Исходным же пунктом настоящих лекций

К. любой эпохи обладает относительной целостностью, но сама по себе она неоднородна, предстает перед нами в виде сложного спектра К. тенденций, стилей, традиций. Хотя при этом мы всегда можем выделить ее определяющее начало, доминирующую (господствующую) К.

Доминирующая К. – совокупность К. образцов, кот. принимаются большинством членов общества. Субкультура – целостное образование внутри доминирующей К., отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой.

Типология С.: По демографическому критерию – молодежные субкультуры (байкеры, толкиенисты, гопники, ростоманы, готы), по этническому – этнические меньшинства на территории государства, по конфессиональному – религиозные меньшинства и секты, по территориальному – городская и сельская.

Причины существования С. 1. Противодействие стремлению официальной К. заполнить собой всю жизнь общества. 2. Сложность процесса социализации (вхождения в мир господствующей К.). С помощью С. индивид может разными путями принять и реализовать базисные ценности общества.

С. никогда не стремятся навязать свое господство в К., чаще всего, наоборот, изолируются от др. К. слоев. С. – динамичные элементы К. и могут развиваться независимо от К. ядра. С. обладают стойкостью, но в то же время практически не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры.

Причны появл-я контрк.:

1. Радикальные сдвиги в К. (христианство возникло при переходе Др. Рима от Республики к Империи, хиппи – при построении потребительского об-ва).

2. Нарушение механизмов социализации,

Значение контрк.: является механизмом К. новаций, мощным катализатором К.-ист. процесса и ядром будущих К. программ.

Эволюция контрк. дв-ий – от тотального нигилизма к умеренно-альтернативному содержанию. Они не переделывают мир и не исчезают бесследно, а интегрируются в официальную К. и трансформируют ее.

Маргинальная К. – К. личности или группы, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными К. системами, но ни в одну не интегрированы полностью. Маргиналы – индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социокультурных слоев и структур в рамках процессов перехода от одного типа социальности к др. или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях. Хотя периоды переходов и кризисов испытывает каждый чел., но М. испытывает такой кризис относительно непрерывно и т.о. превращается в тип лич-ти.

1. Социально-экономическая трансформация об-ва.

2. Региональные диспропорции эконом-го развития.

3. Развитие СМК и, как следствие, постоянный контакт культур др. с др., миграция.

4. Процессы глобализации и связанное с ним стремление К. 20 в. к универсальности.

5. Несовместимость притязаний личности и эталонной группы.

Для М. личности характерны неустойчивость, внутренний дискомфорт, напряжение, чувство растерянности и беспокойства и соответствующее поведение: повышенная активность (возм. агрессивная) с целью самоутверждения, обретения значимости в социальных движениях (националистических, классовых, конфессиональных, контркультурных), либо отрешенность, пассивность. М. личности наиболее восприимчивы и обидчивы, т.к. обеспокоены невозможностью их принятия в полноценные члены группы. Кроме того, они не столь привержены групповым нормам и могут выступать против них.




Значение. Сосуществование в М.К. ценностей различных К. дает толчок возникновению новаций. С др. стор., М. могут быть силой, дестабилизирующей К., могут привести к К. эклектизму.

Доминирующая культура, субкультура, контркультура

К. любой эпохи обладает относительной целостностью, но сама по себе она неоднородна, предстает перед нами в виде сложного спектра К. тенденций, стилей, традиций. Хотя при этом мы всегда можем выделить ее определяющее начало, доминирующую (господствующую) К.

Доминирующая К. – совокупность К. образцов, кот. принимаются большинством членов общества. Субкультура – целостное образование внутри доминирующей К., отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой.

Типология С.: По демографическому критерию – молодежные субкультуры (байкеры, толкиенисты, гопники, ростоманы, готы), по этническому – этнические меньшинства на территории государства, по конфессиональному – религиозные меньшинства и секты, по территориальному – городская и сельская.

Причины существования С. 1. Противодействие стремлению официальной К. заполнить собой всю жизнь общества. 2. Сложность процесса социализации (вхождения в мир господствующей К.). С помощью С. индивид может разными путями принять и реализовать базисные ценности общества.

С. никогда не стремятся навязать свое господство в К., чаще всего, наоборот, изолируются от др. К. слоев. С. – динамичные элементы К. и могут развиваться независимо от К. ядра. С. обладают стойкостью, но в то же время практически не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры.

Причны появл-я контрк.:

1. Радикальные сдвиги в К. (христианство возникло при переходе Др. Рима от Республики к Империи, хиппи – при построении потребительского об-ва).

2. Нарушение механизмов социализации,

Значение контрк.: является механизмом К. новаций, мощным катализатором К.-ист. процесса и ядром будущих К. программ.

Эволюция контрк. дв-ий – от тотального нигилизма к умеренно-альтернативному содержанию. Они не переделывают мир и не исчезают бесследно, а интегрируются в официальную К. и трансформируют ее.

Маргинальная К. – К. личности или группы, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными К. системами, но ни в одну не интегрированы полностью. Маргиналы – индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социокультурных слоев и структур в рамках процессов перехода от одного типа социальности к др. или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях. Хотя периоды переходов и кризисов испытывает каждый чел., но М. испытывает такой кризис относительно непрерывно и т.о. превращается в тип лич-ти.

1. Социально-экономическая трансформация об-ва.

2. Региональные диспропорции эконом-го развития.

3. Развитие СМК и, как следствие, постоянный контакт культур др. с др., миграция.

4. Процессы глобализации и связанное с ним стремление К. 20 в. к универсальности.

5. Несовместимость притязаний личности и эталонной группы.

Для М. личности характерны неустойчивость, внутренний дискомфорт, напряжение, чувство растерянности и беспокойства и соответствующее поведение: повышенная активность (возм. агрессивная) с целью самоутверждения, обретения значимости в социальных движениях (националистических, классовых, конфессиональных, контркультурных), либо отрешенность, пассивность. М. личности наиболее восприимчивы и обидчивы, т.к. обеспокоены невозможностью их принятия в полноценные члены группы. Кроме того, они не столь привержены групповым нормам и могут выступать против них.

Значение. Сосуществование в М.К. ценностей различных К. дает толчок возникновению новаций. С др. стор., М. могут быть силой, дестабилизирующей К., могут привести к К. эклектизму.

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность локальных К. (субкультур), базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного канона, как чуждые или враждебные. Социокультурный статус М.К. определяется их размещением на "окраинах" соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична.

Объективными условиями формирования М.К. являются процессы трансформации общества (модернизация, "пере-стройка" и т.п.), изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса), различные формы взаимодействия К. (от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена). Ситуация маргинальности возникает при одновременном (вынужденном или добровольном) существовании группы или индивида в поле действия несовместимых или конфликтных культурных паттернов. Характерная для М.К. "нелинейность", "коллажность", как результат спонтанного усвоения разноплановых ценностей и стандартов, заимствованных из различных (нередко конфликтующих) социокультурных систем, препятствует процессу культурной самоидентификации в его привычной, "легитимной" форме. В то же время возможность прямого доступа к разнообразным "архивам" К. разных стран и эпох создает в рамках М.К. условия для ролевых культурных экспериментов, построения специфической культурной среды из заимствованного или уже "отработанного" в рамках наличной К. материала. Неоднородность и противоречивость "рабочего материала" маргинального сознания нередко проявляется в обострении внутреннего дискомфорта и актуализации различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения. Последнее может проявляться в повышенно агрессивной социальной активности с ориентацией на самоутверждение (от одержимости художественным творчеством до уголовно-криминальных проектов), увлеченности радикальными социальными движениями (националистического, конфессионального или политического плана) или, напротив, в обращении к отрешенности и пассивности, ведущим в итоге к культурной самоизоляции "подпольного" индивида. Различные формы М.К. служат своеобразной "игровой площадкой" новых языков К., тем полем, где в результате причудливого взаимопересечения "официальных" и "М." образов реальности формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат "неправильной", нестандартной (а значит - спонтанной, неуправляемой) культурной коммуникации. Особенно заметным это становится в переходные или кризисные этапы развития общества, когда совокупность М. культурных сценариев нередко приобретает статус контркультуры - реального конкурента актуального культурного стандарта. Таким образом, происходит "негативная легитимация" М.К. в качестве существенного фактора динамики К. Дальнейшие сценарии включения маргинальных культурных образцов в пространство "большой" К. (превращение в новый культурный канон, трансформация в "приемлемую" субкультуру, полная ассимиляция в пространстве обновленной "большой" К.) порождают в любом случае очередной Большой Стиль и, соответственно, его новые М. окраины. Однако происходящий в настоящее время переход от авторитарного, или "закрытого", к "открытому", или "мозаичному" (А. Моль), типу построения культурного пространства объективно способствует ослаблению традиционного конфликта руководящего "центра" и мятежной "периферии". Последнее означает расширение "диапазона приемлемости", трансформацию М. культурных ценностей, прежде агрессивно вытеснявшихся из широкого употребления, в естественный компонент наличной культурной среды.

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА" в других словарях:

МАРГИНАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ — (от лат. край) понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности групп и отд. личностей, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с разл. культурными… … Энциклопедия культурологии

Этнос — (греч. ἔθνος народ) группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания,… … Википедия

АРМЕНИЯ — [Республика Армения; арм. (?)այյաստաճ Айастан], гос во в Закавказье. Территория: ок. 29800 кв. км. Столица: Ереван (1,25 млн. чел., 1998). Крупнейшие города: Гюмри, Ванадзор. Гос. язык: армянский. География. Граничит на западе с Турцией, на… … Православная энциклопедия

Мур, Роберт Стивен — Роберт Стивен Мур Robert Steven Moore … Википедия

Суслангер — Суслангер один из астральных островов в вымышленной вселенной Аллодов. Суслангер принадлежит империи Хадаган (Кадаган). На этом острове происходят события игр Проклятые земли и Проклятые земли: Затерянные в астрале. Содержание 1 География 2 … Википедия

Кулиджанов, Лев Александрович — Лев Александрович Кулиджанов Дата рождения: 19 марта 1924(1924 03 19) Место рождения: Тифлис, Грузинс … Википедия

Онтопсихология — Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения … Википедия

Маргинальная культура (фр. marginal — побочный, на полях, и лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, — развитие) — это процесс, когда человек находится на стыке нескольких социальных групп и не чувствует своей принадлежности ни к одной из них. Это может произойти из-за различных событий:

  • войны или революции;
  • проблем в обществе;
  • наличия психического заболевания;
  • антиобщественного поведения.

Это основные причины, по которым люди становятся маргиналами. Но как именно происходит этот процесс? Каковы модели маргинализации человека? Давайте разберемся.

У каждого человека свой опыт. Это очень сложный процесс, который до сих пор не решен социологами и социальными психологами. Тем не менее маргинализация может начаться с нуля или стать формой социальной адаптации. Соответственно, это влияет на признак процесса (хороший или плохой). Все может быть и совершенно по-другому. Наверное, каждый человек когда-нибудь чувствует себя маргиналом. Причем разница подчеркивает, что маргинальные группы могут включать в себя как преступные группировки, так и обычных алкоголиков. Однако можно привести и более позитивные примеры. Например, есть действительно хорошие революционеры, которые были вытеснены обществом, но в то же время создают свои собственные группы, которые борются за место в социальной структуре.

Маргинальная культура

Очевидно, что маргинализация имеет огромное количество минусов. Прежде всего, они связаны с психологическим дискомфортом человека, оказавшегося между различными социальными группами. Это поправимо. Более того, к этому можно привыкнуть. Но данный момент необходимо учитывать. Есть и такие недостатки маргинализации:

  • Ухудшение самооценки.
  • Снижение социального статуса.
  • Трудности выживания.
  • Отсутствие стабильности.

Человеку необходимо заново пройти социализацию, если он вдруг оказывается на стыке социальных групп, в которых его не вполне принимают в качестве полноправного члена. Или же его вообще вышвырнули за несоответствие социальным нормам. Маргинализация может быть стимулом для развития личности самостоятельно, без вхождения в группы. В данном случае этот процесс провоцирует резкое увеличение личности. К маргиналам также относятся представители различных субкультур.

В России маргинализация носит довольно широкий характер. Поскольку страна достаточно велика, ее нельзя рассматривать как полноценную большую социальную группу. Во всяком случае, существуют различия между регионами, которые имеют совершенно разные психологические характеристики. Россия — синтетическое государство. Этнических русских в нем довольно мало. Но зато много людей других национальностей. Все это усугубляет процессы маргинализации в нашем обществе.

пограничная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, этнических культур или субкультур (социальных групп).

(от позднелат. marginalis — находящийся на краю) — понятие современной социологии культуры, обозначающее набор не согласованных между собой традиций, верований, ориентаций и элементов образа жизни, характеризующих жизнь промежуточных слоев населения того или иного общества. Основным фактором развития М. к. в современном мире становятся мощные и необратимые миграционные процессы и потеря привычного социального статуса значительными группами людей, которые вследствие этого утратили свою привычную социокультурную среду, но не полностью адаптировались и к новым условиям. М. к. обозначает эту низкую степень культурной адаптации и взаимодействия человека с обретенной им новой культурной средой, узость его духовных интересов. М. к. отражает размытость социокультурных норм и ориентаций, когда основной, но трудноразрешимой проблемой для человека становится обретение новых ценностей, социального статуса и образа жизни. Социокультурная жизнь человека в состоянии маргинальности отличается неустойчивостью его общественной позиции, трудностями в обретении полноты своей деятельности и напряженностью во внутреннем мире. В этот переходный период личность, находясь в состоянии внутренней раздвоенности и дисгармонии, не может целенаправленно и осмысленно строить свои отношения с другими людьми и быть носительницей позитивных культурных норм и ценностей. Человек на рубеже двух культур или обществ сохраняет возможности для своего дальнейшего социального и духовного развития, но двойственность самосознания, психологическая напряженность и отчуждение часто задерживают его в сфере М. к., и он стремится создать для себя комфортную, но замкнутую среду обитания, которая безнадежно ограничивает его культурный кругозор и социальные контакты. М. к. отдельной личности формируется из фрагментов привычной культуры и упрощенных, доступных форм новой культуры. Поэтому человек в состоянии маргинальности чаще всего становится потребителем продукции массовой -------культуры.

совокупность локальных К. (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные. Социокультурный статус М.К. определяется их размещением на "окраинах" соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична. Объективными условиями формирования М.К. являются процессы трансформации общества (модернизация, "перестройка" и т.п.), изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса), различные формы взаимодействия К. (от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена). Ситуация маргинальности возникает при одновременном (вынужденном или добровольном) существовании группы или индивида в поле действия несовместимых или конфликтных культурных паттернов. Характерная для М.К. "нелинейность", "коллажность", как результат спонтанного усвоения разноплановых ценностей и стандартов, заимствованных из различных (нередко конфликтующих) социокультурных систем, препятствует процессу культурной самоидентификации в его привычной, "легитимной" форме. В то же время возможность прямого доступа к разнообразным "архивам" К. разных стран и эпох создает в рамках М.К. условия для ролевых культурных экспериментов, построения специфической культурной среды из заимствованного или уже "отработанного" в рамках наличной К. материала. Неоднородность и противоречивость "рабочего материала" маргинального сознания нередко проявляется в обострении внутреннего дискомфорта и актуализации различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения. Последнее может проявляться в повышенно агрессивной социальной активности с ориентацией на самоутверждение (от одержимости художественным творчеством до уголовно-криминальных проектов), увлеченности радикальными социальными движениями (националистического, конфессионального или политического плана) или, напротив, в обращении к отрешенности и пассивности, ведущим в итоге к культурной самоизоляции "подпольного" индивида. Различные формы М.К. служат своеобразной "игровой площадкой" новых языков культуры, тем полем, где в результате причудливого взаимопересечения "официальных" и "маргинальных" образов реальности формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат "неправильной", нестандартной (а значит — спонтанной, неуправляемой) культурной коммуникации. Особенно заметным это становится в переходные или кризисные этапы развития общества, когда совокупность маргинальных культурных сценариев нередко приобретает статус контркультуры — реального конкурента актуального культурного стандарта. Таким образом, происходит "негативная легитимация" М.К. в качестве существенного фактора динамики культуры. Дальнейшие сценарии включения маргинальных культурных образцов в пространство "большой" культуры (превращение в новый культурный канон, трансформация в "приемлемую" субкультуру, полная ассимиляция в пространстве обновленной "большой" культуры) порождают в любом случае очередной Большой Стиль и, соответственно, его новые маргинальные окраины. Однако происходящий в настоящее время переход от авторитарного, или "закрытого", к "открытому", или "мозаичному" (А.Моль), типу построения культурного пространства, объективно способствует ослаблению традиционного конфликта руководящего "центра" и мятежной "периферии". Последнее означает расширение "диапазона приемлемости", трансформацию М. культурных ценностей, прежде агрессивно вытеснявшихся из широкого употребления, в естественный компонент наличной культурной среды. М.Р. Жбанков

Читайте также: