Проблемный вопрос проекта в доу

Обновлено: 29.04.2024

 Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К тому же любознательность — естественная потребность дошкольников. Буквально с рождения малыш познает окружающий его мир зрительно-тактильным методом, исследуя доступные ему предметы. Взрослея, диапазон таких доступных предметов и форм их исследования становится шире. Но суть остается прежней — ребенок путем проб и ошибок приходит к выводу о том, какую форму, цвет, фактуру и т. д. имеет исследуемый им объект. Взрослым важно подкрепить природное желание малыша самостоятельно познавать мир, не пресекая попытки малыша, а педагогически обоснованно направляя деятельность дошкольника.

Из истории проблемного обучения

В нашей стране зарождение проблемного обучения началось лишь в 60-е годы ХХ века, что связано с социальными и историческими изменениями в обществе. Педагоги-новаторы выдвинули идеи о ведущей роли воспитанника в процессе обучения, важности самостоятельной работы. Кардинально поменялась и роль воспитателя: от человека, который предоставляет готовые знания к старшему советчику, который поможет, направит деятельность малышей. Так, разработкой проблемного обучения занимались такие педагоги и психологи: В. Ф. Аитов, Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Е. В. Ковалевская, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Н. А. Менчинская, М. Н. Скаткин, А. В. Хуторскойи др.

Сущность проблемного обучения состоит в том, что педагог создает познавательную ситуацию или задачу и предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно найти пути ее решения, применяя при этом имеющийся объем знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно организовывать процесс познания.

Таким образом, можно выделить основные цели проблемного обучения:

– осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний и умений;

– развитие самостоятельной познавательной активности;

– формирование способности к самостоятельному исследованию.

Классификация проблемных ситуаций

М. И. Махмутов предложил следующую классификацию проблемных ситуаций в образовательном процессе:

  1. Недостаток имеющихся у ребенка знаний и умений для решения поставленной задачи;
  2. Необходимость применения имеющихся знаний и умений в новых условиях;
  3. Возникновение противоречия между тем, как теоретически можно решить проблему, и невозможностью реализации выбранного способа на практике;
  4. Возникновение противоречия между достигнутым практическим результатом и отсутствием теоретического обоснования.

Этапы организации проблемного обучения

Проблемное обучение состоит из нескольких этапов, главный из которых — формирование противоречия. Именно возникновение в проблемной ситуации противоречия вынуждает ребенка активизировать мыслительную деятельность, побуждает к поиску вариантов решения задачи. С. Л. Рубинштейн о.

Следующим этапом является постановка конкретной проблемной задачи и организация процесса поиска решения. Этот компонент представляет двухстороннюю деятельность воспитателя и детей. Но все же ведущая роль отводится педагогу. На этом этапе важно правильно составить эвристическую беседу с малышами, подготовить наглядный материал, благодаря которому дети смогут найти правильное решение задачи. В данном случае следует обратить внимание детей на то, что облака похожи на легкие пушинки. Для этого можно продемонстрировать слайды, видеоматериалы, обговаривая увиденное. Таким образом, дети, сопоставляя полученные знания с уже имеющимися, приходят к правильному выводу.

На схеме 1 наглядно представлены этапы организации проблемного обучения:

Рис. 1. Этапы проблемного обучения

Уровни проблемного обучения

Для эффективной реализации проблемного обучения воспитателю ДОУ необходимо постепенно внедрять такую форму работы. Дошкольники не могут в один момент стать самостоятельными и разрешать непосильные задачи. Поэтому педагогами и психологами были разработаны уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:

Как создать проблемную ситуацию?

Для того чтобы проблемное обучение принесло образовательную и воспитательную пользу, рекомендуется придерживаться следующих правил создания проблемной ситуации:

Исследовательская работа и эксперимент как эффективная форма проблемного обучения в ДОУ

Эффективными и занимательными для дошкольников формами проблемного обучения являются исследование и эксперимент. Практически каждый день дети сталкиваются с проблемными ситуациями как в ДОУ, так и в домашних условиях. Например, организовать исследовательскую работу с детьми 3–4 лет можно, анализируя зимние узоры на окне. Вместо привычного простого объяснения причин возникновения такого явления, можно предложить детям полноценную исследовательскую работу с применением таких приемов:

Таким образом, проблемное обучение является актуальной областью педагогических дискуссий и открытий. На сегодняшний день такая форма работы еще недостаточно научно сформулирована. Но это не мешает работникам педагогической сферы реализовывать свои творческие наработки в этой области, проявлять инициативность, креативность при разработке инновационных форм работы с дошкольниками. Важно помнить, что познавательная активность и любознательность малышей заложена природой и задача воспитателя развивать эти прирожденные способности детей, активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников, поощрять самостоятельность и инициативность.

Цель. Приобщать участников мастер — класса к новым областям знаний; поставить проблемный вопрос.

Задачи. Передать накопленный опыт по заданной теме; создать условия для развития педагогического мастерства участников мастер — класса; научить приёмам рефлексии собственного профессионального мастерства.

Актуальность. Деятельность нашего дошкольного учреждения направлена в том числе на формирование ключевых компетентностей у воспитанников. Для того чтобы эта деятельность была эффективной, необходимо:

— Изменить представление о роли воспитателя — он должен быть консультантом, наставником, организатором деятельности;

— Ввести в образовательный процесс современные интерактивные педагогические технологии; обеспечивающие самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на достижение цели.

В связи с этим актуальной стала технология проблемного обучения, так как она направлена в первую очередь на то, чтобы ребёнок самостоятельно добывал знания и учился применять их в решении новых познавательных задач.

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в резуль тате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко, 1998).

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Проблемная ситуация должна вызвать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.

3. Быть доступным для детей и соответствовать их познавательным способностям. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для детей сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации учащихся.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы дети не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного решения проблемы и нахождения неизвестного.

Используя данную технологию, можно добиться следующего: дети смогут отвечать на разнообразные вопросы, рассуждать и аргументировать свои действия, делать умозаключения, для решения проблемных задач использовать разнообразные приёмы исследовательской деятельности, целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.

В проблемном обучении выделяют три метода: проблемного изложения, частично поисковый и исследовательский. Рассмотрим критерии этих методов.

Метод проблемного изложения

— Педагог сам формулирует проблему, выдвигает проблемную задачу. Излагает пути её решения, выдаёт результат.

— Дети являются активными и заинтересованными слушателями.

Частично- поисковый метод.

— Проблему формулирует педагог.

— В процессе изложения темы дети формулируют и оценивают гипотезы, предлагают методы решения задач, помогают объяснить и сделать вывод по проведённому опыту или эксперименту. (В этом случае они активны в поиске разных вариантов решения проблемных задач.)

Исследовательский метод

Предполагает наивысшую самостоятельность детей : осознав проблему, они самостоятельно формулируют проблемную задачу и сами её решают.

Дети самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования: выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. Внедрение исследовательского метода в детскую деятельность позволит сформировать творческое начало, развить интерес за счёт увеличения самостоятельности.

В процессе проблемного обучения детская деятельность проходит несколько этапов:

— Возникновение проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса;

— Осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);

— Поиск способа решения проблемной задачи путём выдвижения догадок, гипотез и т. д.

— Проверка правильности решения проблемной задачи.

Рассмотрим только первый этап.

Проблемный вопрос — это та проблемная ситуация, которую дети приняли к решению, опирающиеся на имеющиеся у них систему знаний, практический опыт поиска и др. Иначе говоря, возникает проблема между знаниями и новыми фактами.

И для её решения необходимы интеллектуальное действие, определённый целенаправленный мыслительный процесс.

Предвидим возражение: любой вопрос вызывает мыслительную деятельность. Давайте рассмотрим условия, при которых вопрос становится проблемным.

1. Вопрос имеет логическую связь с ранее изученными понятиями и с материалом, который подлежит усвоению в определённой ситуации.

2. Он содержит познавательную трудность.

3. Не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.

Какие планеты Солнечной системы вы знаете?

— Нет связи между знаниями и новым материалом. Нет нового материала.

— Нет познавательной трудности. (Дети знают ответ и только вспоминают его).

— Знания у детей уже есть, и вопрос вполне доступен им, т.е. не несёт смысловой нагрузки.

Что такое парад планет?

— Связь между знанием о планетах и новым материалом о движении планет (чёткость, ритм, скорость и т.п.)

— Чтобы ответить на вопрос, необходима целенаправленная мыслительная деятельность

— Есть знания о планетах и о параде, но нет понятия об их взаимосвязи.

Вывод: второй вопрос является проблемным

Проблемные вопросы бывают трёх видов.

1.Проблемный вопрос может охватывать понятия в рамках одного предметного направления. Например: гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну лапу?

— Вопрос касается познавательно — исследовательской области, знаний в области математики.

— Для его решения необходима мыслительная или исследовательская деятель ность (модель, опыт, схема). Чтобы решить такую трудную задачу, можно сводить детей в медицинский кабинет для измерения их роста и веса в обычном положении и на одной ноге. Опыт посещения медицинского кабинета может натолкнуть на правильный ответ.

— Решение вопроса приведёт к новому знанию (вес предмета не меняется от его положения)

— Но и ответ , и новое знание также относится к познавательно — исследовательской области, в том числе в математике.

2. Проблемный вопрос может носить междисциплинарный характер.

Ответ на этот вопрос затрагивает следующие области:

Но давайте вспомним: внедряя технологию проблемного обучения, мы ставим перед собой задачу развить самостоятельность детей, а это значит, что проблемные вопросы выявляют и формулируют дети тоже самостоятельно.

Практическая часть мастер — класса

1. Ведущий загадывает предмет, который находится в зоне видимости игроков.

2. Игроки, задавая вопросы ведущему, пытаются отгадать этот предмет.

— К какому миру это относится, рукотворному или природному?

4. Игра закончена, когда загаданный предмет угадан.

отпуске, в новостях, из кинофильмов), беседы по лексическим темам. Этот прием позволяет подвести детей к проблемному вопросу в соответствии с проблемными задачами. Например: в декабре все СМИ освещают предновогоднюю тему. Ёлочке — красавице посвящены выставки детских рисунков и поделок, конкурсы чтецов и т. д. Поэтому в наших беседах обязательно всплывает тема Нового года, что соответствует перспективному плану.

— «Хорошо, что в лесу растёт много ёлочек — красавиц.

Плохо, что под Новый год их срубят под самый корешок и увезут из леса.

Хорошо, что скоро в доме будет стоять ёлка и радовать нас.

Плохо, что полюбовавшись ёлочкой — красавицей несколько дней её выбрасывают как мусор.

Хорошо, что каждая семья может поставить ёлку в комнате и нарядить её.

Плохо, что чем больше людей захотят поставить елочку в доме, тем больше их вырубят и их тогда меньше останется в лесу.

Как же быть? И ёлочки жалко, и людей жалко, ведь что за Новый год без ёлки.

Как тут быть, как поступить в этом случае?

Варианты решения проблемной задачи могут быть разными. Например: покупать ёлки, специально выращенные в питомниках, купить искусственную ёлку, украсить помещение еловыми ветками.

Технология проблемного обучения используемая в воспитательно — образовательном процессе с детьми позволяет ставить и решать профессиональные задачи разного уровня сложности, формировать творчески мыслящую личность, способную принимать решения в ситуации выбора и предвидеть его возможные последствия.

В числе современных педагогических технологий рассматривается технология проблемного обучения. Насколько актуальна эта технология сегодня? Попробуем разобраться.

С другой стороны. В последнее время мы все чаще сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания.

Каков может быть способ решения проблемы?

Мы предположили, что использование проблемного обучения в работе с дошкольниками положительно повлияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей, активизирует мысль детей, придаст ей критичность, приучит к самостоятельности в процессе познания.

В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания. Так что же такое проблема? Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.

Проблемное обучение в детском саду — это организация взаимодействия с воспитанниками, предполагающая создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н. Е. Веракса).

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Но. С опорой на уже имеющиеся. Например. Гуси и утки улетают на юг последними (готовое знание). Как вы думаете, почему? (проблема, требующая рассуждения, поиска новой истины с опорой на уже имеющиеся знания).

Существует 3 структурные единицы проблемного обучения:

  • проблемные вопросы
  • проблемные задачи
  • проблемные ситуации

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС — ЭТО НЕ ПРОСТО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЯ, КОТОРОЕ УЖЕ ЗНАКОМО ДЕТЯМ, А ПОИСК ОТВЕТА НА ОСНОВЕ РАССУЖДЕНИЯ.

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

В ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАЙТИ РЕШЕНИЕ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС (КАК В ЛЮБОЙ ЗАДАЧЕ, ЕСТЬ УСЛОВИЕ И ВОПРОС) Проблемная задача №1. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Проблемная задача №2 Иван-Царевич потерялся в лесу и не может найти дорогу назад. Что он должен сделать

ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ЕДИНИЦЕЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут — не хватает знаний, жизненного опыта.

Например. Металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель обращает внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.

Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.

Приемы, методы и средства:

  1. Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. (Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?)
  2. Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки проблемных вопросов. (Почему у птиц клювы разной формы? Можно ли хвоинку назвать листочком?)
  3. Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых. (Что может рассказать о снеге (цветке, туче…) художник, медик, эколог.)
  4. Создание противоречия. (Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него.)
  5. Организация противоречия в практической деятельности детей. (Составим правила поведения в автобусе для нечитающих пассажиров.)

Однако, проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

Воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их с воспитанниками.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

Роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Например. Для приготовления теста детям предлагается алгоритм его изготовления. Вместе с воспитателем дети замесили и раскатали тесто в лепешку. Но возникает вопрос: что использовать вместо формочек. То, что дети предлагают использовать вместо формочек, они используют в работе с тестом и, в итоге, приходят к определенному выводу.

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (Почему утки и гуси улетают на юг последними?).

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод). Например. Буратино должен попасть в школу. На пути река. Что делать?

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Этапы решения проблемной ситуации:

А.М. Матюшкин – этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.

2. Процесс решения проблемы.

3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Требования к проблемным ситуациям:

  • решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;
  • проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает

ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

  • формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;
  • проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;
  • в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;
  • в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

Технология проблемного обучения в ДОУ

Проблемный метод обучения это организованная последовательность взаимодействия с дошкольниками, которая предполагает наличие проблемных ситуаций и умение самостоятельно их разрешить в любом возрасте. На итоговом этапе можно включать анализ пройденной методики. Уроки в старших группах развивают критичность мышления детей.


Активный поиск решения проблемы

Важно! В педагогике преподавание образовательного процесса строится на технологиях ИКТ, игровых, реализации метода проектов и приеме интеграций. Они помогают обучать дошкольников на примерах трудных ситуаций, внедрять и эффективно использовать новые знания.

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов технология способствует развитию творческих способностей.

История

История проекта по данному виду обучения начинается в 20-х годах прошлого столетия. Определение дал Джон Дьюи. Автор считал, что ожидать усвоение материала ребенком стоит не только с помощью речи и органов чувств, но и дать ему возможность самому удовлетворить потребность в знаниях с помощью различных источников, дискуссий, необходимой литературы и кратких технологических карт.

Плюсы и минусы

  • Обучающийся обретает высокую самостоятельность,
  • Формируются мотивация и познавательный интерес,
  • Развиваются мыслительные способности.
  • Чтобы усвоить некоторый объем знаний, нужно затратить большое количество времени.

Типовая структура занятия

Структура проблемного занятия включает:

  • Повторение прежних знаний,
  • Изучение новых способов действия,
  • Формирование навыков и способностей


Развитие познавательного процесса в ДОУ в момент решения ситуации затруднения


В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию окружающего мира и себя в нем. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе, необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания. Основная наша задача — подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.

Дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством.

Родители, а часто и мы, педагоги, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности. Это традиционный взгляд на проблему. Но в свете новых государственных требований вопрос ставиться по другому: вместо передачи суммы знаний — развитие личности ребенка на основе освоения способов деятельности. То есть мы должны не давать детям знания, а научить их получать эти знания. Поэтому перед нами, взрослыми стоит огромная задача — развить в детях мотивацию к познанию, учению.

Так как же научить ребенка думать? Очевидно, научить его этому можно лишь вситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация, скоторой начинается процесс размышления.

Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи, открытию мира, предметов, связей и взаимоотношений. В данном случае нам, взрослым, в этом надо помочь.

Поэтому, основная задача педагогов детского сада заключается в наполнении повседневной жизни детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в содержательную деятельность. Очень важно развить у детей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решать их. Для этого мы должны решать следующие задачи:

− Расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;

− Учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;

− Учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;

− Учить детей слушать друг друга;

− Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого и самостоятельно формулировать противоречие и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

Известно, что решение проблемных ситуаций дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Так что же такое проблема?

Проблема— это реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы. Иными словами, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации.

Проблемная ситуация — это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.

Что включает в себя проблемная ситуация? Психологи выделяют три основных, характерных компонента:

  1. Неизвестное, новое знание, которое ребенок должен усвоить, разрешая противоречие.

Чем ярче выражено противоречие, тем острее проблемность ситуации. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие; противоречие, которое заметил один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность. Ценность противоречия в том, что оно воздействует на эмоции, побуждает потребность в познании нового. Эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль.

  1. Познавательная потребность, побуждающая к интеллектуальной деятельности.
  1. Творческие возможности идостигнутый уровень знаний.

Необходимо учитывать возможности детей анализировать условия поставленного задания и усваивать новые знания, т. к. слишком трудное и слишком легкое задание не способствует возникновению проблемной ситуации.

Характерные признаки проблемности на занятии, вдеятельности детей:

− Возникает состояние интеллектуального затруднения;

− Возникает противоречивая ситуация;

− Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности вобучении:

  1. Воспитатель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
  2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет детей на самостоятельные поиски путей решения.
  3. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
  4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее сам, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы решения.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных методов иприемов:

− изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

− побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

− постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

− постановка проблемных задач.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

  1. Анализ (актуализация) имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов:

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Ситуация: при чтении сказки или рассказа, дети узнают, что герой заблудился в лесу. Он знает, что найти его смогут только на следующий день. Но ночь ему придется провести в лесу. Ночи очень холодные, можно простыть и заболеть.

Постановка проблемы: как можно помочь герою не замерзнуть ночью?

  1. Анализ (актуализация) имеющихся знаний: с помощью наводящих вопросов.

− Найти избушку (не нашел)

− Зажечь костер (нет спичек)

− Надеть все теплые вещи (их мало и все равно холодно)

− Сделать шалаш (нет топора)

− Лечь в теплые камни (камней в лесу нет)

− Бегать, прыгать, быстро шагать (всю ночь не сможешь двигаться, устанешь)

− Улечься в ямку, углубление, свернуться калачиком и др.

Какие варианты подойдут для нашего героя? (дети отбирают варианты)

  1. Решение проблемы: — поиск ответа во внешних условиях.
  1. Доказательство ипроверка гипотезы, реализация идей найденного решения.

Что мы можем сделать, чтобы убедиться в этом?

− Надеть теплую кофту

− Лечь в коробку (проверить защищает ли она от холода)

− Какую задачу мы с вами решали? (как не замерзнуть ночью)

− Как мы решили проблему? (придумали разные способы)

− Какой совет можно дать герою? (не ходить одному; брать с собой компас; серьезно готовиться к походу в лес — брать все необходимые вещи спички, фонарь, продукты, теплую одежду и т. д.).

Ситуации бывают разные и иногда в ходе решения проблемной ситуации возникает противоречие.

Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие.

Дошкольник не принимает новое знание, которое не вписывается в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира.

Человек, как считаетС.Л.Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.

Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и ребенка.

Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого.

  1. Система вопросов, переформулирование условий задачи;
  2. Наводящая задача, или задача-подсказка;
  3. Цепочка наводящих задач;
  4. Готовый вариант решения.

За основу построения проблемной ситуации можно использовать алгоритм, разработанныйН.Н.Хоменко иТ.А.Сидорчук.

Шаг № 3. Формулировка противоречия.

Шаг № 4. ИКР (идеальный конечный результат) — сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.

Шаг № 5. Обследование ресурсов объектов для решения противоречия.

Шаг № 6. Формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.

На первом этапе можно использовать в работе с детьми проблемные ситуации, составленные Леновой Е.И, Бронниковой Н. С., Смельцовой О. А.

Когда усвоиться алгоритм решения творческих задач и последовательность диалога с детьми, можно составлять проблемные ситуации самим, привлекать коллег по работе, родителей для создания копилки ситуаций.

Для решения любой проблемной ситуации, необходим весь арсенал методов, приемов, в том числе педагогических технологий.

Технология — совокупность методов и приемов, в каком-либо мастерстве или искусстве.

Педагогическая технология — специальный набор методов, способов и приемов обучения, воспитательных средств, она (пед техн.) есть организационно-методический инструмент педагогического процесса.

Технология развивающего обучения (В. Н. Венгер) — ориентирует на зону ближайшего развития, что помогает формированию творческого потенциала ребенка, побуждает детей к поиску самостоятельных решений, развивает познавательный интерес.

Задача педагога: создать каждому ребенку ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы пребывание в детском саду приносило радость.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяются гуманно-личностные технологии. Они направлены на оказание помощи ребенку, понимания, умения встать на место ребенка, разделив с ним его видение мира, а потом познакомить его с миром, как его видят и понимают взрослые.

Технология проблемного обучения.

Я учу детей творчески мыслить, видеть проблему, выдвигать гипотезы для решения этой проблемы, находить самостоятельные пути решения, делать выводы и заключения.

Информационные технологии, использование компьютера для обучения детей. Я использую на занятиях мультимедийные презентации. Появление дидактической информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес; движение, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка. Использование мультимедийных презентаций, анимации в свободной деятельности с дошкольниками позволяет вывести мою деятельность как педагога, на новый качественный уровень.

Использование игровых методов и приемов помогает с интересом, непринужденно давать детям определенные знания и умения. И иначе в дошкольном возрасте нельзя, ведь игра это основной вид деятельности дошкольника.

Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы через игру научить детей думать, реализовать свои потенциальные возможности, творческие проявления и развитие личности. Поэтому главным девизом можно взять следующие слова:

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проблемная ситуация, проблема, знание, ситуация, задача, противоречие, деятельность педагога, дошкольный возраст, окружающий мир.

Похожие статьи

Проблемные ситуации в организации образовательного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация имеет в своей основе вопросы, посильные для детского восприятия и самостоятельного решения. Они могут использоваться на разных этапах развития ребенка дошкольного возраста.

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего.

Проблемные ситуации для дошкольников и их решение — задача воспитателей, специалистов дошкольных учреждений и родителей.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, дошкольный возраст, ребенок, активный словарь, окружающая.

Развитие и формирование познавательного интереса у детей.

Постановка проблемы. В условиях современного мира активность, инициативность, самостоятельность, креативность, умение

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший.

Психолого-педагогическая технология проведения игровых.

ребенок, проблемная ситуация, проблема, знание, ситуация, противоречие, задача, дошкольный возраст, деятельность педагога, окружающий мир. Похожие статьи. Образовательная среда как условие эффективности.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей.

познавательная деятельность детей, познавательная деятельность, дошкольный возраст, ребенок, проблема, задача, роль воспитателя, помощь воспитателя, метод проектов, детский сад.

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

‒ Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка

Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами педагога и детей видится по-разному.

‒ сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации).

Воспитательные возможности проблемных педагогических.

В статье рассматриваются проблемы и воспитательные возможности, потенциал проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Понятие о методической системе и ее роли в современной.

ребенок, проблемная ситуация, проблема, знание, ситуация, противоречие, задача, дошкольный возраст, деятельность педагога, окружающий мир.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста.

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Последовательность этапов реализации технологии проблемного обучения

Технология проблемного обучения широко используется на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях. С помощью ФГОС в ДОУ стало популярно всестороннее развитие ребенка и обучение методом вопросов. Педагоги, прошедшие аттестацию и подтвердившие свою квалификацию, наполняют жизнь малыша задачами для достижения качественного результата и опыта, разрешения проблем начального образования.

Технология проблемного обучения в ДОУ

Проблемный метод обучения это организованная последовательность взаимодействия с дошкольниками, которая предполагает наличие проблемных ситуаций и умение самостоятельно их разрешить в любом возрасте. На итоговом этапе можно включать анализ пройденной методики. Уроки в старших группах развивают критичность мышления детей.


Активный поиск решения проблемы

Важно! В педагогике преподавание образовательного процесса строится на технологиях ИКТ, игровых, реализации метода проектов и приеме интеграций. Они помогают обучать дошкольников на примерах трудных ситуаций, внедрять и эффективно использовать новые знания.

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов технология способствует развитию творческих способностей.

История

История проекта по данному виду обучения начинается в 20-х годах прошлого столетия. Определение дал Джон Дьюи. Автор считал, что ожидать усвоение материала ребенком стоит не только с помощью речи и органов чувств, но и дать ему возможность самому удовлетворить потребность в знаниях с помощью различных источников, дискуссий, необходимой литературы и кратких технологических карт.

Плюсы и минусы

  • Обучающийся обретает высокую самостоятельность,
  • Формируются мотивация и познавательный интерес,
  • Развиваются мыслительные способности.
  • Чтобы усвоить некоторый объем знаний, нужно затратить большое количество времени.

Классификация методов проблемного обучения

Методами проблемного обучения являются:

  • Эвристический. Формулировка проблемы осуществляется учителем, а после ученики вовлекаются в обсуждение решения.
  • Репродуктивный – построение занятий по образцу. Приводится пример трудной ситуации с указанием, как найти противоречия.
  • Проблемное изложение. Пассивный метод, где ученики наблюдают за всем процессом, который формулирует педагог.
  • Исследовательский. Самый сложный: учитель формулирует проблему, а остальной работой заняты ученики.


Классификация методов по Махмутову М.И.

Классификации проблемных ситуаций, способы их создания

Педагогический опыт представляет 20 квалификаций затрудненных ситуаций. Три их общих класса:

  • Первый. Неизвестное – цель, которую необходимо усвоить,
  • Второй. Неизвестное – способ действия.
  • Третий. Неизвестным считаются новые условия действия.

Обратите внимание! Одна из педагогических технологий проблемного обучения – кейс-метод. Он универсален. С его помощью описывается конкретная ситуация, в ходе которой разбирается суть проблемы, возможные решения и выбор наилучшего из них. Материал максимально приближен к реальному, взаимодействуют все учащиеся, в том числе, педагог.

Способами создания таких ситуаций служит побуждение учащихся к сравнению. Ученик должен сопоставить факты, явления, данные, противоречащие заданной цели. Например, на занятиях по биологии с помощью презентации дошкольник должен найти ошибку или противоречивые данные.

Когда использовать метод

Сложностью считается правильно созданная проблемная ситуация. Поэтому этот метод требует навыков и умений.


Решение сложных ситуаций в подготовительной группе ДОУ

  • Обрисованная проблема соответствует возрасту,
  • Ее не решают прежними знаниями, а учатся находить новые,
  • Ситуация содержит в себе противоречия,
  • Ситуация вызывает интерес и мотивацию.

Этапы технологии проблемного обучения

  • Постановка проблемы, в процессе которой появляется затруднение у ученика.
  • Начинается поиск решения с помощью диалогов или гипотез.
  • Гипотезы проходят этап проверки. Начинать стоит с ложной.
  • Формулируются правил и способы разрешения поставленных задач. Сравнение с образцом.
  • Обучение постановке проблемных вопросов.
  • Проводятся контрольные и проверочные работы.

Типовая структура занятия

Структура проблемного занятия включает:

  • Повторение прежних знаний,
  • Изучение новых способов действия,
  • Формирование навыков и способностей


Развитие познавательного процесса в ДОУ в момент решения ситуации затруднения

Основные психологические условия для применения проблемного обучения

Важными условиями являются:

  • Доступность и понимание правил всеми учащимися,
  • Процесс должен вызывать заинтересованность, познавательную активность,
  • Задания должны подбираться так, чтобы ученик не мог использовать при их решении прежние знания.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций

8 методических приемов:

Мастерство учителя

Самым главным умением любого хорошего педагога является способность вызвать интерес. Именно интерес способен стимулировать восприятие, воображение, активность.

Дополнительная информация. Чтобы интерес возник, необходимо воздействовать на эмоциональную составляющую ученика.

Насыщение эмоциями вызывают яркие элементы:

  • Развития,
  • Активности,
  • Деятельности.

Также важным элементом успеха считается создание оптимальных условий для развития, логических и практических решений.

Ожидаемый результат

  • Ученик способен грамотно сформулировать вопрос и участвовать в дискуссии,
  • Развито логическое мышление,
  • Развиты новые умения и навыки, в том числе умение организовать познавательную деятельность самостоятельно,
  • Ученик способен к самоконтролю.
  • Ярко выраженный интерес к предмету.

В настоящее время проблемное обучение необходимо человечеству, поскольку с ним рождается творчески разносторонняя личность. Ребенок не сдается перед проблемами, а стремится их разрешить. Он всегда заинтересован в поиске новых знаний и умений.

Читайте также: