Проблема жизни и смерти смысл жизни как аксиологическая функция личности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Предназначение человека как поиск смысла его жизни

Однако были и другие трактовки. Так, А. Шопенгауэр сводил смысл человеческой жизни к страданию. Он считал, что человеку постоянно приходится вести борьбу с природой и своим окружением, в том числе другими людьми. Человек сам вредит себе, он эгоистичен и агрессивен, жесток и озлоблен, потому его удел составляют страдание, печаль и вечный поиск покоя, которого не будет ему до самой смерти.

Готовые работы на аналогичную тему

Эти высказывания использовали экзистенциалисты (Ясперс, Камю, Сартр По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Жан-Поля-Сартра подробнее ), чтобы обосновать свой взгляд на проблему смысла жизни. Они считали, что человек рождается в муках, его жизнь постоянно сопровождается слезами и вечным страхом, его удел – трудится всю жизнь в поте лица, а свою жизнь он тем не менее заканчивает жалким и в грязи, поэтому искать смысл жизни не стоит, его нет.

Рассуждения философов о бессмысленности жизни опираются на следующие положения:

Оптимистичные концепции смысла жизни

Взгляды о бессмысленности земной жизни, конечной и греховной, являются, в значительной степени, характерны именно для религиозных философов, таких как Франк или Бердяев По данной теме мы уже выполнили презентацию Бердяев подробнее . Сделать такой вывод о человеческой жизни достаточно легко, если положить на другую чашу весов некий Абсолют, наделив предполагаемую вечность неким Абсолютным смыслом, пока непонятным. Однако многие философы и мыслители, напротив, утверждали о ценности человеческой жизни и о субъективном наполнении жизни смыслом.

О проблеме смысла жизни писал и З. Фрейд. С чисто психологической точки зрения Фрейд считал, что смысл жизни надо искать, исходя из человеческого поведения. На основе своих наблюдений он сделал вывод: люди стремятся к счастью, хотят быть счастливыми. Это выливается в два явления: с одной стороны, в своем стремлении к счастью человек избегает неудовольствия и боли, с другой – постоянная погоня за сильными эмоциями (положительными) и наслаждением. Сам же Фрейд считал, что счастливым человека делает прежде всего любовь – возможность любить и быть при этом любимым. К другим наслаждениям, делающим жизнь человека счастливой, помимо чувственного, он относил возможность творить, любоваться природой и прекрасным в целом, познавать мир вокруг, испытывать радость ученого, заниматься любимым делом.

Тайна смерти

Не менее значимым для человека, чем сама жизнь, является вопрос смерти. Проблему ее понимания пытались решить с самых древних времен. Уже в античном мире Сократ размышляет о смерти и представляет ее как тайну. По его рассуждениям смерть, может быть, есть переход в небытие, это может быть не зло, а благо. Смерть не страшна тому, кто познал смысл жизни, тому, кто ставит поиск истины и стремление к справедливости выше самой жизни, как было в его случае.

В средневековой Европе смерть понималась как переход человека в Божье царство, т.е. исключительно с точки зрения христианства. Только с эпохи нового времени изменился взгляд на эту проблему.

С точки зрения биологии смерть представляет собой прекращение физиологических процессов в организме, когда перестают функционировать клетки. Однако в философии смерть не противопоставляется жизни. Смерти противопоставляется не жизнь, а рождение. Смерть часто представляли как благо, которое избавляет человека от страданий и суетных страстей, прекращение бессмысленного человеческого существования.

Осознание конечности своего существования чаще всего является тем исходным моментом, который заставляет человека пересмотреть свою жизнь и заняться поиском ее смысла, изменить свое поведение, переводя его на новый культурный уровень. Без смерти не было бы вопроса и о самой жизни.

Смерть выполняет важнейшую социальную функцию – она показывает, что в конечном счете все люди равны, их всех ждет один конец вне зависимости от накопленных богатств и местоположения на социальной лестнице.

Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия.

Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.

Смерть — завершающий момент существования живого существа. Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания.

Задача каждого человека — всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков, же и смысл жизни общества и человечества в целом.

Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.

Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия.

Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.

Смерть — завершающий момент существования живого существа. Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания.




Задача каждого человека — всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков, же и смысл жизни общества и человечества в целом.

Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.

Человек — самое уникальное и противоречивое творение природы и истории. Только люди способны задумываться о смысле жизни и осознавать конечность собственного существования. Проблемы смерти и бессмертия в философии занимают центральное место. Во все времена этот вопрос интересовал пророков, религиозных деятелей, великих мыслителей, педагогов и врачей.

Проблема бессмертия

Нравственно-философский смысл жизни

Смерть и бессмертие

  1. Какова цель существования человека?
  2. Ради чего (кого) следует жить?
  3. Каковы главные жизненные ценности?

Мнения философов из разных эпох существенно отличались. Например, античные мыслители видели смысл жизни в удовольствии и постоянном самосовершенствовании. Сократ призывал людей исследовать добродетель и развивать душевные качества. Аристотель считал, что жизнь — это счастье, которое заключается в мышлении и познании мира. Эпикур полагал, что существование людей должно быть связано только с земными удовольствиями, то есть с отсутствием голода и физических недугов.

В эпоху Средневековья мнение о смысле жизни существенно поменялось. В религиозных первоисточниках писали о том, что человек должен следовать примеру своих предков, придерживаясь религиозных идеалов. Эту тему кратко освещал в своих работах Фома Аквинский и философ Августин. В этот исторический период о жизни нередко высказывались негативно. Например, в буддизме жизнь отождествлялась со страданиями, в азиатских текстах— с бездной зла и мучением.

Смерть и бессмертие в философии

В эпоху Просвещения мировоззрение людей снова меняется. Смысл бытия видят в возможности утверждения человека как личности. В XIX веке появилось множество альтернативных направлений философии. Например, Артур Шопенгауэр, будучи представителем иррационализма, определял жизнь как проявление мировой воли. Он полагал, что человек не может совершать важные действия по собственному желанию, так как любыми поступками движет чужая воля.

Альбер Камю, напротив, считал, что человек должен создавать собственные ценности. Существование индивида оценивается только его поступками. Представители нигилизма и позитивизма и вовсе не видели в жизни особого смысла. Они предавали значение только конкретным событиям, достижениям и наследию индивида.

И. Кант считал, что жизнь заключается в осознании человеческого бытия. А мыслитель Фихте полагал, что смысл существования людей состоит в достижении гармонии с окружающим миром.

Проблема смерти и бессмертия

Несмотря на многообразие точек зрения, в большинстве учений жизнь трактуется как миг, отпущенный человеку, для подготовки к смерти. Удивительно, но гибели человека и его возможному бессмертию всегда уделяли больше внимания, чем самому жизненному пути.

Гибель человека

Смерть — это полное прекращение биологических и физиологических процессов в живом организме. С философской позиции это определение не является достаточным. Это явление абсолютно неизбежно и непредсказуемо, поэтому оно всегда несёт отпечаток таинственности и мистичности. Люди всегда боялись неизвестности, поэтому философы, изучая сущность смерти, искали способ избавить человечество от страха.

Изучение проблемы смерти в философии можно разделить на 3 периода:

Бессмертие в философии

  • дохристианский;
  • христианский;
  • современный.

Когда учёные получили достаточно знаний из области биологии и естествознания, идеи о загробной жизни и возможном воскрешении стали отвергаться. К изучению вопроса о смерти стали подходить с рационалистической точки зрения. Гибель индивида рассматривалась как естественная перемена человеческого существования.

Идеи о вечном существовании

Бессмертие — это вечное, непрекращающееся существование. С естественно-научной точки зрения, достичь такого состояния невозможно. Тем не менее рассуждение на эту тему встречалось у всех древних народов.

Материалисты категорически отрицают существование души, поэтому такое понятие, как вечная жизнь они не рассматривали. Однако философы XIX—XX вв. полагали, что достичь бессмертия можно через оставленное наследие, то есть через потомков, созданные произведения искусства.

Проблема смерти в философии

Развитие вопроса в современном мире

Вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии актуальны и в XXI веке. Это связано с достижениями в области биологии и медицины. Современная реаниматология позволяет возвращать к жизни человека, пережившего клиническую смерть. Однако не все учёные рассматривают это достижение, как благо.

Проблема смерти и бессмертия в философии

Известно, что после смерти в первую очередь перестаёт функционировать кора головного мозга. Средствами медицины можно возобновить работу сердца, но восстановить все функции мозга ещё никому не удавалось. В связи с этим в этике и философии встаёт вопрос о том, можно ли в случае восстановления сердцебиения говорить о продолжении жизни человека.

Из-за регулярных национальных конфликтов, международного терроризма и эпидемий человеческая жизнь была сильно обесценена. Современные философы стараются найти ответы на новые вопросы:

Не перестаёт обсуждаться и вопрос бессмертия. Но если в Античность и Средние века философов интересовало вечное существование души, то в XXI веке наука ищет пути сохранения физического тела. В связи с этим активно развивается криогеника и молекулярное клонирование.

Аксиология – это философская наука, изучающая ценности. Для нас важно теперь определиться с понятием ценности. Ценностью в нашем понимании является все то, что определяет качество существования всякого человека. Поэтому в зависимости от того, как тот или иной предмет (то или иное явление) определяет качество существования того или иного человека можно говорить о большей или меньшей ценности этого предмета (явления). Интересно, что в аксиологии нет единой теории ценностей. И связано это с тем, что сами ценности имеют весьма обширную типологию. Общепринятыми, на сегодняшний день, можно считать следующие статусы ценностного существования, в зависимости от которых строится та или иная типология ценностей. Различают необходимые и не необходимые ценности, положительные и отрицательные ценности, материальные и духовные ценности. В этой книге мы будем опираться на аксиологию, построенную на учении такой эзотерической традиции как Каббала и всех тех эзотерических традиций, которые выросли из учения Каббалы.

Необходимые ценности – это те, отсутствие которых неминуемым образом ведет к смерти человека, т.е. к уничтожению его физической жизни. Не необходимые ценности – все те, отсутствие которых не приводит к физической смерти человека.

Положительные ценности, в нашем понимании, – это те ценности, которые предустановленны Богом. Отрицательные ценности - это те, которые Богом не предустановленны, но допускаются Им к существованию.

Материальные ценности – это ценности, от которых зависит качество жизни нашего физического тела. Духовные ценности – все те, от которых зависит качество жизни нашего духа.

В зависимости от этих аспектов тот или иной предмет (или явление) может быть рассмотрен в трех основных аспектах своего существования – как необходимая или не необходимая ценность, как положительная или отрицательная ценность, как материальная или духовная ценность. В этой главе мы и займемся аксиологическим анализом существования таких явлений, как жизнь и смерть.

Жизнь не может быть абсурдной только по той причине, что существует смерть. Но смерть зачастую накладывает на жизнь того или иного человека печать абсурда. Я имею ввиду те многочисленные случаи смерти человека, которые вызваны не старостью, а кажущейся нелепостью и жестокостью сложившихся обстоятельств. По этому поводу какой-то мудрец сказал, что нет нелепости в том, что человек смертен: нелепо то, что человек смертен внезапно. Эта возможность внезапной смерти – есть отголосок временного существования абсурда, но не доказательство существования абсурдности человеческой жизни. Ведь то обстоятельство, что мы иногда являемся не в силах найти объяснение тому или иному явлению, свидетельствует вовсе не о том, что данное явление абсурдно само по себе, а о том, что мы на данный момент времени оказываемся не в силах объяснить истинный смысл данного явления. Всякий, кто пытается доказать абсурдность жизни человека вообще (т.е. не конкретного человека, а человека как представителя жизни на земле, как представители биологического вида), тот волей-неволей демонстрирует ученому миру свою интеллектуальную импотенцию. Абсурд не может проявить себя через сущность человеческой жизни вообще, но какой-нибудь отдельный человек может проявить через явление своего собственного существования абсурдность своей жизни. Связано это с тем, что самим Творцом предустановлен определенный смысл всякой человеческой жизни, достижение которого гарантировано каждому человеку, но некоторые люди склонны придавать своей жизни тот смысл, который они придумали сами. В этой связи печать абсурдности на их существовании будет лежать до тех пор, пока они не смогут найти тот смысл своей жизни, который извечно был предустановлен Творцом.

Смерть не может быть источником абсурда жизни хотя бы в силу той причины, что она очень часто выступает в роли главного обстоятельства, приведшего человека к поиску смысла жизни. Но из этого вовсе не следует вывода о том, что жить следует для того, чтобы умирать. Смерть не является смыслом жизни. Она является лишь указующим фактором того, что жизнь имеет смысл. Именно потому, что смерть является одним из источников поиска нами смысла жизни, мы вправе говорить, что смерть имеет ценность, т.е. то, что каким-то образом определяет качество самой нашей жизни.

Какова же ценность смерти? Ценность смерти имеет следующие аксиологические аспекты: смерть является отрицательной, материальной, не необходимой ценностью. Следовательно, ценность жизни будет иметь следующие аксиологические аспекты: жизнь является положительной, духовной и необходимой ценностью. Почему это так – нам предстоит разобраться.

Смерть является отрицательной ценностью, потому что существование смерти не предустановленно Богом, но допускаемо Им. Даже смерть микроба, живущего в моем физическом теле и мешающего ему жить, не будет являться для меня положительной ценностью, несмотря на то, что смерть микроба влечет оздоровление моего тела. Самим Творцом было допущено существование этого микроба, жизнь которого расценивается нами как никчемная и паразитическая, но Творцом предустановлен иной смысл жизни этого паразита. Выздоровление моего физического тела, произошедшего по причине смерти микроба, убитого мною, не может быть благом для меня, т.к. не может существовать добра происшедшего из зла. Благом для меня было бы выздоровление организма, происшедшего не за счет убийства микроба, а за счет укрепления своих собственных внутренних сил организма. И если бы это укрепление повлекло за собой смерть микроба, то это означало бы, что Творцу угодно мое существование на земле, а не существование этого микроба. Иными словами, Бог предпочел мое существование, а не существование микроба в моем теле и это предпочтение повлекло смерть микроба. Из подобного рода размышлений, следует вывод о том, что вся медицина, построенная на методе оздоровления организма за счет убийства другого организма, не имеет право на существование в глазах Творца.

В отличие от смерти, смыслом существования жизни никогда не являлось уничтожение своего антипода, т.е. смерти. Это связано с тем, что согласно Торе и другим священным текстам, на земле было время, когда смерти не было. Поэтому у жизни не могло иметься смысла в противостоянии и уничтожении смерти, т.к. смерти не было. Даже тогда, когда смерть появилась на земле, смысл жизни не изменился. Предназначением всего живого, согласно таким эзотерическим традициям, как Каббала, йога и суфизм, было пребывание в абсолютной полноте бытия, что характеризовалось абсолютной слиянностью твари со своим Творцом. Жизнь сама по себе является положительной ценностью, т.к. все живое произошло от Творца, а, следовательно, имеет смысл своего существования – смысл, предустановленный самим Творцом нашего мира, для всякой живой твари в этом мире. Поэтому, даже тогда, когда моя собственная жизнь, переполненная злом, окружающим меня и направленным на подавление и устранение существования меня самого, и кажущаяся мне кромешным адом, - даже в этом случае моя жизнь, как и жизнь всего окружающего меня, будет иметь положительную ценность. Всякая жизнь, будь это жизнь палача или жизнь жертвы этого палача, будет иметь положительную ценность всегда и везде на нашей земле, потому что так предустановленно Творцом этих жизней. Но вот в зависимости оттого, что субъект жизни творит со своей жизнью, Творец взыщет с каждой твари в соответствии с ее собственной жизнью.

Смерть является также материальной ценностью, т.к. ее существование затрагивает лишь качество жизни самых грубых тел человека – физического, эфирного, астрального и ментального. Сама физиология смерти, как мы это узнаем в последующих главах, связана с деятельностью гена смерти, работающего на физическом уровне и приводящего каждое живое физическое тело к такому физиологическому процессу, как старение.

Жизнь, в отличие от смерти, является духовной ценностью, т.к. сам феномен жизни есть не что иное, как функция духа. Эта функция определяет существование как нашего физического, так и тонких тел. Прекращение действия этой функции в том или ином энергетическом теле человека проводит к структурному распаду этого тела и его смерти.

Жизнь, в отличие от смерти, является необходимой ценностью для человека. Ведь без феномена жизни на земле не было бы возможности для существования самого человека.

Читайте также: