Какому историческому периоду нашей родины посвящена картина васнецова баян кратко

Обновлено: 02.07.2024

Центральный план картины заняли воины. Художник изобразил их сидячих на пригорке, где чистая и зелёная трава. Они расселись по кругу, где в самом центре сидит гордый и серьёзный князь Игорь, одетый в красивые одеяния, а рядом с ним сидит его юный сын Святослав. Такие собрания с дружиной отца, очень повлияли на будущее Святослава, и он стал отличным полководцем и воином. Прямо за ним сидит старый казак, это легко можно понять по его бороде, усам, одежде и отсутствия боевого обмундирования, он подпер свою голову рукой и с опечаленным взглядом смотрит вниз.

Князь имел большую дружину воинов, но на картине изображено только 9 человек, включая старого казака, и ещё несколько голов воинов виднеется за пригорком. У всех воинов на голову одеты железные шлемы, кольчуги, у некоторых в руках большие железные щиты, у кого-то топор или сабля. Примечательно то, что все они одеты в идеально чистую одежду, и это старинная традиция, всегда перед важным боем одевать чистую одежду. А в центре их круга на каменной плите стоит большая деревянная чаша с двумя ложками. И это ещё один важный момент перед боем, обязательно нужно вкусно и сытно поесть.

В правой стороне художник изобразил именно того самого Баяна, вокруг которого и собралась дружина. В Древней Руси Баянами называли сказателей, они рассказывали воинам о великих сражениях, тем самым настраивая их на победу. Художник отлично изобразил образ народного сказца, он одет в белый костюм с вышитыми золотыми нитками узорами, а на его ногах одеты лапти. Свои рассказы он сопровождает игрой на старинном музыкальном инструменте — гусли. На картине видно, как Баян очень эмоционально рассказывает, его лицо очень сурово и даже немного сердито, рот раскрыт так, как будто он кричит изо всех сил, а в глазах наблюдается всё та же суровость и одна его рука поднята вверх. Суровости к его виду добавляет его седые волосы, растрепанные по ветру и длинная борода.

На заднем фоне картины расположился русский пейзаж. С одной стороны река, с другой лес и бескрайние поля. Небо на картине совсем не чистое, оно изображено в серых тонах, с облаками, затянутыми ветром.

Всё изображённое на этой картине говорит о предстоящей битве воинов с врагами. А цель Баяна вдохновить воинов на удачную битву, но вот заставить их задуматься о чем-то важном и серьезном, у него точно получилось. И даже сейчас просто смотря на эту картину нельзя не задуматься о нашей истории.

Вариант 2

Художника запомнили очень веселой личностью, которая рисовала картины по сказочным сюжетам. Именно эта картина является показом Руси.

На картине первое, что попадается на глаза так – это холм. Он имеет зеленый цвет, который вселяет русский дух. Эта земля придает силу и желание воевать за свою Родину. Так же видно речку, и сразу вспоминаются русские сказки, где богатыри пьют из нее. К сожалению, понять, сколько времени на картине, не получается. Из облаков следует, что солнце спряталось и более напоминает, что скоро пойдет дождь. Творчество Васнецова вселяет надежду на будущее, и безопасность.

Хотя вполне возможно, что дождя и не будет, так как ветер по облакам достаточно сильный. В картине видно, что князь сидит возле своей семьи. Но заметно, что он слепой и как будто дает благословение своим сыновьям на бой. На нем одежда очень даже простая, как крестьянская. Оно дает нам понять, что он вполне относится к простому народу, и не хочет выделяться. Мне кажется, его сыновья вполне в состоянии пойти на бой и хотят этого, и ждут, когда отец это одобрит своими молитвами. Я думаю, что придвигается сильный враг и им стоит приложить много сил, чтобы его победить.

Баян играет главную роль в этой картине, так как он является главным проводником, чтобы князя услышали Боги. Конечно, главный герой творчества думает, что благодаря им, они одержат победу. Из-за этого у него достаточно серьезный взгляд. Его сыновья сидят подле отца, и все готовы уже идти на победу. Каждый присутствующий сидит и думает о разном, например, о последствиях, или же что будет, когда они проиграют. Эта картина показывает нам, что в скором времени будет сильная беда и каждый из них не знает как все произойдет. Когда же я смотрю на творчество Васнецова то, оно мне показывает любовь к Родине, что каждый готов был идти на бой. И притом каждый знал, что он мог умереть, но считали, что это их долг. Каждый из них идет защищать свою семью и думает о победе. Ведь русский народ не пойдет назад, он всегда идет вперед. Я думаю, что автор картины полностью справился со своей задачей и достаточно точно донес до каждого из нас свою задумку.


Интересные сочинения по картинам

Описание картины Васнецова Баян

Картина, излучает собой тревогу и храбрость наших русских воинов, все их ратные подвиги и сраженья. Мы все обязаны, знать быт и жизнь наших предков, поэтому нам будет полезно познакомиться с этой картиной.

Первое, что бросается в глаза, так это суровость и тревога во всех деталях картины. Каждый оттенок палитры, наполнен тяжелыми мыслями этих грустных воинов, что то тревожит их мудрые думы. Боевое снаряжение, на каждом из них, подсказывает нам, что в скором времени предстоит нелегкая битва.

Герои картины словно застыли с печалью на лицах, один лишь князь гордо смотрит вперед, ему вести войско, и он должен показать пример смелости и отваги. Художник, расположил героев картины на высоком холме, словно давая воинам последний раз узреть далекие просторы своей родины. А над ними свисают, темные, тяжёлые тучи.

С краю ото всех сидит главный герой картины- баян. Его седые волосы трепет ветер, разнося звонкие удары по струнам. Застывший образ всех воинов, гармонично сочетается с образом самого баяна, все вокруг словно пропускают через себя, его звонкую песнь. О чем он может петь? Скорее всего, о ратных подвигах их славных предков, как они храбро умирали за свою родину и православную Русь. Картина наполнена, той первозданной природой русского человека, стойкого и уверенного, даже в трудные времена.






Популярные сочинения

Изображение на переднем плане

Люди в доспехах расположились на зелёном холме, который возвышается над окружающим миром. Создан отдельный пьедестал на фоне природы. Защитники Руси сидят гордо и величаво, охватывая взглядом широкое пространство. На вершине холма полукругом устроились князь со своей дружиной. Рядом устроился наследник и продолжатель дела отца. Это смелые, гордые, великие мужи, которые чувствуют ответственность за свою землю. Взгляд князя устремлён вдаль. Его переполняет желание прославить княжество в ратном бою, вернуться с победой. Сын старается соответствовать своему отцу. Однако его черты лица мягки, по-детски наивны. Его завораживает певучая речь Баяна. Оружие одного из воинов устремлён к небу. Это знак, символизирующий готовность идти в бой сиюминутно.

Порядок работы

Знакомство с картиной и составление сочинения входит в образовательную программу по русскому языку для школьников 9 классов. Для проведения урока преподаватель должен предоставить репродукцию полотна, чтобы дети могли его изучить, проанализировать и написать эссе.

Цели работы:

Виктор Васнецов

  1. Рассмотреть творчество художника.
  2. Научиться делать анализ картины, осмысливать ее содержание.
  3. Развитие речи и совершенствование навыка подбирать нужные слова при составлении описания.
  4. Формирование творческого восприятия.

Работа над картиной:

Тема картины — запечатлеть великого русского песнотворца, передать быт Киевской Руси и настроения ее защитников.

Сочинение на 5

В самом центре полотна мы видим князя. У него довольно суровый взгляд. Как и все остальные, он сейчас слушает речи старика. Рядом с князем расположился его сын, он ещё не участвует в сражениях, но рассказы старика для него не менее интересны, чем для других собравшихся. Он, как и все, смотрит куда-то вдаль. Наверное он, не смотря на свой юный возраст, представляет себя храбрым воином. Будто он сам, вступая в сражения, защищает свободу и независимость своей Родины. За его спиной мы видим старого казака. Он слушает старца, подперев голову рукой. Очевидно, он вспоминает времена своей молодости, когда сам участвовал во многих сражениях за Русь.

Вокруг персонажей картины мы видим русскую землю с её бескрайними просторами. Видны буквально оживляющие картину молодые деревья. Они будто символизируют собой то, что жизнь никогда не стоит на месте, появляются новые поколения. Над головами слушателей и сказителя мы видим серое небо. Длинные волосы старца развиваются на ветру, от этого картина выглядит необычно реалистично.

Исторические моменты

Воссоздать образ настоящего русского воина сложно. Автору холста пришлось немало потрудиться, чтобы изобразить великого воина. Представленные персонажи схожи с былинными богатырями, но сидячее положение на картине индивидуализирует их как личность. Широкоплечие, статные мужчины большого роста с тяжёлыми руками расположились по кругу в задумчивой позе, только центральные фигуры устремлены всем видом вперёд. Они уверены в своём решении и не собираются что-либо менять, несмотря на знаки, которые посылает природа в виде затмения. Волосы у многих седые, доходят до плеч, брови кустистые, свисают на веки. Воины находятся в полной боевой готовности. Облачены дружинники в тяжёлый металлический шлем, способный уберечь от нападения врага. Облегающая по фигуре кольчуга, подчёркивает стройность и статность воинов. Они с лёгкостью носят это тяжёлое обмундирование. Внимательный зритель заметит: у каждого воина имеется щит. С X века оборонительное средство изготавливалось из металла. Каждый дружинник с любовью относился к боевому оружию. Щиты украшены орнаментами и узорами. Для придания исторической достоверности Васнецов детально воспроизводит все фрагменты эпохи.

Образ главного героя

Баян удобно устроился слева от великого князя. Великая сила искусства вдохновляет дружину на подвиг во имя славы земли русской. Это старец, повидавший многое на своём веку, знающий историю благородного рода воителей несёт в себе правду жизни. Поднятая вверх рука несёт призывный характер. Туника, лапти, длинная седая борода. Понятно, что Баян ведёт аскетический образ жизни. Его речи внемлют великие мужи, он мог бы устроить себе достойную жизнь. Однако для певца важна духовная пища, а не телесная. И сидит-то он с краю, зато никого не обделяет своим вниманием, никто не смотрит в спину. Баян слеп, не видит глазами, но проникает в душу каждого слушателя силой голоса и настраивает на великие дела.

История создания

Образ Баяна в картине Васнецова

  • Романе Святославовиче;
  • Ярославе Мудром;
  • Мстиславе Владимировиче Храбром.

Именно Бояну, великому сказателю и песнотворцу, Васнецов посвятил свою работу.

Описание и анализ

Работа над картиной велась в тревожной исторической обстановке – во время балканских войн, когда всем становилось ясно, что и России не удастся избежать большой войны. Этими зловещими ожиданиями переполнены сюжет и цветовая палитра полотна - в закатных сумерках русские воины выдвигаются из леса на поле, где, очевидно, утром следующего дня их ожидает решающая схватка. Выполненная в красно-серых тонах, картина буквально кричит о приближающейся опасности. О значимости предстоящей битвы говорит и тот факт, что князь Игорь взял с собой малолетнего сына – на Руси только в исключительных случаях ребенок передавался из-под опеки матери отцу.

Все на картине говорит о надвигающейся решительной битве - чистые парадные одежды Князя и его воевод, суровые выражения их лиц, боевое вооружение воинов. Усиливают тревожное впечатление умело переданный художником ветер и мастерски положенные на пейзаж отсветы уходящего дня.

Вместе с тем спокойные и статичные позы изображенных на полотне воинов свидетельствуют о решительности, с которой русские люди ждут завтрашней битвы.

Автор не ставит перед собой задачи изобразить предстоящее событие в исключительно мрачном свете – на защищенном от ветра склоне холма художник написал несколько зеленых веточек, символизирующих жизнь и надежду…

В работе над композицией Васнецов использовал смелый для того времени новаторский прием, поместив фигуру главного персонажа - Баяна, вдохновляющего русских воинов – несколько в стороне, справа. Это позволило зрителю лучше разглядеть решительные лица воинов, фигуры которых заняли центральное место на полотне.

Расположившись на отдых посреди высокого холма, бойцы внимательно слушают сказание в исполнении слепого старца, сопровождающего свой рассказ игрой на гуслях. Их взгляды направлены куда-то вдаль, из-за чего возникает ощущение, что они действительно воочию наблюдают озвучиваемые Баяном героические события. Интересная деталь - одно из изображенных лиц на картине было написано с сына художника – Владимира.

В центре группы воинов сидит облаченный в богатые одежды князь Игорь, а рядом с ним расположился его сын. Мальчику еще не приходилось участвовать в сражениях, однако вдохновленный эмоциональными сказаниями Баяна, он тоже готов ринуться в смертельный бой за родную землю. Старый казак за спиной юного наследника князя Игоря подпирает голову руками. Возможно, слушая Баяна, он вспоминает прошлые битвы, в которых участвовал.

А вокруг русских воинов и слепого гусляра простирается русская земля, которую Васнецов решил изобразить панорамно, – небольшое озеро, река, лес… Порываемые ветром тучные облака на фоне серого неба привносят в картину дополнительное напряжение.

Несмотря на то, что задача Баяна должна сводиться к обычному приободрению дружины перед боем, он выкладывается из последних сил. По-видимому, на следующий день воинов ожидает действительно судьбоносное событие, и Баян считает своим долгом напомнить слушателям о великой стойкости земли Русской, о способности побеждать даже после разгромных поражений.

Образ князя Игоря наполнен грустью и сомнениями. События, изображенные на картине, происходят в период феодализма на Руси, из-за которого государство имело раздробленную и ослабленную структуру. Именно по этой причине войско Игоря не смогло дать достойный отпор половцам… Пройдет ещё немало времени, пока русские князья наконец поймут, что их сила в единстве. А пока на лицах воинов зритель видит горечь поражения и печальные думы, навеянные песнями и речами Баяна.

Баян картина Васнецова

Описание картины Васнецова Баян

Фрагмент картины Баян Васнецова

Вокруг камня на вершине холма сидят люди. Лица их скорбны, сосредоточены, задумчивы. Слева от них, в белой одежде, с седыми растрёпанными волосами и бородой, сидит сам Баян. На его коленях лежат гусли. Одной рукой он перебирает струны, а второй делает размашистое движение, чтобы подчеркнуть драматизм момента. Древнерусский сказитель поёт героические песни, которые прославляют деяния легендарных предков.

Фрагмент картины Васнецова Баян

Ярко выделяется князь в богатых одеждах, в красных сапогах и статной позе. Рядом с ним находится молодой князь, наследник, который восседает вместе с воинами, слушает песню Баяна, вдохновляется силой, победами, великими делами, чтобы в будущем стать достойным своих великих предков.

По обе стороны от них сидят дружинники, воины и богатыри. Здесь собрались лучшие из лучших. Это можно увидеть и по их немолодому возрасту. За свою жизнь они прошли через многие битвы, многое повидали на своём веку. Вполне возможно, они сами участвовали в тех сражениях, о которых сейчас поёт Баян.

Из-за склона на происходящее смотрят другие воины. Этот момент очень интересен, так как рассказывает историю происходящего на картине. Если посмотреть на собравшихся за холмом воинов в полном облачении, становится понятно, что они не просто так пришли на это место. Вполне возможно, именно сейчас войско русского князя идёт на битву. Чтобы получить благословение и поддержку своих предков, великих воинов, в первую очередь всё войско проводит определённый обряд или ритуал, чтобы самим вдохновиться на победу, жестокую битву, которая может оказаться для многих из собравшихся уже последней.

Небо пронизано грозными тучами, которые гонит ветер. Грязно-серое небо выглядит тревожно. Происходит что-то важное, решающее. Момент поклонения предкам перед важной битвой, от которой зависит жизнь русского народа.

Баян картина Васнецова план сочинения 9 класс

  1. Автор картины
  2. Сюжет картины
  3. Передний план
  4. Задний план
  5. Мои ощущения

Сочинение по картине Васнецова Баян 9 класс

На переднем плане мы можем увидеть группу людей. Они сидят на зелёном холме. В центре холма — камень с надписями, на котором стоит особый поминальный и обрядный сосуд — братчина. На склонах холма растут совсем ещё молодые деревца.

Баян изображён не в центре картины, а сбоку, но при этом именно он является главным персонажем картины. От присутствующих князя, его наследника и воинов, он отличается своим видом. На Баяне белые одежды, его седые волосы растрёпаны, их развевает ветер. На коленях у Баяна находятся гусли. Одной рукой он проводит по струнам, а вторую руку широко выбрасывает вверх, чтобы опустить и выдать мелодию из своего музыкального инструмента.

Так как собравшиеся сидят на холме, между ними ритуальная братчина с напитком, можно смело предположить что Баян исполняет песню, восхваляющую подвиги предков, великие свершения, победы, завоевательные походы. Все собравшиеся со скорбными лицами вслушиваются в слова и музыку. Судя по их немолодому возрасту, они сами могли участвовать в тех самых битвах, о которых впоследствии сложили песни.

Князь смотрит на Баяна, не в силах оторваться от этой героической, будоражащей воображение песни. Сидящий рядом казак положил руку на голову. Рядом с князем сидит его наследник. Молодой князь сосредоточенно смотрит вдаль, он будто уже сам готов пойти с войском, но пока ещё очень молод. В землю воткнуто копьё, которое нацелено в небо, будто символ готовности воинов вступить в бой.

На заднем плане заметны головы других воинов, которые ждут у подножия холма. Они также слушают Баяна, следят за тем, что происходит на вершине. Создаётся ощущение, что всё происходит перед важной битвой.

Верхняя часть картины представляет собой волнующееся небо грязно-серого цвета. Ветер гонит по небу грозные тучи. Небо создаёт тревожное ощущение, словно грядёт важная битва, из которой не всем удастся вернуться живыми.

За холмом представлены далёкие русские равнины, зеленеющие леса, речка. Именно за эти земли предстоит биться воинам, здесь собравшимся, которые, вдохновлённые героическими песнями Баяна, уже готовы на подвиг.

Картину “Баян” написал русский художник Виктор Васнецов в 1910 году.

Старый добрый Васнецов

Автор – пожалуй, главный русский художник исторического и фольклорного жанров. Картина “Баян” – один из примеров использования истории Древней Руси в его творчестве.

Полотно создано по мотивам поэмы “Слово о полку Игореве”. В ней не раз упоминается Баян – древнерусский сказитель.

По сюжету, он сидит на холме, окруженный воинами, что слушают его песню. Среди них и князь Игорь – главный герой поэмы.

Картина интересна своей композицией: Баян, в честь которого она названа, сидит не в центре, а справа. Большую часть полотна занимают воины. Их спокойные и при этом решительные и отважные лица призваны донести замысел художника – храбрость, доблесть и преданность Родине, которая помогала русским войскам раз за разом одолевать врагов.

Кардинально отличается от витязей сам Баян. Его образ привносит в общую картину некую мистику, сказочность. Он одет в белые языческие одежды, в руках держит гусли. Если позы солдат статичны, неподвижны; они словно зачарованы песней, – то Баян динамичен, его рука поднята вверх, волосы развеваются на ветру – весь его вид показывает, как сказитель старается приободрить воинов, поднять их боевой дух. Образ Баяна – еще один символ: с его помощью Васнецов демонстрирует роль искусства в жизни человека, особенно в тяжелые времена.

Важны в картине и детали: например, княжеский сын, сидящий рядом с отцом. Он, как и остальные, внемлет песне Баяна и, пусть он еще не участвовал в битвах, – его лицо сурово и сосредоточенно. Его присутствие на полотне неслучайно: то, что он не остался дома с матерью, а отправился в военный поход с отцом, означает важность предстоящей битвы. Следует также обратить внимание на копье в середине воинского круга – оно загнано глубоко в землю, что подчеркивает решительность Игорева полка.

Палитра картины передает ее встревоженное настроение: много красных, серых и черных элементов, пасмурное небо создают мрачную атмосферу. С другой стороны, им противопоставлены зеленый холм и нежные веточки с цветами на переднем фоне – они символизируют надежду на победу русских войск и долгожданный конец войны.

В настоящее время полотно находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.

Читайте также: