Какие художественные детали использует гончаров в описании внешности ильи ильича кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гончаров при описании главного героя делает акцент на некоторые вещи. Писатель обращает наше внимание на одежду, которую носит Илья Ильич, а именно на большой халат, туфли. Эти предметы являются некими символами его образа жизни. Они олицетворяют безмятежность, лень. Вспомним, что произошло, когда Обломов не смог, как обычно, попасть в свои туфли. В тот день он изменил себя, свою деятельность. Герой стал активнее. Когда все возвращается в прежнее русло, Обломов снова ходит в халате, с первого раза попадает в свои ботинки.

Портрет Ильи Ильича Обломова

Символика одежды в образе Обломова

Внешность Обломова и Штольца в романе Гончарова

Казалось бы, оба героя – и Обломов, и Штольц отличались внешним спокойствием, однако природа этого спокойствия у мужчин была различна. Вся внутренняя буря переживаний Ильи Ильича терялась в его чрезмерной мягкости, беспечности и инфантильности. Для Штольца же сильные переживания были чужды: он контролировал не только весь мир вокруг и свои движения, но и свои чувства, не давая им даже зарождаться в душе как чему-то иррациональному и неподдающемуся его контролю.

Выводы

внешность обломова

Илья Ильич Обломов – типичный персонаж в начале XIX века

Внешность Обломова, сам образ этого поместного дворянина-лодыря вобрал в себя столько характерных черт, что стал нарицательным. Как свидетельствуют воспоминания современников, во времена Гончарова даже неписанным правилом стало не называть сына "Ильей", если такое же было и имя его отца. Причина в том, что таким людям не нужно трудиться, чтобы обеспечить себя хлебом насущным. Им можно и не служить, ведь капитал и крепостные ему уже обеспечивают определенный вес в обществе. Это – помещик, владеющий 350 душами крепостных, однако абсолютно не интересующийся сельским хозяйством, которое его кормит, не контролирующий вора-приказчика, который его безбожно грабит.

Дорогая мебель красного дерева покрыта пылью. Все его существование проходит на диване. Он заменяет ему всю квартиру: гостиную, кухню, прихожую, кабинет. По квартире бегают мыши, водятся клопы.

Внешность главного героя

Описание внешности Обломова свидетельствует об особой – сатирической роли этого образа в русской литературе. Сущность его в том, что он продолжил классическую традицию лишних людей в своем Отечестве вслед за пушкинским Евгением Онегиным и лермонтовским Печориным. Илья Ильич имеет облик, соответствующий такому образу жизни. Свое нестарое полное, но уже рыхлое тело, он одевает в довольно заношенный халат. Его взгляд – мечтателен, его руки – неподвижны.

Главная деталь внешности Ильи Ильича

внешность обломова в романе обломов

Не случайно, многократно описывая внешность Обломова по ходу романа, Иван Александрович Гончаров акцентирует внимание именно на пухлых его руках, с небольшими кистями, совершенно изнеженных. Этот художественный прием – мужские руки не занятые работой, - дополнительно акцентирует пассивность главного героя.

Мечты Обломова никогда не находят своего реального продолжения в делах. Они – его личный способ лелеять свою лень. И занят ими он с самого пробуждения: показанный Гончаровым, например, день из жизни Ильи Ильича, начинается с полуторачасового неподвижного мечтания, естественно, при этом не слезая с дивана…

Положительные черты Обломова

Впрочем, следует признать, что Илья Ильич более добр, открыт. Он дружелюбнее, чем великосветский франт Онегин, или же фаталист Печорин, приносящий окружающим лишь беды. Он не способен из-за пустяка рассориться с человеком, а уж тем более вызвать того на дуэль.

Гончаров описывает внешность Обломова Ильи Ильича в полном соответствии с его образом жизни. А проживает этот помещик вместе со своим преданным слугой Захаром на выборгской стороне в просторных четырехкомнатных апартаментах. Полный, рыхлый 32-33 -летний лысеющий шатен с каштановыми волосами, достаточно приятным лицом и с мечтательными темно-серыми глазами. Такова внешность Обломова в кратком описании, которую нам представляет Гончаров в начале своего романа. Этот потомственный дворянин из когда-то известного в губернии рода, двенадцать лет назад приехал в Петербург делать чиновничью карьеру. Начинал с чина коллежского секретаря. Затем по нерадивости отправил письмо вместо Астрахани в Архангельск и, испугавшись, уволился.

Его облик, безусловно, располагает собеседника к общению. И неудивительно, что ежедневно к нему заходят гости. Внешность Обломова в романе "Обломов" нельзя назвать непривлекательной, она даже в какой-то степени выражает недюжинный ум Ильи Ильича. Однако в нем нет практической цепкости, целенаправленности. Впрочем, лицо его выразительно, оно отображает поток непрерывный мыслей. Он произносит дельные слова, выстраивает благородные планы. Уже само описание внешности Обломова приводит внимательного читателя к выводу, что его одухотворенность - беззуба, а планам никогда не дано сбыться. Они будут забыты, не дойдя до практического исполнения. Однако на их место придут новые идеи, столь же оторванные от действительности.

Внешность Обломова - зеркало деградации.

описание внешности обломова

Сытая безбедная жизнь поместного дворянина, который, по сути, паразитирует на труде крепостных убила в нем любую трудовую активность. Его нисколько не смущает такой уклад жизни. К нему Илью Ильича с детства приучили родители. Его не интересует сфера труда, сфера сельскохозяйственного производства – в принципе. Хозяйство, ведомое в его фамильной Вотчине Обломовка разворовывается приказчиком и псевдодрузьями - жуликами Иваном Михеевичем Мухояровым и Михеем Тарантьевым.

Заметим, что даже внешность Обломова в романе "Обломов" могла бы быть совершенно иной, - получи он другое домашнее воспитание. Ведь он был энергичным, любознательным ребенком, не склонным к полноте. Как и положено для своего возраста, он интересовался происходящим вокруг него. Однако маменька приставила к ребенку недремлющих нянь, не дающих ему брать ничего в руки. Со временем Илья Ильич также воспринял любой труд, как удел низшего класса, мужиков.

Внешности противоположных персонажей: Штольца и Обломова

Почему наблюдатель-физиономист придет к такому выводу? Да потому, что, например, внешность Штольца в романе "Обломов" - совершенно другая: жилистая, подвижная, динамичная. Андрей Ивановичу не свойственно мечтать, он вместо этого, скорее, планирует, анализирует, формулирует цель, а затем работает на ее достижение. Ведь Штольц, его друг с юных лет, мыслит рассудочно, имея юридическое образование, а также богатый опыт службы и общения с людьми.. Происхождение его – не столь знатное, как у Ильи Ильича. Его отец – немец, работающий приказчиком на помещиков (в нашем теперешнем понимании – классический наемный менеджер), а мать - русская женщина, получившая хорошее гуманитарное образование. Он с детства знал, что карьеру и положение в обществе следует зарабатывать трудом.

обломов и штольц внешность

Диаметрально противоположны в романе эти два персонажа. Даже внешность Обломова и Штольца совершенно разные. Ничего похожего, ни одной сходной черты, - два совершенно разных человеческих типажа. Первый - прекрасный собеседник, человек открытой души, однако лентяй в последней ипостаси этого недостатка. Второй - деятельный, готовый помогать друзьям, попавшим в беду. В частности, он знакомит своего друга Илью с девушкой, способной "вылечить" его от лени - Ольгой Ильинской. Кроме того, он наводит порядок в помещичьем сельском хозяйстве Обломовки. А после смерти Обломова усыновляет его сына Андрея.

Отличия в способе изложения Гончаровым внешности Штольца и Обломова

Различным образом мы узнаем черты внешности, которыми обладает Обломов и Штольц. Внешность Ильи Ильича автором показана классическим образом: со слов рассказывающего о нем автора. Черты облика Андрея Штольца мы узнаем постепенно, со слов других персонажей романа. Именно так мы начинаем понимать, что Андрей обладает худощавым, жилистым, мускулистым телосложением. Его кожа – смугла, а зеленоватые на цвет глаза – выразительны.

По разному относятся и к любви Обломов и Штольц. Внешность их избранниц, а также и отношения с ними у двух героев романа различны. Обломову достается жена-мать Агафья Пшеницына - любящая, опекающая, не утруждающая. Штольц женится на образованной Ольге Ильинской - жене-соратнике, жене-помощнике.

Не удивительно, что этот человек, в отличии от Обломова, разбазаривающего свое состояние.

Внешность и уважение людей, связаны ли они?

внешность обломова и штольца

Внешность Обломова и Штольца по-разному воспринимаются людьми. Размазня-Обломов словно мед притягивает мух, - влечет к себе мошенников Михея Тарантьева и Ивана Мухоярова. Он периодически ощущает приступы апатии, ощущая очевидный дискомфорт от своей пассивной жизненной позиции. Собранный, дальновидный Штольц подобного упадка духа не испытывает. Он любит жизнь. своей проницательностью и серьезным подходом к жизни пугает негодяев. Не зря, после встречи с ним "пускается в бега" Михей Тарантьев. Для

С помощью авторских цитат наглядно представим внешность Обломова и Штольца (таблица 1):

внешность обломова и штольца таблица

Заключение

Внешность Обломова Ильи Ильича вполне вписывается в концепцию «лишнего человека, т.е личности, которая не может себя реализовать в обществе. Те способности, которыми он обладал в юности, были впоследствии загублены. Вначале –неправильным воспитанием, а затем – бездельем. Прежде шустрый мальчонка обрюзг к 32 годам, потерял интерес к окружающей жизни, а к 40 годам заболел и умер.

внешность штольца в романе обломов

Иван Гончаров описал типаж дворянина-крепостника, имеющего жизненную позицию рантье (деньги ему регулярно достаются трудом других людей, а трудиться самому – такого желания у Обломова не возникает.) Совершенно очевидно, что люди, обладающие подобной жизненной позицией будущего не имеют.

В то же время энергичный и целеустремленный разночинец Андрей Штольц добивается в жизни очевидных успехов и положения в обществе. Его внешность является отражением его деятельной натуры.

Описание внешности персонажа, его портрета, играют важную роль в создании литературного образа. С помощью этого художественного средства писатель подчеркивает особенности личности героя, формирует представление о его душевной организации и сословной принадлежности. Внешность и портрет Обломова в романе описаны автором детально и красочно, персонаж получился многогранным, ярким, живым и запоминающимся.

Портрет главного героя

Илья Ильич Обломов — главный персонаж романа Гончарова. Каков же его портрет? Повествование начинается с его подробной портретной характеристики. Взору читателя предстает мужчина около 32−33 лет приятной наружности, невысокий, сероглазый. Отличительной его особенностью является полная отстраненность и беспечность, читающаяся на его лице.

Илья Ильич Обломов

  • мягкий, покорный нрав;
  • равнодушие ко всему происходящему;
  • лень;
  • отсутствие целей в жизни;
  • безразличие;
  • апатия;
  • ограниченность интересов.

Маленькие пухлые ручки, округлая линия плеч, да и тело, казавшееся совсем не мужским, слишком изнеженным, выдавало в нем человека, не приспособленного к труду, стремящегося проживать жизнь легко и беззаботно, надеясь на помощь своих слуг.

Описание одежды

Старый халат Обломова

Халат для Обломова является символом спокойного и размеренного течения жизни. Так же как и другой предмет домашнего убранства — длинные и широкие домашние туфли, которые, как верные слуги, ждали своего хозяина в положенном месте под кроватью.

Старый халат и разношенные туфли, эти два предмета наполняются символическим смыслом в романе, они подчеркивают черты личности и психологическое состояние героя:

  • безразличность к жизни;
  • уход от проблем;
  • погружение в мир несбыточных иллюзий.

С помощью предметов одежды и интерьера Обломов воссоздает для себя уютный и тихий мирок, напоминающий родную его сердцу Обломовку, где он чувствовал себя счастливым, где выполнялись все его прихоти.

Внешность Обломова и Штольца

Внешность Обломова и Штольца

Объединяло героев лишь чувство спокойствия, проявляющееся на их лицах, но природа этого чувства была разной. Все переживания Обломова гасились его мягкостью и безразличием. Штольц же прекрасно контролировал свои эмоции и не давал им проявляться, считая это неуместным.

В своем реалистическом сочинении Гончаров проявил себя не только хорошим писателем, но и прекрасным художником. Детально изобразив портреты главных героев, описав до мелочи все нюансы их образов, одежды, мимики, он создал интереснейших, реалистичных и многогранных персонажей, привлекающих внимание читателей и в наши дни.

Читайте также: