Что оценивает человек в школе социально ситуационной тревоги

Обновлено: 08.07.2024

Самая высокая тревожность наблюдается именно в подростковом возрасте. Поэтому очень важно повышать устойчивость организма к стрессу, так как именно переживание стрессовых ситуаций ведет к повышению тревожности и негативным эмоциональным состояниям. Мы полагаем, что эффективным средством снижения тревожности, адаптации организма к психологическим нагрузкам является регулярное участие подростков в соревновательной деятельности.

Целью работы является изучение влияния соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет.

Объект исследования: тревожность подростков 13-15 лет.

Предмет исследования: влияние соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет.

Гипотеза исследования: Мы предположили, что соревновательная деятельность влияет на тревожность школьников 13-15 лет. Причем, не просто влияет, а способствует снижению общей тревожности.

Задача исследования: Провести экспериментальное исследование влияния влияние соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет.

Методы и методики:

Экспериментальная база:

  • Исследования проводились на учащихся средней общеобразовательной школы № 85 г. Тайшета, Иркутской области.
  • Экспирементальное изучение влияния соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет.

Измерение уровня общей тревожности

Для проверки гипотезы мы применили методику дважды:

  • 1-й Замер был проведен в 8 классе (в апреле 2017 г.)
  • 2-й Замер был проведен в 9 классе (в апреле 2018 г.)

Содержание бланка методики:

  • Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.
  • Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.
  • Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.
  • Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.
  • Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.

Текст методики

1. Отвечать у доски

2. Пойти в дом к незнакомым людям

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

4. Разговаривать с директором школы

5. Думать о своем будущем

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

9. Пишешь контрольную работу

10. После контрольной учитель называет отметки.

12. У тебя что-то не получается

13. Ждешь родителей с родительского собрания

14. Тебе грозит неуспех, провал

15. Слышишь за своей спиной смех

16. Сдаешь экзамены в школе

17. На тебя сердятся (непонятно почему)

18. Выступать перед большой аудиторией

19. Предстоит важное, решающее дело

20. Не понимаешь объяснений учителя

21. С тобой не согласны, противоречат тебе

22. Сравниваешь себя с другими

23. Проверяют твои способности

24. На тебя смотрят как на маленького

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)

27. Оценивается твоя работа

28. Думаешь о своих делах

29. Тебе надо принять для себя решение

30. Не можешь справится с домашним заданием

Интерпретация

Методика включает ситуации трех видов:

  • ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  • ситуации, актуализирующие представление о себе;
  • ситуации, общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Так как нам нужен общий уровень тревожности, мы подсчитали общий показатель по всей шкале, сложив все полученные ответы. Сумму данных сравнили с Таблицей 1 и определим у каждого ученика уровень тревожности.

Таблица 1. Уровень тревожности

Группа
учащихся

Уровень различных видов тревожности
(баллы)

класс

пол

общая

школьная

самооце-
ночная

межлич-
ностная

3. Несколько
повы­шенный

5. Очень высокий

После обработки бланков с методиками на выявление тревожности наибольшее количество детей показали в обоих замерах общей тревожности 2-й уровень тревожности (нормальный), а 5-й (очень высокий) не был выявлен ни у кого. Данные приведены на рисунке 1.

На рисунке 1 видно, что у большинства подростков между замерами, произошло снижение тревожности.


Рисунок 1 – Уровни тревожности по двум замера

Это видно и из рисунка 2, на котором показано сравнение количества набранных баллов каждым из детей по двум замерам.


Рисунок 2 – Сравнение количества набранных баллов каждым из детей по двум замерам.

Измерение соревновательной деятельности

Для того чтобы выявить учащихся, которые участвовали в соревнованиях, подросткам было предложено заполнить анкету и ответить на поставленный вопрос.

Если вы участвовали не менее двух раз, в личных или командных спортивных соревнованиях из перечисленных далее: школьных (между классами), городских или районных (между школами), областных и региональных, российских и международных, тогда обведите (подчеркните) цифру – 1.

Если вы не участвовали или участвовали единожды из перечисленных спортивных соревнований, тогда обведите (подчеркните) цифру – 2.

Учащиеся, которые участвовали только один раз в соревнованиях, мы отнесли к тем, кто совсем не участвовал. Это связанно с тем, что участие могло носить случайный характер. Подросток мог провести мало времени в игре, по причине определенных обстоятельств, и не пройти через все этапы соревнования, чтобы организм мог отреагировать на данную нагрузку. К тому же, участие два или более раз уже можно назвать систематическим.
После обработки анкет с двумя замерами: 1-й Замер был проведен в 8 классе (в апреле 2017 г.), 2-й Замер был проведен в 9 классе (в апреле 2018 г.), мы получили следующие данные: при первом замере из 70 детей в соревнованиях участвовали - 19 (27%), не участвовали 51 (73%) (см. Рисунок 3); а после второго замера участвовали - 34 (49%), не участвовали 36 (51%) (см. Рисунок 4).


Рисунок 3 – Количество участвовавших в соревнованиях.


Рисунок 4 – Количество участвовавших в соревнованиях.

Таким образом, 36 (51%) учеников ни разу не участвовали в соревнованиях, а 15 (21%) впервые приняли участие в них в период между применением методик. К этим 15 учащимся в дальнейшем и будет наше пристальное внимание.

Проверка гипотезы

Для проверки гипотезы мы распределили всю выборку на три группы:

  • Группа № 1 – кто участвовал и участвует.
  • Группа № 2 – кто не участвовал и не участвует.
  • Группа № 3 – кто не участвовал, а теперь участвует.

Сравним, какие произошли изменения между первым и вторым замерами (см. Рисунок 5).

В группе № 1 (кто участвовал и участвует).

Из 19 (100%) подростков: у 14 (74%) уровень тревожности остался на прежнем уровне, снизился у 3 (16%), повысился 2 (10%).

В группе № 2 (кто не участвовал и не участвует).

Из 36 (100%) подростков: у 23 (64%) уровень тревожности остался на прежнем уровне, снизился у 3 (8%), повысился 10 (28%).

В группе № 3 (кто не участвовал, а теперь участвует).

Из 15 (100%) подростков: у 5 (33%) уровень тревожности остался на прежнем уровне, снизился у 10 (67%), повысился 0 (0%).


Рисунок 5 – Процентное соотношение между замерами во всех группах.

Для того чтобы проверить произошли ли значимые изменения в каждой из групп, мы делим подростков по уровням тревожности и переводим в проценты.

Группа № 1 (кто участвовал и участвует):


Рисунок 6 – Процентное соотношение уровней тревожности двух замеров в группе № 1.

Группа № 2 (кто не участвовал и не участвует):


Рисунок 7 – Процентное соотношение уровней тревожности двух замеров в группе № 2.

Группа № 3 (кто не участвовал, а теперь участвует):

  • Нормальный уровень: 1 замер – 5 (33%), второй – 14 (93%);
  • несколько повышенный: 1 замер – 9 (60%), второй – 1 (7%);
  • ысокий уровень: 1 замер – 1 (7%), второй – 0 (0%).


Рисунок 8 – Процентное соотношение уровней тревожности двух замеров в группе № 3.

После сравнения полученных данных видно, что самые значимые изменения произошли в группе с учащимися, которые во время первого замера уровня тревожности не участвовали в соревновательной деятельности, а на момент второго замера уже не раз принимали участие в соревнованиях. Причем другие группы они превышают в несколько раз.

Практические рекомендации

В результате проведенного нами исследования, влияния соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет, нами сформулированы следующие основные выводы.

  1. Полученные нами результаты доказывают, что участие спортсмена в соревновательной деятельности приводит к повышению его психологической устойчивости и снижению тревожности.
  2. Подростки, которые начинают систематически заниматься физической культурой и спортом, а как следствие, участвуют в различных соревнованиях, психологически устойчивы, их тревожность имеет нормальный уровень, они способны быстро адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Вследствие этого, мы рекомендуем, для снижения и профилактики высокого уровня тревожности:

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцировано – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера (Википедия).

В большом психологическом словаре под ред Б.Г. Мещерякова,В.П.Зинченко прописано: "Тревожность (англ. anxiety) - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. В младшем школьном возрасте главной причиной бывают нарушения детско-родительских отношений. В более взрослом возрасте тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

Выделяется устойчивая тревожность в какой-либо сфере - частная, "связанная" (школьная, экзаменационная, межличностная и др.) и общая , "разлитая", свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Различается так же адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в ой или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы,и неадекватная тревожность. или собственно тревожность - в благополучных для индивида областях действительности ( Л.И. Божович, В.Р. Кисловодская).

Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь оказывает на него отрицательное влияние.

Такое же влияние имеет и НЕЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ к реальному неблагополучию, " защищенность", возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях (защита психологическая) Тревожность может явиться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития[ Большой психологический словарь. Б.Г Мещеряков, В.П. Зинченко.Спб.: "Прайм-Еврознак"; 2006. c.553].
А.М. Прихожан в своей книге "Психология тревожности дошкольный и школьный возраст" пишет, что школьная тревожность с 1го по 11-й класс обнаруживает отчетливую связь. с одной стороны. с возрастными особенностями детей, а с другой - я реальными условиями их школьной жизни . "[А.М.Прихожан. Психология тревожности.М.: "Питер" 2007. c 43]
В большом психологическом словаре записано: " Тревога -переживание эмоционального дискомфорта. связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. . различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое свойство (Р.Кэтел, Ч. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) "[Там же с.552 ].
Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни. В теории Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений. В книге “Невротическая личность нашего времени” Хорни насчитывает 10

Для учителя, педагога-психолога необходимо знать о фиксированных частях личности ребенка о его 10 невротических потребностях:
1) в любви и одобрении
; 2)в руководящем партнере;
3) в четких ограничениях;
4)во власти;
5) в эксплуатировании других;
6)в общественном признании;
7)в восхищении собой;
8) в честолюбии;
9)в самодостаточности и независимости;
10) в безупречности и неопровержимости.
В своей книге "Наши внутренние конфликты" (1945) Хорни разделила список из 10 потребностей на три основные категории.
Ориентацию на людей: уступчивый тип (зависимость, нерешительность и беспомощность."Если я уступлю, меня не тронут"
Ориентацию от людей:обособленный тип. "Мне все равно", "Если я отстранюсь,со мной будет всё в порядке"
Ориентацию против людей:враждебный тип (доминирование, враждебность, эксплуатация). " У меня есть власть, никто меня не тронет". "Что я буду от этого иметь?"
Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных потребностей предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве.
По Хорни все эти стратегии находятся меду собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Неврозы - (от греч. neuron - нерв) - психогенные нервно-психические расстройства вследствие воздействия психотравмирующих факторов -депрессия, неврастения, истерия, неврозы навязчивых состояний( М.И. Еникеев. Энциклопедия.М.:"Приор", 2002.с. 262).
Невротические расстройства - обратимые расстройства психики: 1. неврозы -как тяжелые и продолжительные состояния;
2. невротические реакции - как более легкие и кратковременные и расстройства(Психоанализ. Овчаренко.Минск: "Книжный дом",2010.с.471).

Тревожность нужно стараться понять ..чтобы восстановить душевное равновесие так как является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь оказывает на него отрицательное влияние.

Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из наиболее важных в педагогике и педагогической психологии.

Согласно программе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе главной целью обучения является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладении иностранным языком на последующих этапах обучения в школе и далее в вузе.

Во многих образовательных учреждениях изучаются пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы сделать учебный материал удобным для успешного усвоения учащимися. Методические изыскания направлены на поиск новых форм и методов активизации процесса обучения и развития самостоятельности у учащихся. Одной из этих целей является формирование познавательных интересов у школьников. В связи с этим уровень учебной мотивации является одним из критериев эффективности педагогического процесса.

Изучение детской тревожности на разных этапах жизни необходимо для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы школьника. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических проблем учащихся, способствует снижению мотивации учения, приводит к нарушениям развития.

Цель учителя – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитания человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.

Ориентация на создание успеха у школьников необходима как одно из условий повышения эффективности процессов обучения и воспитания, создания самой благоприятной психологической атмосферы для каждого ученика, снижению школьной тревожности.

Радость успеха переживается школьником тогда, когда его ожидания совпадают или превосходят предполагаемый результат. Если же успех делается устойчивым, постоянным, то возникает цепная реакция, несущая неисчерпаемый заряд духовной энергии, высвобождающая скрытые до поры широкие возможности личности.

В процессе обучения школьников необходимо не только вооружить их научными знаниями, умениями и навыками, дать им профессиональную подготовку, но и обучить методам и приемам самостоятельной работы, то есть научить учиться самостоятельно. Решение этой задачи является важным условием развития самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения. Оно будет способствовать также повышению уровня образования и его развивающей роли и снижению уровня тревожности.

При обучении иностранным языкам во всех классах главным является формирование коммуникативной компетенции, т.е. обучение общению на иностранном языке, которое осуществляется на основе овладения определенным минимумом фонетического, лексического и грамматического материала. При этом практическое владение языком вызывает необходимость достижения обучаемыми уровня, который предполагает сформированность творческих умений. Становление речевых навыков и умений является сложным и многоступенчатым процессом, а работа по их формированию – очень трудоемкой.

В подростковом возрасте на деятельность учащихся оказывают большое влияние потребности в самовыражении, в достижении цели, в повышении своей значимости в глазах сверстников, в овладении интересной информацией. Указанные потребности способствуют порождению внешних (социальных) и внутренних (учебно-познавательных) мотивов, которые способны оказать сильное воздействие на любую деятельность подростков. При овладении иноязычным говорением подростки сначала проявляют интерес к нелингвистической увлекательной деятельности, в процессе которой они могут проявить себя, утвердиться в глазах сверстников, узнать много полезной информации, которая будет способствовать подключению учащихся к лингвистической деятельности и вызову коммуникационно-познавательного мотива. А.К.Маркова отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности. Поэтому важно, как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности, являются:

  • содержание учебного материала;
  • организация учебной деятельности;
  • коллективные формы учебной деятельности;
  • оценка учебной деятельности;
  • стиль педагогической деятельности учителей.

Следует отметить, что в учебном процессе возникают многие трудности в формировании мотивации успеха у подростков. Одной из них является тревожность, точнее, уровень тревожности. Отсюда следует, что одним из важных условий является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у учащихся среднего школьного возраста.

Проблема школьной тревожности занимает особое место в образовательном процессе.

  1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка; если больше 75% от общего числа вопросов теста, это говорит о высокой тревожности.
  2. Число несовпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, которое во многом определяется наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Рассмотрим содержательные характеристики каждого фактора:

  1. Общая тревожность в школе – это общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса означают эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
  4. Страх самовыражения означает негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный характер среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

При обработке результатов тестирования подсчитывались:

– 9 человек показали процент несовпадений менее 50%;
– 5 человек показали процент несовпадений от 50% до 75%;
– 0 человек показали процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений в первой группе составил 42,7%. Этот результат говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Количество испытуемых во второй группе учеников 7А класса составило 12 человек. Из них:

– 8 человек показали процент несовпадений менее 50%;
– 4 человека показали процент несовпадений от 50% до 75%;
– 0 человек показали процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений во второй группе составил 46,1%, что говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Количество испытуемых в третьей группе учеников 7Б класса составило 12 человек. Из них:

– 8 человек показали процент несовпадений менее 50%;
– 4 человека показали процент несовпадений от 50% до 75%;
– 0 человек показали процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений в третьей группе составил 38,9%, что говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Количество испытуемых в четвертой группе учеников 7В класса составило 19 человек. Из них:

– 15 человек показали процент несовпадений менее 50%;
– 3 человека показали процент несовпадений от 50% до 75%;
– 1 человек показал процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений в третьей группе составил 40,7%, что говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Теперь рассмотрим уровень тревожности в четырех группах по отдельным факторам:

Таблица. Результаты исследования уровня тревожности по отдельным факторам.

Факторы тревожности % несовпадений
I группа II группа III группа IV группа
Общая тревожность в школе 48,4% 55,3% 40,2% 43,1%
Переживания социального стресса 35,1% 36,4% 41,7% 40,2%
Фрустрация потребности в достижении успеха 38,5% 39,7% 41,0% 39,3%
Страх самовыражения 60,7% 43,1% 31,9% 44,7%
Страх ситуации проверки знаний 60,7% 63,9% 40,3% 55,3%
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 45,7% 41,7% 50,0% 48,4%
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 25,7% 48,3% 33,3% 29,5%
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 46,4% 45,8% 45,8% 47,4%
Полученные результаты представлены на рис. 1.

Результаты исследования показали, что:

В первой группе учащихся уровень тревожности достаточно низкий по всем факторам, кроме двух (страха самовыражения и страха ситуации проверки знаний), в которых уровень тревожности повышенный (более 50%, но менее 75%).

Во второй группе учащихся уровень тревожности также достаточно низкий по всем факторам, кроме двух (общей тревожности в школе и страха ситуации проверки знаний), в которых уровень тревожности повышенный.

В третьей группе учащихся уровень тревожности достаточно низкий по всем факторам, кроме одного (страха не соответствовать ожиданиям окружающих), в котором уровень тревожности повышенный (50%).

В четвертой группе учащихся уровень тревожности достаточно низкий по всем факторам, кроме одного (страха ситуации проверки знаний), в котором уровень тревожности повышенный (55,3%).

Полученные данные позволили наметить направления работы с этими детьми для снижения их уровня тревожности по соответствующим факторам.

Тревожность как сигнал опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям в достижении цели, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный уровень тревожности (менее 50%) рассматривается как необходимый для лучшего приспособления к действительности. Чрезмерно высокий уровень тревожности рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности.

Тревога – это эмоциональное состояние человека, а тревожность – устойчивое личностное образование. Из этого следует, что некоторый уровень тревожности в норме свойственен всем людям и является необходимым условием для оптимального приспособления человека к действительности. Увеличение тревожности как устойчивое состояние может быть свидетельством нарушений в личностном развитии, препятствующих нормальному развитию, деятельности, общению.

Как известно, в отечественной психологии первым выдвинул проблему внутреннего, или психологического, конфликта В.Н.Мясищев. Он определял такой конфликт как особое сочетание объективных и субъективных факторов, нарушающих значимые отношения личности и способствующих вследствие этого устойчивому переживанию эмоционального напряжения, интенсивность которого определяется субъективной значимостью для личности нарушенных отношений.

Рис. 1. Результаты исследования уровня тревожности по восьми факторам

Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Поэтому тревога, вместе со страхом и надеждой, занимают особое положение среди других эмоциональных явлений.

Явление полного отсутствия тревоги, так же, как и устойчивая повышенная тревожность, должно рассматриваться как препятствие, мешающее нормальной адаптации, развитию и продуктивной деятельности.

А.М.Прихожан при исследовании межличностной тревожности подростков установил, что достаточно гармоничное представление о себе, характеризующееся оптимальным соотношением самооценки и уровня притязаний, не связано с тревожностью. Тревожность связана с неблагоприятными типами самооценки, а также неблагополучными вариантами соотношения самооценки и уровня притязаний (величиной расхождения, парадоксальностью характера соотношения, когда уровень самооценки оказывается выше уровня притязаний, и т.п.). При этом выявилась обусловленность тревожности особенностями осознания каждой из этих тенденций: чем сильнее и отчетливее осознавалась каждая из тенденций, тем выше был уровень тревожности детей.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что тревожность у подростков становится своеобразным психологическим барьером на пути достижения успеха и его восприятия. Возникающие затруднения в восприятии успеха и сомнения даже в реальных достижениях еще более увеличивают отрицательный эмоциональный опыт. Поэтому тревожность все более закрепляется, приобретает стабильные формы реализации в поведении или способах защиты и становится устойчивым личностным свойством, которое имеет собственную побудительную силу. Вследствие этого возникает тревожность в подростковом и юношеском возрастах.

В преодолении тревожности большую роль играет обеспечение подростка широким разнообразием средств и способов действий в значимых для него ситуациях и выработка индивидуально эффективной модели поведения.

Работа по профилактике и предупреждению тревожности у школьников должна носить не узко функциональный характер, а общий, личностно ориентированный, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут служить причиной тревожности. Следовательно, работа должна осуществляться на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные особенности.

Также необходима непосредственная работа с подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных жизненных ситуациях, т.е. ситуациях неуспеха.

Учителю очень важно стремиться понять непростой внутренний мир подростка, а поняв, помочь ему на нелегком пути взросления.

Тревожность рассматривается с двух точек зрения – ситуативной и личностной. В первом случае термин используется для описания неприятного эмоционального состояния, связанного с ощущениями напряжения, ожидания неблагополучного развития событий. Во втором случае тревожность ощущается как переживание личной угрозы, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам, отнесение неудач и ошибок за счет свойств своей личности озабоченность, недовольство собой. Высокий уровень личностной тревожности имеют 48,99% студентов, высокий уровень ситуативной тревожности – 31,23%. Самые высокие средние значения параметров тревожности выявлены в группе студентов-первокурсников, а самые низкие – в группе студентов-выпускников. 20% учителей, с опытом педагогической деятельности до 7 лет, имеют высокий уровень ситуативной тревожности; с увеличением опыта работы уровень ситуативной тревожности снижается, в то время как уровень личностной тревожности увеличивается.


1. Астапов В. [и др.] Профессиональные страхи учителей // Народное образование. – 2000. – № 1. – С. 128–137.

3. Богданова И.И. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогических училищ : дисс. … канд. псих. наук. – М., 1998. – С. 139-142.

4. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. – 1994. – № 3. – С. 131–134.

8. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С. 45–54.

9. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте : междунар. сб. науч. статей / сост. Ю.Л. Ханин. – М. : Физкультура и спорт, 1983. – С. 12–24.

10. Эмоции человека в нормальных и стрессорных условиях / Яроцкий А.И., Космолинский Ф.П., Попов А.К.; под общ. редакцией А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука. – Гродно : Изд-во Гродненского ун-та им. Я. Купала, 2001. – 492 с.

Современная школа ставит перед собой целью формирование нового человека, способного адекватно оценивать свои возможности и вырабатывать способность к личностному самоопределению. Такая функция ложится на учителя, который является основным организатором учебно-воспитательного процесса в школе. Труд учителя считают в высокой степени напряженным и связанным с действием экстремальных факторов. На уроке от учителя требуется постоянная собранность, быстрота реакции, владение множеством способов и приемов воздействия на учащихся, что вызывает частую смену психических состояний.

Среди психических состояний, влияющих на успешность педагогической деятельности, выделяют и тревожность. Интерес к проблеме тревожности в педагогической деятельности нашел отражение в работах как отечественных, так и зарубежных психологов [1; 5; 8 и др.]. Анализ научной литературы и обобщение различных концепций тревожности позволил определить ее как болезненное состояние сознания, обычно связанное с надвигающейся или предполагаемой опасностью. Это полная страха озабоченность или проявление чрезмерного интереса, отмеченные рядом физиологических признаков (потливость, учащенный пульс и т.д.), а также неадекватным отношением к действительности (характеру и природе угрозы), неуверенностью в собственных силах. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания [2; 6; 9; 10].

Соответственно, особенно важным становится вопрос изучения особенностей проявления тревожности у преподавателей, а также и у студентов, получающих педагогическое образование.

Объект исследования: студенты педагогических учебных заведений, учителя общеобразовательных школ.

Цель исследования: выявить особенности проявления тревожности у студентов и учителей.

Эмпирической базой исследования явились студенты педагогических училищ (колледжей) гг. Казань и Арск, учителя школ гг. Казань и Набережные Челны. Выбор студентов педагогических колледжей обусловлен тем, что в этих учебных заведениях учебный план составлен так, что студенты очень рано приобщаются к педагогической деятельности и получают большую практическую подготовку на своих занятиях, в сравнении со студентами высших учебных заведений (педагогических институтов, университетов).

В исследовании применялась методика для изучения тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным, в разных модификациях. Выбор разных модификаций обусловлен необходимостью более детального исследования тревожности в группе учителей.

В соответствии с целью исследования необходимо было сравнить изучаемые психологические явления в различных группах испытуемых. Так, сравнивались все показатели в разновозрастных группах испытуемых, для этого был использован t-критерий Стьюдента, исследовался характер взаимосвязей изучаемых показателей.

На первом этапе исследования выявлены особенности проявления СТ и ЛТ по всей выборке и студентов, и учителей.

Можно связать этот факт, во-первых, с самим процессом обучения, а во-вторых, с профессиональным становлением студентов. Учебная деятельность студентов характеризуется высокими эмоциональными перегрузками. Ее отличает высокий динамизм, большая загруженность, высокий контроль.

Результаты изучения СТ и ЛТ в выборке учителей показывают, что наибольшее количество учителей имеют средний уровень тревожности. Несмотря на то что во многих работах описывается отрицательное влияние тревожности на личность, все-таки определенный уровень необходим для выполнения профессиональной деятельности. При этом высокий уровень СТ свойственен 8% учителей, ЛТ - соответственно 15%. А эти данные требуют более детальной интерпретации. Соответственно, проявление СТ и ЛТ в динамике у студентов и учителей позволит увидеть ее особенности.

В группе студентов самые высокие средние значения параметров тревожности выявлены в группе студентов-первокурсников, а самые низкие - в группе студентов-выпускников. При этом студенты старших (3 и 4) курсов имеют более низкий уровень ЛТ на достоверном уровне значимости (Р

Читайте также: