Как объяснить изобилие золотых предметов в царских захоронениях скифов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как выглядят артефакты

— Устойчивый набор образов. Это, во-первых, определенные животные. Среди них олени, лошади, кабаны и некоторые другие копытные, пантеры, медведи, волки, хищные птицы. Во-вторых, изображались мифологические синкретические существа: грифоны, крылатые звери, хищники с оленьими рогами.

Этот стиль в искусстве был присущ не только скифам как таковым — одному из многочисленных кочевых народов евразийских степей в I тысячелетии до н. э., но и множеству других, родственных либо различных по происхождению народов, населявших степь наряду со скифами. Все эти кочевые племена тесно соприкасались друг с другом, имели сходный образ жизни и вели интенсивный обмен. Это привело к близости их культур, в том числе и в облике предметов искусства.

Когда и где жили скифы

Собственно, скифами в древнегреческих источниках именуются племена, населявшие в VII-III вв. до н. э. степи Северного Причерноморья между нижним течением Дона и Дуная, а также степные области Крыма. Они говорили на языках иранской группы и, по мнению большинства современных ученых, являлись потомками представителей срубной культурно-исторической общности, распространенной от Днепра до Урала в эпоху поздней бронзы.

Эти племена создали яркую и самобытную культуру, которую еще более обогатило взаимодействие с древнегреческими колониями в Причерноморье. Известно, что скифы Причерноморья объединялись в племенной союз — военно-политическое образование на грани перехода к раннегосударственному строю — во главе с царем. Сплочению племен во многом способствовало персидское нашествие в конце VI в. до н. э.

В III в. до н. э. в Причерноморье, где жили скифы, вторглись родственные им племена сарматов, в результате чего скифы были сильно потеснены. Дольше всего они продержались на территории Крыма, где в III в. н. э. Скифское царство было уничтожено готами. Этнические скифы были ассимилированы в ходе Великого переселения народов, а сам этноним с раннего Средневековья использовался для обозначения самых разных народов, не имевших отношения к собственно скифам.

Поделки из золота как часть погребальной культуры

Поскольку древние скифы, как кочевники, не возвели городских поселений, в которых концентрировались бы культурные достижения (исключение составляет позднескифская эпоха), основная масса памятников содержится в погребениях — курганах. Погребальная культура требовала снабдить усопшего всем необходимым. Аристократам и особенно царям скифы устраивали весьма пышные похороны. Вместе с покойным в последний путь отправлялись кони, слуги, наложницы и, конечно же, различные предметы обихода, а среди них немало золотых.

В мироощущении архаических народов золото играло особую, сакральную роль. Погребальное золото скифов, безусловно, не было исключением, и многие памятники этого рода явно имели ритуальное назначение.

Как и где находили золото

Скифы оставили после себя множество курганов. Правда, спустя два с половиной тысячелетия внешний вид их заметно изменился. Некогда курганы являлись не просто земляными сопками, а довольно примечательными архитектурными сооружениями. Насыпи некоторых погребальных холмов имели облицовку из камней или деревянных срубов, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. И все это было предназначено для того, чтобы скрывать от человеческих глаз довольно сложные подземные мавзолеи, катакомбы, склепы.

По информации Геродота, главный культовый центр Скифии располагался между реками Днепр и Южный Буг. Именно владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, накрывающие, словно куполами, гробницы могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов. А так как скифы ценили места захоронений своих предков превыше всего, то, конечно же, старались защитить могилы, для чего использовали насыпи высотой подчас более 20 м.

Откуда скифы брали золото в таких количествах — никто не знал. И, вместе с тем, хорошо было известно, что сколько-нибудь значительных рассыпных месторождений или золотоносных жил в Скифии не имелось. Создавалось впечатление, что древние умельцы, подобно алхимикам средневековья, попросту владели секретом извлечения драгоценного металла из подручных средств. Но то, как они это делали, оставалось тайной, открыть которую не удавалось ни силой, ни хитростью.

Известно, что разграбление богатых погребений началось еще в древности — охотников до драгоценного металла всегда было много. В могильных холмах рылись и сами скифы, и все, кто впоследствии населял эти земли. Существует множество свидетельств об интенсивном кладоискательстве в курганах и в XVIII, и в XIX, и в XX вв. К сожалению, оно не прекращается и сейчас.

Научная археология

Первыми подлинно археологическими работами с наследием скифов можно считать раскопки кургана Куль-Оба близ Керчи, Крым, в 1830 г. Работа курировалась градоначальником Керчи И. А. Стемпковским , одним из организаторов Керченского музея древностей. Раскопки принесли богатейший материал, и в том числе — большое количество золотых изделий.

В 1862 г. археологи приступили к раскопкам кургана, расположенного в 20 км от Никополя и называемого в народе Чертомлыкским. Уже предварительный анализ извлеченных из земли артефактов показал: это захоронение какого-то могущественного скифского правителя. Однако найденная усыпальница оказалась разграбленной. В ней удалось обнаружить лишь разбросанные кости погребенного, остатки деревянного ложа, на котором покоился прах, несколько золотых вещей — перстень с изображением быка, бляшки с фигурами животных и растений и бронзовые наконечники стрел. Тем не менее, археологи не отчаивались.

Как показывала практика, нередко подобные захоронения за фальшивой погребальной камерой оборудовали специальными тайниками, в которые и помещали настоящие сокровища. Такой тайник обнаружился и в Чертомлыкском кургане. И хранилось в нем немало драгоценных вещей: золотая пластина от ножен меча, золотая обкладка колчана с изображенными на ней сценами из греческой мифологии, золотое крученое ожерелье, золотые браслеты и кольца, пояс, отделанный золотыми бляшками. Обнаружилось также и то, что в эту тайную камеру вел грабительский ход. И в том месте, где он соединялся с сокровищницей, археологи нашли раздавленного обвалом расхитителя гробниц в окружении множества украденных им золотых вещей.

Курган Солоха

Серьезные исследования Солохи начались в 1912 г. и связаны они с именем профессора Петербургского университета Николая Веселовского . Первичный осмотр кургана показал, что он не избежал печальной участи разграбления, но Веселовский по опыту знал, что дилетантам, охотящимся исключительно за золотом, редко удавалось обобрать могилу дочиста. Да и в кургане могло оказаться несколько захоронений. Внутреннее чутье не подвело русского профессора: спустя два сезона археологических работ, исследователи за свою веру и упорный труд получили заслуженное вознаграждение. Обнаруженные тайники хранили массу золотых предметов, обладавших редкой исторической ценностью. Самой выдающейся находкой этого кургана, прославившейся на весь мир, стал искусно выполненный золотой гребень весом 294 г.

В конце XIX в. обширные раскопки велись в Крыму — например, Золотой курган возле Симферополя или курган близ Ак-Мечети.

Активно исследовались скифские памятники в советское время. Были раскопаны такие известные курганы, как Огуз, Краснокутский, Бердянский, Мелитопольский. Также исследовались богатая Гайманова Могила в Запорожской области и самый известный скифский царский курган — Толстая Могила в Днепропетровской области.

Толстая Могила

Летом 1971 г., на раскопках Толстой Могилы близ г. Орджоникидзе Днепропетровской области, археологи извлекли из раскопа поистине удивительные украшения. Под восьмиметровой насыпью открылись богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями, погребения скифской царицы и мальчика, лежавшего в алебастровом саркофаге. В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников ослепляла золотым блеском. Царица лежала в платье, расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных, а ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигуркам львов. Высокая шапка также несла на себе тонко сработанные золотые пластины. К сожалению, главная камера — место погребения самого царя — до момента раскопок не сохранилась. Судя по всему, все, что в ней было ценного, успели вынести беспринципные разорители.

Мифы и тайны вокруг древних кладов

Подобно любым древним сокровищам, обросло бесчисленными мифами и золото скифов. История этих легенд, щекочущих нервы кладоискателей, восходит к эпохе, когда создавались сами захоронения.

Любое мифотворчество вокруг древних кладов обязательно оперирует историями о страшных заклятьях, наложенных на запрятанные в земле богатства. Грабительские ночные рейды в душные и тесные могильники — занятие опасное для жизни. Сокровища скифов в этом смысле — не исключение. Известны случаи, когда кладоискатели погибали под обвалами внутри курганов, а их выжившие коллеги потом рассказывали леденящие кровь истории о проклятых кладах.

Однако стремление завладеть сокровищами неистребимо, и из поколения в поколение жителями причерноморских степей передавались предания о несметных богатствах, скрытых в курганах. О скифах уже никто и не помнил, а сокровища приписывались кому угодно: татарам, туркам, казакам, полякам, гайдамакам… Отчасти подобные легенды могут отражать реальность — ведь удачливые кладоискатели прятали свои находки опять же в земле, создавая новые клады.

Скифы хорошо умели скрывать золото. Казалось бы, раскапывай курган — если он заметен, местонахождение богатств не представляет никакой загадки, — и вынимай найденное. Но известны случаи, когда каждое новое проникновение в уже изрытый могильник приносило новые находки, прятавшиеся в незаметных боковых погребениях.

Коллекции в разных музеях

Важно отметить, что драгоценные находки не представляют собой единой золотой коллекции. Они рассредоточены по различным музеям в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, в Воронежской области. Отдельная история — это скифские коллекции музеев Крыма.

Есть скифское золото и в западноевропейских странах, например, в музеях Вены и Абботсфорда (Шотландия).

На Украине скифские памятники имеют музеи Киева, Мелитополя, Одессы.

Таким образом, музеи, где сейчас золото скифов хранится в многочисленных собраниях, находятся не только в разных городах, но и в разных странах.

Богатейшим в мире собранием скифских экспонатов обладает Государственный Эрмитаж.

Золото скифов из Крыма: мытарства коллекции

— Золотые комплексы мы обнаружили в 1996 г., они стали для нас совершенной неожиданностью, — говорит Зайцев. — Выехали летом в экспедицию, отрабатывали участок, и обнаружили богатые погребения с золотыми венками, серьгами, браслетами, пряжками. В тот год мы нашли два неразграбленных склепа и один, подвергшийся разграблению еще в древности. Всего было найдено несколько сотен предметов из драгоценных металлов.

Золотые украшения из Усть-Альминского некрополя были переданы Бахчисарайскому музею-заповеднику и стали гордостью его коллекции.

— Эти предметы сейчас оказались заложниками политической ситуации в Голландии. Это все горько и неприятно наблюдать, — отмечает Ю. Зайцев. — То, что мы вытаскивали из земли, никому не было нужно на государственном уровне. Возили на своих машинах, работали, можно сказать, на чистом энтузиазме. А сейчас это стало предметом высокой политики. Эти вещи должны вернуться к нам, туда, где их нашли. Была разделена не только музейная коллекция, но и предметы. Мы нашли разрушенную деревянную чашу, из нее взяли самый красивый фрагмент и увезли на выставку в Голландию. Это просто дико! Один фрагмент там, а остальные здесь. И таких примеров там несколько.

Помимо золотых украшений, на выставку в Нидерланды отправилась еще одна уникальная находка из Усть-Альминского некрополя — китайские лаковые шкатулки, которые чудом сохранились, пролежав в земле две тысячи лет. Они стали настоящей сенсацией и впервые доказали, что Китай торговал с Римской империей, а Крым находился на торговом пути между Востоком и Западом. Шкатулки в 2008 г. отправили на реставрацию в Японию, в 2011 они были впервые показаны в Бахчисарайском музее. А уже через два года уехали на выставку в Германию, а затем — в Нидерланды. С тех пор жители полуострова их не видели.

И хотя крымская земля, без сомнения, хранит еще множество древних памятников, не следует ждать, что она восполнит все, что может быть утеряно. Представители музеев заявляют, что будут продолжать борьбу за возвращение памятников, составляющих культурное наследие Крыма.

Тайны мира и человека

Золото скифов - тайны и проклятия

Те, кому доводилось путешествовать по причерноморским степям, в большинстве своем распаханными да изрезанными лесопосадками, наверняка обращали внимание на периодически встречающиеся на пути земляные курганы. Сотворенные много веков назад эти рукотворные земляные сопки, как и египетские пирамиды, уже давно стали частью природного ландшафта.

Изначально об их происхождении высказывали самые невероятные версии: одни полагали, будто высокие холмы в плоской степи специально насыпали перед войной, чтоб с их высоты высматривать приятеля; другие считали курганы чем-то вроде пограничных столбов, отделяющих территорию проживания одного древнего народа от другого; третьи же отводили курганам роль своеобразных могильников, содержащих в своих недрах усыпальницы древних царей и несметные сокровища.

Во все времена и не один раз в непосредственной близости от курганов — то на пашне во время земляных работ, то в карьерном отвале — находили диковинные золотые бляхи, обрывки золотой фольги, потемневшие от времени сосуды.

Золото скифов - тайны и проклятия

Скифы — этот мощный племенной союз более тысячелетия занимал территории современной Украины и Молдовы, Скифскую культуру считают одной из самых поразительных в истории, и ее наследие для Европы так же велико и значимо, как кельтское или славянское. Правда, до недавнего времени о скифах было известно не очень много, основным источником информации являлись описания их быта и обычаев, сделанные древнегреческим историком Геродотом. Он, как известно, любил путешествовать и даже лично посетил греческую колонию Ольвию, расположенную в устье Днепро-Бугского лимана, то есть в непосредственной близости от территории проживания скифов.

Картинки по запросу золото скифов

Откуда появились скифы в Северном Причерноморье — неизвестно. Этот народ неплохо обосновался на занятых землях, развил самобытную культуру, наладил торговые отношения с соседями и даже позволял себе ходить войной на более агрессивных соседей. В общем, все, как обычно, не считая того факта, что именно скифы первыми стали добывать в степях Украины золото.

Похожее изображение

Картинки по запросу золото скифов

Помимо золотых бытовых принадлежностей и украшений, скифы оставили после себя множество курганов. Правда, спустя два с половиной тысячелетия внешний вид их заметно изменился. Некогда курганы являлись не просто земляными сопками, а довольно примечательными архитектурными сооружениями. Насыпи некоторых погребальных холмов имели облицовку из камней или деревянных срубов, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. И все это было предназначено для того, чтобы скрывать от человеческих глаз довольно сложные подземные мавзолеи, катакомбы, склепы.

По информации Геродота, главный культовый центр Скифии располагался между реками Днепр и Южный Буг. Именно владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, накрывающие, словно куполами гробницы могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов. А так как скифы ценили места захоронений своих предков превыше всего, то, конечно же, старались защитить могилы, для чего использовали насыпи высотой подчас более 20 метров.

Однако золото, на то и золото, чтобы испокон веков будоражить людские умы. Тайны происхождения скифского богатства не давали покоя грекам, римлянам и персам. Откуда скифы брали золото в таких количествах — никто не знал. И, вместе с тем, хорошо было известно, что сколько-нибудь значительных рассыпных месторождений или золотон0сных жил в Скифии не имелось.

Картинки по запросу золото скифов

Создавалось впечатление, что древние умельцы, подобно алхимикам средневековья, попросту владели секретом извлечения драгоценного металла из подручных средств. Но то, как они это делали, оставалось тайной, открыть которую не удавалось ни силой, ни хитростью. Так что, за незнанием золотоносного источника, алчным до чужих богатства неприятелям оставалось только промышлять грабежом. И если греки и римляне в конечном итоге решили не связываться с хитрым и воинственным степным народом, то царь персов Дарий I, прослышав о скифских богатствах, в 512 году до н. э. вторгся на территорию Северного Причерноморья, приказал разрушить скифские гробницы и извлечь оттуда все найденные сокровища.

Картинки по запросу золото скифов

В 1862 году, археологи приступили к раскопкам кургана, расположенного в 20 км от Никополя и называемого в народе Чертомлыкским. Уже предварительный анализ извлеченных из земли артефактов показал: это захоронение какого-то могущественного скифского правителя. Однако найденная усыпальница оказалась разграбленной. В ней удалось обнаружить лишь разбросанные кости погребенного, остатки деревянного ложа, на котором покоился прах, несколько золотых вещей — перстень с изображением быка, бляшки с фигурами животных и растений и бронзовые наконечники стрел. Тем не менее, археологи не отчаивались.

Как показывала практика, нередко подобные захоронения за фальшивой погребальной камерой оборудовали специальными тайниками, в которые и помещали настоящие сокровища. Судя по всему, скифы хорошо понимали, насколько напичканные золотом курганы притягательны для грабителей. Такой тайник обнаружился и в Чертомлыкском кургане. И хранилось в нем немало драгоценных вещей: золотая пластина от ножен меча, золотая обкладка колчана с изображенными на ней сценами из греческой мифологии, золотое крученое ожерелье, золотые браслеты и кольца, пояс, отделанный золотыми бляшками. Обнаружилось также и то, что в эту тайную камеру вел грабительский ход. И в том месте, где он соединялся с сокровищницей, археологи нашли раздавленного обвалом расхитителя гробниц в окружении множества украденных им золотых вещей.

Картинки по запросу золото скифов

Серьезные исследования Солохи начались в 1912 году и связаны они с именем профессора Петербургского университета Николая Веселовского. Первичный осмотр кургана показал, что он не избежал печальной участи разграбления, но Веселовский по опыту знал, что дилетантам, охотящимся исключительно за золотом, редко удавалось обобрать могилу дочиста. Да и в кургане могло оказаться несколько захоронений. Внутреннее чутье не подвело русского профессора: спустя два сезона археологических работ, исследователи за свою веру и упорный труд получили заслуженное вознаграждение. Обнаруженные тайники хранили массу золотых предметов, обладавших редкой исторической ценностью. Самой выдающейся находкой этого кургана, прославившейся на весь мир, стал искусно выполненный золотой гребень весом 294 грамма.

Дальше — больше. Ровно 40 лет назад, летом 1971 года, на раскопках Толстой Могилы близ города Орджоникидзе Днепропетровской области археологи извлекли из раскопа поистине удивительные украшения. Под восьмиметровой насыпью открылись богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями, погребения скифской царицы и мальчика, лежавшего в алебастровом саркофаге. В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников ослепляла золотым блеском. Царица лежала в платье, расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных, а ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигуркам львов. Высокая шапка также несла на себе тонко сработанные золотые пластины. К сожалению, главная камера — место погребения самого царя — до момента раскопок не сохранилась. Судя по всему, все, что в ней было ценного, успели вынести беспринципные разорители.

Как полагают некоторые знатоки скифской культуры, все до сих пор найденное в древних погребениях золото лишь видимая часть айсберга. Ведь Скифия славилась целой династией царей, и могилы большинства из них до сих пор не обнаружены. Да и немало грандиозных, еще не обследованных курганов ждут своего часа.

Картинки по запросу золото скифов

Если принять на веру сведения, сообщенные Геродотом, то места захоронений первых скифских владык держались в строжайшем секрете, а сокровища, скрытые в самых древних курганах, намного превосходили богатейшую казну царя Трои Приама. Курганы же, раскопанные археологами в прошлом и позапрошлом веках, относятся к эпохе, когда мощная скифская империя уже распадалась и, следовательно, золотоносные источники оскудевали. Так что, вполне возможно, что какой-нибудь неприметный холм, стоящий на окраине малоизвестного украинского села, еще принесет археологам немало сюрпризов мирового значения.

§ 2. История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э.

§ 2. История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э.

Вопросы к пунктам параграфа

Вопрос: Какие признаки являются главными для определения принадлежности людей к тому или иному народу?

Внешние признаки цвет кожи, разрез глаз, цвет волос и глаз и другое, культурные особенности, свой язык.

Вопрос: Что было результатом совместного проживания
народов на территории Восточной Европы?

взаимодействие людей на территории Восточной Европы привело к общности культуры и языка.

Вопрос: Как территория, занятая балто-славянами, повлияла на их занятия?

Балто-славяне заняли земли, где были наиболее крупные реки (Днестр, Висла, Западная Двина, Ока), что Повлияло на их хозяйство: рыболовство, охота, сельское хозяйство (подсечное).

Вопрос: Что говорит о близости двух народов — балтов и славян?

Сходство в хозяйственной жизни и быте (жилища, домашняя утварь, одежда и другое), а также общность языка.

Вопрос к иллюстрациям и картам (стр.22). Используя информацию карты, объясните, какие преимущества получили греческие колонисты после переселения в Северное Причерноморье.

Среди преимуществ можно отметить: господство греков на Черном море, контроль проливов между Черным и Средиземном морями, организация постоянных торговых факторий, межкультурная коммуникация между греками и местными племенами (скифа, сарматы, синды и другие), просветительская деятельность, развитие сельского хозяйства и вывоз продукции в метрополию, расширение территории государства, новый источник рабов.

Вопрос: Какие занятия и традиции скифов были неизвестны жителям греческих полисов?

Это кочевое скотоводство, позже земледелие (оседлое), военное дело (греки использовали скифов в своих войсках), изготовление оружия, украшений, о чем говорят богатые захоронения скифских царей и знатных людей.

Вопрос: Откуда пришли первые достоверные сведения о славянах?
Вопрос: Что сделало славян народом, осознавшим своё место среди других народов?

Главным событием для этого послужило падение аварского государства (795-796 гг.).

Вопросы и задания к параграфу

Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы.
  • 1) Может ли народ сохранить свой словарный запас неприкосновенным?
  • 2) О чем говорит наличие одинаковых слов у народов, живущих сегодня далеко друг от друга.

1) Народ не может сохранить свой словарный запас неприкосновенным, потому что происходит постоянное взаимодействие между различными народами в сфере политики, экономики, торговли, культурной связи. Все это постепенно приводит к смешиванию и заимствованию различных слов, которые обычно отсутствуют в одном языке, но присутствуют в другом.

Данное заимствование играет положительную роль в налаживание дружественных отношений между соседними народами, помогает настраиванию контактов и побуждает к взаимодействиям народов в
различных сферах жизни.

2) Наличие одинаковых слов у народов, живущих сегодня далеко друг от друга указывает, что в прошлом, возможно даже далеком прошлом, эти народы имели тесные контакты друг с другом в сфере политики, экономике, торговли, культуре, а также, возможно, были соперниками и вели войны. Также это может указывать на то, что эти народы родственные, но в прошлом одно племя могло уйти далеко от другого, но общие слова, накопленные в прошлом, остаются в обиходе обоих народов.

Вопрос по карте (с. 19) изучите расположение стоянок первобытных людей на территории нашей страны и предположите, почему люди в эпоху палеолита не боялись двигаться на север, к краю ледяного щита.

Первобытные люди продвигались на север, потому что понимали, что более умеренный климат в сравнение с суровым северным и засушливым южным, способствует сезонному сельскому хозяйству (земледелие, перелог, подсечно-огневое хозяйствование), увеличению численности рода.

Также, на мой взгляд, это связано с тем, что они двигались от древнейших центров земледелия и скотоводства, которые с течением времени истощаются и не дают нужного количества пищи, необходимой для людей, численность которых постепенно увеличивается.

Также члены рода стремятся вести оседлый образ жизни, что на юге становится невозможно из-за воинственных кочевников, находящихся в постоянном движении в поисках лучших земель для ведения скотоводства. Немалую роль в данном процессе сгорало Великое переселение народов, повлекшее за собой движение племен на север в поисках новых территорий, пригодных для жизни.

Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями:
  • 1) разделению балтских и славянских племён – I тысячелетие до н.э.
  • 2) начало греческой колонизации Северного Причерноморья – VII в. до н.э.
  • 3) первые достоверные сведения о славянах – VI в.
  • 4) окончание переселения индоевропейцев; балто-славяне заняли свою территорию – 2000-1500 гг. до н.э.
  • 5) вторжение гуннов в Восточную Европу, начало Великого переселения народов – середина IV в.
Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Что можно узнать о народах, сравнив их языки и обычаи?

Действительно, люди всегда общались между собой, племена находились в постоянной взаимосвязи в области Культуры, политики, экономики и много другого. В это взаимосвязи язык играл одну из самых главных ролей -связывал племена, давал им возможность общаться и договариваться, идти войной или заключить мир.

Поэтому, изучая историю одного народа (например, славян), нам необходимо обратиться к истории соседних народов балты, скифы, авары, гунны). Знание их истории позволит нам лучше узнать историю своего народа, его особенности и культурные ценности.

Работа c источниками

Вопрос: Насколько значим был для скифов каждый из трех предметов, которые упали с неба? Почему царем скифов стал младший брат? Можно ли говорить о том, что золото для скифов имело священное (ритуальное) значение?

Плуг с ярмом важен для скифов как символ оседлого земледелия и плодородия с его помощью можно быстро и качественно вспахать землю и засеять её. Обоюдоострая секира – это символ силы, воинственности скифов, для которых война и защита народа были одними из основных задач, наряду с земледелием.

Чаша – это символ богатства, благосостояния скифов, это их повседневная домашняя утварь. Все три предмета являются основными в жизни скифского народа. Царем скифов стал младший брат – Колаксай, потому что он не был алчным и жадным до золота человеком, ему был важен не материал, из которого были выполнены предметы, а их практическая ценность.

Он понимал, что боги не могли просто так дать им данные предметы, они необходимы для развития скифского народа, для его величия. Золото священное (ритуальное) значение, оно было доступно не только богатым скифам или царям, что придавало им величия и славы после их смерти, но и остальным представителям скифского народа.

Факт того, что золото виде чаш, украшении, монет было захоронено вместе с умершим, говорит о важности этого драгоценного материала для скифов, о его сакральной силе.

Вопрос: Какие религиозные представления скифов заставили их хоронить слуг вместе с господином? Как объяснить изобилие золотых
предметов в царских захоронениях?

Скифы верили, что слуги, как и золото, пригодится их владельцу в загробной жизни. Изобилие золотых предметов в царских захоронениях указывают на то, что при жизни царь был знатен, богат и велик. Все золото, что было у него при жизни должно оберегать и помогать ему в жизни загробной.


Апелляционный суд Амстердама постановил: скифское золото крымских музеев принадлежит Украине и должно быть передано Киеву. Несколько сотен уникальных предметов отправили на выставку в музей Алларда Пирсона еще феврале 2014 года. После того, как Крым вернулся в состав России, музей Амстердама отказался возвращать золото на полуостров. Началась долгая судебная тяжба. Скифы - это древний кочевой ираноязычный народ, населявший степи Восточной Европы. Где кочевники брали золото? Кто их научил так искусно его обрабатывать? И почему искатели сокровищ убеждены, что все золото скифов проклято? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

"Там есть определенное количество находок из других памятников-некрополей. Из них такое видное место занимают два фигурных сосуда в виде баранов IV века нашей эры. Они уникальны. Найдено всего три таких фигурки. Из них две уехали на выставку в Амстердам", - отметил директор археологического музея-заповедника "Неаполь скифский" Юрий Зайцев.

Директор археологического музея-заповедника "Неаполь скифский" Юрий Зайцев надеется вернуть утраченные артефакты. Особенно его сердцу дороги китайские лаковые шкатулки из Усть-Альминского могильника под Бахчисараем. Никогда раньше ни в Крыму, ни на территории Украины, ни в Советском Союзе ученым ничего подобного не попадалось.

Юрий Зайцев 11 лет хранил хрупкие предметы в холодильнике. Реставратора удалось отыскать только в Японии. Он три года восстанавливал крымское сокровище.


"Это I век до нашей эры – I век нашей. Шкатулки – яркие материальные свидетельства Великого шелкового пути, того самого, который связывал Китай и Римскую империю. Он как раз проходил, в том числе, видимо, через наши земли", - сказал Юрий Зайцев.


В крымских музеях готовы бороться за возвращение экспонатов, будет подана апелляция. Окончательное решение по делу примет верховный суд Нидерландов. А пока идут громкие разбирательства, золото скифов пылится в запасниках амстердамского музея.

Почему скифы так любили золото?

Скифы жили в Восточной Европе пять столетий - с VIII по III век до нашей эры. Об их любви к золоту писал еще Геродот. Скифы верили, что этот драгоценный металл обладает магическими свойствами. Кочевники были готовы на все, чтобы заполучить золото.


"Откуда получали его – вопрос хороший, загадочный и спорный. Традиционно считается, что золото было на Южном Урале, на Кавказе, на Балканах. Получали они его разные путями – обменом, захватом, торговлей, с дарами и всем остальным", - отметил Юрий Зайцев.

Скифы украшали золотом одежду и обувь, покрывали им военную амуницию, конскую сбрую и, совершенно не жалея, закапывали огромное количество золотых украшений вместе с покойниками. Считалось, что умершие смогут воспользоваться ими в загробном мире.


"Дело в том, что скифские погребальные культы, помимо захоронения с вождем большого количества золота, домашней утвари и так далее, предполагали и путешествие в мир иной сопровождающих его слуг, животных и жен", - пояснила культуролог Юлия Вербицкая-Линник.

Ювелирное мастерство скифов

Тончайшая работа. Золотые шарики даже нельзя взять в руки - они сразу же деформируются. Еще один пример тончайшей ювелирной работы - длинная золотая шпилька для волос, украшавшая голову царицы. Венчает ее изящная фигурка оленя на цыпочках с декоративными завитками рогов - фирменный признак скифского звериного стиля. Четыре оленьих копытца припаяны к золотой пластинке точечной пайкой.


Золотая подвеска для серьги состоит из колец, обмотанных тонкой спиральной жилкой из стянутого золота. Это изделие требует от ювелира невероятный точности движений. Но как кочевники, проводившие всю жизнь в седле, создавали такие шедевры?

"Эта тонкость, скорее всего, состоит в четкой обработке деталей, в мастерском применении довольно ограниченного числа приемов, чем в каких-то особенных секретах ремесла. Были, действительно, ювелиры, которые при помощи довольно ограниченного числа инструментов, делали очень тонкую работу. Поскольку известно довольно разнообразное число изделий, мы можем сказать, что это какая-то одна ювелирная школа", - отметил искусствовед Михаил Сидлин.

По мнению историков, скифы учились ювелирному делу с детства. Среди них были настоящие таланты - мастера с большой буквы, которым могли позавидовать даже самые искусные греческие ювелиры.

"Даже Геродот пишет, что пышные Афины и богатые золотом Фивы уступали скифам. Почему так? Скифы были народом кочевым. Скифы были народом богатым. Скифы были народом агрессивным. И в золоте они демонстрировали свою власть, свое состояние, тайный смысл, знаки, послание своего народа, значимость своих царей", - пояснила Юлия Вербицкая-Линник.

Легенды о скифах и их золоте


"Один исследователь может считать, что каменная палочка в золотой оправе - это предмет, который употреблялся для того, чтобы определить пробу золота. Другие могут считать, что это предмет неизвестного нам ритуала. Поэтому истолкование скифской цивилизации, предметов, связанных с ней, связано с довольно обрывочными сведениями, которые нам оставили древние греки, и с характером сюжетов скифской культуры, которые так или иначе пересекаются с греческой", - отметил Михаил Сидлин.

Среди исследователей ходят легенды, что многие сокровища скифов все еще не найдены. В Запорожской области рассказывают о золотой лодке, в Полтавской - о коне из благородного металла, золотых диадемах и даже целых каретах.

Но пока главная задача для ученых - вернуть уже найденное - крымскую коллекцию, ведь каждый из экспонатов уникален и может помочь хоть немного приоткрыть тайну появления жизни и исчезновения одного из самых загадочных народов на земле.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным!

Читайте также: