Как изменились семейные отношения за последние годы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Семья – это малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Современную семью от семьи прошлых времен отличает не только её экономическая функция, но и коренное изменение социально-психологических функций. В последние десятилетия происходит изменение отношений родителей и детей, которые становятся эмоционально-психологическими.

Анализ тенденций развития российской современной семьи предлагает ряд концептуальных подходов, которые можно свести к трем ключевым позициям:

  1. традиционная семья трансформируется в современную, что оценивается как прогрессивная эволюция, происходящая под влиянием социокультурной модернизации;
  2. российский кризис института семьи, деградация в революционной форме;
  3. модернизация российской семьи происходит на фоне трансформации семьи как мирового процесса.

Имеющиеся на сегодняшний день материалы – публицистические, статистические, социологические, говорят о глубоком структурном и функциональном кризисе института семьи.

Социально-демографическое обследование семей установило, что за чертой бедности в современных условиях остались социально-уязвимые семьи – семьи инвалидов, неполные семьи, многодетные семьи и даже те семьи, которые считаются благополучными.

К факторам, влияющим на образ жизни семьи, относятся разложение сложившейся социальной инфраструктуры, разрушение общественных фондов потребления и низкий уровень доходов российских семей, коммерческая основа здравоохранения и образования, растущая безработица.

Классификацию современных семей предлагает социолог М.С. Мацковский, он выделяет маргинальную, кризисную, благополучную, процветающую семью.

Характер маргинальной семьи люмпенизированный и отличается бедностью, болезнями, алкоголизмом. Такая семья не может создать нормальные условия для социализации ребенка и осуществлять основные функции.

Готовые работы на аналогичную тему

Ниже черты бедности находится кризисная семья, основная проблема которой связана с физическим выживанием.

Благополучная семья обходится без внешней помощи при решении своих проблем, но дорогостоящие услуги ей недоступны.

Высокие доходы имеет процветающая семья, которой доступны все дорогостоящие услуги.

Сегодня существуют новые жизненные стратегии, ориентированные на преодоление внешнего и внутрисемейного кризиса – кризиса межличностных отношений.

Проведенные социологические исследования показывают, что значительная часть семей опирается на свои внутренние ресурсы, а авторитет государства, как гаранта социальной защиты семьи, близок к нулю.

Эволюция института семьи в России

Самым первым социальным институтом, возникшим в условиях формирования общества, была семья. Отношения между мужчиной и женщиной на этом этапе регулировались родовыми и племенными традициями, основой которых были религиозные и нравственные представления.

Традиционная русская семья не разделялась, все ее поколения проживали в родительском доме. Патриархальные семейные отношения испокон веков держались на принципе – человек для семьи.

Рисунок 1. Патриархальная семья. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Главное положение в патриархальной семье занимал мужчина, который выполнял основные функции добытчика и кормильца своего рода, поэтому все остальные члены семьи должны были его слушаться и подчиняться.

Женщина выполняла функцию хранительницы семейного очага и воспитывала детей, которых в патриархальных семьях было не меньше 3-5 человек.

Полномочия и семейные роли в таком типе семьи имели четко выстроенные функции и разграничения. Всё движимое и недвижимое имущество находилось в коллективном владении, и это было обязательное условие существования семьи.

Глава семьи – старший по возрасту член семьи имел широкий круг обязанностей – выплачивал налоги, представлял семью перед внешним миром, нес ответственность за нравственность её членов, контролировал и направлял хозяйственные дела и вел семейную кассу.

Глава семьи участвовал в свадьбах, крестинах, похоронах, возглавлял проведение всех праздников и пользовался большим авторитетом. Иерархия в патриархальной семье была очень строгая, а что касается авторитета других её членов, то они были в прямой зависимости от пола и возраста.

Наибольшим уважением пользовались пожилые люди.

Мужчины выполняли тяжелую работу, женщины занимались домашним хозяйством, детям поручали мелкую работу.

Со временем на смену многопоколенной патриархальной семье пришла нуклеарная патриархальная семья, состоявшая уже из мужа и жены. Она могла быть как многодетной, так и бездетной. Её особенностью было исчисление рода по линии мужчины. Формирование нуклеарной семьи в России началось с XVIII века и касалось, прежде всего, дворянского сословия.

У крестьян же традиционная форма семьи продолжала ещё сохраняться. Изменения стали происходить только после отмены крепостного права.

Активное переустройство семьи как системы началось с 20-х годов XX века. Права мужчины и женщины уравнивались на государственном уровне.

Ядром современной семьи являются муж, жена и дети, т.е. семья является нуклеарной, родители супругов в нуклеарную семью не входят. В основе такой семьи лежит добровольный союз мужчины и женщины, без ущемления прав и достоинств каждого из них, т.е. семья является эгалитарной. Кроме этого она экзогамна, т.е. подчиняется запрету на браки близких родственников.

Разделение семейных ролей по гендерному признаку уходит в прошлое. Симметричное строение семьи характерно для стран, в которых общество имеет высокий уровень социально-экономического развития. Несимметричные отношения сохраняются там, где карьера одного из супругов является более важной. Такой тип семьи характерен для менее развитого общества.

Современные семейно-брачные отношения чутко реагируют на изменения, происходящие в обществе, поэтому молодые люди предпочитают создавать семью в более позднем возрасте. Причинами этого являются такие факторы как завершение образования, желание сделать карьеру, чтобы обеспечить свою семью.

Очень острой проблемой современной семьи является большое число разводов, которое за последние 30 лет увеличилось в шесть раз, а проблемы этого находятся в экономической области. Уровень производительных сил и возможность получения образования позволяют женщине в одиночку содержать семью.

Несимметричность семейных отношений в России связана ещё и с тем, что мужские семейные обязанности ушли в прошлое, а женские обязанности по воспитанию детей, содержанию дома остались.

Неучастие мужа в домашних делах является одной из причин разводов и чаще всего их инициаторами выступает женщина.

Научно-техническая революция сделала брак морально-правовым.

Следующей особенностью современной семьи является уменьшение числа детей. Около 90% современных семей в России имеют 1-2 ребенка. Для прироста населения в стране необходимо 2-3 ребенка. Данная проблема имеет свои субъективные и объективные причины – социальное обеспечение, медицинское обеспечение, отягощенная наследственность и др.

Изменилась сегодня и мотивация брака, брак по любви, требования к своему избраннику увеличивают опасность разочарования и создают психологические конфликты, которые вызывают негативное отношение к браку по любви.

Основными проблемами современной российской семьи, как показали результаты опроса НИИ семьи Министерства социальной защиты РФ, являются: тяжелое материальное положение особенно молодых семей, жилищная проблема, проблема внутрисемейных отношений.

Ускоренное развитие современного общества приводит к росту изоляции семьи как социального института и ослаблению семейных связей.

В последнее время все чаще можно услышать мнение о том, что брак и семья в классическом смысле этого слова устаревают. Якобы мы стали реже выходить замуж и жениться, не торопимся заводить детей, а статистика разводов заставляет задуматься о том, стоит ли вообще заключать брак.

Количество браков сокращается, но не во всех странах

На сегодняшний день доля людей, вступающих в брак, снижается во многих странах. Причем, согласно исследованиям, это не зависит от благосостояния государства — эта тенденция наблюдается как в богатых, так и более бедных странах. Например, в Соединенных Штатах с 1972 года количество браков упало почти на 50 % и в настоящее время достигло исторического минимума. Говоря о причинах этого явления, эксперты называют экономическую независимость женщин, гендерное равенство, разочарование общества в браке в целом, а также нестабильную работу и финансовые затруднения.

Однако в некоторых странах наблюдается противоположная тенденция. Например, в Китае, России и Бангладеш браки на сегодняшний день более популярны, чем пару десятилетий назад.

При этом, хотя в последние десятилетия и снизилось количество официальных браков, в то же время возросло количество сожительств. То есть люди предпочитают жить вместе, но не торопятся регистрировать свои отношения.

Мы стали позже создавать семьи

В XXI веке во многих странах снижение количества свадеб сопровождается увеличением возраста вступления в брак. Особенно четко эту тенденцию можно наблюдать в Северной Америке и Европе. Например, в Швеции средний возраст вступления в брак для женщин вырос с 28 лет в 1990 году до 34 лет в 2017 году.

Да, конечно, есть отдельные страны, где средний возраст создания семьи все еще низкий и остается неизменным в течение нескольких лет. Однако в целом социологи видят однозначную тенденцию: люди стали позже заводить семьи и рожать ребенка. Вероятно, это происходит вслед­ствие уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни и популяризации жен­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

Материнство и брак теперь разделены

Раньше было как: свадьба, потом ребенок. Если по каким-то причинам эта последовательность нарушалась, женщина неизбежно ловила на себе косые взгляды. Сегодня во многих странах существенно выросла доля детей, рожденных вне брака. Скажем, в 1970 году вне брака рождались менее 10 % детей, а в 2014 году это число увеличилось в некоторых странах до 20 %, а в каких-то — до половины. Исключение составляет разве что Япония — там по-прежнему материнство и брак крепко связаны.

При этом речь не обязательно идет о родителях-одиночках. Как уже было сказано выше, просто в последние десятилетия все более распространенной формой совместной жизни становится именно сожительство, а не брак. При этом вовсе не значит, что официальные браки со временем исчезнут полностью, просто сегодня многие люди предпочитают сначала пожить вместе, а потом сыграть свадьбу. Возможно, это приведет к тому, что в будущем пары, не состоящие в браке, получат те же законные права, что и супружеские пары. Во всяком случае, запрос общества на это есть.

Нас перестали пугать разводы

Интересный факт: есть исследование, согласно которому счастливый исход брака напрямую зависит от того, сколько было потрачено на свадьбу. И чем шикарнее было торжество, тем больше вероятность развода.

Моногамия vs серийная моногамия

Некоторые эксперты говорят, что сегодня среднестатистический брак длится 5–7 лет. Это тот срок, который необходим для того, чтобы поднять на ноги совместного ребенка. Все-таки не стоит отрицать, что одна из основных причин вступления в брак — это желание родить ребенка. Так что, пока он маленький, у родителей есть веская причина жить вместе, а потом, когда он достигнет возраста социальной зрелости, многие начинают искать других отношений.

Одиночки как главная угроза семье

Некоторые эксперты полагают, что главное достижение со­ци­аль­ной ре­во­лю­ции XXI века — это воз­мож­ность жить в одиночку, без партнера. На институт семьи так или иначе влияют новые экономические реалии. Современный горожанин (неважно, мужчина или женщина) может комфортно жить один. Он свободен от различных обязательств, волен проводить время с друзьями, путешествовать, строить карьеру, тратить деньги только на себя. И такая возможность появилась впервые за все время существования человечества, ведь раньше брачные союзы создавали именно для того, чтобы выжить.

Так что вполне вероятно, что в новых реалиях главной альтернативой семье станут именно одиночные домохозяйства, или single households. Правда, социологи отмечают, что пока есть одно дело, с которым все-таки довольно трудно справляться одному, — воспитание ребенка. Это сложно и с материальной, и с психологической точки зрения. Хотя, возможно, когда в развитых стра­нах рас­про­стра­нит­ся прак­ти­ка выделения безусловного ба­зо­во­го до­хо­да всем гражданам, эта проблема тоже отпадет. Безусловный базовый доход — это социальная концепция, предполагающая регулярную выплату государством определенной суммы денег каждому гражданину вне зависимости от его уровня дохода и без необходимости выполнять какую-либо работу.

Возвращение ненуклеарной семьи

Еще одной важной трансформацией общества социологи называют воз­вра­ще­ние ненукле­ар­ной, то есть расширенной се­мьи. Еще совсем недавно основным типом семьи была нуклеарная — мама, папа и ребенок. Сегодня все оказывается намного сложнее: поскольку люди стали разводиться и заводить новые семьи, они оказываются внутри распределенной сети отношений. Представьте, у вас есть ребенок от предыдущего брака, и у вашего партнера тоже, затем вы завели общего малыша — получается расширенная семья. Добавьте к этому бабушек и дедушек, которые хотят общаться с внуками вне зависимости от того, расстались вы со своим партнером или нет.

Также некоторые эксперты отмечают, что у современного человека в ближний круг попадают не только родственники, но и друзья, которые могут помочь в трудную минуту и оказать нужную поддержку. Причем благодаря техническому прогрессу таких связей у нас становится все больше.

Стоит отметить, что ненуклеарные семьи были распространены в традиционном обществе, когда люди жили несколькими поколениями под одной крышей, часто со своими братьями, сестрами и так далее.

Вывод

Итак, говоря о семье в XXI веке, можно констатировать: мы по-прежнему строим союзы, но только теперь делаем это позднее и бо­лее осо­знан­но, по­то­му что у нас стало больше выбора. Также мы стали более разборчивы и требовательны к партнеру, не боимся уходить из отношений, которые нас не устраивают. Правда, в этом есть и обратная сторона: возможно, вместо того, чтобы пережить кризисный период и дать отношениям шанс, мы просто их прекращаем. В любом случае прелесть XXI века заключается в разнообразии, о чем бы ни шла речь — о формах совместной жизни, о рождении ребенка, о карьере и так далее. Наверное, это здорово, когда у человека есть различные варианты того, как прожить свою жизнь.

А как вы считаете, изменилась ли семья за последнее время? Если да, то в лучшую или худшую сторону?

Екатерина Кронгауз: Российская, а до этого советская семья очень долго существовала как закрытая экосистема. У этого было несколько причин: она должна была выживать как некая единица; в каждой семье было то, о чем не стоит говорить, будь то репрессированные родственники, верующие родственники, насилие в семье, еще что-то. Это была система, из которой не было выхода, а даже если он был (можно было развестись или уйти), это был очень драматический, роковой шаг. Система была закрытой, поэтому в ней возникало много того, что мы сейчас называем травмами и насилием.

Что касается отношений внутри семьи, я могу говорить о том, что я наблюдаю в своей семье или в семьях вокруг. Мне кажется, последние изменения этой системы сломали вертикальное управление семьей, где родитель — установщик правил, а ребенок — подчиненный до тех пор, пока он не может выйти за пределы этой семьи. Когда взрослым людям открывается мир собственной головы, они становятся более внимательны к детским желаниям, капризам и потребностям, начинают относиться к ним более трепетно и тревожно, что лишает семью вертикальной силы, безусловности родительской правоты и детского подчинения.

Безусловно, меняются отношения между партнерами в семье. Раньше мы считали, что не пьет, не бьет и вовремя возвращается домой с работы — это хорошо, а теперь этого недостаточно. Более того, любой из членов этой семьи выживет один — и даже чуть более успешно, чем вдвоем. Но я, например, не возьмусь рассуждать о семейных отношениях. У меня есть некий удачный опыт в этой области, но проецировать его на всех я бы не стала.

Людмила Петрановская: Признаки низовой модернизации на семейном уровне совершенно очевидны. Есть общемировые процессы — современная семья в большой части мира фактически утрачивает тот функционал, который был у нее всегда, — повышение выживаемости. Это уже не нужно. Женщина может прекрасно заработать на себя и на детей, мужчина может устроить себе быт и секс. Объединение титулов, семейных угодий — все это уже неактуально, если вы не принадлежите королевской династии.

И что остается? Ради чего люди продолжают создавать семьи? Ради чего они продолжают вступать в близкие отношения и идут на риски? (близкие отношения — это всегда риск, связанный с тем, что ты открываешь человеку свои уязвимые стороны, зависишь от него). Мне кажется, что главная причина — это чувство близости, создание территории, где ты можешь быть собой. Если хотите, это такой тыл на поле военных действий, потому что мир современного горожанина очень большой, с множеством конкуренций и задач. Не расслабишься. Все время нужно быть в тонусе и что-то из себя изображать. И людям хочется, чтобы у них было место, где можно ничего из себя изображать и ни с чем не бороться.

Мне кажется, что для наших современников удачная и счастливая семья — это та семья, которой удается быть не фронтом, а тылом. Тут мы не одиноки, это общемировая тенденция, и я думаю, что она очень хорошая. Возможно, пребывание в браке в результате перестанет быть обязательной опцией для взрослого половозрелого человека. Но зато по крайней мере те, кто в нем состоит, может быть, будут чувствовать себя несколько лучше.

Есть интересная тенденция на Западе: у них долго была ранняя сепарация детей, то есть дети рано уходили из дома. Сейчас впервые большее количество молодых людей до тридцати лет живет с родителями, чем не с родителями. Дети начинают задерживаться в семье, продлевается период детства. Пока непонятно, является ли это проблемой или, наоборот, достижением. Может быть, это и достижение, потому что в природе более длинное детство означает более высокий уровень развития. Так устроено. Может быть, это происходит потому, что общая продолжительность жизни увеличивается, и поэтому мы можем себе позволить потратить на детство, на развитие больший период жизни.

Открытость семьи — она про то, что если до этого семья передавала эти нормы, родительские модели поведения следующим поколениям, то сейчас благодаря общению, благодаря тому, что все эти темы обсуждаются, нормы меняются быстро, прямо буквально на глазах одного поколения. Родители, у которых есть дети разного возраста, которые считали какие-то методы воспитания нормальными со своим старшим ребенком, через 5 лет, когда у них появляется следующий ребенок, перестают считать их нормальными. Эти изменения происходят просто потрясающе быстро.

Отношение к разводам очень сильно изменилось — не к факту, а к тому, как вести себя в процессе развода. Вспомните кошмарные, грязные разводы, которые 20–30 лет назад были нормой, сейчас такие тоже есть: бывают всякие скандальные истории, когда делят детей — с судами, с обливанием друг друга грязью. Но раньше такие истории были скорее нормой, а сейчас становятся скорее исключением. Теперь супруги нередко обращаются к психологу, когда понимают, что будут разводиться, чтобы посоветоваться, как смягчить этот процесс детям, что было немыслимой вещью еще какое-то время назад.

Изменения действительно происходят. Все меняется в сторону уважения к субъектности, большей гуманности, большего уважения к детям.

Кронгауз: Люди вдруг решили, что хорошо — это когда они довольны жизнью. Раньше, мне кажется, такой идеи в принципе не было. Отсюда вытекает и мода любить детей. Это действительно мода. Раньше часто говорили о том, что от детей много проблем, мук, ради них приходится многим жертвовать, а теперь это даже говорить неловко. Это твои проблемы: не хотел бы — не рожал . Но это касается не всей России, а узкой прослойки людей, которые действительно решили вопросы выживания.

Я думаю, что мы находимся в каком-то переходном периоде, когда люди все-таки вступают в брак из представлений о вечной любви. Потому что близость у тебя есть и в романе. А все-таки институт брака, мне кажется, люди используют из довольно пафосных романтичных представлений, если заключают его не по беременности и не для того, чтобы взять кредит на покупку квартиры (что, мне кажется, тоже хороший повод).

Сейчас мы очень увлеченно, гармонично любим своих детей, следим за их эмоциональным развитием. Хотят трогать пипку — пусть трогают пипку; ни в коем случае нельзя им запрещать: это нанесет им сексуальную травму. И вот ты уже сам зажат этой гармонией и думаешь, в какой момент ты, например, должен сказать, что в школе все же этого делать не стоит. Все время приходится задумываться, нанесешь ты ему травму или пронесет.

Раньше у людей была очень понятная цель: я хочу, чтобы этот ребенок вырос и принес мне стакан воды. Я буду его мучить, жучить, он вырастет порядочным человеком, и он тоже будет прекрасно знать, что его миссия в том, чтобы не сдать меня в дом престарелых и принести мне злосчастный стакан воды.

Возраст сепарации детей сильно вырос. Мне кажется, мы не знаем, куда приведет это желание воспитать детей в гармонии и не нанести им травму. Мы знаем, к чему приводит советская модель воспитания: ты игнорируешь чувства. Твоя задача — чтобы ребенок был сыт, одет, муж был накормлен, не бил, принес денег. Иногда эта система дает сбой в виде пьянства, ожирения или насилия, но мы хотя бы знали, куда ведет эта модель. Мы не знаем, к чему приведет то, как мы воспитываем детей сейчас. Мы хотим, чтобы мы были довольны и они были счастливы — что это значит, никто не знает, потому что все мы выросли еще в старой модели.

Петрановская: Действительно, была жесткая модель, при которой взрослый — начальник, а ребенок — подчиненный. Она работала очень неплохо много-много тысяч лет — и ничего, все живое развивалось. Потом в какой-то момент развитие общества так ускорилось, что такая модель стала просто неадаптивной: она хороша в ситуации, когда у вас ничего не меняется, когда твой папа бы кузнец, твой дедушка был кузнец, твой прадед был кузнец — и так до горизонта. И все они примерно одинаково кузнечили, и в твоих интересах точно так же вырастить сына, чтобы он был кузнецом в той же кузнице.

Что получается? Старая система воспитания больше не работает. Все очень быстро меняется. Весь XX век — он был про то, что, оказывается, есть какие-то дети и эти дети, оказывается, люди, они что-то чувствуют.

Катя говорит о гармоничной любви к детям. В нашей любви к детям, конечно, очень много созависимости. Она не то чтобы прям зрелая и гармоничная. В ней много того, что мы хотим дать нашим детям, то, о чем мечтали когда-то и, может быть, не получали сами. А если он не очень хочет это брать, то нужно догнать и все равно дать. А будет упираться — объяснить, что он неправ. Мы склонны очень много вкладывать в отношения с детьми, ставить очень высокую планку. Есть даже такое понятие, как родительский невроз. Дети становятся сверхценностью — дети, которые когда-то были буквально недвижимым имуществом, даже корова была большей ценностью. Теперь они становятся сверхценностью, смыслом жизни, твоим главным проектом, твоей главной инвестицией, что, конечно, малость сдвигает крышу с насиженного места.

Есть идея, что от технологий мы должны их как-то ограждать, потому что технологии угнетают когнитивные функции, и нам не давали сидеть перед телевизором, потому что это тупые картинки. При этом мне кажется абсолютным абсурдом, что мой ребенок должен писать в прописях. Я не знаю, как выглядит почерк моего мужа. Это необязательно. Я не понимаю, почему ребенок должен 10 лет учиться писать прописью. Я понимаю, что такое мелкая моторика. Он собирает лего. Почему мы до сих пор учим детей писать в прописях, если этот навык ручного письма через 10 лет, очевидно, будет использоваться ими очень мало?

Петрановская: Мне кажется, что любая концепция воспитания, по сути, является в широком смысле посягательством на субъектность. И любой ребенок, поскольку его задача — когда-то все же обрести субъектность, начинает бороться с тем, что мы ему предлагаем. Если у родителей идея фикс — образование, то он будет забивать на образование; если у них идея фикс — безопасность, он будет делать что-то небезопасное; если у них идея фикс — здоровый образ жизни, он будет делать что-то нездоровое. Чтобы отбить у человека желание бороться за свою субъектность, его надо очень серьезно прессовать. Подавляющее большинство современных родителей так не делают. Соответственно, дети начинают за это бороться. Когда ему 10 лет, ты можешь знать, с кем он переписывается, но в 14 так или иначе наступит момент, когда это станет невозможно. Чем пристальнее ты за ним следил, тем дальше он может потом заплывать за буйки.

Мне кажется, что глобальная задача родителей — каким-то образом научиться уважать в детях формирующуюся субъектность и не навешивать на них свои ожидания и проекции, не загонять детей в свои придуманные о них фантазии. Это самое сложное.

Кронгауз: Вы хотите сказать, что задача родителей — наконец сепарироваться от детей?

Петрановская: В широком смысле да, и это возможно, если ты сам самодостаточен.

Венявкин: Вы много говорили о вертикальных отношениях родителей с детьми, я а еще хотел попросить вас сказать пару слов об отношениях родителей между собой и отношениях с их родителями, бабушками и дедушками.

Петрановская: Мы находимся в ситуации изменения норм, в том числе гендерных норм распределения ролей. В ситуации, когда происходят изменения, люди всегда пытаются мухлевать в свою пользу. Если говорить упрощенно, существует северная и южная модель семьи. Южная семья очень патриархальная: мужчина содержит семью, на нем вся добыча внешних ресурсов. Женщина занимается домом, она тихая и покорная, права голоса особо не имеет, деньги не зарабатывает. На севере одному человеку невозможно было содержать семью, поэтому женщина так или иначе работала, получалось большее равноправие. То есть у нее было право голоса и возможность влиять на решения.

Сейчас все это перемешалось. Мужчина хочет, чтобы он не должен был содержать семью, но при этом чтобы женщина взяла на себя быт и, конечно, была милой и кроткой. Женщина не хочет быть милой и кроткой, но при этом хочет, чтобы мужчина содержал семью. Вот в этом прекрасном диалоге они и пребывают. Чем больше люди это обсуждают, чем больше они разговаривают об этом, тем больше у них шансов выработать взаимоприемлемую позицию.

Мы стали гораздо более открыты, но я не могу сформулировать определение счастливого брака, потому что не знаю, что это такое. Вы знаете, что такое счастливый брак? Если я все-таки стираю его вещи, у нас счастливый брак или уже не очень?

Хорошая новость в том, что сейчас правда никто не знает, что такое хорошо и что такое плохо. Я не думаю, что на эту тему есть какие-то правильные суждения, что гендерное равенство можно измерить до миллиметра, чтобы один носок стирал ты, другой — я. Мне кажется, что важно, чтобы люди вернули себе право решать, как им хорошо.

Кронгауз: А люди очень мало понимают про это.

Петрановская: И это нормально, что мало понимают. Очень долго это право было вовне. Оно было у государства, оно было у церкви, оно было у общества, у общины, у старшего поколения, у княгини Марьи Алексеевны, еще у кого-то. Задача, которая будет решаться сейчас, в ближайших двух поколениях, — это чтобы люди вернули право себе решать так, как им хорошо. Когда мы перестанем спрашивать, в чем предназначение женщины. В чем — она решает сама, вас забыла спросить. Какой должен быть современный брак, тоже решает пара — если это решение не будет сопровождаться насилием.

Кронгауз . Вы же делаете оговорку: если не будет сопровождаться насилием. Таких оговорок можно придумать несколько: если не будет сопровождаться насилием, и гендерным неравенством, и игнорированием ее слез, и так далее. Если люди хотят дубасить друг друга — это их выбор. Если мы начинаем говорить, что брак — это вот это, но не насилие, то мы должны его описать.

Петрановская . Это все равно брак, с насилием или нет, но насилие описывается Уголовным кодексом. В этом отношении люди в браке точно такие же, как другие два человека. Если невозможно пойти и отметелить соседа, то должно быть точно так же невозможно отметелить родственника. Если нельзя ударить постороннего человека, должно быть нельзя ударить ребенка. Это Уголовный кодекс, брак тут ни при чем. Мне как раз непонятна идея, почему от того, что люди в семье или не в семье, должна меняться граница насилия, почему она должна сдвигаться в ту или другую сторону.

Мне нравится концепция, согласно которой отношения созависимости — это процесс выздоровления. Это не болезнь, не симптомы, а процесс выздоровления. Если мы будем сравнивать созависимость с жестокостью, насилием, депривацией, то они покажутся нам наилучшим вариантом . Ребенок, который обижается на родителей за то, что его не всегда понимали, — это гораздо лучше, чем ребенок, у которого вообще не было родителей. Вот такая ситуация.

Общество стремиться к личностному эгоизму. Прерогативой, которого становиться меркантильные ценности. Все хотят делать то что им нравиться. В семье нужно идти на компромиссы, отставив свои личные "хотелки" на второй план. Не каждый готов уступить, договориться. Отсюда у нас много разводов в стране. Семья, как понятие вымирает.

Люблю путешествовать, постоянно открывать для себя что-то новое. Занимаюсь спортом, веду. · 10 дек 2018

В современном мире семья выглядет совсем не так, как в 19 или даже 20 веке. Мужчина и женщина все дольше выбирают жить для себя и не торопятся заводить детей. При этом на первый план выходит личностное развитие. Женщина уже не обязательно хранительница очага, а мужчина - не всегда добытчик. Меняются социальные роли. Каждый выбирает ту модель, которая удобна лично ему, и. Читать далее

Семья – подвижная система. На нее влияет и государство, и общество, и экономика. Как семейные ценности и методы воспитания изменились за прошедшие 20 лет, мы спросили у психолога и социолога.

Новая версия

столько мнений!

В советскую эпоху родители руководствовались общепринятыми нормами и растили детей как под копирку. Сейчас в мире столько информации, столько разнообразия и столько возможностей, что, не найдя своей индивидуальности, мы рискуем раствориться как личность и потерять себя. По этой причине современные родители чувствуют острую необходимость искать свой собственный, уникальный метод воспитания.

Есть и сплачивающие тенденции. Правда, они не такие позитивные, какими могут показаться на первый взгляд. На современную семью действует очень много стрессовых факторов, а в трудные времена партнеры всегда сплачиваются. Выживать проще коллективно, тем более что кризис в нашей стране продолжается. Взять хотя бы тот факт, что раньше молодые супруги часто жили с родителями, а сейчас они предпочитают либо снимать квартиру, либо брать ипотеку. Чтобы расплатиться с взятыми на себя финансовыми обязательствами, приходится закрывать глаза на многие вещи и руководствоваться не чувствами, а скорее разумом.

Что говорит статистика?

◗ В 2013 году мужчины чаще всего вступали в брак в возрасте 25 лет, а женщины – в 24 года. Сегодня средний возраст уже 25–29 лет. ◗ Сейчас в моде двухдетные семьи. За такую модель воспроизведения голосуют и мужчины, и женщины. ◗ Между первым и вторым ребенком сократился временной интервал. Сейчас он в среднем составляет 4 года. ◗ 60% браков распадаются. ◗ После развода почти треть женщин не стремятся официально оформлять отношения, даже если новая пара ждет малыша. ◗ Вне брака в России сейчас рождается около 24% детей. В 2012 году этот показатель равнялся 44%, причем первенцев среди них было 60%. Но в среднем показатель в 25–40% считается нормой для развитых стран. Меньше всего детей вне брака рождается в Японии: только 2%.

Ответственные родители

Рассказывает Мария Озерова, кандидат социологических наук, основатель исследовательской компании Sreda:

Читайте также: