Формирование типа правильной читательской деятельности в начальной школе

Обновлено: 19.05.2024

Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты

рефлексировать на содержание текстов:

  • размышлять над содержанием
  • оценивать прочитанное
  • излагать свои мысли о прочитанном
  • использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

На материале текстов учебника строится развитие умений слушать и читать текст, формирование правильной читательс­кой деятельности.

Этапов работы с текстом будет три.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения и раздела книги, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.

1. - Прочитайте ключевые слова: (На доске: цыплёнок, десять цветных карандашей, разноцветный котёнок, разноухую шапку)

2. Работа с иллюстрацией.

- Кто изображен на иллюстрации? Почему ты так думаешь?.

4. - Прочитайте название рассказа и предположите о чем он? (Прогнозирование)

(Название, иллюстрация, ключевые слова позволяют предположить, что речь пойдёт о цыплёнке, который рисовал котёнка цветными карандашами.)

5. Этап завершается постановкой цели:

II этап. Работа с текстом во время чтения


1. Первичное чтение текста. Самостоятельное жужжащее чтение.

Хочется обратить внимание на методический приём - первичное знакомство с текстом доверяется детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения. Лишь в редких случаях учитель сам читает текст - чтение-слушание, или комбинированное чтение (трудный и большой по объёму, в стихотворении сложный ритм, необычная рифма).
Первая группа вопросов предлагается после первичного чтения, направлена на достижение понимания на уровне содержания.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

- Почему цыплёнок решил нарисовать одного разноцветного котёнка, а не 10 и не 5, как думал раньше?

-Прочитайте, какой получился котёнок. ( Читайте медленно, вчитываясь в каждое слово, представь, что ты цыплёнок, рисуешь и меняешь карандаши)

- Продолжите предложение: котёнок получился смешной, потому что…

- Как объясняет сам художник, почему он нарисовал такого котёнка? Прочитайте.

ПРИЕМ: диалог с автором

  • Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл)
  • Прогнозировать Ответы на эти вопросы
  • Проверять свои прогнозы, по ходу чтения

Задача интерпретации – извлечение из текста максимума заложенных в него смыслов.

III этап. Работа с текстом после чтения

Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк). Это проблемный вопрос ко всему тексту:

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

Вопросы по иллюстрации:

- Подберите к иллюстрации подходящее предложение из текста

- Кому понравилось, как рисовал цыплёнок? Почему?

- -А если бы животные умели говорить… - озвучьте иллюстрацию.

Но такая технология продуктивного чтения применима и на других уроках в начальной школе (окружающий мир, русский язык, математика, риторика).

Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, как показывают наблюдения, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

в 1 классе являются следующие умения:

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование типа правильной

читательской деятельности у младших школьников

Перемены в современном обществе, принятие нового Федерального образовательного стандарта требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования.

Основное правило работы учителя сегодня – не давать ребенку знания в готовом виде.

Главная задача уроков литературного чтения и остальных дисциплин – формирование элементарной целостной научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника. Важное место при этом занимает работа с информацией.

Школьная практика подтверждает, что в досуге младших школьников чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к чтению заметно снижается. Главная проблема заключается в неумении школьников находить в тексте нужную информацию и интерпретировать её. Следовательно, одной из важнейших образовательных задач является обучение пониманию текста.

Что значит понимать текст? Во-первых, разбираться в событиях, фактах, описанных в нем. Эту текстовую информацию называют фактуальной. Во-вторых, в тексте часто бывает необходимо понять информацию, заложенную между строк, – подтекстовую. И, наконец, самое главное – добиться понимания смысла текста, или концептуальной информации. Это мысли и чувства автора, создающего текст, которыми он хочет поделиться с читателями.

В своей педагогической деятельности я использую технологию формирования типа правильной читательской деятельности.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

При работе с текстом дети учатся вдумчивому чтению. Ученик продумывает смысл каждого слова, задает вопросы, находит в тексте на них ответы, делает элементарный анализ прочитанного текста.
Работа с текстом по данной технологии проводится в три этапа:

I . Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);

Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательский опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

II . Работа с текстом во время чтения

Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

III . Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Выполнение творческих заданий.

Технология продуктивного чтения возможна при работе с любым текстом на любом уроке, т.к. она основанна на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Но, конечно, наиболее полно ее применение представлено на уроках литературного чтения.

На уроках математики при работе с текстовой задачей ребята применяют элементы этой технологии . Она позволяет детям легко извлекать из текста задачи необходимую информацию, устанавливать взаимосвязи и переходить к созданию вспомогательной математической модели. Такая работа производится также по определенному алгоритму.

1.Фронтальное чтение задачи и подчеркивание всех информационных единиц.

2.Разбор текста задачи, выписывание опорных слов. построение оптимальной вспомогательной модели

3.Её оценка с точки зрения понятности и доступности

4.Составление плана решения.

6. Запись решения

7. Совместное оценивания результата

На уроках окружающего мира, конечно же, не обойтись без работы с текстом, иллюстрациями, схемами. Но не воспроизведение текста требуется от ученика, а овладение первоначальными умениями передачи, поиска и преобразования, хранения информации.

Они формируют умения:

-вычитывать фактуальную информацию

-ориентироваться в структуре текста

-объяснять и оценивать прочитанное

-определять тематическую принадлежность текста

-выделять главную мысль текста

-составлять свой небольшой текст на основе творческого пересказа.

Очевидно, что освоение технологией, работа по алгоритмам действий, использование приемов работы большей частью обеспечивается урочной деятельностью. Но также рост эффективности применения названной технологии обусловлен специальной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности.

Учащиеся осваивают технологию и во внеурочное время, работают не с учебной литературой, чувствуют себя более расковано и уверенно, лучше раскрывают свой потенциал. Это затем позитивно отражается на успехах, которых они достигают на уроках.

Хочется отметить, что данная технология отвечает требованиям Федерального образовательного стандарта. В ее основе лежит деятельностный подход в обучении, обеспечивающий формирование функционально грамотной личности и ориентированный на развитие у учащихся ключевых компетенций. Технология продуктивного чтения направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Безусловно верно то, что включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом способствует как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи.

Турчанинова Т.В. Работа над пониманием текста в начальной школе // Начальная школа плюс. До и после. – 2007. – № 8.

Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М. Просвещение, 2009.:

Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. : Баласс, 2012. –160 с.

Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова, Е.В. Бунеева // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8. –

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка.

Система работы по формированию у младших школьников типа правильной читательской деятельности.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка.

Чтение – многоаспектная и многофункциональная деятельность. Оно является как предметом обучения, так и средством воспитания ребенка.

Ученые рассматривают процесс чтения и восприятия текста как особую психическую деятельность. По их мнению, чтение – это процесс саморегуляции, самоидентификации и самоопределения человека. Все ученые подчеркивают личностный аспект чтения. Осмысление, прогнозирование текста, его актуализация имеют всегда личностный характер, обусловленный психологическими внутренними особенностями субъекта, и оказывают на читателя индивидуальные действия. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении младших школьников.

Система принципов и способов организации читательской деятельности младших школьников должна основываться на закономерностях познания и психологических особенностях детей, т.е. содержание, методы, средства и формы обучения должны соответствовать возможностям и потребностям ученика и способствовать развитию его личности.

Всю работу по формированию навыка чтения я разделила на этапы.

1. Овладение звуко-буквенными обозначениями.

2. Овладение слиянием букв в слоги разной степени сложности.

3. Овладение чтением слов и пониманием их смысла.

4. Чтение словосочетаний, предложений и текстов.

Овладение звуко-буквенными обозначениями.

Первое, чему надо обучить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать изображения букв и читать их. При воздействии одновременно на зрение (изображение буквы) и на слух (произношение звука) у ребенка возникает возбуждение в зрительных, слуховых и речедвигательных клетках коры головного мозга. При этом между ними восстанавливается связь, в результате которой вид буквы будет вызывать у ребенка представление о соответствующем звуке и наоборот.

На этом этапе я использую игровые технологии, помогающие сделать процесс интересным, радостным.

Овладение слиянием букв в слоги разной степени сложности.

Чтение слогов считается занятием скучным, но и эту работу можно оживить и разнообразить. Таблички изготовить яркими, красочными. Устроить конкурс на самое правильное (громкое, тихое, быстрое и т.д.) чтение слогов. Со слогами можно проводить те же игры, что и с буквами. Сначала читаем прямые слоги, потом переходим к чтению слогов, отличающихся одной буквой (гласной или согласной).

Пример таких таблиц (по мере усложнения):

2-й блок: 3-й блок: 4-й блок: 5-й блок: 6-й блок: 7-й блок:

ЛАК ПАР СОК АГА БОКС БЛОК

РАК БАР ТОК ЯГА БОРТ БЛИН

БАК ДАР ДОК ЯМА БОРЩ ВЛИП

МАК ШАР КОК ЯНА ВОСК ЗВОН

КАК ЖАР РОК ЯВА ЛОСК КЛЁВ

ТАК ВАР БОК АЛЯ ПОСТ ЖДАЛ

Игры со слогами.

БЫТ-БЫТЬ ЕСТ-ЕСТЬ ЕЛ-ЕЛЬ БЫЛ-БЫЛЬ

ТРОН-ТРОНЬ КРОВ-КРОВЬ ПУСТ-ПУСТЬ

КОЛ-КОЛЬЯ СЕМЯ-СЕМЬЯ ДАРЮ-ДАРЬЮ

СЕЛИ-СЪЕЛИ ВЕДУ-ВЪЕДУ СЁМКА-СЪЁМКА

На наш дом сел грач.

Я вверх вёз хлеб.

Её плащ был плох.

Класс встал у парт.

Морж мёрз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На небе ни тучи – быть жаре.

Наша съемка объекта была изъята.

Овладение чтением слов и пониманием их смысла.

В процессе работы со словом у детей формируется фонематическое восприятие. По мнению профессора Т.Г. Егорова, взаимосвязь звуковых, зрительных и речедвигательных процессов проявляется во взаимной поддержке их друг другом. Достаточно бывает услышать слово, как тут же возникнет его зрительный образ.

В справедливости этого каждый учитель не раз убеждался на собственном опыте: слабо читающие дети с большим трудом устанавливают последовательность звуков даже в простых словах, состоящих из трех букв. А дети, читающие свободно, обычно выделяют звуки из более сложных слов.

Игры со словами.

- МАК-К=? КОСА-К=? КЛАД-К=?

- Составьте из слова СОРОКА как можно больше других слов (сор, рок, сок, рак, роса, срок, ор, кора, ар, коса…).

Эти задания выполняют сразу несколько функций. Развивают у детей способность анализировать, развивают оперативную память, концентрацию внимания, фонематическое восприятие.

Чтение словосочетаний, предложений и текстов.

На этом этапе зрительные процессы начинают нести не основную, а проверочную функцию. Слова перестают быть одиночками и становятся членами фразы.

Для проникновения в смысл читаемого важно понимать не только значение отдельных слов, но и связи, существующие между словами в предложении.

В это время ребенку целесообразно предлагать такие упражнения, которые дали бы ему возможность решать маленькую умственную задачу, связанную с содержанием текста.

Развитие оперативной памяти.

Установлено, что развитие техники чтения тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа по ее развитию ведется с помощью зрительных диктантов. Известен следующий вариант проведения этих диктантов с использованием текстов автора И.Т. Федоренко.

Удачной и оригинальной мне показалась мысль записать предложение на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной причиной – высыханием влажного следа. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание.

С первого класса начинаю работу над развитием выразительной речи и чтения и обучаю выразительному чтению всех детей в классе, а не только избранных, наделенных особым чувством восприятия художественного слова.

Нередко требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что это понятие многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта человека, сформированности эмоционального восприятия, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над выразительностью только начинается.

Когда слушаешь хорошего чтеца, Как будто видишь всё, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомое произведение, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателя и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателя читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках.

Выразительность речи включает следующие компоненты:

- технику речи (дыхание, голос, дикция);

- смысловой анализ текста (при подготовке его к чтению);

- средства речевой выразительности (сила голоса, тон, темп, ритм, паузы, логические ударения).

Для развития выразительного чтения я использую ряд упражнений, которые провожу как обязательный этап каждого урока чтения (5-10 минут).

Система этих упражнений включает в себя пять последовательных этапов:

- дыхательная гимнастика и подготовка голоса;

- чтение блоков;

- отработка дикции;

- развитие оперативной памяти;

- интонационная разминка.

Последовательность выполнения упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном использовании воздуха. Выработка правильного произвольного дыхания требует тренировок.

Сделай глубокий вдох и выдохни весь воздух разом, как бы задувая одну большую свечу.

Сделай глубокий вдох и выдыхай воздух порциями, будто задуваешь поочередно три свечи.

Представь, что вдыхаешь аромат цветов. Сделай глубокий вдох носом и шумный выдох через рот.

- Выдох со счетом.

Сделай глубокий вдох, на выдохе громко произноси скороговорку:

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка,… .

Если голос устал, сделай шумный вдох и выдох.

Отработка дикции.

Начинать предлагаю с одной короткой скороговорки, и каждый урок добавлять новую.

- Сенька с Санькой.

- Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

- От топота копыт пыль по полю летит.

- Сыворотка из-под простокваши.

Примеры развернутых скороговорок.

- От топота копыт пыль по полю летит – едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом, мол, пришел Прокоп кипятить укроп. Кто приносит вести, тому в день плетей по двести.

Интонационная разминка.

Интонация – звуковая картина речи. Учу детей различать и придавать своему голосу нужные интонации: тон, темп, паузы, логические ударения, мелодичность, силу.

- Прочитай, выделяя голосом подчеркнутые слова боле сильно: Я люблю читать. Я люблю читать. Я люблю читать.

- Прочитай с правильной интонацией:

- Зайка, Зайка, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

- А чему ты, Зайка, Рад?

- Рад, что зубы не болят.

В дальнейшем работу над правильностью постановки логических ударений и интонацией провожу параллельно с работой по нахождению смысловых пауз в тексте. Знакомство со значением и ролью смысловых пауз в речи начинаю с анализа конкретного текста.

Пример: В косы шелковые ленты вплела.

Наблюдаем, что, если сделать паузу после слова косы, смысл предложения будет одним, а, если сделать паузу после слова шелковые, - другой. Приучаю учащихся к тому, что, прежде чем сделать паузу, подумай, нужна ли в этом месте текста остановка, какой смысл приобретает фраза.

Знакомлю детей и с тем, что остановки делаются и на знаках препинания.

Все прошло:/ с зимой холодной

Нужда, / голод настает;//

Я глубоко уверена, что выработать у детей привычку читать выразительно (проникновенно, с чувством) можно только в том случае, если учитель будет на любом уроке обращать внимание учащихся на выразительность их речи и чтения. Многое здесь дает и собственный пример педагога, который должен следить не только за содержательностью своей речи, но и за красотой, силой и музыкальностью своего голоса.

Использованная литература:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Каких метапредметных и личностных результатов позволяет достичь продуктивное чтение?

Регулятивные – формировать цель деятельности ; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные – вести диалог, слушать и понимать речь других; выполнять различные роли

Познавательные – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате работы ;

Личностные – оценивать поступки людей, сопереживать, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Опыт разнообразных читательских переживаний развивает эмоциональную культуру, дает ориентиры нравственного выбора. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать выводы.

Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация ( предугадывание предстоящего чтения).

2. Постановка целей урока

II этап. Работа с текстом во время чтения

Дети проверяют свои предположения.

С самостоятельного чтения начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребёнку увидеть, что ещё непонятно, найти, что ему близко и поделиться мыслями со всеми. В литературе главное – не информация, не знания, которые содержатся в художественном произведении, а эмоции, в которых уже заложено желание подражать тому, что нравится, и не делать того, что не нравится.

2. Перечитывание текста.

Приемы: диалог с автором через текст;

беседа по прочитанному;

выделение ключевых слов;

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

По ходу чтения задаю вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа

(т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором)

Что такое диалог с автором?

С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, по ходу чтения выполняем разнообразную работу: находим в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, дети задают свои вопросы, делают предположения о дальнейшем содержании текста.

Как учить детей вести диалог с автором?

1) Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:

2) включать творческое воображение учащихся: читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод ;

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…?

4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. При таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы:

В – вопрос (найди, задай),

О – ответ (ответь на этот вопрос),

П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста),

З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).

В учебники включено немало произведений, воздействующих

в первую очередь на эмоции читателя, – здесь и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа.

На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется во время перечитывания текста.

Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение? Читают текст дети, а комментирую я. Дети кратко отвечают с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются предлагаю им начало ответа. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу.

Комментирую текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, можно в любой момент прервать чтение ребенка.

3. Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного текста. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение к отдельным фрагментам текста.

4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного текста. Соотнесение читательских истолкований произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями.

Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом?

В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы:

эмоции, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму. Самая развитая у читателей этого возраста сфера – осмысление содержания. Я предлагаю задания, связанные с этой сферой: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана; постановка вопросов к тексту и др. Задания, направленные на развитие эмоциональной сферы : выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др. Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребенка-читателя. Для развития творческого воображения предлагаю такие задания: составление диафильма, киносценария по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов; чтение по ролям, инсценирование и др.

Работа с тетрадью также идет в три этапа:

1) до чтения. Например, прочитай ключевые слова текста, подумай, почему они разбиты на две группы? Какое задание ты к ним предложишь?

2) в ходе чтения. Например, выпиши из текста, как писатель называет птичку. Найди в толковом словаре значение слов.

3) после чтения. Например, запиши цитатный план первой главы. Запиши слова, которые раскрывают тему произведения. Какова основная мысль рассказа? Какие формулировки тебе кажутся наиболее точными? Обведи.

Далее работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения.

Итак, литературное чтение предполагает:

1) обязательную опору на литературоведение (понятия из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради);

2) введение художественного произведения в литературно-исторический контекст ( самостоятельная работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради до и после чтения; путешествия в историю детской литературы и систематизация ранее прочитанного; знакомство с биографией писателя, историей создания произведения через авторские тексты в учебнике);

3) установление связей с жизненным опытом ребенка.

4) анализ литературного произведения.

На мой взгляд, использование современных образовательных технологий позволяют формировать навыки учебного труда, умение сотрудничать, самостоятельно добывать информацию.

Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

Опыт работы показывает, что технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.

Систематическое и методически правильное применение современных образовательных технологий в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.

Читайте также: