Проблема истины в философии практика как критерий истины кратко

Обновлено: 05.07.2024

Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Свойства истинности: 1.Объективность-независимость от познающего субъекта.

2.Относительность- неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания.

3.Абсолютность – знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровержен при дальнейшем познании. 4.Конкретность. Концепции: Корреспондентская, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности. Прагматистская – свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (Джеймс) Когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивостью.(Кант, Гегель)

Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования.

Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непротиворечивость, красота). Хотя и существуют приемы и методы, с помощью которых можно отличить путем анализа внутренней структуры знания истину от заблуждения, но эти критерии имеют лишь вспомогательное значение и недостаточны для оценки объективной истины. Так как истинность знания означает непротиворечивость знания действительности, то для установления истинности необходимо сопоставить, сравнить знание с этой действительностью, оригиналом. Такое сравнение возможно на основе взаимодействия человека с познаваемой действительностью, то есть практической деятельностью.

Значит, критерии истины – не в самих знаниях, а вне их, в применении знаний на практике. Подтверждается практикой – верно, опровергается ею – ложно. До практической проверки любые, самые безупречные в логическом отношении научные теории могут рассматриваться лишь как более или менее вероятные гипотезы.

Практика как критерий истины имеет противоречивый характер:

1. Существующей в данный момент практики всегда недостаточно для полной и окончательной проверки имеющихся знаний: на любом этапе человеческой истории практика остается ограниченной по своим возможностям:

а) существуют истины, непосредственная практическая проверка которых принципиально неосуществима, ее приходится заменять опосредованной, косвенной проверкой (параллельные прямые);

б) в науке всегда имеются гипотезы, которые на основе сегодняшней практики не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты (биогенез, внеземные цивилизации);

в) итоги практической проверки знания обладают некоторой "неопределенностью": практика никогда не может дать полное и окончательное подтверждение или опровержение знаний. Ведь практика не стоит на месте, она постоянно развивается, изменяется, и то, что сегодня она подтверждает, может быть опровергнуто практикой завтрашнего дня, будущего.

2. Однако, с другой стороны, критерия практики все же вполне достаточно для установления содержащейся в человеческих знаниях объективной истины. Отмеченные выше обстоятельства ограниченности практики не лишают ее способности выполнять функции критерия истины:

а) так или иначе – непосредственно или опосредованно – в конечном счете именно практикой проверяется вся сумма человеческих знаний. Таким образом, практика – всеобщий и универсальный критерий истины;

б) с развитием практики базис человеческого познания все более расширяется, открываются пути проверки гипотез, которые не поддавались ранее такой проверке;

в) если практика на определенном уровне своего развития уже подтвердила какие-то представления, то они в известных пределах (для данного уровня практики) содержат в себе объективную истину. И даже если эти представления на основе будущего развития практики будут пересмотрены, содержащееся в них зерно истины все равно сохранится.

Никаким другим критерием истины, более фундаментальным и надежным, чем практика, человечество не располагает. Только на основе практики возможно установить объективную истинность человеческих знаний и только практика в своем развитии обеспечивает это установление. Критерий практики содержит в себе как абсолютный, так и относительный моменты, определяя тем самым абсолютный и относительный характер всех наших знаний.

Истина– одна из центральных проблем теории познания. Истина – правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности в человеческом сознании, цель познавательной деятельности человека. Ведь результат этой деятельности должен быть адекватным тому, что мы познаем. Истина, таким образом, – характеристика нашего знания, нашего утверждения о чем-либо. То есть суть этой проблемы – вопрос о соотношении (соответствии) нашего знания и реальности, о способности человека адекватно воспроизвести действительность в форме знания.

В теории познания – гносеологии – исследуются разные аспекты проблемы истины и существуют ее разные интерпретации, или концепции – корреспондентская (классическая); когерентная; прагматистская; конвенционалистская).

В древнейшей – классической – концепции истины, с которой начинается ее теоретическое исследование, утверждается, что истина есть соответствие знания (мыслей) действительности. Эта концепция истины называется корреспондентской. Первые попытки разработать проблему истины как соответствия знания действительности были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, его разделяют многие философы XX века.

В диалектико-материалистическом понимании истины классическая концепция истины дополняется идеями 1) практики как критерия истины и 2) диалектики абсолютной и относительной истины. Истина определяется как соответствие наших знаний действительности, которое устанавливается общественно-исторической практикой.

За истиной признаются такие ее характеристики, как объективность и конкретность. По форме наши знания субъективны, по содержанию же истина объективна, поскольку это содержание есть отраженная реальность, а сама эта реальность объективна, т.е. не зависит от нашего сознания.

Механизмы процесса достижения истины выражает диалектика абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина – неполное, приблизительно верное знание об объекте. Достижение истины – трудный процесс все более точного и полного постижения объекта. Это – не одномоментный акт.

Конкретность истины означает необходимость учета условий, места, времени получения знания.

Второй влиятельной концепцией истины является когерентная концепция. Она полагает знание истинным, если оно внутренне самосогласованно, логически непротиворечиво (внутренняя связность).

Третья концепция истины – прагматистская – считает истинным знание, которое является эффективным и полезным для человека, способным помочь ему достичь поставленных целей, решить его жизненные трудности.

Четвертая – конвенционалистская – концепция истины близка к третьей. Она трактует истину как продукт соглашений (конвенций), выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности.

Эти разные трактовки истины нередко сочетаются друг с другом в учениях философов и ученых.

Практика – это целесообразная материально-предметная деятельность человека, направленная на преобразование объективной действительности. Ее содержанием является труд. Практика играет определяющую роль в процессе познания, составляет его основу, пронизывает все его формы. Через практику познание связано со своим объектом и опосредуется ею. Практика служит источником познания, так как мы знаем мир в той мере, в какой способны к его практическому освоению и преобразованию. В то же время практика ставит перед познанием определенные цели и поэтому выступает как побудительная, движущая причина познавательной деятельности. И наконец, практика является критерием истинности наших знаний. Только на практике человек может доказать их истинность. Если выводы, полученные на основании наших знаний, подтверждаются практикой, а деятельность, основанная на определенных знаниях, – успешной, то эти знания истинны.

Истина– одна из центральных проблем теории познания. Истина – правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности в человеческом сознании, цель познавательной деятельности человека. Ведь результат этой деятельности должен быть адекватным тому, что мы познаем. Истина, таким образом, – характеристика нашего знания, нашего утверждения о чем-либо. То есть суть этой проблемы – вопрос о соотношении (соответствии) нашего знания и реальности, о способности человека адекватно воспроизвести действительность в форме знания.




В теории познания – гносеологии – исследуются разные аспекты проблемы истины и существуют ее разные интерпретации, или концепции – корреспондентская (классическая); когерентная; прагматистская; конвенционалистская).

В древнейшей – классической – концепции истины, с которой начинается ее теоретическое исследование, утверждается, что истина есть соответствие знания (мыслей) действительности. Эта концепция истины называется корреспондентской. Первые попытки разработать проблему истины как соответствия знания действительности были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, его разделяют многие философы XX века.

В диалектико-материалистическом понимании истины классическая концепция истины дополняется идеями 1) практики как критерия истины и 2) диалектики абсолютной и относительной истины. Истина определяется как соответствие наших знаний действительности, которое устанавливается общественно-исторической практикой.

За истиной признаются такие ее характеристики, как объективность и конкретность. По форме наши знания субъективны, по содержанию же истина объективна, поскольку это содержание есть отраженная реальность, а сама эта реальность объективна, т.е. не зависит от нашего сознания.

Механизмы процесса достижения истины выражает диалектика абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина – неполное, приблизительно верное знание об объекте. Достижение истины – трудный процесс все более точного и полного постижения объекта. Это – не одномоментный акт.

Конкретность истины означает необходимость учета условий, места, времени получения знания.

Второй влиятельной концепцией истины является когерентная концепция. Она полагает знание истинным, если оно внутренне самосогласованно, логически непротиворечиво (внутренняя связность).

Третья концепция истины – прагматистская – считает истинным знание, которое является эффективным и полезным для человека, способным помочь ему достичь поставленных целей, решить его жизненные трудности.

Четвертая – конвенционалистская – концепция истины близка к третьей. Она трактует истину как продукт соглашений (конвенций), выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности.

Эти разные трактовки истины нередко сочетаются друг с другом в учениях философов и ученых.

Практика – это целесообразная материально-предметная деятельность человека, направленная на преобразование объективной действительности. Ее содержанием является труд. Практика играет определяющую роль в процессе познания, составляет его основу, пронизывает все его формы. Через практику познание связано со своим объектом и опосредуется ею. Практика служит источником познания, так как мы знаем мир в той мере, в какой способны к его практическому освоению и преобразованию. В то же время практика ставит перед познанием определенные цели и поэтому выступает как побудительная, движущая причина познавательной деятельности. И наконец, практика является критерием истинности наших знаний. Только на практике человек может доказать их истинность. Если выводы, полученные на основании наших знаний, подтверждаются практикой, а деятельность, основанная на определенных знаниях, – успешной, то эти знания истинны.

Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.

Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.

Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.

Что касается других позиций, то при наличии и в них определенных положительных моментов они содержат в себе коренные слабости, позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признать их применимость лишь в ограниченных масштабах. Что же касается этих слабостей, то их влияние - задача, которую предлагается решить самим студентам. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.

А теперь обратимся к главным характеристикам истинного знания. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, о чем уже шла речь выше, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней.

И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий. Истина конкретна. Та истина, что вода кипит при 100 5о 0 С, сохраняет свое значение лишь при строго определенных условиях. Но путь к истине отнюдь не усеян розами, познание постоянно развивается в противоречиях и через противоречия между истиной и заблуждением.

Заблуждение, - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Взять хотя бы идею самозарождения жизни, которая лишь в результате работ Пастера была похоронена. Или положение о неделимости атома, надежды алхимиков на открытие философского камня, с помощью которого все легко может превращаться в золото. Заблуждение - результат односторонности в отражении мира, ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.

Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным. Вместе с тем сам факт возможности для познания впадать в заблуждение в процессе поиска истины требует отыскания инстанции, которая могла бы помочь определить, истинен некоторый результат познания или ложен. Иными словами: что является критерием истины?

Поиск такого надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение. Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Разве не пытаемся мы решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию?

Тем не менее и этот критерий абсолютно ненадежен, ибо исходный пункт, а в данном случае - субъект. В науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов.

Наконец, прагматический подход. Истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной. Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также в его субъективной основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта.

В практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем его и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика выше теории, поскольку она обладает достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности, так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна.

Конечно, далеко не все положения науки нуждаются в практическом подтверждении. Если эти положения выведены из достоверных исходных положений по законам логики, то они также достоверны, т.к. законы и правила логики тысячи раз проверялись на практике.

Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.


Истина – это правильное знание, которое было подтверждено практически (Краткий энциклопедический словарь философских терминов);

— это адекватное отражение свойств объекта тем, кто познает мир; знание, которое соответствует предмету познания (Словарь по философии для студентов лечебного и педиатрического факультетов);

Проблема истины в философии: концепции истины

Истина тесно связана с сущностью философии как науки – она позволяет рассматривать сам процесс познания и добывания истины: какие трудности возникают на пути, противоположные суждения, как диалектическая основа истины, способы выработки знания в зависимости от пути познания истины и т.д. Истина в философии имеет много аспектов. Рассматривая истину с точки зрения логических, социологических, богословских и пр. проблем получаем разные точки зрения.

Получается, истина не одна, а их несколько?

Почти что так. Истина – это не абсолют или всеобъемлющее понятие, несомненно, открывающее скрытые причины появления жизни, конечно цели человечества. По крайней мере, в философии, ведь религия провозглашает истины, ведущие праведников именно по таким путям. Они служат теми опорными точками познания и формирования мировоззрения у человека для становления его личности.

Концепции истины в философии:

  • Классическая: истина – это соответствие теории и действительности.
  • Когерентная: истина – это согласованность, последовательность знаний.
  • Прагматическая: истина – это практически полезное знание.
  • Конвенциональная: истина – это высшая точка соглашения.

Критерии истины в философии

Исходя из концепций истины в философии, сформировались критерии истины, определяющие и, одновременно, характеризующие это понятие.

  • Классическая: выделяют чувственный опыт, ясность истины.
  • Когерентная: обращают внимание на согласованность истины с общей системой знаний.
  • Прагматическая: эффективность истины с точки зрения практического применения.
  • Конвенциональная: всеобщее согласование истин.

Относительная и абсолютная истина в философии

Истина, как постоянный процесс поиска, перехода знаний от неполного до полноценного связана с абсолютной и относительной истиной.

Абсолютная истина – это достоверное и исчерпывающие знание (о природе, человек или обществе) или знание, которое невозможно опровергнуть (Земля круглая).

Относительная истина – это неполное знание, которое соответствует лишь одному уровню развития понятия и имеет способы получения этого знания. Относительная истина относится к процессу познания мира, как постоянному переходу от истины к истине до достижения абсолюта.

  • Релятивизм (относительность знания) признает лишь относительную истину, так как в его концепции всякая истина относительна;
  • Догматизм же наоборот считает, что истина не может зависит от переменных условий, так как она всегда конкретна, абсолютна и неизменна.

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(38 оценили, оценка: 4,89 из 5)
Loading.

в) ни ясность и отчетливость всеобщих положений не могут служить критерием истинности знания.

Общий недостаток этих и некоторых других концепций состоит в том, что критерий истинности знания находится в самом знании. Но может ли знание быть собственным критерием? Встала задача найти такой критерий, который:

во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие, и в тоже время сам бы им не являлся;

во-вторых, этот критерий должен был соединять в себе всеобщность с непосредственной действительностью.

Таким критерием стала практика. Практика (от гр. praktikos - деятельный) – целесообразная, предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем и самого себя в этом процессе. Это деятельность не отдельного индивида, изолированного от общества, а социального субъекта, который вооружен знаниями, навыками и приемами, соответствующими данному этапу своего развития. Практика имеет социально историческую природу, она опирается на опыт предшествующих поколений.

Особенность практики заключается в том, что она:

а) включает в себя знания;

б) способна порождать новые знания;

в) выступает основанием знания;

г) выступает конечной целью знания.

Формы практики

1. Материальное производство (труд) – преобразование природы, естестественного бытия людей.

2. Социальное действие преобразование общественного бытия, изменение соответствующих социальных отношений путем революций, реформ, войн, изменения социальных структур.

3. Научный эксперимент активная деятельность человека по созданию искусственных условий, позволяющих исследовать свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе познания.

Практика выступает как:

1) источник познания, т. к. знания вызваны ее потребностями;

2) основа знания – все познавательные процессы обусловлены задачами практики, к тому же практика обеспечивает познания техническими средствами, приборами, оборудованием;

3) цель познания – оно осуществляется не ради любопытства, а для регулирования деятельности людей;

4) критерий истины, так как позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

Вместе с этим, практика не является единственным критерием истины. Существуют и другие критерии:

г) когерентный и другие.

Однако, все они в конечном счете опосредованы практикой. Поэтому общественная практика является решающим и всеобщим критерием истины.

Как критерий истины практика и абсолютна и относительна. Абсолютна потому, что все, подтвержденное практикой является истиной. Относительна потому, что и практика, и теория непрерывно развиваются. Поэтому на каждом этапе своего развития практика не может полностью подтвердить теорию. И только практика в ее развитии может быть критерием развивающегося знания.

Читайте также: