Признаки педагогических технологий кратко

Обновлено: 30.06.2024

При определении статуса педагогической технологии полезно соотнести ее с той научной концепцией, которая лежит в ее основе, указать номенклатуру целей, достигаемых с ее помощью, и определить ее сущностные признаки. Признаками педагогической технологии являются: цели (во имя чего необходимо учителю ее применять); наличие диагностических средств; закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс; система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей; средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях школы.

Раскроем содержание каждого признака и свойства.

Целевой признак указывает на то, чего можно достичь, применяя конкретную технологию, в развитии индивидуальности, в воспитании личности, в обучении школьника. Обеспеченность технологии диагностическими средствами помогает учителю отслеживать процесс и результаты педагогических воздействий. Средства анализа и самоанализа позволяют учителю оценить свои действия и деятельность учащихся по саморазвитию и самовоспитанию, оценить их результативность. Цели, средства педагогической диагностики и анализ результативности помогают оценить технологию со стороны ее эффективности и целесообразности. Например, среди учителей начальной школы были популярны так называемые нестандартные уроки – аукционы. Смысл их заключается в следующем: учитель в целях активизации деятельности учащихся предлагает им ряд заданий; кто выполнит их быстрее, тот получит награду. Здесь есть все разобранные нами признаки технологии – цель, диагностика и результат. Только вот какой результат? Эффективна ли такая технология? Если такие уроки могут стимулировать развитие стремления не к знаниям, а к получению материальной награды, вызывать жадность у детей, можно ли их назвать педагогически эффективными и целесообразными?

Следующая существенная группа признаков педтехнологии – закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся и отбор и применение на их основе педагогических средств. Зачастую учитель учитывает различные требования, методические рекомендации, инструкции и пр. и не всегда замечает того, что хотят его подопечные, каковы их интересы, потребности. В таких случаях ни одна технология не поможет учителю добиться своих целей. Деятельность педагога (его цели, потребности и мотивы, действия, средства и условия их применения и т.д.) должна соотноситься, соответствовать деятельности школьника ( его целям, возможностям, потребностям, интересам, мотивам, поступкам и т.д.). Только на такой основе учитель отбирает и применяет средства педагогического воздействия. Структурирование взаимодействия учителя и учащихся и применение педагогических средств выражают ключевые характеристики педагогической технологии – гарантированное достижение целей.

Наличие указанных признаков определяет свойства педтехнологии. Технология должна быть целостной – это означает, что она должна отвечать всем выделенным признакам. Только в этом случае технология будет совершенной, завершенной и эффективной. Многие авторские технологии, разработанные учителями, часто не обладают свойством целостности: акцентируется внимание на каком-либо достоинстве, находке в опыте учителя и не берутся во внимание остальные признаки технологии. Например, в начале своей деятельности В.Ф. Шаталов предложил такое эффективное средство, как опорные конспекты (сигналы). Но многие практики поторопились назвать это средство технологией, попытались заимствовать опыт Шаталова, но не у всех получались такие же результаты, как у автора. В дальнейшем и сам Шаталов, и его последователи пополнили опорные конспекты другими компонентами, свойственными педагогическим технологиям, и разработали одну из совершенных педтехнологий. Этот факт говорит о том, что не всякую находку можно отнести к технологии. Главное заключается в том, что гарантированное достижение цели дает только целостная технология.

Другим важным свойством педтехнологии является ее оптимальность. Термин оптимальный (от лат. слова optimus – наилучший) означает “наиболее соответствующий определенным условиям и задачам”. Ю.К.Бабанский выделил несколько критериев оптимальности педагогического процесса. Применяя эти критерии, можно утверждать, что педтехнология будет оптимальной, если:

– ее применение способствует достижению каждым школьником уровня обученности, развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития;

– ее применение не превышает научно обоснованных затрат времени учителя и учащихся, то есть дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежутки времени, определенные стандартом образования и уставом школы.

Важно обратить внимание и на такие свойства технологии, как ее результативность и применимость. Результат применения технологии – это изменения в развитии, обученности и воспитанности учащегося, происшедшие под доминирующим влиянием данной технологии за определенное время. Очевидно, что две технологии могут быть сравнимы по их результативности и другим свойствам.

Не всякая технология может быть применена каждым учителем, много зависит от его опыта работы, педагогического мастерства, методической и материальной обеспеченности педагогического процесса и др. Поэтому при описании или изучении конкретной технологии необходимо обратить внимание на ее воспроизводимость в определенных условиях школы.

Таким образом, педагогическая технология – это не дидактика, не теория воспитания, это и не методика обучения или воспитания. Специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Второе отличие технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия учителя и учащихся, что не находит отражения ни в дидактике, ни в теории воспитания, ни в методиках преподавания.

Много ли может быть технологий? В принципе, технологий может быть много, так как они могут различаться по разным основаниям – в зависимости от базовой концепции, от целей, применяемых средств и пр. При этом каждой научной концепции может соответствовать несколько технологий, ее реализующих. Кроме того, разрабатываются новые концепции и соответствующие им технологии: компьютерного, блочно-модульного, концентрированного обучения и пр.

Любая научная концепция для того, чтобы она “работала” в педагогическом процессе, нуждается в соответствующей ей технологии. Причем каждой из них может соответствовать несколько технологий. Отсюда следует, что педагогических технологий может быть значительно больше, чем научных концепций. Они разрабатываются как учеными, так и учителями. Поэтому в практике существует достаточное их количество, другое дело, что не все их можно назвать технологиями, так как не всегда они обладают признаками и свойствами педагогических технологий.

В педагогике существуют авторские педагогические технологии И.П. Иванова, Л.А. и Б.П. Никитиных, В.Ф. Шаталова, Р. и Д. Байярдов и др.

Педагогическая технология – это комплекс педагогических и психологических приемов, методов и форм обучения, сформированных определенным образом, посредством применения которых реализуется содержание учебно-воспитательного процесса и достигается его целевое назначение.

Педагогическая технология выступает своеобразной моделью построения педагогического процесса и организации учебно-воспитательной деятельности по планированию, проектированию и разработке оптимальных условий взаимодействия учащихся с педагогом.

Педагогическая технология выступает методикой организации педагогического процесса. Она нацелена на достижение целевого назначения процессов обучения и воспитания, путем применения специальных методологических инструментов.

Педагогическая технология является научным направлением. Она занимается разработкой условий организации оптимального педагогического процесса, опираясь на научные теории и концепции педагогики.

Данная технология включает в свой состав алгоритм протекания учебно-воспитательного процесса, выполнения определенных направлений деятельности, ориентированных на достижение целей и задач образования. Она функционирует и, как научное учение, занимающееся исследованием оптимальных и продуктивных способов обучения и, как существующий в действительности учебно-воспитательный процесс.

Педагогические технологии подразделяются на две основные группы:

  1. Технология обучения.
  2. Технология воспитания.

Педагогическая технология реализуется посредством применения педагогической техники, навыков организации педагогического процесса и благодаря наличию конкретной педагогической позиции.

Педагогическая позиция отражает интеллектуальное и эмоциональное отношение педагога к учащемуся, процессу воспитания и образования, текущим реалиям педагогической действительности и организации педагогического процесса. Эта позиция находится во взаимосвязи с мотивацией педагога.

Готовые работы на аналогичную тему

Классификация педагогических технологий

В настоящее время педагогической науке присуще наличие многообразных педагогических технологий. Они подразделяются по множеству признаков. Рассмотрим некоторые из них.

В зависимости от уровня использования, технологии подразделяются на: общепедагогической направленности, частного характера, отраслевые, локальные, модульные и узкой специализации.

Если брать во внимание фактор психического развития, то технологии в педагогике бывают: психогенными, биогенными и социогенными.

В зависимости от особенностей построения и содержания выделяют: технологии обучения, технологии воспитания, технологии определенной профессиональной специализации, общеобразовательные технологии, гуманистические и технократические технологии.

Технологии могут организовываться в самым различных формах. Так, имеются технологии классно-урочного обучения, дифференцированной ориентации, индивидуального и коллективного применения, альтернативного плана.

Подход к учащемуся в процессе обучения, также, определяет выбор той или иной технологии. Технологии могут быть ориентированы на личностное развитие, быть авторитарными или технологиями сотрудничества.

В основе любой технологии лежит конкретный метод деятельности. В некоторых ситуациях технология может базироваться и на нескольких видах деятельности. Исходя из приоритетного метода, лежащего в основе технологии, она может быть: объяснительно-иллюстративной, технологией развивающего обучения, саморазвивающей ориентации, проблемного обучения, информационного спектра действия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогические технологии: понятие, классификация, признаки.

Традиционные и инновационные педагогические технологии. Существенные характеристики. Применение в современном образовательном процессе.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; λόγος – слово, учение) – набор форм, методов, методик, способов, приемов обучения и воспитательных средств, комплексно используемых в образовательном процессе на основе определенных психолого-педагогических установок и приводящий к достижению прогнозируемого результата с минимальной нормой отклонения.

В основе классификаций педагогических технологий разные принципы:

Педагогические технологии по источнику возникновения (с учетом педагогического опыта или научной концепции);

По целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие природных личностных качеств и т.д.);

По возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

По функциям педагога, осуществляемым с помощью самой технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

Одним из первых в нашей стране вопрос о педагогических технологиях поднял Герман Константинович Селевко (1932-2008) – известный российский педагог, автор оригинальных педагогических концепций гуманно-личностно-ориентированного подхода к учащимся, разработчик проблем технологизации педагогического труда.

В рамках различных групп и подгрупп Г.К Селевко выделяет около ста самостоятельных педагогических технологий, которые часто представляют собой реальную альтернативу классно-урочной организации учебного процесса:

педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса;

педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения);

педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;

педагогические технологии авторских школ;

педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств;

технологии развивающего образования;

частнопредметные педагогические технологии;

педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала;

технологии внутришкольного управления и пр. 1

Например, И.П.Волков определяет педагогическую технологию как описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

В.М.Шепель определяет технологию как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

В.М.Монахов дает следующее определение: педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

По мнению ЮНЕСКО, педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. 2

планирование образовательного процесса (обучения и воспитания) на основе точно определенного желаемого эталона;

программирование учебно-воспитательного процесса в виде определенного порядка действий педагога и обучающихся;

соизмерение результатов обучения и воспитания с изначальным запланированным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов;

корректировка результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса.

В педагогической литературе на сегодняшний день не существует четко определенной классификации технологий обучения. В большинстве педагогических источниках выделяют две группы – традиционные и инновационные технологии обучения.

К традиционной (классно-урочной) технологии относятся следующие признаки:

обучающиеся примерно одного возраста и степени подготовки объединены в группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;

деятельность группы осуществляется по единому годовому плану и программе согласно расписанию;

главной единицей занятий является урок;

урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся группы работают над одним и тем же материалом;

работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности.

Цели традиционного обучения представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности. 3

Традиционное обучение опирается на объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, его основная сущность сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.

Образовательные технологии формирующего, развивающего и личностно-ориентированного обучения представлены в таблице №1.

Классификация образовательных технологий.

Формирующее

Развивающее

Личностно-ориентированное обучение

поэтапного формирования понятий и умственных действий;

дифференцированное обучение (с учетом актуального уровня обученности)

дидактические, ролевые, имитационные,

дифференцированное обучение (с учетом зоны ближайшего развития)

разноуровневое обучение («лестница

в команде; проектная деятельность;

Педагогические технологии (Г.К. Селевко):

педагогические технологии на основе гуманно- личностной ориентации педагогического процесса

педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

При реализации любой педагогической технологии педагог должен помнить, что технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания, а разработка и применение педагогических технологий требуют высокой активности педагога и обучающихся. Педагогу очень важно при организации активной позиции обучающихся хорошо знать психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносить индивидуальные коррективы в технологический процесс. Активность учащихся проявляется в возрастающей самостоятельности в технологизированном процессе взаимодействия. И всё же педагогические технологии, являясь составной частью процесса обучения, не обеспечивают всем учащимся одинаково высокий результат обученности и воспитанности.

Методологические требования к образовательным технологиям (Г.К. Селевко):

Концептуальность. Предполагается опора на научную концепцию. Системность . При реализации любой педагогической технологии должна проявляться системность, которая отражена логике процесса, взаимосвязи всех его частей и целостности.

Управляемость проявляется в возможности целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, с целью коррекции результатов.

Эффективность педагогической технологии проявляется в результатах и оптимальности по затратам, достижении определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость проявляется в возможности применения (воспроизведения) педагогической технологии в других образовательных организациях, другими субъектами.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование: [Школьные технологии], 1998.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.

Мандель, Б. Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов / Б. Р. Мандель. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 260 с.

Булыгина Ю. В. Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 12-15.

1 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование : [Школьные технологии], 1998.

2 Мандель, Б. Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б. Р. Мандель. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 260 с.

3 Мандель, Б. Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б. Р. Мандель. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 260 с.

Пед. технология – система методов, способов, средств проектирования организации и реализации взаимодействия между педагогом и обучающимися направленных на формирование личности с заданными качествами.

Сущность пед. технологии – состоит в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных учебных целей.

Предмет пед. технологии – конкретные практические взаимодействия преподавателей и учащихся в любой области деятельности, которые организованы на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания с использованием компьютеризации и технических средств.

Характерные признаки педагогических технологий:

· Диагностичность описания целей обучения

· Воспроизводимость процесса обучения и его результатов определяет возможность достижения аналогичных результатов в обучении при условии выполнения определенной последовательности действий и применения необходимых методов и средств (тиражируемость).

· Гарантированное достижение прогнозируемого результата.

· Оптимизация учебного процесса предполагает достижение целей обучения с минимальными затратами времени и средств при сохранении высокого качества знаний.

· Структуризацияучебного материала облегчает усвоение отдельных вопросов, способствует творческому мышлению, позволяет сэкономить время ученика и преподавателя за счет приведения в систему выполняемых операций по овладению знаниями и умениями. Структуризация помогает учащимся самостоятельно ориентироваться в интересующей их области знаний.

· Научность получает свое выражение в использовании новых методов, средств, дидактических материалов, новых организационных решений. Она означает, что принимаемые в учебном процессе решения, в первую очередь, базируются на научных фактах, а не на частных мнениях.

· Интеграция со смежными с дидактикой областями знания способствует успеху решения задачи оптимизации процесса обучения.

· Программирование совместной деятельности преподавателя и учащихся позволяет обеспечить максимальную организованность коллективной деятельности для достижения необходимого результата.

· Системность и четкий алгоритм действий (алгоритмичность)

· Использование современных технических средств обучения (включая средства компьютеризации) и дидактических материалов является одним из условий активизации учебного процесса, его управления и контроля за качеством обучения.

· Качественная оценка результатов учебной работы есть необходимое условие технологии обучения; она служит не только для оценки результатов деятельности учащихся, но и позволяет быстро реагировать на возникающие в ходе учебного процесса ошибки и принимать соответствующие решения по их корректировке.

Пед. технология – система методов, способов, средств проектирования организации и реализации взаимодействия между педагогом и обучающимися направленных на формирование личности с заданными качествами.

Сущность пед. технологии – состоит в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных учебных целей.

Предмет пед. технологии – конкретные практические взаимодействия преподавателей и учащихся в любой области деятельности, которые организованы на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания с использованием компьютеризации и технических средств.

Характерные признаки педагогических технологий:

· Диагностичность описания целей обучения

· Воспроизводимость процесса обучения и его результатов определяет возможность достижения аналогичных результатов в обучении при условии выполнения определенной последовательности действий и применения необходимых методов и средств (тиражируемость).

· Гарантированное достижение прогнозируемого результата.

· Оптимизация учебного процесса предполагает достижение целей обучения с минимальными затратами времени и средств при сохранении высокого качества знаний.

· Структуризацияучебного материала облегчает усвоение отдельных вопросов, способствует творческому мышлению, позволяет сэкономить время ученика и преподавателя за счет приведения в систему выполняемых операций по овладению знаниями и умениями. Структуризация помогает учащимся самостоятельно ориентироваться в интересующей их области знаний.




· Научность получает свое выражение в использовании новых методов, средств, дидактических материалов, новых организационных решений. Она означает, что принимаемые в учебном процессе решения, в первую очередь, базируются на научных фактах, а не на частных мнениях.

· Интеграция со смежными с дидактикой областями знания способствует успеху решения задачи оптимизации процесса обучения.

· Программирование совместной деятельности преподавателя и учащихся позволяет обеспечить максимальную организованность коллективной деятельности для достижения необходимого результата.

· Системность и четкий алгоритм действий (алгоритмичность)

· Использование современных технических средств обучения (включая средства компьютеризации) и дидактических материалов является одним из условий активизации учебного процесса, его управления и контроля за качеством обучения.

· Качественная оценка результатов учебной работы есть необходимое условие технологии обучения; она служит не только для оценки результатов деятельности учащихся, но и позволяет быстро реагировать на возникающие в ходе учебного процесса ошибки и принимать соответствующие решения по их корректировке.

Читайте также: