Роль педагога в организации педагогического процесса в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современный педагог дошкольного учреждения: социальная роль, профессиональные функции, личностные качества

Существующая система образования имеет свои определенные требования к дошкольному образовательному учреждению и управлению им. Педагоги вовлекаются в различные инновационные процессы по обновлению содержания образования, форм его реализации, методов и приемов воспитания и обучения. Основным и наиболее важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования является внедрение инноваций.

ДОУ должны создавать определенные условия, чтобы ребенок мог развиваться полноценно, гармонично, с учетом его индивидуальных возможностей. Параллельно необходимо развитие и самих педагогов, а также самой системы, перевод ее в качественно более высокое состояние, что предусматривает перспективное планирование, прогнозирование, специальную деятельность по внедрению инноваций, создание экспериментальной площадки на базе своего учреждения.

В таких быстро изменяющихся условиях педагог должен полностью соответствовать этим изменениям, как в профессиональном, так и в личностном плане. С этим связывается актуальность выбранной темы.

Основная цель работы – рассмотреть современного педагога дошкольного учреждения в совокупности его функций и качеств .

Структура работы диктуется логикой повествования и включает титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение и список источников и литературы.

Методы исследования – изучение литературных источников, анализ, обобщение.

Социальная роль педагога ДОУ

По мере развития человека и усложнения его род деятельности, происходит его развитие. Когда человек появляется на свет, он появляется как индивид, затем включается в общественную систему процессов и взаимоотношений. В результате данного процесса человек приобретает социальные качества, т.е. становится личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность создается общественными отношениями, в которые человек вступает в ходе своей деятельности (рис. 1).

hello_html_25ac461f.jpg

Рисунок 1 – Развитие личности

Проблема развития и становления личности является одной из наиболее актуальных проблем психологии, педагогики.

Наиболее важным критерием, по которому мы можем судить о личности человека, является социальность, степень социализации, которая достигается в конкретном обществе.

Особое значение в этом плане имеет степень возможного управления процессом личностного развития. Именно социальное является главным содержанием развития ребёнка, который только в обществе, в общественных связях присваивает и реализует социальную сущность человека.

Необходимо брать во внимание тот факт, что по мере развития присутствуют периоды особой открытости растущего человека конкретным общественным воздействиям. У каждого своя внутренняя готовность их принятия 1 .

Именно на педагога ДОУ и возлагается функциональная обязанность по развитию в ребенке социального фактора. Педагог обучает детей взаимодействовать друг с другом, развивает их как личность, формирует социально приемлемые качества и стереотипы поведения. Роль педагога в этом процессе неоценима, т.к. ребенок дошкольного возраста является очень сильно подверженным именно внешнему воздействию со стороны компетентного взрослого.

Эталон личности задается обществом и направляется на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически вырабатываемых форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений.

Это является возможным в том случае, если будет правильно построенный учебно-воспитательный процесс, отражаемый в более взрослом возрасте в конкретных видах деятельности.

В зависимости от того, как педагог построит свое взаимодействие с детьми, будет зависеть полноценное развитие личности в более позднем возрасте.

Основные профессиональные функции педагога ДОУ

Профессиональные функции – это функции, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Приоритет личности педагога дошкольного учреждения обусловлен его ответственностью перед возрастными особенностями детей. Ответственность связывается с трудностями игровой формы обучения, соответствующей ведущему виду деятельности ребенка в период дошкольного детства, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Педагог дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами. У педагога должна быть сформирована определенная методологическая, теоретическая, технологическая база знаний.

По мере своей работы педагог выполняет ряд функций.

Образовательная функция заключается в сознательном овладении педагогом теории, системы профессиональных знаний, умений, владений, социальным опытом. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников.

Координирующая функция заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. Координирующая функция прямым образом связанна с образовательной.

Развивающая функция заключается в активизации знаний и умений, а так же в их совершенствовании совместно с развитием профессионального мышления, педагогических способностей, памяти, речи, которые развивают человека творчески и позволяют создавать гармоничную сферу для развития детей.

Нормативная функция состоит в осуществлении регулирования в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы выполняют своеобразную функцию ценностей, благодаря чему педагог может вырабатывать оптимальные способы деятельности. Взаимодействие может происходить между педагогом и детьми, коллегами, коллективом – в каждом случае необходимо соблюдать определенную этику.

Информационная функция связывается со всеми функциональными компонентами. Педагог должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации.

Рефлексивная функция связывается с оценкой личностных качеств, когнитивных способностей и эмоциональных реакций педагога коллективом. Верная оценка открывает путь к дальнейшему самосовершенствованию. Педагогическая рефлексия является самоанализом проведенной деятельности, оценка полученных результатов. Она также важна для полноценной социально значимой деятельности.

Коммуникативная функция представляет собой способность к общению. Педагог выступает здесь как:

субъект влияния во взаимодействии с ребенком;

субъект личностного и профессионального развития себя как педагога;

субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива педагогов;

субъект взаимодействия с семьей, представителями социума.

Поэтому одним из важных качеств воспитателя является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с дошкольниками, умение координировать свою деятельность с другими участниками образовательного процесса. Умение общаться с людьми показывает высокий уровень культуры педагога.

Диагностическая функция заключается в умении на высоком уровне решать сложные профессиональные задачи:

выстраивать диагностические цели,

прогнозировать результаты диагностической деятельности,

подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий,

осуществлять грамотное психолого-педагогическое диагностирование,

осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных,

проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.

Воспитательная функция отражает область воспитательной деятельности. Воспитательные мероприятия направляются на детей и связаны с обеспечением личностного, интеллектуального и физического развития ребенка 2 .

Таким образом, педагог ДОУ выполняет ряд важнейших функций, которые направлены на личностное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка.

Личностные качества педагога ДОУ

Педагог ДОУ, прежде всего, должен иметь гуманистическую направленность в отношении работы с детьми. Работа строится на основе четырёх компонентов:

физического развития ребёнка.

В связи с этим, у педагога должен быть набор определенных качеств личности, которые отвечают заданным требованиям к работе. К основным личностным качествам педагога можно отнести:

Доброту, терпение, справедливость, милосердие, понимание, любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека – основополагающие для педагога.

Высокие нравственные качества. Для того, чтобы обучать детей, педагог сам должен обладать тем, чему учит.

Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно являются неотъемлемыми качества педагога ДОУ.

Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много времени и сил, при этом детям необходимо отдавать любовь и заботу, не смотря на трудности.

Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.

Способность к творчеству. Дети – это творческие маленькие люди, которые постоянно пытаются открыть что-то новое, узнать неизведанное. Поэтому педагогу придется много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным.

Педагог ДОУ является человеком, который занимается становлением социализированной личности, готовой выйти в более взрослую достойную жизнь.

Наиболее важным критерием, по которому мы можем судить о личности человека, является социальность, степень социализации, которая достигается в конкретном обществе. Именно педагога ДОУ занимается развитием в ребенке социального фактора, в чем и заключается одна из основных обязанностей данной профессии.

Педагог обучает детей взаимодействовать друг с другом, развивает их как личность, формирует социально приемлемые качества и стереотипы поведения. Роль педагога в этом процессе неоценима.

К основным функциям современного педагога ДОУ относятся: образовательная, информационная, координирующая, развивающая, коммуникативная, диагностическая, нормативная, рефлексивная, воспитательная.

Таким образом, педагог ДОУ выполняет ряд важнейших функций, которые направлены на личностное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка.

Профессия педагога ДОУ имеет вес в современном мире, и каждый участник этого процесса должен иметь весь необходимый репертуар качеств, функциональных обязанностей для развития детей.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2010, - 592 с.

Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введением ФГОС дошкольного образования. Очень важно именно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Одной из главных задач любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей.

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1. технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2. технологии обучения ЗОЖ;

3. коррекционные технологии.

Вкратце рассмотрим каждый из этих видов

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья - способы и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей в момент занятия. Моя задача как воспитателя заключается в том, чтобы при подготовке к занятию продумывать не только познавательный материал, но и построить занятие так, чтобы сохранить и укрепить здоровье своих детей.

Главным условием успешной организации образовательной деятельности является обеспечение двигательной активности. Для этого во время занятия провожу динамические паузы (2-5 мин.) по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия. Стараюсь подвижные и спортивные игры проводить ежедневно на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Для психического здоровья детей также необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использую для работы спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Неотъемлемым компонентом любого познавательного занятия является пальчиковая гимнастика, которую провожу как индивидуально, так и всей группой ежедневно. Также пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Провожу такую гимнастику в любой удобный отрезок времени.

Для снятия зрительного напряжения использую гимнастику для глаз. Провожу ее в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения использую наглядный материал.

Дыхательную гимнастику провожу в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Ежедневно после дневного сна в течение 5-10 мин провожу бодрящую гимнастику. В её комплекс входят упражнения на кроватях на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки.

Логоритмические упражнения (сказки) вызывают у детей живой интерес, повышают эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, воображения.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

2. Коррекционные технологии.

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, использую разнообразные формы работы: педагогические беседы на родительских собраниях; консультации; участие родителей в подготовке и проведении праздников, также родители принимают активное участие во всех спортивных конкурсах, которые проходят на базе детского сада или района. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках и на сайте детского сада.

В заключении своего выступления я хочу сказать, что система здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе подвижна, она пополняется, совершенствуется новыми формами и технологиями. И я, как педагог, и в дальнейшем буду стараться достичь успеха в этом направлении. А успех возможен только при тесном контакте участников воспитательно - образовательного процесса.

Особенности организации педагогического процесса в ДОУ Высокие темпы общего развития детей дошкольного возраста, в том числе и умственного, требуют дифференциации обучения в разных возрастных.

Письменный отчет об организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного В нашем детском саду с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного, каждым педагогом организуется индивидуальная работа.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности Роль педагога в организации театрализованной деятельности В рамках Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Здоровье и организация педагогического процесса в детском саду

Здоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.


АВТОР педагог Трапезникова Татьяна Владимировна

Данная моя статья посвящена управлению в системе дошкольного образования, а также я постараюсь рассмотреть в своей работе наиболее важные моменты в деятельности педагогического состава ДОУ. Прежде чем перейти к вопросу вплотную, необходимо сначала дать краткое понятие самого образовательного процесса в ДОУ. Так, образованием, если брать определение в общих чертах, мы называем сам процесс передачи общественно значимой информации подрастающему поколению. А в дошкольном образовании этот процесс реализуется в образовательной деятельности, совместной деятельности, при проведении прогулок, самостоятельных игр детей, в работе с родителями и в других мероприятиях.

Проводимые воспитательским составом мероприятия в ДОУ, разумеется, являются производными от работы управленческого состава, как отдельно взятого дошкольного учреждения, так и в целом системы государственного образования. Все установки федерального значения, разработанные Министерством просвещения и связанными с ним научными коллективами, реализуются во всех управленческих звеньях дошкольного образования, что говорит о серьезнейшей роли и самого воспитателя, как специалиста¸ который непосредственно проводит высокую государственную политику в жизнь.

И здесь, если мы затрагиваем тему качества воспитательного процесса в ДОУ, мы уже говорим непосредственно об организации и управлении дошкольным учреждением. Так, управление качеством педагогического процесса в системе ДОУ имеет свои особенности, так как в таком процессе принимают участие и руководители дошкольного учреждения, и воспитатели, и родители.

Например, с точки зрения родителей, процесс воспитания сводится к эффективному обучению их детей, согласно разработанных программ, сохраняющих здоровье детей, их психическое и физическое состояние, а также поддерживающих у детей интерес к познанию окружающего мира. С точки же зрения воспитателей, организация воспитательных мероприятий сводится к положительным оценкам их деятельности со стороны руководителей ДОУ и родителей. А вот с точки зрения руководителей самого дошкольного учреждения, процесс организации и управления можно подразделить на такие пункты, как:

1. Эффективность деятельности дошкольного учреждения, как организационной структуры;

2. Эффективность деятельности состава воспитателей ДОУ;

3. Достижение успешных результатов в процессе обучения и воспитания воспитанников ДОУ;

4. Высокая оценка деятельности воспитателей и ДОУ со стороны детей и их родителей;

5. Высокая оценка управляющих органов образования в отношении руководителя ДОУ.

Да, многое зависит от того, как творчески подходит к своей деятельности сам воспитатель, но любое творчество в процессе воспитания ребенка обязано идти в ногу с последними научными достижениями. Внедрение же в практику работы воспитателя последних педагогических наработок лежит всецело на руководящем составе того или иного дошкольного учреждения.

Есть мнение, что необходимо широко привлекать самих воспитателей-педагогов к управленческой работе. Это может быть разработка годового плана деятельности ДОУ. Однако, я считаю, что такие рассуждения несколько ветряные, и не могут соотноситься с жесткой практикой работы в ДОУ. Все дело в том, что воспитатель все свое время тратит на процесс, связанный с работой с детьми, а также написанием планов своей деятельности. Кроме того, порой, воспитатель не обладает теми управленческими качествами, согласно своего опыта или образования, которые необходимы при разработке годовых планов работы ДОУ.

Именно поэтому такой подход к организации воспитательного процесса я считаю, несколько, фантастическим. Но и в этом подходе имеется рациональное зерно. Так, перед составлением годового плана работы отдельно взятого ДОУ, руководители дошкольного учреждения могут опросить состав воспитателей по вопросу составления годового плана работы ДОУ, и конструктивные, дельные предложения самих воспитателей могут быть приняты руководством ДОУ для разработки годового плана деятельности дошкольного учреждения. Это возможно.

Есть также мнение в среде педагогов, что сами воспитатели-педагоги должны осуществлять педагогический контроль и педагогический анализ в ДОУ. Но и этот подход мне кажется не эффективным в виду того, что ни кто еще не доказал его в том ракурсе, что он осуществим на практике. Повторюсь еще раз, ведь воспитатель-педагог загружен своей работой и не может осуществлять сразу несколько дел: контролировать и воспитывать детей.

Здесь уместно отметить тот факт, что государственный образовательный стандарт, как стандарт результатов образовательной деятельности – это эталонный уровень образования, который необходим для того или иного общества в определённый исторический отрезок времени. А в дошкольном образовании государственным образовательным стандартом является стандарт условий осуществления образовательного процесса. То есть, дошкольное образование имеет цель создать условия для осуществления самого образовательного процесса в будущем.

Поэтому, сами образовательные стандарты, как я считаю, не должны быть строгими и должны обладать гибкостью, играя роль ориентиров в работе педагогов. Иначе же, при строгих инструкциях и установках творческое начало педагогов будет подавлено, а ведь именно в дошкольном учреждении воспитатель обязан просто привить творческое начало ребенку, дав ему возможность проявить свои таланты. Поясню это так, что именно в дошкольном возрасте необходимо у ребенка выявить те способности, которые он будет развивать в будущем.

Замечу, что в общегосударственном ракурсе качество дошкольного образования можно определить мерой её направленности социально-экономическим условиям общества. Другими словами, в самом воспитательном процессе должны быть отражены потребности и моральные установки, принятые в тот или иной исторический период жизни общества. Это важно, ведь воспитатель-педагог обязан подготовить ребенка к жизни, в которой он должен суметь найти свое место. А ведь школа на первом классе не заканчивается: школьные годы – это 11 лет, и какими будут эти 11 лет, зависит от того, как себя ребенок в школьном коллективе поставит еще в первом классе. А чтобы ребенок уже смог себя проявить в начальных классах школы, его необходимо морально укрепить еще в детском саду, наделив его к тому же знаниями о мире и нравственными установками.

В контексте с тем, что я обозначила выше, нужно сказать, что руководитель любого ДОУ обязан ориентировать состав воспитателей-педагогов, находящихся у него в подчинении, к подготовке ребенка к школьной жизни. А такая подготовка, как я уже говорила, имеет под собой не только подачу знаний в области математики или русского языка, но касается и моральных, и нравственных аспектов в подготовке ребенка.

Приведу вам простой пример по вопросу нравственной и моральной подготовки ребенка. Вот ребенок, к примеру, показывает в группе дошкольного учреждения хорошие результаты в математике, умеет читать бегло и даже хорошо выводит слова, пишет. Научили. Все думают, что он и в школе станет отличным учеником. Ан, - нет, не все так просто.

А если этот ребенок не умеет взаимодействовать со своими сверстниками? Если он не умеет, банально скажу, дружить? Что тогда?

А тогда может произойти непоправимое, порой, ведь многие дети испытывают стресс, когда меняют привычную обстановку: сегодня он был в детском саду, и там для него все было привычно и просто, а теперь он попадает в более строгие условия школьной жизни.

Не умея дружить, а то есть устанавливать контакт со сверстниками, первоклассник может часто попадать в конфликтные ситуации со своими одноклассниками, что вызывает стресс у ребенка и совершенно отбивает охоту ходить в школу. Вот в детский сад он ходил с удовольствием, а в школу, в новый коллектив, не просто идти не стремится, а вообще избегает общения со школьным коллективом. И вот вам результат, - плохие оценки и плохая посещаемость. Такое бывает, и потому сверхважно научить ребенка еще в дошкольном учреждении дружить, устанавливать контакты со своими сверстниками.

Также замечу, что немаловажно научить ребенка еще в ДОУ дисциплине. Не надо думать, что детский сад является тем учреждением, где родители просто-напросто оставляют своего ребенка на время, пока они сами заняты трудовыми обязанностями. Нет, именно в детском саду маленький мальчик или девочка должны понять то, как устроен мир. В мире есть правила и от того, как ты соблюдаешь эти правила, зависит в твоей судьбе, фактически, - все!

Например, ребенок не желает спать, или он не желает вместе со всеми садиться за стол, или же он попросту игнорирует образовательные игры, проводимые в группе ДОУ. Может ли воспитатель сквозь пальцы смотреть на действия такого воспитанника? Нет, так как если ребенок еще в дошкольном возрасте не уяснил для себя, что такое дисциплина и самодисциплина, то уже в школе он также будет не усидчив за уроками, а значит, его результаты в учебе пойдут вниз.

На все эти моменты, указанные мной выше, разумеется, воспитатель-педагог должен обратить внимание в своей деятельности, а руководящий состав ДОУ обязан своих подчиненных ориентировать на работу с детьми в ракурсе укрепления моральных и нравственных устоев у детей.

Кстати, о моральных и нравственных нормах, которые необходимо прививать детям. Мы можем объяснить ребенку простыми словами сложные конструкции, дав ответы на такие вопросы, как:

- что такое коррупция и почему это плохо?

- что такое деньги, и что такое семейный бюджет?

- что такое закон и почему он выходит из моральных норм?

- почему необходимо уважать старших и любить свою Родину?

- что такое нравственность и почему исполнение установленных в обществе нравственных норм помогает человеку жить?

Да, все эти, на первый взгляд, сложные вопросы можно объяснить ребенку очень простыми словами и в игровой форме. Так мы изначально в дошкольника заложим тот внутренний стержень, который поможет ему стать настоящим человеком с большой буквы.

Вот на таких игровых примерах, с помощью таких мероприятий мои коллеги могут многое – в игровой форме объяснять детям сложные вещи. Поэтому, как я считаю, не нужно бояться внедрять что-то новое. Главное здесь, относиться к своей работе ответственно, иметь к любому, даже к самому, на первый взгляд, незначительному делу, серьезный подход. В нашей работе маленьких, незначительных дел не бывает, так как мы формируем из ребенка личность, и об этом помнить должен каждый воспитатель-педагог.

Продолжу далее. На сегодня основными ориентирами, которые определяют качество современного дошкольного образования, выступают такие критерии, как:

- благополучие ребенка в ДОУ;

- удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения;

- сохранение и необходимая коррекция здоровья ребенка;

- выбор дошкольным учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

Так, над выше указанными мной вопросами личностного развития дошкольника работают многие научные коллективы. Например, это ученые Научно-исследовательского центра им. А.В. Запорожца. Это люди с научными званиями и степенями, которые предлагают структурную характеристику личности ребенка, включающую виды компетентности в ракурсе интеллектуального, языкового, социального и физического развития. А также способы поведения - произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору и отношение к самому себе.

Ученые выражают ту мысль, что на психическое, физическое и личностное развитие воспитанников детских дошкольных учреждений оказывают влияние четыре аспекта. Рассмотрим их здесь в моей статье. Это такие аспекты, как:

- характер организации развивающей предметно-пространственной среды;

- тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.

Скажу, что хорошее качество физического контекста жизни ребенка в дошкольном учреждении определяется не самим количеством предметов, а их качеством и разнообразием. Поведение же воспитателя, который сопровождает деятельность ребенка с теми или иными предметами в определенном пространстве дошкольного учреждения, должно соответствовать таким критериям, как: ответственная позиция, содержательное общение, принятие ребенка, способность к сочувствию. Выработки именно таких качеств руководители ДОУ обязаны требовать от самих воспитателей-педагогов.

Для совершенствования качества условий осуществления образовательной деятельности нужно выделить такие направления, как:

1 .Финансирование. Этот пункт предполагает определение гибких нормативов финансирования, перехода на долевое финансирование, а также проведение мониторинга расходования бюджетных средств;

2. Кадровое обеспечение. Этот пункт предполагает развитие системы кадрового обеспечения и повышения профессиональной компетентности педагогов через организацию системы повышения квалификации и самообразование.

Особое внимание в сфере управления ДОУ я отвожу вопросу управления качеством условий дошкольного образования через повышение уровня управленческой культуры руководителей ДОУ, создания условий для повышения качества образовательного процесса, а также овладение технологиями управления.

Здесь я могла бы предложить в строительстве процесса управления ДОУ производить анализ полученных результатов по итогам проделанной работы и изначально составленного плана. Поясню. Руководитель ДОУ, совместно с педагогическим составом учреждения, организуя воспитательный процесс, сверяет полученные результаты с запланированными. Зачем это необходимо? Если результаты работы воспитателей не соответствуют ранее составленного плана, то здесь имеется возможность для оперативного устранения выявленных в ходе анализа недоработок, и устранения их.

На сегодня оценка качества результатов образовательного процесса является наиболее обсуждаемой темой, как в педагогическом сообществе, так и в министерских кабинетах. Сейчас качество образования и воспитания оценивается по средствам лицензирования государственной аккредитации педагогических учреждений, контрольно-надзорной деятельности, аттестации педагогических и руководящих работников, а также разного рода мониторинга.

Но, замечу, что такая система оценки работы более нацелена на образовательную сферу деятельности, а не на результативность дошкольного образования, которое формирует не только интеллектуальный и образовательный уровень детей, но и закладывает в ребенка начальные нравственные, моральные установки. То есть мы говорим об особой специфике в работе воспитателя с детьми. Здесь критериями качества являются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, и профессиональной компетентности самого педагога с точки зрения его взаимодействия с ребенком, а также организации предметно-развивающей среды.

Сегодня возможно выделить несколько подходов к оценке образовательного процесса. Рассмотрим их здесь:

1. Аксиологический подход. Этот подход к оценке предусматривает анализ критериев, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. Так, в государственной политики в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, а значит, главной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках указанного подхода выступает ребенок.

2. Социокультурный подход. Этот подход к оценке качества образования определяется учеными характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми и с предметно пространственным миром. Здесь оценивается уровень самостоятельного поведения ребенка и его способность решать повседневные жизненные ситуации, а также выявляется социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми.

3. Компетентностный подход. Этот подход направлен на формирование у детей дошкольного возраста ключевых компетентностей личности. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста осуществляется посредством организации различных видов деятельности - совместной и самостоятельной, трудовой, игровой, исследовательской и других. А также организации разнообразных ситуаций, которые направлены на приобретение ребенком необходимого практического и жизненного опыта. Здесь, через организацию педагогом разных ситуаций, ребенок ведет подготовку к адаптации в современном социуме. Таким образом, применяя компетентностный подход, воспитатель-педагог развивает в ребенке личность, социализирует ребенка, формирует у него способность регулировать свои действия и умения рефлексировать то, что будет являться основой его успешной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.

Считаю, что компетентностный подход к оценке качества образования более совершенен, так как он не только отражает потребности сегодняшнего общества, но и вбирает в себя элементы и других подходов в воспитательном процессе.

Скажу больше, если мы хотим получить талантливого ребенка, ребенка подготовленного к школе, к жизни, то мы обязаны, я так думаю, подключать к работе воспитателя-педагога и родителей. Большую часть времени ребенок находится в детском саду, получая от воспитателей не только уход, но и первичные знания, которые ему затем пригодятся для успешного освоения школьных предметов, а также понятия о нравственных нормах и дисциплине. Все это так.

АВТОР Татьяна Владимировна Трапезникова

Статья Татьяны Владимировны Трапезниковой " Управление и организация воспитательного процесса в дошкольном учреждении" опубликована в издании " Стратегия 24 " в разделе " Образование ".

ВложениеРазмер
novaya_statya_2.docx 23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Е.П.Новохацкая., МАДОУ детский сад № 3,г. Армавир

Роль педагога дошкольного образовательного учреждения в реализации ФГОС ДО.

  1. Федина Н.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: история вопроса и проблемы разработки., Москва. М.: АПКиППРО, 2008
  2. Федина Н.В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - №2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ


Презентация "Модель методического сопровождения реализации ФГОС ДО. Формы диагностики образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ в сете реализации ФГОС ДО".

Данная презентация представляет собой модель методического сопровождения педагогического процесса в целом, в следствие чего предполагается повысить професссиональную компетентность педагогических рабо.


laquo;Социально- педагогическое взаимодействие с семьей посредством реализации проекта «Дари добро».


Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."

08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, от его умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника.

Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль педагога, а в особенности его умение и мастерство. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Чтобы ребенок раскрыл свой творческий потенциал, важно, чтобы педагог правильно раскрыл и направил его способности в нужное русло.

"Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя. посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории".

Известно, что развитие личности – активный саморегулирующей процесс, самодвижение от низших - к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его личностном развитии.

Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Он занимается ею до тех пор с увлечением и упорством, пока не освоит ее настолько, что ценность этого вида деятельности будет исчерпана. Нужен новый, более сложный вид деятельности, и найти его помогают детям взрослые.

Усложнение, введение новых видов деятельности, развитие требований к ребенку, расширение круга его самостоятельных действий – всем обеспечивается продвижение вперед в его становлении. При этом важно видеть ростки нового в психике ребенка и, учитывая их, своевременно вносить коррективы в работу с ним, не оставаться на уровне прежних с ним отношений, исчерпавших свои возможности приемов. Если ребенку, стоящему на пороге нового этапа становления жизненных сил, предлагать прежние виды деятельности, это остановит его развитие. Если же в силу, каких – либо неблагоприятных обстоятельств переключить ребенка на виды деятельности, соответствующие более низкому уровню развития, чем тот, который уже достигнут им, это приведет к деградации, спаду развития, интеллектуальному, эмоциональному обеднению личности. Эффективно вести воспитательную работу можно, лишь строя ее таким образом, чтобы она максимально содействовала развитию личности. Её расцвет – это цель, результат, к которому устремлен воспитатель. Нацеленность на максимальное развитие жизненных сил, способностей детей побуждает строить работу с ними более продуманно, постоянно внося в нее элементы нового.

Итак, задача педагога состоит в том, чтобы при организации образовательной деятельности заботиться не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о формировании ответственности за выполняемые им задания, об умении считаться с другими, думать об их интересах, развивать свои творческие возможности, свой талант.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного.

Роль педагога в формировании личности ребенка очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.

Читайте также: