Приведите примеры творческого решения педагогических задач учителями вашей школы

Обновлено: 05.07.2024

Способы решения педагогических задач заключаются в следующем:

1. организации всего времени, отводимого на педагогический процесс;

2. организации учебно-воспитательной информации, адресуемой учащимся в течение всего цикла обучения, года, месяца;

3. организации преемственности и последовательности всех педагогических воздействий, которые обеспечивали бы самодвижение ученика к вершинам профессионализма;

4. переводе ученика из объекта педагогического воздействия в субъект творческого общения, познания и труда;

5. формировании у учащихся потребности в новых знаниях, интересах, выявление способностей, поиске в них сильных сторон, обеспечивающих продуктивное саморазвитие.

Решение педагогических задач во многом зависит от профессионализма учителя. Поэтому успешность его деятельности напрямую связана с профессиональным ростом. Здесь выделяют четыре основные уровня: педагогическую умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество и новаторство.

Педагогическая умелость – уровень профессионализма, который характеризуется обстоятельным знанием своего учебного предмета, хорошим владением психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также обладанием развитыми профессионально-личностными качествами.

Педагогическое творчество учителя выражается во внесении в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических усовершенствований и отдельных инноваций, в рационализации методов и приемов обучения и воспитания без какого-либо существенного изменения педагогического процесса.

Уровень педагогического профессионализма и мастерства определяется способами решения педагогической задачи, а также тем, в какой степени их решение опирается на теоретическое осмысление собственной деятельности. Педагог лучше справляется с решением профессиональных задач, если он опирается на сильные стороны своей личности, в том числе мышления.

Педагогическое мышление учителя проявляется прежде всего в анализе информации, относящейся к решению задачи, т.е. ее условий, средств и способов решения. Квалифицированный отбор необходимой и достаточной информации – одно из условий, определяющих успех решения педагогических задач.

Причиной непрофессионального, интуитивного решения педагогических задач является несформированность готовности учителя к ее квалифицированному теоретическому решению.

Успех в педагогической деятельности, по мнению Н.В.Кузьминой, зависит от того, как педагог умеет связать решение оперативных задач с тактическими и стратегическими. Это возможно в случае, если педагог отдает себе отчет в конечных результатах своей деятельности. В противном случае все задачи решаются как отдельные, не связанные между собой.

Высокий профессионализм решения педагогических задач разного класса и уровня сложности основывается на знании психологии детей и законов коллективной жизни, учете возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. С другой стороны, начинающий и неопытный педагог, как правило, при решении педагогической задачи намечает много вариантов, т.е. способов решения. Педагог же продуктивной деятельности, мастер при решении педагогической задачи не перебирает готовые варианты, а намечает реальную программу действий каждый раз заново, исходя из конкретных условий.




Решение педагогических задач во многом зависит от того, какого уровня профессионализма достиг учитель. Поэтому наиболее успешны в этом учителя-новаторы, умело сочетающие в своей деятельности педагогическое мастерство и педагогическое творчество.

Важнейшей предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогического процесса – педагогов и воспитанников.

ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И МАСТЕРСТВА

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Способы решения педагогических задач заключаются в следующем:

1. организации всего времени, отводимого на педагогический процесс;

2. организации учебно-воспитательной информации, адресуемой учащимся в течение всего цикла обучения, года, месяца;

3. организации преемственности и последовательности всех педагогических воздействий, которые обеспечивали бы самодвижение ученика к вершинам профессионализма;

4. переводе ученика из объекта педагогического воздействия в субъект творческого общения, познания и труда;

5. формировании у учащихся потребности в новых знаниях, интересах, выявление способностей, поиске в них сильных сторон, обеспечивающих продуктивное саморазвитие.

Решение педагогических задач во многом зависит от профессионализма учителя. Поэтому успешность его деятельности напрямую связана с профессиональным ростом. Здесь выделяют четыре основные уровня: педагогическую умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество и новаторство.

Педагогическая умелость – уровень профессионализма, который характеризуется обстоятельным знанием своего учебного предмета, хорошим владением психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также обладанием развитыми профессионально-личностными качествами.

Педагогическое творчество учителя выражается во внесении в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических усовершенствований и отдельных инноваций, в рационализации методов и приемов обучения и воспитания без какого-либо существенного изменения педагогического процесса.

Уровень педагогического профессионализма и мастерства определяется способами решения педагогической задачи, а также тем, в какой степени их решение опирается на теоретическое осмысление собственной деятельности. Педагог лучше справляется с решением профессиональных задач, если он опирается на сильные стороны своей личности, в том числе мышления.

Педагогическое мышление учителя проявляется прежде всего в анализе информации, относящейся к решению задачи, т.е. ее условий, средств и способов решения. Квалифицированный отбор необходимой и достаточной информации – одно из условий, определяющих успех решения педагогических задач.

Причиной непрофессионального, интуитивного решения педагогических задач является несформированность готовности учителя к ее квалифицированному теоретическому решению.

Успех в педагогической деятельности, по мнению Н.В.Кузьминой, зависит от того, как педагог умеет связать решение оперативных задач с тактическими и стратегическими. Это возможно в случае, если педагог отдает себе отчет в конечных результатах своей деятельности. В противном случае все задачи решаются как отдельные, не связанные между собой.

Высокий профессионализм решения педагогических задач разного класса и уровня сложности основывается на знании психологии детей и законов коллективной жизни, учете возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. С другой стороны, начинающий и неопытный педагог, как правило, при решении педагогической задачи намечает много вариантов, т.е. способов решения. Педагог же продуктивной деятельности, мастер при решении педагогической задачи не перебирает готовые варианты, а намечает реальную программу действий каждый раз заново, исходя из конкретных условий.

Решение педагогических задач во многом зависит от того, какого уровня профессионализма достиг учитель. Поэтому наиболее успешны в этом учителя-новаторы, умело сочетающие в своей деятельности педагогическое мастерство и педагогическое творчество.

Важнейшей предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогического процесса – педагогов и воспитанников.

Творческий подход в педагогике? Что это значит и для чего нужен?
Для нас это - творческое решение педагогических задач Это не про "больше рисования и музыки", а про "решение задач мотивации и других, поиск новых идей педагогами и т.д."

Первое "разогревающее" задание курса по ТРИЗ-педагогике как раз - поделиться примерами творческого подхода в педагогике. Обучающиеся делятся с нами, а мы собираем копилку и делимся и с вами. Из подобной копилки когда-то выросла книга Анатолия Гина "Приемы пед. техники" - а может вырастет и еще что-то новое.

По информатике проходили кодировку. Попросила закодировать любую информацию любым способом.
Девочки начали кодировать через алфавит, используя азбуку морзе, присылали видео рук - кодировки слов языком жестов.

В детском театральном кружке было правило - форма только черного цвета (свитера, футболки, брюки). Но дети часто нарушали это правило, родители забывали, и половина группы приходила без формы. Преподаватель придумала, что "теперь у нас не театральный кружок, а Академия Ниндзя, а кто не в черном, того брать нельзя, слишком заметен и завалит всю операцию".
К следующему занятию дресс-код соблюдали все!

На уроках литературы "оживляю" героев, предлагая школьникам составить на них досье, оформить страницу в социальных сетях, предоставив тем самым полную информацию о стране происхождения персонажа, его биографию, окружение, факты из жизни и т.д.

Учитель физики в школе 1 раз сообщила, что изучаемая тема в учебнике изложена с 2 ошибками/неточностями, но не стала уточнять, с какими именно, а предложила ученикам самостоятельно их обнаружить. В итоге мотивация к вдумчивому прочтению и осознанию материала возросла многократно, а ошибки были найдены.

На одном из очередных занятий "Научные опыты" необходимо было объяснить малышам (5-6 лет) такие понятия как "жидкость, твердое и газообразное" (агрегатное состояние) и "плотность". После рассуждений, вопросов и конкретных примеров, я решила поиграть с ними в игру. Игра заключается в том, что каждый из нас это молекула (частичка) вещества. Мы проговорили перед началом игры, что все молекулы, в зависимости от агрегатного состояния, располагаются по разному относительно друг друга, а также движения (колебания) у них тоже разные. Т.е. ребята разбегались (газ) по комнате или наоборот выстраивались рядом друг с другом (твердое). Далее я просто произносила вслух вещество, а они уже решали, что это (газ, жидкость и твердое) и создавали "модель". Так в игре весело и непринужденно они получили новые знания.

Когда я училась в выпускном классе, нам в расписании ставили физику последним уроком. Приползали мы на урок уже совсем замученными и плохо соображающими. Наш учитель всегда начинал урок с нескольких хороших анекдотов, чтобы мы посмеялись, отдохнули и вернули себе работоспособность. Считаю это одним из вариантов решения задачи: "Как разбудить класс".

Работала в частной школе. Пыталась научить ребят (2 класс) оформлять работы в тетрадях так, как этого требует госшкола. Если буквы выходят за поля, то их лопает крокодил, которого я рисовала рядом. Если нет красной строки или две красные строки подряд, то там тоже появляется крокодил. Буквально два дня это работало так, как я и задумывала. А потом ребята придумали сажать моих крокодилов в клетку.

Школа творчества. Занятие с детьми разных возрастов от 1 года до 8, смешанная группа. Задача "знакомимся с ритмами, учимся звучать вместе, встроится своим звуком в мелодию живую". Детям предлагается выбрать инструменты - дудочки, барабаны, свистульки, перкусии, треугольники и т.д. Все спокойно выбрали, но один мальчик лет 7 передумал и хотел захотел забрать инструмент у другого ребенка, попросил, тот не дал. Мальчик обиделся и ушел - сел в угол. Как педагог я не могу его оставить в углу и проигнорировать. Пару секунд ушло на размышление, после чего я объявила детям:
- Радомир выбрал один из самых важных иснтрументов. Подумайте пожалуйста, если бы звуки ваших инструментов звучали все вместе и громко и их много, мы бы их могли воспринимать? Давайте попробуем!
Дети создают какафонию, радостно дребезжа погромче. Потом остановились.
- Вот! Есть один важный звук и инструмент - чтобы мы могли слышать и различать звуки существует ТИШИНА! И Радомир выбрал ТИШИНУ!
И когда наш "дирижер" будет прикладывать палец к губам (тшшш!) тогда мы делаем ПАУЗУ, и потом из ТИШИНЫ снова возникают звуки. И звуки с тишиной чередуются, тогда получается РИТМ и МУЗЫКА. И когда звуки и паузы чередуются - мы можем их различать.
Когда мы играли под музыку, на жесте "тишина" Радомир, хоть и не вышел из угла, но расправлял плечи и поднимал подбородок и выразительно молчал!

Примеры из моей практики онлайн-занятий по математике.

Иногда для мотивации детей к счёту я включаю в свои занятия математические фокусы (когда ребёнок загадывает число, делает с ним определённые действия, говорит результат, а я угадываю задуманное им число). Один раз ко мне обратилась мама пятиклассника, который совсем не интересовался математикой. И я дала ему фокус с угадыванием его даты рождения. Мальчик на протяжении всего занятия увлечённо считал, а родители стояли позади, затаив дыхание и не веря своим глазам…

Михаил Петрович Щетинин, работая преподавателем в музыкальной школе, задался вопросом: "Какой должна быть методика преподавания, чтобы каждый ученик раскрыл свои природные возможности?" Проводя исследования обнаружили, что "сильные" ученики отличаются от "средних" и "слабых" в широте, количестве и глубине "побочных" интересов. Совместно с другими преподавателями, взяли группу "малоодаренных", бесперспективных учащихся и оказывали влияние на формирование у них "побочных" интересов. Отказались от обычной формы урока по специальности. Основной частью читали стихи, писали рассказы, делали зарисовки, играли в спортивные игры, ходили в туристические походы, слушали у костра таинственные истории. Некоторые уроки музыки проходи без единого музыкального звука, только горячие возбужденые споры о чём-то. Со временем у ребят окреп интерес к музыке. Музыкальный материал менялся к каждому уроку, не допуская однообразных бесконечных упражнений. После первого года обучения, "бесперспективные" ученики сдали экзамены не хуже других. После второго года обучения эти же ученики заняли все призовые места музыкального международного конкурса.

Я преподаю немецкий язык детям. В немецком очень много сложносоставных слов. Чаще всего слова состоят из 2-3 слов, но бывает, что и из 4 (и даже больше). В основном это достаточно понятные слова, и когда дети знают перевод слов, из которых это сложное слово состоит, то легко переводят его (schreiben - писать + der Tisch - стол = der Schreibtisch - письменный стол). Но не всегда все так очевидно, поэтому я предлагаю детям самим попробовать перевести сложные слова, дав им только перевод слов, из которых оно состоит. Например: fahren - ехать + das Rad - колесо = das Fahrrad - велосипед, neu - новый + gierig - жадный = neugierig - любопытный, der Schein - свет + werfen - бросать = der Scheinwerfer - фара. Придумывая свои варианты дети легко запоминают слова и их значения, а также учатся мыслить шире и не бояться длинных слов.

С урока английского языка (из роли ученика): один приём помогал нам правильно строить предложения со вспомогательными глаголами, которые не несут смысловой нагрузки, но должны быть встроены в конструкцию, например, как do (в случае отрицания do not) и т.п. Учительница называла их "глаголы с потолка", и нам было понятно, что это слово должно быть добавлено просто, потому что так нужно. Для пущей наглядности она их наклеивала на потолок в классе.

Урок истории 5 класс. Распечатаны фотографии греческих Богов и отдельно - имя и краткая характеристика. Нужно найти для фото соответствующую вторую часть. Познавательное, хорошо запоминающееся действие для ребят. Потом возможна такая же игра, но взять имя Бога и разные мифы. Суть - найти миф именно для этого персонажа. И т.п.

Тестирование ведется в форме игры - "Своя Игра" - где студенты могут выбирать категории и вопросы и соревнуются с другими студентами.

Когда я училась в школе, у нас уроки русского языка и литературы вела очень строгий педагог, директор школы, но до сих пор я помню эти занятия, как самые лучшие в моей жизни.
Например, мы изучали произведение, и наш Учитель устраивала критический обзор произведения на определенную тему, где в роли критика был ученик.
Было очень здорово себя почувствовать критиком, докладчиком и специалистом)))

Делитесь и своими примерами в комментариях!

Зарегистрироваться на семинары по ТРИЗ-педагогике для учителей можно здесь.

Хотите не пропустить новые интересные статьи и быть в курсе наших новостей? Подписывайтесь на рассылку! Письмо со всеми новыми материалами сайта, объявлениями и новостями будет приходить к Вам 1 раз в месяц.

Педагогическая задача – это определенная осмысленная педагогическая ситуация, имеющая конкретную цель, направленную на познание и преобразование действительности.

В настоящее время выделяют три основных подхода к пониманию сущность педагогической задачи:

  • Педагогическая задача – это прогрессивные изменения знаний, умений и отношений учащихся.
  • Педагогическая задача – это планируемые эффекты развития, продвижения и роста учащихся, которые проявляются в формировании способностей успешно решать разнообразные жизненные ситуации и проблемы.
  • Педагогическая задача – это некая знаковая модель определенной педагогической ситуации, которая изменяется в соответствии с логикой поставленной цели реализуемого педагогического процесса.

В настоящее время различают следующие педагогические задачи:

  1. Стратегические задачи (сверхзадачи) – выражают общую цель воспитания, которая формируется в эталонных представлениях о том, какие качества должны быть сформированы у ребенка в рамках педагогического процесса.
  2. Тактические задачи – предусматривают направленность на получение определенных результатов воспитания, приуроченных к конкретному этапу педагогического процесса.
  3. Оперативные задачи – представлены ближайшими и текущими задачами, которые встают перед педагогом непосредственно в момент педагогической деятельности.

Алгоритм решения педагогической задачи

Процесс решения педагогической задачи проходит последовательно несколько этапов:

Осуществление анализа педагогической ситуации:

  • Оценка условий, в которых реализуются педагогические действия
  • Предвидение и объяснение наблюдаемых педагогических явлений
  • Принятие эффективных диагностических решений
  • Осуществление диагностики детского коллектива или отдельной личности
  • Прогнозирование полученных результатов воспитания и обучения, ответных реакций.

Планирование и целеполагание. Целеполагание предусматривает проверку имеющихся исходных предложений и полученных результатов, а также проектирование реализуемого педагогического воздействия.

Конструирование и последующая реализация педагогического процесса. Обоснованный выбор разнообразных видов деятельность учащихся, управление педагогическим процессом и действиями учащихся во время него.

Коррегирование и регулирование – предусматривают оценку неуспешности или успешности реализуемого педагогического процесса и действий, при необходимости осуществление их корректирования и коррегирования.

Осуществление итогового контроля и учета полученных результатов. Решение любой педагогической задачи должно обязательно заканчиваться осуществлением итогового учета и сопоставления с исходными данными, анализом достижений и недостатками педагогических действий, эффективности использованных методов, средств и форм организации воспитательно-образовательной работы.

Готовые работы на аналогичную тему

Пример и решение некоторых педагогических задач

Педагогическая задача: Привить детям бережное отношение не только к собственным вещам, но и к вещам других людей. Уметь не просто видеть, но и ценить прекрасное, сохранять и оберегать его.

Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Каждый ребенок от рождения небрежно относится не только к своим вещам, но и к вещами других людей, имеет некоторую жестокость к окружающему миру. Это связано с тем, что такие качества как бережливость необходимо целенаправленно и методично воспитывать в каждом ребенке, начиная как можно раньше. Взрослый должен обращать внимание ребенка на его отрицательные поступки, разбирать каждый поступок, его причины и последствия.

Кроме того, необходимо собственным примером показывать детям как следует поступать по отношению к своим и чужим вещам, окружающему миру. Родители и воспитатели должны показать ребенку, какого труда стоит создание вещи, какую ценность она представляет для своего хозяина. Для формирования бережного отношения к окружающему миру следует показать его значимость в жизни людей и непосредственно данного ребенка.

В образовательных учреждениях помимо устных объяснений и собственного примера, педагог должен осуществлять совместную работу с детьми в групповом уголке, на пришкольном участке и т.д. Все это поможет не только на словах объяснить, но и на практике привить уважение и бережное отношение к вещам и окружающему миру. Так как дети будут иметь возможность почувствовать красоту окружающего мира, ту радость, которую он дарит людям.

Педагогическая задача: привить детям любовь к получению знаний, придать им уверенность в собственных силах и умениях, сформировать стойкий интерес ко всему окружающему.

Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Способов решения данной задачи огромное множество, каждый педагог должен выбрать один метод, который на его взгляд будет эффективным в работе с детьми, либо же совокупность нескольких методов.

Процесс формирования любви к процессу обучения закладывается еще в дошкольном детстве, важно не оттолкнуть ребенка от получения знаний. Для этого следует проводить все занятия с дошкольниками в интересной форме и в благоприятной психологической атмосфере, например, занятия на природе, встречи с интересными людьми и т.д.

Помимо атмосферы и обстановки педагог должен понимать, что отрицательные оценки или негативные отзывы о проделанной ребенком учебной работе снижают его мотивацию на дальнейшее обучение. Именно поэтому для формирования любви к учебе, оценку деятельности ребенка следует давать корректно. Важно прививать ребенку уверенность в собственных силах. В связи с чем, учащимся начальных классов не ставятся оценки, педагог словесно отмечает их успехи и при необходимости поправляет ошибки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит пример решения педагогической задачи учителем истории.

Решение педагогической задачи учителем истории

1. Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его.

Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. Это обусловлено качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, умеющих находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний, владеющих коммуникативными способностями.

Для современного этапа обучения истории и обществознания характерна коммуникативная направленность. На первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации.

Следует отметить, что у обучающихся слабо сформированы коммуникативные навыки. Дети не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний.

Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи

Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос

Какие виды коммуникативных УУД существуют, каковы приемы их формирования на уроках истории и обществознания? Какие методы и приемы способствуют повышению уровня мотивации к развитию коммуникативных навыков обучающихся?

Изучение нормативных документов, методической литературы, поиск информации в интернет- источниках.

Что представляет собой предметная среда кабинета истории и обществознания? Каковы возможности ее использования для реализации поставленной задачи?

Анализ предметной среды кабинета, выбор средств обучения для наиболее эффективного решения поставленной задачи.

Каков уровень мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения у обучающихся класса? В чем причины низкого уровня мотивации?

Проведение различных психолого-педагогических исследований по выявлению уровня мотивации совместно с психологами и анализ их результатов, беседы с классными руководителями, учителями-предметниками, наблюдение за обучающимися.

Какова предметная и метапредметная составляющая современного урока?

Анализ и отбор предметного содержания и видов учебной деятельности, определение форм работы, позволяющих эффективно решить поставленную задачу.

Как спланировать учебную деятельность?

Составление плана-конспекта урока, технологической карты.

Как изменился уровень мотивации к развитию коммуникативных навыков?

Разработка приемов рефлексии для оценки эффективности урока.

Помог ли урок в решении поставленной задачи?

3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться?

Содержание собираемой информации

Источник информации

Метод работы с информацией

Виды коммуникативных УУД, приемы их формирования на уроках истории и обществознания

Сбор и анализ информации, систематизация и составление конспектов, таблиц, схем.

Методы и приемы, способствующие повышению уровня мотивации к развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Изучение методических материалов, систематизация путем составления сводных таблиц. Составление методической копилки по данной проблеме.

4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (технологической карты урока, ее фрагмента и пр.), учитывающего предложенное содержание ситуации и заданный Вами контекст

Сформировать коммуникативные УУД и повысить уровень мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения позволяет использование на уроках технологии продуктивного чтения.

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг.

Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

I этап. Работа с текстом до чтения.

На этом этапе необходимо заинтересовать обучающихся, чтобы они осознали необходимость обращения к тексту. В среднем звене на основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, о личностях, о которых пойдёт речь, последовательности событий.

В старших классах на первом этапе можно предложить обучающимся отзывы критиков о событиях, причем эти отзывы должны быть противоречивыми.

Также на данном этапе проводится знакомство с биографией исторической личности. В среднем звене обращаю внимание на факты биографии, необходимые для понимания изучаемого материала. Это можно сделать с помощью опережающих индивидуальных заданий, предполагающих исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.

В старших классах при работе с историческим событием важно составить у обучающихся целостное представление о нём. В этом хорошо помогают учебные фильмы, заочные и очные экскурсии.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель анализа текста на этом этапе – создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом.

На данном этапе я считаю обязательным составление планов, таблиц и характеристик исторических личностей, так как это помогает глубже проникнуть в смысл текста. Также на данном этапе работы я использую фрагменты экранизаций исторических событий. Они помогают вызвать интерес к теме, облегчают восприятие текста. Важно, чтобы просмотр фильма не заменил чтение самого текста учебника, поэтому я предлагаю ученикам сравнить текст и его режиссерскую трактовку, выявить сходства и отличия, высказать и аргументировать свое мнение по поводу экранизации.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель этапа: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

Важную роль на данном этапе играет концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание смысла прочитанного.

Для беседы можно использовать различные типы вопросов:

- Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

- Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: То есть ты говоришь, что. Если я правильно понял, то. (для предоставления собеседнику обратной связи).

- Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова почему? (направлены на установление причинно-следственных связей).

- Творческие вопросы. Что бы изменилось, если бы. Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

- Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: Почему что-то хорошо, а что-то плохо?

- Практические вопросы. Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: Как бы вы поступили на месте ….

Еще одним эффективным приёмом является коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. В процессе обсуждения происходит выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

На данном этапе нельзя обойтись без выполнения творческих заданий. Я предлагаю обучающимся творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Элементами предметной среды, помогающими в применении данной технологии, являются магнитная доска, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер учителя.

5. Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.

Методы рефлексии на уроке, наблюдение за речевым развитием обучающихся во внеурочной деятельности и на последующих уроках, социолого-педагогические измерения (наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение результатов деятельности учащихся и документации); моделирование коммуникативных ситуаций; статистические методы обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования.

6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).

Модернизационные процессы, происходящие в современном российском школьном образовании, обусловлены требованиями, которые предъявляет общество к личности выпускника. Сегодня выпускник школы должен обладать навыками поиска, оценки, структурирования информации, умением работать в группе, способностью выявлять проблемы, находить пути их решения, применять на практике полученные знания. Эти требования находят отражение во ФГОС ООО, определяющем систему планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которая включает личностные, метапредметные и предметные результаты.

Одним из наиболее важных навыков, приобретаемых школьниками в процессе обучения, на мой взгляд, является навык смыслового чтения – вида чтения, предполагающего адекватное понимание и интерпретацию текста с целью эффективного использования информации для ее последующего применения в собственной деятельности. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования.

Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, понимание, осмысление, рефлексия и др. Поэтому овладение навыком чтения играет большую роль в развитии коммуникативных УУД и повышении уровня мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.

7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.

Технология продуктивного чтения эффективна тем, что применяется на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет использовать широкий спектр методов и приемов, элементов других технологий, способствующих формированию различных УУД у обучающихся. Она носит межпредметный характер, поскольку смысловое чтение является метапредметным результатом освоения школьниками основной образовательной программы основного общего образования.

На уроках по другим предметам можно использовать:

- этапы работы с текстом;

- элементы предметной среды.

Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи

Этические нормы и/или права, нарушение которых предотвращает предложенное действие

Общение с детьми

Проявлять корректность, вежливость, выдержку, такт и внимательность, соблюдать культуру речи , быть доступными для общения, открытыми и доброжелательными, уважать иные мнения.

Создание мотивации к обучению

Положительно оценивать учебные и внеучебные достижения обучающихся, стимулировать их инициативу, поддерживать работе и сопереживать.

Проектирование ситуаций по развитию личности обучающегося

Создание ситуаций, использование методов и приемов, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка.

9. Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.

Результаты применения предложенного решения в течение учебного года:

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Читайте также: