Ильенков что же такое личность краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

В.И.Толстых Ильенков: формула личности

Что же привлекло меня и продолжает привлекать по сей день в ильенковском толковании (прочтении) понятия личности?

На первый взгляд, понятие личности по — Ильенкову вполне соответствует представлению, сложившемуся в нашей отечественной философии. Оно обозначает человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности, с одной стороны, и некую устойчивую систему социально значимых черт его как члена определенной общности или общества — с другой. Личность — это некая своеобразная целостность, индивидуальность (лицо) или, иначе, социально — психологический облик данного индивида. Взятая в самом общем виде, ильенковская трактовка личности мало чем отличается от общепринятых марксистских представлений и определений. Различия возникают и приобретают концептуальный характер в процессе развертывания, раскрытия и конкретизации самого понятия. Оказывается, внутри последнего таится много подвохов и загадок, меняющих его смысл в зависимости от подхода и логики мышления интерпретатора.

Подобно тому, как категорию стоимости нельзя раскрыть, исследуя физико-химический состав золотой монеты или бумаж­ной ассигнации, тайну личности невозможно сводить к особен­ностям мозга человека. Наличие медицински нормального мозга — лишь одна из предпосылок личности, но никак не сама личность. Она раскрывается через совокупность общественных отноше­ний, а следовательно, динамический ансамбль людей, связан­ных взаимными узами.

Личность не только существует, но впервые рождается имен­но как "узелок", завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не лич­ность, а ее односторонняя проекция на экран биологии, осуще­ствляемая динамикой нервных процессов.

Личность возникает внутри системы, состоящей из трех мо­ментов, раскрывающих суть человеческого отношения: 1) со­зданная человеком для человека вещь, 2) другой человек, кото­рый относится по-человечески к этой вещи, а через нее — к другому человеку, 3) сам человек, находящийся в особом, со­циальном, отношении к самому себе, но не прямо, а опосредо­ванно через созданные человеком орудия общения.

Развитие человека можно представить как процесс вытесне­ния биологического начала иным, небиологическим. Биологи­чески передние конечности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Морфологически они для этого пред­назначены. Но именно поэтому они способны принять на себя исполнение любого вида работы. Свобода от какого-то ни было заранее встроенного морфологического способа функциониро­вания и составляет их морфологическое преимущество, благода­ря которому конечности новорожденного могут превратиться в человеческие руки.

Выражение "социализация личности" не совсем удачно. Со­циализируется не личность, а природное тело новорожденного, которому еще предстоит превратиться в личность в ходе социа­лизации. Личность еще должна возникнуть. И акт ее рождения не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения че­ловеческого тела. Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность общественных отношений, потенци­ально он уже личность. Потенциально, но не актуально. Личнос­тью ребенок станет, лишь когда сам начнет совершать деятель­ность. На первых порах с помощью взрослых.

Личность определяется не структурой мозга, а системой со­циальных отношений человека к человеку, опосредованных че­рез созданные ими вещи. В поле индивида реализует себя лич­ность как принципиально отличное от тела и мозга социальное образование.

Реальное отношение к самому себе возникает только в про­цессе реального взаимодействия индивидов. Реальная личность часто убеждается в том, что "на самом деле" она совсем не та­кова, какой сама себя мнила, что в ней скрыты такие силы, о которых она и не подозревала. А таились они в составе личности, но не в ее самосознании, в ее представлениях о себе. Отношение к самому себе опосредованно отношением к другому, с кото­рым мы взаимодействуем, и составляет суть личностного про­странства.

Человек, писал К. Маркс, родится без зеркала в руках, поэто­му человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. И лишь признав в другом человека, он затем и к себе относится как к человеку.

Индивидуальность человека проявляется в подробностях, например, фасоне пиджака или прически, в курьезных особен­ностях — в манере, мимике, словах, т.е. в тех бросающихся в глаза деталях, которые призваны скрыть отсутствие личности. Действительная личность, напротив, обнаруживает себя в со­здании социально значимых результатов, которые называют еще "всеобщим результатом". Платон и Спиноза, Бетховен и Напо­леон, Толстой и Микеланджело — это личности, которых ни с кем другим не спутаешь, в которых сконцентрировано содиаль-но значимое (т.е. значимое для других) дело, ломающее привыч­ное, косное.

Масштаб личности измеряется масштабом их дел, интересу­ющих не только их лично, но и многих других. Чем шире круг этих людей, тем значительнее личность. Поэтому личность — индивидуально выраженная сила коллектива. А ее неповтори­мость в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех, лучше других выражает суть их самих. Подлинная индивидуаль­ность рождается всегда на переднем крае развития всеобщей культуры, в создании такого продукта, который становится дос­тоянием всех, а потому и не умирает вместе со своим органичес­ким телом.




Адаптировано по источнику: Психология личности. Тексты. — М., 1982, с. 11 - 19.

Подобно тому, как категорию стоимости нельзя раскрыть, исследуя физико-химический состав золотой монеты или бумаж­ной ассигнации, тайну личности невозможно сводить к особен­ностям мозга человека. Наличие медицински нормального мозга — лишь одна из предпосылок личности, но никак не сама личность. Она раскрывается через совокупность общественных отноше­ний, а следовательно, динамический ансамбль людей, связан­ных взаимными узами.

Личность не только существует, но впервые рождается имен­но как "узелок", завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не лич­ность, а ее односторонняя проекция на экран биологии, осуще­ствляемая динамикой нервных процессов.

Личность возникает внутри системы, состоящей из трех мо­ментов, раскрывающих суть человеческого отношения: 1) со­зданная человеком для человека вещь, 2) другой человек, кото­рый относится по-человечески к этой вещи, а через нее — к другому человеку, 3) сам человек, находящийся в особом, со­циальном, отношении к самому себе, но не прямо, а опосредо­ванно через созданные человеком орудия общения.

Развитие человека можно представить как процесс вытесне­ния биологического начала иным, небиологическим. Биологи­чески передние конечности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Морфологически они для этого пред­назначены. Но именно поэтому они способны принять на себя исполнение любого вида работы. Свобода от какого-то ни было заранее встроенного морфологического способа функциониро­вания и составляет их морфологическое преимущество, благода­ря которому конечности новорожденного могут превратиться в человеческие руки.

Выражение "социализация личности" не совсем удачно. Со­циализируется не личность, а природное тело новорожденного, которому еще предстоит превратиться в личность в ходе социа­лизации. Личность еще должна возникнуть. И акт ее рождения не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения че­ловеческого тела. Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность общественных отношений, потенци­ально он уже личность. Потенциально, но не актуально. Личнос­тью ребенок станет, лишь когда сам начнет совершать деятель­ность. На первых порах с помощью взрослых.

Личность определяется не структурой мозга, а системой со­циальных отношений человека к человеку, опосредованных че­рез созданные ими вещи. В поле индивида реализует себя лич­ность как принципиально отличное от тела и мозга социальное образование.

Реальное отношение к самому себе возникает только в про­цессе реального взаимодействия индивидов. Реальная личность часто убеждается в том, что "на самом деле" она совсем не та­кова, какой сама себя мнила, что в ней скрыты такие силы, о которых она и не подозревала. А таились они в составе личности, но не в ее самосознании, в ее представлениях о себе. Отношение к самому себе опосредованно отношением к другому, с кото­рым мы взаимодействуем, и составляет суть личностного про­странства.

Человек, писал К. Маркс, родится без зеркала в руках, поэто­му человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. И лишь признав в другом человека, он затем и к себе относится как к человеку.

Индивидуальность человека проявляется в подробностях, например, фасоне пиджака или прически, в курьезных особен­ностях — в манере, мимике, словах, т.е. в тех бросающихся в глаза деталях, которые призваны скрыть отсутствие личности. Действительная личность, напротив, обнаруживает себя в со­здании социально значимых результатов, которые называют еще "всеобщим результатом". Платон и Спиноза, Бетховен и Напо­леон, Толстой и Микеланджело — это личности, которых ни с кем другим не спутаешь, в которых сконцентрировано содиаль-но значимое (т.е. значимое для других) дело, ломающее привыч­ное, косное.

Масштаб личности измеряется масштабом их дел, интересу­ющих не только их лично, но и многих других. Чем шире круг этих людей, тем значительнее личность. Поэтому личность — индивидуально выраженная сила коллектива. А ее неповтори­мость в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех, лучше других выражает суть их самих. Подлинная индивидуаль­ность рождается всегда на переднем крае развития всеобщей культуры, в создании такого продукта, который становится дос­тоянием всех, а потому и не умирает вместе со своим органичес­ким телом.

Адаптировано по источнику: Психология личности. Тексты. — М., 1982, с. 11 - 19.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем шести миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга.

Содержание

Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат философия.docx

Концепция личности Э.В. Ильенкова

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Список использованной литературы

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем шести миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Сегодня данная проблема стоит как никогда остро, т. к. все современные проблемы человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. Все вышеперечисленное явилось причиной выбора темы данной работы, задачей которой является рассмотрение и анализ концепции личности выдающегося философа, психолога, педагога, публициста Э.В. Ильенкова. В чем знаковость Ильенкова? Что такого мог придумать и мог ли штатный философ в заидеологизированном СССР?

Для научной позиции Ильенкова характерно убеждение в том, что философия, психология и педагогика, в сущности, - одна и та же наука, только ее разные уровни.

В своих трудах он широко пользуется понятием "теоретическая психология", тем самым точно характеризуя своеобразие собственного теоретического творчества, в котором философия, психология и педагогика диалектически отождествляются.

В центре внимания Ильенкова - проблематика, связанная со всесторонним и гармоничным развитием личности.

Ильенков показывает нелепость понимания этой всесторонности и гармоничности как "всезнайства" и "всеумейства". Он выдвигает и разрабатывает концепцию универсальных и специальных способностей личности: вершинное развитие первых как раз и обеспечивает всесторонность и гармоничность развития, а вторые приноравливаются к тому или иному специальному (прежде всего узкопрофессиональному) случаю.

Универсальные способности обеспечивают формирование любых специальных способностей, но никакая, сколь угодно большая сумма специальных способностей универсальности не даст.

Ильенков четко выделяет и перечисляет универсальные способности, попутно выдвигая концепцию физического и духовного здоровья. Не считая себя компетентным в области первого, он ограничивается констатацией факта, что без физического здоровья, без постоянной сознательной заботы о его поддержании, всесторонним и гармоничным стать и оставаться невозможно. Поэтому способность (умение, культуру) поддержания физического здоровья он включает в список универсальных способностей личности.

Структуру же духовного здоровья Ильенков разрабатывает подробнейшим образом на протяжении всего своего теоретического творчества.

К способностям, обеспечивающим духовное здоровье личности, Ильенков относит,

во-первых, мышление, развитое "потреблением" теоретической (прежде всего философской) культуры человечества до высшего диалектического уровня.

Во-вторых, воображение, также развитое "потреблением" эстетической культуры человечества до высшего интуитивного уровня.

В-третьих, нравственность, развитую "потреблением" этической культуры до уровня сознательно реализуемой личностью в собственном образе жизни человечности, до уровня последовательно- гуманистического мировоззрения. (Как именно происходит "потребление" той или иной культуры, Ильенков старается показать, анализируя прежде всего опыт работы А.И.Мещерякова со слепоглухонемыми детьми.)

Особое внимание Ильенков уделяет самой категории личности. Опираясь на учение К.Маркса о сущности человека (человечества) как совокупности (Ильенков уточняет перевод - "ансамбля") всех общественных отношений, Ильенков разрабатывает концепцию личности как ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, имея в виду, что в отличие от индивидуальности зоологической и любого другого "единичного" личность через других людей и созданные людьми вещи (в том числе такие, как национальный или любой специальный язык) является индивидуально-неповторимым, уникальным центром, фокусом "ансамбля всех общественных отношений". По Ильенкову, "человеческая" и значит культурная, включенная в общечеловеческую культуру, в которой "ансамбль всех общественных отношений" резюмирован и закреплен. Поэтому Ильенков категорически настаивает на тезисе о "стопроцентной" социальности личности, о том, что в момент физического рождения появляется еще не человеческая, а лишь зоологическая индивидуальность.
В. Ильенков, экстраполируя результаты экспериментов со зрительными образами, получил оригинальную концепцию идеального, которая легла в основу его теории личности. Согласно Э.В. Ильенкову, в социокультурной среде функционируют некие организующие начала - формы-образцы, по которым строится человеческая деятельность, например, проведение заседания или строительство дома. Форма осуществления любой человеческой деятельности существует объективно, но имеет идеальную природу в силу своей виртуальности. Идеально или духовно окрашенной может быть любая деятельность, не сводящаяся к ее конкретным составляющим, и, следовательно, она может быть реализована вне зависимости от заданного места или предполагаемых участников.

Таким образом, имманентно присущая человеку способность свободного и творческого создания истории своей жизни заключает в себе возможность реализовывать многообразные формы деятельности, предпочтительные образцы которой воплощены в ценностных духовных категориях социокультурного пространства личности.

Органическая связь внутреннего и внешнего, их взаимопереход обеспечит действительную самореализацию личности, содержательную обоснованность процесса интерперсонального развития личности и общественно-исторического процесса в целом. Проявление сформированности духовности личности выражается в двух аспектах личностной самореализации: во-первых, в самоактуализации (стремление обнаружить и проявить свои ценностные устремления, способности, притязания), во-вторых, в самоутверждении (стремление выделиться и заявить о себе, добиться признания).

Профессиональная деятельность является значительным, хотя и не единственным, способом самоактуализации. И именно в профессиональной деятельности особо важна гуманистическая направленность личностного развития, что поможет предотвратить нездоровый карьеризм и бессмысленную гонку за мнимыми ценностями.

Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспективностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Что же такое личность?"

Описание и краткое содержание "Что же такое личность?" читать бесплатно онлайн.

С чего начинается личность. Москва, 1984, с. 319–358

А возможна ли вообще, в принципе материалистически-ориентированная психология? Если да, то она обязана прежде всего определить свой предмет, то есть объяснить, что же такое личность. [322]

Две логики — два подхода

Сущность человека не есть абстракт,

присущий отдельному индивиду.

В своей действительности она есть

совокупность всех общественных отношений.

В мире нельзя найти не только двух абсолютно одинаковых личностей. Не найдете вы и два совершенно тождественных листка на дереве и даже в целом лесу: чем-нибудь они все-таки будут друг от друга отличаться. Не уловит этих отличий глаз — [323] их зафиксирует микроскоп, не простой, так электронный. Даже и две песчинки на морском пляже всегда будут хоть чуть-чуть, да разными. Даже две капли воды. Известно, что современная физика исключает самую возможность существования в мире двух абсолютно тождественных микрочастиц (электронов, фотонов, протонов и т. п.). Единичное есть единичное, и тут уж ничего не поделаешь.

Читайте также: