Деятельность и поведение в психологии кратко

Обновлено: 06.07.2024

В этой статье вы узнаете, как связаны психология поведения и деятельность человека. Ознакомитесь с основными типами личности человека, и увидите, как сильно поведение человека влияет на его возможности и активность.

Общее понятие

Поведение – это реакция человека на воздействие внешней среды, а также мотивированные осознанные действия, в которых выражается отношение человека к людям, обществу и миру в целом. Поведение человека может быть доброжелательным или агрессивным, целесообразным или преступным. Поведение может соответствовать нормам этики и морали, или же быть девиантным, то есть сильно отклоняться от общепринятых норм в обществе.

Психология поведения человека зависит от его характера, темперамента и типа личности. И конечно же от внешней среды, которая влияет на человека. Психологи и социологи работают над вопросом, от чего зависит поведение человека. Что имеет большее влияние, генетика или внешняя среда? Наука, которая занимается исследованиями в этой области, называется социобиология или этология человека. На данный момент отсутствуют прямые доказательства зависимости поведения от генетики человека. В поисках ответа, Ф. Гальтон развернул исследование генотипа и хромосом человека. Эта область науки называется генетикой поведения.

Двигаться-значит жить

Двигаться-значит жить

Человек – это активное существо. Активность может быть разнообразной. Она выражается в деятельности человека.

Деятельность – вид активности, направленный на познание и творческое преобразование мира, взаимодействие с окружающим миром. В процессе деятельности человек достигает поставленных целей, возникших в результате появления определенных желаний и мотивов.

Поведение человека не всегда бывает целенаправленным, оно часто спонтанно. Находится под влиянием эмоций и чувств. Деятельность всегда имеет определенную цель, нацелена на создание некоего продукта. Деятельность всегда организована, спланирована и систематична.

Основными характеристика деятельности являются мотив, который определяет для чего необходимо осуществлять деятельность; цель деятельности – то, что человек хочет получить в результате; предмет и средства – то, с чем человеку придется работать и какими средствами и путями он собирается достигать определенной цели.

В результате деятельности происходят изменения во внешнем мире или с самим человеком. Если деятельность человека направлена на саморазвитие, то в результате он изменится, приобретет новые знания, умения и выработает в себе новые черты характера, способности, таланты. Это несомненно скажется на психологии поведения человека.

Типология А. Адлера

В основу типологии А. Адлера легка взаимосвязь психологии поведения и деятельности человека. Он выделяет такие типы людей:

Берущий тип

  • Избегающий тип. Такие люди не стремятся к успеху. А в основном стараются избежать каких-либо проблем и неудач. Они ведут себя очень осторожно, не принимают собственных решений, избегают ответственности. Зачастую занимаются социально бесполезной деятельностью.
  • Социально-полезный тип. Такие люди проявляют истинную заботу об окружающих, заинтересованы в общении с ними. Относятся к людям с добротой и открытой душой. Такие люди не обязательно должны помогать другим материально или делать какие-то услуги, они просто вносят посильный вклад в общий труд. Это зрелые люди, которые умеют решать проблемы, осознают свою компетентность, место в жизни и обществе.

Такие люди ведут себя мужественно, позитивно и ответственно.

Адлер считает, что каждый человек решает в жизни три глобальных проблемы: работа, дружба и любовь. Психология поведения и деятельность человека определяет, насколько человек способен решить эти вопросы.

На практике чаще всего применяется типология Хейманса – Ла Сенна, который выделяет 8 типов характера человека в зависимости от психологии поведения и деятельности человека. В основу его типологии легли такие составляющие: активность, эмоциональность и вторичность-первичность натуры. Эмоциональность – это то, как сильно человек реагирует на внешние обстоятельства. Активность – это потребность в действии. Одни люди постоянно действуют, а другие только обдумывают, мечтают, как бы что-то сделать. Первичность или вторичность натуры - насколько долго и сильно пережитые впечатления

Основные типы людей по принципу психологического поведения

Страстный тип

Как видим, психология поведения человека очень сказывается на сфере деятельности. Если человек случайно попал не на свое место или занял должность, которая не соответствует его типу, то он или уйдет сам или ему помогут уйти.

Также психологи выделяют особый тип личностей – манипуляторы. Это личности, которые используют других людей для достижения своих целей или используют себя же для достижения своих целей. Парадокс в том, что личность этого не осознает зачастую. Например, торговец, который уговорами заставляет купить ненужную вещь. Или родители, которые запугиванием или обещанием подарков заставляют ребенка вести себя хорошо. А также дети, которые истериками добиваются того, чего хотят.

Психология поведения манипулятора

Вывод

Поэтому их деятельность, в зависимости от проявления манипуляций в поведении, связана с управлением, диктаторством. Часто встречаются среди них судьи или наоборот хулиганы и вымогатели. Шантажисты, аферисты, рекламные агенты – это все манипуляторы. Люди, манипулирующие бесконечным нытьем – это паразиты, вечные студенты, иждивенцы.

Чтобы избавиться от разрушающего манипуляторного поведения, необходимо в первую очередь осознать, что вы являетесь манипулятором. Жизнь возможна без манипуляций, нужно просто понять ее суть и быть психологически грамотным.

Психология поведения очень влияет на жизнь человека. Многие ваши черты видны невооруженным глазом, поэтому если человек хочет занять хорошую должность или заниматься определенной сферой деятельности, нужно проанализировать все свои недостатки и работать над собой. Самосовершенствование расширит для вас границы сфер деятельности. К какому типу вы бы ни принадлежали, работайте над собой и достигайте своих целей.

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Важнейшей функцией является психическая регуляция поведения. Большой вклад в изучение этой темы внесли ученые-психологи А.Н.Леонтьев и Л.С.Выготский. Они изучали структуру деятельности человека. Человеческие действия имеют существенные отличия от действий животных. Животным присуще биологически-инстинктивное поведение, направленное на приспособление к окружающей среде и имеющее своей целью выживание.

Деятельность человека — это взаимодействие со средой, цели у него сознательные, направленные на удовлетворение потребностей.

Мотив — побуждение человека к определенного рода деятельности.

Цель — объект стремления. Совпадение мотива и цели не обязательно.

Поведение и деятельность субъекта часто не совпадают с тем, для чего осуществляется деятельность. Активность, в которой нет понимаемой, осознанной цели называется импульсивным поведением, управляемым потребностями и эмоциями.

Факторы поведения

В психологии поведением называют проявления внешнего характера. К факторам поведения относятся:

  • отдельные движения и жесты (поклон, кивок, рукопожатие);
  • внешние проявления физиологических процессов, которые связаны с состоянием, деятельностью,общением (поза, мимика, потливость, дрожь);
  • смысловые действия;
  • социальные поступки, связанные с нормами.

Поступок — действие, имеющее социальный смысл.

Основные свойства деятельности

Опосредованный характер деятельности — это постоянная ее составляющая. Средствами являются орудия, знаковые системы, символы — интериоризованные внутренние средства. Средством является и общение человека. В любом акте деятельности присутствует и реализуется отношение индивида к другим людям, даже если их нет в момент совершения деятельности.

Целенаправленный характер деятельности тоже является основным свойством. Человек ради чего-то стремиться к результату деятельности. Цель направляет и корректирует ее осуществление.

Деятельность состоит из сосредоточения реакций, система действий объединяется побуждающей мотивацией. Мотив придает смысл деятельности.

Деятельность всегда продуктивна, то есть имеет результат в виде преобразований во внешнем мире или в самом человеке, обретении им знаний, способностей, опыта. То, что приобретает для себя человек зависит от типа деятельности. Она бывает трудовой, коммуникативной, познавательной и др.

Структура деятельности

Деятельность имеет сложное строение, подчиненное закону иерархии. В человеческой психике поведение и деятельность имеют несколько уровней, от высшего к низшему:

  • особые виды деятельности;
  • действия;
  • операции;
  • психофизиологические функции.

Основной единицей анализа является действие или процесс, который направлен на достижение цели. Компонент действия — акт сознания в виде постановки цели, другой компонент — акт поведения, его реализация происходит через внешние проявления неразрывно с сознанием. Человек активен благодаря действиям, на которые влияют внешние условия.

Действия бывают сенсорными (восприятие), моторными (движения), волевыми, мыслительными, мнемическими (действия памяти), внешними предметными, которые меняют свойства предметов внешнего мира, умственными.

К компонентам действия относятся:

  • сенсорный компонент — знакомство со средой;
  • центральный компонент — регулирование действия при помощи мыслительных процессов;
  • моторный компонент — исполнение действия.

Любое действие — сложная система, которая состоит из нескольких частей. Для успешного выполнения действия необходима совокупность объективных условий. Ее отражение обеспечивает ориентировочная, управляющая часть действия. Рабочая или исполнительная часть осуществляет изменения в предмете действия. Как протекает действие, каков его результат, совпадает ли он с ранее поставленной целью. На эти вопросы отвечает контрольно-корректировочная часть действия.

Операция — это конкретный способ выполнения действия. Характер операций находится в зависимости от условий среды, опыта человека. Операции мало осознаются человеком, это уровень автоматических навыков. Главными видами деятельности в жизни человека являются общение, игра, учение и труд.

Поведение– это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека [23] . Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) иэтология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность– это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)—5) в табл. 3.2).

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.





Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.


Рис. 4.Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)

Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности:общение, игра, учение и труд.

Основные свойства деятельности:

♦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

♦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

Поведение– это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека [23] . Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) иэтология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность– это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)—5) в табл. 3.2).

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.


Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.


Рис. 4.Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)

Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности:общение, игра, учение и труд.

Основные свойства деятельности:

♦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

♦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

Живым существам от природы свойственна активность, которая обеспечивает жизненно важные связи организма со средой. Источником активности живых существ являются потребности, которые вызывают соответствующие действия, реакции. Но активность животных и человека существенно отличаются своими психологическими аспектами. Активность животных ограничивается инстинктивными и условно-рефлекторными действиями, направленными на приспособление к условиям жизни и удовлетворения биологических потребностей в пище, размножении, защите. Активность человека реализуется в деятельности, когда человек не только приспосабливается к условиям жизни, но и активно изменяет их в соответствии со своими человеческими потребностями, которые возникли и развивались исторически.

Деятельность– это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генетически обусловленные возможности.

Существенными признаками деятельности являются:

- предметность, которая заключается в том, что она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и отношениям независимого от нее объективного мира;

- осмысленность – реализующий деятельность человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит ожидаемый результат;

- социальная опосредованность – активность человека реализуется в социуме, имеет общественный характер, требует координации и активности других людей;

- субъективность – она реализуется как отдельными, так и коллективным субъектом, имеет субъективную значимость.

В зависимости от того, кто выступает в роли субъекта деятельности – конкретный индивид, социальная группа или общество в целом – выделяют индивидуальную, коллективную и общественно-историческую деятельности.

В психологии выделены и описаны четыре формы индивидуального поведения, дифференцирующим признаком которых служит соотношение в структуре действий генетически заданных и приобретенных при жизни компонентов:

- инстинктивное поведение – мотивация, ориентировка и исполнение заданы генетически, их реализация обеспечивает непосредственный адаптивный эффект;

- запечатленное поведение (импринтинг) – мотивация и исполнение заданы генетически, а недостающий компонент формируется при жизни;

- заученное поведение (навык) – мотивация задана генетически, ориентировка и исполнение отыскиваются в прижизненном опыте и закрепляются упражнением;

- интеллектуальное (разумное) поведение – мотивация задана генетически, но требует обязательного опосредования проблемной ситуацией; ориентировка и исполнение должны быть найдены в индивидуальном опыте.

Личность порождается поступком, но и поступок порождается личностью. Поступок – обращение к людям, борьба за понимание морали. Благодаря поступку жизнь человека обогащается, приобретая вид сложных многоуровневых отношений с миром, при этом личность исследует себя и свою жизнь, стремится найти свое место в ней.

С точки зрения соблюдения социальных норм и ценностей выделяют социальное и асоциальное поведение человека. Социальное поведение может быть массовидным, организационным, групповым, ролевым, общественным, альтруистическим, ритуальным, экономическим, потребительским, манипулятивным, конфликтным, ассертивным и др., когда поведение подчиняется социальной норме и социальным ценностям.

Асоциальное поведение подразделяется на девиантное и делинквентное поведение. Игнорирование существующих социальных норм и социальных ожиданий характеризует девиантное (от лат. deviatio – отклонение, уклонение) поведение, которое представляет форму дезорганизации поведения индивида или группы, обнаруживающую несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Различные девиации часто возникают в подростковом возрасте, выражаясь в таких формах, как ложь, грубость, драки, агрессия, бродяжничество, наркомания, алкоголизм.

Делинквентное (от лат. delictum – проступок, правонарушение) – это сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом. Если критерием девиантного поведения является проступок, то критерием делинквентного поведения - преступление. Делинквентное поведение связано с нарушением социальной нормы, имеющей жесткие санкции, т.е. уголовной нормы, и проявляется в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людей.

Структура деятельности.

В структуре деятельности следует прежде всего различать субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена.

Единая целостная психологическая система деятельности включает следующие функциональные блоки:

- мотивы и цели деятельности;

- программу (план деятельности);

- информационную основу деятельности;

- восприятие результатов деятельности (обратную связь).

Деятельность реализуется в последовательности действий. Связь между ними возможна только в том случае, если человек имеет план деятельности. План, так же как и цель, формируется в сознании человека еще до начала деятельности. Неотъемлемыми компонентами процесса планирования является целеполагание, предвидение, прогнозирование, которые относятся к опережающему отражению объективного хода событий (что нужно делать и как).

Кроме того, в любую деятельность входит и принятие решения, которое может относиться как ко всей деятельности в целом, так и к отдельным действиям. Любая деятельность включает в себя также творческие процессы.

При выполнении деятельности важная роль принадлежит процессам ее психической регуляции. Различают три основных уровня регуляции: уровень ощущений и восприятия; уровень представлений; уровень речемыслительных процессов. Соотношение между ними меняется в зависимости от характера решаемых задач и уровня обученности человека. Важная роль в регуляции деятельности принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о ее результатах.

Структурными компонентами деятельности являются действия и операции. В принципе деятельность человека может быть описана как система последовательно выполняемых действий.

Действие – это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, цель. Действие имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель – мотив – способ – результат. В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий, различают действия сенсорные, моторные, волевые, умственные и т.д.

Действия, имея определенную цель, осуществляются разными способами. Способы осуществления действий называются операциями.

Операции – это преобразованные действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности.

Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью – правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия) и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию.

Может происходить и обратный процесс, а именно: превращение операций в действие, т.е. дробление деятельности на более мелкие единицы. Деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие при изменении его цели может превратиться в операцию. В процессе деятельности непосредственные предметные действия над объектами переходят в идеальные (психические) операции над существенными свойствами этих объектов. Подобный процесс перехода от внешнего действия к внутреннему называется интериоризацией (превращение во внутренние). Главным средством осуществления этого перехода является слово. Так, если человек просто выполняет какое-то действие, то его перевод во внутренний план деятельности может быть неточным, неполным. Если же одновременно идет проговаривание того, что делается, то соответствующая действию идеальная модель формируется быстрее и адекватнее.

Обратный процесс перевода внутренней, психологической, деятельности во внешнюю, предметную форму называется экстериоризацией (превращение во внешнее).

Подготовка к профессиональной деятельности состоит в том, что будущий специалист должен интериоризировать огромное количество предметных, физических действий, сформировывать на их основе множество умственных действий и теоретических моделей, овладеть приемами последующего их перевода в действия внешние, учитывая при этом вариативные условия практики.

Для того, чтобы процесс деятельности протекал в нужном направлении с постепенным переходом от одного этапа к другому, им необходимо управлять. Такое управление осуществляется при помощи воли, которая выражается в усилиях, затрачиваемых на принятие решений и их выполнение. Управляя собственной деятельностью, человек тем самым управляет самим собой, намечает и выдерживает определенную линию поведения.

В процессе деятельности формируются психические образования, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Знания – это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Знание человека о мире возникает первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к появлению представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Умение – это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность. Умение появляется там, где знание определенного дела объединяются с искусностью в выполнении тех действий, из которых состоит эта деятельность. Деятельность человека часто состоит из ряда разных действия, поэтому умение ее выполнять также составляется из ряда частных умений. Так, умение водить автомашину включает такие составные моменты, как умение завести мотор, регулировать его работу, управлять движением, следить за дорогой и др.

На этапе умения усвоенный способ действий регулируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей решение новых задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык.

Навык – это автоматизированное выполнение простейших действий, усовершенствованных путем многоразовых упражнений. Умения и навыки подразделяют на разновидности в зависимости от содержания деятельности и тех потребностей человека, которые ею удовлетворяются. В соответствии с этим различают умения и навыки самообслуживания, производственные, языковые, умственные, художественные, спортивные и т.п.

Умения и навыки формируются у человека в процессе его обучения (упражнения). В этом процессе выделяют три основных этапа:

- аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действия;

- синтетический - объединение изученных элементов в целостное действие;

- автоматизацию действия – формирование собственно навыка.

6.3. Виды деятельности.

Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Проблема деятельности органически связана с проблемой личности и сознания. Личность и формируется и проявляется в ее деятельности.

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество имеет психологический аспект – личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Существует по крайней мере три причины того, почему человек занимается творчеством: удовлетворить потребность в новой и разнообразной ситуации; улучшить способности передавать свои идеи и ценности; разрешать проблемы.

К личностным особенностям, связанным с творчеством, относятся интеллектуальные и художественные способности, широта интересов, предпочтение сложности, энергичность, увлеченность работой, заинтересованность в достижении высоких результатов, автономность, интуиция, уверенность в себе, толерантность к неопределенности, независимость суждений, креативный Я-образ, открытость новому опыту и новым точкам зрения.

Творчество предполагает по меньшей мере пять этапов: очерчивание проблемы, сбор информации и накопление знаний, создание образов или категорий, синтез и воздержанность от суждений.

В зависимости от цели, содержания и форм различают четыре главные разновидности деятельности: игру, учение, труд и общение.

Читайте также: