Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Данный закон призван кардинально изменить систему властеотношений между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, с одной стороны, и государственными и муниципальными органами, с другой стороны, стать новой вехой в защите прав и законных интересов предпринимателей от произвола чиновников при проведении государственного и муниципального контроля.

Как следует из наименования данного нормативного документа, основная его цель - ликвидация административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, и в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона его положения распространяются на отношения в области организации и осуществления государственного и муниципального контроля (надзора), при этом в Законе приведен исчерпывающий перечень мероприятий по контролю, на которые его нормы не распространяются (например, прокурорский надзор, финансовый контроль, налоговый контроль и т.п.).

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых контролирующими (надзорными) органами ежегодных планов. При этом все указанные планы должны быть доведены до сведения заинтересованных лиц посредством их размещения на официальных сайтах проверяющих органов в сети Интернет либо иным доступным способом.

Важной особенностью Закона является то, что плановые проверки не могут проводиться чаще чем один раз в три года со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены проверяющим органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

Основаниями для проведения внеплановой проверки согласно ст. 10 Федерального закона являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в проверяющие органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 ч для малого предприятия и 15 ч для микропредприятия в год.

Выездная проверка, то есть проверка по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности, в силу ст. 15 Федерального закона не может быть проведена в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая, когда основанием для проведения проверки послужила поступившая информация о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Новым Законом при проведении выездной внеплановой проверки субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено специальное правило. Так, если основанием для проведения этой проверки послужила поступившая информация о причинении вреда (а равно об угрозе причинения вреда) жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении (а равно угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, такая проверка может быть проведена только после ее согласования с органом прокуратуры по месту осуществления предпринимательской деятельности.

В случае если основанием проведения выездной внеплановой проверки послужило истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, то предприниматель должен быть уведомлен о предстоящей проверке не менее чем за 24 ч до начала ее проведения любым доступным способом.

Федеральным законом подробно регламентирована процедура проведения проверки и оформления ее результатов.

Любая проверка должна проводиться на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа, заверенные копии которых должны вручаются должностными лицами проверяющего органа, проводящими проверку, под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю.

После завершения проверки должностными лицами проверяющего органа, проводящими проверку, составляется акт, один экземпляр которого вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Новеллой Федерального закона является также обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей вести журнал учета проверок по установленной форме, в который должностные лица проверяющего органа обязаны вносить предусмотренные законом сведения о проверке. Отсутствие таких журналов у подавляющего количества проверенных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц уже установлено в ходе проведенной прокуратурой района в июне текущего года проверки, по результатам которой приняты меры прокурорского реагирования по устранению нарушений требований закона.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий проверяющий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Важным нововведением Федерального закона является положение о том, что результаты проверки, проведенной проверяющим органом с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К ним, например, относятся: ненадлежащее уведомление о предстоящей проверке, отсутствие оснований проведения проверки, нарушение сроков и времени проведения проверки, нарушение процедуры оформления проверки и т.п.. Такие нарушения были допущены должностными лицами Уренского отдела административно-технической Инспекции Нижегородской области при проверки в мае, июне текущего года проверок юридических лиц на территории Тонкинского района, что дало прокуратуре района основания для обращения в суд с двумя заявлениями о призвании действий проверяющих незаконными и опротестования двух постановлений о привлечении данных юридических лиц к административной ответственности.

Помимо изложенного Федеральный Закон впервые установил обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уведомлять уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, установленных ст. 8 (например, о предоставлении бытовых услуг, о предоставлении услуг общественного питания организациями общественного питания, о производстве одежды).

Факты нарушения установленных данным Законом запретов и ограничений при проведении проверок юридических лиц уже выявлены прокуратурой района в деятельности должностных лиц Уренского отдела административно-технической инспекции Нижегородской области. Прокуратурой района установлено, что при проведении на территории Тонкинского района в мае, июне текущего года 2 внеплановых проверок юридических лиц инспекцией были допущены грубые нарушения требований Закона, что послужило основанием для судебного оспаривания прокуратурой района их результатов и принятых в отношении указанных юридических лиц мер административного наказания. По результатам судебного рассмотрения 2 обжалованных постановления инспекции о наложении на юридических лиц административных штрафов признаны судом незаконными и отменены.

Полагаю, что краткое изложение нововведений Федерального закона не останется незамеченным для читателей газеты, входящих в предпринимательское сообщество, поскольку отношения, им урегулированные, вплотную касаются каждого субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица или индивидуального предпринимателя. От правильного понимания и толкования предпринимателем положений рассматриваемого Закона во многом зависит, сможет ли он грамотно подготовиться к проверке и в случае необходимости обжаловать неправомерные действия должностных лиц проверяющих органов. Тем более что это является одной из главных целей его принятия.

Видами контроля (п.3.1 ст.1) – за осуществлением иностранных инвестиций, налоговый, валютный, таможенный, портовой, банковский, страховой и др. В зависимости от стадии контроля и цели проверки – предварительный (предупреждение и профилактика соблюдения параметров предпринимательской деятельности) контроль, текущий контроль (оценка реально осуществляемой предпринимательской деятельности) и последующий контроль (проверка исполнений решений ОГВ в сфере предпринимательской деятельности).

Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора);

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора);

5) ответственность органов государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства;

6) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы за проведение мероприятий по контролю и др.

К полномочиям ОИВ, осуществляющих контроль (надзор), относятся:

1) разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора);

2) организация и осуществление контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

3) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении контроля (надзора) и административных регламентов взаимодействия;

4) организация и проведение мониторинга эффективности контроля (надзора) и др.

1) проведение плановой проверки; Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года. Проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. О проведении проверки ЮЛ, ИП уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

2) проведение внеплановой проверки (соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий причинения такого вреда); Может быть проведена органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.




3) документарная проверка (предметом проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя); Организация документарной проверки проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

4) выездная проверка (предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений). Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Видами контроля (п.3.1 ст.1) – за осуществлением иностранных инвестиций, налоговый, валютный, таможенный, портовой, банковский, страховой и др. В зависимости от стадии контроля и цели проверки – предварительный (предупреждение и профилактика соблюдения параметров предпринимательской деятельности) контроль, текущий контроль (оценка реально осуществляемой предпринимательской деятельности) и последующий контроль (проверка исполнений решений ОГВ в сфере предпринимательской деятельности).

Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора);

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора);

5) ответственность органов государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства;

6) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы за проведение мероприятий по контролю и др.

К полномочиям ОИВ, осуществляющих контроль (надзор), относятся:

1) разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора);

2) организация и осуществление контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

3) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении контроля (надзора) и административных регламентов взаимодействия;

4) организация и проведение мониторинга эффективности контроля (надзора) и др.

1) проведение плановой проверки; Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года. Проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. О проведении проверки ЮЛ, ИП уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

2) проведение внеплановой проверки (соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий причинения такого вреда); Может быть проведена органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

3) документарная проверка (предметом проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя); Организация документарной проверки проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

4) выездная проверка (предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений). Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.


Ключевые слова: контроль, надзор, предпринимательская деятельность.

Прежде чем говорить о системе государственного контроля (надзора), нужно определить, как соотносятся данные понятия. Данный вопрос является дискуссионным на протяжении длительного времени.

В настоящий момент доминирующее положение занимает точка зрения, приверженцы которой не выделяют отличий между контролем и надзором и считают данные понятия идентичными. Так, этого придерживаются проф. Ершова И. В., проф. Олейник О. М., проф. Батычко В. Т., доц. Пчёлкин А. В.

И, наконец, существует мнение, что контроль и надзор представляют собой самостоятельные явления действительности. Так, Спектор А. А. в ряде различий данных видов государственной деятельности уполномоченных органов приводит пример о разном предмете контроля и надзора. Так, в первом случае контролируется определённая сфера хозяйственной жизни общества (с возможностью вмешаться в неё при необходимости), а во втором — действия направлены на обеспечение соблюдения законности соответствующими субъектами. [3]

В статье 2 Федерального закона даётся легальное определение понятия государственного контроля (надзора). Оно достаточно объёмное, поэтому целесообразно сразу выделить и раскрыть основные признаки, характерные данному виду государственной деятельности.

Во-первых, это деятельность уполномоченных органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня. Ввиду существования различных видов контроля (надзора) в данную деятельность вовлечено большое количество субъектов — служб и их территориальных органов, например, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и другие.

В-третьих, существуют специальные средства для достижения указанной цели, а именно:

− организация и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Например, в зависимости от места проведения проверки — камеральные и выездные; в зависимости от периодичности их проведения — плановые и внеплановые;

− принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений: выдача предписание, приостановление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности, обращение в суд с целью аннулирования лицензии;

− анализ исполнения обязательных требований к осуществлению предпринимательской деятельности, его прогнозирование и систематическое наблюдение за ним.

Уделяя большое внимание Федеральному закону, нужно оговориться, что некоторые виды контроля (надзора) выведены из-под его сферы действия, например, налоговый, валютный, таможенный, банковский, страховой.

Характеризуя черты государственного контроля (надзора), можно выделить его основные принципы. Некоторые из них закреплены непосредственно в перечне в статье 3 Федерального закона, другие выводятся путём толкования норм указанного акта.

Принцип разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении ими государственного контроля (надзора). Данный принцип нашёл отражение в Федеральном законе как в статье 3, так и в статье 4 и статье 5, где отдельно устанавливаются полномочия указанных органов.

Принцип недопустимости проверки исполнения одних и тех же требований разными контролирующими органами в отношении одного субъекта (статья 3). Так, прокурор или его заместитель, принимая решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки обязан отказать в случае обнаружения указанного выше факта (статья 10).

Принцип открытости и доступности информации для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей означает то, что сведения о требованиях к осуществлению предпринимательской деятельности, об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), о правах и обязанностях сторон в данных отношениях должны находиться в свободном доступе для указанных субъектов (статья 3). Данный принцип полностью соответствует положениям Федерального закона, которые содержат информацию о предупредительных и пресекательных мерах при осуществлении государственного контроля (надзора).

Принцип недопустимости взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю. Все контрольно-надзорные мероприятия финансируются за счёт соответствующих бюджетов: федерального, региональных (статья 3).

Принцип ответственности уполномоченных органов и их должностных лиц за нарушение требований законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора) (статья 3). Данный принцип позволяет защитить слабую сторону в данных отношениях — предпринимателей, так как не допускает произвола со стороны государства.

Презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей означает, что уполномоченный орган должен доказывать виновность подконтрольного субъекта, а не наоборот: обязанности доказывать свою невиновность у юридического лица, индивидуального предпринимателя нет (статья 3).

Теперь хотелось бы уделить внимание тому, какие гарантии субъектам предпринимательской деятельности при проведении государственного и муниципального контроля (надзора) предоставляет Федеральный закон. Их перечень содержится в главе 3.

Так, субъекты предпринимательской деятельности имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверок и давать объяснения при возникающих вопросах по предмету проверки, получать информацию от уполномоченных лиц по поводу проведения проверки, знакомиться с её результатами и указывать на своё согласие или несогласие с ними.

Интересным представляется то, что с одной стороны, как уже было упомянуто, Федеральный закон предоставляет руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, а также индивидуальному предпринимателю и его уполномоченному представителю право присутствовать при проведении проверки и при необходимости давать объяснения (статья 21), а, с другой стороны, это является их обязанностью (статья 25), несоблюдение которой влечёт наступление ответственности.

Важной имущественной гарантией является право юридического лица, индивидуального предпринимателя на возмещение вреда из средств соответствующего бюджета (федерального, регионального), причинённого неправомерными действиями при осуществлении государственного контроля (надзора), включая упущенную выгоду.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель имеет возможность использовать предусмотренные законодательством РФ формы и способы защиты своих прав при осуществлении уполномоченными органами государственного контроля (надзора).

Субъект может избрать как судебную, так и внесудебную форму защиты, которая включает возможность обжалования действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) или из должностных лиц в соответствующие органы (в рамках административного порядка). Отдельно нужно отметить возможность общественной защиты объединениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемых организаций посредством обращений в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие законодательству РФ акты в области проверки субъектов предпринимательской деятельности; а также через органы судебной системы.

  1. Олейник О. М. Формирование правовой определенности и стабильности в сфере государственного контроля (надзора) за бизнесом // Закон. — 2016. — № 11. — С. 133–142.
  2. Бахрах Д. Н. Административное право. — 3-е изд. — М.: Норма, 2008. — 816 с.
  3. Спектор А. А. Виды контроля в сфере предпринимательства // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2011. — № 6. — С. 62–64.
  4. Ершова И. В. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса. Учебник для магистров. — М.: Проспект, 2017. — 885 с.
  5. Пчёлкин А. В. Предпринимательское право. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 352 с.

Основные термины (генерируются автоматически): государственный контроль, надзор, предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, лицо, муниципальный контроль, орган, осуществление, предприниматель, юридическое лицо.

Читайте также: