Как правильно выбрать профессию выпускнику общеобразовательной школы

Обновлено: 07.07.2024

Ежегодно сотни тысяч выпускников школ стоят перед выбором: чем заниматься в будущем, как найти дело своей жизни. Это, пожалуй, первый жизненно важный вопрос, на который предстоит ответить молодому человеку.

Станет ли профессия только средством заработка или настоящим призванием? Кубань 24 представляет мнения экспертов и практические советы родителям и выпускникам.

Почти 90% старшеклассников не могут определиться с профессией и не знают, где искать информацию на эту тему. Такие данные приводит министерство просвещения России. В его опросе участвовали 200 тыс. школьников из 30 регионов страны. И только 10 % знают, кем хотят быть, но тоже затрудняются в поиске информации. Тем не менее, почти все выпускники определились со своей судьбой и поступили в высшие и средние специальные учебные заведения.

Почему выпускник выбирает ту или иную профессию?

Как это чаще всего бывает на практике:

Династии. Например, в семье все учителя, врачи, военные, юристы. Ребенок с детства впитывает особую атмосферу той или иной профессии, слышит разговоры взрослых, видит их интересы. Таким образом он плавно подходит к выбору той специальности, которой посвятили жизнь его родственники;


Мнение родителей. Часто бывает, что родители хотят реализовать собственные мечты через ребенка. Например, папа хотел стать инженером, но не смог поступить в вуз. В таком случае он может настаивать, чтобы сын получил именно инженерную специальность, не считаясь с мнением ребенка. Здесь большую роль играют финансы. Возможно родители готовы оплачивать только то образование, которое сами считают правильным;

Мода, престиж, финансовое благополучие. Каждое десятилетие меняется мода на профессии. Если в 2000-х годах все учились на юристов и экономистов, то сейчас в моде и хорошо оплачиваются маркетологи, специалисты SMM, программисты, PR-менеджеры. Но здесь тоже не все однозначно. Без огромного труда и любви к профессии успеха не достичь;


Собственное мнение. Это главное, на что стоит опираться при выборе профессии. Некоторые школьники еще в 9 классе знают, куда будут поступать и готовятся целенаправленно. Но большинство испытывают огромные трудности с этим жизненно важным решением.

Советы для родителей от семейного психолога

Олеся Гардагина, семейный психолог, специалист по профориентации обращает внимание родителей на:

Первое и главное — поддерживайте ребенка и не мешайте, не навязывайте свои желания. Ваша роль в том, чтобы помочь разобраться и поддержать, если возникнут трудности.

Составьте список профессиональных предпочтений, отмечайте, кем работают Ваши знакомые и Вы сами;

Учитывайте особенности Вашего ребенка, чем занимается и интересуется;

Если ребенок не проявляет никаких предпочтений, обратитесь в службу профориентации или к школьному психологу.


Самое главное, по мнению психолога, любить своего ребенка и верить в него, интересоваться его увлечениями и победами, позволять самому выбирать кружки и потом отказываться от них, уважать его желания.


Как отличить свои желания от навязанных?


По мнению преподавателя КубГУ, это самый важный вопрос. И ни школа, ни тесты по профориентации не помогут определиться в жизни, сделать это может только сам выпускник.

В случае, если выпускник принял решение, опираясь на чужое мнение, его будущая работа может стать для него рутинной и ненавистной, считает кандидат наук. Гримова добавила, что варианты выбора будущей профессии требуют проверки практикой.


Как понять — действительно ли ребенку интересна профессия?

Также на базе Кубанского госуниверситета проходит Открытая многопрофильная олимпиада школьников, в рамках которой старшеклассники могут испытать себя и ответить на вопрос о своем предназначении.

Тесты по профориентации


Все профессии важны, но некоторые теряют актуальность

— менеджер космического туризма;

— консультант по здоровой старости;

— оператор медицинских роботов;

— дизайнер виртуальных миров;

В числе устаревающих профессий по мнению Сколково — библиотекарь, нотариус, журналист, турагент, сисадмин, билетер, лифтер, почтальон, шахтер, инспектор ДПС, водитель такси и другие.

Полный список устаревающих специальностей и популярных профессий будущего можно посмотреть здесь.

Самое главное при выборе профессии — здраво оценить свои возможности. Выслушать мнения окружающих и принять собственное решение. В случае, если совсем сложно с самоопределением, можно отложить поступление на год и попробовать устроиться на работу или стажировку в интересующую компанию. На практике проще будет понять, подходит Вам выбранное направление, или стоит продолжать поиск жизненного пути.

Выбор будущей профессии — важный и ответственный вопрос, который возникает у каждого выпускника школы. От того, насколько верно будет выбрана профессия, зависит и то, как сложится ваша дальнейшая жизнь.

Очень важно в начале пути правильно расставить приоритеты и определить тот путь, который позволит стать самодостаточным и успешным человеком.

Шаг первый. Определяем нужное направление

Чтобы не ошибиться при выборе будущей профессии, нужно тщательно проанализировать те действия, выполнение которых приносит наибольшее удовлетворение. Любите рисовать? Тогда вам стоит подумать над тем, чтобы стать художником в книжном издательстве, искусствоведом или архитектором. Ваше хобби – разведение аквариумных рыбок? Тогда вы сможете добиться успеха в ихтиологии, рыбной промышленности или вам уготована судьба стать величайшим в истории исследователем морских глубин.

Ответьте на несколько вопросов, которые помогут определить ваши предпочтения:

  1. Что я люблю делать?
  2. Что мне интересно?
  3. Чего я жду от будущей профессии?
  4. Как я вижу свою будущую работу?

Это самые главные определяющие вопросы. Искренние ответы на них помогут выявить то направление, в котором следует развиваться, то есть они вплотную подводят к самому главному вопросу: как выбрать профессию?

Чтобы не ошибиться в выборе того занятия, которое будет приносить удовлетворение и радость, нужно четко понять и осознать свои желания. Возьмите лист бумаги и напишите на нем все специальности, которые хоть единожды привлекли ваше внимание. Это может быть и космонавт и путешественник и дизайнер, журналист и т.д. Теперь внимательно посмотрите на список и проанализируйте, в какой сфере вы могли бы реализовать это хотя бы частично.

Шаг второй. Трезво оцениваем свои возможности

К сожалению, случается и так, что по каким-либо причинам, получить желаемую специальность не представляется возможным. Чаще всего это проблема особенностей организма. К примеру, вы всю жизнь мечтали стать летчиком. Но при поступлении оказалось, что ваш рост на 15 сантиметров превышает норму. И ничего с этим не поделаешь – ведь ниже уже не станешь. Горько, конечно, но это не повод отчаиваться. В авиации есть еще множество специальностей, в которых ваши знания, желания и упорство принесут свои плоды.

Шаг третий. Исключаем ошибки

Очень часто молодые люди руководствуется не своими личными желаниями и пристрастиями, а советами родных и близких. При выборе своей будущей профессии исключите такие ошибки, как:

Советы родителей.

Конечно, все родители хотят только добра и счастья своим детям. Они желают видеть свое чадо успешным и финансово независимым, потому и навязывают свое мнение. Не соглашайтесь с ними, если это противоречит вашим внутренним убеждениям или интересам. Выбирать свое призвание вы должны самостоятельно! Жизнь ваша – и выбор тоже ваш.

Немного страшновато вступать во взрослую жизнь в одиночку. Куда легче и веселее с другом. Но не забывайте, что выбор друга – это его личное мнение. А вы, если получите нелюбимую, абсолютно ненужную вам специальность, всю жизнь будете жалеть о том, что не реализовали свою мечту стать инструктором по фитнесу.

Престижность профессии.

Хочу быть, как ..

Еще одна распространенная ошибка – получить профессию, как у человека, которым восхищаешься. Но там, где ваш кумир достиг высот, вы, вполне вероятно, так и останетесь у подножья. Не нужно быть похожим на какого-то, пусть другие будут похожи на вас.

Это самые распространенные ошибки при выборе будущей профессии. Обязательно задайте себе вопросы:

Это действительно мое желание?

Что мной движет при выборе именно этой специальности?

Тесты на профориентацию

Наш сервис предлагает пройти онлайн тесты на профориентацию. После того, как вы разобрались в себе, закрепить выбор можно с помощью тестов, которые помогут определить наилучшую профессию, скрытые возможности и таланты, дать оценку характера.

Заключение

Как выбрать профессию? Главное помните: профессия должна приносить только радость и удовольствие. Тогда и жизнь будет насыщенной и интересной.

Мы надеемся, что наши советы по выбору профессии помогут вам сделать правильный выбор.


Уже весна, а подросток так и не решил, куда будет поступать после выпускных экзаменов? Наш блогер Анна Шиховец пообщалась с психологом и профориентологом Марией Косинец и выяснила, как помочь ребёнку определиться с профессией.

Эти 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение — умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего хочется от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить время с семьей. Выпишите все критерии в столбик — это та основа, на которую можно опираться при выборе профессиональной сферы.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно эта разница заметна уже в школе. К ответу на этот же вопрос относятся:

  • Умственный или физический труд;
  • Мало или много общения во время работы;
  • Роль организатора или исполнителя;
  • Применение четких и стандартных решений или творческий подход.

Когда мы разберемся с этими показатели, станет ясно, из чего можно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

3. Чего я хочу и что я могу?

Еще один важный вопрос — работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас.

4. В каком формате я хочу работать?

Работать в современном мире можно по-разному: компания, фриланс, собственный бизнес. Например, быть судьёй на фрилансе нельзя, а вот юрист-консультантом — можно. Учитель не может работать только два дня в неделю, а репетитор — может.

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки давно устарело. Выпускники должны понимать, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Ребенку может быть интересна журналистика, но не интересна литература, это нормально. Он может писать тексты про математику или технику, почему нет?


6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Обычно подростки всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы. Его важно максимально расширять. Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых профессий, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, в интернете — подборок современных профессий.

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности не стоит. Часто ребенок себя ограничивает еще на этапе подготовки к ЕГЭ: математику и физику учить буду, литературу и биологию — нет, они же мне не нужны для поступления. Но такой подход может помешать и на этапе выбора специальности, и потом, когда может потребоваться сменить должность или род деятельности.

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но кино — это, конечно, не жизнь, там мы видим все самое интересное, рутина остаётся за кадром. Лучше, чтобы ребенок знал о профессии как можно больше: вот я отучусь, приду на работу и что? Например, некоторые студенты после педвуза удивляются, что учителя еще сидят заполняют отчеты после того, как дети ушли из школы. А казалось, что в три часа педагог тоже может идти домой, а летом вообще отдыхать три месяца подряд.

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм — это не вариант. Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше. Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно не удовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания. Чем больше источников о профессии изучил ребенок, тем объективнее его выбор.

10. Могу ли я попробовать поработать сейчас?

11. А в моем городе актуальная выбранная специальность?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду. Конечно, многие компании сейчас работают в онлайне, но новичку найти работу на удаленке не так-то просто.

12. Что я буду делать, если конкуренция на рынке окажется слишком высокой?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие — рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации. Программист сейчас — востребованная и популярная профессия. Поэтому тем, кто готов работать в этой сфере, должны постоянно развиваться, прокачивать свои навыки.

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

14. Будет ли актуальна профессия к тому моменту, когда я окончу вуз?

Изучите рынок труда, университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент — и это нормально.


10 типичных ошибок при выборе профессии (да, ЕГЭ тут тоже замешан)

Например, иногда ребята выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз. Каждая наша проба — особенно вопрос № 10 — дает понимание, чего именно ты хочешь. Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.

16. Какие минусы есть в этой профессии?

24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие от работы, как бы нас ни уверяли в обратном. Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними. Выпишите и то, и другое, чтобы понять, перевешивают ли конкретные плюсы — минусы?

17. А смогу ли я работать на этой должности 5 лет? А 10?

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день человек будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?

18. А какой вуз выбрать?

19. Какие экзамены надо сдавать? И как повысить шансы на поступление?

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях. Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак нужны опубликованные статьи.

20. Когда надо определиться?

Отведите определенное время на каждый из вопросов. Выбирать специальность в мае выпускного класса — поздно. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу вряд ли приведет к чему-то хорошему.

Конечно, начать профориентационную кампанию лучше в 7-8 классе. К началу 11 класса дети по хорошему должны примерно понимать, в каком направлении будут двигаться дальше.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Проект "Проблема выбора профессии"


Готовый исследовательский проект по истории и обществознанию на тему "Проблема выбора профессии" рассчитан на то, чтобы помочь подростку выбрать свой профессиональный путь, ведь каждый подросток задается вопросом: "Кем быть?", - и от ответа на него во многом зависит будущее человека.

Подробнее о работе:


В исследовательской работе по истории на тему "Проблема выбора профессии" автор дает развернутое определение понятия "профессия", а также приводит классификацию профессий. В проекте подробно изучено состояние образовательной системы в Российской Федерации, а также установлены факторы, которые чаще всего влияют на выбор подростком будущей профессии.

В исследовательском проекте по обществознанию о будущей профессии выпускника представлен перечень профессий, которые пользуются популярностью среди молодежи, и объясняется, почему так. В рамках проекта "Проблема выбора профессии" автор разработал специальное тестирование, ответы на которое могут помочь выпускнику школы определиться со специальностью, на которою они хотят выучиться.

Оглавление

Введение

Довольно часто встречаются люди, которые не определились со своим профессиональным предпочтением. А некоторые, очень страдают, понимая, что выбранная ими специальность не то, что им нужно. Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Таким образом, правильное определение профессиональных интересов стало большой проблемой.

Цель работы – помочь подростку определить свой жизненный путь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Объект исследования: выбор профессии

Предмет исследования: процесс выбора профессии выпускникам школы

Метод исследования: Тестирование.

Проблема выбора профессии

Профессия — это устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием; большая группа людей, объединенных общим родом занятий, трудовой деятельностью.

Выбор профессии, планирование карьеры, трудоустройство: такие вопросы возникают не только у каждого подростка и выпускника школы, но и у его родителей, учителей. Своевременный и грамотный ответ на эти вопросы, а также психологическая и педагогическая помощь специалистов станут условиями благополучного выбора профессии и карьеры, определят успех личности в профессиональной деятельности, общественной и личной жизни.

Исходя из этого основная задача современной школы и родителей – подготовить выпускника к самостоятельной жизни, успешному выполнению им своих социальных и профессиональных функций, помочь в том, чтобы каждый ребёнок правильно выбрал профессию, сделал правильный выбор своей судьбы. Проблема выбора профессии сегодня обсуждается на государственном уровне.

Но и без того понятно, что ориентация подрастающего поколения на овладение различными профессиями, на трудовую деятельность является важнейшей государственной задачей, насущной социально-экономической и педагогической проблемой. Эта идея отражена в новом федеральном государственном образовательном стандарте: школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны.

Стандарт ставит задачу – при освоении основной образовательной программы в области профориентации формировать готовность и способность учащихся к осознанному выбору профессии, к построению дальнейшей индивидуальной образовательной траектории на основе знания мира профессий, рынка труда, воспитания уважительного отношения к труду.

Классификация профессий


Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обуславливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности, характеристик субъекта и людских ресурсов, содержания трудовых задач, вида рабочих нагрузок, орудий труда и т. д. Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяет возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам.

Например:
1) по характеру рабочей нагрузки субъекта деятельности и его усилий по реализации трудовых задач на (преимущественно) физический или умственный труд;
2) по характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на управленческий, операторский, творческий (стандартный и нестандартный), эвристический; динамический и статический; однообразный и разнообразный;
3) в зависимости от условий деятельности – на комфортный, в необычных, неблагоприятных и в экстремальных условиях;
4) по форме организации деятельности – на регламентированный, нерегламентированный и смешанный; индивидуальный и коллективный. Возможно использование и целого ряда других классификационных признаков – по характеристикам орудий труда, типу трудовых задач, виду исходного и конечного продукта деятельности и т. д. Различные сочетания признаков трудовой деятельности создают своеобразный облик конкретных профессий. Научно-практическая деятельность определяет необходимость сопоставления и классификацию профессий по психологическим, гигиеническим, экономическим и другим признакам. При решении психологических задач диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности такая необходимость в классификации профессий определяется потребностью использования методического аппарата, разработанного и обоснованного для какой-либо одной профессии, при решении аналогичной задачи в родственной профессии (профессиях).

Е. А. Климов предложил четырехъярусную классификацию профессий, которая построена на основе многофакторного принципа Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем1) человек – живая природа (Ч-П) – агроном, микробиолог и т. п.;
2) человек – техника (Ч-Т) – слесарь, механик, оператор ЭВМ и т. п.;
3) человек – человек (Ч-Ч) – врач, учитель, продавец и т. п.;
4) человек – знаковая система (Ч-З) – математик, редактор и т. п.;
5) человек – художественный образ (Ч-Х) – дирижер, художник, артист и т. п.

Во втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:
1) гностические профессии (Г) – дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;
2) преобразующие профессии (П) – мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-Т), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.; 3) изыскательские профессии (И) – летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

1) профессии ручного труда (Р) – контролер слесарных работ (Г-Ч-Т), лаборант химического анализа (Г-Ч-П), ветеринар (П-Ч-П), слесарь (П-Ч-Т) и т. п.;
2) профессии машинно-ручного труда (М) – токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;
3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А), – оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный мастер АЭС и т. п.;
4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), – актер, акробат и т. п.

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда:

  • работа в помещении с нормальным микроклиматом (Б) – лаборанты, бухгалтеры и т. п.;
  • работа на открытом воздухе (О) – агроном, монтажник, инспектор ГИБДД и т. п.;
  • работа в необычных условиях (Н) – водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;
  • работа в условиях повышенной ответственности (М) – воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.

Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими, но не взаимоисключающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.

Предложенная классификация предназначена не для того, чтобы разложить все профессии по своим ячейкам, а для определения их близости, общности по совокупности признаков. Эта задача, конечно, весьма условна, потому что большинство профессий характеризуется множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве, как отмечает Е. А. Климов, полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различия и отождествления.

Читайте также: