Приобретение социального опыта в школе как воспитательной организации

Обновлено: 05.07.2024

С целью занятости учащихся во внеурочное время и развития творческих способностей взаимодействую с учреждениями дополнительного образования. В 1 классе кружки посещали – 70%, в этом году 100% занятость внеурочной деятельностью. В результате у учеников расширился кругозор, развились творческие способности, увеличилось число участников в различных конкурсах, соревнованиях, фестивалях. Сотрудничаю с Центром реабилитации при комплексном центре социального обслуживания населения. В отделении дневного пребывания на обслуживании находятся мои ученики. Совместно решаем проблемы социальной адаптации. От меня специалисты получают сведения о школьных трудностях каждого из детей, посещающих центр. Совместно определяем, какую помощь они могут оказать ребёнку.

Социальный опыт – это самобытный синтез различного рода умений, знаний и способов деятельности, стереотипов поведения, запечатленный впечатлений и переживаний.

Возможности воспитания в приобретении социального опыта ограничиваются тем, что может дать ему воспитательная организация: ее быт, различные сферы жизнедеятельности; содержание, формы и стиль взаимодействия между ее членами.

Быт воспитательной организации – это уклад повседневной жизни, входящих в нее людей, он определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно- пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций.


  1. Играет роль наличие или отсутствие на 3 вида территорий:

  • Первичные территории – это помещения, которые длительное время находятся в пользовании первичных коллективов (аудитории)

  • Вторичные территории – это те помещения, в которых первичные коллективы пользуются временно или периодически (спортзал, столовая, мед.кабинет)

  • Специфические территории – это помещения, необходимые для функционирования всей организации ( ректорат, деканат, бухгалтерия, кафедра, профком, студсовет, библиотека, читальный зал, библиографический отдел)

  1. Существенно то, насколько пространственная среда учитывает возрастные и иные особенности членов организации

  2. Важно, какова мера благодарности и технической оснащенности помещений

Этикет - это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений.

Традиции – это формы и установления жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длительного времени и передаваемые от поколения к поколению.

Самообслуживание – это систематическая работа членов организации по поддержанию и улучшению бытовых условий своей жизни.

Одежда определяет настроение членов воспитательной организации и удобство их участия в жизни организации.

Социальный опыт формируется в процессе жизнедеятельности


  1. Автократический, когда руководитель осуществляет единоличное управление коллективом

  2. Авторитарный – руководимым позволяется участвовать в обсуждении проблем жизнедеятельности коллектива, однако, решение принимает руководитель.

  3. Демократический – руководитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность. Но окончательное решение формируется руководителем или должно быть им одобрено.

  4. Эгалитарный – руководитель и члены коллектива в равной мере принимают участие в организации жизнедеятельности.

  5. Игнорирующий – руководитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность коллектива.

  6. Непоследовательный – руководитель пытается реализовать то один, то другой из описанных выше стилей.

Управление – это социальное использование руководителями отношений власти для получения результатов, реализующих задачи и цели социального воспитания.


  • Сбор информации об объекте

  • Прогнозирование

  • Проектирование

  • Планирование

  • Организация

  • Регулирование и анализ процессов, происходящих в воспитательной организации.

Самоорганизация – это самопроизвольно протекающие в человеческих общностях процессы регулирования, в основе которых лежат обычаи, традиции, особенности лидерства, нормы отношений и другие социально- психологические феномены.

Формирование социального опыта происходит также в процессе взаимиодействия.

Взаимодействие – это организация совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющая им реализовать какую – либо общую работу. В социальном воспитании имеет место взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов.


  1. Субъекты взаимодействия

  2. Цели и задачи взаимодействия

  3. Нормы и ценности

  4. Средства взаимодействия (устная речь, письменная)

  5. Ситуация взаимодействия (формальная и неформальная, непосредственное и опосредованное)

Организация группового взаимодействия предполагает включение членов коллектива или отдельных, микрогрупп в процессы выдвижения целей, планирование необходимой для этого работы, реализации намеченного и проведение анализа проделанной работы.

Обучение взаимодействию – это формирование и развитие интеллектуальной, психологической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоении им способов практической реализации этой готовности.


  • В процессе организации взаимодействия в быту и жизнедеятельности.

  • В ходе специально создаваемых ситуаций в жизни организации и первичных коллективов.

  • С помощью игр, тренингов, органично включенных в жизнь коллектива.

Характеристика основных сфер жизнедеятельности и их возможностей в социализации

Жизнедеятельность – это способ существования человека, реализация им своей активности в индивидуальном, коллективном и социальном бытии.

Движущей силой активности является потребность. Активность человека побуждается рядом потребностей разного уровня, которые имеют половозрастные, групповые и индивидуальные особенности (вспомнить пирамиду потребностей Маслоу)


  1. Общение (активность направлена на взаимодействие с другими людьми)

  2. Познание (на познание окружающего мира)

  3. Деятельность (на сохранение и преобразование условий жизни)

  4. Игра (гедоническая активность, удовольствие от игры)

  5. Спорт (на совершенствование собственного тела и сохранение здоровья)

  • Ролевое (возникающее в каких-либо сферах жизнедеятельности и имеющее целью их обслуживание)

  • Межличностное (имеющее целью только удовлетворение потребности в общении; общение между друзьями, приятелями)

  • Духовно-ценностная проблематика (когда рассуждают о смысле жизни, проблеме отцов и детей)

  • Событийная сторона жизни

  • Эмоциональное переживание жизни

  • Предметная сфера бытия (любые бытовые вопросы)

  1. Фактический (обмен репликами только для поддержания диалога)

  2. Информационный (обмен значимой информацией)

  3. Дискуссионный (обсуждение различных проблем)

  4. Исповедный (доверительный разговор на интимно-значимые темы)

  • В усвоении норм социального поведения

  • Эмоциональное развитие

  • Приобретение индивидуального социального опыта

  • Реализация утверждений себя как личности

Большую роль играет то, насколько каждый участник общения сумеет найти удовлетворяющую его позицию в межличностных отношениях, найдет ли человек не только партнеров по общему делу, но и приятельскую группу, в которой будет ощущать себя принятым и защищенным.

В воспитательных организациях разного типа общение может выступать как основа жизнедеятельности или как ее фон.

В организациях, имеющих основную функцию образование, общение является фоном жизнедеятельности, а в общественных и клубных организациях общение является основой жизнедеятельности.

Познание идет как в виде практического повседневного усвоения культуры так и научного.


  • В процессе общения

  • Через систему образования

  • Через самообразование

Основой жизнедеятельности познание является в учреждениях образования и дополнительного образования.

Познание можно рассматривать как фон жизнедеятельности всех организаций, т.к. в любой человеческой общности происходит обмен информацией, и любая деятельность включает познание.

Деятельность предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.


  • Предметно-практическая (строительство, конструирование)

  • Духовно-практическая (сочинить стих, музыку, написать пьесу)

Деятельность является основой в жизнедеятельности организаций, функцией которых является удовлетворение и развитие практических и духовных интересов людей(работа, кружки, студии), а фоном жизнедеятельности будет в остальном.

Игра – это способ свободного, импровизированного самовыражения человека в условных ситуациях, а также занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащих для заполнения досуга, развлечения и получения удовольствия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобретение социального опыта учащимися – одна из задач воспитательного процесса.

В связи с происходящими изменениями в политической, экономической, социальной жизни общества, современное образование претерпевает кардинальные изменения.

Исходя из этого, определилась главная цель воспитательной работы - подготовить жизнеспособную, т.е. компетентную, социально-интегрированную, мобильную личность, способную к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности.

В современных условиях всё чаще требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка. Каждый член педагогического коллектива активно работает над обогащением позитивного социального опыта учащихся нашей школы.

Становление личности – путь приобретения разнообразных знаний, их систематизации и обогащения в процессе прохождения человеком различных этапов познания мира.

1. Учитель для ученика – это всеобъемлющий источник знаний, а формы и методы его работы способствуют усвоению и принятию ценнейшей информации, которую современный ученик может получить только в школе. Каждый учитель на своем конкретном уроке знакомит учащихся с той или иной отраслью науки посредством своего предмета.

2. Считаю, что большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе и школе. Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся реализовать лидерские функции. Самоуправление подразумевает готовность учащихся к участию в управлении обществом. Ожидаемые результаты:

Активная жизненная позиция учащихся;

Готовность и желание учащихся работать в коллективе.

Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности.

Разработки творческих и социальных проектов.

3. Начиная с 5-го класса, учащиеся привлекаются к проведению и участию в общешкольных мероприятиях. Участвуя в этих мероприятиях ученики приобретают организаторские навыки и умения, развиваются их самостоятельность, ответственность за выполнение полученного дела, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция, чувство ответственности. Благодаря мероприятиям, которые проводятся на средней ступени обучения создаются условия для развития лидерских качеств у учащихся, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития, для организации разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающих обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению, положительному взаимопониманию и уважению и принятию позиций других обучающихся, так как ученическое самоуправление представляет интересы большинства учеников в классе.

4. Формирование представлений о нравственности, подготовка к самостоятельному выбору нравственного образа жизни. Воспитание нравственных качеств личности ученика – это основа воспитательной системы работы с классным коллективом, основа личностного развития учащихся.

В связи с этим систематически проводятся классные часы, уроки нравственности, индивидуальные и групповые беседы, сюжетно-ролевые игры.

5. Эстетическое воспитание и творческое развитие.

Важное значение имеет формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.

С целью эстетического воспитания учащиеся вовлекаются к занятиям в кружках по интересам, проводится экскурсионно-краеведческая деятельность с привлечением родителей, проводятся беседы о художниках, писателях, композиторах, организуются праздники, выставки работ, конкурсы рисунков.

6. Трудовое воспитание. С целью усвоения норм общественного поведения, формирования готовности к самообслуживанию на основе труда, формирования и осмысления необходимости трудовой деятельности,

развития потребности трудиться, проводятся мероприятия по профориентации, организуется дежурство по школе и в классе, трудовые

7. Формирование ценностного отношения к здоровью; системы знаний,

навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни; готовности поддерживать здоровье в оптимальном состоянии, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Формирование навыков личной гигиены.

8. Военно-патриотическое воспитание, основы гражданского и правового воспитания. Цель – осмысление себя как гражданина общества: права и обязанности. Формирование патриотических чувств на основе изучения достопримечательностей города, края. Ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны.

9. Опыт социализации приобретается и через участие в олимпиадах, научно-исследовательской, поисковой деятельности, что способствует обогащению социального опыта учащихся, способствуют развитию их познавательного интереса, поддерживает интерес к учебе, уверенность в значимости высокого уровня знаний, создаёт условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.

10. Одним из важнейших социальных институтов воспитания

является семья. Свою работу в этом направлении следует строить на принципах сотрудничества с семьей в интересах ребенка, формирования общих подходов к воспитанию, совместного изучения личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.



Вместе с педагогическим коллективом школы я активно работаю над обогащением позитивного социального опыта учащихся школы.
Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося.
В этом направлении профессиональной деятельности можно выделить следующие задачи:
1. участие в самоуправлении класса, школы;
2. участие в социально-направленной деятельности;
3. участие в социальных проектах

Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее…

Вместе с педагогическим коллективом школы я активно работаю над обогащением позитивного социального опыта учащихся школы.

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося.

В этом направлении профессиональной деятельности можно выделить следующие задачи:

  1. участие в самоуправлении класса, школы;
  2. участие в социально-направленной деятельности;
  3. участие в социальных проектах;

Главным здесь является и патриотическое воспитание уважения к истории и культуре своего народа, национальным святыням, любовь к родной земле, чтобы обогатить души детей и пробудить желание быть полезными Родине Мои ученики принимают активное участие:

  • в проведении классных часов, этических бесед, проведении урока Мужества;
  • в праздновании "Дня Защитника Отечества",участвовали в конкурсе "Смотр Строя и песни";
  • в изучении государственной символики;
  • в беседах об истории Страны, в показе презентаций;
  • в изучении биографии великих людей.

Мои ученики принимают активное участие в оформлении выставок рисунков, готовят подарки для ветеранов, участвуют в конкурсе "Открытка ветерану".

Непрерывно работая над нравственным воспитанием учащихся, я в 2011-2012учебном году подготовила и провела классные часы по следующим темам:

Особое внимание я уделяю физическому воспитанию и здоровому образу жизни учащихся. В зимний период времени это катание на коньках и на лыжах, поездка на собачьих упряжках, осенью был подъём на Мутновские источники, весной – походы.

На уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий я решаю воспитательные задачи посредством организации коллективной творческой деятельности учащихся, работы в парах, индивидуальной работы. Провожу уроки-лекции, семинары, зачёты, конкурсы, экскурсии, уроки самостоятельной творческой работы прочно вошли в мою методическую систему.

Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся.

Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяют каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом со сверстниками; поддерживать других; оценивать себя и окружающих. Таким образом, позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, помогает каждому учащемуся реализовать собственную гражданскую позицию через деятельность органов ученического самоуправления.

Воронина Елена Вальдемаровна
Учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ №9
Квалификационная категория – первая
Педагогический стаж – 21год

Читайте также: