Приобретение социального опыта в школе как воспитательной организации
Обновлено: 05.07.2024
С целью занятости учащихся во внеурочное время и развития творческих способностей взаимодействую с учреждениями дополнительного образования. В 1 классе кружки посещали – 70%, в этом году 100% занятость внеурочной деятельностью. В результате у учеников расширился кругозор, развились творческие способности, увеличилось число участников в различных конкурсах, соревнованиях, фестивалях. Сотрудничаю с Центром реабилитации при комплексном центре социального обслуживания населения. В отделении дневного пребывания на обслуживании находятся мои ученики. Совместно решаем проблемы социальной адаптации. От меня специалисты получают сведения о школьных трудностях каждого из детей, посещающих центр. Совместно определяем, какую помощь они могут оказать ребёнку.
Социальный опыт – это самобытный синтез различного рода умений, знаний и способов деятельности, стереотипов поведения, запечатленный впечатлений и переживаний.
Возможности воспитания в приобретении социального опыта ограничиваются тем, что может дать ему воспитательная организация: ее быт, различные сферы жизнедеятельности; содержание, формы и стиль взаимодействия между ее членами.
Быт воспитательной организации – это уклад повседневной жизни, входящих в нее людей, он определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно- пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций.
Играет роль наличие или отсутствие на 3 вида территорий:
Первичные территории – это помещения, которые длительное время находятся в пользовании первичных коллективов (аудитории)
Вторичные территории – это те помещения, в которых первичные коллективы пользуются временно или периодически (спортзал, столовая, мед.кабинет)
Специфические территории – это помещения, необходимые для функционирования всей организации ( ректорат, деканат, бухгалтерия, кафедра, профком, студсовет, библиотека, читальный зал, библиографический отдел)
Существенно то, насколько пространственная среда учитывает возрастные и иные особенности членов организации
Важно, какова мера благодарности и технической оснащенности помещений
Этикет - это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений.
Традиции – это формы и установления жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длительного времени и передаваемые от поколения к поколению.
Самообслуживание – это систематическая работа членов организации по поддержанию и улучшению бытовых условий своей жизни.
Одежда определяет настроение членов воспитательной организации и удобство их участия в жизни организации.
Социальный опыт формируется в процессе жизнедеятельности
Автократический, когда руководитель осуществляет единоличное управление коллективом
Авторитарный – руководимым позволяется участвовать в обсуждении проблем жизнедеятельности коллектива, однако, решение принимает руководитель.
Демократический – руководитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность. Но окончательное решение формируется руководителем или должно быть им одобрено.
Эгалитарный – руководитель и члены коллектива в равной мере принимают участие в организации жизнедеятельности.
Игнорирующий – руководитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность коллектива.
Непоследовательный – руководитель пытается реализовать то один, то другой из описанных выше стилей.
Управление – это социальное использование руководителями отношений власти для получения результатов, реализующих задачи и цели социального воспитания.
Сбор информации об объекте
Прогнозирование
Проектирование
Планирование
Организация
Регулирование и анализ процессов, происходящих в воспитательной организации.
Самоорганизация – это самопроизвольно протекающие в человеческих общностях процессы регулирования, в основе которых лежат обычаи, традиции, особенности лидерства, нормы отношений и другие социально- психологические феномены.
Формирование социального опыта происходит также в процессе взаимиодействия.
Взаимодействие – это организация совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющая им реализовать какую – либо общую работу. В социальном воспитании имеет место взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов.
Субъекты взаимодействия
Цели и задачи взаимодействия
Нормы и ценности
Средства взаимодействия (устная речь, письменная)
Ситуация взаимодействия (формальная и неформальная, непосредственное и опосредованное)
Организация группового взаимодействия предполагает включение членов коллектива или отдельных, микрогрупп в процессы выдвижения целей, планирование необходимой для этого работы, реализации намеченного и проведение анализа проделанной работы.
Обучение взаимодействию – это формирование и развитие интеллектуальной, психологической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоении им способов практической реализации этой готовности.
В процессе организации взаимодействия в быту и жизнедеятельности.
В ходе специально создаваемых ситуаций в жизни организации и первичных коллективов.
С помощью игр, тренингов, органично включенных в жизнь коллектива.
Характеристика основных сфер жизнедеятельности и их возможностей в социализации
Жизнедеятельность – это способ существования человека, реализация им своей активности в индивидуальном, коллективном и социальном бытии.
Движущей силой активности является потребность. Активность человека побуждается рядом потребностей разного уровня, которые имеют половозрастные, групповые и индивидуальные особенности (вспомнить пирамиду потребностей Маслоу)
Общение (активность направлена на взаимодействие с другими людьми)
Познание (на познание окружающего мира)
Деятельность (на сохранение и преобразование условий жизни)
Игра (гедоническая активность, удовольствие от игры)
Спорт (на совершенствование собственного тела и сохранение здоровья)
Ролевое (возникающее в каких-либо сферах жизнедеятельности и имеющее целью их обслуживание)
Межличностное (имеющее целью только удовлетворение потребности в общении; общение между друзьями, приятелями)
Духовно-ценностная проблематика (когда рассуждают о смысле жизни, проблеме отцов и детей)
Событийная сторона жизни
Эмоциональное переживание жизни
Предметная сфера бытия (любые бытовые вопросы)
Фактический (обмен репликами только для поддержания диалога)
Информационный (обмен значимой информацией)
Дискуссионный (обсуждение различных проблем)
Исповедный (доверительный разговор на интимно-значимые темы)
В усвоении норм социального поведения
Эмоциональное развитие
Приобретение индивидуального социального опыта
Реализация утверждений себя как личности
Большую роль играет то, насколько каждый участник общения сумеет найти удовлетворяющую его позицию в межличностных отношениях, найдет ли человек не только партнеров по общему делу, но и приятельскую группу, в которой будет ощущать себя принятым и защищенным.
В воспитательных организациях разного типа общение может выступать как основа жизнедеятельности или как ее фон.
В организациях, имеющих основную функцию образование, общение является фоном жизнедеятельности, а в общественных и клубных организациях общение является основой жизнедеятельности.
Познание идет как в виде практического повседневного усвоения культуры так и научного.
В процессе общения
Через систему образования
Через самообразование
Основой жизнедеятельности познание является в учреждениях образования и дополнительного образования.
Познание можно рассматривать как фон жизнедеятельности всех организаций, т.к. в любой человеческой общности происходит обмен информацией, и любая деятельность включает познание.
Деятельность предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.
Предметно-практическая (строительство, конструирование)
Духовно-практическая (сочинить стих, музыку, написать пьесу)
Деятельность является основой в жизнедеятельности организаций, функцией которых является удовлетворение и развитие практических и духовных интересов людей(работа, кружки, студии), а фоном жизнедеятельности будет в остальном.
Игра – это способ свободного, импровизированного самовыражения человека в условных ситуациях, а также занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащих для заполнения досуга, развлечения и получения удовольствия.
Приобретение социального опыта учащимися – одна из задач воспитательного процесса.
В связи с происходящими изменениями в политической, экономической, социальной жизни общества, современное образование претерпевает кардинальные изменения.
Исходя из этого, определилась главная цель воспитательной работы - подготовить жизнеспособную, т.е. компетентную, социально-интегрированную, мобильную личность, способную к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности.
В современных условиях всё чаще требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка. Каждый член педагогического коллектива активно работает над обогащением позитивного социального опыта учащихся нашей школы.
Становление личности – путь приобретения разнообразных знаний, их систематизации и обогащения в процессе прохождения человеком различных этапов познания мира.
1. Учитель для ученика – это всеобъемлющий источник знаний, а формы и методы его работы способствуют усвоению и принятию ценнейшей информации, которую современный ученик может получить только в школе. Каждый учитель на своем конкретном уроке знакомит учащихся с той или иной отраслью науки посредством своего предмета.
2. Считаю, что большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе и школе. Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся реализовать лидерские функции. Самоуправление подразумевает готовность учащихся к участию в управлении обществом. Ожидаемые результаты:
Активная жизненная позиция учащихся;
Готовность и желание учащихся работать в коллективе.
Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности.
Разработки творческих и социальных проектов.
3. Начиная с 5-го класса, учащиеся привлекаются к проведению и участию в общешкольных мероприятиях. Участвуя в этих мероприятиях ученики приобретают организаторские навыки и умения, развиваются их самостоятельность, ответственность за выполнение полученного дела, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция, чувство ответственности. Благодаря мероприятиям, которые проводятся на средней ступени обучения создаются условия для развития лидерских качеств у учащихся, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития, для организации разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающих обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению, положительному взаимопониманию и уважению и принятию позиций других обучающихся, так как ученическое самоуправление представляет интересы большинства учеников в классе.
4. Формирование представлений о нравственности, подготовка к самостоятельному выбору нравственного образа жизни. Воспитание нравственных качеств личности ученика – это основа воспитательной системы работы с классным коллективом, основа личностного развития учащихся.
В связи с этим систематически проводятся классные часы, уроки нравственности, индивидуальные и групповые беседы, сюжетно-ролевые игры.
5. Эстетическое воспитание и творческое развитие.
Важное значение имеет формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.
С целью эстетического воспитания учащиеся вовлекаются к занятиям в кружках по интересам, проводится экскурсионно-краеведческая деятельность с привлечением родителей, проводятся беседы о художниках, писателях, композиторах, организуются праздники, выставки работ, конкурсы рисунков.
6. Трудовое воспитание. С целью усвоения норм общественного поведения, формирования готовности к самообслуживанию на основе труда, формирования и осмысления необходимости трудовой деятельности,
развития потребности трудиться, проводятся мероприятия по профориентации, организуется дежурство по школе и в классе, трудовые
7. Формирование ценностного отношения к здоровью; системы знаний,
навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни; готовности поддерживать здоровье в оптимальном состоянии, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Формирование навыков личной гигиены.
8. Военно-патриотическое воспитание, основы гражданского и правового воспитания. Цель – осмысление себя как гражданина общества: права и обязанности. Формирование патриотических чувств на основе изучения достопримечательностей города, края. Ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны.
9. Опыт социализации приобретается и через участие в олимпиадах, научно-исследовательской, поисковой деятельности, что способствует обогащению социального опыта учащихся, способствуют развитию их познавательного интереса, поддерживает интерес к учебе, уверенность в значимости высокого уровня знаний, создаёт условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
10. Одним из важнейших социальных институтов воспитания
является семья. Свою работу в этом направлении следует строить на принципах сотрудничества с семьей в интересах ребенка, формирования общих подходов к воспитанию, совместного изучения личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.
Вместе с педагогическим коллективом школы я активно работаю над обогащением позитивного социального опыта учащихся школы.
Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося.
В этом направлении профессиональной деятельности можно выделить следующие задачи:
1. участие в самоуправлении класса, школы;
2. участие в социально-направленной деятельности;
3. участие в социальных проектах
Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее…
Вместе с педагогическим коллективом школы я активно работаю над обогащением позитивного социального опыта учащихся школы.
Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося.
В этом направлении профессиональной деятельности можно выделить следующие задачи:
- участие в самоуправлении класса, школы;
- участие в социально-направленной деятельности;
- участие в социальных проектах;
Главным здесь является и патриотическое воспитание уважения к истории и культуре своего народа, национальным святыням, любовь к родной земле, чтобы обогатить души детей и пробудить желание быть полезными Родине Мои ученики принимают активное участие:
- в проведении классных часов, этических бесед, проведении урока Мужества;
- в праздновании "Дня Защитника Отечества",участвовали в конкурсе "Смотр Строя и песни";
- в изучении государственной символики;
- в беседах об истории Страны, в показе презентаций;
- в изучении биографии великих людей.
Мои ученики принимают активное участие в оформлении выставок рисунков, готовят подарки для ветеранов, участвуют в конкурсе "Открытка ветерану".
Непрерывно работая над нравственным воспитанием учащихся, я в 2011-2012учебном году подготовила и провела классные часы по следующим темам:
Особое внимание я уделяю физическому воспитанию и здоровому образу жизни учащихся. В зимний период времени это катание на коньках и на лыжах, поездка на собачьих упряжках, осенью был подъём на Мутновские источники, весной – походы.
На уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий я решаю воспитательные задачи посредством организации коллективной творческой деятельности учащихся, работы в парах, индивидуальной работы. Провожу уроки-лекции, семинары, зачёты, конкурсы, экскурсии, уроки самостоятельной творческой работы прочно вошли в мою методическую систему.
Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся.
Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяют каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом со сверстниками; поддерживать других; оценивать себя и окружающих. Таким образом, позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, помогает каждому учащемуся реализовать собственную гражданскую позицию через деятельность органов ученического самоуправления.
Воронина Елена Вальдемаровна
Учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ №9
Квалификационная категория – первая
Педагогический стаж – 21год
Читайте также:
- Какие изменения вносил билль о правах в государственное устройство в англии история 7 класс кратко
- Анализ программы по технологии лутцевой е а ступеньки к мастерству умк начальная школа 21 века
- Виды преимущества в шахматах 4 класс план урока
- При каких обстоятельствах бетховен переехал из бонна в вену кратко
- Обязаны ли родители отдавать ребенка в школу