Принципы психолого педагогической работы с семьей в доу

Обновлено: 02.07.2024

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:

- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также об образовательной программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

- обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

Познавательное направление.

Направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства.

Информационно-аналитическое направление .

Наглядно-информационное направление.

Даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Наглядно-информационное направление проявление у родителей осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (пониманию потребностей ребёнка); готовностью родителей к сотрудничеству с педагогами.

Досуговое направление:

Призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. В работе с родителями досуговое направление является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, посмотреть и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Система будет полноценной при условии построения на основе взаимодействия четырех направлений работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.

Основные задачи работы:

  • Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей, установить партнерские отношения;
  • Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка;
  • Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи;
  • Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада, объединить усилия;
  • Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
  • Компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи;
  • Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;
  • Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;
  • Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения .

Принципы сотрудничества ДОУ с родителями.

Формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка должно строиться на следующих принципах взаимодействия ДОУ с родителями:

1.Доброжелательный стиль общения .

2.Преемственность согласованных действий.

Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого
4.Сотрудничество, а не наставничество.

Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

5.Тщательная подготовка к каждому мероприятию.

Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

6.Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семье.

Формы взаимодействия с родителями.

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы.

Существуют следующие традиционные формы взаимодействия:

Посещение семьи ребенка

День открытых дверей

Нетрадиционные формы взаимодействия:

Семинары для родителей

Устный журнал для родителей

Почта доверия, телефон доверия

Интеллектуальные ринги детей и родителей

Интервью с родителями и детьми на определенные темы

Конкурс семейных талантов

Портфолио семейного успеха

Аукцион секретов воспитания

Маршрут выходного дня и другие.

Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Но мы понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями и не имеют положительного эффекта.

Важные моменты при работе:
а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст - на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
г) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей .
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта.
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит знания, умения, навыки и педагогические достижения воспитателя.

Способы повышения авторитета воспитателя:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или
за высокие показатели в работе по итогам года;
- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога
- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений .

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей;
- учет индивидуальности каждого обучающегося;
- самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ.

Таким образом, необходимо использовать разнообразные формы и принципы работы с семьями воспитанников детского сада. Это даст положительные результаты: изменится характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них станут активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Всей своей работой сотрудники ДОУ должны доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования взаимодействие с семьей рассматривается как одно из приоритетных направлений работы современного дошкольного учреждения [24, с. 8]. Это обязывает коллектив дошкольного учреждения создавать в детском саду необходимые современные условия для развития и совершенствования ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников. Эти отношения должны обеспечивать целостное развитие личности дошкольника и повышение компетентности родителей в области воспитания детей дошкольного возраста [15, с. 65].

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать ряд принципов. Запишем их в виде схемы.

Принципы, необходимые для совместной работы ДОУ с семьями

• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.

В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов [13, с. 87].

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Важно сказать, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами [9, с. 43].

Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве [22, с. 67].

Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. [12, с. 63].

Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [7, с. 34].

Методологической основой организации сотрудничества педагогов и родителей является общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер, Т. Н. Доронова, Р. П. Дешеулина, Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина и др.) и работы ряда авторов, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, Н. В. Микляева) [8, с. 89].

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

• развитие интересов и потребностей ребенка;

• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

• воспитание уважения к детству и родительству;

• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям [10, с. 83].

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;

• ориентация педагога на работу с детьми и родителями [9, с. 76].

Работу с родителями следует строить, придерживаясь определенных этапов. Запишем их в виде таблицы.

Этапы работы с родителями

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

первый - актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

второй - педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

третий - партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход [4, с. 76].

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

В литературных источниках выделяют несколько форм работы с родителями в ДОУ [5, с. 19].

Традиционные формы взаимодействия детского сада с родителями

1. Наглядность в работе с семьей.

- В дошкольных учреждениях размещают стенды, выставки,

-Создают электронную почта; сайт учреждения (организации, где размещается информация об основных задачах воспитания детей, рассказы о жизни данного коллектива, о работе родительского комитета. [1, с. 76].

- Организуется выставка работ детей;

- Эффективной современной формой взаимодействия ДОУ и семьи является родительская газета. Своими истоками родительские газеты уходят в стенды, которые создавались всегда и сейчас на практике называются родительскими уголками. Т. Н. Доронова относит эту форму работы к ежедневной и считает, что именно она обеспечивает систематическую информированность родителей о жизни ребенка в детском саду.

Правильно организованный процесс информирования родителей позволяет создать прочные доверительные отношения между семьей и детским садом.

2. Индивидуальные формы работы с родителями.

- Беседы, консультации, посещения на дому, приглашение отдельных родителей в детский сад, привлечение родителей для оказания посильной помощи детскому учреждению.

Индивидуальные беседы могут проводиться как утром, – как ребенок провел ночь и каково его самочувствие, так и вечером – рассказ родителям, чем занимались дети в течение дня, посоветовать, как заняться с ребенком вечером дома; [2, с. 32].

3. Работа с коллективом родителей

В ДОУ избирается родительский комитет, в состав которого входят родители от всех возрастных групп, работа его планируется на год. Актив каждой группы оказывает помощь в подготовке и проведении родительских собраний, различных мероприятий, ремонте помещения и т. д. Члены родительского комитета посещают неблагополучные семьи, изучают опыт правильного семейного воспитания, комитет организует дежурства родителей в детском учреждении [4, с. 56].

- Групповые консультации, как правило, организуются выборочно для тех родителей, которые не уделяют времени занятиям с детьми дома.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями [16, с. 90]. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду [18, с. 29]. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами [11, с. 39], [23, с. 32].

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные [15, с. 73].

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование Цель использования Формы проведения общения

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

• Проведение социологических срезов, опросов

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

• Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

• Устные педагогические журналы

• Игры с педагогическим содержанием

• Педагогическая библиотека для родителей

• Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

• Совместные досуги, праздники

• Выставки работ родителей и детей

• Кружки и секции

• Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

• Информационные проспекты для родителей

• Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей

• Дни (недели) открытых дверей

• Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. [2, с. 45].

Список использованной литературы

2. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ- 2002.- № 4. - С. 66.

Игротерапия психолого-педагогической направленности с детьми дошкольного возраста Игротерапия психолого–педагогической направленности с детьми дошкольного возраста (Выступление на малой конференции по теме «Педагог.

Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком в Лекотеке Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком на сентябрь 2015 года ФИ ребенка Козаченко Андрей Дата.

Календарно-тематический план психолого-педагогической работы с детьми первой младшей группы на январь Январь. 1-я неделя. Каникулы. Январь. 2-я неделя. Занятия. Понедельник. •Развитие речи. Наблюдение за птицами. •Физкультурное. Спрыгивание с.

Проблема формирования навыков сотрудничества в психолого-педагогической литературе На сегодняшний день, одной из актуальных проблем дошкольного образования является изменения базы знаний ребенка. Ребенок является активным.

Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе ДОУ по образовательным областям 2.5 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей Задачи психолого-педагогической работы по формированию.

Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе на февраль 2015 года Образовательная область Физическая культура Цель: 1) гармоничное физическое развитие; 2) формирование интереса и ценностного отношения к.

Населенный пункт: г. Москва

1. Задачи и функции работы ДОУ с семьей.

2. Направления и формы взаимодействия с родителями.

3. Принципы сотрудничества ДОУ с родителями.

1. Задачи и функции работы ДОУ с семьей.

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Также сформулированы и требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной программы организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:

  • • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также об образовательной программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  • • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка – именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.

Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

Цель сотрудничества ДОУ с семьей – создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.

  • • Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей, установить партнерские отношения;
  • • Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка;
  • • Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи;
  • • Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада, объединить усилия;
  • • Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
  • • Компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи;
  • • Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • • Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;
  • • Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;
  • • Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.

Решение этих задач возможно путем планомерной реализации функций работы ДОУ с семьей:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;

2) психолого-педагогическое просвещение родителей;

3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;

5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;

6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители – воспитатель – методист – медперсонал – заведующая – специалисты).

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта.

2. Направления и формы взаимодействия с родителями.

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое (таблица 1).

Таблица 1 Направления работы с родителями

направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста

направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме

призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные (таблица 2).

Таблица 2 Традиционные формы работы с родителями

групповые родительские собрания, конференции, круглые столы

педагогические беседы с родителями, цель которых – обмен мнениями по тому или иному вопросу

записи на аудио- и видеоносители бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки

Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Классификацию нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова (таблица 3).

Таблица 3 Нетрадиционные формы работы с родителями

установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми, основываясь на общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации

совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия

установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми

собрания, групповые консультации и др. на основе диалога, искренности и отказа от критики

ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков

ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения

В настоящее время педагоги все больше обращаются к новым нетрадиционным формам работы с родителями. Но мы понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями и не имеют положительного эффекта.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог осознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Построение доверительной системы взаимодействия ДОУ с родителями на новых принципах имеет хорошие результаты:

  • • положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
  • • персонификация и учет индивидуальности ребенка;
  • • укрепление внутрисемейных связей;
  • • возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
  • • возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

3. Принципы сотрудничества ДОУ с родителями.

Формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка должно строиться на следующих принципах взаимодействия ДОУ с родителями:

  • • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  • • Тщательная подготовка к каждому мероприятию.

Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

На основе этих принципов целесообразно создать в ДОУ систему, которая предполагает планово-прогностическую и контрольно-оценочную деятельность:

1) определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников;

2) прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению (планирование работы с семьями воспитанников – перспективное, календарное, планирование методической работы с сотрудниками детского сада;

3) проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана;

4) контрольно-оценочная деятельность по результатам работы;

5) проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада.

Система будет полноценной при условии построения на основе взаимодействия четырех направлений работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.

Первое направление – информационно-аналитическая деятельность.

Второе направление – просветительская деятельность.

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (логопед, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

Третье направление – организационно-методическая деятельность.

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Четвертое направление – реализация образовательного процесса детского сада.

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

При грамотном планировании, организационном сопровождении и непосредственном участии всех сторон образовательного процесса система даст следующие результаты:

В современном российском обществе все больше внимания уделяется семье. Изменились приоритеты. Отныне признается не воспитание члена общества, а воспитание и развитие индивидуальности, личности. Ушло в прошлое - когда детский сад и школы, институты считались основным местом, где воспитывался человек, где он формировался как личность. Теперь всеми признается и подчеркивается роль семьи. Именно там закладываются основы личности.

Достижение целей образования и воспитания воспитанников ДОУ предполагает самое активное участие их родителей, которые должны не только знать и понимать, что предпринимает персонал учреждения, но и продолжать, дополнять его усилия в домашних условиях. Родители - "профессия" педагогическая, но очень часто им не хватает элементарных психолого - педагогических знаний, умения найти выход из той или иной ситуации. Поэтому родители являются одним из субъектов сопровождения развития ребенка.

Целью работы нашего педагогического коллектива с семьей является создание условий для осознания родителями престижности "родительства", формирование у них умения принять на себя ответственность за воспитание и развитие своих детей.

  • Создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий детского сада и семьи;
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
  • Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей.

Работа с родителями - это целостная система и как всякая система, она строится на определенных принципах:

Любое мероприятие: беседа, лекция, выставка рисунков - должно быть направлено на достижение определенных целей. Педагоги должны знать, зачем они это делают и чего хотят достичь.

Тема встречи не может быть взята "с потолка", только потому, что хорошо знакома и интересна самому педагогу. А это можно выявить, проводя различные формы опроса родителей, либо интересуясь особенностями развития и взаимодействия детей в данной конкретной аудитории.

Принцип практической направленности.

Любая информация, даваемая родителям кроме теории должна содержать советы и рекомендации, т. е готовые рецепты к использованию (Н-р, в папке - передвижке "Как развивать память детей" 20 % должны занимать вопросы теоретического характера, а 80% - описание игр и упражнений по развитию памяти).

Принцип включенности родителей в процесс просвещения.

Этому способствует правильная организация пространства, активный диалог с родителями, зрительные опоры, для более полноценного восприятия (схемы, таблицы, лист ватмана с маркером для фиксации высказываний родителей, выставка фотографий, рисунков и т.п.), а так же активизация чувств, воспоминаний родителей (н-р. "погружение в детство"), которая помогает понять и почувствовать причины сегодняшнего поведения детей.

Принцип информационной открытости.

Вся информация о детях, о делах, происходящих в детском саду открыта и доступна родителям. Этому способствует своевременное оповещение о проводимых мероприятиях через рекламу, объявления, индивидуальные приглашения и информация о проведенных мероприятиях через фотомонтажи, стенгазеты, газета ДОУ;

  • Красочным, ярким, эстетичным оформлением материалов;
  • Показом видеофрагментов из жизни ДОУ; Выступлениями детей.
  • Аудиозаписью детских голосов (рассуждения на заданную тему);

Уважение к проблемам родителя, его просьбам, показ искренней заинтересованности в ребенке, его трудностях и достижениях.

Изменение цели в организации работы с родителями потребовало от нас тщательного отбора форм и поиска наиболее эффективных. Чаще всего старые, стандартные формы наполнялись новым содержанием.

Рассмотрим более подробно каждую из задач, конкретизируя формы и методы работы, используемые нами для их решения.

Решение первой задачи: "Создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий" - требует высокого уровня доверия и информированности обеих сторон. Для этой цели мы используем "наглядную пропаганду".

Информационные стенды в коридорах детского сада привлекают внимание родителей к жизни в ДОУ. Доступно, кратко, иллюстративно, с большим количеством фотографий из жизни детей освещаем основные особенности ДОУ, линии развития, рассказываем о специалистах:

Информационные стенды в группах рассказывают как живут дети, чем занимаются, как развиваются.

  • официальная информация обо всех делах в ДОУ: когда будет собрание, субботник, какие принятые решения, как они выполняются и т.п.;
  • выражение признательности и гордости за участие в мероприятиях, благодарности, поздравления;
  • умные мысли и высказывания - как информация к размышлению о жизни и воспитании детей.

В каждой группе имеется социальный паспорт, где оформляется обобщенная информация о педагогах, родителях, детях ( количество, интересы, традиции, успехи и достижения), помещаются фотографии, рисунки детей, грамоты и "похвальбушки", заработанные группой.

Отчетные концерты и открытые показы делают жизнь детского сада ближе, рассказывают об успехах и достижениях детей, об интересных находках специалистов в работе с детьми.

Для повышения психолого-педагогической культуры родителей наряду с традиционными формами: информация в пригрупповых стендах, папки - передвижки, - у нас появились новые, нетрадиционные.

"Родительские встречи" заменили такую форму как "родительское собрание".

Существует поговорка: "Вы можете подвести лошадь к воде, но заставить пить вы ее не можете". Так и мы, можем и даем замечательные советы по воспитанию. Но родители далеко не всегда ими пользуются. Почему? Чтобы родители смогли и захотели изменить свои стереотипы в поведении и воспитании - должно измениться их сознание. Они должны понять, принять и захотеть помочь своему ребенку сами. Психологи утверждают, что это возможно только при организации эмоционально - насыщенного взаимодействия. Положительные эмоции, испытываемые в ходе взаимодействия, помогают изменить взгляды, отношения, заставляют думать, размышлять.

  • общение в режиме "партнеров": на равных, когда говорят и слушают оба, когда мнения каждого важны;
  • опора на все репрезентативные системы человека при подаче теоретического характера: широко используем не только информационные материалы на слух, но и наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) и, конечно же, телесно - ориентированные упражнения (проживание, прочувствование помогает легче понять и освоить вопросы теоретического характера);
  • тренинги умений: родители получают практический опыт, учатся тому, чего не умели раньше.

В структуре группового консультирования условно можно выделить три части.

I часть. "Введение". Его цель: снятие эмоционального напряжения у всех участников, установление доверительных отношений.

Различные психотехнические игры и упражнения: "Знакомство", "Ледоколы", подвижные и музыкально - ритмические игры, направленные на выполнение общих действий всеми частниками встречи способствуют снятию психо - эмоционального напряжения и создают ощущение единства.

II часть. "Основная", направлена на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия со всеми участниками встречи, повышение психолого -педагогической культуры родителей.

Для этого используются:

1. Психотехнические упражнения "Погружение" (Воспоминание о чем-то, что было в прошлом). В литературе обычно предлагается статичное, образное погружение, когда участники сидят и, закрыв глаза, вспоминают о каком-то событии. Мы же используем и динамичное погружение, когда участникам предлагается подвигаться и с помощью движений вернуться к каким-либо ощущениям и чувствам. Основная цель данного упражнения: введение в тему разговора, побуждение к обмену мнениями, к вербализации своих чувств, овладение навыками самоанализа.

2. Упражнение "Дискуссия по кругу": коллективное обсуждение, размышление, ассоциации по обсуждаемой теме. Именно этот прием помогает определить имеющийся уровень знаний, представлений по обозначенной теме у участников встречи, достичь общего мнения по теме.

3. "Мини-лекция", направленная на уточнение, систематизацию, расширение знаний, имеющихся у родителей. Основные требования: краткость и доступность изложения, иллюстрация примерами, образами, использование схем, моделей.

5."Телесно-ориентированные упражнения" позволяют "прожить", "прочувствовать" проблему для лучшего осознания и выработки новой стратегии поведения.

6. "Рефлексия", направленная на самопознание и самооценку помогает родителям реалистично оценить имеющиеся у них знания, умения и навыки, пережитые чувства, впечатления от встречи.

7. "Тренинги умений" развивают практические навыки и умения родителей(рисовать, лепить, фантазировать), которые помогут им в дальнейшем наладить контакт с детьми;

8. "Мини - тестирование" дает реалистичные представлений о себе, как личности и как родителе. Обратите внимание, что именно мини - тестирование, которое занимает 5-7 минут и дает общее представление о себе каждому из родителей.

9. Прием "Информация о:" формирует реальные представления родителей об обсуждаемой теме. Это может быть: анализ анкетирования или интервью с родителями и детьми, "Детский взгляд" по обсуждаемой проблеме и т. п. (Даются общие цифры без имен и фамилий).

Все приемы, перечисленные в основной части могут варьироваться, меняться местами. Их выбор и количество зависит от темы встречи.

III часть. "Заключительная" В ее ходе подводятся итоги, даются пожелания, вручаются "памятки":

"Открытая обратная связь" может проходить:

б) в форме аплодисментов (Если вам понравилось вы можете похлопать, если не понравилось - потопать ногами).

в) сигнальных карточек (по типу светофора: зеленый -полезно, красный - бесполезно, желтый - не все, но что-то было полезным)

"Пожелания" ведущего даются в различных формах: слова от всего сердца стихотворение сказки легенды, афоризмы

"Памятки" предлагаются как напоминание: о чем был разговор.

С целью оптимизации детско-родительских отношений в нашем ДОУ организованы семейные тренинги "Школа счастливых родителей". Которые ведет педагог - психолог.

5 встреч с родителями и 5 встреч "дети - родители" вместе позволяют решить следующие задачи:

1.Формирование умения принимать на себя ответственность за отношения внутри семьи.

2. Обогащение опыта родителей по общению с детьми.

3. Эмоциональная поддержка родителей в уверенности в собственных педагогических возможностях.

Занятия в детско - родительском клубе "Солнечные лучики", созданном на базе групп раннего возраста, на которые приходят вместе мама (либо папа) и ребенок позволяют решить следующие задачи:

1. Снять психоэмоциональное напряжение, связанное с адаптацией детей к новым социальным условиям у детей и их родителей.

2. Оказать помощь в установлении доверительных отношений между детьми и воспитателями

3. Установить первые позитивные контакты ребенка со сверстниками.

4. Оптимизировать детско-родительские отношения.

Работа семейного клуба "Здравушка" направлена на актуализацию опыта родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни и ознакомление их со здоровьесберегающими техниками, способствующими укреплению психофизического здоровья детей. Заседания проходят в не формальной обстановке, за чашкой травяного чая. В их ходе родители обмениваются рецептами по оздоровлению и закаливанию детей, лечению простудных заболеваний, приготовлению полезных витаминных блюд, проводят собственные мастер - классы: н-р "Аптекарский огород", где р рассказывают о пользе овощных культур для здоровья и готовят полезные овощные салаты, обмениваются рецептами.

Решая задачу "Формирование активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей" следует помнить, что у разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой. Т.е. планируемые мероприятия должны быть разнообразными. У нас стали традиционными следующие формы работы:

- Конференция "На пороге школы". Ежегодно учителя школ приходят в детский сад и "рекламируют" себя: рассказывают о школе, об особенностях обучения, о своих пожеланиях. Это помогает родителям в выборе школы и учителя с учетом индивидуальных особенностей детей.

- Конкурс "Ключик семейного счастья", который проводится в течение года и имеет свои этапы:

Очумелые ручки" - Выставка поделок, предметов рукоделия, самодеятельного творчества, изготовленных любым членом семьи

"Папа может все, что угодно" - музыкально - спортивное развлечение

"Мамы всякие важны" - конкурс "Миссис детского сада"

"Минута славы" - праздник семьи

Победителей определяют по итогам всех конкурсов. В конкурсе участвуют все члены семьи: мамы, папы, братья, сестры, что способствует их сближению, формированию общих интересов.

- Соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья", которые проводятся как внутри ДОУ, так и в рамках городской программы "Любовь к спорту с детства", не только формируют привычку к здоровому образу жизни, но и сплачивают детей и родителей, создают круг общих увлечений, создают положительный эмоциональный настрой.

- "Сладкий вечер" - совместные чаепития, праздники (мамин день, папин день, праздник дня рождения), где родители вместе с детьми готовят угощение, а потом пьют чай, проводят различные конкурсы;

- Утренники, развлечения, на которых родители являются не только "зрителями", но и активными участниками, которые играют, танцуют и поют песни вместе со своими детьми.

  • Дети групп раннего возраста проходят адаптационный период легче и быстрее;
  • Анализ анкетирования показывает стабильно высокую степень удовлетворенности и заинтересованности родителей деятельностью ДОУ;
  • Анализ посещаемости мероприятий показывает, что все больше родителей становятся их активными участниками.

А самый главный результат - это, конечно же, нормализация детско - родительских отношений: дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу, родители начинают лучше понимать своих детей, активнее интересоваться тем, что происходит с ними в детском саду и не перекладывают ответственность за их воспитание на педагогов, а сами занимают активную позицию в вопросах воспитания и развития своих детей.

Читайте также: