Психолого педагогическая характеристика готовности первоклассника к школе

Обновлено: 04.07.2024

Ученик 1 проживает в не полной семье, которая состоит из 3 человек (мама и 2 детей). Жилищные и бытовые условия хорошие, 2-х комнатная квартира. Ребенок имеет свою комнату (которую делит с братом) но имеет, своё рабочее место.

До поступления в школу Ученик 1 посещал детский сад. Занимался и продолжает заниматься спортом, в секции футбола. Дома занимается лего-конструированием и чтением книг.

Физическое развитие ребенка не предрасположено к заболеваниям. Из беседы с Учеником 1 выяснено, что он общительный ребенок. Любит заниматься спортом и с удовольствием ходит в школу.

Тестирование, направленное на определение школьной мотивации показало, что у Ученика 1 соответствует высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Четко следует указаниям, ответственно выполняет задания, спокойно реагирует на замечания взрослых.

Из беседы и тестов следует заключить, что первоклассник имеет довольно полные:

общественные представления: знает свой адрес, полное имя мамы и чем она занимается.

Знает и имеет хорошие:

представления о природе: время года, растения, животных.

Учебные умения и навыки:

б) счет: умеет считать до 100 туда и обратно, умеет считать десятками;

в) хорошо развиты пространственные умения, имеет временные представления;

г) у Ученика 1 достаточно хорошо сформированы предпосылки учебной деятельности: умеет понимать учебную задачу,

контролирует свои действия, соблюдает правила поведения в классе и на перемене, правила общения с учителем и одноклассниками;

Темп деятельности: ближе к среднему показателю класса.

Коммуникативные умения: Ученик 1 умеет строить свои отношения с учителем. Характер отношений: устойчиво - положительный тип. Умеет строить свои отношения со сверстниками. Характер отношений: активно-положительный тип.

Дисциплинированность: первоклассник чаще всего выполняет поручения взрослых сразу, но бывает, что приходится убеждать ребенка, что это необходимо.

Особенность характера и темперамента:

а) положительные качества: общительный, позитивный, добрый, ласковый, легко находит общий "язык", любит узнавать новое;

отрицательные качества – не слышит задания и просьбы взрослых, быстрая сменчивость настроения без причины;

б) возможный тип темперамента: флегматик .

в) волевые черты характера: настойчив в работе, всегда добивается результата, обдумывает свои действия.

г) эмоциональность: настроение не меняется в течени и уроков, низкий уровень тревожности, спокойно реагирует на замечания.

Общие психолого-педагогические выводы:

уровень социальной, психологической готовности к школе: высокий;

уровень адаптации: средний;

уровень мотивации к учению: высокий;

сформированность учебных умений и навыков: сформированы в достаточной степени

Методы исследования:

Беседа с ребенком.

б) анкетирование, направленное на определение школьной мотивации;

в) тест на восприятие пространственных отношений;

г) тест на логическое мышление. Установление логических связей и закономерностей;

д) тест на словесно-логическое мышление;

е) опрос ориентировочного теста школьной зрелости Керна - Йерасека

ж) тест на мыслительные операции;


Полный текст материала Характеристика первоклассника смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Общие сведения об ученике: Маше 7 лет; живет в полной семье; материально обеспечена; мама работает в полиции, папа в банке; физически развита, никаких отклонений и хронических заболеваний не имеет; внешне девочка очень опрятно выглядит, всегда чистенькая и причесанная; посещала детский сад.

1. Психологическая и социальная готовность к обучению в школе

А) Желание учиться в школе: ребенок хочет идти в школу.

Б) Учебная мотивация: осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.

В) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию: достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

Г) Организованность поведения: поведение организованное.

Вывод: общая оценка уровня психологической и социальной готовности к школе: выше среднего, средний.

2. Развитие школьнозначимых психофизиологических функций

А) Фонематический слух, артикуляционный аппарат: нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива.

Б) Мелкие мышцы руки: рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами.

В) Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость: достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок.

Д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров): соответствует средним показателям возрастной группы.

Вывод: общая средняя оценка уровня развития школьнозначимых

психофизиологических функций: выше среднего, средний.

3. Развитие познавательной деятельности

А) Кругозор: представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года.

Б) Развитие речи: речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.

В) Развитие познавательной активности, самостоятельности: ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

Г) Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей): правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

Д) Произвольность деятельности: удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.

Е) Контроль деятельности: частичное соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие.

Ж) Темп деятельности: соответствует средним показателям возрастной группы.

Вывод: общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности: выше среднего, средний.

4. Состояние здоровья: группа здоровья первая.

5. Трудности школьной адаптации

Никаких трудностей в школьной адаптации замечено не было. У Маши много друзей, и она свободно себя ощущает в школе. Жалоб со стороны родителей не обнаружено.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что Маша очень добрая, самостоятельная и активная девочка, умеющая сопереживать. В классе, ребята хорошо отзываются о девочке. Проведя беседу с учителем, я сделала вывод, что Маша очень старается учиться и является одной из лучших учениц класса.

Учителю, не смотря на это, нужно уделять время формированию произвольности и дисциплине. Дисциплина необходима каждому младшему школьнику. Достижение благоприятного результата будет упрощено, если оно будет осуществляться демократичными методами, т.к. именно такие наиболее эффективны по отношению к данному испытуемому в силу его потребности в самостоятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Карачаевского городского округа

Психолого - педагогическая характеристика готовности ребенка

к началу школьного обучения

Сведения о личностных особенностях, способностях ребенка и взаимоотношениях его с окружающими, готовности к школьному обучению: ХХХ 2014 года рождения посещал МКДОУ "Детский Сад №2 "Красная Шапочка". Адаптация к новым воспитателям и новой группе прошла успешно.

Мальчик поступил в детский сад возрасте 2.5 года. Семья полная, по счету ребёнок второй. Семья благополучная, родители принимают активное участие в жизни группы, следуют советам воспитателя.

Социальная готовность.

ХХХ полностью готов к поступлению в школу. В полной мере развиты коммуникативные навыки, он спокойно общается со сверстниками и взрослыми. Знаком с правилами общения, эмоционально - спокойный.

Организация деятельности.

Речевое развитие.

Речь ребёнка активна, понятна. ХХХ воспроизводит все звуки чётко, умеет произвести фонетический анализ слова, определить позицию звуком в слове. Мальчик имеет достаточный словарный запас. С легкостью составляет рассказы по серии картинок, может подробно описать предмет. Умеет читать по слогам, интересуется художественными произведениями, может пересказать рассказ или сказку. Предложения законченные, логичные по смыслу. Правильно использует предлоги и местоимения в предложении, согласовывает слова между собой.

Физическое развитие.

Физическое развитие соответствует возрасту. Хороши развиты навыки самообслуживания. ХХХ активен, с удовольствием принимает участие в подвижных играх. Хорошо развита мелкая моторика, уверенно владеет карандашом и авторучкой, навыками лепки. Достаточно ориентируется на листе бумаги и в пространстве.

Познавательное развитие .

Ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития. ХХХ интересуется новым, активно участвует в познавательной деятельности. Имеет представления о природе, интересуется животными и растениями. Обладает навыками счета, классифицирует предметы по определенному признаку, определяется форму и размер предметов. Обладает общественными знаниями: знает свой домашний адрес, профессии своих родителей и т.д.

Личностное развитие.

ХХХ не страдает хроническими и частыми простудными заболеваниями. Спокоен, нераздражителен. Хорошо засыпает, сон длительный и спокойный. Отмечается хороший аппетит. Задержки в развитии речи не наблюдается.

Психические процессы.

Достаточно развито внимание, ХХХ не отвлекается на внешние раздражители. Развито произвольное внимание, даже на деятельности, к которой ребёнок не проявляет особого интереса. Запоминает текст из нескольких предложений, может пересказать события личной жизни. Сгруппировывает и запоминает слова, после нескольких повторение запоминает стихи.

уровень социальной, психологической готовности к школе: выше среднего;

уровень адаптации: выше среднего;

уровень мотивации к обучению: высокий;

сформированность учебных умений и навыков: сформированы в достаточной степени


Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.

Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.

Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.


Содержание:

Что такое психологическая готовность к школе?

психологическая готовность к школе

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность


Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:

  • желание учиться, стремление получать новые знания;
  • интерес к познанию мира;
  • положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
  • способность анализировать, обобщать, делать выводы;
  • определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.

Социально-личностная готовность

психологическая готовность ребенка к школе

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

  • умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
  • способность выполнять требования взрослого;
  • отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
  • развитые моральные принципы;
  • адекватная самооценка.

Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

  • способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
  • умение доводить начатое до конца;
  • произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
  • умение преодолевать трудности при достижении цели;
  • умение действовать по правилам.

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.


Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

психологическая готовность к школьному обучению

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

  1. Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
  2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
  3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
  4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Активизируем познавательные способности

Обучаем взаимодействию

психологическая готовность детей к обучению в школе

  1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
  2. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
  3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

Развиваем волю и контролируем поведение

Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.

Читайте также: