Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мышление – познавательный психический процесс, обеспечивающий ориентировку в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений и организацию на этой основе различных форм поведения, действий, деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 МЫШЛЕНИЕ
1.1. Характеристика мышления, как психического процесса.
1.2. Формы и виды мышления
1.3. Эмоции в процессах мышления
РАЗДЕЛ 2 ЭМОЦИИ
2.1. Общая характеристика и виды эмоций.
2.2. Интеллектуальные эмоции
РАЗДЕЛ 3 СТАДИИ МОТИВАЦИОННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности на стадии инициации.
3.2. Мотивационно-эмоциональная регуляция на стадии целеобразования.
3.3. Мотивационно-эмоциональная регуляция на стадии реализации.
3.4. Эмоциональная регуляция в условиях различной мотивации
ВЫВОДЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая. docx

План работы

РАЗДЕЛ 1 МЫШЛЕНИЕ

    1. Характеристика мышления, как психического процесса.
    2. Формы и виды мышления
    3. Эмоции в процессах мышления

    РАЗДЕЛ 2 ЭМОЦИИ

    2.1. Общая характеристика и виды эмоций.

    2.2. Интеллектуальные эмоции

    РАЗДЕЛ 3 СТАДИИ МОТИВАЦИОННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    3.1. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности на стадии инициации.

    3.2. Мотивационно-эмоциональная регуляция на стадии целеобразования.

    3.3. Мотивационно-эмоциональная регуляция на стадии реализации.

    3.4. Эмоциональная регуляция в условиях различной мотивации

    Актуальность исследования мотивационно-эмоциональной регуляции мыслительной деятельности обусловлена тем, что в настоящее время обостряется социальная потребность в порождении нового знания в процессе мыслительной деятельности, поскольку человеку всё чаще приходится действовать в сложных и неопределённых ситуациях и иметь дело со сложными системами. Одна лишь рационально-логическая форма переработки предметного содержания не способна удовлетворить эту социальную потребность, поскольку в рационально-логической форме воплощаются продукты порождающих процессов, имеющих иную смысловую природу.

    Мотивационно-эмоциональный аспект в регуляции мышления выделяется в контексте смысловой теории мышления, разрабатываемой О.К.Тихомировым с коллективом сотрудников. Несмотря на то, что большинство исследователей признаёт важность изучения мотивации и эмоций, возникающих в ходе мышления, однако до сих пор этот аспект продолжает оставаться относительно мало исследованным по сравнению с когнитивным аспектом регуляции мышления. К настоящему времени накоплено определённое количество данных о природе и функции эмоций в мышлении, однако не проведена ещё работа по систематическому изучению мотивационно-эмоциональной регуляции на различных стадиях мыслительной деятельности и особенностей этого вида регуляции на каждой из стадий.

    РАЗДЕЛ 1 МЫШЛЕНИЕ

      1. Характеристика мышления как психического процесса.

      Мышление – познавательный психический процесс, обеспечивающий ориентировку в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений и организацию на этой основе различных форм поведения, действий, деятельности.

      · Мышление исходно возникает на основе чувственного познания, но выходит за его пределы.

      · У человека мышление неразрывно связано с использованием орудийных, языковых, знаково-символических средств, которые выступают средствами мышления – приобретает сложно опосредствованный характер.

      Основные функции процессов мышления.

      · Мышление заключается в установлении разнообразных связей и отношений: а) между предметами, явлениями и их свойствами; б) между операциями и действиями, которые организует субъект.

      · Мышление заключается в процессах постановки целей и планирования действий, обеспечивающих достижение целей.

      · Мышление представляет собой процессы решения задач. При этом мышление характеризуется не столько предметным содержанием и результатами решения задач, сколько процессами и способами их решения.

      · Мышление позволяет человечеству выявлять объективные законы и на их основе: а) объяснять и предсказывать различные явления; б) планировать и организовывать свое поведение; в) изменять природу, соответственно своим потребностям и мотивам.

      1.2. Формы и виды мышления

      Формы мышления - это формальные структуры мыслей. Различаются три формы мышления - понятие, суждение и умозаключение.

      Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений.

      Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщённом и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличатся от восприятия и представлении памяти: восприятие и представление конкретны, образы, наглядны: понятие обладает обобщённым, абстрактным, ненаглядным характером. Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги, собаки, человека, дерева и любого другого предмета вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишённого каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

      Суждение - определённое знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждений происходит как формирование мысли в предложении. Суждение - такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойств. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное. Суждение раскрывает содержание понятий, т.е. знать какой-нибудь предмет или явление - значит, уметь высказать о нём правильное и содержательное суждение, то есть уметь судить о нём. В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания.

      Психологическими аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида. Рассуждение - это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если, исходя из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

      Умозаключение - такая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных факторов и явлений ("мой мяч круглый, у соседа мяч круглый - значит любой объект, который называют мячом, имеет округлую форму"). Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании общих законов ("все рыбы не могут жить без воды, значит рыба в моем аквариуме, тоже не может без нее жить"). Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства ("порода моей собаки - овчарка и она хороший охранник, у соседа тоже овчарка, значит и у него собака тоже хорошо охраняет дом").

      Виды мышления

      Образное мышление - это мышление образами предметов, имеющих форму. Например, мысленное определение направления движения подводной лодки при повороте руля глубины вниз.

      Понятийное мышление - это мышление понятиями о явлениях, которые не могут быть представлены образами и имеют только словесное обозначение. Например, мы никогда не видели скорости света, но оперируем таким понятием в процессе мышления.

      Наглядно-действенное мышление - это мышление в процессе непосредственной практической деятельности (смотрю - думаю - делаю). Например, обдумывание порядка сборки лежащих на столе деталей часового механизма.

      1.3 Эмоции в процессах мышления

      Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.

      РАЗДЕЛ 2 ЭМОЦИИ

      2.1. Общая характеристика и виды эмоций.

      Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

      Интерес является исключительно важным видом мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта. Интерес - это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневую работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Интерес рассматривается как одна из фундаментальных врожденных эмоций и считается доминирующей из всех эмоций у нормального, здорового человека. Предполагается, что именно эмоция интереса постоянно присутствует в сознании и что именно она вместе с познавательными структурами и ориентациями направляет восприятие, познание и действие. Эмоция интереса поддерживает исследование, изучение и конструктивную деятельность, межличностные и семейные отношения, интерес важен для развития умения и интеллекта индивида, играет ведущую роль в развитии и формировании личности.

      Радость - положительная эмоция, характеризующаяся ощущением уверенности, удовлетворенности и личной значимости. В связи с тем, что чувство радости гармонизирует состояние человека, насыщая его самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающим его миром и миросозданием в целом, эмоция эта, по объективным причинам, является относительно кратковременной, подверженной смене другими эмоциональными состояниями.

      Радость имеет большое значение в жизнедеятельности человека, облегчая и усиливая социальные связи, тем самым, увеличивая адаптационные характеристики личности и обозначая освобождение от негативной стимуляции и напряженных состояний.

      Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес. Удивление порождается резким увеличением нервной стимуляции, его внешней причиной является внезапное и неожиданное событие. Эта эмоция длится недолго, сопровождается ощущением отсутствия мыслей и чувством неопределенности. В строгом смысле удивление не является ни положительным, ни отрицательным.

      Сам факт существования и важная роль эмоциональных процессов в познании были отмечены еще до выделения психологии в самостоятельную науку философами, называвшими такие интеллектуальные чувства, как сомнение, уверенность, догадку, удивление, удовольствие и др.

      К первому автор относит эстетическое и религиозное мышление. Так, например, религиозные акты мысли, по Майеру, являются аффективными умозаключениями (а не познавательными процессами). Эти своеобразные умозаключения обладают следующими признаками: непосредственное оценивание известных фактов, вызванное желанием достигать известных благ и избегать известных зол, чувство зависимости по отношению к некоторому началу, импульс к осуществлению акта веры. Таким образом, аффективное мышление, хотя и выделяется в качестве самостоятельного, получает лишь общую характеристику, трактуется как вид умозаключения. В работе Г. Майера не только отсутствуют конкретно-психологические исследования эмоционального и аффективного мышления, но даже отсутствует их четкое выделение из всего многообразия умственных процессов человека.

      В отечественной психологии, в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева были заложены методологические основы для преодоления традиционного разрыва между познавательными и эмоциональными процессами и, в частности, отрыва мышления от эмоциональной и мотивационной сферы. В этом контексте важны положение Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта, положение С. Л. Рубинштейна о том, что мышление как реальный психический процесс само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального. Значимым является также положение А. Н. Леонтьева о том, что мышление как деятельность имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность. Важными также являются и положения об общих функциях эмоций. Теоретические положения В. К. Вилюнаса, Ф. В. Бассина, П. М. Якобсона, Б. И. Додонова, В. Л. Поплужного, А. В. Запорожца могут также быть использованы при изучении эмоциональной регуляции мышления. С мыслительной деятельностью связаны все виды эмоциональных явлений — и аффекты, и собственно эмоции, и чувства.

      Можно также говорить об интеллектуальной агрессии, интеллектуальном стрессе, интеллектуальной фрустрации.

      ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      О. К. ТИХОМИРОВ

      Факультет психологии МГУ

      Кафедра психологии и педагогики Карагандинского университета

      Проблема взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов в последние годы все чаще становится объектом экспериментального исследования в психологии мышления. Необходимо отметить, что по мере познания указанной взаимосвязи сама проблема становится все более дискуссионной. Эпицентр дискуссий постепенно сместился с обсуждения вопроса о принципиальной допустимости введения аффективных процессов в мыслительные как внутренних составляющих последних к обсуждению функций, которые выполняют эмоции в мышлении человека.

      В рамках нашего подхода мышление предстает прежде всего как мыслительная деятельность, реализуемая рядом процессов, в том числе и эмоциональным [22]. При этом последний понимается не как рядоположенный мыслительному, а как динамический, обусловленный всем ходом мыслительной деятельности и обусловливающий ее как своеобразный регулятор.

      Основная сложность заключается, однако, в том, что о конкретном вкладе эмоций в регуляцию мыслительной деятельности нельзя судить без анализа других регулирующих деятельность психических образований — потребностей, мотивов, целей, установок, гипотез, планов. Логично полагать, что эмоция не может быть поставлена в этот список как рядовой регулятор, так как эмоции оказываются необходимым компонентом их формирования и функционирования, и в этом проявляется исключительность и особенность участия эмоций в регуляции [4], [11], [20], [24], [25], [26].|

      Вся дальнейшая часть данной работы будет направлена на доказательство предположения, что эмоциональные процессы выполняют свою регулирующую функцию не как самостоятельный и обособленный отдельный регулятор, а как процессы, регуляционный смысл которых заключается в участии в координации возникновения и функционирования других регуляторов.

      РЕГУЛЯТОРАМИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Можно представить три варианта отношений между регуляторами.

      1. Отношения субординации, т. е. определенная соподчиненность регуляторов друг другу. Такой подход наиболее прост, поскольку позволяет

      В самом общем виде этот инвариант можно представить как иерархию, где потребность активизирует деятельность, мотив побуждает ее и дает общую направленность на предмет потребности, цель регулирует конкретные действия, операция как способ действия соотносится с конкретными условиями осуществления действия.

      Однако экспериментальные исследования не подтверждают идею однонаправленной субординации регуляторов в ходе мыслительной деятельности. Во-первых, сами регуляторы оказались подвижными, динамичными, формирующимися по ходу деятельности новообразованиями, продуктами деятельности. Во-вторых, динамика регуляторов высшего уровня может определяться особенностями функционирования регуляторов низшего уровня, нарушая, следовательно, схему прямой однонаправленной субординации. Так, в ходе осуществления операций могут открываться возможности для возникновения ситуативных познавательных потребностей и формирования относительно самостоятельных целей деятельности [11], [23]. .

      Тем не менее субординационные отношения между регуляторами существуют, но они не охватывают всю систему как целое жестко и однонаправленно, что и обеспечивает гибкость системы. При более простых видах деятельности, не требующих поиска путей достижения цели, субординационные отношения более заметны на фоне стабильных или малодинамичных регуляторов, а как раз такие виды деятельности и служили преимущественным предметом исследования при создании общей теории деятельности. Вместе с тем, именно динамичность самих регуляторов — потребностей, целей, мотивов, смыслов, оценок, установок — в ходе мыслительной деятельности позволила поставить проблему дальнейшего развития общей теории деятельности [25].

      2. Между регуляторами существуют отношения смежности, которые можно представить как относительную независимость их друг от друга. Существуют факты, позволяющие утверждать, что на разных уровнях регуляции могут параллельно решаться разные задачи. В ходе реализации одних целей могут зарождаться новые цели в виде предвосхищений разной степени осознанности [4], [11]. В ходе рутинной деятельности вопреки установкам, удерживающим и стабилизирующим эту деятельность, могут формироваться, проходя путь от неосознанных предвосхищений к конкретной предметной представленности, мотивы и цели мыслительной деятельности [11], [23].

      Анализ инициации мыслительной деятельности показывает, что она вообще часто становится возможной именно в силу смежности, т. е. относительной

      Однако и Признание фактов, подтверждающих возможность существования отношений смежности между регуляторами, не решает проблему, а еще более заостряет ее, поскольку остается открытым вопрос о том, каким образом независимое функционирование регуляторов превращается в единый регуляционный ансамбль.

      3. Следующий вариант отношений между регуляторами — координационные отношения. Их можно представить как процессы регуляции, которые могут функционировать и достаточно самостоятельно и субординационно, но только в том случае, если существует единый координационный регулирующий процесс, который оценивает и упорядочивает работу отдельных регуляторов и подчиняет их все решению единой задачи.

      Описывая такой процесс-координатор, можно выделить наиболее существенное свойство его, которое должно заключаться в представленности в нем всего того, что происходит на всех уровнях регуляции. Можно предположить далее, что этот координирующий процесс должен пронизывать не только отдельные уровни, но и соединять их между собой, имея при этом доступ не только к осознаваемым компонентам, но и к несознаваемым, к процессам, побуждающим деятельность и направляющим ее, к механизмам, формирующим регуляторы и санкционирующим отмену их функционирования, и имеющим, следовательно, доступ к механизмам, регулирующим активационный уровень на отдельных этапах деятельности.

      Выбор процессов, которые имеют отношение к координации всех регулирующих воздействий, невелик. К числу процессов, пронизывающих по вертикали все уровни, выделяемые в общей теории деятельности, относятся эмоциональные процессы и процессы порождения и функционирования установок, которые, видимо, и имеют отношение к координации регулирующих воздействий.

      ЭМОЦИИ КАК КООРДИНАТОР МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      эмоций и установок является эмоциональная оценка, которая в ряде случаев может быть вербализована.

      Основное возражение, которое можно предвидеть, будет заключаться, видимо, в том, что данная гипотеза предписывает низшему (эмоциям) координацию высшего (мышления). Такое возражение можно предвидеть потому, что наиболее распространенной позицией по отношению к проблеме взаимосвязи аффекта и интеллекта, на которой стоят современные психологи, является формальное признание взаимосвязи этих двух психических феноменов, но как только совершается переход к теоретико-экспериментальным исследованиям, эта связь разрывается. Эмоции тогда рассматривают как нечто сопровождающее процесс познания и даже если признают, что эмоции являются продуктом мыслительной деятельности, то таким продуктом, который не имеет отношения к регуляции самой деятельности, в которой они возникают.

      Одной из причин игнорирования роли эмоций в регуляции мыслительной деятельности является, видимо, боязнь обвинения в редукционизме, т. е. в попытке объяснить высшее низшим. Однако при этом возникает другая крайность — попытки объяснить высшее, вообще не опираясь на низшее, вплоть до полного игнорирования его.

      Кроме того, существует опасность обвинения и в иррационализме, т. е. в попытке приписать глубинным явлениям психики ведущую роль в побуждении и регуляции деятельности. Истинная роль эмоций в мыслительной деятельности не будет выяснена до тех пор, пока мы останемся на уровне деклараций о взаимосвязи аффекта и интеллекта и не выйдем в теории и эксперименте к подлинному их единству, не впадая при этом ни в редукционизм, ни в иррационализм.

      Предполагая, что эмоции выступают в функции координатора мыслительной деятельности, мы тем самым выделяем их как особый, исключительный регулятор, смысл которого заключается в суммации, интеграции эффектов деятельности других регуляторов.

      Какие же основания имеются для подобного утверждения?

      Отличительной чертой человека является его способность не только приспосабливаться к миру, но, и это самое главное, приспосабливать мир к своим развивающимся потребностям. Приспособление, конечно, осталось, но его направленность и характер изменились. И сейчас уместно

      до предела заострить вопрос — эмоции в процессе этого перехода на новый уровень приспособления продолжали обслуживать только приспособление к миру или активно включились и заняли соответствующее место в основном звене приспособления мира к человеку?

      Если верно первое, то правы те психологи (и таких пока большинство), которые отказывают эмоциям в их участии в регуляции мыслительной деятельности. Если верно второе, то правы те, кто приписывает эмоциям регулирующую роль в процессах творчества.

      ФАКТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ГИПОТЕЗУ

      Ниже мы остановимся на некоторых фактах, которые можно считать соответствующими выдвинутой нами гипотезе о координирующей роли эмоций в регуляции мыслительной деятельности.

      В интересующем нас плане наиболее показательными кажутся факты, полученные при исследовании распада мышления в патологии. Если гипотеза о координации мыслительной деятельности эмоциональными процессами верна, то эксперименты должны дать картину дезинтегрированности мыслительной деятельности у больных с патологией эмоционального реагирования. Можно прогнозировать прежде всего изменение роли мотивов, а вместе с ним и личностных смыслов для субъекта всего происходящего, являющихся следствием того, что эмоции не могут полноправно выполнять функцию репрезентации сознанию потребностей, побуждающих и активирующих любую, в том числе и мыслительную

      деятельность. Далее можно прогнозировать невозможность организации целенаправленной деятельности по причине нарушений мотивационного обеспечения деятельности. Должна быть нарушена способность к планированию деятельности, поскольку нарушится зависимая от эмоций система промежуточного целеобразования. (Взаимосвязь между эмоциями и целеобразованием в норме показана экспериментально [4], [12].) Наиболее показательными должны быть нарушения в механизмах обратной связи, необходимой для регуляции и координации деятельности. Эмоциональная оценка всего происходящего будет нарушена, а это должно привести к потере критичности, невозможности коррекции деятельности в ходе ее развития.

      Исследование мышления больных-резонеров показало, что более чем у трети из них не наблюдается никаких нарушений мыслительных операций. Легко выполняются задания, требующие анализа, синтеза, сравнения [9]. Однако специальными опытами было установлено, что резонерство наблюдается только у тех больных, у которых четко диагностировались изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Характерным признаком резонерства можно считать дискоординированность мыслительной деятельности, проявляющуюся в постоянной потере связи с конкретной задачей, неадекватной оценке ситуации и самооценке, приводящей к невозможности корректировать деятельность и удерживать ее в направлении цели.

      Наиболее показательны исследования больных-резонеров, у которых наблюдается не столько искажение, сколько крайнее уплощение и обеднение эмоциональной сферы [19]. Ведь если наше предположение о координирующей функции эмоций в мышлении верно, т. е. эмоции позволяют организовать нешаблонную, гибкую мыслительную деятельность, то исчезновение эмоций неминуемо приведет к стереотипии, столь же неминуемо приводящей к распаду мыслительной деятельности. Анализ деятельности таких больных показывает, что для них действительно

      перестает быть координируемой. Это проявляется в нарушениях критичности оценки ситуации и действий, невозможности коррекции деятельности, невозможности планирования ее, выделения этапов (промежуточных целей), снижении инициативы, разрыве между мотивами и условиями деятельности, отсутствии гипотез, предварительной ориентировки, стремлении к стереотипу и шаблону, отсутствии предвосхищений эффекта действий и, в конце концов, в распаде мыслительной деятельности, в невозможности организации гибкой целенаправленной деятельности.

      Ограниченные рамками журнальной статьи, мы не имеем возможности остановиться на тех уже имеющихся в нашем распоряжении данных, которые подтверждают гипотезу о координирующей роли эмоций в мыслительной деятельности в норме. Они будут изложены в специальной работе.

      Обобщая все вышесказанное, можно отметить следующее. Вряд ли эмоции в мышлении могут выполнять какие-либо другие функции, кроме регулирующей, если иметь под ними в виду те эмоции, которые возникают по ходу мыслительной деятельности и являются ее производными в том смысле, что отражают отношения между мотивами мыслительной деятельности и успехом или возможностью успешной реализации этой деятельности. Эмоции не являются самостоятельным регулятивным аппаратом. Их регулятивный смысл заключается скорее в координации становления и функционирования других регуляторов различных уровней. Зарождаясь в ходе эволюции как организатор нешаблонного поведения, на уровне мыслящей личности, эмоции достигают своего высшего развития, позволяющего им занять существенное место в организации гибкой и в то же время устойчивой и целенаправленной мыслительной деятельности.

      1. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. — М., 1979, 149 с.

      2. Асмолов А. Г., Петровский В: А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности. — Вопросы психологии, 1978, № 1, с. 70—81.

      3. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. — М., 1979. — 229 с.

      4. Васильев И. А. Теоретическое и экспериментальное исследование интеллектуальных эмоций: Автореф. канд. дис. — М., 1976. —25 с.

      5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. — 142 с.

      6. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. (Предисловие П. К. Анохина) (5—18). — М., 1976. — 672 с.

      7. Запорожец А. В. Эмоции и их роль в регуляции деятельности. — В сб.: Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов. М., 1977, с. 62—63.

      8. Зейгарник Б. В. Патология мышления. — М., 1962. — 243 с.

      9. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М., 1973. — 148 с.

      10. Клочко В. Е. Инициация и динамизация мыслительной деятельности. — В сб.: Седьмой симпозиум по кибернетике. Тбилиси, 1974. — 10 с.

      11. Клочко В. Е. Целеобразование и формирование оценок в ходе постановки и решения мыслительнынх задач: Автореф. канд. дис. — М., 1978. — 23 с.

      12. Клочко В. Е. Целеобразование и динамика оценок в ходе решения мыслительных задач. — В сб.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. 1979, с. 87—95.

      13. Кочубей В. И. Об определении понятия ориентировочной реакции у человека. — Вопросы психологии, 1979, № 3, с. 35—47.

      14. Кулюткин Ю. Н. Эвристический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты. — Вопросы психологии, 1973, № 1, с. 48—59.

      15. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1971. — 39 с.

      16. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969. — 501 с.

      17. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М., 1976. — 335 с.

      18. Путляева Л. В. О функциях эмоций в мыслительном процессе. — Вопросы психологии, № 1, 1979, с. 28—36.

      19. Тепеницина Т. И. Роль эмоциональных факторов в структуре мыслительной деятельности.

      — В сб.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности М 1979, с. 68—74.

      20. Терехов В. А., Васильев И. А. Исследование процессов целеобразования при решении мыслительных задач. — Вопросы психологии, 1975, № 1, c . 12—21.

      21. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. — М 1969. — 304 с.

      22. Тихомиров О. К. О видах познавательной деятельности и процессов управления. — В сб.: Теоретические проблемы управления познавательной деятельности человека. — Доклады Всесоюзной конференции. М., 1975, с. 179—193.

      23. Тихомиров О. К., Клочко В. Е. Обнаружение противоречий как начальный этап формирования задачи.— В сб.: Искусственный интеллект и психология. М., 1976 с. 176—205.

      24. Тихомиров О. К. (ред.). Психологические исследования творческой деятельности. — М., 1975. — 256 с.

      25. Тихомиров О. К. Вклад психологических исследований мышления в общую теорию деятельности. — В сб.: Деятельность и психические процессы: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов СССР. М., 1977, с. 85—86.

      26. Тихомиров О. К. (ред.). Психологические исследования интеллектуальной деятельности. — М., 1979. — 232 с.

      Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности

      Возникновение эмоций ученый К. Изард связывает с процессом закрепления взаимной связи между матерью и ребенком.

      Условно эмоции разделяют на положительные и отрицательные. Как правило, исследователи отмечают более значимую биологическую роль отрицательных эмоций. Доказательством этого служит тот факт, что ребенок имеет отрицательные эмоции с первых дней жизни, в то время как положительные эмоции возникают позднее. Отрицательные эмоции являются своеобразным сигналом тревоги, который должен подаваться пока опасность не устранена. Положительные эмоции представляют собой обратную реакцию организма на благополучие.

      Такие отрицательные эмоции как страх, гнев, ярость в значительной степени могут повысить интенсивность обмена веществ в организме, улучшают питание мозга и сопротивляемость организма к негативным факторам, таким как стресс, перегрузки, инфекции и болезни.

      Если организм испытывает отрицательные эмоции умеренной степени интенсивности, то они способны оказывать положительное влияние на его жизнедеятельность. Подтверждением этого служат опыты ученого В.В. Фролькиса на крысах. Он подвергал группу животных стрессу средней степени интенсивности (пугал их, брал на руки и т.д.). В итоге данная группа показала наилучший результат по продолжительности жизни.

      Влияние эмоций на мыслительную деятельность человека

      Исследования влияния эмоций на мыслительную деятельность человека представляют собой значимое в психологии направление.

      Главной функцией эмоций является участие в регуляции поведения человека и животного. При этом желания также являются разновидностью эмоций. Возможно это связанно с тем, что человеку сложно понять истинные причины своего поведения, однако, такой фактор как эмоция явно переживается и зачастую служит основой для принятия решения.

      Готовые работы на аналогичную тему

      Эмоции могут указать на определенные предметы и действия с ними, способствующих удовлетворению потребности, что приводит принятию решения. Зачастую достижение желаемого не может быть обеспечено информацией, которая нужна для принятия решения.

      В настоящее время имеются результаты исследований о влиянии эмоций на уровень развития интеллекта у дошкольников. Установлено, что дошкольники, у которых преобладали положительные эмоции, показывали наилучший результат по сравнению с дошкольниками, у которых преобладали отрицательные эмоции. Однако, следует учесть тот факт, что преобладание отрицательных эмоций и средний результат по тесту на определение уровня интеллекта наблюдался у детей с эмоциональными отклонениями. Вопрос о дошкольниках, которые имели нормальное развитие эмоционального аспекта, на данный момент остается открытым.

      Стоит отметить, что положительные эмоции имеют важное значение в таких сферах как игра, художественное творчество, искусство, теоретические познания. Здесь существует два мнения. Согласно одному из взглядов побуждающее влияние отрицательных эмоций на эти сферы чрезвычайно мало. Однако, очевидно, что люди воспринимают искусство не только из-за положительных эмоций, так как они испытывают грусть и печаль при просмотре спектакля или кино.

      Эмоции имеют важное значение на всех этапах мотивационного процесса: при оценке внешнего раздражителя, при возникновении новой потребности и оценке ее необходимости, о возможности ее реализации, а также выборе цели.

      Особую роль играет соревновательный мотив, так как он усиливает эмоциональные переживания субъекта, которые влияют на его энергетику и волевые усилия.

      Влияние мотивации на мыслительную деятельность человека

      Мотивация представляет собой стимул активности человека или животного.

      В дело ее изучения необходимо отметить вклад двух ученых Йеркса и Додсона. С помощью опытных методов они доказали, что сильная стимуляция может привести к замедлению скорости научения. В их опыте предполагалось наличие трех уровней мотивации – ударов электрическим током различной степени интенсивности. Это являлось наказанием за ошибку. Результаты исследований указывают на наличие оптимума мотивации, при котором научение происходит максимально быстро.

      Также была установлена зависимость оптимума мотивации от трудности задачи. Чем сложнее задача, тем оптимум мотивации ближе к пороговому значению. Таким образом, при решении трудной задачи необходима слабая мотивация, а при решении легкой – сильная.

      Установленные закономерности имеют название закона Йеркса-Додсона. Данный закон оказал значительное влияние на развитие зарубежной и отечественной психологии. Во многом он имеет сходства с законом оптимума-пессиума, который был предложен Н.Е. Введенским.

      В своих работах Н.Е. Введенский отмечал, что наибольшая эффективность мыслительной деятельности будет при соблюдении меры и ритма работы. При этом оптимум для каждого человека индивидуален. Возникающие порывы в работе оказывают негативное влияние на продуктивность.

      Главным недостатком закона Йеркса-Додсона и закона оптимума-пессиума Н.Е. Введенского является то, что он отражает силу внешних раздражителей, а не силу внутренних побуждений субъекта. Также нет подтверждений, что данные законы применимы именно для мотивации, так как на эффективность научения могли влиять страх и тревожность перед получением наказания.

      Изучение мотивации является сложным направлением в психологии, так как не существует прямого метода измерения мотивации, о ее силе можно судить только косвенно.

      Читайте также: