Обществознание как учебная дисциплина в школе появилось в

Обновлено: 01.07.2024

Первые декреты Советской власти о школе. Задачи правительства в области народного образования. Запрет преподавания религиозных вероучений в учебных заведениях. Разработка новых учебников в 1930-50-е годы. Изучение государственного устройства СССР.

Рубрика Педагогика
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 06.09.2017
Размер файла 26,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Обществоведческое образование в школе: история становления

1. Обществоведческие дисциплины в 1917-1920 годы

В первые годы Советской власти происходило становление обществознания как учебной дисциплины. Период продолжался с 1917 до середины 1920-х гг.

Первые декреты Советской власти о школе опирались на гуманистические и рациональные идеи на веру в свободное развитие личности и свободное творчество масс. Начался поиск нового содержания социальных дисциплин. Народный комиссар по делам просвещения А.В. Луначарский (1875-1933) в своих воззваниях изложил основные принципы и задачи правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, демократизация народного образования, учёт местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы.

Среди важнейших постановлений Советской власти, касающихся народного образования, могут быть названы следующие:

- май 1918 г. - постановление Наркомпроса о введении совместного обучения учащихся обоего пола.

В учебные планы педагогических курсов включались обществоведческие дисциплины: социология, политэкономия, история социализма, Советская Конституция.

На I Всероссийском съезде по просвещению (1918) была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень - 5 лет, II ступень - 4 года; в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу.

В 1918 году в школах вводится изучение Конституции, в 1919 году - история культуры. Создаются программы по политэкономии, истории социализма.

Однако эти курсы строились как фрагментарные и материал в них отбирался случайно. Большинство программ хронологически охватывало период до конца XVIII в. и учащиеся, оканчивавшие школу, не получали знаний о современности.

В рамках этой программы делался упор на развитие активности и самостоятельности школьников. Этого предполагалось добиться за счёт ориентации учащихся на самостоятельную работу с книгой, выявление личного отношения к изучаемым вопросам путём обсуждения ученических рефератов, привитие умения защищать и отстаивать свою точку зрения. Однако преподавание курса натолкнулось на сложности: сложность программ для восприятия учащимися, неподготовленность учителей, отсутствие достаточного количества учебных пособий.

2. Обществоведческие дисциплины в 1920-е годы

В декабре 1920 г. прошло совещание по народному образованию, на котором было решено по материально-экономическим причинам перейти от девятилетки к семилетней школе с двумя концентрами: первый - 4 года, второй - 3 года. К 1922 г. сложилась более гибкая школьная система: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы, всего 9-10 лет обучения. Встал вопрос о необходимости пересмотра программ в целях их сокращения.

Программа 1921 г. оказалась нежизнеспособной из-за академизма и перегруженности материалом. К работе по таким программам оказались неподготовленными не только учащиеся, но и учителя. Поскольку эти программы не были ещё обязательными, то на местах продолжало развиваться педагогическое творчество.

Наряду с преподаванием обществоведения в 1923 г. циркуляром Главного Учёного Совета в старших классах, где обществоведение не было поставлено на должную высоту, вводилась политграмота. Темы для изучения были следующие: крестьяне и помещики; рабочие и капиталисты; развитие капитализма и социализма; февральская и октябрьская революции; 5 лет существования рабоче-крестьянской власти; современная политика партии в РСФСР

С конца 1922 г. разрабатывались общие схемы программы единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени. Программы были построены по схеме, в которой весь учебный материал располагался по разделам: природа, её богатства и силы; использование этих богатств и сил человеком; общественная жизнь.

В начале пятого года обучения изучалось крестьянское хозяйство: от крепостного хозяйства до капиталистического; город как центр обрабатывающей промышленности; ремесло; кустари и мануфактура; фабрика, как основная форма современного производства; развитие капитализма после отмены крепостного права; город и деревня, их смычка в хозяйственном и культурном отношении.

Шестой год отводился изучению таких вопросов, как связь города и деревни, развитие капитализма в XIX в. в Европе, классовая борьба и государственные формы, народное хозяйство в СССР в целом, советский строй. На седьмом году предполагалось изучение развития мирового хозяйства: мировое разделение труда и природных сил; международная торговля; империализм и борьба классов. В объяснительной записке к программе 1925 г. предлагалось в основном ограничиться конкретно-описательным рассмотрением материала, обобщения делать на основе конкретных наблюдений.

Наряду с экономическими вопросами в обществоведение входили экономическая география, экономическая политика, советское право и военное дело. Все эти направления предполагалось увязывать с конкретной жизнью района, страны, школы. Для них также характерно выделение классовой борьбы, классового характера государства и права.

Эта программа была крайне противоречивой. С одной стороны, она вела школу на сближение с общественно-политической жизнью страны, давала материал для воспитания у учащихся материалистического понимания явлений природы и общества, расширяла общественно-политический кругозор детей и их активное участие в социалистическом преобразовании страны. С другой стороны, комплексное построение программ не обеспечивало возможности дать учащимся систематические и глубокие научные знания.

Первым обязательным документом для всех школ РСФСР стала программа 1927 года. В ней ставились следующие цели:

- подвести учащихся к пониманию классовой борьбы;

- уяснить место СССР в классовой борьбе и интернациональный характер Октябрьской революции;

- ввести учащихся в задачи социалистического строительства;

- учащиеся должны уметь участвовать в решении этих задач.

Все эти задачи были направлены на активное постижение современных проблем.

Появление первого обязательного документа для всех школ с одной стороны сыграло положительную роль, так как вводило единые стандарты образования. Однако у данного процесса была оборотная сторона: устранялось разнообразие в содержании и методах обучения, жёстко определялся круг и система необходимых для учащихся знаний.

1) 1917-1920 гг.: в школах первой и второй ступени предполагалось изучение истории и некоторых общественных наук;

2) с 1921 г. в школах семилетках предполагалось изучение обществознания (по существу, мало изменившийся курс истории под новым названием);

3) с 1923 г. учащиеся школы I ступени изучали пропедевтически, а во второй ступени - по двум концентрам знания об общественной жизни.

3. Обществоведческие дисциплины в 1930-50-е годы

В начале 1930-х гг. велась разработка новых учебных планов, построенных на основе предметного преподавания. Они были введены с января 1932 г. Это было большим шагом вперёд в определении содержания образования, вместе с тем, в них имелись определённые недостатки.

В 1936 г. была принята Конституция СССР, которая отменяла ограничения гражданских и политических прав по классовому признаку, вводившая всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании, провозглашавшая социально-экономические права граждан. Было организовано широкое изучение Конституции. Распоряжением СНК СССР от 1 февраля 1937 г. с 1937/38 учебного года вводилось преподавание Конституции СССР в качестве самостоятельного предмета в 7-м классе средней школы. В этом классе он преподавался до конца 50-х гг.

В новом курсе предусматривалось изучение понятий об общественном и государственном устройстве СССР, о классах, государстве, праве, об основных правах и обязанностях советских граждан. При этом особый акцент делался на изучение обязанностей советского гражданина, что рассматривалось как могучее средство формирования нового общества. В методических рекомендациях указывалось на необходимость приводить примеры из жизни при обосновании различных утверждений. В числе форм работы с учащимися назывались экскурсии, встречи со знатными людьми.

Большое значение придавалось работе с терминами и понятиями. Некоторые статьи (особенно 1, 2, 4, 12 в которых говорилось о государственном и общественном устройстве СССР) учащиеся должны были заучивать наизусть.

На уроках обществознания противопоставлялись две системы хозяйства: социалистическая и капиталистическая. Они сравнивались по следующим позициям: власть, собственность, цель производства, распределение, характер развития, наличие и отсутствие эксплуатации трудящихся. Характерно, что все вопросы, которые предлагались учащимся, носили репродуктивный (воспроизводящий) характер; вопросы, требующие размышления, самостоятельного умозаключения, не предлагались.

В 1947 г. в учебный план были введены новые обществоведческие дисциплины: логика и психология. Положение осложнялось отсутствием специалистов по данным предметам, поэтому уровень их преподавания был невысоким. В середине 1950-х гг. в ходе борьбы с перегрузкой школьников логика и психология были исключены из учебных планов школы.

4. Обществоведческое образование во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов

Об остром интересе к проблемам современности свидетельствует следующий факт: их 722 кандидатских диссертаций, защищённых в 1956-1960 гг. 583 были посвящены советскому периоду.

Вместе с тем, научные поиски имели жёсткие идеологические рамки, перемены в области обществознания не были глубокими и устойчивыми.

С новым предметом в среднюю школу пришла и новая форма проведения занятий - семинары. При этом основой семинара стала фронтальная самостоятельная подготовка к нему учащихся всего класса. Она включала в себя конспектирование литературы, выписки, подборку газетных вырезок, посильные наблюдения явлений действительности. Некоторые учителя стремились вызвать дискуссию вокруг различных толкований изучаемых вопросов. Учителя приучали школьников самостоятельно ориентироваться в изучаемых социальных явлениях и разбираться в конкретных явлениях общественной жизни.

5. Обществоведческое образование во второй половине 1960-х - начале 1980-х годов

Второе неудобство состояло в том, что введённые учебные курсы не имели необходимой базы в виде знаний об обществе в целом, об особенностях социальных отношений в современных условиях.

В первой половине 1980-х годов в среде педагогов и учёных обсуждалась идея создания объединённого курса, интегрирующего элементы философских знаний, знания экономики, политики, права, этики, психологии.

6. Обществоведческие дисциплины в конце 1980-1990-е годы

- учебник обществоведения должен быть ближе к жизни и к реальной практике;

- необходимо уделять больше внимания современным проблемам, волнующим молодёжь, их изложение должно вызывать у учащихся желание анализировать, думать, обсуждать;

- при повторном изложении материала вести изложение на более высоком теоретическом уровне;

- больше познавательных задач творческого характера, увеличить долю самостоятельной, продуктивной деятельности учащихся на уроке;

- усилить образность и конкретность языка;

- на первый план выдвинуть роль человеческого фактора.

Говорилось о необходимости увеличения часов на обществознание, т.к. современный человек, вступивший во взрослую жизнь должен знать значительно больше, чем содержит действующий курс.

Программа ориентировала на переход от объяснительно-иллюстративной методики к организации активной самостоятельной работы учащихся. Большое внимание уделялось постановке и решению познавательных задач и выработки умений применять полученные знания на практике. Программа впервые содержала характеристику разнообразных форм учебных занятий: лекций, лабораторных занятий, семинаров, практических занятий, итоговых собеседований.

В условиях перестройки многие учителя оказались неподготовленными к переменам в базовых науках, были не в состоянии разобраться в новой информации, с трудом расставались с пропагандистскими штампами и идеологическими стереотипами прошлых лет. В этой связи, в преподавании обществознания сохранялись такие недостатки, как отрыв от жизни, недооценка остроты назревших проблем, элементы схоластики и созерцательности.

Подобные документы

контрольная работа [45,4 K], добавлен 04.09.2016

Система частного образования в Дании. Запрет частных высших учебных заведений. Финансовая помощь для получения высшего образования. Детские сады в Дании. Подготовка к средней школе. Принципы обучения в школе. Принципы воспитания в учебном заведении.

статья [66,9 K], добавлен 11.01.2014

Образование как объект философского анализа в конце ХIХ - начале ХХ ст. Проблема преподавания психологии в школе, история ее преподавания в XIX в. Тенденции современного психологического образования в мире. Программы средней общеобразовательной школы.

контрольная работа [39,5 K], добавлен 25.10.2010

Теоретические основы общественно – исторических знаний в начальной школе. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала. Современные методики преподавания знаний истории. Тенденции и цели современного исторического образования в младшей школе.

курсовая работа [52,0 K], добавлен 14.06.2008

Становление высших учебных заведений на Ставрополье и организация учебно-воспитательной работы. Первые научные исследования на Ставрополье по физике и математике; вклад ученых в процесс становления и развития высшего физико-математического образования.

Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира. [1]

Содержание

Обществознание как предмет в средней школе

В основном предмет обществознания изучает философию, социологию и политологию. Однако также в состав обществознания входят отдельные науки: право, экономика, история — и интегративные (культурология), а также поднауки (социальная психология).

Обществознание как комплекс наук

Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества — например, психологии).

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Следует отметить, что в настоящее время, наряду с развитием отдельных общественных наук, идёт процесс их сближения в некую синкретическую науку (модель К. Маркса — Д. Лукача и т. п.). [источник не указан 675 дней]

В русских школах XVIII в. знания об обществе и человеке в прошлом и настоящем передавались в форме катехизиса, т. е.

В настоящее время важной проблемой является формирование у детей целостного восприятия мира. Педагоги прошлого тоже ставили и пытались решить эту задачу. В конце XVIII в. комиссией по учреждению народных училищ был предложен метод комплексного повторения материала, когда все учителя время от времени собирались вместе и вели общую беседу с учениками.

В первой половине XIX в. в связи с начинающейся либерализацией общества возрастает интерес к воссозданию исторического прошлого с помощью образных представлений, посредством повествовательного рассказа и объяснения, подводящих к определенным выводам и обобщениям. Так преподавали прогрессивные учителя, так писались некоторые учебные книги.

Она содержала следующие разделы: история общественной жизни; понятие о человеке вообще; отношение людей к Богу; место жительство и его окрестности; естественная история; силы и явления природы; сельская и городская жизнь. Материал книги изложен просто и доступно.

Форма изложения самая разнообразная: описание, повествование, диалоги учителя с учащимися, разговоры отца с сыном и др.

В середине XIX в. появляются и так называемые нетрадиционные методы. К их числу можно отнести метод А. Язвинского.

В 30-е гг. XIX в. чиновник высокого ранга А. Язвинский предложил настольную игру для изучения хронологии. Она представляла собой своеобразную систему хронологии, где важнейшие факты записывались на квадратных листах разного цвета, разделенных на 100 небольших клеток, каждая из которых обозначала год, а целый лист — соответственно столетие. Клетки имели клапаны, позволяющие открыть и закрыть дату. Эта методика была встречена с большим энтузиазмом, но в нашей стране интерес к ней скоро пропал, зато в Западной Европе этот прием довольно скоро получил распространение, а в настоящее время сохраняется в виде исторического лото.

Директор Петербургского немецкого училища Готлиб фон Шуберт ввел в конце XIX в. обобщительно-рифмический метод. Суть его в том, что факты истории рифмовали и, распевая, заучивали. Опрос, которому уделялось особенное внимание, помогали проводить помощники учителя, называвшиеся аудиторами.

Новый этап в передаче знаний о человеке и обществе в России — вторая половина XIX в. Падение крепостного права и проведение либеральных реформ Александра II вызвали значительные изменения в школьном образовании. Царское правительство, учитывая возрастающую потребность в образованных людях, вынуждено было увеличить число начальных школ. Однако реформы не были доведены до конца, и борьба за новую школу, за новое содержание и новую организацию учебного процесса в ней продолжалась. Немалую роль сыграли здесь впервые появившиеся педагогические журналы

Огромной вклад в разработку новой организации начального образования в целом и методики начального обучения истории в частности сделал в эти годы К.Д. Ушинский, который создал систему образных рассказов по истории. Изложение материала он советовал сопровождать наглядностью и разнообразными видами беседы, отмечая, что образы не являются самоцелью, а должны подводить учащихся к усвоению понятий.

На рубеже XIX и XX вв. педагоги начинают придавать большое значение изучению истории в младших классах. Так, появляются работы А. Кролюницкого, Д. М. Петрушевского, В. Желтова и В. Токина и др.

Много интересного и важного внесли в преподавание знаний о человеке и обществе методисты XX в. Это такие приемы, как драматизация, персонификация, использование экскурсий, привлечение текстов исторических документов и художественной исторической литературы, разнообразное использование наглядности.

Трудовой школой поощрялось практическое освоение и применение знаний: беседы с крестьянами и рабочими, спектакли, организация праздников, экскурсии, доклады, моделирование и реконструкции.

В начале 30-х годов наступает новый этап школьного образования: вводятся программы и классно-урочная система с четким расписанием уроков.

Таким образом, с 1935 г. до конца 60-х годов в последнем классе начальной школы изучался пропедевтический, т. е. предварительный, курс истории СССР, куда входили и общественно-политические знания.

В последующий период, в 1970-1980-е гг., этот курс был включен в программу средней школы и в начальной школе не преподавался.

Новое реформирование образования произошло в связи с перестройкой общества. Линейная структура учебных предметов была заменена концентрической, и тогда Министерство образования рекомендовало перенести пропедевтический курс из основной школы в начальную.

Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое.

Обществознание включает в себя два вида познания: социальное и гуманитарное. Социальный аспект обществознания рассматривает вопросы развития общества. Гуманитарный - это ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия.


Социальные науки – это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты человеческого бытия в аспекте его общественной деятельности. При этом используются научный метод и научные стандарты. К социальным наукам относится юриспруденция, экономика, психология, филология, лингвистика, риторика, социология, история, политология, педагогика, география, культурология, антропология, логика.

Гуманитарные науки – группа дисциплин, изучающие различные аспекты человеческого бытия. К гуманитарным наукам относится философия, литература, религия, искусство, археология, этнография, краеведение, культурология.


Социальные науки отличаются от гуманитарного познания тем, что изучают человека в обществе, а не несут знания о жизни человека в обществе в отличии от гуманитарных.

Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки

социально-гуманитарные науки

социальные

гуманитарные

Социальные науки (общественные науки) — это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его общественной деятельности

Гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Для этих наук характерно, что они не только описывают, но и оценивают, причем очевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным оценкам, как и вообще к сравнительным понятиям

первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст, а основным методом становится реконструкция смысла

юриспруденция, экономика, психология

философия, литература,

, филология, лингвистика,риторика, социология, археология

религиоведение, искусствоведение, ,

история, политология, педагогика, география

этнография, краеведение, культурология.

культурология, физическая антропология, логика

культурная антропология

психология

Различное

I. Разделение наук по предмету

1) социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы

1) человек с его индивидуальностью и особенностью, и человеческий мир

II. Разделение наук по методу

социальные науки — это те, в которых используется метод объяснения

гуманитарными называют науки, где базовым методологическим средством является понимание.

III. Разделение наук одновременно по предмету и методу

специфический объект диктует специфические методы

номотетический (обобщающий метод)

идиографические (описательные, индивидуализирующие методы)

IV. Разделение наук в соответствии с исследовательскими программами

Используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений.

Натуралистическая исследовательская программа свидетельствует о том, что в этой группе наук могут применяться методы, сходные с теми, которые работают в естествознании

Пример: Социальное экономическое знание есть знание законов и механизмов экономической жизни и путей их использования, осуществления экономических целей и мотивов.

Пример:Гуманитарное знание об экономических процессах — это знание мотивов экономического поведения, знание поведения человека в экономических процессах

Общее

предмет науки специально не сконструирован, совпадает с объектом

все социальные науки изучают деятельность человека, поэтому их можно отнести к гуманитарным наукам

предмет социального познания — мир человека, а не вещь.

Предмет гуманитарного познания – человек, его мир

Смысл и предназначение философии. Основные функции философии.

План
1. Смысл
2. Предназначение
3. Функции философии

Согласно Платону философия начинается с изумления. Поэтому философия представляет собой активное вопрошание о месте человека в мире. Она требует свежего взгляда на мир и на место в нем человека.

Древнеримский мыслитель Цицерон говорил, что философия - это культура ума.
Философское знание - это знание особого рода (ведение): философия постоянна, учитывает присутствие в знании того, кто это знание создает.

Немецкий философ Эдмунд Гуссерль дал конечно определение философии.
Философия - это свободная и универсальная теоретическая рефлексия (рефлексия - это мышление о мышлении).

Таким образом,
Философия - это наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества, сознания.

Философия специально исследует содержание категорий, предельно общих понятий, образующих каркас мышления. Поэтому философия не может быть названа одной из наук, она занимает особое положение, наряду с религий и искусством философия представляет собой самостоятельную область культуры.

Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела:
- онтология (учение о бытие),
- гносеология (учение о познании),
- человек ( антропология),
- обществ (социальная философия).

Философия может считаться руководством к самопознанию. Со времен Сократа её девизом является изречение: "Познай самого себя" (познай себя в мире и в себе познай вселенную).
И. Кант предложил три рекомендации:
1. Мыслить самому,
2. Всегда мыслить в общении с другим себя на месте этого другого,
3. Всегда мыслить в согласии с самим собой.

Он полагал, что философия должна ответить на 4 вопроса.
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать? Что я обязан?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?

3. Функции философии
1. Эвристическая. Философия выполняет по отношению к науке важную методологическую роль: она систематизирует и интегрирует научное знание, а также предлагает нестандартное решение и подходы.
2. Философия оживляет гуманистические основания культуры. По словам Ясперса, она ставит задачу стать подлинным человеком посредством понимания бытия. Оборотной стороной технического прогресса выступает самонепонимание, отчуждение человека от самого себя. Философия напоминает человеку, что он не вещь среди вещей, не часть среди частей и не объект среди объектов.
3. Регулятивные и организующие (методологическая функция) – определение способов достижения какой-либо цели (имеются в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод – всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем).
Методологические ориентации предлагаемые философией применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности.
3. Прогностическая, формулирующая гипотезы о развитии материи и сознании человека и мира.
4. Критическая, основанная на принципе сомнения и играющая антидогматическую роль. Благодаря своей критической функции и способности обозревать объекты далеко выходя за их границы как во времени, так и в пространстве , философия выполняет важную работу исторического напоминания, схватывания духа и смысла эпохи, упреждающего выдвижение перед обществом назревающих глубинных проблем.
5. Аксиологическая (“аксо”–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить ценности).
6. Объяснительная – когнитивная.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное решение основного. вопроса философии возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их точки зрения, познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении основного вопроса философии занимают дуализм, агностицизм.

Читайте также: