Для чего нужна церковь человеку кратко

Обновлено: 03.07.2024

Немало людей по разным причинам обижены на церковь или испытывают неприязнь к ней. Между тем потребность в Боге испытывает многие. Отсюда рождается эта формула, очень распространенная в последнее время. Главное чтобы Бог был в душе, а церковь не обязательна. Ответ на вопрос, поставленный в заголовке, я приведу в двух частях. В первой части, назовем ее лирической, я дам ответ в виде притчи, а во второй в более серьезной форме, с точки зрения самой религии. Выбирайте себе ответ по вкусу.

Часть 1. О лодке

Потерпел некий человек кораблекрушение. Корабль, на котором он долго плыл, утонул посреди разбушевавшейся стихии. Чудом человек остался жив и оказался один среди моря. Вокруг никаких ориентиров. Куда плыть не понятно. Но что-то делать надо. Выбрал человек для себя направление и поплыл. Через некоторое время понимает, что силы на исходе, а берега не видно. Начал уже прощаться с жизнью, как видит вдали лодку. Появилась надежда на спасение! Уже скора лодка была рядом. Лодочник помог взобраться утопающему на борт. На лодке была вода и скудная еда. Но человеку, что провел в воде много времени и оголодал и это было в радость. С благодарностью он поел хлеба и утолил жажду водой. Поплыли.

Через некоторое время, придя в себя человек смог разглядеть лодочника. Он был старым, странно одетым, во рту его недоставало зубов, непричесанные волосы развевались на ветру. На ногах его были дырявые ботинки, а штаны в заплатах. Лодка тоже не внушала доверия. Как и лодочник она была старой и изношенной. Весла издавали пронзительный скрип, чего по-началу человек совсем было не замечал, а в дне лодки обнаружилось маленькое отверстие, через которое все время в лодку поступала вода, так что приходилось постоянно отчерпывать воду из этой лодки ржавой старой кружкой.

Чем дальше они плыли, тем меньше человеку нравился лодочник и его лодка. спустя время, это переросло в раздражение, которое только усиливалось от питьевой воды, которая казалась теперь немного затхлой на вкус и начавшего черстветь хлеба. В конце концов, человек решил для себя, что не может уже находится в лодке. Он бросился обратно в море, твердо решив, что уж лучше он поплывет сам!

Берега так и не было видно. Вскоре лодочник на лодке скрылся за горизонтом в направлении, известном только ему одному.

Примерно так и у нас: человек здесь это мы с вами, море это жизнь, а лодка это церковь, а лодочник Христос. Может лодка и выглядит странно, но лодочник знает куда плыть, а в деле спасения утопающих - это самое важное. Вы спросите почему же лодочник выглядит странно, если это Христос. С точки зрения людей истинный Христос и Его заповеди всегда выглядели странно. Разве не потому Его распяли?

Часть 2. Собственно о церкви

Церковь это не здание. Церковь это сообщество верующих во Христа людей, должным образом организованных самим Христом. Церковь - это детище Спасителя, Он учредил ее. Ни в каких других религиях нет понятия церкви, только в христианстве. Поэтому, когда мы говорим зачем нужна церковь, если Бог в душе, мы, принимая Бога, отвергаем Его Сына. Помните слова Христа "что никто не приходит к Отцу, как только через Меня"? Это делает положение носителей Бога в душе еще более драматичным. Потому что, нося Бога в душе и отвергая церковь, вы так и не придете к Богу. Это не моя точка зрения, это взгляд на вопрос с точки зрения священного писания, которое вы можете принимать или нет. Просто не нужно тешить себя надеждой, что вы христианин, если вы не ходите в церковь. Кто знает, может ваши воззрения совпадут с какой-нибудь другой религией или вы изобретете свою для себя. Но твердо знайте, к христианству это отношения не имеет.

Говоря о церкви, я не имею ввиду какую-то определенную христианскую конфессию: православные, католики, протестанты - каждая из них может дать вам многое на пути ко Христу. Поиски Бога и Его церкви - исключительно ваша задача, и никто кроме вас ее не решит.

Было интересно? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Спасибо, что дочитали! Если есть замечания или вопросы, пишите в комментариях!

Систематическое богословие достаточно подробно рассматривает природу и функцию Церкви. Вероятно, журнальная статья не лучшее место для несколько тяжеловесных научных определений, поэтому, постараюсь кратко и, по возможности, наглядно представить своё понимание того, как должна соотноситься жизнь верующего, его отношение с Богом и понимание себя, как части Церкви. На мой взгляд, это можно было бы выразить в четырёх пунктах.

1. Личная вера и общение верующего с Богом.

2. Осознание себя, как члена поместной общины, где представлены разные люди. Причём с некоторыми могут быть разные точки зрения по ряду вопросов.

4. Признание своей деноминации, как части Вселенской церкви, куда входят верующие и из других христианских деноминаций.

Время от времени в жизни верующего человека случаются периоды, когда ему, например, очень хочется побыть одному. Это нормальное, и даже необходимое, явление, если оно не перерастает в желание остановиться, например, на первом из четырёх вышеперечисленных пунктов, проигнорировав все остальные (или какие-либо из них). Почему это происходит? Находясь в церкви, мы вынуждены встречаться с людьми, с которыми, зачастую, встречаться нам не очень хочется. Ничто не может так ранить нас, как могут это сделать люди, с которыми мы общаемся. Именно здесь мы можем получить такие болезненные раны, которые нам не нанесут ни в каком другом сообществе людей. Как известно, чем ближе человек, тем болезненнее может быть нанесённая обида. Если мы называем кого-то братом или сестрой, не просто соблюдая формальный обычай обращения, а осознавая его именно таковым, то это, с одной стороны, дает нам возможность понять, что мы вместе, а с другой, что в нашем окружении становится больше тех, кто может ранить нас особенно больно.

Существуют две крайности. Первая заключается в том, что Церковь объявляется ненужной бессмысленной организацией, время которой ушло. Вторая – провозглашение безошибочности Церкви. Некоторое время назад в нашей стране в ходу было утверждение, что партия не может ошибаться. Отдельные её члены, конечно, могут, но вот сама она нет. Этот штамп, к сожалению, часто применяется и в отношении Церкви. Это мне представляется совершенно неправильным. Не только отдельные члены и лидеры могут ошибаться, ошибается, и иногда весьма серьёзно, и сама церковь. Важно уметь, с одной стороны, видеть ценность Церкви как Тела Христова и, одновременно, не бояться признавать ошибки, которые она (то есть и мы) допускает, признавая их открыто.

Мы имеем чудесное обещание о том, что даже врата ада не смогут одолеть Церковь. Но это не значит, что решения, которые принимаются Церковью, будут всегда правильны. Означает это совершенно другое – даже не смотря на наши ошибки (иногда очень серьёзные), Бог, по милости Своей, будет хранить её. Один этот факт, как мне кажется, даёт нам понять, как много значит Церковь, насколько она важна.

В последние часы пребывания на земле, Христос собрал Своих учеников на тайную вечерю. Он призвал их быть вместе, оставил заповедь причастия, сказав при этом, что однажды будет пить с ними вино в Царстве Отца (Матф.26:29). Можно, конечно, и избегать риска, связанного с общением и с пребыванием в Церкви. Но кто не рискует, тот не пьёт новоё вино в Царстве Божием!

Зачем человеку нужна Церковь? Почему недостаточно быть просто приличным человеком? В чем отличие веры от суеверия?

Человек – это его вера

— Отец Валериан, зачем нужна человеку Церковь? Разве не самое главное, чтобы Бог был в душе человека?


— Бог в душе – это главное. Бог должен быть в душе человека. Но, увы, в душе большей частью бывает не Бог, а множество всего другого: наши страсти, наша недоброта, зависть, и прочее.

Также, когда говорят, что Церковь – это пережиток, возникает вопрос, а откуда люди вообще о вере знают? Кто хранит знание о вере, от кого мы о вере и о Боге, пусть и в душе, знаем? Церковь хранит и передает это знание. В Церкви все сокровища духовной жизни. Поэтому когда говорят, что можно верить без Церкви, то получаются суеверия, когда человек чувствует что-то, а что конкретно, не может разобраться. Я уже не говорю о том, что жизни духовной без благодати Божьей не может быть, чтобы стяжать Бога в душе, надо очень к этому стремится, очень много труда приложить, а церковная жизнь, таинства помогаю в этом деле.

В каждой области существует преемство, опыт, багаж знаний. В любых областях человек не становится самоучкой. Хочет ли он стать плотником или печником, он пользуется опытом других. В духовной же области люди, бывает, считают, что можно отбросить весь накопленный опыт и все с нуля постичь самому. Это, кстати, относится и к сектантам, которые не полностью, но частично отбрасывают духовный опыт, в частности святых отцов, и ставят вместо них себя.

— Прокомментируйте, пожалуйста, распространенное убеждение, что после смерти участь человека будет определяться не тем, какие религии он исповедовал или не исповедовал никаких, а тем, насколько приличным человеком он был в жизни, т.е. балансом его добрых и злых дел, при том, что добрым человеком может быть и неверующий.

Но это суд Божий, не нашего ума дело. Мы только верим твердо — у Бога несправедливости быть не может.


— Предположим, вы пришли в больницу, а вас там обругали. И что, вы больше не будете ходить в больницу? Медицина-то не виновата.

Возьмем, для примера, органы охраны общественного порядка. Вы попадите к некоторым из них в лапы — положат наркотик в карман и отмывайся, плати деньги или сажаем. Это же не значит, что такие структуры вообще не нужны. Такая жизнь стала. Раньше этого не было, ну так ведь люди были другие, везде были люди другие, не только в Церкви, и сейчас смущающее поведение – своего рода признак и результат жизни в нашем времени.

«Когда Божественный глагол до уха чуткого коснется,

— Неверующие, вероятно, объяснят этот подъем биологическими процессами в организме?

— Дело в том, что нервная система и духовность отличаются, как, например, ум и мозг. Мозг – это инструмент ума, так же, как нервная система – это инструмент, на который воздействует дух.

Скажите, можно ли с настроением бороться?

— Можно, хотя тяжело… То есть Вы имеете в виду, что если силой воли можно преодолеть это состояние, то оно не из категории физических, поскольку, например, боль силой воли не угасить?

— Совершенно верно. Мало того, это состояние лечится. Молитвой.

— Батюшка, а как можно объяснить, что люди, далекие от Церкви, если и допускают существование Бога, который якобы у них в душе, существование сатаны отрицают начисто — так, что даже говорить об этом серьезно невозможно.


Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире

— Некоторые люди считают, что вера – это какой-то сорт суеверия. В чем отличие веры от суеверия?

— Говорят, что сначала в России было язычество, а потом христианство. Совершенно верное утверждение, но только с той оговоркой, что язычество не только раньше у нас было. Оно и до сих пор есть. Например, ставить рюмку водки на поминках — это чистейшее примитивное язычество. Или переживать по поводу того, что кошка дорогу перебежала и верить в подобные приметы. Есть истинная вера, а есть суеверие.

В основе духовных вещей лежит духовный разум, а духовный разум обнимает все, мирской же разум — только видимое, поэтому он — как надводная часть айсберга. Подводная же часть айсберга для многих просто не существует. В земной жизни мы можем видеть только внешние события, но причины их лежат глубже, и по каким-то осколкам люди пытаются понять эти взаимосвязи, что иногда приводит к суевериям.

— Не является ли тогда преодоление жизненных препятствий сопротивлением ангелу-хранителю?

— Самое главное — стараться узнать волю Божию. Препятствия бывают двух порядков: или Господь отводит, или враг мешает. Чтобы определить Божью волю, нужен духовный опыт, время. Так один батюшка однажды хотел бросить жребий для того, чтобы определить, так или так поступить по Божьей воле. А потом задумался о том, что, может, у Бога есть и третий вариант, помимо тех двух, которые он Ему предлагает.

Беседовала Наталья Смирнова

Отец Валериан Кречетов родился в семье прот. Михаила Кречетова, претерпевшего гонения за веру и прошедшего через лагеря в г. Кеми и на Соловках. Светское образование: высшее, Московский лесотехнический институт, духовное: МДА. В 1969 году рукоположен епископом Дмитровским Филаретом. Настоятель Покровской церкви, церкви Рождества св. Пророка и Предтечи Иоанна. Почти сорок, лет являясь для духовенства и мирян примером ревности и стойкости духа, несет нелегкий крест жертвенного пастырского служения. Имеет ряд церковных наград. Автор множества статей и проповедей. Глава большой многодетной семьи .

Нередко люди смущаются от того, с чем они сталкиваются, приходя в храм. Они ожидают увидеть совершенно иную жизнь, чем то, что их окружает в мире, ощутить какую-то особую атмосферу, любовь и чистоту, а вместо этого могут нарваться на хамство, услышать замечания в свой адрес. Кого-то возмущает, что в храме продают свечи, берут деньги за требы. С церковью связано много разных суеверий. Где же тут Христос? Очень хорошо ответил на этот вопрос один известный московский священник, сравнивший Церковь с Голгофой, на которой были собраны самые разные люди: разбойники, воины, фарисеи. На первый взгляд, могло показаться, что Христа там нет — даже апостолы разуверились, испугались и убежали. Но на самом деле Христос, поруганный и распятый, был в центре этого ужаса, а с ним Богородица, апостол Иоанн, жены мироносицы. Бог был там, хотя увидеть его было очень трудно.

Прийти в Церковь и остаться в ней — значит выразить свою веру и любовь к Богу. Это непросто и требует от человека усилий. Нужно серьезно духовно потрудиться, чтобы за внешней человеческой суетой рассмотреть Христа. Но оно того стоит, потому что результатом такого духовного подвига станет ни с чем не сравнимое ощущение присутствия Божьего, духовного единения с ближними, воссоединение с Тем, кто является источником жизни, обретение подлинного счастья.

Читайте также: