Принципы педагогической технологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Принципы педагогической технологии основные положения пед. технологий, определяющие успешность осуществления пед. взаимодействия: учетуровня воспитанности детей и подростков (предъявление только таких требований, которые адекватны уровню нравственных знаний и поведения воспитанников); ориентация на отношения ребенка к окружающему миру (только отношение воспитанника к тому или иному явлению определяет степёнь нравственности или безнравственности совершаемых им действий); принцип меры (любое воздействие на воспитанника или взаимодействие с ним эффективно толькотогда, когда соблюдена мера в эмоциях, разнообразии используемых пед. средств, форм и методов); принцип динамичности пед. позиции (пед. позицииучителя и ученика, воспитателя и воспитанника подвижны и взаимообусловлены: и учитель, и ученик могут выступать то как субъекты, то как объекты взаимодействия); принцип компенсаторности (не у каждого педагога имеется в наличии вся совокупность пед. способностей, поэтому необходимо решать проблемы за счет тех пед. способностей, которые проявляются наиболее полно и ярко); принцип оригинальности и новизны воздействия требует постоянногопополнения и расширения арсенала пед. методов и средств, которые позволят каждую встречу с воспитанником сделать неординарной и запоминающейся;культурологический принцип пед. деятельности предполагает использование средств, методов и приемов в пед взаимодействии из различных смежных областей искусства, психотерапии, медицины и др.; сенсорологический принцип технологичной пед. деятельности определяет, что успешность пед. взаимодействия зависит от тех ощущений, которые его сопровождают: цвет, запахи, звуки и т.п. Разрабатываются Н.Е. Щурковой.

Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ . А.С. Воронин . 2006 .

Смотреть что такое "Принципы педагогической технологии" в других словарях:

ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — основные положения пед. технологии, определяющие успешность осуществления пед. взаимодействия: учет уровня воспитанности детей и подростков (предъявление только таких требований, к рые адекватны уровню нравственных знаний и поведения… … Педагогический словарь

Педагогические или образовательные технологии — Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как… … Википедия

ОБРАЗОВАНИЕ — функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале… … Социология: Энциклопедия

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — Педагогический принцип это основное, исходное положение, которым руководствуются при конструировании и применении педагогических технологий. В педагогической литературе описываются самые разные принципы. В данной работе представлены, как нам… … Энциклопедия педагогических технологий

ДИДАКТИКА — (от греч. didaktikos поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве,… … Российская педагогическая энциклопедия

Судебная система Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

Информационный фонд ТРИЗ — раздел теории решения изобретательских задач, разработаной Генрихом Альтшуллером. Он включает: Систему стандартов на решение изобретательских задач[1] (типовые решения определенного класса задач) и дальнейшее развитие Петров В. Обобщенные модели… … Википедия

Технологические эффекты — Технологические эффекты раздел информационного фонда ТРИЗ, являющийся частью теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Технологические эффекты[1] система различных эффектов: Физические эффекты[2]. Химические эффекты[3][1].… … Википедия

Изучение понятия педагогических технологий. Исследование ее основных принципов: научности, проектируемости, системности, целенаправленности, деятельностного подхода, управляемости, корректируемости, результативности, воспроизводимости и экономичности.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 28.10.2018
Размер файла 154,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Принципы педагогической технологии

Характеристика принципов педагогических технологий

1. Принцип научности

Этот принцип указывает на то, что всякая учебная дисциплина, учебный материал должен базироваться на современных достижениях науки. Прежде всего, этот принцип реализуется при разработке учебных программ, учебных пособий, учебников. В соответствии с принципом научности требуется ежегодное совершенствование рабочих учебных программ курсов и учебного материала, проведение проблемных занятий. Форма научности и язык науки являются существенными показателями характера изучаемых дисциплин. Значительные внимание следует уделять строгости и корректности выражения научной информации, её системы изложения и связей.

Научность в Высшей школе в первую очередь неразрывна с раскрытием закономерностей объективного мира и требует формирования межнаучных связей и взаимодействия наук.

Реализация этого принципа в Высшей школе означает также обязательное выполнение научно-исследовательских работ каждым преподавателем с привлечением студентов. Это способствует развитию у студентов способности оригинально и нестандартно принимать решение обрести навыки индивидуальной и творческой работы, умение пользоваться научной литературой и информацией, формировать у них критическое мышление, мобильность знаний, адаптивность к быстро изменяющимся ситуациям. Учебный процесс в Высшей школе динамичен и поэтому всегда требует рассмотрения не только состояния науки и техники, но и всех особенностей их современного развития.

2. Принцип проектируемости

Этот принцип характеризует одну из важнейших особенностей педагогической технологии. Принцип проектируемости означает предварительное создание документов по организации предстоящего учебного процесса - график учебного процесса; рабочий учебный план; рабочая учебная программа дисциплины; категории учебных целей дисциплины, разделов, базовых понятий; технология процесса обучения, оценки приобретенных знаний и навыков. На основе разработанных документов осуществляется учебный процесс. Соблюдение всех положений этих документов является гарантией достижения запланированных результатов. Принцип проектируемости является базовым в производственно-технической сфере: проектирование зданий и сооружений, производственных процессов изготовления изделий, и др. Значимость данного принципа можно оценить тем, что на его базе можно сформулировать определение педагогической технологии.

Педагогическая технология - это проект определенного учебного процесса разработанных с учетом соответствующих принципов, эффективно реализуемая на практике.

3. Принцип системности.

Педагогическая технология отличается тем, что он охватывает все элементы учебного процесса. В этом и заключается сущность принципа системности. Все элементы учебного процесса проектируются как одна система на основе их взаимной связи и обусловленности. При этом структура, организация и функционирование всех элементов учебного процесса стимулирует обучение студентов.

Здесь уместно подчеркнуть необходимость четкого определения понятий учебный процесс и процесс обучения. Если отождествлять эти понятия с производственной сферой, то они адекватны понятиям производственный процесс и технологический процесс (рис.1.2.). Производственный процесс состоит из двух больших составляющих: подготовка производства и технологический процесс.

Подготовка производства - это часть производственного процесса, при котором решаются вопросы научно-исследовательского обоснования, осуществляется подготовка конструкторской и технологической документации по изготовлению изделия, выполняются организационно-технические мероприятия.

Технологический процесс - это часть производственного процесса, при котором осуществляются технологические операции по изготовлению готового изделия. Аналогично производственному процессу учебный процесс также можно подразделить на две большие составляющие: подготовка учебного процесса и процесс обучения.

Подготовка учебного процесса - эта часть учебного процесса, при котором разрабатывается график и рабочий учебный план, составляется расписание занятий, разрабатывается рабочая учебная программа дисциплины, учебный методический материал и др.

Процесс обучения - эта часть учебного процесса, при котором осуществляется усвоение знаний, навыков и оценка их качества.

Рис.1.2 Тождественность учебного и производственного процессов

Системный подход является базовым, одним из основных отличительных признаков педагогической технологии от других подходов к обучению. Это полностью подтверждается определением педагогической технологии как науки данное международной авторитетной организацией ЮНЕСКО.

4. Принцип целенаправленности

Учебный процесс должен быть целенаправленным. Цель как закон должен определять характер и способ действий человека. Для этого устанавливаемая цель должна быть конкретной и измеряемой. Именно этим отличается педагогическая технология, основанная на идеях бихевиоризма. Особенностью этого направления в психологии является безусловное признание однозначности связи стимуляцией организма и его реализацией на эту стимуляцию.

Бихевиоризм не изучает внутренние процессы в организме, происходящие в процессе обучения, а только анализирует внешне наблюдаемые процессы (то есть конечный результат), ограничивается изучением связей между стимулами и решениями. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в разработку категории действия, которое в прежних концепциях рассматривалась только в качестве внутреннего акта или процесса. Бихевиоризм расширил область психологии, включив в нее также внешние реакции.

Основоположниками биохевиоризма были Дж.Уотсон, Э.Торндайк, С.Пресси, Б.Скинер.

Значение принципа целенаправленности в педагогической технологии адекватно значению скелета в живом организме. Значение этого принципа трудно переоценить вообще для процесса обучения. Достаточно привести одно из распространенных определений обучения:

В педагогической технологии формирование целей осуществляется на основе системного подхода от общего к частному. В первую очередь определяется роль настоящей дисциплины в подготовке определенного специалиста. При этом используется государственный образовательный стандарт. На основе этого общие учебные часы дисциплины - трудозатраты дифференцируют по видам учебных занятий: лекции, практические (семинарские), лабораторные, самостоятельные работы. После чего осуществляется формирование учебных целей: цель изучения дисциплины, цель изучения разделов и отдельных тем (модулей), цель изучения базовых понятий каждой темы (рис.1.3).

Учебная цель должна пониматься однозначно

5. Принцип деятельностного подхода

В принципе учебная деятельность должна быть зеркальном отображением производственной деятельности специалиста. Степень их соответствия и определяет качество подготовки специалиста.

6. Принцип управляемости

Педагогическая технология гарантирует достижения запланированных результатов обучения. Достигнуть этого возможно только тогда, когда процесс обучения управляемый. В этом заключается значимость принципа управляемости. Управление способствует осуществить в запланированном режиме процесс, реализацию программы достижения целей обучения. Данный принцип предполагает возможность многоэтапной диагностической проверки текущих результатов обучения. Управление процессом обучения в основном осуществляется использованием диагностических тестов в период всего процесса обучения. Использование диагностических тестов обеспечивает обратную связь в процессе обучения. Анализ результатов обратной связи представляет возможность управлять процессом обучения на основе варьирования средствами, методами с целью достижения запланированных результатов. Принцип управляемости позволяет систематически корректировать процесс и тем самим результаты обучения.

Качественное управление процессом обучения качественно спроектированного учебного процесса гарантия достижения запланированных результатов.

7. Принцип воспроизводимости.

Очевидно, что это возможно на основе разработанной учебной документации отвечающим тождественным требованиям разработки технологической документации в производственно-технической сфере. В этих целях, то есть для обеспечения воспроизводимости педагогической технологии разрабатываются педагогико-технологические карты. Эти документации разрабатывается по каждой теме (модулю) учебной дисциплины.

Принцип воспроизводимости - означает возможность многократного повторения педагогической технологии на основе использования педагогико-технологических карт.

Таким образом, принцип воспроизводимости характеризует суть педагогической технологии, возможность её использования многократно, многими преподавателями, в различных группах, при гарантии запланированного результата обучения.

8. Принцип эффективности

Данный принцип указывает на то, что педагогическая технология гарантирует достижения запланированных результатов с оптимальными затратами. Эффективность учебного процесса достигается реализацией принципов педагогической технологии: научности, проектируемости, системности, целенаправленности, деятельностного подхода, управляемости, воспроизводимости.

Оптимальному учебному процессу присуще:

· целенаправленное, системное проектирование учебного процесса, на основе анализа и оптимизации всех его элементов.

· уровень усвоения знаний и навыков оптимизирован путем точного установления категорий учебных целей на основе государственных образовательных стандартов. Этим обеспечивается доступность обучения и выполнение учебных программ.

· обеспечена систематичность, последовательность и прочность усвоения знаний и навыков вследствие наличия систематического диагностического тестирования и управляемости процессом обучения, использованиям современных информационных средств.

· использование личностно-ориентированных технологий обучения обеспечивает активизацию обучающихся, развитию личности, оптимальному использованию учебного времени.

· экономичность в педагогической технологии обеспечивается возможностью по один раз разработанной учебной документации многократно осуществлять учебный процесс.

Общая структура педагогической технологии

Педагогическая технология проектируется в соответствии со своими принципами, ведущими педагогами, наделенными необходимыми природными способностями и имеющий достаточный опыт преподавательской работы. Принципы педагогической технологии позволяют создать учебный процесс, который реализуется как воспроизводимый обучающий цикл.

Общая структура педагогической технологии, реализуемая в виде воспроизводимого обучающегося цикла, представлена на рис.1.4. Основными элементами педагогической технологии являются:

§ разработка максимально уточненных учебных целей, установление критериев их измерения и оценки;

§ разработка и точное описание учебного процесса направленное на достижение учебных целей;

§ ориентация всего учебного процесса на гарантированное достижение результатов обучения.

Практика разработки педагогической технологии показывает, что для выработки максимально уточненных учебных целей целесообразнее всего пользоваться таксономией американского ученого-педагога Б.Блума. Установление критериев измерения и их оценка осуществляется с помощью разработанных диагностических тестов. При этом важным является установление минимального уровня усвоения каждого учебного материала. Достижения учебных целей возможно только тогда, когда весь учебный процесс направлен на это.

Направление учебного процесса на достижение учебных целей начинается с разработки учебного плана. В первую очередь необходимо точно установить роль каждой дисциплины учебного плана в подготовке специалиста. Это выполняется на основе государственных образовательных стандартов и тщательного анализа производственной деятельности специалиста. В зависимости от роли учебной дисциплины в подготовке специалиста устанавливаются соотношения видов занятий - лекционных, практических (семинарских) - лабораторных - самостоятельной работы.

Для профилирующих дисциплин объем отводимых учебных часов на практические и лабораторные занятия должны превышать лекционные часы, так как здесь важным является приобретения знаний на уровне применения, анализа, синтеза, оценки. То есть необходимым является овладения навыками, необходимыми в профессиональной деятельности. Для других видов учебных дисциплин соотношения видов занятий планируется в других пропорциях.

Наряду с этим на эффективность организации современного учебного процесса в Высшей школе влияет оптимизация соотношений между аудиторными часами и часами отводимые на самостоятельную работу.

С возрастанием курса обучения навыки и необходимость самостоятельной работы возрастает. Это связано с тем, что с возрастанием курса обучения возрастают требования по формированию навыков, выполнения работ связанные с профессиональной деятельностью специалиста.

Следующим фактором, влияющим на эффективную организацию учебного процесса, является оптимизация учебного графика. С точки зрения эффективности процесса обучения минимальным количеством аудиторных часов отведенные на одну неделю считается четыре часа. Для учебных дисциплин имеющих меньшее количество недельных аудиторных часов рекомендуется блочная организация учебного процесса. В достижении учебных целей особое место отводится в эффективной организации процесса обучения, как важной составляющей учебного процесса. Эффективным считаются личностно-ориентированные технологии обучения. Эти технологии обучения создают условия для усвоения дисциплин на уровне природных способностей каждого человека, способствует развитию личности.

Гарантированное достижение запланированных результатов обучения достигается технологичностью организации и управляемостью процессом обучения.

Качество процесса обучения обеспечивается систематичностью проведения текущего диагностического тестирования приобретаемых знаний и навыков в процессе всего обучения, проведением необходимого корректирования процесса обучения средствами и методами современных педагогических технологий. Достижение запланированных результатов оценивается итоговым контролем.

Педагогическая технология обладает всеми признаками технологичности свойственным процессам в производственно-технической сфере, в том числе возобновляемостью, которое обеспечивается использованием разработанной педагогико-технологической картой. Поэтому в педагогической технологии становится возможным планирование и гарантирование достижения результатов обучения.

Отличительными особенностями и достоинствами педагогической технологии являются:

§ постановка максимально уточненных целей;

§ воспроизводимость учебного процесса;

§ обеспечение непрерывной обратной связи, коррекции учебного процесса, наличие обучающего цикла;

§ планирование результатов обучения и гарантия их достижения.

Литература

педагогический научность управляемость системность

Подобные документы

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. Сущность деятельностного подхода в педагогике. Основные понятия и принципы как составная часть деятельностного подхода.

контрольная работа [30,2 K], добавлен 06.07.2008

Концепция системно-деятельностного подхода к обучению. Система работы и достижения качественных результатов учебной деятельности. Использование воспитателями и специалистами современных развивающих технологий с позиции системно-деятельностного подхода.

реферат [34,0 K], добавлен 13.12.2014

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: дидактические принципы и технологии. Роль деятельностного метода обучения в реализации современных образовательных целей. Содержание и формы обучения в технологии данного подхода.

реферат [30,7 K], добавлен 21.10.2013

Понятие и теория педагогической технологии. Исторические корни технологий воспитания и обучения. Структура и основные качества современных педагогических технологий, их классификация. Технологии воспитания и обучения в Хуциевской СОШ Кизлярского района.

курсовая работа [107,8 K], добавлен 19.01.2012

Изучение мотивации как одного из важнейших компонентов педагогической деятельности. Исследование задач и целей педагогики. Определение основных составляющих педагогической культуры. Характеристика средств и способов педагогических воздействий на учащихся.

реферат [25,4 K], добавлен 03.02.2016

Педагогические технологии как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Сущность, виды педагогических технологий. Взаимосвязь педагогических технологий с педагогическим мастерством. Технология, стадии педагогического общения.

реферат [17,9 K], добавлен 11.10.2010

Исследование биографии и творческого пути чешского педагога Яна Амоса Коменского. Анализ проблем развития способностей и одаренности в его педагогической теории. Изучение основных педагогических идей и требований к обучению, дидактических принципов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основные принципы педагогических технологий

Автор Новикова А.А.

Принципами называют основные исходные положения определенной теории, науки в целом. Они представляют собой основные требования, предъявляемые к чему-либо.

Педагогические принципы являются основными идеями, следование которым дает возможность наилучшим образом достигать имеющихся педагогических целей.

Рассмотрим основные принципы педагогических технологий и некоторые не предметные, а общие технологии обучения, которые в традиционной педагогике называют активными методами обучения: проблемное, программированное, адаптивное, модульное, суггестивное обучение, деловые игры. Это технологии обучения, основанные на научном подходе, диагностичной конкретной цели, исследовании и проектировании познавательной деятельности учащихся и прочих особенностях, присущих педагогическим технологиям. Эти технологии обучения основаны на том или ином дидактическом методе, могут использоваться и все общедидактические методы.

Педагогические технологии используют общеизвестные дидактические принципы. Но педагогические технологии имеют и свои, присущие именно им принципы. Таковыми являются:

1. Принцип целостности , т.е. единство обучения, воспитания и развития, с одной, стороны, и системность, с другой. При этом системность понимается как в плане преподнесения самой учебной дисциплины, так и в широком смысле, в плане целостной системы образования со всеми ее частями.

2. Принцип фундаментальности , т.е. сущностный подход, основанный на обучении крупными блоками, базовому, основному содержанию, учебной дисциплины. Фундаментализацию обучения обычно понимают, как обучение естественно-математическим дисциплинам. Но каждая дисциплина содержит в себе базовую сущностную информацию, на основе которой можно расширять знания в данной области, постоянно пополнять их самостоятельно, т.е. в каждой дисциплине есть те знания, которые образуют ее фундамент.

Кроме того, сущностный подход в обучении следует рассматривать не только в плане одной учебной дисциплины, но обязательно в плане межпредметных связей с нацеленностью на подготовку выпускника средней школы как широко развитой личности. Сущностный подход неразрывно связан с обучением крупными блоками, которые снижают нагрузку на память и расширяют границы мышления.

Таким образом, сущностный подход является основой фундаментализации. Он предполагает синергетический подход на основе синтеза естественных, гуманитарных и технических наук.

3. Принцип культуросообразности этот принцип означает, что обучать следует соответственно современному уровню развития культуры. В наши дни для обучения далеко не достаточно учителя. Нельзя не учитывать современных возможностей обучения: компьютеры, средства мультимедиа и в целом уровень культуры, в том числе и экономической. От школы требуется подготовка такой личности, которой придется приспосабливаться к часто изменяющимся факторам современного мира.

4. Принцип гуманизации можно рассматривать как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учеников между собой и с учителями, когда педагогический процесс основывается на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

5. Обучать, исследуя; исследовать, обучая . Этот принцип, с одной стороны, требует от каждого учителя школы проводить исследования в области своей науки, привлекая к ним учащихся. С другой стороны, учитель разрабатывает технологию обучения, апробирует ее в учебном процессе, наблюдает, вносит коррективы, если это необходимо, т.е. исследует ее в течение учебного процесса. Эти две стороны преподавательской деятельности чрезвычайно важны как для повышения своего профессионального и педагогического мастерства, так и для подготовки учащихся к творческой профессиональной деятельности в разных сферах.

6. Принцип непрерывности образования , т.е. подготовка выпускников к необходимости совершенствовать свои личностные и профессиональные качества в течение всей жизни. Научить на всю жизнь нельзя, т.к. информация меняется и постоянно дополняется. Следовательно, этот принцип предусматривает, что учитель в своей технологии уделит достаточно внимания самостоятельной работе учащихся, строя свою технологию с учетом дидактического принципа перехода от обучения к самообучению.

7. Деятельностный подход предусматривает такую, технологию обучения, которая строится на дидактическом принципе связи теории с практикой. Знания приобретаются только в процессе деятельности, поэтому важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они смогли применять полученные знания. Невостребованные знания, как известно, забываются.

8. Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов. Правила осуществления принципа природосообразности включают в себя такие: педагогический процесс строить по возрастным и индивидуальным особенностям учеников; знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности учеников, опираться на них в случае организации воспитательных отношений; направлять педагогический процесс на формирование самовоспитания, самообразования, самообучения учеников.

9. Принцип демократизации заключается в предоставлении участникам педагогического процесса некоторых свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.

Принципы обучения являются основным ориентиром в преподавательской деятельности, мостом, который соединяет теоретические представления с педагогической практикой.

Принципы обучения всегда отражают зависимость между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении.

Оригинальное проявление дидактической мысли XX века, выстроенное на различных концептуальных основаниях, привело к появлению педагогических технологий.

Основой принципа воспитывающего обучения являются личностные характеристики, которые влияют на мыслительный и эмоциональный процесс учащихся.

При конструировании учебного процесса в рамках педагогических технологий важно учитывать не только воспитательные моменты, но и принцип развивающего обучения. У учащихся должно происходить развитие в интеллектуальной, эмоциональной, волевой и мотивационной сферах.

Важнейшей задачей принципа стопроцентной обратной связи является предоставление возможности всем ученикам на каждом уроке сообщать о своем успехе, то есть на каждом уроке каждый ученик должен быть проверен по узловым знаниям учебного материала.

Принцип стопроцентной обратной связи стимулирует ученика готовиться к каждому уроку. Его эффективно реализовывали педагоги-новаторы В.Ф. Шаталов, С.Д. Шевченко и др.

Принцип стопроцентной обратной связи легко позволяют реализовать такие виды опросов, как тест с обратной связью, взаимоконтроль, воспроизведение опорных сигналов, магнитофонный опрос и др.

Принцип регулярного повторения предполагает несколько толкований:

1. При первой встрече с материалом его желательно повторить пять-шесть раз: 1) объяснение учителем нового материала; 2) повторение учителем этого материала кратко по опорным сигналам; 3) повторение учеником учебного материала дома по учебнику с использованием опорных сигналов; 4) воспроизведение опорных сигналов учениками на уроке письменно; 5) взаимоконтроль, когда половина класса говорит, а половина слушает; 6) устный ответ у доски, все ученики слушают выступление одного (система В.Ф. Шаталова). При таком количестве повторений каждый ученик будет знать если не весь материал, то основные опорные мысли, что иногда и требуется.

2. Периодически, через два-три урока, необходимо возвращаться к пройденному материалу и его повторять. Проблема нехватки времени решаема: если сконцентрировать внимание на опорных, основных мыслях, то появляется резерв времени.

3. Начало учебного года нужно начинать с повторения пройденного в прошлом году материала. Все, к чему не возвращается память человека, уходит в подсознание, забывается.

Принцип оптимального психического напряжения относится и к ученикам, и к педагогам. Ученик не развивается при недостаточном психическом напряжении. Если же учитель на уроке старается все сделать сам, то это приводит к его психическому перенапряжению. То есть желательно передать ученику как можно больше полномочий. Технологии, использующие систему ученик – учитель, систему взаимоконтроля, взаимного диктанта, работы по цепочке, реализуют принцип оптимального психического напряжения.




Принцип максимального участия учеников в учебном процессе предполагает включение школьников в различные виды деятельности: взаимоопрос, ученик ведет опрос всего класса, консультанты ликвидируют пробелы и т.д.

Принцип ориентации на зону ближайшего развития реализует разумный подход в обучении и воспитании. Если ребенок не может сейчас выполнить упражнение, то необходимо снизить уровень до возможностей ребенка.

Принцип объединения педагогов и учащихся едиными целями по созданию условий становления самоактуализирующейся личности состоит в том, что цели и задачи технологии не должны навязываться ученикам, а должны ими приниматься.

Отечественный опыт имеет много разнообразных технологий, работающих в этом направлении: система А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Д. Шевченко, В.Ф. Шаталова и многих других.

Вывод: главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.

Далее идет специальная переработка содержания и собственно организация учебного процесса.

1. Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии. М.: Издательство Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. С.141–142.

2. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. М.: Дрофа, 2003.

3. Колесникова И.А. Педагогическая деятельность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999. 242 с.

4. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. М.: Высшая школа, 2004. 157 с.

5. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебн.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. 176 с.

6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005. 368 с.

7. Глассер У. Школа без неудачников. М.: Прогресс, 1991. 322 с.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие толкования понятия технология обучения существуют в настоящее время?

2. Назовите структурные компоненты образовательной технологии.

3. Чем отличаются современные технологии от традиционных способов обучения и как они соотносятся с ними?

4. Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий?

5. Каковы основные признаки и принципы педагогических технологий?

Оригинальное проявление дидактической мысли XX века, выстроенное на различных концептуальных основаниях, привело к появлению педагогических технологий.

Основой принципа воспитывающего обучения являются личностные характеристики, которые влияют на мыслительный и эмоциональный процесс учащихся.

При конструировании учебного процесса в рамках педагогических технологий важно учитывать не только воспитательные моменты, но и принцип развивающего обучения. У учащихся должно происходить развитие в интеллектуальной, эмоциональной, волевой и мотивационной сферах.

Важнейшей задачей принципа стопроцентной обратной связи является предоставление возможности всем ученикам на каждом уроке сообщать о своем успехе, то есть на каждом уроке каждый ученик должен быть проверен по узловым знаниям учебного материала.

Принцип стопроцентной обратной связи стимулирует ученика готовиться к каждому уроку. Его эффективно реализовывали педагоги-новаторы В.Ф. Шаталов, С.Д. Шевченко и др.

Принцип стопроцентной обратной связи легко позволяют реализовать такие виды опросов, как тест с обратной связью, взаимоконтроль, воспроизведение опорных сигналов, магнитофонный опрос и др.

Принцип регулярного повторения предполагает несколько толкований:

1. При первой встрече с материалом его желательно повторить пять-шесть раз: 1) объяснение учителем нового материала; 2) повторение учителем этого материала кратко по опорным сигналам; 3) повторение учеником учебного материала дома по учебнику с использованием опорных сигналов; 4) воспроизведение опорных сигналов учениками на уроке письменно; 5) взаимоконтроль, когда половина класса говорит, а половина слушает; 6) устный ответ у доски, все ученики слушают выступление одного (система В.Ф. Шаталова). При таком количестве повторений каждый ученик будет знать если не весь материал, то основные опорные мысли, что иногда и требуется.

2. Периодически, через два-три урока, необходимо возвращаться к пройденному материалу и его повторять. Проблема нехватки времени решаема: если сконцентрировать внимание на опорных, основных мыслях, то появляется резерв времени.

3. Начало учебного года нужно начинать с повторения пройденного в прошлом году материала. Все, к чему не возвращается память человека, уходит в подсознание, забывается.

Принцип оптимального психического напряжения относится и к ученикам, и к педагогам. Ученик не развивается при недостаточном психическом напряжении. Если же учитель на уроке старается все сделать сам, то это приводит к его психическому перенапряжению. То есть желательно передать ученику как можно больше полномочий. Технологии, использующие систему ученик – учитель, систему взаимоконтроля, взаимного диктанта, работы по цепочке, реализуют принцип оптимального психического напряжения.

Принцип максимального участия учеников в учебном процессе предполагает включение школьников в различные виды деятельности: взаимоопрос, ученик ведет опрос всего класса, консультанты ликвидируют пробелы и т.д.

Принцип ориентации на зону ближайшего развития реализует разумный подход в обучении и воспитании. Если ребенок не может сейчас выполнить упражнение, то необходимо снизить уровень до возможностей ребенка.

Принцип объединения педагогов и учащихся едиными целями по созданию условий становления самоактуализирующейся личности состоит в том, что цели и задачи технологии не должны навязываться ученикам, а должны ими приниматься.

Отечественный опыт имеет много разнообразных технологий, работающих в этом направлении: система А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Д. Шевченко, В.Ф. Шаталова и многих других.

Вывод: главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.

Далее идет специальная переработка содержания и собственно организация учебного процесса.

1. Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии. М.: Издательство Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. С.141–142.

2. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. М.: Дрофа, 2003.

3. Колесникова И.А. Педагогическая деятельность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999. 242 с.

4. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. М.: Высшая школа, 2004. 157 с.

5. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебн.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. 176 с.

6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005. 368 с.

7. Глассер У. Школа без неудачников. М.: Прогресс, 1991. 322 с.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие толкования понятия технология обучения существуют в настоящее время?

2. Назовите структурные компоненты образовательной технологии.

3. Чем отличаются современные технологии от традиционных способов обучения и как они соотносятся с ними?

4. Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий?


Педагогический процесс, выстроенный на осознанной основе тех или иных педагогических технологий, строится на определённых принципах (П.Ф. Каптерев).

Педагогический такт как принцип педагогической деятельности включает в себя высокую гуманность, уважение к субъекту, справедливость, выдержку и самообладание в отношении к коллегам и воспитанникам. Педагогический такт является мерой профессионального поведения педагога.

Сочетание требовательность и уважения к личности воспитанников – это общепедагогический принцип. Личностно-ориентированная и гуманная педагогическая деятельность прежде всего направлена на уважение к каждой личности, на учёт уникальности и неповторимости. Уважая личность, ей предъявляют всё более высокие требования, которые способны выводить личность на более высокий уровень собственного развития и самореализации.

Скрытая педагогическая позиция – принцип, предполагающий, что только педагогическое влияние будет результативным, когда в подавляющем большинстве случаев позиция педагога не является открытой и демонстративной. У личности формируется установка, что он до всего доходит самостоятельно. Педагог поддерживает, консультирует, стимулирует, вдохновляет.

Разнообразие форм и средств. Любая педагогическая технология предполагает постоянный поиск и развитие данной технологии – только тогда она будет эффективной и результативной.

Опора на положительное и создание ситуации успеха. Взаимодействие на основе создания ситуации успеха и положительного подкрепления становится основой всей современной отечественной педагогики.

Учёт уровня общей воспитанности и обученности личности. Нельзя определить задачи обучения и воспитания, не зная, на каком уровне этих характеристик находится личность. Завышение задач делает их малодоступными, занижение – неинтересными, не дающими возможностей для ускорения развития.

Учёт уровня развития коллектива. В отношении любой нравственной нормы и ценности необходима длительная и кропотливая работа как с отдельной личностью, так и со всем коллективом. Любое педагогическое требование проходит определённые этапы в своей динамике, которые нецелесообразно пропускать.

Развитие творческого потенциала воспитанника и педагога. Если педагогическое общение построено как взаимодействие, то в нём раскрывается и совершенствуется потенциал каждого участника. Взаимодействие – процесс двухсторонний, следовательно, любая педагогическая технология может быть интересной и современной, если представлены возможности в одинаковой степени целостного раскрытия как педагога, так и воспитанника.

Педагогическая технология опирается на достижения педагогической и технологической науки, то в совокупности может определять следующие принципы.

Принцип научности – всякая учебная дисциплина, учебный материал должен базироваться на современных достижениях науки. Этот принцип реализуется при разработке учебных программ, пособий, учебников, при выполнении научно-исследовательских работ.

Принцип проектируемости – означает предварительное создание документов по организации учебного процесса (график учебного процесса, рабочий план, программа дисциплины и т.д.).

Принцип системности – охватывает все элементы учебного процесса. Они проектируются как одна система на основе их взаимной связи и обусловленности.

Читайте также: