Какие процессы формируют потенциальную опасность территориальной целостности россии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Отражение самой важной и судьбоносной проблемы каждого государства на современном этапе - обеспечение территориальной целостности. Анализ факторов, влияющих на территориальную целостность государства. Современная система международных отношений.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 04.03.2019
Размер файла 24,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Бакинский государственный университет (Азербайджан, Баку)

Факторы, влияющие на территориальную целостность государства

кандидат политических наук

доцент кафедры международных отношений

Статус суверенного независимого государства предусматривает определенные аспекты, которые позволяют ему осуществлять независимое существование. Современная система международных отношений претерпевает коренные изменения, которые, главным образом, отражаются на развитии государства. Происходящие политические события, борьба крупных держав за политическое, экономическое превосходство, непрекращающиеся конфликты стали причиной реальной угрозы безопасности государства. Самой значимой и важной угрозой, перед которой стоят сегодняшние страны, - угроза территориальной целостности. Международно-правовые нормы, призванные обеспечивать защиту территориальной целостности государства, зачастую не в состоянии решить эту проблему. Сегодня политические амбиции и претензии государств друг другу влияют на положение государства в системе международных отношений. В сложившейся международной ситуации вопрос территориальной целостности, как никогда, является актуальным в мировой политике.

В связи с этим целесообразным является исследование факторов, влияющих на территориальную целостность государства. Определение этих факторов позволит, возможно, более четко объяснить процессы, происходящие сегодня на международной арене.

Наиболее важным фактором, на наш взгляд, в первую очередь, является исторический фактор. Анализ истории образования государств позволяет сделать определенные выводы, связанные с тем, что государство образовано на конкретных условиях и закономерностях. Границы того или иного государства, главным образом, определялись силой и мощью страны. Государство, претендующее на статус великого, путем захватов, военной силой и угрозой территории других стран, увеличивая свои территории, образовывало большие государства, империи. Тем самым вопрос территориальной целостности основывался и решался лишь на силе угрожающей стороны. К таким примерам можно отнести образование Римской империи, Арабского Халифата, Османской империи, Французской, Британской, Российской, Австро-Венгерской империй. Но развал империй после Первой мировой войны и создание Версальско-Вашингтонской системы международных отношений утвердил политическую карту мира, которая провозгласила и утвердила образование новых независимых государств. Однако, это не решило вопроса обеспечения безопасности границ, поскольку были страны, которых не устраивали решения Версальской системы, и территориальная целостность государства вновь стала угрожающим вопросом в мировой политике.

Провоцирование Второй мировой войны и попытка восстановления Германской империи вновь стало причиной перекраивания политической карты мира. Разгром гитлеровской Германии и создание Потсдамской системы международных отношений на некоторое время обеспечили сохранение политической стабильности на международной арене и вопрос обеспечения территориальной целостности государства, в некоторой степени, был решен.

При существовании двуполярной системы международных отношений и баланса сил, фактически, вплоть до 90-х годов ХХ века, вопрос территориальной целостности государств не стоял так остро. Однако, конец Холодной войны, последствием которого стал распад СССР - главной силы, обеспечивающей баланс сил в системе международных отношений, стал причиной нового изменения политической карты мира и вопрос территориальной целостности государства вновь стал актуальным.

Территориальные притязания государств, основанные на исторических истоках, усугубили международное политическое положение. Множество конфликтов, объектом которых является именно территория государства, способствует постоянному напряженному положению в современном мире. В сложившейся ситуации территориальный фактор тормозит и усугубляет решение глобальных экономических, экологических и других важных проблем, стоящих сегодня перед человечеством.

Почему именно исторический фактор следует считать значимым в вопросе обеспечения территориальной целостности. Причины большей части современных межгосударственных конфликтов современности аргументируются именно исторической принадлежностью конкретной территории конкретному государству. Каждая сторона в конфликте, доказывая свое право владения территорией, парирует именно историческими материалами, документами, договорами, из которых следует, что данная территория принадлежала именно этой стороне. И, следует отметить, фактически, именно исторический фактор становится решающим в разрешении конфликта и принятия международных резолюций. Однако, исторический фактор не всегда устраивает государство, которое, несмотря на исторические данные, все же претендует на “лакомый кусок”.

Следует также отметить, что решения сегодняшних конфликтов, имеющие, конечное же, исторические корни, зависят не только от истории. Сегодня большое значение придается мнению и позиции таких участников международных отношений, как ООН, ЕС, позиция ведущих держав: США, России, а также позиции ведущих региональных держав. И, увы, их позиция не всегда соответствует реальной истории конфликта и, соответственно, их позиция вызывает негативное отношение одной из сторон конфликта. Эта ситуация, зачастую, и объясняет причину затягивания, и даже замораживания конфликтов. Политика двойных стандартов, к которой часто прибегают ведущие державы и другие участники международных отношений, также вызывает негодование конфликтующих сторон, что также осложняет и без того сложную ситуацию.

Примером изложенной ситуации служат и конфликты на постсоветском пространстве. Желание ущемленных историей в своих правах народов к самоопределению стало их причиной. “Советская национальная политика не всегда способствовала развитию культуры, языка, традиций. Нарушалась территориальная и национальная целостность народов. Во имя общего порой ущемлялось частное. Негативную роль сыграло и преждевременное провозглашение новой исторической общности - “советского народа” [1].

В этой политике достижения различных народов, живших в СССР, приписывались общим достижениям. Каждая республика, входившая в СССР, не имела возможности пользоваться владеющими ресурсами по своему усмотрению (нефть, газ). Все находилось в ведении центрального руководства.

“На Кавказе, а также в Средней Азии отчетливо проявляются конфликты горизонтального типа, которые носят кровавый характер. Достаточно вспомнить “ферганскую трагедию” - погром турок-месхетинцев в Узбекистане, не менее драматические события в киргизском городе Оше, где жертвой стали узбеки или вооруженные осетино-ингушские столкновения в Назрани. Конфликт в Нагорном Карабахе перерос в настоящую войну между Азербайджаном и Арменией, как и вооруженный конфликт между Абхазией и Грузией” [1].

Следует также отметить и сталинские депортации, в результате которых народы насильственно переселялись с исторических мест, в результате чего ущемлялись и коренные народы, где поселялись переселенцы.

Таким образом, следует с уверенностью утверждать, что исторический фактор весьма важен и влияет на политику государства в вопросе обеспечения территориальной целостности.

Не менее значимым фактором, влияющим на территориальную целостность государства, которое требует определенного внимания, - это концепция национальной безопасности страны, призванная обеспечивать безопасность государства во всех направлениях, и в первую очередь, обеспечение безопасности ее территорий. Свидетельством этому является Распоряжение Президента Азербайджанской Республики “Об утверждении Концепции национальной безопасности Азербайджанской Республики” [2].

Данная Концепция определяет цели, принципы и подходы политики, направленной на защиту независимости Азербайджанской Республики, ее территориальной целостности, конституционного строя, национальных интересов народа и страны от внутренних и внешних угроз.

Национальная безопасность, как правило, предусматривает безопасность существования нации. И государство, определяя концепцию национальной безопасности, ставит перед собой целью защиту ценностей, которые дороги и бесценны для нации. И самой главной ценностью для любого народа является территория государства, а обеспечение территориальной целостности - главной приоритетной задачей государственной политики.

В концепции национальной безопасности Азербайджанской Республики предусмотрено обеспечение безопасности внешнеполитическими средствами. В частности, отмечается, что “территория Азербайджанской Республики едина, неприкосновенна и неделима” [2].

В этой связи Концепция, отражая главный приоритет государственной политики, отмечает, что “одной из важнейших задач политики национальной безопасности Азербайджанской Республики является восстановление ее территориальной целостности с использованием всех закрепленных в международном праве средств. Захват территорий и этнические чистки противоречат общечеловеческим и европейским ценностям, а также принципам и идеям мира, демократии, стабильности и регионального сотрудничества” [2].

На современном этапе развития международных отношений человечество столкнулось с такими проблемами как терроризм, этнический сепаратизм, организованная преступность, истощение природных ресурсов, увеличение численности населения на земном шаре, экологическая проблема и другие. В сложившейся весьма сложной обстановке, в условиях углубления глобальных процессов, которые сопровождаются отрицательными настроениями и неоднозначной реакцией со стороны различных государств, территориальный фактор во внешней политике стран все больше становится предметом на международной повестке дня.

Военная доктрина государства также отражает стратегически важный государственный приоритет страны в политике обеспечения территориальной целостности.

На современном этапе, учитывая наличие ядерного оружия и обладания им многих государств, вопрос обеспечения территориальной целостности еще более осложняется. В силу этого решение этой судьбоносной для каждого государства проблемы дипломатическими, международно-правовыми средствами является наиболее приемлемой. Но, наблюдая за тем, что сегодня международное право не в состоянии остановить конфликты, и их количество не уменьшается, перед всеми участниками международных отношений поиск оптимальных путей решения этого вопроса как никогда актуален и стратегически важен.

Таким образом, можно сделать вывод, что среди всех факторов, исследованных выше, и влияющим на территориальную целостность государства, самым важным и решающим является государственный интерес.

Исторический фактор в развитии государства, и концепция национальной безопасности, и военная доктрина страны - все эти факторы отражают именно государственный интерес. И обеспечивая его, государство использует все внешнеполитические средства для достижения своего интереса и занятия достойного и выгодного места в системе международных отношений. И порой, даже выходя за рамки международно-правовых норм, государство позволяет себе превысить общие нормы международного сосуществования в своих целях. И если эти цели противостоят целям стабильного положения и нарушения главного закона системы международных отношений - баланса сил - это, естественно приводит к столкновениям, чреватым конфликтами, и противостоянию между участниками системы.

Список использованных источников

территориальный целостность государство

2. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики “Об утверждении Концепции национальной безопасности Азербайджанской Республики” от 23 мая 2007 года за № 2198 // Газета “Азербайджан”. - 24 мая 2007. - № 112.

5. Правовой статус территорий в вооруженном конфликте // Право и современность: Сборник научно-практических статей. - М.: Саратовский юридический институт МВД России, 2009. - Вып. 4. - Ч. 2. - С. 97-101.

6. О понятии территориальная целостность государств, как основном объекте преступлений против государства // Международное уголовное право и международная юстиция. - М., 2010. - № 1. - С. 3-7.

8. Правомерные способы изменения государственной границы // Международное право - International Law. - M., 2009. - № 4. - С. 5-13.

Подобные документы

Понятие и содержание целостности государства. Современная проблематика государственной целостности РФ. Понятие и сущность угроз национальной безопасности. Государственное обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях.

курсовая работа [49,1 K], добавлен 21.02.2015

Разнообразие государств, их общие черты, свойства. Признаки государства как особой формы организации общества, имеющей публичную политическую власть, территориальную организацию населения, государственный суверенитет. Взаимодействие государства и права.

курсовая работа [32,4 K], добавлен 06.09.2015

Политическая, правовая и социально-экономическая целостность государства. Конституционные гарантии социально-экономической целостности России. Неприкосновенность территорий. Несоответствия между Конституционным законодательством и законами регионов.

курсовая работа [44,3 K], добавлен 23.04.2014

Проблема правового государства. Принцип разделения властей как конституционный политический и институциональный принцип. Основополагающие факторы правового государства. Изъяны административной реформы. Обеспечение территориальной целостности страны.

реферат [34,7 K], добавлен 22.09.2012

Президент РФ в системе разделения властей. Полномочия Президента РФ по обеспечению безопасности государства от внутренних и внешних угроз и непосредственному руководству органами государственной безопасности. Охрана государственной целостности.

контрольная работа [27,4 K], добавлен 07.11.2013

Основные проблемы возникновения, природы, сущности государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук. Задачи и функции теории государства и права как науки на современном этапе, ее предмет и особенности методологии.

курсовая работа [271,5 K], добавлен 10.11.2014

Правовое положение государства в международном гражданском обороте. Основные виды гражданских правоотношений с участием государства. Понятие иммунитета государства, история его возникновения и развития. Анализ основных теорий иммунитета государства.

Я считаю это маловероятным, на сегодняшний день. Перевооружение российской армии можно считать удачным, Вооружённые силы получили и продолжают получать новейшее вооружение. При этом не забываем про ядерный чемоданчик главы государства. Да, в армии есть ещё проблемы, но и страна огромная.

Но дело не только в этом. Воевать - дорого, результат вполне может оказаться крайне нежелательным. Зачем? На Западе хорошо умеют считать деньги. Очень хорошо. Гораздо дешевле и эффективнее вести экономическую войну и скупать активы геополитического противника. Отчасти это мы видим сейчас. Вот Китай взял в аренду огромный участок леса под вырубку на дальнем востоке.

Скупка активов, делёж рынков сбыта - вот реальные угрозы нашей стране. в Ельцинскую эпоху страна сильно отстала в плане промышленного и технологического развития, в нулевые стала догонять. Я думаю обострение ситуации с проектом "Украина" и санкциями - попытка не допустить проникновение передовых производственных технологий. С точки зрения потребителя могу сказать следующее - я сейчас могу приобрести вкусный итальянский сыр отечественного производства. Почти не уступает оригиналу.

Но остаётся проблема освоения Сибири и Дальнего Востока. Вот с этим - беда. Но, поживём - увидим.

2. Осуществление мер территориальной целостности России.

3. Территория РФ и ее конституционно-правовой статус.

Обеспечение территориальной целостности России

Суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как составляют его основу, без чего государство не может существовать. Их обеспечение является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России.

Согласно сложившемуся в науке пониманию целостностьэто обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой. Понятие целостности выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью. Оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития.

Территориальная целостность государства является одним из основополагающих принципов международного права, направленным на обеспечение стабильности в межгосударственных отношениях. Сущность этого принципа, утвердившегося с принятием Устава ООН в 1945 г., составляет защита территории государства от любых посягательств. Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории.

Осуществление мер территориальной целостности

России

Для федеративных государств, правовое закрепление своей территории, имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение, поскольку непосредственно связано с такими понятиями как целостность территории и целостность государства. Как отмечается в Концепции национальной безопасности России, интересы государства на сегодняшний день, наряду с иными, состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России.

Обеспечение целостности территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Существуют общие положения по обеспечению целостности территории РФ:

1. Отделение любой части территории Российской Федерации от Российской Федерации не допускается.

2. Передача любой части территории Российской Федерации иностранному государству, за исключением случая, указанного в пункте 4 настоящей статьи, не допускается.

4. Обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными участками территории, в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется только при условии заключенного и ратифицированного международного договора Российской Федерации.

К числу конституционных гарантий территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации можно отнести, прежде всего:

1. провозглашение в тексте Конституции единства государства, территориальной целостности Российской Федерации (преамбула, ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 5);

2. закрепление обязанности государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4);

3. конституционное установление состава территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 67);

4. включение принципов и норм международного права, международных договоров России (в том числе об установлении Государственной границы, сотрудничестве в сфере обороны и безопасности) в ее правовую систему (ч. 4 ст. 15).

Формами федерального вмешательства могут быть финансово-экономическое воздействие; отмена нормативных актов субъекта, если они противоречат федеральному законодательству, в том числе органами конституционного контроля; расформирование органов власти субъекта и управление им через специально уполномоченное должностное лицо (например, комиссара) либо непосредственно из центра (например, прямое президентское правление), а также применение вооруженной силы, т.е. ввод специальных подразделений полиции и (или) собственно вооруженных сил. Формы, пределы и процедуры федерального вмешательства в различных федерациях различаются в зависимости от угроз безопасности государства, его исторических традиций, уровня экономического и правового развития соответствующей страны, степени интегрированности общества. Кроме того, от концепции федерального вмешательства как обеспечительной, правовосстановительной или карательной меры будут зависеть и конкретные формы федерального вмешательства.

Введение военного положения, как и чрезвычайного положения, на территории Российской Федерации или части ее территории означает установление специального правового режима. Режим военного положения определяется рассматриваемым Федеральным конституционным законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Неотъемлемой частью сохранения и обеспечения территориальной целостности и единства территории страны является разрешение территориальных споров. Существует несколько правил, которые констатируют порядок мер по обеспечению целостности территории РФ:

1. В целях обеспечения целостности территории Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией обязаны принимать необходимые меры по разрешению территориальных споров, возникших между субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и иностранным государством.

2. Территориальные споры между субъектами Российской Федерации разрешаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

3. Территориальные споры Российской Федерации с иностранными государствами разрешаются исключительно мирными средствами путем принятия политических, дипломатических, экономических, правовых, организационных, административных, судебных и иных мер в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Существует также ответственность за нарушение настоящего Федерального закона, за которое предусматривается наказание. За нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, касающимся обеспечения целостности территории Российской Федерации, а также за правонарушения, совершенные в период действий особого режима, устанавливаемого в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, введение специальных правовых режимов в соответствии с Конституцией и федеральным конституционным законодательством на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее частях является важным конституционно-правовым механизмом обеспечения неприкосновенности территории и территориальной целостности Российской Федерации. В целом к числу конституционно-правовых средств обеспечения неприкосновенности территории и территориальной целостности Российской Федерации относится конституционное закрепление единства, неделимости территории, территориальной целостности государства, обязанности государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории; конституционное установление состава территории государства; включение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров государства в его правовую систему; установление и реализация (при необходимости) механизмов федерального вмешательства, режимов чрезвычайного и военного положения. В целом Российская Федерация обладает широким спектром конституционно-правовых средств обеспечения неприкосновенности своей территории и территориальной целостности страны. Насущной задачей остается эффективное их использование на практике.

Уважение прав её населения и соседних народов - главное условие политического развития

ПЛАН:

1.Обеспечение территориальной целостности России

2. Осуществление мер территориальной целостности России.

3. Территория РФ и ее конституционно-правовой статус.

Обеспечение территориальной целостности России

Суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как составляют его основу, без чего государство не может существовать. Их обеспечение является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России.

Согласно сложившемуся в науке пониманию целостностьэто обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой. Понятие целостности выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью. Оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития.

Территориальная целостность государства является одним из основополагающих принципов международного права, направленным на обеспечение стабильности в межгосударственных отношениях. Сущность этого принципа, утвердившегося с принятием Устава ООН в 1945 г., составляет защита территории государства от любых посягательств. Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории.

Осуществление мер территориальной целостности

России

Для федеративных государств, правовое закрепление своей территории, имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение, поскольку непосредственно связано с такими понятиями как целостность территории и целостность государства. Как отмечается в Концепции национальной безопасности России, интересы государства на сегодняшний день, наряду с иными, состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России.

Обеспечение целостности территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Существуют общие положения по обеспечению целостности территории РФ:

1. Отделение любой части территории Российской Федерации от Российской Федерации не допускается.

2. Передача любой части территории Российской Федерации иностранному государству, за исключением случая, указанного в пункте 4 настоящей статьи, не допускается.

4. Обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными участками территории, в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется только при условии заключенного и ратифицированного международного договора Российской Федерации.

К числу конституционных гарантий территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации можно отнести, прежде всего:

1. провозглашение в тексте Конституции единства государства, территориальной целостности Российской Федерации (преамбула, ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 5);

2. закрепление обязанности государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4);

3. конституционное установление состава территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 67);

4. включение принципов и норм международного права, международных договоров России (в том числе об установлении Государственной границы, сотрудничестве в сфере обороны и безопасности) в ее правовую систему (ч. 4 ст. 15).

Формами федерального вмешательства могут быть финансово-экономическое воздействие; отмена нормативных актов субъекта, если они противоречат федеральному законодательству, в том числе органами конституционного контроля; расформирование органов власти субъекта и управление им через специально уполномоченное должностное лицо (например, комиссара) либо непосредственно из центра (например, прямое президентское правление), а также применение вооруженной силы, т.е. ввод специальных подразделений полиции и (или) собственно вооруженных сил. Формы, пределы и процедуры федерального вмешательства в различных федерациях различаются в зависимости от угроз безопасности государства, его исторических традиций, уровня экономического и правового развития соответствующей страны, степени интегрированности общества. Кроме того, от концепции федерального вмешательства как обеспечительной, правовосстановительной или карательной меры будут зависеть и конкретные формы федерального вмешательства.

Введение военного положения, как и чрезвычайного положения, на территории Российской Федерации или части ее территории означает установление специального правового режима. Режим военного положения определяется рассматриваемым Федеральным конституционным законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Неотъемлемой частью сохранения и обеспечения территориальной целостности и единства территории страны является разрешение территориальных споров. Существует несколько правил, которые констатируют порядок мер по обеспечению целостности территории РФ:

1. В целях обеспечения целостности территории Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией обязаны принимать необходимые меры по разрешению территориальных споров, возникших между субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и иностранным государством.

2. Территориальные споры между субъектами Российской Федерации разрешаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

3. Территориальные споры Российской Федерации с иностранными государствами разрешаются исключительно мирными средствами путем принятия политических, дипломатических, экономических, правовых, организационных, административных, судебных и иных мер в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Существует также ответственность за нарушение настоящего Федерального закона, за которое предусматривается наказание. За нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, касающимся обеспечения целостности территории Российской Федерации, а также за правонарушения, совершенные в период действий особого режима, устанавливаемого в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, введение специальных правовых режимов в соответствии с Конституцией и федеральным конституционным законодательством на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее частях является важным конституционно-правовым механизмом обеспечения неприкосновенности территории и территориальной целостности Российской Федерации. В целом к числу конституционно-правовых средств обеспечения неприкосновенности территории и территориальной целостности Российской Федерации относится конституционное закрепление единства, неделимости территории, территориальной целостности государства, обязанности государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории; конституционное установление состава территории государства; включение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров государства в его правовую систему; установление и реализация (при необходимости) механизмов федерального вмешательства, режимов чрезвычайного и военного положения. В целом Российская Федерация обладает широким спектром конституционно-правовых средств обеспечения неприкосновенности своей территории и территориальной целостности страны. Насущной задачей остается эффективное их использование на практике.


Международное право Принцип территориальной целостности государства: проблемы правовосстановления

Принцип территориальной целостности государства: проблемы правовосстановления

В современном политическом бытии мира проблемы соотношения принципа территориальной целостности государства и права наций на самоопределение занимают, пожалуй, одно из самых заметных мест. Это обусловлено как стабильным независимым функционированием государства, так и стремлением определенных социальных групп к обособленному существованию.

Определенное обострение этой проблемы пришлось на последнее десятилетие ХХ в. Прежде всего, это было связано с распадом СССР и социалистической системы, когда ослабление центральной власти в государствах Восточной Европы и СССР не только вызвало вполне прогнозируемую реакцию оппозиционных общегосударственных сил, пытавшихся осуществить демократические реформы, но и привело к цепной реакции, связанной с реализацией сепаратистских проявлений отдельных территориальных организаций. Реалии этого периода были выражены образованием новых государств на пространстве бывшего СССР (частично признанных – Абхазии и Южной Осетии и непризнанных – Приднестровской Молдавской Республики и Нагорного Карабаха) и бывшей Югославии (частично признанного Косова). Следует оговориться, что период конца ХХ в. не являлся единственным, когда наблюдалась активизация проявлений территориального сепаратизма. Так, предыдущее обострение данной проблематики было вызвано процессами деколонизации в Африке и Азии в 50-60-е гг. ХХ в.

Вряд ли есть смысл однозначно ответить на вопрос о правомерности или противоправно-сти сецессии без учета конкретных исторических, политических, юридических и иных обстоятельств. Причем такие обстоятельства интерпретируются сторонами сецессионных отношений, как правило, в свою пользу. Так, В.А.Макаренко, указывая в качестве аргументов права на сецес-сию последствий прошлых аннексий; самозащиты от агрессора; дискриминацию в распределении, считает, что каждый аргумент за отделение должен обосновывать права сепаратных групп на данную территорию. Естественно, центральная власть государства выступает против сецессии. По его мнению, аргументы против сецессии сводятся к следующим: преодоление анархии и исключение политических торгов, подрывающих принцип большинства.

Во-первых, это осуществление сецессии – выход региона из состава государства. Одним из примеров здесь выступает выход Черногории из единого государства Сербия и Черногория в 2006 году. Такое право было закреплено за Черногорией и Сербией ст. 60 Конституционной Хартии Сербии и Черногории. При этом государство-член, который реализует право сецессии, не насле-дует международной правосубъектности единого государства, которое продолжает представлять оставшаяся в союзном государстве часть.

Во-вторых, возможен вариант прекращения сецессии – реализации государством своего права на территориальную целостность. В качестве примера неудавшейся попытки реализации сецессионного процесса можно привести два референдума в канадской провинции Квебек, в рам-ках которых ставился вопрос о провозглашении ее независимости.

Первый референдум об отделении от Канады состоялся в Квебеке в 1980 году. Тогда 60 % населения провинции высказались против отделения. Второй референдум был проведен в 1995 году. 49,4 % голосов были отданы за независимость Квебека, лишь 50,6 % квебекцев проголосова-ли против выхода из состава Канады.

Принципиально важно учесть также, является ли стремление к сецессии истинным выра-жением интересов большинства народа субъекта или это стремление правящей номенклатуры, этнократии установить свою безраздельную власть, своекорыстный сепаратизм. На практике сецессия иногда отвечала взглядам всех трех сторон, как это было в Малайзии: федерации, выходящего из нее субъекта (Сингапур) и остающихся в ней субъектов.

Иногда положения о сецессии встречаются в конституциях унитарных государств, имею-щих автономию. Выход автономной Каракалпакии, являющейся формой самоопределения кара-калпакского народа, при соблюдении ряда требований допускает ст. 74 Конституции Узбекистана 1992 г., но это возможно только с утверждения общегосударственного парламента.

Прежде всего, это ситуация нарушения государственного суверенитета противоправными действиями самоопределяющегося региона. В таком случае восстановление территориальной целостности государства осуществляется либо правовым, либо силовым путем. Силовой вариант предполагает либо использование военных ресурсов государства, либо вмешательство вооруженных сил третьих государств или межгосударственных организаций.

Ярким примером использования вооруженных сил ООН при подавлении стремления сепа-ратистски настроенного региона к суверенитету являются события вокруг провозглашения в 1960 году независимости Республики Катанги и ее выхода из состава Республики Конго.

Принятием Резолюции 161 открывается второй этап в действиях ООН. 15 апреля 1961 года Генеральная Ассамблея ООН, будучи серьезно обеспокоена угрозой гражданской войны, подтверждает политику организации в отношение Конго.

Прямое подавление сепаратистских проявлений вооруженными силами центрального правительства имело место в отношении Республики Биафры, провозгласившей 30 мая 1967 г. независимость от Нигерии.

Президент Нигерии Говон 6 июня 1967 г. отдал приказ о подавлении мятежа и объявил мобилизацию в северных и западных мусульманских штатах. В Биафре же скрытая мобилизация началась еще до провозглашения независимости. После непродолжительного военного наступ-ления армии Биафры постепенно правительственные войска начинают брать под свой контроль побережье, отрезав Биафру от прямого выхода к морю. Кроме того, были блокированы транспортные и иные инфраструктурные коммуникации Биафры. Тем не менее, независимость Биаф-ры была признана Танзанией, Замбией, Зимбабве и Кот-д’Ивуаром. Однако остальные государст-ва воздержались от признания Биафры, а Великобритания и СССР оказали широкую дипломатическую и военно-техническую помощь федеральному правительству Нигерии.

В октябре 1969 года лидер Биафры Оджукву призвал ООН обеспечить посредничество для прекращения огня в качестве прелюдии к мирным переговорам. Но федеральное правительство отказывается от переговоров и настаивает на капитуляции Биафры. 12 января 1970 года Управляющий Правительства (officer administering the government) Биафры Ф.Эффионг представил признание капитуляции в федеральное правительство, что существенно сократило возможный размер гуманитарной катастрофы.

Еще одним вариантом является восстановление суверенитета центральной власти силовым путем после нарушения сепаратистским регионом условий сецессионного договора. Примером здесь выступает восстановление суверенитета РФ в отношении территории нынешней Чеченской Республики.

Однако в августе 1999 года под лозунгами распространения истинного ислама и джихада против неверных произошло вторжение чеченских вооруженных отрядов во главе с Ш.Басаевым на территорию Дагестана с целью создания халифата на чеченских и дагестанских территориях, населенных мусульманами.

Осенью 1999 года российское правительство, которое возглавил В.В.Путин, приняло реше-ние: в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации ввести в Чечню фе-деральные вооруженные силы.

Таким образом, в результате активных действий федеральных сил был восстановлен политический и правовой статус Чеченской Республики как полноправного субъекта РФ, восстановлен конституционный порядок в регионе.

Позднее позиция о невозможности выхода республик из состава РФ была подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П, в котором устанавливается, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, представляется необходимым сделать следующие выводы:
1. Центральным вопросом при анализе проблемы соотношения принципа территориальной целостности государства и права наций на самоопределение является соотношение суверени-тетов непризнанных самоуправляющихся частей государства (непризнанных государств) и государств, на фактической территории которых они находятся.

2. При осуществлении сецессии могут быть восстановлены либо право самоопределяющейся территории, если оно было утрачено изначально в результате насильственных действий цен-тральной власти, либо право государства на территориальную целостность, если законодательство государства не содержит права на сецессию какого-либо территориального образования.

3. В случае нарушения государственного суверенитета противоправными действиями са-моопределяющегося региона восстановление территориальной целостности государства осуществляется либо правовым, либо силовым путем. Силовой вариант предполагает либо использование военных ресурсов государства, либо вмешательство вооруженных сил третьих государств или межгосударственных организаций.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 2 (33) 2011

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Читайте также: