Чем здание школы интерната отличается от здания спального корпуса
Обновлено: 02.07.2024
В качестве примера, стоит привести 3 общих описания зданий и помещений, в которых находятся дети из учреждений с различным типом организации проживания детей (проживание в 4-х корпусах, проживание в 2-х корпусах, проживание в 1-м корпусе).
Описание 1: «В интернате 4 жилых корпуса, два из них полностью отремонтированы в течение последних 2-х лет, еще один ремонтируется. Также, на территории интерната находится дом, который ремонтируется на средства благотворительного фонда, в котором планируется пребывание нескольких воспитанников интерната вместе с воспитателем в условиях, приближенных к семейной формы воспитания.
Корпус 3 - рассчитан на детей, которые могут ходить и передвигаются на колясках. Двери, ведущие в помещение - металлические. 2 этажа, лифт отсутствует. На первом этаже - дети, на втором - медицинский кабинет. Корпус находится в состоянии ремонта. несколько помещений уже отремонтированы, еще несколько комнат ремонтируются. Состояние помещений хорошее. Цвет стен: в коридоре - насыщенно розовый, в комнатах - белый. Освещения в комнатах достаточно, в коридоре несколько темно. Каждая комната имеет 1 - 3 больших окна, и 3 - 4 светильника. Корпус чистый, комнаты регулярно проветриваются. Покрытие пола - в коридоре и туалете - плитка, в некоторых комнатах - окрашенный деревянный пол, в некоторых - линолеум. Пороги присутствуют. В комнатах есть обычные кровати.
Корпус 4 - рассчитан на детей, которые ходят, в основном взрослые дети (молодежное звено). Двери, ведущие в помещение - металлические. Перед дверью есть две ступеньки. Дом 2 этажа, лифт отсутствует. Воспитанники находятся на втором этаже. Лестницы не широкие, не слишком крутые. На первом этаже - тренажерная комната и рекреационная комната. Состояние помещения - хорошее. Цвет стен - белый и зеленый, освещения в комнатах достаточно, в коридоре несколько темно, особенно на первом этаже. Каждая комната имеет 2-3 больших окна и 3-4 светильника. Корпус чистый. покрытие пола - преимущественно линолеум, но есть деревянный пол и плитка в туалете. Пороги присутствуют. В комнатах есть обычные кровати, в хорошем состоянии.
Описание 2: «В интернате 2 жилых корпуса, один из которых недавно отремонтирован спонсорами, другой готовится к ремонту.
Корпус 1 - 2 этажа, лифт и пандусы отсутствуют. Лестничные марши узкие и крутые. Человеку на коляске ними подняться невозможно, так же трудно разминуться второй людям. В целом состояние помещения в хорошем состоянии, стены имеют нейтральный цвет, освещение достаточное, каждая комната, в зависимости от размера имеет 2-3 окна и 4-6 светильников. В помещении чисто, по словам работников, они делают влажную уборку после каждого кормления (4 раза в сутки) и по необходимости. Помещение регулярно проветривается. В палатах есть график и перечень должностных обязанностей персонала (санитарки-няни), которые висят на стене при входе. Покрытие - линолеум в хорошем состоянии, пороги отсутствуют. Помещения оснащены приспособленными кроватями - с высокими перилами и невысокими барьерами, перилами. Другая мебель обычная, не приспособлена для жителей интерната. На каждом этаже есть по 2 тележки для транспортировки детей в ванную и на 1-м этаже специальное устройство (похож на платформу) на колесах. Есть игровая и реабилитационная комната.
Корпус 2 - 2 этажа, лифт и пандусы отсутствуют. Лестничные марши узкие и крутые. Человеку на коляске ними подняться невозможно, так же трудно разминуться двум людям. Состояние помещения условно-удовлетворительное. Работники говорят, что жителей этого корпуса переведут в другой, в котором сейчас идет ремонт. Стены окрашены масляной краской
Описание 3: «В интернате есть жилой корпус, который наполовину отремонтирован в течение последнего года деньгами благотворительных фондов и благотворителей, кровлю в настоящее время ремонтирует государство.
Жилой корпус - рассчитан на детей, которые ходят. Имеет 3 этажа, пандус отсутствует, лифт отсутствует. Предпоследний капитальный ремонт был давно, последние 2 года корпус пытаются капитально отремонтировать, заменили пол, радиаторы системы отопления, окна, сейчас заканчивается ремонт кровли. Лестницы узкие, крутые, деревянные, на коляске подняться (спуститься) невозможно, но дети, которые не ходят, находятся на первом этаже. На первом этаже есть изолятор, 3 спальни, игровая просторная отремонтированная комната, столовая, гардеробная и административная комната. Состояние помещения - очень хорошее, ремонт был сделан 1 год назад. Цвет стен - оранжевый, розовый, голубой, Освещения в комнатах достаточно, в коридоре несколько темно. Каждая комната имеет 2 - 3 окна, и несколько светильников. Корпус чистый, комнаты регулярно проветриваются. Покрытие пола - окрашенный деревянный пол в хорошем состоянии, который почти не застелен коврами. Пороги есть, что затрудняет передвижение на коляске. В комнатах есть обычные детские кровати, в хорошем состоянии, частично нуждаются в ремонте.
Второй и третий этажи имеют спальни и по одной игровой комнате и уборной на этаже. Состояние помещения - очень хорошее, ремонт был сделан в текущем году. Цвет стен - оранжевый, розовый, голубой, освещения в комнатах достаточно, в коридоре несколько темно. Каждая комната имеет 1 - 2 - 3 окна и несколько светильников. Покрытие пола - окрашенный деревянный пол в хорошем состоянии, который почти не застелен коврами. В комнатах есть обычные детские кровати, которые нуждаются в замене на более современные и удобные. Корпус имеет водяное отопление, зимой в корпусе тепло.
Учебный корпус - рассчитан на детей, которые ходят. Имеет 1 этаж. Корпус отремонтирован - современный ремонт в просторных комнатах, пластиковые окна, ремонт туалета. Корпус имеет 4 комнаты, которые отремонтированы на деньги благотворительного фонда и оборудованы под игровую и 2 учебные комнаты, 1 комнату для пребывания детей.
Учебно-реабилитационный центр (часть здания - столовая). Имеет 1 этаж, 2 отремонтированные комнаты, санузел и небольшую комнату для учителя. 1 комната рассчитана на занятия с детьми за столом, 2 - комната реабилитации, которая имеет современное игровое и реабилитационное оборудование.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
Общеобразовательные школы и школы-интернаты
Дата введения 1974-01-01
ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР.
УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 4 сентября 1973 г.
ВЗАМЕН главы СНиП II-Л.4-62 и СН 402-69.
Глава СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты" разработана ЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР при участии НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР.
С введением в действие главы СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты" утрачивают силу: глава СНиП II-Л.4-62 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования" и изменения к ней, а также "Указания по проектированию зданий общеобразовательных школ и школ интернатов для сельских населенных пунктов" (СН 402-69) и пп.2.20, 4.25-4.32 "Указаний по проектированию населенных мест, предприятий и сооружений в северной строительно-климатической зоне" (СН 353-66).
Редакторы - инж. А.П.Салтанов (Госстрой СССР), канд. техн. наук И.М.Архаров, инж. Ф.И.Захаров (Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР), канд. арх. В.И.Степанов, канд. техн. наук З.И.Эстров, арх. Н.С.Придонова и инж. В.С.Вольман (ЦНИИЭП учебных зданий).
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Нормы и правила настоящей главы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструкции существующих зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также интернатов при общеобразовательных школах (спальных корпусов).
Нормы не распространяются на проектирование зданий санаторно-лесных и специализированных школ и школ-интернатов (музыкальных, художественных и хореографических, а также для детей с дефектами умственного и физического развития).
Примечание. При проектировании зданий общеобразовательных школ и школ интернатов, а также интернатов при общеобразовательных школах (спальных корпусов) должны выполняться соответствующие требования других нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.
1.2. Типы зданий школ и школ-интернатов должны приниматься согласно табл.1 и 2. Интернаты при школах должны проектироваться на 50, 80, 120, 160, 200 и 280 мест.
Здания с общим количеством учащихся, не указанным в табл.1 и 2, должны проектироваться по заданиям, составленным с учетом требований настоящей главы и утвержденным в установленном порядке.
Человек – существо социальное, и у него на уровне ДНК заложено защищать свое потомство. Вот только у некоторых особей эта функция почему-то нивелируется, как результат, в обществе начинают появляться такие организации, как интернаты и детские дома. Они призваны выполнять одну функцию: воспитывать подрастающее поколение, но, как ни посмотри, а отличия здесь есть. Итак, чем отличается интернат от детского дома?
Зачем нужны специализированные образовательные учреждения?
В современном мире власти пытаются решить проблемы, связанные с беспризорными детьми и детьми, проживающими в неблагополучных семьях. Помимо этого, в последнее время участилась рождаемость детей с физическими, неврологическими и психологическими отклонениями. Родители, как бы сильно ни любили своего ребенка, не могут оказать таким детям соответствующего ухода, поэтому вынуждены отправлять свои чада в специализированные интернаты.
Но не все настолько печально, существуют интернаты, в которых учатся не только безнадежно больные, но и удивительно одаренные. Но обо всем по порядку. Итак, чем отличается интернат от детского дома?
Интернат
Интернатом называются такие учебные комплексы, при школе которых есть особые учреждения для проживания учеников. Подобные заведения осуществляют воспитательную работу вместо родителей и опекунов.
Дети находятся здесь круглосуточно. Школы-интернаты созданы в воспитательных целях, чтобы формировать у детей навыки самообслуживания и раскрывать творческий потенциал. Отличие интерната и детского дома состоит в том, что первый имеет в основном коррекционную направленность.
В целом школы-интернаты делятся по:
- Контингенту. К примеру, есть заведения, предназначенные для сирот, детей с ограниченными возможностями и т. д.
- Образовательному профилю. Некоторые школы-интернаты специализируются на углубленном изучении разных учебных предметов, существуют кадетские корпуса, спортивные интернаты и т. д.
- Коррекционные заведения. Предназначенные для оказания специализированной помощи детям с явными отклонениями в развитии. В целом таких заведений насчитывается 8 видов.
Образование в интернатах
Первое, чем отличается интернат от детского дома, – это образовательная система. Во-первых, дети из детского дома посещают школы, которые находятся ближе всего к их месту проживания. Чаще всего это обычные общеобразовательные учреждения. Если говорить о школах-интернатах, то здесь учебный корпус создан специально, и уже при нем существует общежитие. Но это еще не все, чем отличается интернат от детского дома.
Как и в детских домах, дети в интернате могут пребывать постоянно, но только по просьбе родителей или опекунов. На время выходных или каникул дети могут покидать стены своего учебного заведения, также могут уходить по уважительным причинам.
Воспитанники интернатов и детских домов обеспечены всем необходимым: обувью, одеждой, предметами личной гигиены и т. д. С одним только отличием: в детском доме это все покупается за государственный счет, в интернате - за счет родителей. Это еще один момент, чем отличается школа-интернат от детского дома.
Жилищный вопрос
Когда заканчивается учеба в школе-интернате, детей, которые остались без родительской опеки, отправляют для получения образования по месту жительства, закрепленному за ребенком. Это осуществляется в принудительном порядке. Согласно юридическому законодательству, родители, лишившиеся по каким-то причинам родительских полномочий, не имеют права разменивать ту жилплощадь, что у них имеется, так как она закреплена за ребенком.
По факту ребенка возвращают в ту же среду, из которой он ранее был изъят. В основном воспитанники интернатов возвращаются в аморальную среду или к развалинам. В этом вопросе полным сиротам повезло немного больше. Они имеют право самостоятельно выбирать место жительства и род деятельности. После окончания учебного заведения они могут получать бесплатное образование в любом вузе страны на свой выбор.
Детские дома
Что касается детских домов, то это учреждения, в которых содержатся дети, оставшиеся без родителей или их опеки. Такие воспитанники нуждаются в полноценной государственной помощи и защите. Разница интерната и детского дома в том, что последний является еще и организацией, которая оказывает социальные услуги.
Немного истории
В Российской империи, чтобы устранить проблему с социализацией беспризорников, начали строить разного рода приюты и воспитательные дома. Они находились под Ведомством учреждений императрицы Марии, позже была создана система Ольгинских приютов, в которых проживали беспризорные дети.
После Октябрьской революции система детских приютов была реорганизована. Учебный и воспитательный процесс строился на учениях русского педагога А. С. Макаренко. Правда, эта новая система образования и трудового воспитания долго не просуществовала. Правительство СССР раскритиковало ее и постановило, что дети до 16 лет не должны работать.
Отличия и сходства
Между собой детские дома и школы-интернаты схожи в том, что на территориях обоих учреждений проживают дети, в том числе и сироты. Тогда в чем разница интерната и детского дома? Во-первых, дети в интернатах содержатся за счет родителей или опекунов, в очень редких случаях за счет государства. Детские дома полностью находятся на государственном попечении.
Во-вторых, родители имеют право забирать детей на выходные, каникулы и праздники. Также дети могут не проживать на территории интерната, а просто посещать школу и дополнительные занятия при нем. Из детского дома ребенка может забрать только усыновитель или опекун, но лишь после того, как оформит все необходимые документы. Воспитанники детских домов не имеют права покидать его территорию за исключением экскурсионных поездок, которые проходят под присмотром воспитателей.
В-третьих, основная часть интернатов имеет коррекционную направленность. Большинство заведений предназначены либо для развития способностей, либо для оказания специализированной помощи детям с отклонениями в развитии. Стоит отметить, что детей, оказавшихся без родительской опеки и имеющих проблемы со здоровьем, редко принимают в детские дома. Чаще всего им приходится учиться в специализированных интернатах.
Общеобразовательные школы являются государственными учебными и воспитательными учреждениями для детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.
Главным признаком классификации общеобразовательных школ является их назначение. По этому принципу они подразделяются на три типа: начальные, неполные средние и средние. Основным типом общеобразовательных школ являются одиннадцатилетние в составе подготовительных и 1 — 10 классов, дающие учащимся полное среднее образование. В тех случаях, когда по различным причинам не удается организовать одиннадцатилетние школы, используются неполные средние школы в составе подготовительных и 1 — 8 классов или начальные школы в составе подготовительных и 1 — 3 классов.
Кроме обычных общеобразовательных школ существуют также школы интернаты, в которых учащиеся (по желанию родителей) не только учатся, но и живут, посещая родителей по воскресным дням, праздникам и в каникулы.
Развитие получили также школы продленного дня, в которых весь контингент учащихся или отдельные группы школьников находятся под наблюдением педагогов в течении всего дня, возвращаясь к родителям только вечером. Учебно — педагогический процесс в этих школах, по существу, не отличается от школ интернатов.
Школы интернаты бывают восьмилетние и десятилетние. Группы продленного дня охватывают, как правило, учащихся с подготовительного или с 1 по 5 класс.
Одной из разновидностей одиннадцатилетних школ являются специальные школы — средние общеобразовательные учебные заведения, имеющие определенный уклон, дающие повышенный уровень образования в какой-либо области: иностранного языка, математики, физики, биологии, литературы, искусства и т. д.
Другим важным признаком классификации школьных зданий является вместимость, зависящая от количества параллельных классов. Различают одно, двух, трех, четырех, и более комплектные школы.
Верхним пределом вместимости для зданий общеобразовательных школ принято 1668 / 1728 ученических мест, для комплексов средних школ — на 2502/2592 ученических места, для школ интернатов — 560 мест.
Наполняемость подготовительных классов принимается 25 учащихся, с 1 по 8 — 40 учащихся, 9 10 — 36 учащихся, в классах школ — интернатов — 36 учащихся.
Размещение школ в населенных местах
Городские общеобразовательные школы общего типа и школы продленного дня — органическая часть жилого микрорайона. Радиус обслуживания населения этими школами нормируется в пределах 500 метров. Школы интернаты по характеру связи с семьей являются принадлежностью жилого района, а в малых городах — и города в целом. Их радиус обслуживания не нормируется. К этой же группе следует отнести специальные и вечерние (сменные, сезонные) школы.
Более сложно организуется сеть школьных зданий в сельской местности. Преобладание здесь мелких населенных мест, расположенных подчас на больших расстояниях друг от друга, заставляет строить школьную сеть на основе сочетания: начальных школ в мелких населенных местах, неполных средних или средних школ, школ интернатов или школ с частичным интернатом (общежитиями) в относительно более крупных населенных местах или районных центрах, где учащиеся завершают свое образование. Вместимость общежитий при школах рассчитывается на число учащихся, проживающих от школы на расстоянии, превышающем 30 минутную транспортную доступность.
Сеть школ планируется из расчета охвата 100% детей неполным средним образованием и 75% детей средним образованием. Ориентировочно можно считать, что суммарная вместимость десятилетних школ составляет в среднем по стране 180 мест на 1000 жителей, восьмилетних школ — 140 мест на 1000 жителей, начальных школ — 70 мест на 1000 жителей.
Эти расчетные нормы являются приблизительными, среднестатистическими, требующими корректировки в каждом отдельном случае в соответствии с фактической демографией и имеющимися потребностями.
Тип школьного здания выбирают исходя из размеров населенного пункта или микрорайона. При этом следует стремиться во всех случаях применять возможно более крупные здания, имеющие более развитый и полноценный состав помещений и являющийся более экономичными в строительстве и эксплуатации.
В мелких сельских населенных местах до 1000 жителей обычно строят начальные школы на 80 мест, в населенных местах до 2500 жителей — неполные средние (восьмилетние) школы на 345 / 360 мест.
В поселках с населением более 2500 жителей используются средние (11 — летние) школы на 489 / 504 и 689/704 места, рассчитанные также и на обслуживание учащихся, окончивших начальные и неполные средние (восьмилетние) школы, расположенные в окружающих мелких населенных местах. В поселках до 5000 жителей, - полные средние (11 — летние) школы на 834 / 864 места, при условии подвоза учащихся или устройства интерната (спального корпуса) также могут обслуживать учащихся, окончивших расположенные в окружающих поселках начальные и неполные средние школы.
В городской застройке, в микрорайонах от 6000 до 12000 жителей сооружаются полные средние (11 — летние) школы на 1251/1296, 1668/1728 мест. В более крупных микрорайонах (до 18000 жителей) следует вместо нескольких отдельно стоящих автономных школьных зданий строить школьные комплексы с объединенными блоками спортивных и актовых залов и других общешкольных помещений. Школьная сеть в городе организуется по принципу равномерного рассредоточенного расположения школ в пределах обслуживаемых ими микрорайонов, а на межмагистральных территориях — на равном удалении от границы микрорайона, смежно с микрорайонным садом. В некоторых случаях школы могут размещаться и у границы микрорайонов, вблизи зеленого массива, бульвара или сквера. Пути движения в школы учащиеся подготовительных и 1 — 8 классов не должны пересекаться магистральными улицами с напряженным движением транспорта, а также с путями подвоза продуктов в магазины, столовые и т. д.
Школы интернаты предпочтительно располагать в пригородной зоне или в зеленых зонах города на участках с наиболее благоприятными климатическими условиями.
Сельские школы, обслуживающие несколько населенных пунктов, следует располагать в местах, обеспеченных наиболее удобными транспортными связями, в геометрическом центре зоны обслуживания, вдали от производственных построек, смежно с зелеными массивами. Под строительство школьных зданий, так же как и детских учреждений, следует отводить наиболее здоровые, незагрязненные, хорошо проветриваемые и инсолируемые, незатапливаемые и незаболоченные территории, желательно с низким стоянием грунтовых вод. Предпочтение следует отдавать территориям, имеющим спокойный рельеф с небольшим естественным уклоном, хорошим травяным покровом, древесными и кустарниковыми насаждениями, облегчающими работы благоустройству и озеленению участка.
Школьные здания должны размещаться на участках с отступом от красных линий на расстояния, как правило, не менее 15 метров.
При размещении школьных зданий следует обеспечивать соответствующую ориентацию школьных помещений.
Архитектурно — планировочное решение и оборудование школьных зданий
Композиция школьных зданий
Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению.
Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:
разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных особенностей и развития индивидуальных способностей,
объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания.
Основным элементом школы является класс, в котором должны быть созданы все необходимые условия для нормального учебно — воспитательного процесса и гигиенического режима. Классы объединяются в учебные секции для каждой возрастной группы. В такую секцию входят 4 — 5 классных помещений или учебных кабинетов, рекреации и туалетные, а при рассредоточенных гардеробах — еще и гардеробная.
Учебная секция должна иметь хорошую связь с общешкольными учебными и вспомогательными помещениями и достаточную изоляцию от учебных секций других возрастных групп. В школе интернате следует организовывать или жилые секции, состоящие из спальных комнат, помещений для чистки одежды и обуви и туалетных, или учебно — жилые секции (учебные секции, дополненные спальными помещениями).
Учебные, жилые и учебно — жилые секции объединяются в блоки помещений для учащегося младшего, среднего и старшего возраста.
Помещения не входящие в состав учебных блоков и секций, объединяются по своему функциональному назначению в группы:
общешкольных учебных и учебно — производственных помещений,
учебно — спортивных помещений и помещений для культурно — массовой работы,
помещений общешкольного назначения (столовые, буфеты, помещения административно — хозяйственного, медицинского обслуживания и др.).
Важными факторами, влияющими на композицию школьных зданий, являются планировка и взаимное расположение учебных секций, отличающиеся большим разнообразием.
В настоящее время в отечественной практике наиболее распространена четырехклассная секция с односторонним расположением классов и зальной рекреацией. Этот тип учебной секции является пожалуй, оптимальным для младшего и среднего возраста.
Для старшего возраста более приемлема учебная секция с односторонним расположением кабинетов, объединенных коридорной рекреацией, что вполне соответствует кабинетной системе обучения в старших классах.
В отечественной и зарубежной практике применяются также другие типы учебных секций:
класс — рекреация и секции, объединяющие меньшее число классов, для младших школьников,
секции, объединяющие до шести классов или кабинетов, для старших школьников,
классные секции, в которых рекреации отделены от классов узким коридором или лестницей.
В отношении взаимного расположения учебных секций оптимальной является их односторонняя ориентация (все классы обращены в одну сторону горизонта). В этом случае все классы и кабинеты имеют одинаковые условия инсоляции, школьное здание обладает наибольшей гибкостью для расположения на участках с различной ориентацией, однако это вызывает, подчас, чрезмерное удлинение школьного здания. Этого можно избежать при параллельном расположении нескольких учебных секций или блоков. Для достижения большей компактности зданий применяется двух и трехсторонняя ориентация классов и классных секций, что однако ставит классы в разные условия и ограничивает возможности постановки зданий на различно ориентированных участках.
В зависимости от вместимости и общей планировочной структуры школьные здания обычно имеют от одного до трех этажей (в жилых районах с высокой плотностью населения и на затесненных участках допускается строительство четырехэтажных школьных зданий), спальные корпуса школ — интернатов — до четырех этажей.
В отечественной практике здания начальных школ обычно строятся одноэтажными, одно и двухкомплектных средних школ - двухэтажными, школьные здания трех и более комплектные — трех, четырехэтажными.
Школьные здания и комплексы большей вместимости часто имеют смешанную этажность:
учебные блоки младших классов — двухэтажные,
средних классов — трехэтажные, старших — четырехэтажные.
Это отражает дифференцированный подход к определению этажности в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
При выборе этажности школьных зданий следует иметь в виду взаимодействие ряда противоречивых факторов.
В связи с тем что в нашей практике в школьном строительстве применяются, как правило, тяжелые капитальные конструкции (кирпич, сборный железобетон), увеличение этажности обеспечивает большую экономичность в строительстве. В то же время снижение этажности позволяет создать лучшие условия для учащихся и педагогов, облегчить связи с участком.
Однако улучшение функционально — технологических качеств школьных зданий при снижении этажности имеет свои пределы: в определенных условиях коммуникации в малоэтажных зданиях большей вместимости могут чрезмерно удлинится. Нахождение оптимального решения во взаимодействии этих факторов является главной задачей при определении этажности зданий школ и школ — интернатов.
Существенным фактором, определяющим основу архитектурной композиции школьных зданий, является характер взаимосвязи между отдельными функциональными группами школьных помещений.
По приемам композиции школьные здания можно подразделить на три осовных типа:
централизованные,
блокированные,
и павильонные.
Здание школы или школы — интерната централизованного типа представляет собой один основной учебный или учебно — жилой корпус, к которому могут примыкать зальные корпуса. Этот прием композиции применяется, как правило, для зданий относительно небольшой вместимости, а также зданий, предназначенных для строительства в северных районах. Достоинство такой композиции — экономичность в строительстве и эксплуатации, минимальная площадь охлаждения, компактность и небольшая площадь застройки (что весьма существенно при строительстве на участках ограниченной величины), короткие связи между отдельными группами школьных помещений.
Блокированные школьные здания, являющиеся в настоящее время наиболее распространенными, состоят из ряда отдельных корпусов — блоков (учебных, учебно — жилых, зальных и др.) связанных между собой теплыми перехоами или непосредственно примыкающих друг к другу. Такая композиция обычно применяется при проектировании зданий большей вместимости, предназначенных для строительства в средней полосе ( II и III строительно — климатические районы), а также зданий, строящихся в сейсмических районах и районах с сильно пересеченным рельефом местности.
Достоинством этой композиции является возможность:
хорошо рассредоточить коллективы учащихся для создания оптимальных педагогических и гигиенических условий при сохранении удобных и относительно коротких связей между отдельными группами помещений,
обеспечить для каждой функциональной группы школьных помещений органически присущее ей планировочно — конструктивное решение,
добиться сочетания расчлененности объемов и компактности общей композиции.
Школьные здания павильонного типа, состоящие из отдельных учебных, спальных, зальных и других корпусов, не связанных переходами, получили наибольшее распространение в южных сейсмических районах и районах с крутопадающим рельефом местности. Павильонная композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений, что имеет и положительные, и отрицательные качества:
положительные — лучшая изоляция отдельных групп помещений от распространения шума, запахов и т. п.,
отрицательные — ухудшение взаимосвязи между отдельными группами помещений, удлинение коммуникаций.
В практике школьного строительства встречаются и другие приемы композиции. Так, например, в некоторых школьных зданиях централизованной или блокированной композиции в отдельные павильоны выносятся гимнастические залы, мастерские или учебные секции младших классов и т. д.
Таким образом, современное школьное здание представляет собой, как правило, сложную, развитую объемно — пространственную структуру, которая должна обеспечить как оптимальные функционально — технологические качества, так и архитектурно — художественную выразительность здания.
Читайте также:
- Что такое террариум определение кратко
- Можно ли целоваться в школе на перемене по закону рф
- Анализ проверочной работы по окружающему миру 2 класс за 1 четверть школа россии
- В чем состояло назначение и основное содержание кондиций предъявленных анне иоанновне кратко
- Анализ дистанционного обучения во время карантина начальная школа