Чем здание школы интерната отличается от здания спального корпуса

Обновлено: 02.07.2024

В качестве примера, стоит привести 3 общих описания зданий и помещений, в которых находятся дети из учреждений с различным типом организации проживания детей (проживание в 4-х корпусах, проживание в 2-х корпусах, проживание в 1-м корпусе).

Описание 1: «В интернате 4 жилых корпуса, два из них полностью отремонтированы в течение последних 2-х лет, еще один ремонтируется. Также, на территории интерната находится дом, который ремонтируется на средства благотворительного фонда, в котором планируется пребывание нескольких воспитанников интерната вместе с воспитателем в условиях, приближенных к семейной формы воспитания.

Корпус 3 - рассчитан на детей, которые могут ходить и передвигаются на колясках. Двери, ведущие в помещение - металлические. 2 этажа, лифт отсутствует. На первом этаже - дети, на втором - медицинский кабинет. Корпус находится в состоянии ремонта. несколько помещений уже отремонтированы, еще несколько комнат ремонтируются. Состояние помещений хорошее. Цвет стен: в коридоре - насыщенно розовый, в комнатах - белый. Освещения в комнатах достаточно, в коридоре несколько темно. Каждая комната имеет 1 - 3 больших окна, и 3 - 4 светильника. Корпус чистый, комнаты регулярно проветриваются. Покрытие пола - в коридоре и туалете - плитка, в некоторых комнатах - окрашенный деревянный пол, в некоторых - линолеум. Пороги присутствуют. В комнатах есть обычные кровати.

Корпус 4 - рассчитан на детей, которые ходят, в основном взрослые дети (молодежное звено). Двери, ведущие в помещение - металлические. Перед дверью есть две ступеньки. Дом 2 этажа, лифт отсутствует. Воспитанники находятся на втором этаже. Лестницы не широкие, не слишком крутые. На первом этаже - тренажерная комната и рекреационная комната. Состояние помещения - хорошее. Цвет стен - белый и зеленый, освещения в комнатах достаточно, в коридоре несколько темно, особенно на первом этаже. Каждая комната имеет 2-3 больших окна и 3-4 светильника. Корпус чистый. покрытие пола - преимущественно линолеум, но есть деревянный пол и плитка в туалете. Пороги присутствуют. В комнатах есть обычные кровати, в хорошем состоянии.

Описание 2: «В интернате 2 жилых корпуса, один из которых недавно отремонтирован спонсорами, другой готовится к ремонту.

Корпус 1 - 2 этажа, лифт и пандусы отсутствуют. Лестничные марши узкие и крутые. Человеку на коляске ними подняться невозможно, так же трудно разминуться второй людям. В целом состояние помещения в хорошем состоянии, стены имеют нейтральный цвет, освещение достаточное, каждая комната, в зависимости от размера имеет 2-3 окна и 4-6 светильников. В помещении чисто, по словам работников, они делают влажную уборку после каждого кормления (4 раза в сутки) и по необходимости. Помещение регулярно проветривается. В палатах есть график и перечень должностных обязанностей персонала (санитарки-няни), которые висят на стене при входе. Покрытие - линолеум в хорошем состоянии, пороги отсутствуют. Помещения оснащены приспособленными кроватями - с высокими перилами и невысокими барьерами, перилами. Другая мебель обычная, не приспособлена для жителей интерната. На каждом этаже есть по 2 тележки для транспортировки детей в ванную и на 1-м этаже специальное устройство (похож на платформу) на колесах. Есть игровая и реабилитационная комната.

Корпус 2 - 2 этажа, лифт и пандусы отсутствуют. Лестничные марши узкие и крутые. Человеку на коляске ними подняться невозможно, так же трудно разминуться двум людям. Состояние помещения условно-удовлетворительное. Работники говорят, что жителей этого корпуса переведут в другой, в котором сейчас идет ремонт. Стены окрашены масляной краской

Описание 3: «В интернате есть жилой корпус, который наполовину отремонтирован в течение последнего года деньгами благотворительных фондов и благотворителей, кровлю в настоящее время ремонтирует государство.

Жилой корпус - рассчитан на детей, которые ходят. Имеет 3 этажа, пандус отсутствует, лифт отсутствует. Предпоследний капитальный ремонт был давно, последние 2 года корпус пытаются капитально отремонтировать, заменили пол, радиаторы системы отопления, окна, сейчас заканчивается ремонт кровли. Лестницы узкие, крутые, деревянные, на коляске подняться (спуститься) невозможно, но дети, которые не ходят, находятся на первом этаже. На первом этаже есть изолятор, 3 спальни, игровая просторная отремонтированная комната, столовая, гардеробная и административная комната. Состояние помещения - очень хорошее, ремонт был сделан 1 год назад. Цвет стен - оранжевый, розовый, голубой, Освещения в комнатах достаточно, в коридоре несколько темно. Каждая комната имеет 2 - 3 окна, и несколько светильников. Корпус чистый, комнаты регулярно проветриваются. Покрытие пола - окрашенный деревянный пол в хорошем состоянии, который почти не застелен коврами. Пороги есть, что затрудняет передвижение на коляске. В комнатах есть обычные детские кровати, в хорошем состоянии, частично нуждаются в ремонте.

Второй и третий этажи имеют спальни и по одной игровой комнате и уборной на этаже. Состояние помещения - очень хорошее, ремонт был сделан в текущем году. Цвет стен - оранжевый, розовый, голубой, освещения в комнатах достаточно, в коридоре несколько темно. Каждая комната имеет 1 - 2 - 3 окна и несколько светильников. Покрытие пола - окрашенный деревянный пол в хорошем состоянии, который почти не застелен коврами. В комнатах есть обычные детские кровати, которые нуждаются в замене на более современные и удобные. Корпус имеет водяное отопление, зимой в корпусе тепло.

Учебный корпус - рассчитан на детей, которые ходят. Имеет 1 этаж. Корпус отремонтирован - современный ремонт в просторных комнатах, пластиковые окна, ремонт туалета. Корпус имеет 4 комнаты, которые отремонтированы на деньги благотворительного фонда и оборудованы под игровую и 2 учебные комнаты, 1 комнату для пребывания детей.

Учебно-реабилитационный центр (часть здания - столовая). Имеет 1 этаж, 2 отремонтированные комнаты, санузел и небольшую комнату для учителя. 1 комната рассчитана на занятия с детьми за столом, 2 - комната реабилитации, которая имеет современное игровое и реабилитационное оборудование.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Общеобразовательные школы и школы-интернаты

Дата введения 1974-01-01

ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР.

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 4 сентября 1973 г.

ВЗАМЕН главы СНиП II-Л.4-62 и СН 402-69.

Глава СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты" разработана ЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР при участии НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР.

С введением в действие главы СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты" утрачивают силу: глава СНиП II-Л.4-62 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования" и изменения к ней, а также "Указания по проектированию зданий общеобразовательных школ и школ интернатов для сельских населенных пунктов" (СН 402-69) и пп.2.20, 4.25-4.32 "Указаний по проектированию населенных мест, предприятий и сооружений в северной строительно-климатической зоне" (СН 353-66).

Редакторы - инж. А.П.Салтанов (Госстрой СССР), канд. техн. наук И.М.Архаров, инж. Ф.И.Захаров (Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР), канд. арх. В.И.Степанов, канд. техн. наук З.И.Эстров, арх. Н.С.Придонова и инж. В.С.Вольман (ЦНИИЭП учебных зданий).

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Нормы и правила настоящей главы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструкции существующих зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также интернатов при общеобразовательных школах (спальных корпусов).

Нормы не распространяются на проектирование зданий санаторно-лесных и специализированных школ и школ-интернатов (музыкальных, художественных и хореографических, а также для детей с дефектами умственного и физического развития).

Примечание. При проектировании зданий общеобразовательных школ и школ интернатов, а также интернатов при общеобразовательных школах (спальных корпусов) должны выполняться соответствующие требования других нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.

1.2. Типы зданий школ и школ-интернатов должны приниматься согласно табл.1 и 2. Интернаты при школах должны проектироваться на 50, 80, 120, 160, 200 и 280 мест.

Здания с общим количеством учащихся, не указанным в табл.1 и 2, должны проектироваться по заданиям, составленным с учетом требований настоящей главы и утвержденным в установленном порядке.


Человек – существо социальное, и у него на уровне ДНК заложено защищать свое потомство. Вот только у некоторых особей эта функция почему-то нивелируется, как результат, в обществе начинают появляться такие организации, как интернаты и детские дома. Они призваны выполнять одну функцию: воспитывать подрастающее поколение, но, как ни посмотри, а отличия здесь есть. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Зачем нужны специализированные образовательные учреждения?

В современном мире власти пытаются решить проблемы, связанные с беспризорными детьми и детьми, проживающими в неблагополучных семьях. Помимо этого, в последнее время участилась рождаемость детей с физическими, неврологическими и психологическими отклонениями. Родители, как бы сильно ни любили своего ребенка, не могут оказать таким детям соответствующего ухода, поэтому вынуждены отправлять свои чада в специализированные интернаты.

Но не все настолько печально, существуют интернаты, в которых учатся не только безнадежно больные, но и удивительно одаренные. Но обо всем по порядку. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Интернат

Интернатом называются такие учебные комплексы, при школе которых есть особые учреждения для проживания учеников. Подобные заведения осуществляют воспитательную работу вместо родителей и опекунов.

интернат и детский дом отличия

Дети находятся здесь круглосуточно. Школы-интернаты созданы в воспитательных целях, чтобы формировать у детей навыки самообслуживания и раскрывать творческий потенциал. Отличие интерната и детского дома состоит в том, что первый имеет в основном коррекционную направленность.

В целом школы-интернаты делятся по:

  1. Контингенту. К примеру, есть заведения, предназначенные для сирот, детей с ограниченными возможностями и т. д.
  2. Образовательному профилю. Некоторые школы-интернаты специализируются на углубленном изучении разных учебных предметов, существуют кадетские корпуса, спортивные интернаты и т. д.
  3. Коррекционные заведения. Предназначенные для оказания специализированной помощи детям с явными отклонениями в развитии. В целом таких заведений насчитывается 8 видов.

Образование в интернатах

Первое, чем отличается интернат от детского дома, – это образовательная система. Во-первых, дети из детского дома посещают школы, которые находятся ближе всего к их месту проживания. Чаще всего это обычные общеобразовательные учреждения. Если говорить о школах-интернатах, то здесь учебный корпус создан специально, и уже при нем существует общежитие. Но это еще не все, чем отличается интернат от детского дома.

чем отличается школа интернат от детского дома

Как и в детских домах, дети в интернате могут пребывать постоянно, но только по просьбе родителей или опекунов. На время выходных или каникул дети могут покидать стены своего учебного заведения, также могут уходить по уважительным причинам.

Воспитанники интернатов и детских домов обеспечены всем необходимым: обувью, одеждой, предметами личной гигиены и т. д. С одним только отличием: в детском доме это все покупается за государственный счет, в интернате - за счет родителей. Это еще один момент, чем отличается школа-интернат от детского дома.

Жилищный вопрос

Когда заканчивается учеба в школе-интернате, детей, которые остались без родительской опеки, отправляют для получения образования по месту жительства, закрепленному за ребенком. Это осуществляется в принудительном порядке. Согласно юридическому законодательству, родители, лишившиеся по каким-то причинам родительских полномочий, не имеют права разменивать ту жилплощадь, что у них имеется, так как она закреплена за ребенком.

специализированная школа-интернат

По факту ребенка возвращают в ту же среду, из которой он ранее был изъят. В основном воспитанники интернатов возвращаются в аморальную среду или к развалинам. В этом вопросе полным сиротам повезло немного больше. Они имеют право самостоятельно выбирать место жительства и род деятельности. После окончания учебного заведения они могут получать бесплатное образование в любом вузе страны на свой выбор.

Детские дома

Что касается детских домов, то это учреждения, в которых содержатся дети, оставшиеся без родителей или их опеки. Такие воспитанники нуждаются в полноценной государственной помощи и защите. Разница интерната и детского дома в том, что последний является еще и организацией, которая оказывает социальные услуги.

Немного истории

В Российской империи, чтобы устранить проблему с социализацией беспризорников, начали строить разного рода приюты и воспитательные дома. Они находились под Ведомством учреждений императрицы Марии, позже была создана система Ольгинских приютов, в которых проживали беспризорные дети.

интернат и детский дом разница

После Октябрьской революции система детских приютов была реорганизована. Учебный и воспитательный процесс строился на учениях русского педагога А. С. Макаренко. Правда, эта новая система образования и трудового воспитания долго не просуществовала. Правительство СССР раскритиковало ее и постановило, что дети до 16 лет не должны работать.

Отличия и сходства

Между собой детские дома и школы-интернаты схожи в том, что на территориях обоих учреждений проживают дети, в том числе и сироты. Тогда в чем разница интерната и детского дома? Во-первых, дети в интернатах содержатся за счет родителей или опекунов, в очень редких случаях за счет государства. Детские дома полностью находятся на государственном попечении.

интернат и детский дом в чем разница

Во-вторых, родители имеют право забирать детей на выходные, каникулы и праздники. Также дети могут не проживать на территории интерната, а просто посещать школу и дополнительные занятия при нем. Из детского дома ребенка может забрать только усыновитель или опекун, но лишь после того, как оформит все необходимые документы. Воспитанники детских домов не имеют права покидать его территорию за исключением экскурсионных поездок, которые проходят под присмотром воспитателей.

В-третьих, основная часть интернатов имеет коррекционную направленность. Большинство заведений предназначены либо для развития способностей, либо для оказания специализированной помощи детям с отклонениями в развитии. Стоит отметить, что детей, оказавшихся без родительской опеки и имеющих проблемы со здоровьем, редко принимают в детские дома. Чаще всего им приходится учиться в специализированных интернатах.

Общеобразовательные школы являются государственными учебными и вос­питательными учреждениями для детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.
Главным признаком классификации общеобразовательных школ является их назна­чение. По этому принципу они подразделяются на три типа: начальные, неполные средние и средние. Основным типом общеобразовательных школ являются одинна­дцатилетние в составе подготовительных и 1 — 10 классов, дающие учащимся пол­ное среднее образование. В тех случаях, когда по различным причинам не удается организовать одиннадцатилетние школы, используются неполные средние школы в составе подготовительных и 1 — 8 классов или начальные школы в составе подгото­вительных и 1 — 3 классов.
Кроме обычных общеобразовательных школ существуют также школы интерна­ты, в которых учащиеся (по желанию родителей) не только учатся, но и живут, посе­щая родителей по воскресным дням, праздникам и в каникулы.
Развитие получили также школы продленного дня, в которых весь контингент учащихся или отдельные группы школьников находятся под наблюдением педагогов в течении всего дня, возвращаясь к родителям только вечером. Учебно — педагоги­ческий процесс в этих школах, по существу, не отличается от школ интернатов.
Школы интернаты бывают восьмилетние и десятилетние. Группы продленного дня охватывают, как правило, учащихся с подготовительного или с 1 по 5 класс.
Одной из разновидностей одиннадцатилетних школ являются специальные школы — средние общеобразовательные учебные заведения, имеющие определен­ный уклон, дающие повышенный уровень образования в какой-либо области: ино­странного языка, математики, физики, биологии, литературы, искусства и т. д.
Другим важным признаком классификации школьных зданий является вмести­мость, зависящая от количества параллельных классов. Различают одно, двух, трех, четырех, и более комплектные школы.
Верхним пределом вместимости для зданий общеобразовательных школ приня­то 1668 / 1728 ученических мест, для комплексов средних школ — на 2502/2592 уче­нических места, для школ интернатов — 560 мест.
Наполняемость подготовительных классов принимается 25 учащихся, с 1 по 8 — 40 учащихся, 9 10 — 36 учащихся, в классах школ — интернатов — 36 учащихся.

Размещение школ в населенных местах

Городские общеобразовательные школы общего типа и школы продленного дня — органическая часть жилого микрорайона. Радиус обслуживания населения этими школами нормируется в пределах 500 метров. Школы интернаты по характеру связи с семьей являются принадлежностью жилого района, а в малых городах — и города в целом. Их радиус обслуживания не нормируется. К этой же группе следует отнести специальные и вечерние (сменные, сезонные) школы.

Более сложно организуется сеть школьных зданий в сельской местности. Преобладание здесь мелких населенных мест, расположенных подчас на больших расстояниях друг от друга, заставляет строить школьную сеть на основе сочетания: начальных школ в мелких населенных местах, неполных средних или средних школ, школ интернатов или школ с частичным интернатом (общежитиями) в относительно более крупных населенных местах или районных центрах, где учащиеся завершают свое образование. Вместимость общежитий при школах рассчитывается на число учащихся, проживающих от школы на расстоянии, превышающем 30 минутную транспортную доступность.

Сеть школ планируется из расчета охвата 100% детей неполным средним об­разованием и 75% детей средним образованием. Ориентировочно можно считать, что суммарная вместимость десятилетних школ составляет в среднем по стране 180 мест на 1000 жителей, восьмилетних школ — 140 мест на 1000 жителей, начальных школ — 70 мест на 1000 жителей.
Эти расчетные нормы являются приблизительными, среднестатистическими, требующими корректировки в каждом отдельном случае в соответствии с фактиче­ской демографией и имеющимися потребностями.

Тип школьного здания выбирают исходя из размеров населенного пункта или микрорайона. При этом следует стремиться во всех случаях применять возможно более крупные здания, имеющие более развитый и полноценный состав помещений и являющийся более экономичными в строительстве и эксплуатации.

В мелких сельских населенных местах до 1000 жителей обычно строят началь­ные школы на 80 мест, в населенных местах до 2500 жителей — неполные средние (восьмилетние) школы на 345 / 360 мест.

В поселках с населением более 2500 жителей используются средние (11 — лет­ние) школы на 489 / 504 и 689/704 места, рассчитанные также и на обслуживание уча­щихся, окончивших начальные и неполные средние (восьмилетние) школы, располо­женные в окружающих мелких населенных местах. В поселках до 5000 жителей, - полные средние (11 — летние) школы на 834 / 864 места, при условии подвоза уча­щихся или устройства интерната (спального корпуса) также могут обслуживать уча­щихся, окончивших расположенные в окружающих поселках начальные и неполные средние школы.

В городской застройке, в микрорайонах от 6000 до 12000 жителей сооружаются полные средние (11 — летние) школы на 1251/1296, 1668/1728 мест. В более круп­ных микрорайонах (до 18000 жителей) следует вместо нескольких отдельно стоящих автономных школьных зданий строить школьные комплексы с объединенными бло­ками спортивных и актовых залов и других общешкольных помещений. Школьная сеть в городе организуется по принципу равномерного рассредоточенного располо­жения школ в пределах обслуживаемых ими микрорайонов, а на межмагистральных территориях — на равном удалении от границы микрорайона, смежно с микрорайон­ным садом. В некоторых случаях школы могут размещаться и у границы микрорайо­нов, вблизи зеленого массива, бульвара или сквера. Пути движения в школы учащие­ся подготовительных и 1 — 8 классов не должны пересекаться магистраль­ными улицами с напряженным движением транспорта, а также с путями подвоза продуктов в магазины, столовые и т. д.

Школы интернаты предпочтительно располагать в пригородной зоне или в зеле­ных зонах города на участках с наиболее благоприятными климатическими условия­ми.

Сельские школы, обслуживающие несколько населенных пунктов, следует рас­полагать в местах, обеспеченных наиболее удобными транспортными связями, в геометрическом центре зоны обслуживания, вдали от производственных построек, смежно с зелеными массивами. Под строительство школьных зданий, так же как и детских учреждений, следует отводить наиболее здоровые, незагрязненные, хорошо проветриваемые и инсолируемые, незатапливаемые и незаболоченные территории, желательно с низким стоянием грунтовых вод. Предпочтение следует отдавать тер­риториям, имеющим спокойный рельеф с небольшим естественным уклоном, хоро­шим травяным покровом, древесными и кустарниковыми насаждениями, облегчаю­щими работы благоустройству и озеленению участка.

Школьные здания должны размещаться на участках с отступом от красных ли­ний на расстояния, как правило, не менее 15 метров.
При размещении школьных зданий следует обеспечивать соответствующую ориентацию школьных помещений.

Архитектурно — планировочное решение и оборудование школьных зда­ний

Композиция школьных зданий

Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая ор­ганизация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению.

Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:
разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных осо­бенностей и развития индивидуальных способностей,
объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания.

Основным элементом школы является класс, в котором должны быть созданы все необходимые условия для нормального учебно — воспитательного процесса и гигиенического режима. Классы объединяются в учебные секции для каждой воз­растной группы. В такую секцию входят 4 — 5 классных помещений или учебных ка­бинетов, рекреации и туалетные, а при рассредоточенных гардеробах — еще и гар­деробная.
Учебная секция должна иметь хорошую связь с общешкольными учебными и вспомогательными помещениями и достаточную изоляцию от учебных секций других возрастных групп. В школе интернате следует организовывать или жилые секции, состоящие из спальных комнат, помещений для чистки одежды и обуви и туалетных, или учебно — жилые секции (учебные секции, дополненные спальными помещения­ми).

Учебные, жилые и учебно — жилые секции объединяются в блоки помещений для учащегося младшего, среднего и старшего возраста.

Помещения не входящие в состав учебных блоков и секций, объединяются по своему функциональному назначению в группы:
общешкольных учебных и учебно — производственных помещений,
учебно — спортивных помещений и помещений для культурно — массовой ра­боты,
помещений общешкольного назначения (столовые, буфеты, помещения адми­нистративно — хозяйственного, медицинского обслуживания и др.).

Важными факторами, влияющими на композицию школьных зданий, являются планировка и взаимное расположение учебных секций, отличающиеся большим раз­нообразием.
В настоящее время в отечественной практике наиболее распространена четырехклассная секция с односторонним расположением классов и зальной рекреа­цией. Этот тип учебной секции является пожалуй, оптимальным для младше­го и среднего возраста.
Для старшего возраста более приемлема учебная секция с односторонним рас­положением кабинетов, объединенных коридорной рекреацией, что вполне соответ­ствует кабинетной системе обучения в старших классах.

В отечественной и зарубежной практике применяются также другие типы учеб­ных секций:
класс — рекреация и секции, объединяющие меньшее число классов, для млад­ших школьников,
секции, объединяющие до шести классов или кабинетов, для старших школьни­ков,
классные секции, в которых рекреации отделены от классов узким коридором или лестницей.

В отношении взаимного расположения учебных секций оптимальной является их односторонняя ориентация (все классы обращены в одну сторону горизонта). В этом случае все классы и кабинеты имеют одинаковые условия инсоляции, школь­ное здание обладает наибольшей гибкостью для расположения на участках с раз­личной ориентацией, однако это вызывает, подчас, чрезмерное удлинение школьно­го здания. Этого можно избежать при параллельном расположении нескольких учеб­ных секций или блоков. Для достижения большей компактности зданий применяется двух и трехсторонняя ориентация классов и классных секций, что однако ставит классы в разные условия и ограничивает возможности постановки зданий на различ­но ориентированных участках.

В зависимости от вместимости и общей планировочной структуры школьные здания обычно имеют от одного до трех этажей (в жилых районах с высокой плотно­стью населения и на затесненных участках допускается строительство четырехэтаж­ных школьных зданий), спальные корпуса школ — интернатов — до четырех этажей.
В отечественной практике здания начальных школ обычно строятся одноэтаж­ными, одно и двухкомплектных средних школ - двухэтажными, школьные здания трех и более комплектные — трех, четырехэтажными.
Школьные здания и комплексы большей вместимости часто имеют смешанную этажность:
учебные блоки младших классов — двухэтажные,
средних классов — трехэтажные, старших — четырехэтажные.
Это отражает дифференцированный подход к определению этажности в зави­симости от возрастных особенностей учащихся.
При выборе этажности школьных зданий следует иметь в виду взаимодействие ряда противоречивых факторов.
В связи с тем что в нашей практике в школьном строительстве применяются, как правило, тяжелые капитальные конструкции (кирпич, сборный железобетон), уве­личение этажности обеспечивает большую экономичность в строительстве. В то же время снижение этажности позволяет создать лучшие условия для учащихся и педа­гогов, облегчить связи с участком.
Однако улучшение функционально — технологических качеств школьных зда­ний при снижении этажности имеет свои пределы: в определенных условиях комму­никации в малоэтажных зданиях большей вместимости могут чрезмерно удлинится. Нахождение оптимального решения во взаимодействии этих факторов является главной задачей при определении этажности зданий школ и школ — интернатов.

Су­щественным фактором, определяющим основу архитектурной композиции школьных зданий, является характер взаимосвязи между отдельными функциональными груп­пами школьных помещений.

По приемам композиции школьные здания можно подразделить на три осовных типа:
централизованные,
блокированные,
и павильонные.

Здание школы или школы — интерната централизованного типа представляет собой один основной учебный или учебно — жилой корпус, к которому могут примы­кать зальные корпуса. Этот прием композиции применяется, как правило, для зданий относительно небольшой вместимости, а также зданий, предназначенных для строи­тельства в северных районах. Достоинство такой композиции — экономичность в строительстве и эксплуатации, минимальная площадь охлаждения, компактность и небольшая площадь застройки (что весьма существенно при строительстве на участках ограниченной величины), короткие связи между отдельными группами школьных помещений.

Блокированные школьные здания, являющиеся в настоящее время наиболее распространенными, состоят из ряда отдельных корпусов — блоков (учебных, учеб­но — жилых, зальных и др.) связанных между собой теплыми перехоами или непо­средственно примыкающих друг к другу. Такая композиция обычно применяется при проектировании зданий большей вместимости, предназначенных для строительства в средней полосе ( II и III строительно — климатические районы), а также зданий, строящихся в сейсмических районах и районах с сильно пересеченным рельефом местности.
Достоинством этой композиции является возможность:
хорошо рассредоточить коллективы учащихся для создания оптимальных педа­гогических и гигиенических условий при сохранении удобных и относительно ко­ротких связей между отдельными группами помещений,
обеспечить для каждой функциональной группы школьных помещений органи­чески присущее ей планировочно — конструктивное решение,
добиться сочетания расчлененности объемов и компактности общей компози­ции.

Школьные здания павильонного типа, состоящие из отдельных учебных, спаль­ных, зальных и других корпусов, не связанных переходами, получили наибольшее распространение в южных сейсмических районах и районах с крутопадающим релье­фом местности. Павильонная композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений, что имеет и положительные, и отрицательные качества:
положительные — лучшая изоляция отдельных групп помещений от распро­странения шума, запахов и т. п.,
отрицательные — ухудшение взаимосвязи между отдельными группами поме­щений, удлинение коммуникаций.

В практике школьного строительства встречаются и другие приемы композиции. Так, например, в некоторых школьных зданиях централизованной или блокирован­ной композиции в отдельные павильоны выносятся гимнастические залы, мастер­ские или учебные секции младших классов и т. д.

Таким образом, современное школьное здание представляет собой, как прави­ло, сложную, развитую объемно — пространственную структуру, которая должна обеспечить как оптимальные функционально — технологические качества, так и ар­хитектурно — художественную выразительность здания.

Читайте также: