Анализ дистанционного обучения во время карантина начальная школа

Обновлено: 02.07.2024

В материале упоминается COVID-19. Доверяйте проверенной информации из экспертных источников — изучите ответы на вопросы о коронавирусе и вакцинации от врачей, учёных и научных корреспондентов.

Какое счастье, что закончился карантин. Завтра учимся в привычном режиме. Это радость для учителей и родителей. Про школьников не знаю. Завтра спрошу как лучше учиться дома или в школе.

Во многих школах России был карантин из-за высокого порога заболеваемости. В моём классе на момент объявления карантина был только один болеющий ученик, поэтому у меня есть своё мнение, но об этом позже.

Отношение к карантину и обучению детей во время вынужденной отмены занятий у всех причастных к этому людей самое разное. Возмущались родители тем, что учителя отдыхают, а родители после работы вынуждены еще с детьми новые темы изучать и домашние задания выполнять. Претензии объективные, но только не все.

Учителя тоже не довольны своей работой во время карантина. Нагрузка получается больше, чем провести уроки с детьми.

В учебное время нужно находиться на рабочем месте. Проводятся дополнительные совещания и заполняются дополнительные отчеты - как учить дистанционно, как давать задания ученикам и как их проверять, какие формы при этом использовать, как заполнять электронный журнал и за что ставить отметки.

Вечером, а также в выходные и праздничные дни учителя работают с родителями по телефону и через WhatsApp. А когда ещё? Днём родители на работе, а вечером на боевом посту - с детьми изучают темы и выполняют домашние задания. Возникают вопросы к учителю, а выполненные задания фотографируются и отправляются на проверку учителю.

Родителям было трудно. Учителю тоже - было проще учить детей в школе, а не через все эти WhatsAppы и электронные журналы.

А приносить выполненные домашние работы в школу каждый день не реально - детям в школу нельзя, родители на работе. Да и какое это уже дистанционное обучение. Те, кто ввёл карантин, хотят видеть именно дистанционное обучение, даже написали рекомендации о том, как обучать детей дистанционно, какие ресурсы интернета использовать. О своём видении дистанционного обучения напишу чуть позже.

А теперь об отметках. Дети и родители добросовестно изучали темы и выполняли домашнее задание. Отметки у всех хорошие, но объективные ли они? В школе теперь будем снова всё изучать, проводить проверочные работы и выяснять уровень усвоения. А отставание по программе?

Хочу поблагодарить своих учеников и их родителей. Все отнеслись ответственно, все учились и учили. Спасибо! Я вами очень довольна.

Во время отмены занятий я тоже старалась каждому помочь, давала ссылки на ресурсы в интернете и дополнительные материалы для изучения и закрепления новой темы. Пригодились или нет? Не знаю.

Хороший сайт, хорошие задания, соответствуют нашим предметным темам, изучения самих тем нет, а задания даны для проверки знаний. Хорошее содержание сайта, анализ заданий, время выполнения и ошибки, которые допустил ученик. Жаль, что нет выставленной отметки в автоматическом режиме.

А ещё, чтобы дети продуктивно работали с этими заданиями, а родители понимали что и где делают дети, нужны обучающие занятия. Но этот сайт как-то особо и настойчиво не заставляют нас с ним работать, только на добровольной основе, тем более там есть платный контент.

Ну а теперь моё личное мнение о дистанционном обучении. Не видела ни одного сайта, на котором можно полноценно обучать детей. В моем понимании дистанционное обучение - это весь путь от подачи темы до до проверки знаний с выдачей отметки. Лет 8 назад у меня были 3 курса с модулями через платформу MOODLE. Вот здесь можно было создать полноценное дистанционное обучение. Сейчас есть такие курсы в интернете у некоторых учителей, но все они в закрытом доступе - только для своих учеников вход по логину и паролю.

Может, нас хотели проверить? Умеем ли мы учить дистанционно? Не умеем, потому что для этого нет специальных ресурсов, нет обученных учителей, учеников, родителей. Такую задачу надо ставить не перед отдельной школой, а перед министерством просвещения. Именно целевая программа должна быть. Сначала научи, а потом спрашивай результат.

А мы обучали просто с помощью возможностей сети Интернет.

Вот такие у меня мысли. Вот такой у меня отчет по карантину. А у вас как прошел карантин, как обучали дистанционно, как проверяли знания?

Размышляя над возможностью обучения в дистанционном режиме, я проанализировала проблемы, с которыми столкнулись семьи.

Во-вторых, слабый интернет, когда программы зависают, что значительно увеличивает время, проведенное у компьютера, в попытках выслушать учителя и выполнить задания. Это неизбежно вызывает стресс у всех членов семьи и полностью убивает у ребёнка желание учиться.

И в-третьих, на карантине или вынужденном пребывании дома (когда человек инвалид или тяжело болен) меняется распорядок дня у всех членов семьи. Если никому не нужно идти на работу или учёбу, то, как показывает опыт, можно поспать подольше и лечь попозже, поесть, когда хочется, а не тогда, когда того требует ритм жизни и здравый смысл. Кто-то любит работать утром, кому-то работается лучше вечером или ночью, и поэтому можно установить такой порядок пользования компьютером или гаджетами, чтобы было удобно каждому члену семьи, тогда и ответственность за учёбу или работу будет другая – человек САМ выбирает время работы.

Эти три особенности жизни в период вынужденного пребывания человека в стенах дома, в том числе и в период карантина, и стали основанием изложенных ниже предложений по организации дистанционного обучения. Возможно в дальнейшем появятся более эффективные разработки такого вида обучения, помимо тех платформ, на которых сегодня работают учителя (в том числе Zoom, Classroom и др.), но на данном этапе практика показывает, что они ещё не стали для учителя, родителей и детей частью их опыта.

Сейчас же, как мне кажется, был бы находкой самый простой и доступный каждому ребёнку способ обучения, не требующий участия родителей, нервы которых часто на пределе.

Как можно организовать работу учителя

Опираясь на выводы размышлений над возможностью обучения в дистанционном режиме и проблемами, с которыми столкнулись семьи, хочу предложить форму организации работы учителя, которая облегчит и его работу, и работу ученика. Также снимет частично те проблемы, с которыми столкнулись многие семьи, пытаясь освоить дистанционное обучение, к которому, как показала практика, мы пока не были готовы.

Основная идея – это не онлайн-встречи и не онлайн-уроки с учениками, как это делалось в классе, а запись коротеньких видеороликов длительностью не более 5–7 минут (и меньше) вместо 45 минут урока по обозначенным темам.

Учитель может записывать их дома даже с помощью телефона в любое удобное для него время, делать ссылки на просмотр фильмов или на аудиопрослушивание книг или их фрагментов, связанных с изучаемым материалом, а ученик, в свою очередь, может работать с этим роликом в любое время, когда захочет, останавливая его или пересматривая несколько раз, если возникнет необходимость.

Время обучения он выберет самостоятельно, что повысит его ответственность и не убьёт желания учиться. Правда, если ролик длится 5 минут, то ученику для работы с ним может понадобиться минут 15–20 с учетом остановок при просмотре, но это всё же не 45 утомительных и вредных для зрения минут. Рассмотрим это подробнее.

Хорошо, если у вас будет напарник, который играет роль ученика (возраст не имеет значения!). В клипе нужно обращаться не только к напарнику, но и к ребёнку, который его будет смотреть, предлагая ему по ходу просмотра остановить запись и подумать, как бы он решал ту или иную возникшую проблему с тем, чтобы потом сравнить свои мысли, гипотезы, идеи, способы действий с вашими. В данном случае речь идёт о тех типах уроков, которые посвящены изучению нового материала, то есть об уроках постановки учебно-практической задачи, связанной с введением новых понятий или способов действий.

Другой тип видеоролика, который опишу ниже, предназначен для того, чтобы ребёнок смог в будущем самостоятельно выполнять задания из учебника, которые вы будете ему предлагать. Этот ролик должен включать видеоинструкцию к пошаговому выполнению ключевых заданий, а именно заданий на постановку и поиск решения учебно-практических задач, по конструированию нового способа действия и моделирования этого способа с помощью схемы или при применении этого способа при решении целого класса аналогичных задач, при составлении справочника ошибок и так далее.


Следующее задание номер 2 предложите выполнить самостоятельно, сравнив свои ответы с ответами, которые даны под ключом, а в следующем ролике поработайте с заданиями 3, 4 и 5, чтобы дети открыли для себя правило сравнения многозначных чисел, заданных в одной системе счисления.

Если же предложить числа в разных системах счисления (но этого нет в программе!), то для их сравнения надо построить величины и сравнить их, что и даст возможность сравнить соответствующие числа.

Примечание: если по времени вы не укладываетесь в 5–7 минут, то тогда можно раздробить материал на смысловые части, но послать их в совокупности. Например, в одном ролике работаете с величиной А, а в следующем с величиной В, но отправляете ученику сразу оба. Однако не забывайте, что вы пишете ролик без остановок на ожидание ребёнка, это он будет останавливать ролик, хотя может оказаться, что он его просмотрит сразу целиком, а не по частям, как вы ему предлагали, ничего страшного в этом нет. Он всё равно узнает много нового.

Думаю, можно подвести небольшие итоги: любой клип-видео не займет много времени для представления ключевых заданий, а ученик со временем усвоит алгоритм работы с учебником и над конкретным заданием, разбивая его на смысловые части, действуя по алгоритму, который учитель задаёт своим роликом ребёнку.

Мне кажется, что детям важно знать, что те формы и методы работы, которые они осваивают в школе, могут и должны пригодиться также во взрослой жизни, когда каждый участник группы выполняет часть общей работы.

Более того, банк таких роликов позволит всем весте выбрать из них наиболее удачные и опробованные сначала на своем окружении, а потом и на детях. Такая работа позволит каждому учителю, а вслед за ним и ребёнку упорядочить предметное содержание у себя в голове, гораздо глубже осознать его, чётко представить логику предмета и открыть для себя новые возможности. Как говорится, нет худа без добра!

Как организовать обратную связь с учеником

1. Чтобы учитель видел, как развивалась мысль ребёнка при работе с видео, можно, к примеру, предлагать ему записывать каждый свой ответ (размышления, к сожалению, ребёнок не сможет зафиксировать), а также нумеровать каждую новую запись. Это даст возможность ученику задуматься над оформлением своей самостоятельной работы в тетради и установить то, что называют орфографическим режимом, и не задавать бесконечные вопросы о том, сколько клеточек отступать там-сям или где и что писать. Лучший повод трудно придумать!

Для этого после первого обратного контакта детей с вами поставьте перед ними задачу: каким способом вы могли бы сообщать мне о том, как вы выполняли задания во время просмотра видео, чтобы было понятно, получилась у вас работа или нет. Возможно, дети предложат присылать фото своих записей после просмотра, возможно, кто-то захочет снять видео со своими рассуждениями, вопросами, заданиями для одноклассников, но главное состоит в том, что он всё время будет находиться не в роли послушного (или непослушного) исполнителя ваших указаний, а в роли думающего человека, который может придумывать свой индивидуальный способ общения с учителем и другими детьми, или же человека, имеющего возможность такого выбора.

Взрослым, имеющим возможность и желание участвовать в этом процессе, нужно, как было рекомендовано раньше, играть роль человека, которого надо научить всему, чему научился ребёнок, но не вмешиваться в процесс со своим пониманием материала, не пытаться учить так, как учили его когда-то: важно играть описанную выше роль.

Дайте возможность ребёнку самому выбирать задания из предложенных вами. Чередуйте варианты. Их два. Первый, это когда из 5–10 заданий достаточно выбрать и выполнить только 2–3, которые у него лучше всего получаются. Второй вариант, это когда из 5–10 заданий достаточно выбрать 2-3 самых трудных для себя задания и попробовать их выполнить. Другими словами, задания должны выбираться самим ребёнком из того набора, который вы ему предлагаете. Это позволит увидеть границы возможностей у каждого ученика и способность оценить самого себя.

Не надо тратить время на то, чтобы оформлять решение заданий, которые для него уже не представляют никакой трудности, а значит, и интереса.

Итак, очень надеюсь, что эти рекомендации не испугают учителя своей новизной, а станут источником творческого подхода при дистанционном обучении, когда возможности работать на предложенных платформах ограничены или невозможны по техническим причинам. В любом случае одна форма работы всегда может дополнить другую.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности организации обучения во время

карантина в школе

С понятием карантина знаком почти каждый. В школах во время введения карантина действует особый режим и организуется дистанционное обучение. Ограничительные мероприятия или карантин — административные, медико-санитарные, иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим деятельности, ограничение передвижения населения. Карантин в школе — это мероприятие, которое также заключается в организации целого комплекса необходимых мер. В каких формах может осуществляться обучение в школе во время карантина? Могут ли время карантина считать временем очередных каникул? Какие действия обязательно должны быть предприняты для предотвращения распространения заболевания в школе? Ответы на вопросы можно найти в законодательной базе, в части касающейся карантинного режима в образовательных учреждениях.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации могут быть применены следующие модели.

- Полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучаемого (слушателя). Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).

- Частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучаемого (слушателя). Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий, реализует образовательную программу, при которой очные занятия чередуется с дистанционными.

Педагоги могут организовать два режима обучения:

1. Живое онлайн общение, когда в назначенный час Х, вы организуете видеоконференцию, общение в чате с учащимися.

2. Удалённое обучение, растянутое во времени , когда используя определённые цифровые инструменты, вы создаёте платформу для самостоятельного обучения при вашем активном опосредованном участии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН УРОКОВ И ИНСТРУКЦИЙ

Онлайн общение очень важно при организации удалённого обучения. Вы можете провести вводный инструктаж , в ходе которого объясняете ученикам, как работать удалённо, как использовать те или иные образовательные ресурсы. Кроме вводных инструкций, могут быть текущие инструкции перед началом изучения той или иной темы, или ввода вами нового цифрового инструмента, новых образовательных ресурсов.

Помимо инструкций вы можете проводить и онлайн уроки , и групповую работу над проектами, над совместным решением поставленных учебных задач.

КАК ЭФФЕКТИВНО ПРОВЕСТИ ОНЛАЙН УРОКИ И ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ

1. Если вы собираетесь использовать инструменты для организации видеоконференций и представления интерактивных уроков, инструкций , как можно чаще и дольше используйте веб-камеру . Да, ваши ученики могут отойти от своих компьютеров, пока вы проводите свой онлайн урок, но они меньше будут скучать, если по крайней мере будут видеть ваше лицо, а не только используемый вами режим демонстрации экрана.

2. Обязательно обратите внимание на настройку веб-камеры. Поднимите её на уровень глаз или немного выше. Ученики должны видеть ваши глаза , а не голову, уткнувшуюся в клавиатуру. Именно тогда создаётся эффект присутствия .

4. Поощряйте учеников задавать вопросы . Выделите им для этого специальное время. К примеру, объявите, что делаете 5-10-ти минутную паузу , в ходе которой ученики могли бы записать свой вопрос в чате или в небольшом видео обращении.

5. Обязательно предусмотрите возможные технические трудности в ваших видеосеансах. Чаще всего такие проблемы возникают не у вас, а у ваших учеников. Как правило, вы решаетесь на видеоконференции, если у вас всё в порядке. Заранее проверьте возможности видеообщения. К примеру, используйте два компьютера или поработайте с кем-то из своих коллег, чтобы проверить перспективу учащихся, как они увидят то, что вы им предлагаете. Проверьте также условия работы в режиме компьютер-планшет , компьютер-смартфон , прежде чем приступить к онлайн общению с вашим классом. Когда вы протестируете себя в роли ученика, вы можете заранее учесть, что необходимо упростить, или увидеть, какие проблемы могут возникнуть у ребят и что необходимо для оперативного устранения неполадок на лету.

6. Если вы живёте в сельской местности и у вас нет устойчивого и быстрого подключения к интернету, выясните, в какое время скорость интернет-соединения наиболее высокая. Назначайте видеоконференцию на это время, если, конечно, оно устроит и вас, и ваших учеников.

КАК ПРЕДСТАВИТЬ ЗАПИСАННЫЕ ВИДЕОУРОКИ И ИНСТРУКЦИИ?

1. Так же, как и с видеоинструкцией вживую, проверьте своё лицо в веб-камере. Такие инструменты, как Screencastify и Screencast-o-matic , Loom, YouTube трансляция и многие другие позволяют записывать ваш видеоурок, сохраняя веб-камеру включенной. Ваше лицо появится на видео небольшого размера в одном из углов экрана.

2. Стремитесь к созданию коротких и дидактически продуманных видеороликов. Два пятиминутных видеоролика будут просмотрены учениками с гораздо большей вероятностью и полезностью, чем одно десятиминутное видео. Исключением могут стать лишь те более длительные видеоролики, где вы достаточно комфортно используете данный режим и можете удержать учеников оригинальными приёмами.

3. Используйте режим демонстрации экрана . Простой способ создать видеоурок — это записать показ ваших слайдов. Но не забывайте, что это довольно быстрый способ утомить ваших учеников, если вы не держите экран активным. Слайды не должны быть мёртвыми . Добавьте больше переходов и анимаций, используйте курсор мыши или режим рисования, чтобы выделить, подчеркнуть что-то важное на слайде.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОНЛАЙН УРОКОВ И ИНСТРУКЦИЙ

2. Компания Microsoft также отреагировала на распространение коронавируса, увеличив доступность Microsoft Teams . Кроме этого, компания провела серию вебинаров о том, как использовать данную технологию в обучении. Правда, россиянам пока такие возможности недоступны.

3. Если Google Hangouts Meet или Microsoft Teams недоступны для вас, вы можете рассмотреть возможность использования Zoom . Это популярное среди учителей приложение предлагает новый бесплатный план, в котором вы можете вести прямую трансляцию до 100 человек одновременно. Zoom будет записывать вашу видеоконференцию, и вы можете сохранить её на своем компьютере, чтобы разослать тем ученикам, которые по каким-то причинам пропустили онлайн урок.

4. Используйте для проведения онлайн уроков онлайн доски . Среди большого числа подобных инструментов, наибольшее внимание привлекает популярный среди учителей Padlet , который в последние годы значительно расширил свой функционал.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Безусловно, режима онлайн уроков крайне недостаточно для удалённого обучения. В силу различных способностей и личных психологических качеств, мы не обеспечим результативность такой формы обучения.

Ученик должен иметь возможность в свойственном для себя темпе самостоятельно работать с образовательными ресурсами, подготовленными, выложенными или рекомендуемыми нами.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Платформами для онлайн обучения в таком случае могут служить

специальные виртуальные обучающие среды ( Moodle и его аналоги)

другие площадки, вплоть до особым образом организованных учительских сайтов. Кроме того, могут быть использованы готовые образовательные платформы.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Очень важно, чтобы на такой платформе имелось разнообразие образовательных ресурсов в виде

других дидактических единиц

По каждому из данных направлений можно говорить довольно много. И вряд ли было бы целесообразным уместить это в одну статью.

Использование или создание учителем авторской онлайн платформы должно обеспечить эффективность и привлекательность обучения. И в таком режиме тоже необходимо обеспечить постоянную обратную связь. Запланируйте для себя регулярность мониторинга, анализа и коррекции работы учащихся на платформе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всего в школе 49 обучающихся. Дистанционным обучением охвачены – 49.

Была проделана следующая работа:

Проведено информирование всех родителей (законных представителей) учащихся о новой форме обучения. Собраны в электронном виде согласия на дистанционное обучение.

Проведен ряд мониторинговых мероприятий как среди учителей, так и среди учащихся и их родителей, позволяющих узнать технические возможности для перехода на электронное, дистанционное обучение.

Разработались локальные акты, приказы, регламентирующие деятельность школы по организации дистанционного обучения.

Сформировано расписание занятий на каждый учебный день по учебным планам по каждой дисциплине, а также сокращено время урока до 30 минут.

Проведена работа по восстановлению доступа для учеников и их родителей в электронном журнале.

Создана электронная учительская для учителей школы в программе WhatsApp в котором обсуждается актуальная информация, с учащимися работа проходит через WhatsApp, viber, Одноклассники, VK где реализуется быстрая обратная связь.

Изучены различные платформы, предлагающие свои услуги по организации электронного, дистанционного обучения. Платформ много, но мы остановили свой выбор на нескольких: Учи.ру, Мультиурок, Инфоурок, РЭШ, Я учебник, 1 сентября.

Учителя школы активно ищут интересные и полезные материалы для проведения онлайн уроков, делают рассылки ссылок уроков учащимся для просмотра.

Были внесены изменения в рабочие программы по предметам, календарный график. В них было отражено, что образовательный процесс ведется с помощью дистанционных технологий.

Учителя контролировали результаты обучения регулярно дистанционно, используя разные способы контроля успеваемости учащихся в зависимости от технических возможностей учеников.

При дистанционном обучении особенно важна связь с родителями, потому что они организуют рабочую обстановку для ребенка и следят, чтобы они вовремя участвовали в учебном процессе. По сути, от родителей зависит, насколько ребенок сможет учиться дистанционно. Связь с родителями осуществлялась любым удобным способом – по телефону, в соцсетях, по электронной почте. Родители были в курсе всех деталей дистанционного обучения.

Учителя комментировали свои замечания к работам обучающихся в виде тестовых или аудио рецензий, устных онлайн-консультаций, воздерживались от необоснованной оценки работ обучающихся, особенно в младших классах, где ИКТ-компетенции еще не сформированы.

Учет посещаемости велся в электронном классном журнале или отдельном журнале посещений. Родители осуществляли контроль за обучающимися через группы в социальных сетях и электронный журнал.

Вывод и рекомендации:

Дистанционное обучение в школе проходило организованно.

Все учителя освоили интернет ресурсы, активно использовали в работе.

Велась активная работа с родителями учащихся. Без них обучение было бы очень сложным и трудным.

Читайте также: