Принципы организации совместной деятельности детей и взрослых в детском саду и семье

Обновлено: 02.07.2024

Основные цели и задачи взаимодействия детского сада и семьи

Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Основные направления и формы работы с семьей

Взаимопознание и взаимоинформирование

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.

Стенды

На стендах размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и оперативная информация. К стратегической относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об инновационных проектах дошкольного учреждения, а также о дополнительных образовательных услугах.

К тактической информации относятся сведения о педагогах и графиках их работы, о режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год.

Оперативная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д.

Непрерывное образование воспитывающих взрослых

В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование. Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе.

Мастер-классы.

Мастер-класс — особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами (художником, режиссером, экологом и др.).

Тренинг — это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. В процессе тренинга родители активно вовлекаются

в специально разработанные педагогом-психологом ситуации, позволяющие осознавать свои личностные ресурсы.

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, вечера музыки и поэзии, семейные гостиные, фестивали, семейные клубы праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр).

В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.

Семейные праздники.

Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду.

Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.Таким особым днем может стать День матери, День отца, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая), Всероссийский День семьи, любви и верности (8 июля).

Наиболее значимы семейные праздники для семей с детьми раннего возраста, так как малыши в возрасте до 3 лет лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними находятся родители.

Проектная деятельность.

овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.

Пособия для занятий с ребенком дома

Особенностью реализации принципов построения воспитательно-образовательной работы с детьми является педагогическое взаимодействие, как уникальный вид педагогической деятельности, наполненный, социальным смыслом и направлен (родителем и педагогом) на целостное развитие личности. Педагогическое взаимодействие понимается как процесс, происходящий между педагогом (родителем) и ребенком в ситуации непосредственного педагогического общения, а также в ситуации предвосхищения.

ВложениеРазмер
sovremennaya_praktika_i_osnovnye_tendentsii_razvitiya_doshkolnogo_obrazovaniya.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные ФГОС ДО, ставят перед педагогом профессиональные задачи, требующие широких психолого-педагогических знаний о ребенке-дошкольнике и закономерностях его развития. О дошкольном детстве в целом, способности учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, реализовывать деятельностные технологии организации совместной работы взрослого и детей, самих детей и строить развивающее образование.

Совместная деятельность взрослого и детей направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации.

Особенностью реализации принципов построения воспитательно-образовательной работы с детьми является педагогическое взаимодействие как уникальный вид педагогической деятельности, наполненный, социальным смыслом и направлен (родителем и педагогом) на целостное развитие личности. Педагогическое взаимодействие понимается как процесс, происходящий между педагогом (родителем) и ребенком в ситуации непосредственного педагогического общения, а также в ситуации предвосхищения.

Педагог прогнозирует и проектирует условия, средства и методы, которые являются наиболее эффективными в конкретной ситуации взаимодействия, учитывает время, место, предметно-пространственную среду, эмоциональную атмосферу, обеспечивает активное участие в совместной деятельности, согласовывает действия, оказывает помощь и поддержку, координирует действия.

Взаимодействие может протекать в форме прямого общения, в процессе непосредственного контакта между взрослым и ребенком или в косвенной, опосредованной форме, осуществляемой через предлагаемые особым образом мотивированные действия, через объекты природной среды, предметы пространственного окружения, через других людей (детский коллектив, партнеров по деятельности) или сказочных персонажей.

Использование интеграции детских видов деятельности наравне с интеграцией содержания делает образовательный процесс интересным и содержательным.

Анализ теории и практики работы с семьей выявил проблему на современном этапе — организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены:

Формы досуга — подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

1. Дни открытых дверей

2. Турниры знатоков

4. КВН, викторины

6. Семейные конкурсы

7. Выпуск газеты

8. Просмотры фильмов

10. Оформление групп

12. Благоустройство ДОУ и территории

Формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

Формы трудовой деятельности — оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.

Также практикуется организация клубов для родителей . Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.

Во многих семьях сведены к минимуму игровая деятельность и двигательная активность дошкольников. Участие в совместных с детьми занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации воспитания в семье. Именно взаимодействие родителя с ребенком, организуемое в ДОУ, становится ключевым моментом в процессе поддержки педагогической компетентности, позволяя не только ненавязчиво предлагать родителям соответствующую ситуации информацию, но и обеспечивая необходимый для её принятия эмоциональный фон.

Совместная деятельность родителей и детей становится мощным фактором оптимизации процесса развития малышей. С одной стороны, ребенок получает возможность эмоционально комфортно чувствовать себя в социально-предметной среде, отличающейся от семейной обстановки, и постепенно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивать новые разновидности действий. С другой стороны, родитель, осознавая значимость целенаправленной педагогической работы с ребенком, овладевая ее содержанием и методикой, получает возможность обогащать условия жизнедеятельности малыша в домашней обстановке.

В совместной деятельности дети могут осуществлять такие действия:

  • двигательные (музыкально-ритмические движения, пальчиковые упражнения)
  • предметные (с дидактическими игрушками и материалами)
  • манипулятивные (с природными материалами)
  • игровые (подвижная игра, сюжетно-ролевая игра, строительно-конструктивная игра)
  • изобразительно-продуктивные (рисование, лепка, аппликация)
  • коммуникативные (общение с родителем, педагогом, сверстниками)

Родители на совместных занятиях также реализовывают действия:

  • учебные (преднамеренное освоение педагогических знаний и умений)
  • педагогические (оказание содействия, помощи ребенку)
  • рефлексивные (анализ и оценка собственных и детских действий)
  • изобразительно-продуктивные (совместно с ребенком)
  • коммуникативные (общение с ребенком, педагогом, другими родителями)

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.

Формы работы с родителями условно можно разделить на четыре группы: информационно – аналитические, познавательные, наглядно – информационные, досуговые (совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях, походах).

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Планируя работу по данному направлению в этом учебном году, была сделана попытка разнообразить досуговые мероприятия.

Наиболее эффективными формами совместной деятельности детей и взрослых, на наш взгляд, являются:

*тематические встречи

*совместные физкультурные досуги, праздники.

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы. Анализ проведенного анкетирования показывает, что родители охотнее и с большим желанием принимают участие именно в таких досуговых мероприятиях.

Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.

В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

*дни открытых дверей

* туристические походы.

Одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

*домашние задания (индивидуальные и групповые, даются родителям) Домашние задания позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми (например, решить вместе с ребенком кроссворд спортивной тематики; придумать и нарисовать свой талисман олимпийских игр; разучить стихи или загадки о природе, спорте; изготовить кормушку для птиц – групповые задания; потренироваться в отбивании и ловле мяча – индивидуальное задание).

Организуя данную работу, педагоги детского сада получают удивительную возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться!

* выставки совместных работ детей и родителей.

Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, самое вкусное блюдо не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.

Основная задача всей проводимой работы - пробудить у родителей интерес к деятельности ДОУ, убедить их в необходимости найти возможность для занятий физической культурой с ребенком и создать все необходимые условия для того, чтобы он рос физически здоровым, крепким. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастет здоровый, любящий физкультуру и спорт человек.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

И в заключение хотелось бы вспомнить притчу:

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы - педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в детский сад. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка.

Вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причём для того, чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни, всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад, и в первую очередь педагог, в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка нужно особое внимание уделять постоянному совершенствованию своего мастерства, поиску новых подходов к физическому развитию детей.

Организация совместной деятельности логопеда и психолога для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности.

Организация совместной деятельности взрослых и детей в ДОУ Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные новым (проектом) ФГОС ДО, ставят перед педагогом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СОВМЕСТНАЯ ПАРТНЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребёнка, а папа и мама – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.

Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Несовпадение сфер, в которых родители хотели бы получить помощь от воспитателей, с теми сферами, по поводу которых воспитатели обращаются к родителям, приводит к недостаточной удовлетворенности родителей взаимодействием с дошкольным учреждением в целом. Современные родители воспитаны поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, поэтому педагогам часто приходится сталкиваться с низкой компетентностью родительского поведения. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родите л ей. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Совместная партнёрская деятельность взрослых

и детей дошкольного возраста.

Успех в этом нелёгком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Каковы же задачи родительского образования в ДОУ?

-- формировать представления об этапах развития личности ребёнка;

-- выявление принципов взаимодействия между родителями и ребёнком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Можно выделить пять уровней участия родителей:

Оказание разовой помощи;

Способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

Родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

Родители помогают определять основные направления работы в группе;

Родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.

Одной из основных задач детского сада является вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско – педагогической компетентности в вопросах воспитания и образования детей.

Выделяются два основных направления взаимодействия с семьёй:

Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.

Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьёй:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

Существует четыре формы организации работы с родителями:

Досуговые формы организации призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьёй предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приёмами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Проводятся они в виде семинаров – практикумов, педагогических брифингов, педагогической гостиной,

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему даёт ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир.

Положительных результатов в воспитании и развитии детей можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого – объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка.

Метод проектов – комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов ребёнка, дающий возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно – познавательной деятельности, результат которой – создание какого – либо продукта или явления. Это обучение через деятельность. В основе проектного обучения лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить её, проблема становится проектом.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие творческой личности ребёнка.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

Исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

Ролево –игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы);

По продолжительности проекты могут быть:

Для методов проектов характерна групповая деятельность, поэтому с его помощью можно успешно включать родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов, родителей и воспитанников в ходе реализации проекта.

Ребёнок дошкольного возраста ещё мал для того, чтобы самостоятельно сформулировать проблему, это должны сделать взрослые. Как же выбрать тему для совместного проектирования? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.

Темами совместного проектирования могут быть:

Составление карты своего города, района с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей.

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно – поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Также участие родителей в совместном проекте способствует:

Родители знакомятся с оздоровительной работой дошкольного учреждения;

Родители приобретают практические навыки в области развития ребёнка;

Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своими детьми, что позволяет оценить результаты своего воспитания;

В процессе реализации проекта устанавливается эмоциональный контакт между родителем и ребёнком.

Взаимодействие взрослых на основе понимания самоценности периода дошкольного детства, предпочтение технологий сотрудничества с детьми в доступных ребёнку видах деятельности способствует более комфортному проживанию периода дошкольного детства в условиях защищённости, любви, поддержки и формирует такие ценности личности как самоуважение, уверенность в своих силах, сознание своих прав и свобод, а также воспитывает положительное отношение к другим людям и к миру.

Через проекты со своими детьми родители могут увидеть, как живёт их ребёнок в детском коллективе, а иногда и открыть очень много нового в себе и в своём ребёнке. Только с помощью совместных проектов родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к детскому саду как сторонние наблюдатели. Только в этом случае можно говорить о целостном воспитании ребёнка.Через совместную проектную деятельность вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, умение слушать собеседника, говорить, сопереживать, корректировать своё поведение, а иногда, и менять свою расстановку приоритетов лично для себя. Немаловажным фактором при проведении данной формы работы является присутствие не только матерей, но и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности развития детей.

Опыт работы

В своей практике я использую одну из эффективных форм взаимодействия – проектную деятельность.

Согласно ФГТ изменилась форма планирования воспитательно – образовательного процесса. Каждая неделя посвящена изучению определённой темы.

Во время этих бесед у детей возникли вопросы:

- Почему змея может заглатывать крупную добычу целиком?

- Как она может так широко раскрывать свою пасть?

И много других интересных вопросов.

Исходя из этих вопросов, мы решили создать проект о рептилиях.

В ходе проекта решались задачи:

Выявить особенности внешнего вида, питания, добывания пищи, мест обитания, размножения: ящериц, крокодилов, черепах, змей. Данная задача решалась в такой образовательной области как коммуникация, познание, социализация, безопасность.

Систематизировать полученную информацию о рептилиях. Данная задача решалась в таких образовательных областях как физическая культура, художественное творчество.

Формировать бережное отношение к представителям животного мира. Данная задача решалась в такой образовательной области как художественная литература.

Наш проект был информационным и среднесрочным. Дети рассказали о проекте дома и многие родители заинтересовались.

В изучении данной темы родители использовали социальные ресурсы

(посещение крокодиловой фермы, цирка, зоопарка)

Информационные (интернет, энциклопедии, книги о животных,

Просмотр мультфильмов, передач о животных, документальных фильмов).

А так же необходимая для закрепления полученных знаний использовалась продуктивная деятельность.

Итогом этого проекта был НОД, где дети рассказывали, что они узнали о рептилиях, показывали работы сделанные вместе с родителями.

В заключении делая вывод, мы считаем, что проектный метод эффективен в работе с семьёй, так как он позволяет родителям, детям и педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, это способствует эмоциональному сближению родителей, детей и педагогов в процессе совместной деятельности. Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы ДОУ с семьёй, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Совместная деятельность взрослых и детей – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Совместная деятельность возможна в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Воспитатель вовлекает детей в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя ее изнутри как равный партнер. Важно сохранять баланс инициатив детей и взрослых.

Ключевые признаки

совместной деятельности взрослых и детей:

ü соблюдение баланса инициатив взрослого и детей

ü ребенок – не объект воздействия взрослого-учителя, а субъект взаимодействия со взрослым

ü создание условий для инициативы, активности детей

ü дети должны действовать, предлагать, высказывать идеи, делать выводы, выбирать, обсуждать, рассуждать, искать ответы, участвовать в планировании, сотрудничать со взрослым и с со сверстниками

ü использование проблемных вопросов, решение проблемных задач и ситуаций

ü взрослый поощряет, инициирует, поддерживает незапланированные вопросы и ответы детей

ü обсуждаются допустимые нормы поведения; вырабатываются, принимаются и соблюдаются правила поведения

ü контроль и оценка результатов идут от взрослого и от детей; оценка должна быть содержательной, поддерживающей, позитивной, оптимистичной, ориентированной на дальнейшие достижения

ü тема находит отражение в предметно-развивающей среде (в центрах активности, различных уголках, оформлении группы)

ü не ограничена временными рамками; привязана к теме нескольких дней, недель

ü от воспитателя требуется гибкость, он может выполнять разные роли: играющий партнер, организатор, координатор, учитель и др.

ü родители – активные участники совместной деятельности взрослых и детей

Формы совместной деятельности

взрослых и детей:

· игры (сюжетно-ролевые, игры-фантазирования, дидактические, подвижные, спортивные, игры-путешествия, строительные и др.)

· игровые упражнения, тренинги, этюды

· игровые образовательные ситуации с игрушкой-персонажем, дидактической куклой

· решение проблемных ситуаций

· беседы, общение по поводу…, разговор

· чтение детям, обсуждение прочитанного

· словотворчество (составление, придумывание рассказов, историй; сочинение сказок, загадок, поэтических четверостиший и т.п.)

· музицирование, пение, хореография

· развлечения, досуги, праздники

· рассматривание различных объектов

· просмотр видеоматериалов и слайд-программ

· наблюдения за объектами и явлениями

· экспериментирование, исследования, опытническая деятельность

· мастерские; продуктивная деятельность (лепка, аппликация, конструирование, рисование, ручной труд)

Читайте также: