Анализ дополнительного образования в школе

Обновлено: 18.05.2024

В рамках перехода образования на Федеральные государственные стандарты второго поколения большое внимание уделяется мониторингу качества образования. В полной мере это касается и дополнительного образования. На протяжении нескольких лет нашим Центром были разработаны различные варианты системы мониторинга качества образования. В настоящий момент мы остановились на предлагаемом вашему вниманию анализу работы (приложение 1). В данном варианте мы попытались в кратком изложении учесть все стороны мониторинга качества услуг дополнительного образования.

Бланк анализа работы заполняется педагогами дополнительного образования в каждом объединении на каждую группу три раза в год и хранится постоянно в учебной части.

Первоначально данный анализ заполняется в начале учебного года - до 1 октября текущего учебного года. Педагоги представляют в учебную часть анализ контингента на начло года по годам обучения, возрасту обучающихся, ожидаемому результату по программе дополнительного образования на каждую группу объединения. Одновременно еще раз проводится краткий анализ программы - выписывается цель программы, основные предполагаемые результаты обучения и воспитания. Это позволяет в дальнейшем скоординировать воспитательную работу данного объединения с педагогами-организаторами Центра. Совместно с психологом в течении сентября - октября проводится анализ личностных качеств каждого ребенка по предлагаемым параметрам. Данный анализ позволяет выстроить индивидуальный маршрут работы с каждым обучающимся.

По окончании I полугодия при подведении итогов педагогом вновь заполняются необходимые сведения в данном анализе. Подводятся промежуточные итоги по контингенту обучающихся, заполняются данные по формам промежуточной аттестации каждого ребенка, проводится оценка промежуточных результатов каждого обучающихся в соответствии с критериями, прописанными в программе дополнительного образования каждого объединения. Одновременно педагог высчитывает проценты освоивших данный этап обучения по программе. Освоившим данный этап обучения считаются дети, получившие на промежуточной аттестации оценку не ниже средней. Данная работа позволяет внести необходимые коррективы в работу объединения, спланировать индивидуальную работу с отстающими детьми, выстроить индивидуальный творческий маршрут для особо одаренных детей на второе полугодие учебного года. Здесь нужно учитывать следующий момент: так как прием в объединения осуществляется в течение всего учебного года, оценка уровня выполнения программы в ходе промежуточной аттестации детей первого года нацелена на корректирование работы с вновь пришедшими детьми. Оценивание итогов промежуточной аттестации детей второго и последующих годов обучения помогает внести изменения в программу работы объединения в соответствии с уровнем обучающихся.

В апреле - начале мая совместно с психологом подводятся итоги развития личности ребенка, вносятся соответствующие данные на третью страницу анализа работы. Одновременно при итоговой аттестации по программе дополнительного образования педагог оценивает результаты обучения по каждому ребенку. Оценивается отдельно уровень теоретических знаний и уровень практических умений. Не обязательно оценка идет по 5-бальной системе. Например, в объединениях технического творчества нашего Центра данные ЗУНы оцениваются по трем уровням - высокий, средний, низкий; а в объединениях интеллектуального творчества результаты рассматриваются по многим параметрам с помощью 12-бальной уровневой системы. Все критерии были разработаны и апробированы в течение многолетней работы педагогов дополнительного образования.

При сдаче итогового отчета педагог заполняет в бланке работы все недостающие сведения. Подсчитывается количество проведённых занятий, процент подвижности и сохранности контингента. Кратко описывается вся методическая работа, проводимая педагогом с течение всего учебного года. Проводится также предварительное планирование нагрузки педагога на следующий учебный год. Выводы по работе данной группы объединения позволяет рассмотреть все успехи и недостатки, выявленные в течение учебного года и внести необходимые коррективы в программу работы на следующий учебный год.

Все бланки анализа работы хранятся в учебной части Центра в течение 5 лет в портфолио педагога. Это позволяет анализировать развитие компетентности и профессионализма самого педагога, внести необходимые коррективы в разработку программы повышения квалификации каждого педагога дополнительного образования на ближайшую перспективу.

В настоящее время все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное профессиональное самоопределение детей и подростков.

Дополнительное образование в школе №22 решает не только две свои главные задачи: обеспечение досуга детей и их творческое развитие, но позволяет создать условия:

- для индивидуализации обучения, широко используя творческие и личностно-ориентированные методы обучения;

- благоприятного развития одарённых детей, способствуя их самореализации;

- адаптации детей в разновозрастных коллективах;

- расширение педагогического пространства школы (условия для более тесного контакта с родителями и общественностью).

Значимость дополнительного образования детей в нашей школе состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому применению знаний и навыков, полученных как на уроках, так и на занятиях ДО, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению потребности в саморазвитии, формирует готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию организованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Массовое участие детей в общешкольных мероприятиях способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Таким образом, дополнительное образование в школе №22 способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
- выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
- способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
- обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
- содействовать самореализации личности ребенка.

В школе реализуются следующие направления дополнительного образования:

  • Художественно-эстетическое
  • Спортивно-оздоровительное
  • Информационно-техническое
  • Экологическое

Система ДО в нашей школе стремится обеспечить интересы детей разных возрастов, стремиться сохранять лучшие традиции школы и в то же время внедрять современные методы обучения и воспитания, главное из которых – педагогика сотрудничества и деятельностный подход. Именно в системе ДО стал возможен действительно индивидуальный подход к ребёнку, свободный от жёсткой оценки и регламентации.

На занятиях преподаватели дополнительного образования используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности.

Программы дополнительного образования созданы в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.

  • Содержание образовательных программ направлено на:
    - создание условий для развития личности ребенка;
    - развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
    - обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
    - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;
    - интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
    - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

В настоящее время дополнительное образование в нашей школе является неотъемлемой частью образовательной системы, а так же основой для организации внеурочной деятельности с внедрением ФГОС второго поколения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В 2013 - 2014 учебном году по дополнительному образованию ставилась следующая

- создание среды для формирования разносторонне развитой личности, способной реализовать свой потенциал в социально-экономических условиях, как в собственных интересах, так и в интересах общества.

Для решения этой цели были поставлены задачи :

• Изучение интересов и потребностей детей;

• Развитие творческих способностей и творческой активности;

• Развитие познавательных интересов;

• Формирование у учащихся положительной мотивации на здоровый образ жизни.

В реализации этих задач учебное заведение заинтересовано, чтобы как можно больше детей завлечь во внеурочную деятельность и поэтому работа дополнительного образования детей в школе опирается на следующие принципы:

- свободный выбор ребенком видов деятельности;

- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

- практико-деятельная основа образовательного процесса.

Дополнительное образование в школе функционирует по следующим направлениям:

Блок дополнительного образования

4 6 групп

Общекультурное

Спортивно - оздоровительное

Общеинтеллектуальное

Духовно - нравственное

1.Общекультурное направление:

2.Спортивно - оздоровительное направление:

3. Общеинтеллектуальное направление:

- Умники и умницы.

4.Творческое направление:

5. Духовно – нравственное направление:

в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

5) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей в школе является неотъемлемой частью образовательной системы школы.

Творческая деятельность школьников нашла отражение в различных школьных мероприятиях, выставках

Работа по направленниям:

1. Общекультурное направление:

2.Спортивно - оздоровительное направление:

Спортивное направление включало работу спортивных секций по баскетболу, волейболу, футболу, настольному теннису, спортивным танцам. Это одно из самых любимых учащимися направлений. Главной задачей этих программ были укрепление здоровья учащихся, развитие их спортивных наклонностей, формирование здорового образа жизни. Учащиеся этого направления участвовали как в школьных, так и районных соревнованиях.

3. Общеинтеллектуальное направление:

- Умники и умницы.

Данное направление предусматривало творческие работы, проектную деятельность и другие технологии, что способствовало поддержанию любознательности учащихся. Минувший учебный год оставил после себя массу новых впечатлений для юных шахматистов, шахматисты все активнее вовлекаются в соревновательную жизнь . Также учащиеся участвовали в олимпиадах.

4.Творческое направление:

Целью этого направления включало, приобщение к искусству рукоделия, и к искусству шитья в частности, что сможет в дальнейшем заполнить интересным творческим трудом свободное время, а для кого-то, возможно, станет началом будущей профессии.

5. Духовно – нравственное направление:

Духовно-нравственное направление представляло программу, где главной целью являлось развитие духовности учащихся, воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии.

Количество детей занимающих в кружках, секциях на конец учебного года


В данном варианте мы попытались в кратком изложении учесть все стороны мониторинга качества услуг дополнительного образования.

Бланк анализа работы заполняется педагогами дополнительного образования в конце учебного года.

Все бланки анализа работы хранятся у заместителя директора по воспитательной работе в течение 5 лет в портфолио педагога. Это позволяет анализировать развитие компетентности и профессионализма самого педагога, внести необходимые коррективы в разработку программы повышения квалификации каждого педагога дополнительного образования на ближайшую перспективу.

Содержимое разработки

Анализ деятельности объединения дополнительного образования _______________________________________________

(2016-2017 учебный год) Педагог ДО _______________________ Стаж работы___________________

Писать по вертикали. Электронный вариант – на сервере. Убедительная просьба читать внимательно, отвечать на все пункты.

Посещаемость %

Группы, год обучения детей в них, возраст (перечислить)

Кол-во детей 1 ступени, 2 ступени, 3 ступени (по отдельности) Всего детей

Вид программы (вид, название, автор, год, сроки реализации)

Цель, задачи работы объединения (перечислить) из них: выполнены полностью, частично, не выполнены,

Использованные

формы и методы работы (в том числе, нетрадиционные))

Материально-техническое оснащение (в том числе

технические средства) Изготовлены или приобретены наглядные пособия, дидактические материалы и др.

Сохранность

контингента:

*Количество (%) занимающихся из числа первого набора (для 2 и более годичных программ)

количество дней, пропущенных обучающимися по болезни за год, по неуважительной причине

Выполнение учебного плана: срок реализации программы ( по группам) год обучения, кол-во

часов: должно быть по КТП, проведено по факту, из них: экскурсии

Доля учащихся (в %), полностью усвоивших дополнительную образова-тельную программу

Выход объеди-нения в школе

Взаимодействие с социумом (проведение выездных мероприятий) конкретно с датами

(если есть записи в журнале, сделать ссылку)

Роль самоуп-равления в работе объедине-ния (что делают?)

-Сотрудничество с кл. руководите-лями, психологом, др. специалистами (конкретно с кем, по какому вопросу)

со стороны родителей (конкретно) Назовите Ф.И.О. родителей – самых активных Ваших помощников

Что нового появилось в коллективе в этом году?

Докумен-тация объедине- ния

норматив-ная база (перечислить)

Цель и задачи объединения на следующий учебный год, проблемы (обязательно сохранение групп последующих годов обучения)

Работа с одаренными детьми (что? с кем?)

Аттестация педагога ДО (год последней аттестации, категория)

Необходи-мая помощь в работе, пожелания

Организация, участие (о. у)

Игровые программы, капустники

Театрализованные представления, спектакли

Проведены открытые занятия

Посещены занятия педагогов

Разработка программ , сценариев массовых форм работы, планов-конспектов отдельных занятий и др.

Тематические встречи, вечера

Публикации в СМИ, интернете и др.

Организация выставкок

Другое

Другое

Количество мероприятий (вписать цифры)

Другое (что именно?) _____________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Достижения обучающихся в мероприятиях различного уровня (участие, результаты, награды)

Мероприятия

Уровень конкурсов, соревнований (окружные городские и т.д.)-о, г, обл.,РФ

Сроки проведения (можно указать только месяц)

Исследовательская, проектная деятельность учащихся ______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Системность оценки освоения обучающимися образовательных программ: промежуточная и итоговая аттестация по доп. образовательной программе.

Формы (система) выявления результатов (указать, какие используете)

тестирование, зачет, участие в конференциях, олимпиадах, выставках, смотрах, конкурсах, первенствах фестивалях и т.д.

Формы (система) оценки результатов (указать, какие используете)

индивидуальные и групповые рейтинги учащихся, портфолио индивидуальных достижений и др.

Формы фиксации результатов (указать, какие используете)

Уровень организации каникулярного отдыха обучающихся (% от всех), совершенствование форм и содержания отдыха и оздоровления детей и подростков

Формы проведения промежуточной аттестации (на 1 января) _______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Освоили первый этап обучения _________чел. (_________%) Освоили второй этап обучения _________чел. (_________%)

Формы проведения итоговой аттестации (на 30мая) ______________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Освоили весь этап обучения ____________ чел. (_________%)

Контингент обучающихся на конец учебного года по ступеням обучения

Группы (кол-во)

младшего школьного возраста

среднего школьного возраста

старшего школьного возраста

(10-11 классы)

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, (фамилии)

Дети, состоящие на учете в школе, ОД,Н, на контроле кл. рук. (фамилии)

Дети с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) (фамилии)

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, (фамилии)

Дети, состоящие на учете в школе, ОД,Н, на контроле кл. рук (фамилии)

Дети с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) (фамилии)

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, (фамилии)

Дети, состоящие на учете в школе, ОВД, на контроле кл. рук (фамилии)

Дети с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) (фамилии)

Анализ организации педагогического взаимодействия

С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других структур осуществлялось взаимодействие и по каким вопросам? _________________________________________________________________________________________________________________________

Какие методы педагогического взаимодействия были наиболее эффективны? ________________________________________________________________

Система работы с родителями воспитанников:

Форма взаимодействия

Основные направления

Кол-во участников

Организаторы

Информационно- техническое обеспечение реализуемых дополнительных образовательных программ

Наименование реализуемых дополнительных образовательных программ

Информационно-техническое обеспечение соответствующей программы

Педагогические периодические издания

Специальные периодические издания (по тематике соответствующей программы)

Методические материалы

Справочная литература

Дидактические материалы

Аудио-, видео материалы

Учебное оборудование

Другие технические средства (указать наименование)

Годы издания (разработки)

Годы издания (разработки)

Годы издания (разработки)

Название образовательной технологии

Уровень использования

На уровне методических приемов

На уровне отдельных компонентов

На уровне целостной системы

Технология развивающего обучения

Технология проблемного обучения

Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения

Личностно-ориентированные технологии (педагогика сотрудничества, технология педагогической поддержки и др.)

Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ)

Технология модульного и блочно-модульного обучения

Технология развития критического мышления

Технология дистанционного обучения

Технология ситуативного обучения

Технология коллективного взаимодействия

Технология развития творческой деятельности

Коллективная система обучения (КСО)

Другие (перечислить)

Выступления педагога на семинарах, круглых столах, конференциях и др. на разном уровне: учреждение, округ, город, регион, Россия

Мероприятия

Уровень конкурсов, соревнований (окружные городские и т.д.)

Сроки проведения

Инструкция: оцените по 5- бальной шкале факторы, стимулирующие и препятствующие Вашему профессиональному развитию.

Препятствующие факторы:

Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.

Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации.

Негативное отношение окружающих, плохо воспринимающих ваше желание перемен и стремление к новому.

Отсутствие системы работы в этом направлении в методическом объединении

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Отсутствие объективной информации о моей деятельности со стороны руководства и членов коллектива.

Потеря интереса к педагогической деятельности

Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться.

Свой вариант (назвать)

Стимулирующие факторы

Налаженная система методической работы в школе.

Наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться.

Пример и влияние коллег.

Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя.

Интерес к педагогической деятельности.

Личный пример руководителя школы.

Возможность получения признания в коллективе.

Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать.

Система материального стимулирования.

Потребность в самосовершенствовании.

Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе.

Свой вариант (назвать)

Профессиональный рост педагога (повышение квалификации, самообразование и др.)_________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое повышение квалификации планируете ?_____________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие публикаций (СМИ, Интернет и др.) (указать адреса)_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие благодарностей, поощрений (приложить ксерокопии грамот)________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сведения о поступлении в учебные заведения по направленности деятельности педагога________________________________________________________

об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;

какие результаты воспитанников Вас особо порадовали?

об отрицательных моментах в организации жизни объединений и воспитания учащихся;

о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;

о целях и задачах на следующий учебный год (сформулировать задачи)

Планируемые изменения и дополнения в программе: ________________________________________________________________________________________

Ваши замечания, предложения, рекомендации ______________________________________________________________________________________________

Приложения: - итоги диагностик

- портфолио педагога дополнительного образования (прн наличии)

- фотоотчёты о работе кружка (электронная версия)

Дата ___________________ Подпись ________________


-75%

Читайте также: