Основные этапы становления теории коммуникации как науки кратко

Обновлено: 05.07.2024

1)всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон - участников коммуникационного взаимодействия.( пример: оратор и слушатель и т.п.)

3)всякая коммуникация имеет знаковый характер. Ядром исследования коммуникации является изучение используемых в ее процессе знаков, а также правил, которым подчиняются как эти знаки, так и те, кто их использует. Не существует коммуникации без определенной системы знаков. Под знаками понимается опредмеченная информация, используемая при общении между людьми или обмене информацией животными или машинами;

Система категорий, которыми оперирует теория коммуникации, включает понятия, используемые на различных уровнях коммуникативного знания: чем выше уровень теоретического обобщения, тем более общие понятия он включает.

Вопрос 3. Антропосоциогенезис и социальная коммуникация. Письменность. Книгопечатание

Антропогенез - процесс формирования. Этот процесс завершился приблизительно 40 тыс. лет назад, после чего дальнейшая эволюция человека стала носить социальный характер.

--Питекантроп совмещал особенности человекообразной обезьяны и человека и был признан промежуточным звеном, объединяющим представителей различных ступеней эволюции.

--Следующим из найденных предков человека был пекинский синантроп. Найдены свидетельства культуры синантропа - каменные орудия труда и остатки кострищ.

--Неандертальцы обладали черепами вытянутой формы с выраженным надглазничным валиком, обитали в пещерах. неандертальцы вели интенсивную охоту

--Человек верхнего палеолита — кроманьонец — отличался строением, приближающимся к современному человеку. Его череп имел прямой лоб, надбровные дуги, подбородочный выступ. У кроманьонцев было более высокое социальное объединение — род.

Известный палеопсихолог Б.Ф. Поршнев доказывал, что на самых ранних этапах развития предка человека в качестве взаимодействия работают механизмы имитации и интердикции, а на этапе возникновения человеческого общества ведущими механизмами становятся суггестия и контрсуггестия.

Письменность. Возникновение письменности, положившее нача­ло переходу от словесной культуры к письменной, датируется при­близительно 3-м тысячелетием до н.э. Самыми ранними формами письма были предметное письмо, в котором средствами передачи смысла служили различ­ные предметы (например, стрела или меч могли означать объявле­ние войны, а зеленая ветвь — предложение мира), а также узелковое письмо, получившее распростра­нение у скотоводческих племен для учета поголовья стад, где коли­чество узелков соответствовало количеству животных.

Подлинной революцией в письменности стало изобретение фонетического письма, в котором особым символом обозна­чался каждый отдельный звук.

Книгопечатание. Книгопечатание обусловило пере­ход от устной (преимущественно) культуры к книжной и значитель­но увеличило размах коммуникаций. Книга, отпечатанная типо­графским способом, стала достоянием широкого круга читателей. Промышленное производство книг повлекло за собой значи­тельные социокультурные последствия. Во-первых, быстрый рост научной и образовательной сферы общества и увеличение доли гра­мотного населения; Во-вторых, развитие книго­печатания сказалось на развитии библиотечного дела. В-третьих, оно привело к возникновению целой отрасли производства — бу­мажной промышленности.

Вопрос 4. Истоки теории коммуникации и основные этапы развития: Античность, Средневековье, Новое время, Современность.

На начальном этапе развития философии, человек рассматривался в неразрывной связи с природой, специфика человеческого бытия не обсуждалась. Но в V в. до н. э. центральной проблемой философских рассуждений становится взаимодействие человека и общества.

Обращение к проблеме человека выводило на первый план вопросы межличностных отношений, которые стали предметом риторики и этики. Эти проблемы нашли отражение в трудах Платона, Аристотеля. Благодаря им, риторика внесла огромный вклад в развитие коммуникативной теории и практики. Теоретическое наследие античных мыслителей является основой дальнейших исследований в области человеческой коммуникации.

Большой вклад в решение проблемы человеческих отношений был сделан с возникновением христианства, которое дало мощный толчок для развития самосознания личности (признание равенства всех людей перед Богом, свобода выбора, господство человека над миром природы).

Возрождение и Новое время приносят новое понимание человеческого общения, основанное на гуманистическом миросозерцании. В центре внимания новой культуры – Человек, а не Бог.

В эпоху Просвещения настроения в интеллектуальной среде меняются –широко признается другая сущность человека и человеческих отношений – вера в природную доброту и разум человека, в общество свободы, равенства и братства (лозунги Великой Французской революции 1789 г.). Это время было отмечено бурным развитием наук (педагогики, этики, эстетики, психологии, социологии).

Разработку теоретических аспектов коммуникации в XVIII –XIX вв. связывают с представителями немецкой философии. Шлейермахер (1768 – 1834), представитель немецкого романтизма, рассматривает проблему общения. Для него общение между людьми – это в первую очередь общение между равными сторонами (субъект-субъектные отношения).

В XIX в. сформировалось новое направление исследования коммуникации – семиотика. Семиотика изучает знаковую природу коммуникации, исследует свойства знаков, знаковых систем.

В XX в. теоретическое исследование коммуникации расширяется. Помимо развития идей семиотики и герменевтики формируется персонализм, в котором общение и коммуникация различаются следующим образом: общение – абстрактно и безлично, коммуникация - основывается на интимных контактах и осознанной духовной общности.

Значительное влияние на развитие теории коммуникации в XX в. оказала диалогическая философия (М.Бубер), критическая философия Франкфуртской школы (Ю.Хабермас, М.Хоркхаймер, Т.Адорно).

Философский анализ коммуникации связан с понятием “дискурс”. Это понятие означает диалог, ведущийся с помощью аргументов. Дискурс – форма коммуникации, а именно: такой способ коммуникации, в котором сталкиваются различные высказывания.

Для описания коммуникации, осуществляемой социальными субъектами с целью “выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания”, применяют понятие “связи с общественностью”. Считают, что этот термин впервые применил президент США Томас Джеферсон в 1908 году .

До XIX в. проблемы социальной коммуникации велись в рамках философии. Но появление социологии, психологии, культурологии и других наук об обществе, изменило ситуацию.

В XX в. развитие теории коммуникации и коммуникативных процессов стало прерогативой этих наук. Среди них особо выделим социологию и психологию, в рамках которых сформировались современные концепции коммуникации.

Читайте также: