Примеры проектов в школе по обществознанию

Обновлено: 04.07.2024

Жизненные цели молодого поколения России (по материалам СМИ)

Мои знакомые – пользователи Интернета (микросоциологическое исследование)

Мотивы учебной деятельности старшеклассников (микросоциологическое исследование)

Как изменить структуру потребления духовных ценностей школьниками (по материалам СМИ, бесед с родителями и учителями)

Интерес молодежи к текущим политическим событиям (по материалам Интернета и собственного макросоциологического опроса)

Какие человеческие качества наиболее ценят старшеклассники (микросоциологическое исследование)

Как повысить роль образования в развитии российского общества (по материалам прессы и интервью с учителями)

Использование достижений НТП в учебном процессе (на примере школы)

Яркая индивидуальность и зрелая личность (опыт сравнительной характеристики на примере литературного героя).

Возражая Фрейду (Соглашаясь с Фрейдом) во взглядах на структуру личности.

Отношение молодых к профессии педагога.

Кто выбирает профессии социально-гуманитарной направленности: социальный портрет.

Как соотносятся личные запросы и общественные потребности при выборе профессии.

Самые востребованные профессии: сегодня и 50 лет назад.

Наука и искусство – два способа постижения мира.

Объективное и субъективное в социальном познании.

Паранаука как явление социальной жизни.

Рынок труда и молодежь.

Молодежь середины 20 и начала 21 века: ценностные приоритеты. (Социологическое исследование)

Стили конфликтного поведения (по материалам СМИ)

Зачем человеку семья? (социологическое исследование)

Образ жизни современного старшеклассника.

Проект предложений к закону о молодежи.

Социальное развитие в программах политических партий России.

Создание (совершенствование) системы самоуправления в классе ( школе)

Какие качества будущего политического лидера могут и должны быть сформированы в школе? (на основании социологического опроса старшеклассников)

Создание школьного общественно-политического журнала

Какой тип политической культуры преобладает у старшеклассников нашей школы?

Андреева Г.М. Социальная психология. М.,2002

Гаджиев К.С. и др. Введение в политологию: Учеб. Пособие для 10-11 кл. М.,1998

Гуревич П.С. Введение в философию: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998

Климов Е.А. Профессии научных работников: Учеб пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М., 2005

Малышевский А.Ф. Введение в философию: Учеб. Пособие для 10-11 кл.

Методология социальных и гуманитарных наук/ под ред. С.А. Лебедева. М., 2006

Мухаев Р.Т. Политология. М.,2007

Мушинский В.О. Азбука политики. М.,1998

Сидельникова Т.Т., Темников Д.А., Шарагин И.А. Политология: комментарии,афоризмы, схемы. М.,1999

Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). СПб.,2004

Экономика: Учеб. Для 10-11 классов / Под ред.А.Г.Грязновой и Н.Н.Думной. М.,2007

Данная проблема является актуальной, но не достаточно изученной. В связи с этим мне хочется разобраться в значимости изучения немецкого языка в мире, в России, в нашей республике и конкретно в Алагирском районе.Сейчас немецкий язык изучается со второго класса. Во многих школах республики немецкий язык изучается как второй иностранный, но не в нашем районе. И я решила выяснить, какой процент учеников изучают немецкий язык, в соотношении с английским.

Представленная разработка демонстрирует приёмы и способы выполнения авторских панно, с использованием текстильных материалов с быстрым визуальным эффектом.

Работа состоит из двух частей - текстовой и инфографики. Была создана для метапредметной олимпиады "Не прервется связь поколений" в 2020 году, получив статус "Победитель". Посвящена героическому трудовому подвигу подростков в тылу во время Великой Отечественной войны.

Весной, как только начинает таять снег, вдоль дорог, в канавах, на окраине села, на стадионе, около домов, у магазинов, по берегу реки можно увидеть горы мусора. Это никак не красит нашу природу. Огромные горы лежалого мусора- это реальная угроза здоровью жителей. Я решила узнать, что можно сделать, чтобы на улицах не было столько мусора? Оказывается, в нашем селе организация сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов – очень актуальная проблема. Так возникла тема исследования.

В работе рассматривается понятие агрессии, роль агрессии в жизни человека, приводятся результаты исследования проявлений агрессии в подростковом возрасте.

Растительный организм - очень сложная система, в которой постоянно происходят различные биохимические и физиологические процессы. На скорость протекания данных процессов влияют стимуляторы роста и развития растений. Проблема заключается в том, что не изучена эффективность стимуляторов роста веществ на личном опыте, и они продаются по разной цене и некоторые стоят очень дорого. Какой лучше? Тема является актуальной для многих людей, поэтому мы решили раскрыть её в нашей проектной работе. Для изучения данной проблемы необходимо провести исследования.

Исследование правления английских монархов Генриха VIII и Марии Кровавой из династии Тюдоров и русского царя Ивана IV для того, чтобы выяснить чье правление было более кровавым.

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества. Средства массовой информации занимают в развитии современного общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела, в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений.

Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего. То, что это воздействие, сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Такие факторы как телевидение, видео, компьютеры и прочие средства массовой информации, предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении громадному числу людей, обладают огромным воспитательным потенциалом. Подрастающее поколение формирует свое мнения и вкусы благодаря журналам, развлекательному телевидению и Интернету. Это подтверждается и существующими исследованиями, и в целом ситуацией в обществе.

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Цель: изучение влияния современных средств массовой информации на сознание молодежи.

- рассмотреть виды современных СМИ;

- определить степень влияния СМИ на подростков;

- провести анкетирование в 7-9 классах;

- выявить наиболее и наименее используемый источник массовой информации;

- составить рекомендации для родителей и учителей по контролю воздействия современных СМИ на социальное развитие подростков .

Проблема. Воздействие средств массовой информации на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. СМИ оказывают неоднозначное влияние на нравственное сознание и поведение школьников, их взаимоотношения. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности – все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой информации. Склонность подростка к фантазии, замене реальной жизни воображаемыми событиями в которые он сам начинает искренне верить, так же небезобидны, что становится фактором часто возникающих проблем в социализации.

Методы исследования: анализ полученных результатов в ходе проведения опроса и литературы, а также группировка полученных данных.

План работы над проектом:

Определение темы проекта и руководителя проекта.

Постановка цели, формулирование задач. Составление плана работы над проектом.

Определение источников необходимой информации, способов сбора и анализа информации.

Работа с источниками, анализ, обработка и обобщение, формулирование выводов, разработка проектного продукта.

Выбор способа представления результатов деятельности, оформление проекта.

Самооценка и самоанализ проекта

Защита проекта и оценивание работы

2. Основная часть

2.1. Понятие о средствах массовой информации

Понятие средств массовой информации в XXI веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.

Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства.

Сегодня нельзя представить какую-либо сферу нашей жизни без информационных отношений, без возможности получать и использовать необходимую информацию. Такую информацию можно получить из разных источников: Интернета, радио, печатных СМИ – журналов и газет.

Печатные СМИ были и остаются одним из главных источников распространения информации независимо от того, что идёт быстрый рост компьютерных технологий. Информация не стоит на месте, а продолжает расширяться, увеличивать количество газет, журналов и т. д.

С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. У классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет.

Регулярное телевизионное вещание началось в СССР 1 октября 1931 года. Передачи оптико-механического телевидения принимались во многих городах, в том числе в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Томске.

На сегодняшний день в РФ вещают: 16 общероссийских телеканалов, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 7 телеканалов, вещающих за пределы России, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл. Общее количество телеканалов примерно 330.

Первая в России радиостанция - "Всесоюзное радио" (позднее - 1 программа Всесоюзного радио, Радио 1) была запущена 23 ноября 1924 года. В 1945 году была запущена "2 программа" (позднее - Маяк), в 1948 году - "3 программа" (позднее - Юность). Первая коммерческая радиостанция в России "Европа плюс" была запущена 30 апреля 1990 года. Радиовещание в России делится на государственное и коммерческое. Государственный вещатель - ВГТРК, включает в себя две общенациональные радиостанции - "Радио России" и "Маяк", коммерческими радиовещателями являются радиостанции вещающие почти во всех регионах - "Русское радио", "Авторадио", "Европа плюс", "Дорожное радио".

До 1995 г. интернета в его современном образе (WWW с графическим браузером) в России не было. Точнее, существовавший тогда уровень развития интернета в России не позволял говорить о какой-то деятельности, рассчитанной на массового информационного потребителя.

В ноябре 1994 г. появляется первая полнотекстовая электронная русская библиотека, будущая библиотека Мошкова. По состоянию на 1 марта 2000 г. эта библиотека содержала уже около 25000 текстовых файлов общим объемом 1300 Мб, что на порядок превосходило аналогичные западные проекты.

2.4. Влияние СМИ на развитие подростков

Все то, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют.

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Обеспокоенность вызывает общее время, которое дети и подростки проводят перед современными СМИ. К тому же одновременно молодежь использует более одного источника информации. Статистические данные сообщают, что в среднем каждый ребенок 49 минут в день играет в видеоигры и тратит на общение с компьютером более часа в день. У многих семей в детских спальнях установлены телевизоры с кабельным или спутниковым телевидением. Около 65% детей смотрят телевизор во время приема пищи. Это приводит к тому, что дети, активно смотрящие телевизор, учатся значительно хуже своих сверстников.

Еще в последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. Негативное влияние современных СМИ на развитие детей очевидно для специалистов. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими людьми, которые могут просматривать их видеоблоги. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат. Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены смартфонами, компьютером, телевизором.

Я провела опрос на тему среди обучающихся 7-9 классов, общее количество опрошенных 17 человек. Результаты анкетирования видны на диаграмме. (Приложение) Для определения степени влияния СМИ на ученика 6-7 класса, применялся метод анкетирования. При опросе использовалась анкета, разработанная автором. Текст анкеты представлен в приложении.

Материалы проведенного опроса позволяет не только оценить, как часто дети пользуются источниками СМИ, но и выявить, какими именно и в каких целях:

- Информационные каналы предпочитают смотреть малое количество детей.

- Большинство детей включают телевизор для того чтоб посмотреть любимый фильм, сериал. Или используют его в целях отдыха.

- почти в каждой семье есть домашний Интернет.

- Почти все из опрошенных учеников пользуются Интернетом ежедневно. . человек 3-2 раза в неделю. И лишь. человек выходят в сеть раз в неделю или менее.

- Виртуальным общением с друзьями привлекает Интернет учащихся, это и является главным фактором его посещения. На втором месте - поиск нужной информации, используемая, для учебы.

- В наше время радио утратило свою популярность, как средство массовой информации. Большинство детей его слушают редко, либо совсем не слушают.

Материалы проведенного опроса позволяет не только оценить, как часто дети пользуются источниками СМИ, но и выявить, какими именно и в каких целях.

Радует то, что дети еще не забывают о книгах. Большинство опрошенных учеников читают и помимо школьной литературы. Есть дети, которые не берут в руки книги, их не привлекает чтение. Их заменяют детскими журналами, которые легко читаются и не требуют особых размышлений. Книга утрачивает свою популярность, но пока в разумных пределах.

СМИ сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое и социальное состояние подростков.

Злоупотребление современными СМИ, в особенности Интернета, стало очень распространено в мире. Интернет-зависимость стала серьезной проблемой для здравоохранения, которую следует на официальном уровне признать медицинским заболеванием, полагает ведущий психиатр.

Я считаю, что достаточно полно изучила сущность и специфику данной проблемы, с поставленными задачами моего проекта я справилась, цель достигнута. Использовать мой проект можно на уроках обществознания, ОБЖ, для разработки социальных проектов в школе.




Обществознание


Старт в науке

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся

Читайте также: