Применение технологии проектов для формирования естественнонаучной компетентности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1177 0

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетентностей дошкольников

Лушпа Лидия Алексеевна,

старший воспитатель МБДОУ д/с № 40

Одним из подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность.
Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детей суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях.

Проект - это способ достижения цели. Это детская самодеятельность , Это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

Проект - это метод обучения. Ориентирован на достижение целей самих дошкольников, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен . Проект дает детям опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проектная деятельность учит:

самостоятельно мыслить,

находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей,

прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,

устанавливать причинно – следственные связи.

Дошкольный возраст — это период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, это благоприятный период для формирования компетентностей дошкольника .

Коллектив МБДОУ д/с № 40 стремиться к созданию благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка, для развития эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности.

В этой связи, основным результатом деятельности любого, в том числе и дошкольного образовательного учреждения, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, необходимо учесть набор ключевых компетентностей учащихся и воспитанников в социальной, интеллектуальной, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.

Технологическая компетентность :

Формировать умения ориентироваться в новой, нестандартной ситуации;

Решать проблему разными способами;

Планировать этапы своей деятельности.

Социально –коммуникативная компетентность:

Умение получать необходимую информацию при общении;

Выслушивать своего сверстника;

Согласовывать с ним собственные предложения;

Приходить к общему решению.

Информационная компетентность:

Умение получать информацию;

Использовать различные источники;

Делать выводы из ее анализа;

Мы считаем, что успешной реализации работы по развитию творческого и интеллектуального потенциала детей способствует объединение усилий участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов, создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников .

Формированию ключевых компетентностей – социальных, коммуникативных, информационных, интеллектуальных, способствует метод проектов, широко применяемый педагогами нашего учреждения. Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем. В практике ДОУ используются различные типы проектов: исследовательские, творческие, практико-ориентированные ,информационные

Рассмотрим на примере проектной деятельности, как формируются ключевые компетентности дошкольников.

Любая проектная деятельность развивает у дошкольников ключевые компетентности.

Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в работе педагогов способствует раскрытию творческих способностей, развитию мелкой моторики кисти. Это работа с бисером, крупой, тестом, нитками, изготовление игрушек из прищепок, монотипия, кляксография, оттиск поролоном, рисунки из ладошки и т.д. В группах постоянно действуют выставки детского творчества.

В группах организовано несколько мини-центров, которые позволяют осознать ребёнку себя, формируют социальный опыт, дают возможность действовать, обогащать практический опыт, помогают осваивать способы сохранения своего здоровья, способствуют раскрытию художественно-творческого потенциала, создают условия для познавательной активности, стимулирует исследовательскую деятельность. Педагоги предоставляют детям возможность самим участвовать в создании среды.

Формированию социальной и информационной компетентности, развитию познавательной активности и интеллектуального потенциала детей способствует организация различных экскурсий, тесному сотрудничеству с социальными институтами.

Эффективность работы по формированию компетенций дошкольников возрастет во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. Открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей – путь к успешному развитию малышей. Считаем первостепенными вопросы реализации компетентностного подхода в педагогическом просвещении родителей и взаимодействии ДОУ с семьей. С этой целью организуются родительские собрания по различным проблемам, дни открытых дверей, проводится анкетирование родителей, индивидуальные беседы, консультации, совместные праздники, выставки, конкурсы.

Создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников, формирования ключевых компетентностей приводит к положительным результатам.

По результатам диагностического обследования все дети психологически готовы к школе. Детей, имеющих уровень психологической готовности к школе ниже нормы, нет.

Выпускники нашего ДОУ успешно обучаются в школах №35, № 5.

И в заключение хотелось бы сказать, что компетентностный подход приобретает все большее распространение в системе дошкольного образования. Главная миссия образовательного учреждения на современном этапе заключается в подготовке ребенка к осмысленному и реальному восприятию мира. Компетентность является основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Ведь социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. А вера педагогов и родителей в возможности детей – один из важнейших источников их настоящих и будущих успехов. В наших силах сегодня помочь раскрыться завтрашнему интеллектуально-творческому потенциалу России!

Метод проектов в России стал популярен в конце девяностых годов XX века. Педагогов привлекла возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.

В настоящее время проектная деятельность органично входит в новые стандарты начального образования, поэтому и дошкольные образовательные учреждения все активнее вводят метод проектов в детском саду, который направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка – индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть реальными, т. е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Использование метода проектов в детском саду актуально и очень эффективно. Так как данный метод связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может использоваться в любой возрастной группе детского сада, начиная с младшего возраста. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в дальнейшем позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Об актуальности использования метода проектов также свидетельствуют и те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

2. Обоснование авторской идеи

Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он рационально сочетает теоретические знания и технологии, их практическое применение. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Начиная с 2009 года, я стала внедрять в практику данную технологию. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Так как метод проектов включает в себя совокупность проблемных методов : исследовательский, поисковый, творческий, - я применяю в своей работе все эти методы, но остановиться хочу на исследовательском методе.

Данные проведенной мной диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественнонаучных представлений и они затрудняются в установлении взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы. (Приложение № 1)

Цель моей работы :

Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность.

1. Развивать у детей предпосылки логического мышления.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

4. Воспитывать гуманное, эмоционально положительное, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами окружающего мира.

5. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей природе.

Для обеспечения системы работы по данному направлению разработан план (Приложение № 2, созданы элементы развивающей среды : уголок экспериментирования (колбы, трубочки, различные баночки и стаканчики, лупы, штативы, различные коллекции (семян, камней, ракушек, гербарии, тематические альбомы, подобрана познавательная литература (хрестоматии, энциклопедии, составлены модели и схемы для рассказывания и описания объектов живой и неживой природы, дидактические игры поисково-исследовательского содержания (игры-загадки, игры-путешествия).

При разработке проектов использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Темы проектов определяются по инициативе детей : что они хотят узнать, что их интересует, или по инициативе воспитателя: что воспитатели считают важным для развития ребёнка. Если тема инициировалась взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивация: иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию использую наглядные средства обучения, технические средства обучения (музыкальный центр, проигрыватель) и информационно-коммуникативные (компьютер, принтер, интернет, цифровой фотоаппарат, мультимедийное оборудование). 48% мероприятий проведено с использованием информационно-коммуникационные технологии (приложение № 6).

3. Научная основа опыта

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С. Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 году постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат.

Сравнительный анализ истории становления теории и практики проектного обучения показал, что в отечественной педагогике метод рассматривался, прежде всего, как средство :

- всестороннего упражнения и развития мышления (П. Ф. Каптерев).

- формирования творческих способностей (П. П. Блонский)

- развития самостоятельности и подготовки к самостоятельной трудовой жизни (С. Т. Шацкий)

- слияния теории и практики в обучении (Е. Г. Коганов и др.).

Таким образом, в отечественной педагогике проектный метод связывали с развитием личности и подготовкой человека к жизни и труду.

В настоящее время метод проектов всё активнее используется в работе образовательных учреждений.

4. Технологичность опыта

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении воспитанникам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Воспитателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Это органично сочетается с групповым подходом к обучению. Группы определяют, как они мыслят решение данной проблемы: включается личностная мотивация, начинается процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы. Степень этой самостоятельности зависит от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

При разработке и реализации проектного метода использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей, методы и приемы повышения познавательной активности, обеспечения эмоционального интереса детей, активизация самостоятельного мышления детей, совместной деятельности детей и взрослых, игровые и проблемные ситуации.

В своей работе апробировала методику проведения учебных исследований в детском саду А. И. Савенкова, который выделяет пять методов обучения :

- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

Первые два метода относятся к числу репродуктивных, а два последних – к числу продуктивных. Проблемное изложение – это промежуточная группа.

К первой группе относятся методы, посредством которых дети усваивают готовые знания и воспроизводят уже известные способы деятельности.

Вторая группа методов характеризуются тем, что посредством их дети самостоятельно открывают новые знания в результате собственной исследовательской творческой деятельности.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т. е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младшей группе малыши наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в средней – ребята начинают участвовать в реализации проекта, в старшей – являются полноправными участниками проекта.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание : воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Среда вокруг ребёнка должна быть незаконченной, незавершённой. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта : итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

5. Результативность педагогической деятельности

Работая систематически по данной теме, проводя мониторинг уровня познавательного развития детей и сформированности научных представлений у детей, я наблюдаю положительную динамику:

Результаты мониторинга детей

Год Владеют знаниями На стадии овладения знаниями Не владеют знаниями

2009-2010 уч. год 25% 30% 45%

2010-2011 уч. год 45% 35% 20%

За три последние года увеличилось количество проектов, выполненных детьми.

Учителя начальных классов, обучающие воспитанников, занимавшихся по данной технологии, отмечают высокий уровень познавательного развития детей, что является качественным показателем не только достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду, но и результативности применения метода проектов в дошкольном образовании.

На практике мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.










Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

время обучения: 23.11. 2015. – 27.11.2015г.

Нурписова Фазиря Акрамовна

ГБОУ СОШ им. Н. Т. Кукушкина с. Савруха

Современная технология "Метод проекта" как способ формирования у дошкольников технологической компетенции.

На современном этапе, развитие общества связано с внедрением в жизнь различных информационных, производственных, телекомунникационных, образовательных технологий. Эти изменения привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования, работник теперь должен не только хорошо выполнять производственные функции, но и уметь проектировать, принимать быстрое решение в нестандартной ситуации, выполнять творческую работу, овладевать элементами технологической культуры.

Изменения, происходящие в обществе, касаются каждого его члена, в том числе и ребенка. Уже в дошкольном возрасте ребенок впервые знакомится с компьютером и слышит о компьютерных технологиях, пользуется телефоном и задумывается о способах передачи звука, непроизвольно входит в мир преобразовательной деятельности. Расширяется информационный и предметный мир ребенка, появляется возможность использовать в играх макеты и модели технических объектов, игрушки-самоделки. Дети пытаются усвоить правила этих игр, изучить приложенные инструкции, изготовить необходимый предметный материал. Для этого необходимо уметь преобразовывать информацию, планировать предстоящую деятельность, уметь организовывать свой труд, контролировать и оценивать свою деятельность.

В связи с изменениями, происходящими сегодня в обществе, современное дошкольное образование ориентировано не на получение детьми огромного количества знаний, а на формирование у детей дошкольного возраста ключевых компетентностей. Данный подход заставляет педагогов разрабатывать и внедрять в свою работу новые педагогические технологии, методики, парциальные программы, отвечающие запросу компетентностно – ориентированного образования.

Компетентностно-ориентированный подход в образовании является на сегодняшний день приоритетным направлением образовательной политики Самарского региона.

Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа, 2004 год.)

Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Компетенция и ключевые компетентности являются результатом образования, относительно их формирования в условиях дошкольного учреждения. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности(игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой и др.).

Деятельность — это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности.

В Концепции КОО в Самарской области технологическая компетентность определяется как готовность субъекта к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.

Ключевым словом в этом определении является деятельность.

  1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.
  2. Умение планировать этапы своей деятельности.
  3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.
  4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.
  6. Умение использовать способы преобразования.
  7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.
  8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.
  9. Умение организовать рабочее место.
  10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний (в нашем случае в процессе обучения и воспитания).

И, что самое главное — умение создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся, новых условиях.

Умения технологические, характеризуются способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности. Важно, чтобы ребенок по отношению к своей деятельности являлся и объектом и субъектом управления: сам принимал решения, сам планировал этапы своей деятельности и сам контролировал свои действия. (Самый простой пример – встретив на пути яму, ребенок сам принимает решение, дает сам себе команду, обходит или перепрыгивает ее, при этом контролируя свои действия).

Если ребенок приобретает указанные умения, он оказывается более приспособленным к жизни, способен адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, командах.

Так в каких же видах деятельности детей дошкольного возраста мы можем формировать эти умения?

Познавательная-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на усвоение знаний и социального опыта(общественно выработанных способов действий с предметами и эталонами), приобретения умений и навыков применять полученные знаний и опыт на практике, то есть развиваться. Основной формой учебно-познавательной деятельности являются занятия.

Трудовая деятельность – это широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов. Компонентами трудового процесса являются: трудовые навыки, постановка цели, материал и трудовое оборудование, мотивация, планирование работы, набор трудовых действий, достижение результата и его оценка.

Овладеть трудовой деятельностью – это, прежде всего, овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве. Особенностью детского труда является то, что, несмотря на наличие в нём всех структурных компонентов деятельности, они пока ещё находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Каким образом мы можем совершенствовать данные виды деятельности?

Метод проектов является признанной педагогической технологией, так как удовлетворяет основным критериям технологичности: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

Рассмотрим подробнее данные критерии, так как критерии технологичности являются обязательными для любой инновационной технологии.

Концептуальность – педагогический процесс всегда совершается во имя каких-то глобальных социальных целей. Говоря о применении технологии метод проектов в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, мы преследуем актуальную на сегодня цель – формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста. Данная цель соответствует реальной цели воспитания подрастающего поколения в демократическом обществе.

Системность – технологический процесс включает в себя цели, содержание, методы и формы взаимодействия участников и достигаемы при этом результаты. Технология Метод проектов включает в себя все эти системные компоненты в определенной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Эффективность – понимается как отношение результата к количеству израсходованных ресурсов. Технология Метод проектов является технологией оптимальной по затратам. Использование ресурса людей (воспитатели, узкие специалисты) происходит в рамках их рабочего времени. А творческие продукты, результаты проектной деятельности, выполненные детьми, как правило, требуют минимальных затрат, так как выполняются в основном из подручных материалов.

Воспроизводимость — подразумевает возможность применения (повтора, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами. То есть разработанные в данном детском саду проекты могут быть воспроизведены и в других детских садах другими субъектами – воспитателями.

При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд требований.

Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников.

Во-вторых, поставленная детьми проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах ее решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем.

В-третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой)деятельности детей, спланированной ими на подготовительном этапе работы.

Метод проекта – это способ достижения диктуемой цели, через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом.

Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем.

Эффективность и перспективность проектной деятельности

-позволяет интегрировать (по подбору педагога) и реализовывать в совокупности несколько образовательных областей

-позволяет удовлетворить потребность детей в любознательности и познании окружающего мира.

- является успешной обучаемость дошкольников в процессе реализации проектной-исследовательской деятельности, что и позволяет предположить, что дошкольный возраст можно рассматривать как сенситивный для данного вида деятельности

-способствует формированию у дошкольников системы ключевых компетентностей, необходимых при поступлении в школу: социальной, коммуникативной, информационной, здоровьесберегающей, когнитивной, эмоциональной.

Кому от реализации проектов станет лучше?

Для детей: проектная деятельность уже в дошкольном возрасте помогает закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности, учит детей систематизировать информацию, использовать знания в практической деятельности т.е. формировать ключевые компетентности, необходимые ребёнку для обучения в школе.

Для педагогов: позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность для развития своего творческого и педагогического потенциала. Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.

Что дает ребенку проектная деятельность?

Во-первых, формирует у детей реальные представления об окружающем, позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.

Во-вторых, на основе чувственного опыта развиваются все психические процессы. И, главное, усвоив многообразие способов познания мира, ребенок стремится к экспериментированию, чтобы стать настоящим исследователем и первооткрывателем.

Выполнение любого проекта в ДОО можно разделить на определенные этапы:

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам)продукт собственной деятельности.

В настоящее время проекты в ДОО классифицируют по следующим признакам:

Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

По составу участников

Различаются по составу групп участников проекта — индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации

По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

Основные этапы методов проектов:

Выбор цели проекта

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполняется практическая часть проекта.

Проводится "разбор полетов", оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Виды проектов ДОО:

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Проектная деятельность интересна и полезна не только детям, но и педагогу т.к. дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным, а чрезмерно назидательным.

Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей: методическое пособие / А.Н. Давидчук. М.: Мозаика-Синтез. 2000. 152 с.

Дыбина О.В. К вопросу о компетентностно-ориентированном образовании детей дошкольного возраста / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова. А.Ю. Кузина // Компетентностно-ориентированное образование как условие повышения качества подготовки выпускников СПО: материалы региональной конференции преподавателей и студентов. Тольятти, 2006. С. 23-28.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Управленческий проект

« Формирование профессиональной компетентности педагогов

по развитию познавательно-исследовательской деятельности

Паспорт проекта

Название и тип проекта

Автор-разработчик

Старший воспитатель МБДОУ "Детский сад №17 "Звёздочка" Ерофеева Анна Николаевна

Участники проекта

Заведующий ДОУ, старший воспитатель ДОУ, педагоги ДОУ

Сроки реализации проекта

Основания для разработки проекта

7. Устав МБДОУ «Детский сад № 17 "Звёздочка"

8. Программа развития МБДОУ «Детский сад № 17 "Звёздочка"

9. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 17 "Звёздочка"

10. Приказ Управления Образования администрации г. Лесосибирска от 11.04.2018г. "Об утверждении перечня пилотных ДОУ"

Цель проекта

Совершенствование качества образовательного процесса в ДОУ посредством формирования профессиональной компетентности педагогов в вопросах познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.

Задачи проекта

- с оздать научно-методические, кадровые и материально-технические условия для ф ормировани я профессиональной компетентности педагогов ;

- организовать комплекс методических мероприятий, направленных на освоение педагогами профессиональных компетенций по развитию познавательно-исследовательской деятельности воспитанников;

- сформировать и закрепить на практике знания педагогов, необходимые для организации познавательно-исследовательской деятельностей детей;

- разработать модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный

Цель: Создание условий для проектирования в ДОУ образовательного пространства по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

II этап. Внедренческий

Цель: Разработка и реализация управленческих мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности педагогов по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников.

III этап . Аналитико-обобщающий

Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ.

Планируемые результаты проекта

- модернизирована система методического сопровождения по вопросам развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

- п риведена в соответствие с требованиями ФГОС материально-техническая, информационно-технологическая и учебно-методическая база дошкольного учреждения по данному направлению;

- разработана модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

- осуществлена координация деятельности педагогов образовательного учреждения по данному направлению;

- сформирована профессиональная компетентность педагогов ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

- обобщен и популяризирован управленческий опыт по данной теме на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Форма проведения итогового мероприятия

Научно-практический семинар в ДОУ.

Продукты проекта

1. Комплект методических документов по ф ормировани ю профессиональной компетентности педагогов в вопросах развити я познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

2. Модель организации образовательного пространства ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Познавательно-исследовательская деятельность является одним из актуальных направлений развития детей дошкольного возраста. Развитие дошкольника предполагает его познавательную активность . А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность и самостоятельность ребенка , которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.

Именно в процессе исследовательских действий малыш получает возможность через личный опыт познать окружающий мир, получить представления о предметах и явлениях. У него активизируются мыслительные процессы, развиваются память и речь, а также элементарная способность анализировать, выявлять простейшие зависимости и причинно-следственные связи.

Познавательно-исследовательская деятельность способствует всестороннему развитию воспитанников, проявлению их индивидуальных способностей и обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования в области познавательного развития дошкольников.

ФГОС дошкольного образования обозначил конкретные задачи по данному направлению:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и другие задачи.

- открытые показы образовательной деятельности с детьми;

- методические мероприятия с целью формирования знаний и умений педагогов по познавательному развитию дошкольников;

- управленческие мероприятия: мониторинг РППС, контроль, анкетирование педагогов.

Однако, анализ результатов педагогических и методических мероприятий позволил выявить проблемы в организации образовательного процесса по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Так, были разрозненными и недостаточными знания педагогов об особенностях проведения исследований с детьми, о методах, способствующих познавательной активности воспитанников. В некоторых группах не было необходимого оборудования и материалов для обеспечения познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с положениями ФГОС ДО и основной образовательной программы ДОУ. Хотелось создать лабораторию для занятий этой деятельностью, а также исследовательские центры в каждой группе. С 2018г. детский сад является краевой пилотной площадкой по реализации образовательной программы познавательно-исследовательской направленности в рамках регионального проекта «Кадровое обеспечение технологического лидерства.

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение по формированию профессиональной компетентности педагогов в области познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Цель проекта: Совершенствование качества образовательного процесса в ДОУ посредством формирования профессиональной компетентности педагогов в вопросах познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.

- с оздать научно-методические, кадровые и материально-технические условия для ф ормировани я профессиональной компетентности педагогов ;

- организовать комплекс методических мероприятий, направленных освоение педагогами профессиональных компетенций по развитию познавательно-исследовательской деятельности воспитанников;

- сформировать и закрепить на практике знания педагогов, необходимые для организации познавательно-исследовательской деятельностей детей;

- разработать модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Планируемые результаты проекта:

- модернизирована система методического сопровождения по вопросам развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

- п риведена в соответствие с требованиями ФГОС материально-техническая, информационно-технологическая и учебно-методическая база дошкольного учреждения по данному направлению;

- разработана модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

- создана образовательная программа по познавательно-исследовательская деятельность на основе литературных текстов для детей 4-7 лет;

- создана исследовательская лаборатория;

- осуществлена координация деятельности педагогов образовательного учреждения по данному направлению;

- сформирована профессиональная компетентность педагогов ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

- обобщен и популяризирован управленческий опыт по данной теме на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Ресурсы проекта:

1. Материально - техническ ие. Развивающая предметно-пространственн ая сред а учреждения по познавательному развитию дошкольников может и должна быть приведена в соответствие с требованиями ФГОС ДО.

2. Кадровые. Необходимо повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию знаний об особенностях проведения исследований с детьми, о методах познавательно-исследовательской деятельности, об организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.

3. Методические . Требуется разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих повышение профессиональной компетентности педагогов и создание модели организации образовательного пространства ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Риски и пути преодоления рисков

1. Пассивное участие педагогов в проекте.

2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по познавательно-исследовательской деятельности.

3. Н едостаточная готовность педагогов к включению родителей (законных представителей) в организацию познавательно-исследовательской деятельности своих детей.

Пути преодоления рисков:

1. Поддержка каждого педагога в решении проблем проектирования РППС.

2. С оздание системы стимулирования и поощрения активной деятельности педагогов посредством моральных и материальных стимулов.

3. Разработка методических мероприятий с целью вовлечения педагогов к реализации задач проекта.

4. Разработка научно-методического обеспечения проекта.

5. Материально-техническое обеспечение проекта.

6. Привлечение родителей к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи.

7. Взаимодействие с социальными партнерами по совершенствованию познавательной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Механизм оценки эффективности проекта

Анкетирование среди родителей.

Тестирование и анкетирование педагогов по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.

Анализ реализации этапов проекта.

Этапы реализации проекта

I этап. Организационный

Цель: Создание условий для проектирования в ДОУ образовательного пространства по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

- анализ соответствия условий ДОУ современным требованиям;

- разработка пакета документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в учреждении в соответствии с ФГОС ДО;

- разработка и утверждение плана-графика методического сопровождения по организации образовательного пространства ДОУ;

- пополнение фонда методических пособий и литературы ДОУ по познавательному развитию дошкольников;

- оснащение учреждения средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровым и дидактическим оборудованием в соответствии со спецификой ООП;

II этап. Внедренческий

Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности педагогов по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников.

- формирование и закрепление на практике профессиональных знаний и умений педагогов, необходимых для эффективной реализации задач проекта;

- поддержка инициативы и творчества педагогов посредством организации конкурсов;

- обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности воспитателей посредством проведения консультаций, семинаров, мастер-классов и др. мероприятий;

- вовлечение социальных партнеров и родителей в проект.

III этап . Аналитико-обобщающий

Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ.

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей, воспитателей; представление продуктов проекта. Анализ мониторинга.

Популяризация опыта работы перед педагогическим сообществом.

План-график методического сопровождения педагогов

I этап. Организационный

Мероприятия этапа

Ответственные

С оздание творческой группы по организации в ДОУ мероприятий, направленных на формирование профессиональных компетенций педагогов и развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.

члены творческой группы

Разработка управленческих мероприятий и принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в ДОУ.

Заведующий, ст. воспитатель

члены творческой группы

Проведение мониторинга образовательных потребностей и профессиональных дефицитов педагогов по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми (диагностические наблюдения, контрольные срезы, тесты).

члены творческой группы

II этап. Внедренческий

Мероприятия этапа

Ответственные

члены творческой группы

члены творческой группы,

Организация взаимопосещений педагогами занятий в других возрастных группах в рамках преемственности задач и содержания познавательно-исследовательской деятельности

Организация совместных мероприятий ДОУ и семьи для обеспечения преемственности в вопросах познавательного развития детей.

Организация взаимодействия с социальными партнерами:

Создание условий для сетевого взаимодействия по эффективному использованию ресурсов партнерских организаций в познавательном развитии дошкольников.

Разработка и проведение совместных образовательных и досуговых мероприятий.

Совместная организация развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников

члены творческой группы,

III этап . Аналитико-обобщающий

Мероприятия этапа

Ответственные

Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми.

члены творческой группы,

Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения и дидактических средств обучения требова­ниям ФГОС ДО.

члены творческой группы,

Представление опыта в форме:

- презентации «Модель организации познавательно-исследовательской деятельности

Научно-практический семинар « Организация

члены творческой группы,

организации познавательно-исследовательской деятельности

детей дошкольного возраста в МБДОУ "Детский сад № 17 "Звёздочка"

Структура модели

деятельности

Система методического сопровождения педагогов

организация методических мероприятий: семинаров, мастер-классов, методических объединений, педагогических советов, консультаций

Психологически безопасная и комфортная образовательная среда

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

- создание доброжелательной атмосферы в группах и в ДОУ;

- поддержка инициативы и активности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.

Р азвивающ ая предметно-пространственн ая сред а

оснащение пространства групп оборудованием, пособиями и атрибутами к различным опытам и исследованиям:

- магнитами; электрическими фонариками; увеличительными стеклами; материалом для выращивания кристаллов; ёмкостями для измерения, пересыпания, исследования и хранения различных круп, шишек, желудей и другими разнообразными материалами;

- схемами и таблицами для наблюдения за природой;

- природным материалом (шишки, желуди, скорлупа от грецких орехов);

Образовательная деятельность с дошкольниками

- моделирование и др.

Взаимодействие с семьями воспитанников

проведение совместно с родителями и для родителей:

- развлечений и досугов;

Взаимодействие с социальными партнерами

- заключение договоров с социальными партнерами;

- разработка совместных образовательных и досуговых мероприятий;

- совместная организация развивающего предметно-пространственного пространства для дошкольников.

- проведение диагностических наблюдений;

- обработка полученных данных;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

Бабаева Т., Кларина Л. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012.

Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.

Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.

Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - для работы с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Виноградова Н.А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. – М.: Озон, 2011.

Волохова Н.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО (+CD) – Волгоград: Учитель, 2016.

Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.

Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.

Иванова А.И., Умарская Н.В. Мир, в котором я живу. Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. – М.: Сфера, 2017.

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. – М.: ФИРО, 2014.

Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.

Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб.: Детство-Пресс, 2011.

Москаленко В.В., Крылова Н.И. Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2009.

Никитина С.В., Свирская Л.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М.: Линка-Пресс, 2008.

Одинцова Л.И., Пахотников С.В., Ординарцева Е.В. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: Сфера, 2013.

Читайте также: