Приемы источниковедческого анализа произведений литературы кратко

Обновлено: 02.07.2024

От произведений художественной литературы, имеющих автобиографическую основу, мемуары отличаются тем, что их автор должен излагать подлинные факты и, в отличие от литератора, не имеет морального права на вымысел.

Важнейшими особенностями мемуаров как источников являются их субъективизм и зависимость от несовершенной человеческой памяти. Субъективизм проявляется уже в индивидуальности восприятия (цвета, красоты человеческого лица и др.), оценки же людей и событий в мемуарах окрашены личными симпатиями и антипатиями и всегда пристрастны. Так, по-разному выглядит Парижская мирная конференция 1919 года в мемуарах ее участников Л. Тардье, Г. Никольсона, А. Марескотти [100]. Зависимость от памяти приводит к непроизвольным фактическим ошибкам или неточностям. Например, мемуаристы, пишущие на склоне лет о давно минувших событиях, иногда путают фамилии, приводят неверные даты, нередко модернизируют прошлое, излагая его сквозь призму позже сложившихся у них представлений.

Стремясь к ослаблению субъективизма и к устранению изъянов памяти, иные историки в своих рецензиях требовали от мемуаристов документирования их текстов. Такое ультимативное требование в принципе неправомерно, так как оно игнорирует саму природу мемуаров. Будучи последовательно осуществлено, оно привело бы к ликвидации мемуарных источников и их замене некачественными исследованиями, ибо мемуарист не обязан быть исследователем.

К особенностям мемуарных источников можно также отнести их широкое распространение в пору общей грамотности населения и силу воздействия на читательские массы. Популярность мемуарных источников и эффективность как средства пропаганды приводят к частому их использованию в качестве инструментов политической борьбы; иногда само появление мемуаров инспирировано заинтересованными политическими кругами.

Источниковое значение мемуаров. До конца XVIII века мемуары играли роль первостепенных источников.

На основании мемуарных свидетельств историки нередко создавали свои труды, почти не прибегая к исторической критике. Это исключительное значение мемуары уже к началу XIX века утратили: во-первых, потому, что с накоплением других — более достоверных и точных — видов исторических источников роль мемуаров в системе последних уменьшилась; во-вторых, потому, что развивавшееся искусство источниковедческого анализа вскрыло отрицательные стороны мемуаров как источников.

К какому бы периоду ни относились мемуары, можно говорить о трояком их значении как исторических источников.

2. Часто в мемуарах зафиксированы новые детали или стороны событий, в своей основе уже известных по другим источникам. Так, с речами депутатов парламентов можно познакомиться по стенографическим отчетам, но мемуары дают возможность понять, как готовилось то или иное выступление, в какой обстановке оно проходило [103].




3. Первостепенную роль мемуары играют как источники по истории повседневной жизни. Чаще исследователь знакомится с новыми гранями в основном уже известных явлений, но иногда жемчужиной блеснет в мемуарах новый факт — открытие для истории. И все-таки в наше время мемуары важны в первую очередь не для открытия нового, ибо точные факты мы стараемся заимствовать из хотя и более сухих, но более достоверных, чем мемуары, источников.

Таким образом, хотя мемуары теперь сравнительно редко открывают новые факты, они дают возможность глубже понять факты уже известные, то есть предоставляют в распоряжение историка-исследователя своеобразный ключ к осмыслению прошлого.

Необходимость жесткой критики. Рассказ мемуариста зачастую кажется неискушенному читателю убедительным и искренним. Однако, по меткому выражению Белинского, мемуары это еще не сама история, это только материалы для истории [104]. Для их использования историк должен отбросить недостоверные либо малоинтересные факты и утверждения, чтобы, отсеяв пустую породу, включить в свой труд драгоценные мемуарные блестки.

Особенности анализа мемуаров связаны с их субъективизмом и зависимостью от памяти. Поэтому повышенную роль играет критика происхождения, выяснение авторства и времени создания источника.

Кто автор мемуаров. Это коренная проблема анализа. Комплекс вопросов, связанных с личностью мемуариста, многообразен. Его возраст, образование, профессия? К какой социальной группе принадлежал? Был лично участником либо свидетелем событий или рассказывает с чужих слов? Каковы обстоятельства, повлиявшие на правильность наблюдения? Отношение к описываемым событиям, заинтересованность в той или иной версии либо трактовке событий? Какова цель создания им мемуаров? Исследователь должен выяснить не только мировоззрение мемуариста, но и эволюцию его взглядов, возможную трансформацию из молодого либерала в пожилого заядлого консерватора.

Необходимо решительно отказаться от бытующего среди непрофессионалов мнения, будто лишь выдающиеся деятели могут быть авторами ценных мемуаров. Плодотворными мемуаристами зачастую оказываются переводчики, секретари, адъютанты и другие лица, которые занимали второстепенные должности, но работали рядом с крупными деятелями, имели доступ к секретным документам, были наблюдательны и сознательно исподволь готовились к написанию в будущем воспоминаний. Такими, например, были переводчик Сталина В. Бережков или переводчик Гитлера П. Шмидт.

Декларируемые мемуаристами цели далеко не всегда совпадают с подлинными, но не следует a priori видеть в каждом авторе воспоминаний сознательного фальсификатора — свое видение событий человек перенес на бумагу.

Постановка вопроса. Проблема этого раздела нашей лекции такова: хотя литература является базой исторических представлений широкой публики и используется для иллюстративных целей в преподавании, может ли она быть источником исторического исследования и если может, то в каком смысле?

В предыдущих лекциях мы уже отмечали черты сходства и различия Истории и Литературы. Обе играют огромную и близкую воспитательную и гуманизирующую роль, но различия в их методах познания значительны. Являясь наукой, История стремится к точности, Литературе как искусству присущи образность изложения и неотъемлемое право на вымысел.

В этом смысле произведения художественной литературы историческими источниками не являются. Однако они являются таковыми в нескольких иных планах.

Значение литературы как источника. Мы видим три аспекта значения литературных произведении как исторических источников.

1. Эти произведения являются материалом для воссоздания творческой биографии писателя, в более широком смысле — источниками по истории культуры времени их создания.

2. Если литератор был современником описываемых событий, его произведения являются одним из основных источников по истории быта и нравов — повседневной жизни населения.

Так, подлинной летописью быта и нравов Англии периода расцвета, мощи и мирового первенства являются произведения Ч. Диккенса, блестящим бытописателем Франции первой половины XIX века был О. Бальзак.

Особенности источниковедческого анализа. Источниковедческий анализ художественной литературы предусматривает как изучение самого текста произведения, так и ознакомление с личностью писателя, его мировоззрением, его воспоминаниями, письмами, речами, черновиками и вариантами его трудов, дневниками и записными книжками, творческой лабораторией в целом.

Необходимо выяснить место писателя и его произведений в общественно-политической борьбе его времени. Так, комедии Бомарше, высмеивавшие привилегированное дворянское сословие в лице графа Альмавивы и восхвалявшие податное третье сословие в лице сообразительного и деятельного цирюльника Фигаро, вызвали бурную общественную реакцию во Франции и явились вкладом в идеологическую подготовку Великой революции.

Для успешного источниковедческого анализа произведения художественной литературы следует учитывать особенности литературных жанров, ибо разную ценность в качестве исторических источников имеют более достоверный художественный очерк, повесть на автобиографической основе, исторический роман, научная фантастика, приключенческие и детективные произведения и т. п.

Необходимо иметь в виду, что второ- и третьестепенные по общей источниковой ценности литературные произведения могут стать первостепенной важности источниками по истории быта и нравов.

Мы завершили цикл из трех лекций, посвященных методологии источниковедения. Этот цикл имеет в методологии истории базовое значение, так как историческая наука зиждется на источниках, и методы их анализа — методы всей исторической науки. Источниковедение, как и историография, является специальной исторической дисциплиной. Их роднит аксиологический фактор — оценка источников и литературы.

Методология историографии будет рассмотрена на следующей лекции.

1. Развитие отечественной методологии историографии.

2. Понятийный аппарат: историография и близкие дисциплины.

3. Историографические источники.

4. Компоненты и модель историографического исследования.

Биск И. Я. История исторической мысли в новое время. Иваново, 1983.

Биск И. Я. Мой XX век: Записки историка. Иваново, 2003.

В. А. Дунаевский: педагог, ученый, солдат: К 80-летию со дня рождения. М., 2000.

Зевелев А. И. Историографическое исследование: Методологические аспекты. М., 1987.

Мерцалов А. И. В поисках исторической истины: Очерк методологии критики буржуазной историографии. М., 1984.

Нечкина М. В. История истории: Некоторые методологические вопросы исторической науки // История и историки. М., 1965.

Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. М., 2004.

Художественная литература

Мемуарная литература

От произведений художественной литературы, имеющих автобиографическую основу, мемуары отличаются тем, что их автор должен излагать подлинные факты и, в отличие от литератора, не имеет морального права на вымысел.

Важнейшими особенностями мемуаров как источников являются их субъективизм и зависимость от несовершенной человеческой памяти. Субъективизм проявляется уже в индивидуальности восприятия (цвета, красоты человеческого лица и др.), оценки же людей и событий в мемуарах окрашены личными симпатиями и антипатиями и всегда пристрастны. Так, по-разному выглядит Парижская мирная конференция 1919 года в мемуарах ее участников Л. Тардье, Г. Никольсона, А. Марескотти [100]. Зависимость от памяти приводит к непроизвольным фактическим ошибкам или неточностям. Например, мемуаристы, пишущие на склоне лет о давно минувших событиях, иногда путают фамилии, приводят неверные даты, нередко модернизируют прошлое, излагая его сквозь призму позже сложившихся у них представлений.

Стремясь к ослаблению субъективизма и к устранению изъянов памяти, иные историки в своих рецензиях требовали от мемуаристов документирования их текстов. Такое ультимативное требование в принципе неправомерно, так как оно игнорирует саму природу мемуаров. Будучи последовательно осуществлено, оно привело бы к ликвидации мемуарных источников и их замене некачественными исследованиями, ибо мемуарист не обязан быть исследователем.

К особенностям мемуарных источников можно также отнести их широкое распространение в пору общей грамотности населения и силу воздействия на читательские массы. Популярность мемуарных источников и эффективность как средства пропаганды приводят к частому их использованию в качестве инструментов политической борьбы; иногда само появление мемуаров инспирировано заинтересованными политическими кругами.

Источниковое значение мемуаров. До конца XVIII века мемуары играли роль первостепенных источников.

На основании мемуарных свидетельств историки нередко создавали свои труды, почти не прибегая к исторической критике. Это исключительное значение мемуары уже к началу XIX века утратили: во-первых, потому, что с накоплением других — более достоверных и точных — видов исторических источников роль мемуаров в системе последних уменьшилась; во-вторых, потому, что развивавшееся искусство источниковедческого анализа вскрыло отрицательные стороны мемуаров как источников.

К какому бы периоду ни относились мемуары, можно говорить о трояком их значении как исторических источников.

2. Часто в мемуарах зафиксированы новые детали или стороны событий, в своей основе уже известных по другим источникам. Так, с речами депутатов парламентов можно познакомиться по стенографическим отчетам, но мемуары дают возможность понять, как готовилось то или иное выступление, в какой обстановке оно проходило [103].

3. Первостепенную роль мемуары играют как источники по истории повседневной жизни. Чаще исследователь знакомится с новыми гранями в основном уже известных явлений, но иногда жемчужиной блеснет в мемуарах новый факт — открытие для истории. И все-таки в наше время мемуары важны в первую очередь не для открытия нового, ибо точные факты мы стараемся заимствовать из хотя и более сухих, но более достоверных, чем мемуары, источников.

Таким образом, хотя мемуары теперь сравнительно редко открывают новые факты, они дают возможность глубже понять факты уже известные, то есть предоставляют в распоряжение историка-исследователя своеобразный ключ к осмыслению прошлого.

Необходимость жесткой критики. Рассказ мемуариста зачастую кажется неискушенному читателю убедительным и искренним. Однако, по меткому выражению Белинского, мемуары это еще не сама история, это только материалы для истории [104]. Для их использования историк должен отбросить недостоверные либо малоинтересные факты и утверждения, чтобы, отсеяв пустую породу, включить в свой труд драгоценные мемуарные блестки.

Особенности анализа мемуаров связаны с их субъективизмом и зависимостью от памяти. Поэтому повышенную роль играет критика происхождения, выяснение авторства и времени создания источника.

Кто автор мемуаров. Это коренная проблема анализа. Комплекс вопросов, связанных с личностью мемуариста, многообразен. Его возраст, образование, профессия? К какой социальной группе принадлежал? Был лично участником либо свидетелем событий или рассказывает с чужих слов? Каковы обстоятельства, повлиявшие на правильность наблюдения? Отношение к описываемым событиям, заинтересованность в той или иной версии либо трактовке событий? Какова цель создания им мемуаров? Исследователь должен выяснить не только мировоззрение мемуариста, но и эволюцию его взглядов, возможную трансформацию из молодого либерала в пожилого заядлого консерватора.

Необходимо решительно отказаться от бытующего среди непрофессионалов мнения, будто лишь выдающиеся деятели могут быть авторами ценных мемуаров. Плодотворными мемуаристами зачастую оказываются переводчики, секретари, адъютанты и другие лица, которые занимали второстепенные должности, но работали рядом с крупными деятелями, имели доступ к секретным документам, были наблюдательны и сознательно исподволь готовились к написанию в будущем воспоминаний. Такими, например, были переводчик Сталина В. Бережков или переводчик Гитлера П. Шмидт.

Декларируемые мемуаристами цели далеко не всегда совпадают с подлинными, но не следует a priori видеть в каждом авторе воспоминаний сознательного фальсификатора — свое видение событий человек перенес на бумагу.

Постановка вопроса. Проблема этого раздела нашей лекции такова: хотя литература является базой исторических представлений широкой публики и используется для иллюстративных целей в преподавании, может ли она быть источником исторического исследования и если может, то в каком смысле?

В предыдущих лекциях мы уже отмечали черты сходства и различия Истории и Литературы. Обе играют огромную и близкую воспитательную и гуманизирующую роль, но различия в их методах познания значительны. Являясь наукой, История стремится к точности, Литературе как искусству присущи образность изложения и неотъемлемое право на вымысел.

В этом смысле произведения художественной литературы историческими источниками не являются. Однако они являются таковыми в нескольких иных планах.

Значение литературы как источника. Мы видим три аспекта значения литературных произведении как исторических источников.

1. Эти произведения являются материалом для воссоздания творческой биографии писателя, в более широком смысле — источниками по истории культуры времени их создания.

2. Если литератор был современником описываемых событий, его произведения являются одним из основных источников по истории быта и нравов — повседневной жизни населения.

Так, подлинной летописью быта и нравов Англии периода расцвета, мощи и мирового первенства являются произведения Ч. Диккенса, блестящим бытописателем Франции первой половины XIX века был О. Бальзак.

Особенности источниковедческого анализа. Источниковедческий анализ художественной литературы предусматривает как изучение самого текста произведения, так и ознакомление с личностью писателя, его мировоззрением, его воспоминаниями, письмами, речами, черновиками и вариантами его трудов, дневниками и записными книжками, творческой лабораторией в целом.

Необходимо выяснить место писателя и его произведений в общественно-политической борьбе его времени. Так, комедии Бомарше, высмеивавшие привилегированное дворянское сословие в лице графа Альмавивы и восхвалявшие податное третье сословие в лице сообразительного и деятельного цирюльника Фигаро, вызвали бурную общественную реакцию во Франции и явились вкладом в идеологическую подготовку Великой революции.

Для успешного источниковедческого анализа произведения художественной литературы следует учитывать особенности литературных жанров, ибо разную ценность в качестве исторических источников имеют более достоверный художественный очерк, повесть на автобиографической основе, исторический роман, научная фантастика, приключенческие и детективные произведения и т. п.

Необходимо иметь в виду, что второ- и третьестепенные по общей источниковой ценности литературные произведения могут стать первостепенной важности источниками по истории быта и нравов.

Мы завершили цикл из трех лекций, посвященных методологии источниковедения. Этот цикл имеет в методологии истории базовое значение, так как историческая наука зиждется на источниках, и методы их анализа — методы всей исторической науки. Источниковедение, как и историография, является специальной исторической дисциплиной. Их роднит аксиологический фактор — оценка источников и литературы.

Методология историографии будет рассмотрена на следующей лекции.

1. Развитие отечественной методологии историографии.

2. Понятийный аппарат: историография и близкие дисциплины.

3. Историографические источники.

4. Компоненты и модель историографического исследования.

Биск И. Я. История исторической мысли в новое время. Иваново, 1983.

Биск И. Я. Мой XX век: Записки историка. Иваново, 2003.

В. А. Дунаевский: педагог, ученый, солдат: К 80-летию со дня рождения. М., 2000.

Зевелев А. И. Историографическое исследование: Методологические аспекты. М., 1987.

Мерцалов А. И. В поисках исторической истины: Очерк методологии критики буржуазной историографии. М., 1984.

Нечкина М. В. История истории: Некоторые методологические вопросы исторической науки // История и историки. М., 1965.

Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. М., 2004.

Строго говоря, художественной литературы в современном понимании этого слова в древней Руси не было. Ни одно произведение не предназначалось для удовлетворения лишь эстетических чувств читателя. Любой письменный памятник был наделен, помимо буквального, целым рядом смыслов: символическим, аллегорическим, нравственным. Поэтому для современного читателя понимание древнерусского произведения представляет определенные сложности. Вместе с тем эта особенность древнерусской книжности расширяет информационные возможности памятника письменности при его использовании в историческом исследовании.

При использовании литературных произведений древней Руси в качестве исторических источников исследователи чаще всего руководствуются наивным историзмом и потребительским отношением к источниковой информации. В литературных произведениях обычно ищут иллюстрации к выводам, полученным на основе других источников. Большинство интересных наблюдений сделаны на интуитивном уровне и не подкрепляются специальным семантическим анализом изучаемого текста.

Верное понимание средневекового произведения невозможно без привлечения широкого круга литературы духовного содержания, откуда древнерусский книжник черпал основную часть образов, сюжетов, характеристик. Долгое время в нашей стране ссылки на подобную литературу признавались нежелательными. Это существенно снизило уровень разработки источниковедения древнерусской книжности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Похитителей не судят (Кражи произведений искусства)

Приложение 5 Образцы поэтических произведений периода оккупации

Приложение 5 Образцы поэтических произведений периода оккупации СССР Земля многострадальная, Распутья сел, полей… Над ними безначальная Тоска глухих ночей. Темница вековечная, Где тешится палач, Где радость – скоротечная И не смолкает плач. Земля

Приложение 5 Образцы поэтических произведений периода оккупации

Приложение 5 Образцы поэтических произведений периода оккупации СССР Земля многострадальная, Распутья сел, полей… Над ними безначальная Тоска глухих ночей. Темница вековечная, Где тешится палач, Где радость — скоротечная И не смолкает плач. Земля

БИБЛИОГРАФИЯ РУССКИХ ПЕРЕВОДОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНТЕСКЬЕ*

БИБЛИОГРАФИЯ РУССКИХ ПЕРЕВОДОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНТЕСКЬЕ* * Библиография составлена А. П, ПримакивскииПроизведения Монтескье пользовались в России заслуженным вниманием, они широко распространялись как в оригинальных, так и в переводных изданиях, много комментировались,

Указатель понятии и названий произведений

Эвакуация произведений искусства

Эвакуация произведений искусства Великая Отечественная война началась внезапно. События на фронте развивались стремительно. 16 июля 1941 г. немецко-фашистские войска заняли Смоленск. Враг стоял под Москвой. 25 июня был создан Совет по эвакуации при Совете народных

5. Список исследованных нами авторов и их произведений

5. Список исследованных нами авторов и их произведений Мы воспользовались традиционной периодизацией истории русского литературного языка [ф9]. В качестве основного исторического периода был избран XIX век, где были выбраны 9 писателей, писавших по-русски и создавших

2.4.4. Проблемы источниковедческого исследования актов

2.4.4. Проблемы источниковедческого исследования актов Актовое источниковедение – дипломатика. Давно и плодотворно разрабатываемое на средневековом материале, оно (за исключением отдельных разновидностей актов, например таких, как уставные грамоты) мало привлекает

2.5.6. Проблемы источниковедческого исследования делопроизводственной документации

2.5.6. Проблемы источниковедческого исследования делопроизводственной документации В исследовательской разработке делопроизводственной документации наблюдается явный диссонанс между ее изучением, с одной стороны, с точки зрения внешних признаков, структуры

1.1. Этапы и процедуры источниковедческого анализа

1.1. Этапы и процедуры источниковедческого анализа 1.1.1. Структура источниковедческого анализа В источниковедческом анализе выделяют два этапа: анализ происхождения исторического источника (исторический этап) и анализ содержания исторического источника (логический

1.1.1. Структура источниковедческого анализа

1.1.1. Структура источниковедческого анализа В источниковедческом анализе выделяют два этапа: анализ происхождения исторического источника (исторический этап) и анализ содержания исторического источника (логический этап). Все процедуры источниковедческого анализа

2.1. Структура источниковедческого анализа историографических источников

2.1. Структура источниковедческого анализа историографических источников Основой источниковедческого подхода к историографическим источникам выступает источниковедческий анализ. Как и при источниковедческом изучении исторических источников иных видов,

Библиография произведений Б.П. Голдовского:

Произведения художественной литературы всегда были неотъемлемой частью общественного сознания. Ее социально-нравственные нюансы, содержательный уровень и тематика нередко определялись особенностями философской и социальной мысли эпохи. Художественная литература постоянно прокладывает новые пути осмысления исторических реалий, изыскивая новые возможности отражения действительности.

Литературный вымысел является не ложью, а литературным приемом, который позволяет автору довести до читателя мысль, ради которой он предпринял свой труд. В художественном произведении реальность неизменно типизируется, что, по мнению некоторых исследователей, даже повышает объективность. Новая культурная история стремится осмыслить исторические явления через представления людей прошлого, через их духовную жизнь. Поле деятельности историка расширяется, а это значит, что такие субъективные источники, как художественная литература становятся все более востребованными.

Произведения художественного творчества в некоторых отношениях близки к традиционно используемым историками источникам повествовательного характера (воспоминаниям, дневникам, эпистолярным материалам), в которых изображение событий и фактов преломляется через их субъективное восприятие автором. Искусство по отношению к действительности также не является механическим слепком с оригинала, его связь с ней всегда опосредована индивидуальностью автора. Но в произведении искусства действительность отражается еще и в художественно переосмысленном виде.

Верность исторической истине такого художественного произведения, сюжет которого имеет конкретный, а не абстрактно-философский характер, измеряется не тем, реальны или вымышлены изображенные в нем лица и события. Она проявляется на другом уровне — в воссоздании тех или иных процессов общественной и духовной жизни, психологии определенной социальной среды, в обрисовке национальных характеров, обычаев, быта и т.п. явлений. Именно в исследовании подобных проблем историки обычно опираются на произведения художественного творчества как на важнейший, хотя и далеко не единственный источник.

Но здесь необходимо сделать важное уточнение. Не всякое произведение искусства может служить источником для изучения той эпохи, из которой взят его сюжет. Для этого необходимо, чтобы автор был современником изображаемого. Если же он — пусть даже в высшей степени правдиво и совершенно в художественном отношении — представил момент или панораму жизни не своего, а более раннего времени, которое сам изучил по различным историческим документам и материалам, то такое произведение не имеет качеств источника по истории этого времени

В традиционном источниковедении в качестве исторического источника рассматривались только древнейшие литературные тексты. Одна из причин недостаточного внимания со стороны профессиональных историков Нового и Новейшего времени к художественной литературе кроется в убеждении, что последняя представляет крайне субъективную, нередко ангажированную, а потому искаженную картину жизни, не отвечающую источниковедческим критериям достоверности.

Сторонники так называемой "новой интеллектуальной истории", направления, возникшего в 1970-х гг. в зарубежной историографии, поставили под вопрос привычное понимание исторической истины, предположив, что историк создаст текст так же, как поэт или писатель. По их мнению, текст историка есть повествовательный дискурс, нарратив, подчиняющийся тем же правилам риторики, которые присутствуют в художественной литературе. Е. С. Сенявская справедливо отмечает также, что ни один историк, как и писатель, не способен полностью воссоздать прошлое (даже следуя принципу "вживания" в него), поскольку на него неизбежно давит груз знаний и представлений своего времени.

В отечественной историографии вопрос о возможностях использования художественной литературы в качестве исторического источника ставился и раньше. Еще в 1899 г. В . О. Ключевский в речи по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве назвал все написанное великим поэтом "историческим документом": "Без Пушкина нельзя вообразить себе эпохи 20-х и 30-х годов, как нельзя без его произведений написать историю первой половины нашего столетия". По его мнению, фактическим материалом для историка не могут служить одни лишь происшествия: ". идеи, взгляды, чувства, впечатления людей известного времени – те же факты и очень важные. "

Автор одного из первых советских учебников по источниковедению Г. П. Саар включал в число исторических источников беллетристику и поэзию, но отдавал предпочтение "социальным романам", созданным современниками описываемых событий. В последующие годы возобладала точка зрения, что художественные произведения могут быть использованы при изучении общественных отношений только тех исторических эпох, от которых не сохранилось достаточного количества иных свидетельств.

В ходе дискуссий, проходивших в 1962–1963 гг. на страницах журналов "Новая и новейшая история" и "Вопросы истории КПСС", высказывались самые разные мнения по поводу источниковедческой перспективы художественной литературы: от категорических возражений до призыва не пренебрегать источниками, отражающими "многогранную деятельность партии и идейную жизнь общества".

Обычно для историка художественная литература как источник представляла интерес, если содержала уникальную информацию, не получившую отражения в иных документах; если автор художественного произведения являлся непосредственным свидетелем описываемых событий; если достоверность содержащихся в произведении сведений могла быть верифицируема, т.е. подтверждена источниками иного рода. Н. И. Миронец в статье 1976 г. отметила, что художественная литература – в первую очередь источник по истории культурной жизни страны.

Окончательное утверждение художественной литературы как весомого исторического источника происходит лишь с конца XX в. Изначальная субъективность художественного текста воспринимается как один из факторов, формирующих историко-познавательную ценность художественного произведения, так как представленная при помощи живых образов реальность, неизбежно типизируется, благодаря чему повышается уровень объективности.

Источниковедческий анализ произведений художественного творчества. Виды и жанры искусства многообразны, поэтому методика историко-источниковедчекого анализа произведений художественного творчества в разных конкретных случаях различна.

Творческий процесс любого художника глубоко индивидуален. Произведению искусства придают неповторимость именно мировосприятие, жизненная позиция, творческая манера его создателя. Детальное ознакомление с личностью автора, его творческой биографией, условиями формирования его взглядов является первым и, бесспорно, обязательным этапом анализа всякого художественного произведения как исторического источника.

Необходимо как можно точнее представить себе обстоятельства создания данного произведения, его место в творчестве автора, историю созревания и реализации авторского замысла. В случае, если такая работа еще не проделывалась специалистами соответствующей отрасли, исследователь-историк должен выполнить ее сам, по возможности обращаясь к оригиналам, черновикам, вариантам и другим подготовительным материалам, оставленным автором. Полезно при этом использовать теоретический инструментарий и методические приемы текстологии — по примеру уже хорошо освоившего их литературоведения. При отсутствии авторской даты в самом произведении или сведений о времени его создания в других источниках реконструкция его генезиса есть также и способ, с помощью которого можно его датировать. Выявление первоначального авторского замысла, причин и характера последующих изменений в нем позволяет дополнительно извлечь из художественного произведения определенную историческую информацию.

Атрибуция художественного произведения в тех случаях, когда его автор неизвестен, является прежде всего делом специалистов (историков искусства и литературоведов). Исследователь, который использует произведение искусства как исторический источник, обычно имеет возможность опереться на результаты уже проделанных ими изысканий относительно авторства. Но иногда историку может потребоваться произвести атрибуцию самому, например, если ему оказалось чем-либо полезным анонимное произведение, которое не представляет интереса с чисто художественной точки зрения и потому не привлекло внимания искусствоведов. В принципе проблема атрибуции произведения искусства решается так же, как в отношении всех других видов исторических памятников: исходя из особенностей творческой манеры делается предположение о наиболее вероятной авторской принадлежности, которое затем проверяется путем сравнительного анализа, по показаниям других источников и иными доступными способами.

Произведение, оказавшееся подделкой и, следовательно, не являющееся фактом истории культуры, может тем не менее стать небезынтересным источником для изучения совсем других исторических явлений.

Распознать подделку помогает изучение генезиса произведения и обстоятельств, при которых оно стало известно публике. Для проверки возникших сомнений могут применяться те же средства, которые используются в других случаях, когда проблема авторства так или иначе осложнена.

От мистификации следует отличать сознательный выбор автором такой жанровой формы, которая делает его произведение внешне подобным продукту чужого творчества.

Раскрыть содержание художественного произведения и выявить его ценность как источника для изучения определенных исторических проблем значит прежде всего уяснить, какие именно черты эпохи своего создания оно отразило и насколько адекватно это отражение. Также и в том случае, когда художник в своем творчестве отдал дань иллюзиям, свойственным его общественной среде или его времени, его произведение представляет интерес с историко-познавательной точки зрения. Более того, именно отпечаток этих иллюзий может оказаться наиболее существенной для историка информацией, содержащейся в данном источнике.

Что касается суждения о достоверности художественного произведения как исторического источника, то здесь необходимо сделать известные оговорки, вытекающие из сказанного выше. Во-первых, достоверность непосредственного содержания должна оцениваться историком лишь применительно к таким произведениям, которые могут служить источником для изучения изображенного в них времени, поскольку созданы его свидетелями. Во-вторых, эта оценка ввиду специфики художественного отображения действительности может относиться к воссозданной автором картине жизни лишь в целом, а не в деталях. С такими ограничениями можно принять как мерило исторической достоверности произведения его художественную убедительность, которая по общему правилу тем ниже, чем больше искажается истина. Наконец, следует принимать во внимание жанровую специфику произведения, в частности, делать поправку на его сатирическую направленность, если таковая входила в намерения автора.

Как правильно делать анализ произведения по литературе: план, приемы, схема, виды

Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.

Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.

Что значит анализ произведения

Под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять произведение, отследить не только его сюжетную линию, но и внутренний смысл.

Благодаря анализу литературного произведения, можно разобраться, что имел в виду писатель, какие идеи и мысли вложил в свой рассказ, пьесу или стихотворение.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Тем, кто интересуется, как делать анализ произведения, поможет план. Он подойдёт для разбора прозы, лирики или пьесы.

Схема анализа литературного произведения

Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:

  1. История создания.
  2. Смысл названия.
  3. Жанр произведения.
  4. Тема, идея и проблематика.
  5. Композиция и ключевые моменты сюжета.
  6. Конфликт в произведении.
  7. Система героев и образов.
  8. Позиция автора.
  9. Художественные средства.
  10. Выводы.

История создания

Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.

Смысл названия

В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.

Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).

Тема, идея и проблема

Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.

Композиция и ключевые эпизоды

В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:

  • экспозиции;
  • завязке;
  • развитии действия;
  • кульминации;
  • развязке;
  • постопозиции.

Конфликт

Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.

Система героев и образов

В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.

Позиция автора

Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.

Художественные средства

Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:

  • эпитеты и метафоры;
  • гиперболы и литоты;
  • метонимии и синекдохи и пр.

Выводы

Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий

Виды анализа художественного произведения

Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.

Анализ прозаического произведения

Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция. При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное.

Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.

Анализ поэтического произведения

План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.

При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание.

Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.


Анализ драматического произведения

Анализ фольклорного произведения

При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе.

Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читайте также: