Что составляет элементы проектной деятельности и специальные умения кратко

Обновлено: 03.07.2024

Поскольку проектирование – деятельность, то при обучении проектированию, безусловно, необходимо использовать деятельностные формы обучения, такие как метод учебных проектов и любое проектирование как способ организации этой деятельности. Это способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции (базовой, предметной, профессиональной и пр.).

Проектное обучение строится на принципах личностно - ориентированного развивающего обучения. Здесь через осмысление и принятие проблемы проекта как своей личной студентом организуется его собственная личностно-мотивированная работа, в которой происходит ревизия уже имеющихся знаний, выявление недостающих и добывание новых знаний. Таким образом, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, приобретается уникальный личный опыт самостоятельного учения. Продвижение по маршруту познавательной деятельности происходит в результате (путем) личностной и групповой рефлексии на всех этапах работы над проектом. Учебный проект позволяем сделать эту деятельность целенаправленной, содержательной и осмысленной. Для решения задачи формирования необходимых студенту компетенций в рамках проектного обучения производится специальный подбор или разработка необходимых по содержанию и видам деятельности проектов.

Формирование специальных умений и навыков как элементов проектной деятельности целесообразно проводить и в процессе работы над проектом, и в рамках традиционных занятий поэлементно. Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Освоение элемента проектной деятельности венчается формированием соответствующего специального умения.

Элементы проектной деятельности можно сгруппировать по видам деятельности, в которых они формируются сначала как общеучебные, а затем как специальные умения (рис. 3):

мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, анализ полученных результатов.

Эти элементы осваиваются как надпредметные и соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом. Для этого поэлементного освоения проектных умений используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание во время урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Проектные умения необходимо дифференцировать по уровням сложности: базовый уровень - 1, продвинутый уровень - 2, высший уровень - 3. Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. Для современного педагога можно сформулировать задаваемый результат формирования проектной деятельности по элементам. Далее некоторые из этих умений перечислены с указанием уровня сложности (1-3).

Проектное умение – проблематизация.

Сформулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации – 1.

Выделить и сформулировать проблему из множества проблем – 2.

Рассмотреть проблему под разными углами зрения, с разных позиций. Сформулировать проблему с определенной позиции – 2.

Из нескольких проблем выбрать главную (по тем или иным признакам), выбрать самую актуальную, самую острую, самую доступную в решении. Обосновать выбор – 3.

Проектное умение – целеполагание:

Формулировать цель деятельности по заданному результату – 1.

Формулировать цель деятельности по решению проблемы – 1.

Выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь. Обосновать выбор – 2.

Провести уточнение цели с учетом имеющихся средств ее достижения – 2.

Распределение общей групповой цели между членами группы – 2.

Ранжировать цели - 3:

по срокам достижения (перспективные, среднесрочные, ближайшие);

масштабам предполагаемых результатов;

по принадлежности (личные, групповые, корпоративные, всеобщие).

Сделать сужение и расширение цели – 3.

Проектное умение – планирование:

Формулировать задачу, исходя из формулировки цели – 1.

Планировать поэтапное достижение цели. Формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа – 2.

Планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных результатов – 2.

Составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков и исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов. Выполнять графическое представление этого планирования – 3.


  • Проблема должна иметь личностную обращенность, то есть отвечать потребностям и интересам данной группы учащихся.
  • Ведущая роль педагога должна сохранятся, но учащегося должно оставаться ощущение, что проблема и способы её решения выбраны им самостоятельно.
  • Проблема должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. Эта позиция касается не столько выбора проблемы, сколько уровня подачи.
  • Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Краткая формулировка задачи описывает цель проекта и включает:
    • описание изделия (наименование);
    • для чего изделие предназначено (его функция);
    • для кого или для чего изделие предназначено (потребитель);
    • из чего будет изготовлено (материал).

    При выполнении данного компонента учащийся должен рассмотреть возможные варианты проектного изделия. Этот процесс находит свое отражение посредством быстрой зарисовки вариантов (идей) и создания коротких аннотаций к ним. Чем большее количество идей будет отображено на одном листе, тем лучше будут варианты.

    Учащиеся могут синтезировать новую идею посредством комбинации лучших характеристик нескольких предыдущих вариантов. Это проще делать, если все идеи изображены на одном листе, и их можно охватить одним взглядом. Так же первоначальные идеи можно представлять в виде схемы, таблицы, вырезок из журналов.

    Учащийся должен оценить свои первоначальные идеи и выбрать наилучшую идею. Это может быть интуитивная оценка или более обоснованная оценка, с учетом требований к проекту (критериев дизайн-спецификации). Также важно учитывать мнение потребителя, самого исполнителя и других участников процесса изготовления. Для оценки первоначальных идей надо одновременно иметь в виду 6 взаимозависимых элементов: форма; назначение; используемый материал; технология изготовления; последствия для окружающей среды; стоимость изготовления (денежная).

    Однако возможно выделить и другие требования к изделию: размер, требования с точки зрения здоровья человека, безопасности труда; соблюдение ГОСТ; эстетические характеристики (требования к внешнему виду, стилю, отделке; учет эргономических требований; экономические и экологические требования;

    Оценка первоначальных идей с учетом требований может быть качественной. В этом случае учащийся просто пишет свои комментарии (за) и (против)) по отношению к каждому варианту, указывая положительные и отрицательные стороны идеи. Оценка может быть количественной. Тогда учащиеся присваивают определенное количество

    подсчитывается общее количество баллов, набранных каждой идеей. Результат - более объективная оценка.

    • Описание проектируемого изделия. Графическое описание (рисунок или эскиз с углубленной проработкой всех деталей, чертеж, схема) и словесное описание.
    • Моделирование из различных материалов.
    • Проработка цветовой гаммы и цветовых сочетаний.
    • Масштабные развертки, макеты и другие варианты для осмысления будущего изделия
    • Планирование технологического процесса.
    • Предметно-технологическая карта.


    Данный шаг проектной деятельности является наиболее длительным по времени. Учащиеся выполняют практическую работу, связанную с изготовлением отдельных деталей на основе разработанных технологических карт и самого проекта в целом. Учитель контролирует процесс изготовления, корректирует знания и умения учащихся.

    1. Удовлетворяет ли ваше изделие потребность?
    2. Соответствует ли полученное изделие краткой формулировке задачи и требованиям?
    3. Качественно ли выполнено изделие?
    4. Как его можно улучшить?
    1. Правильно ли была сформулирована задача?
    2. Разнообразны ли были идеи?
    3. Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?
    4. Что могло бы быть по другому?
    5. Что показалось неудачным, что бы хотели изменить?

    Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

    Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

    Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

    Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

    Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

    Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Логика построения проекта соответствует общей структуре проектной деятельности.

    Проект включает следующие основные компоненты:

    • - определение потребностей: учащиеся самостоятельно или совместно с учителем выявляют актуальную проблему, требующую разрешения;
    • - написание краткой формулировки задачи: определяется цель проекта ив краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия;
    • - проведение исследований и анализ их результатов: исследуются потребности человека (или группы людей), которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, технологии производства в промышленности,возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования;
    • - разработка требований к проектируемому изделию: составляется детальный перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным;
    • - выработка первоначальных идей: учащиеся вырабатывают идеи по разрешению обозначенной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями;
    • - выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям, указанным в требованиях и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (проводится конструирование и моделирование, разработка технологии изготовления, экономические расчеты, экологическая оценка);
    • - планирование и изготовление изделия: учащиеся планируют процесс изготовления, приобретают необходимые умения работы с материалами и изготавливают разработанные изделия;·
    • - проверка изделия и оценка результатов проекта: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям и самооценку всего процесса проектирования.

    Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Навыки работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов. Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются: реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие), оформленное описание проекта (дневник проектирования или проектная папка), освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности школьников. Большинство учителей технологии испытывают затруднения при организации работы учащихся над описанием проекта. Это связано с тем, что от школьников часто требуется выполнение длинных записей из разных источников информации. Естественно, что такая деятельность резко снижает их мотивацию к работе над проектами. Поэтому проектная папка не должна включать много страниц письменного (печатного) текста. Большая часть материалов, входящих в описание проекта, должна быть представлена в виде рабочих эскизов, рисунков, чертежей с поясняющими и аналитическими комментариями к ним. Не следует также тратить дополнительное время на чрезмерно качественное оформление проектной папки (исключением являются экзаменационные проекты). Учащимся необходимо объяснить, что описание проекта должно отражать, в первую очередь, ход работы их мысли и логику проектной деятельности

    Элементы проектной деятельности необходимо формировать во время работы над проектом и вне её.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    В данной разработке освещены основные виды деятельности, направленные на формирование специальных проектных умений; умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности.

    Совокупность проектных умений включает следующие умения :

    Основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:

    • проблематизация: умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;
    • целеполагание как умение формулировать цель деятельности;
    • планирование : планировать этапы, формулировать задачи, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей;
    • анализ результатов и рефлексия (анализ результата на соответствие цели, рефлексия результатов решения задачи);
    • презентация и защита проекта.

    Основные виды деятельности , направленные на формирование специальных проектных умений : мыследеятельностные : выдвижение идеи, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; презентационные : доклад о проделанной работе,выбор способов и форм наглядного представления результатов, подготовка проектной документации (пояснительной записки, электронной презентации или аннотации к проекту); коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс;

    Основные виды деятельности , направленные на формирование специальных проектных умений :

    • мыследеятельностные: выдвижение идеи, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
    • презентационные: доклад о проделанной работе,выбор способов и форм наглядного представления результатов, подготовка проектной документации (пояснительной записки, электронной презентации или аннотации к проекту);
    • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс;

    В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие общеучебные умения :

    1. Рефлексивные: (развивают сферу саморегуляции)

    2. Исследовательские ( общеучебные умения) : (развивают мотивационно- волевую, предметно-практическую, интеллектуальную сферы)

    3 . Навыки оценочной самостоятельности (развивает интеллектуальную, волевую сферы)

    4. С оциального взаимодействия (развивают интеллектуальную, сферу саморегуляции, волевую сферу)

    5. Менеджерские ( общеучебные умения) : (развивают волевую, интеллектуальную сферы)

    6. Коммуникативные ( общеучебные умения) :

    7. Презентационные ( общеучебные умения) : ( развивают эмоциональную сферу )

    8. Информационные умения и навыки( общеучебные умения) : (развивает сферу саморегуляции, интеллектуальную)

    П оказателями высокой эффективности формирования проектных умений являются :

    а) степень самостоятельности, которая определяется количеством выбора личных вариантов действий;

    б) позитивное отношение учащихся к выполняемой работе;

    в) количество поданных предложений по нестандартному решению проектных заданий;

    г) количество участников, проявивших желание выполнять дополнительные проектные задания;

    д) время выполнения проектного задания

    Проектирование требует сформированности у современного школьника проектной культуры. В связи с этим проектные умения выступают одним из важнейших компонентов подготовки школьника, а их формирование является актуальной педагогической задачей.

    Проектирование требует сформированности у современного школьника проектной культуры.

    В связи с этим проектные умения выступают одним из важнейших компонентов подготовки школьника, а их формирование является актуальной педагогической задачей.

    + навыки самообразования и самоконтроля; + моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат; + навыки групповой деятельности; + индивидуальный подход; + интерес к познавательной деятельности

    + навыки самообразования и самоконтроля;

    + моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

    + навыки групповой деятельности;

    + индивидуальный подход;

    + интерес к познавательной деятельности

    - возрастает нагрузка на учителя; - ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); - психологические коммуникативные проблемы; - проблема субъективной оценки.

    - возрастает нагрузка на учителя;

    - ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

    Читайте также: