Проект в доу толерантность спасет мир

Обновлено: 03.07.2024

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

Объективным выражением именно такового подхода к воспитанию у детей толерантности в современном обществе стали следующие стратегические документы:

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

В современном мире вопрос толерантного сознания приобрел документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, определенно:

Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности.

В условиях гуманизации и демократизации на сегодня на первый план выдвигаются принципы и ценности, необходимые для общего выживания и развития:

– этика и стратегия ненасилия,

– идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям,

– необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Салехард – многонациональный город, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.

Свое отношение к человеку иной национальности начинается формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком, проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Главной целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.

Участниками образовательного процесса являются дети, педагоги родители (законные представители).

Основными направлениями проекта являются:

  1. Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру;
  2. Формирование компетенций у педагогов и родителей в области интеркультурного воспитания.

Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.

В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.

Руководитель данного проекта заведующий: Идрисова И.Р.

Творческая рабочая группа: методист Павлова С.Д., воспитатели: Манева Т.В., Усманова Р.Ф., Прокопьева Н.В., Гимазитдинова Ю.В., Ямру В.С., музыкальный руководитель Зердеева Е.Ю., педагог-психолог Вакеева Я.Г.

Проект будет осуществляться в течение 2-х лет.

В детском саду 28 сотрудника, из них 9 педагогов на три разновозрастные группы:

  • разновозрастная 1 младшая и 2 младшая – с 2 до 4 лет
  • разновозрастная 2 младшая и средняя – с 3 до 5 лет
  • разновозрастная старшая и подготовительная – с 5 до 7 лет

ДОУ №19 посещают дети разных национальностей (азербайджанцы, дагестанцы, ханты, ненцы, коми, татары, армяне, таджики, киргизы, украинцы, молдаване, казахи), из семей с разным достатком, есть дети с особыми образовательными потребностями.

Детский сад расположен в отдаленном районе города под названием Гидропорт, с одной стороны - частный сектор, бараки, с другой – городские организации и учреждения. На данной территории недостаточно очагов культуры и это сказывается на социуме микроучастка района.

Город Салехард – один из многонациональных городов Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором проживают люди разных национальностей. Согласно прогнозам социологов многонациональный состав населения будет и в дальнейшем увеличиваться. Наш детский сад посещают 76 воспитанников, из них 58% детей являются представителями разных национальностей. Социальный статус семьи воспитанников ДОУ делится на высокий, средний и низкий уровень, из них:

Низкий-25%, сюда же входят и асоциальные семьи.

При обсуждении с коллегами на педагогических советах были выявлены трудности в общении детей, мы столкнулись со случаями возникновения между детьми непонимания друг друга в связи с разными ценностями, культурой, языком. В результате этого возникают проблемы в общении и агрессивности по отношению друг к другу. Поэтому считаем, что воспитание толерантности, взаимное приобщение детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, обучение детей относится друг к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей является крайне важным в дошкольном возрасте.

Ребенок находится в детском саду весь день, и необходимо, чтобы второй дом для него был добрым, теплым, светлым независимо от того, русский он или оказался жителем нашего города по каким-либо причинам.

Чтобы воспитать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. А проблема культуры общения – одна из самых острых. Прекрасно понимая, что мы все разные, а также осознавая необходимость воспринимать человека таким, какой он есть, наше поведение не всегда является корректным и адекватным. Важно быть терпеливым по отношению к людям, что очень не просто. Толерантность – это понятие, без которого невозможны какие-либо преобразования в современной педагогике.

Толерантность – это новая основа общения педагога и воспитанника. И принципы обучения создают оптимальные условия для формирования культуры достоинства, самовыражения личности и исключают фактор неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней общения и обучения.

В ходе анализа деятельности педагогического коллектива ДОУ, были выявлены проблемы:

  1. Недостаточная компетентность педагогического коллектива по данной проблеме, слабое владение современными технологиями и программами по социально – нравственному воспитанию детей, отсюда нет качественной системы в воспитательном– образовательном процессе ДОУ.
  2. Слабая методическая база ДОУ.
  3. Недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме.
  4. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная картина межличностных отношений между детьми. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения взрослых.
  5. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности, толерантной культуры поведения.

Цели и задачи проекта

Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.

1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

2.Пополнение материальной базы ДОУ.

3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

4.Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города.

5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

  1. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.

6.Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

Стратегия достижения поставленной цели и задач

Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников.

Оказание профессиональной помощи воспитателям, консультативной и практической помощи родителям будет обеспечиваться организацией мероприятий, на которые будут приглашаться различные специалисты.

Проект будет проходить в три этапа.

Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей и педагогов ДОУ по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.

2. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей и сотрудников ДОУ по следующим параметрам.

- умение осуществлять активное взаимодействие с детьми и их родителями по вопросу толерантного отношения;

- наличие толерантных отношений у сотрудников;

- умение создавать жизнерадостную обстановку вокруг детей.

- имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;

- имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.

-умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

« Детский сад № 151 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением физического развития воспитанников

Педагогический проект

Подготовила:

Воспитатель 1 кв.кат. Сорокина Е.В.

Орск, 2020 г.

По доминирующей деятельности: познавательный;

По количеству участников: групповой;

По продолжительности: долгосрочный (ноябрь 2019 года – май 2020 года)

Участники проекта: воспитатели, специалисты детского сада, дети старшей группы, родители.

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

этика и стратегия ненасилия;

идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. В России, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимают проблемы взаимоотношений, решить которые можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и под­ростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.

В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.

Проведённая диагностика родителей воспитанников группы показала невысокий уровень осознания проблемы толерантности. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения. Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру.

Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в дошкольном возрасте немного. Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные традиции.

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Задачи проекта для детей:

Формировать у детей старшего дошкольного возраста умения видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.

Формировать у детей толерантное поведение, внутреннюю и внешнюю правовую культуру.

Повышать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

Закреплять нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения.

Задачи для педагогов и родителей:

Повышать компетентность родителей по вопросам формирования у детей толерантного поведения;

Создать предметно-развивающую среду в группе, отвечающую принципам культуросообразности, индивидуальности;

Применять в работе с детьми педагогические технологии, ориентированные на развитие толерантности;

Наладить взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

I этап: Подготовительный (ноябрь).

Мониторинг знаний детей, анкетирование родителей по теме

Разработать план работы в группе по формированию толерантности на 2016-2017 учебный год

Приобретение , изготовление дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира

Создание картотеки подвижных игр народов мира

Оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности

Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности.

Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников

II этап: Реализация проекта (декабрь, январь).

План работы по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста на 2016 – 2017 год

Мероприятия

оснащение и обогащение

предметно – развивающей среды

организация информационного пространства среди родителей

Создание картотеки подвижных игр народов мира; России.

создание альбома об обычаях и традициях народов России , Казахстана.

Подвижные игры на прогулке

Настольные и напольные игры;

творческие рассказы по теме

Создание альбома о городе, о людях, живущих в нашем городе, о том, какие религии исповедаются в нашем городе;

неделя зимних игр и забав;

чтение русских народных закличек, песенок, потешек;

разучивание пословиц и поговорок о дружбе;

мини-проекты о своей семье

музыкально-спортивное мероприятие, посвященное Дню Защитников Отечества

творческие рассказы детей об обычаях в семье;

создание папок-передвижек о правах и обязанностях взрослых и детей

проведение открытого занятия, инсценировка сказки;

I I I этап: Заключительный (февраль).

Мониторинг знаний воспитанников (индивидуальные и групповые беседы)

Разработка рекомендаций для родителей:

Результатом проведенной работы стало то, что наши воспитанники

все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции);

им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;

они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов.

понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей;

проявлять эмпатию и толерантность;

сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;

выражать свои чувства и понимать чувства другого;

находить конструктивное решение конфликта.
Педагоги, родители:

Повысился уровень знаний родителей по вопросам формирования у детей толерантного поведения;

Предметно-развивающая среда в группе пополнена совместными усилиями педагогов и родителей;

Педагогами применены на практике различные формы работы, ориентированные на развитие толерантности;

Налажено взаимодействие педагогов и родителей детей по воспитанию толерантности.


Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.

Аннотация проекта

Целью данного проекта является развитие и укрепление у детей старшего дошкольного возраста толерантных отношений с представителями разных культур, национальностей посредством приобщения к культурным традициям народов России.

  1. Разработать и внедрить в практику ДОУ план-проект по формированию толерантных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
  2. Обучить детей правилам игр народов России и умению использовать их в самостоятельной деятельности.
  3. Развивать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.
  4. Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям других национальных культур, путем приобщения детей к искусству народов России.

Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении, будет обогащена и пополнена среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к представителям различных национальностей и культур.

Обоснование необходимости проекта

Наукой сформулированы концептуальные основы понятия межнациональная толерантность; анализируются особенности её проявления в дошкольном возрасте. Толерантность — это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда — многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

По отношению к детям старшего дошкольного возраста, межнациональная толерантность рассматривается как интегративное качество личности, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности.

Межнациональное воспитание — это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним.

Толерантность, являясь интегративным личностным образованием, не возникает на пустом месте, и не является врожденным. Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции. Дошкольный возраст — это период, когда закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости и влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и др.). Таким образом, это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности других культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их национальной принадлежности.

Межнациональное воспитание, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой — привить ему уважение к другим культурам.

Проанализировав всю вышеперечисленную информацию, мы пришли к выводу о необходимости разработки инновационного проекта, который ориентирован на развитие толерантных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурным ценностям разных народов.

Разработанные специально организованные мероприятия позволяют укреплять партнёрские отношения, обогащать детей знаниями культурных традиций разных народов (игр, песен, танцев, праздников и т. п.). Проект может быть использован в различных видах деятельности педагогов и узких специалистов детских дошкольных учреждений.

Перспективный план работы над проектом

Этапы работы

Мероприятия

Исследовательский этап

Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности

Диагностика актуального уровня толерантности в группе сверстников у детей 6–7 лет (социометрическое исследование)

Подготовительный этап

Анализ результатов диагностического исследования

Презентация проекта, информирование родителей о проекте

Подбор музыкальных произведений народов разных стран

Основной этап— реализация проекта

Использование подвижных игр разных народов в НОД ФИЗО

Основной этап — реализация проекта

(художественное творчество, социализация, ЧХЛ)

(коммуникация, социализация, познание, художественное творчество)

Заключительный этап

Итоговая диагностика уровня толерантности в группе сверстников у детей 6–7 лет (социометрическое исследование)

Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности

Заключение

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Таким образом, воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения является необходимым условием формирования личности ребенка в современном обществе

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, художественное творчество, дошкольный возраст, ребенок, коммуникация, познание, толерантное отношение, доброжелательное поведение, межнациональная толерантность, межнациональное воспитание.

Похожие статьи

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов.

старший дошкольный возраст, художественное творчество, ребенок, дошкольный возраст, толерантное отношение, коммуникация, познание, доброжелательное поведение, межнациональная толерантность. Игровая технология воспитания толерантности у детей.

Основы формирования межэтнической толерантности у детей.

дошкольный возраст, ребенок, этап воспитания толерантности, воспитание толерантности, обобщенное отношение, огромная

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов. ребенок, формирование толерантности, старший дошкольный.

Воспитание толерантности у старших дошкольников

дошкольный возраст, ребенок, этап воспитания толерантности, воспитание толерантности, обобщенное отношение, огромная роль, отношение, поведение.

Теоретические основы формирования межнациональной.

межнациональная толерантность, дошкольный возраст, толерантность, нация, личностное образование, межнациональное воспитание, группа людей, норма поведения, национальность.

Игровая технология воспитания толерантности у детей.

ребенок, игра, дошкольное образование, дошкольный возраст, физический контакт, эмоционально-комфортное состояние, толерантное отношение дошкольников, содержание программы, система игр, дошкольник.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного.

ребенок, формирование толерантности, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, высокий уровень, констатирующий этап

Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного.

1) Проблема воспитания культуры толерантности у детей дошкольного возраста еще мало изучена и требует дальнейшей исследовательской работы. 2) Для формирования толерантного отношения к окружающим людям необходима целенаправленная работа.

Воспитание основ толерантности у дошкольников

Особенности формирования этнической толерантности.

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст. Межэтнические отношения в Казахстане характеризуются стабильностью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самоуважения, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задачу детского сада мы видим в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности.Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена. И наше время не является исключением.

Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, проблема формирования толерантности дошкольников разработана недостаточно.

Анализ изучения потребностей внешней среды определил проблемы в современном обществе:

1. Утрата нравственных ценностей человека.

2. Проявление таких качеств, как грубость, черствость, жестокость, равнодушие, бестактность, неуважение по отношению к сверстникам и людям старшего возраста.

3. Отсутствие преемственности поколений.

Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем.

В ходе анализа деятельности педагогического коллектива ДОУ, были выявлены проблемы:

1. Отсутствие научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме у педагогического коллектива;

2. Недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме.

3.По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников ДОУ – низкое самосознание взрослых к проявлению толерантности.

4. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности, толерантной культуры поведения.

5. Недостаточное целевое использование потенциальной возможности социально – культурной деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста.

Степень соответствия направлениям государственной образовательной политики.

- Декларация прав ребенка (1959).

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).

- Семейный кодекс РФ (1995).

- Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1995).

- Закон “ Об образовании” (1992).

- Конституция Российской Федерации.

- “Национальная доктрина образования Российской Федерации”.

- “Федеральная программа развития образования”.

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Детский сад сегодня - это модель будущего общества. Дошкольное учреждение нередко посещаютдети с ограниченными возможностями здоровья. Не все родители, у которых здоровые дети, готовы к тому, чтобы их ребенок находился и воспитывался с детьми с ограниченными возможностями здоровья. А администрация образовательного учреждения в условиях развития общественных форм управления тоже не может не считаться с таким мнением, и из этой ситуации можно выйти только через формирование иного отношения к ситуации, воспитание и уважительное отношение к любому человеку. Опыт инклюзивной практики в образовательных учреждениях указывает на то, что дети в общей школе гораздо пластичнее, мягче и они гораздо толерантнее, чем взрослые.

Отсутствие взаимодействия с бабушками и дедушками из-за постоянного проживания в северных регионах ведет к недостаточности опыта общения детей с пожилыми людьми, влечет за собой утрату нравственных и духовных ценностей, отсутствию преемственности в воспитании. Взаимодействие с представителями пожилого возраста будет способствовать установлению тесной взаимосвязи со старшим поколением.обогащению эмоционального опыта.

Научная база проекта.

Необходимо разработать простые и привлекательные принципы педагогики толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы. (Г.Д. Дмитриев, В.А. Тишков).

В основе взглядов В.А.Сухомлинского также лежат гуманистические идеи толерантности.

Таким образом, толерантность в процессе социализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ее поведения и мышления.

В психологии выделяются три уровня развития толерантности личности:

Толерантность первого типа – это естественная открытость и доверчивость, свойственная маленькому ребенку, которая еще не ассоциируется с его личностными качествами. Этот уровень развития толерантности предполагает безусловное и некритическое принятие другого человека.

Соответствует направлениям развития современного образовательного учреждения, так как задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Новизной и отличительной особенностью проекта является сконструированная система формирования толерантности, в которой определены организационно-педагогические условия, пути и способы реализации комплексной образовательно – воспитательной деятельности, использованы ресурсы социальных институтов.

Объект инновационной деятельности: процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также: