С чем связано зарождение школы человеческих отношений отмена рабства крепостного права по всему миру

Обновлено: 02.07.2024

В Отмена рабства произошли в разное время в разных странах. Часто это происходило последовательно на нескольких этапах - например, как отмена торговли в рабы в конкретной стране, а потом как отмена рабства во всех империях. Каждый шаг обычно был результатом отдельного закона или действия. На этой шкале показаны законы об отмене смертной казни или действия, перечисленные в хронологическом порядке. Это также касается отмены крепостное право.

Хотя рабство все еще отменено де-юре во всех странах некоторые родственные ему практики продолжаются сегодня во многих местах по всему миру.

Содержание

Древние времена

В период классической античности несколько известных обществ в Европе и на древнем Ближнем Востоке регулировали порабощение за долги и связанные, но отличные от них практики долговая кабала (в котором кредитор мог привлечь к принудительному труду должника в счет погашения своего долга, но должник не был формально порабощен и не подпадал под все условия рабства движимого имущества, такие как постоянное владение, возможность продажи на открытом рынке или лишенный родство).

Перечисленные ниже реформы, такие как законы Солона в Афинах, Lex Poetelia Papiria в республиканском Риме или правила, изложенные в еврейской Библии в Книга Второзакония обычно регулировали поставку рабов и слуг, запрещая или регулируя кабалу определенных привилегированных групп (таким образом, римские реформы защищали римских граждан, афинские реформы защищали афинских граждан, а правила Второзакония гарантировали свободу евреям после определенного срока. продолжительность рабства), но никто не отменил рабство, и даже то, что было установлено, не относилось к иностранцам или негражданам.

ДатаЮрисдикцияОписание
Начало шестого века до нашей эры. Полис АфиныАфинский законодатель Солон отменяет долговое рабство афинских граждан и освобождает всех афинских граждан, которые ранее были порабощены. [1] [2] . Афинское рабство движимого имущества продолжали практиковаться, и утрата долговой кабалы как конкурирующего источника принудительного труда могла даже подстегнуть рабство, которое отныне стало более важным в афинской экономике. [3]
326 г. до н.э. Римская РеспубликаЛекс Поэтелия Папирия отменяет Nexum контракты, форма залога долгового рабства бедных римских граждан перед богатыми кредиторами в качестве обеспечения ссуд. Римское рабство будет продолжать процветать, и в будущих веках сочетание большого количества рабов с долговременной рабской системой сделает Древний Рим крупнейшим рабовладельческим обществом в истории.
9–12 гг. Нашей эрыДинастия СиньВан Ман, первый и единственный император Династия Синь, узурпировала китайский престол и провела серию радикальных реформ, включая отмену рабства и радикальную земельную реформу 9–12 гг. [4] [5] . Однако эта и другие реформы повернули популярность и настроения элиты против Ван Мана, и рабство было восстановлено после того, как он был убит разъяренной толпой в 23 году нашей эры.

Средневековые времена

1500–1700 (раннее Новое время)

ДатаЮрисдикцияОписание
1503
Кастилия
Коренным американцам разрешено выезжать в Испанию только по собственному желанию. [31]
1512В Законы Бургоса установить ограничения на обращение с туземцами в Энкомьенда система.
1518 ИспанияУказ Карл V установление ввоза африканских рабов в Америку, под монополией Лорана де Гувено, в попытке препятствовать порабощению коренных американцев.
1528Карл V запрещает транспортировку коренных американцев в Европу даже по их собственному желанию, чтобы ограничить их порабощение. Энкомьенды им запрещено собирать дань золотом на том основании, что коренные жители продавали своих детей, чтобы получить ее. [32]
1530Открытое рабство коренных американцев при любых обстоятельствах запрещено. Однако принудительный труд под Encomienda продолжается.
1536В Welser семья лишена Asiento монополия (предоставлена ​​в 1528 г.) после жалоб на обращение с индейскими рабочими в Венесуэла.
1537Новый мирПапа Павел III запрещает рабство коренные народы Америки и любое другое население, которое будет обнаружено, установив их право на свободу и собственность (Sublimis Deus). [33]
1542 ИспанияВ Новые законы запретить набеги рабов в Америке и отменить рабство коренных жителей, но заменить его другими системами принудительного труда, такими как Repartimiento. Рабство чернокожих африканцев продолжается. [21] На Энкомьенду накладываются новые ограничения.
1549Энкомьендам запрещено использовать принудительный труд.
1550-1551Вальядолид Дебаты о врожденных правах коренных народов Америки.
1552Бартоломе де лас Касас, который когда-то защищал ввоз африканских рабов как способ защиты коренных американцев, также осуждает африканское рабство.
1570 Португалиякороль Себастьян Португалии запрещает порабощение коренных американцев под властью Португалии, разрешая порабощение только враждебных. Этот закон находился под сильным влиянием Общество Иисуса, где миссионеры находились в непосредственном контакте с Бразильский племена.
1574 Англия Последние оставшиеся крепостные освобождены Елизавета I. [22]
ФилиппиныКоролевским указом отменено рабство. [34]
1588 ЛитваВ Третий статут Литвы отменяет рабство. [35]
1590 ЯпонияТоётоми Хидэёси запрещает рабство, кроме как наказание для преступников. [36]
1595 ПортугалияТорговля китайскими рабами запрещена. [37]
1602 Англия В Кейс Clifton Star Chamber создать прецедент, согласно которому внушение детям / их порабощение в качестве актеров было незаконным.
1609 ИспанияВ Moriscos, многие из которых являются крепостными, изгнаны из Полуостровная Испания если они не станут рабами добровольно (известные как Moros Cortados, "резать Мавры") Однако значительная часть людей избегает высылки или возвращается. [38]
1624 ПортугалияПорабощение китайцев запрещено. [39] [40]
1649 РоссияПродажа русских рабов мусульманам запрещена. [41]
1652 Плантации ПровиденияРоджер Уильямс и Сэмюэл Гортон работать над принятием закона об отмене рабства на плантациях Провиденс, что является первой попыткой такого рода в Северной Америке. В силу не вступает. [42]
1679 РоссияФедор III обращает всех русских полевых рабов в крепостных. [43] [44]
1683 Испанский ЧилиРабство мапуче военнопленные упразднены. [45]
1687 Испанская ФлоридаБеглые рабы от Тринадцать колоний предоставил свободу в обмен на преобразование в католицизм и четыре года военной службы.
1688 ПенсильванияВ Петиция квакеров Germantown против рабства это первый публичный протест против Африканское рабство в том, что станет Соединенными Штатами.

1701–1799 (поздний модерн)

1800–1829


Иллюстрация из книги: Плач черного человека, или как приготовить сахар к Амелия Опи. (Лондон, 1826 г.)

1830–1849


Карта борьбы с рабством с необычной перспективой, сосредоточенная на Западной Африке, которая освещена, и контрастирующая с США и Европой в темноте. Юлиус Рубенс Эймс, 1847 г.

1850–1899


Фотография медицинского осмотра Гордон демонстрируя свою избитую спину, широко распространенную аболиционистами, чтобы разоблачить жестокость рабства.

Можно ли отождествлять эти понятия или между ними есть существенные различия? Кто такой раб и кто такой крепостной крестьянин? Мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Что такое рабство?

Хозяин сам определял степень и меру наказания своего раба и не был ответственен за смерть своего раба. Лишенный права собственности, раб целиком и полностью и содержался своим хозяином. Не распространялся на рабов и институт брака: их отношения не были юридически закреплены и могли существовать только по доброй воле своего хозяина. Единственное, что было постоянным в их жизни — это каждодневный, тяжелый труд.

Когда в России появилось крепостное право?

По сути своей, крепостное право было следствием специфики землевладения в России: аристократия получала в собственность землю за успешное исполнение воинской повинности. Крестьяне были обязаны работать на аристократа-помещика, выполняя трудовую повинность на его землях (оброк и барщина).

Какие права были у крепостных?

Крепостной крестьянин, в отличие от раба, сам представлял себя в суде, отвечая за свои преступления. Крепостной обладал правами частной собственности (имел своё хозяйство) и полным правом вступать в брак и заводить семью , их дети были законны и наследовали имущество, но рождались крепостными.

Позже, уже в конце XVII века появилась практика продажи, обмена или дарения крепостных стали обычным делом, у государства не было ни необходимости, ни желания ей препятствовать.

Какой была жизнь крестьян?

Тем не менее, законодательство защищало крепостных от чрезмерной жестокости помещика и привлекало их к ответственности за убийства и изувечение крестьян.

Печально знаменитая Салтычиха (Дарья Николаевна Салтыкова) была приговорена к пожизненному заключению в монастыре за убийства десятков крепостных, капитан Иван Турбин за убийство беглой крестьянской девушки был отправлен на каторгу — примеров действительно много.

Но, к сожалению, крепостным постоянно доводилось терпеть суровые наказания в виде порки и избиений. Более того, с 1760 года помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь, а с 1765 года — на каторгу. Ситуация несколько улучшилась в XIX веке. С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупить свободу и землю.

В трудные времена, закон обязывал помещиков поддерживать своих крестьян. Помещикам было выгодно поощрять предпринимательскую деятельность крепостных: чем богаче становился крестьянин, тем больший оброк он платил своему барину . Поэтому помещики давали крепостным ссуды, отпускали на промысел. Некоторые крестьяне становились весьма богатыми людьми.

Можно ли отождествлять рабство и крепостное право?

Объединяющим фактором являлся факт ограничения свободы человека.

Но жизнь крестьянина существенно отличалась от жизни раба: он имел права и некоторую свободу выбора, пусть и ограниченную.

Фактически, можно увидеть тенденцию вытеснению института рабства крепостным правом, на примере отечественной и европейской.

Ivan Kurilla. Slavery, Serfdom and the Shared Images of Russia and the USA

Аннотация:

Россия и Соединенные Штаты Америки доль­ше многих других стран сохраняли институты принудительного труда и личной несвободы. Проблематика их развращающего влияния на моральное и интеллектуальное состояние как рабов, так и хозяев, была поднята в ходе дебатов, предшествовавших отмене рабства и крепостного права. В силу разных причин, включая цензуру и самоцензуру участников этих обсуждений, многие аспекты негативного вли­яния рабства рассматривались на примере другой страны — в России на примере Америки, а в США — на примере Российской империи. Несмот­ря на существенную разницу в социально-экономическом и юридическом положении раба и крепостного, бросавшееся в глаза сходство двух институтов на протяжении долгого времени влияло на выстраивание взаимных образов России и Америки и, служа аргументом во внутриполитической полемике в обеих странах, после отмены рабства и крепостного права еще долго оставалось предметом рефлексии того и другого общества.

Ключевые слова: крепостничество, рабство, США, Россия, полемика

Abstract:

Russia and the United States preserved the institutions of forced labor and personal bondage longer than many other countries. The problems around their corrupting influence on the moral and intellectual condition of both slaves and masters were raised in the debates that preceded the abolition of both institutions in the two countries. For various reasons, including censorship and self-censorship by participants in these discussions, many aspects of the negative influence of slavery were examined through the experience of the other country: in Russia using the US as an example, and in the US — using the Russian Empire. Regardless of the substantial difference in the socio-economic and legal positions of the slave and the serf, the obvious similarity of the two institutions influenced the formation of shared images of Russia and America for a long time. Even after the abolition of slavery and serfdom, these images served as an argument in domestic political debates in both countries and long remained a subject for reflection in both societies.

Key words: serfdom, slavery, USA, Russia, polemics

Как американцы, так и русские хорошо понимали схожесть рабства и крепостного права, однако в своих рассуждениях делали упор либо на критике этих установлений в обеих странах, либо на отличительных особенностях американского рабства и крепостного права, оправдывая собственный вариант. Как правило, более популярным и среди критиков, и среди защитников системы принудительного труда было подчеркивание общих черт двух институтов.

Несмотря на существенную разницу в социально-экономическом и юридическом положении раба и крепостного, бросавшееся в глаза сходство двух институтов на протяжении долгого времени влияло на выстраивание взаимных образов России и Америки и служило аргументом во внутриполитической полемике в обеих странах, а после отмены рабства и крепостного права еще долго оставалось предметом рефлексии того и другого общества.

Расовые различия

В начале XIX в. наличие рабства и крепостного права не удивляло путешест­венников — этот институт представлялся им нормальным. Зато интерес и осуждение вызывали связанные с ним расовые практики.

Зеркало

В годы, последовавшие за Крымской войной, состояние как русского, так и американского обществ характеризовалось высокой степенью политического возбуждения. В России это было следствие недавнего поражения и надежд на реформы с началом нового царствования, в США же все глубже становился кризис, приведший вскоре к Гражданской войне.

С другой стороны, в Соединенных Штатах в тот же исторический период крепостное право в России использовалось как аргумент и иллюстрация в национальных дебатах о судьбе рабовладения. Можно сказать, что Соединенные Штаты и Россия в середине XIX в. играли друг для друга роль своего рода зеркала, пусть искажающего, но позволявшего разглядеть некоторые проблемы собственного общества.

Каченовский и Уайт

Особенно наглядно роль зеркала проявилась в эпизоде середины 1850-х годов. У этого сюжета два главных героя.

Эндрю Диксон Уайт был на 5 лет моложе Каченовского (родился в 1832 го­ду), окончил в 1853 году Йель и по приглашению бывшего губернатора Коннектикута Томаса Сеймура, назначенного посланником в России, отправился в Европу в качестве атташе американской миссии в Санкт-Петербурге (по доро­ге Уайт задержался почти на год в Париже). По возвращении в США в 1857 го­ду Уайт начал преподавание истории в Университете Мичигана, а позже стал одним из известнейших реформаторов высшего образования в своей стране. По своим взглядам в 1850-е Уайт был близок к аболиционистам и критиковал рабство во многих аудиториях.

Я помню час: о неграх он читал.

И стало стыдно, страшно нам!

Наш зараженный рабством, смрадный,

Гнетущий воздух гнусен стал,

А выход из него отрадно

Звездой надежды засиял!

[Зеленый 1911: 88]

В те годы Каченовский включал критику рабства негров во все свои лекции и публикации, например в рецензию на труды английского общества социологов [cм.: Каченовский 1860: 65].

Это взаимоотражение ситуаций в столь различных странах заставляет задуматься над целым рядом проблем.

Во-вторых, либеральная профессура и в России, и в США стремилась играть важную роль в идейной подготовке отмены рабства и крепостного права, видя свой долг в пропаганде антирабовладельческих взглядов. Университетская кафедра стала одной из трибун, с которых антирабовладельческая проповедь звучала наиболее убедительно и достигала ушей наиболее благодарной молодежной аудитории.

В отличие от Соединенных Штатов, в России именно государственная цензура была призвана сохранять стабильность в обществе и предохранять его от распространения радикальных идей. В результате отмена цензуры в разные периоды отечественной истории немедленно приводила к радикализации общественных дебатов в условиях отсутствия самоцензуры или других стабилизирующих механизмов. Это порождает у каждого российского руководства, желающего восстановить стабильность в стране, стремление ввести какую-либо цензуру или контроль над содержанием общественных дебатов.

Что же касается отношения Уайта к России, то оно также испытало драматическую трансформацию. С энтузиазмом поддержав реформы Александра II, Уайт тяжело воспринял известие об убийстве царя народовольцами. Его отношение к России и вера в ее прекрасное будущее сменились пессимизмом и негативными оценками. В целом, это соответствовало эволюции взглядов целого поколения американцев. В основе этой эволюции лежали объективные процессы взаимного отчуждения стран и обществ.

Накануне отмены

Если уж доверенное лицо великого князя Константина, высокопоставленный офицер и будущий морской министр Шестаков, пусть и под псевдонимом, печатал в открытой печати подобные рассуждения — значит, до отмены крепостного права в России оставалось немного. В тот же самый период в США, где критика рабства клеймилась как аболиционизм, высшие чиновники избегали высказываться по этому взрывоопасному вопросу.

Российский пример для Америки

19 февраля 1861 года император Александр II отменил крепостное право. Известие об этом событии пришло на американский континент как раз тогда, когда выход южных штатов из состава США увенчался первыми выстрелами Гражданской войны (новость появилась в газетах 12 и 13 апреля 1861 года — как раз под звуки бомбардировки форта Самтер) [cм., например: Emancipation of Serfs in Russia 1861; The Emancipation of the Serfs — Imperial Decree 1861]. Очевидно, события Гражданской войны затмили для американцев новость из далекой империи. Линкольн же на первом этапе Гражданской войны стремился дистанцироваться от темы рабства и даже обещал не трогать этот институт в надежде на восстановление единства Союза. В официальных бумагах Линкольна этого периода нельзя обнаружить никаких комментариев по поводу новостей из России.

Так Российская империя стала моделью и образцом для решения самой сложной из проблем Американской республики.

Послесловие

После отмены рабства и крепостного права эти институты не канули в прошлое, в частности, их наследие продолжало сказываться и на российско-американских отношениях.

В Россию, между тем, тек небольшой ручеек афроамериканцев, которые могли рассчитывать на более привлекательную карьеру в империи, чем в скованной расизмом Америке. Так, еще в середине XIX в. в Россию зачастил знаменитый афроамериканский актер-трагик Айра Олдридж (и подружился здесь с бывшим крепостным поэтом и художником Тарасом Шевченко); на рубеже веков столичной знаменитостью стал черный жокей из Кентукки Джимми Винкфильд, а в Москве процветал афроамериканский ресторатор Федор Томас. После Октябрьской революции в Советский Союз приехала целая группа афроамериканских специалистов-агрономов, в Университете трудящихся Востока учились афроамериканцы левых взглядов, а в Сталинграде советские власти даже устроили в 1930 году показательный суд над белыми рабочими-американцами, избившими рабочего-афроамериканца Роберта Робинсона, — все они работали на строительстве и запуске тракторного завода (Робинсон потом остался в СССР на 44 года).

Спустя сто лет после отмены рабства и крепостного права наследие неравенства было еще вполне очевидным. Причем непредвзятый взгляд легко мог распознать его не только в сегрегации черных на американском Юге, но и в неполноправии советского крестьянства. Примерно в те же годы, когда в США разгорелись бои за гражданские права — последняя битва за равноправие черных, в Советском Союзе колхозники получили паспорта. И хотя в СССР в этом контексте мало кто вспоминал о крепостном праве, сегодня очевидны параллели этих последних ударов по институтам личной несвободы в Америке и в России.

Библиография / References

[Журавлева 2012] — Журавлева В.И. Понимание России в США: образы и мифы, 1881—1914. М., 2012.

(Zhuravleva V.I. Ponimanie Rossii v SShA: obrazy i mify, 1881—1914. Moscow, 2012.)

[Зеленый 1911] — Зеленый П.А. О последних пяти годах крепостного состояния // Великая реформа. М., 1911. Т. 4.

(Zelenyj P.A. O poslednih pjati godah krepostnogo sostojanija // Velikaja reforma. Moscow, 1911. Vol. 4.)

[Каченовский 1856] — Каченовский Д.И. Жизнь и сочинения Даниеля Вебстера // Русский вестник. 1856. Т. 3. Июнь. Кн. 1. С. 385—416; Т. 4. Июль. Кн. 2. С. 239—278.

(Kachenovskij D.I. Zhizn’ i sochinenija Danielja Veb­stera // Russkij vestnik. 1856. Vol. 3. Issue 1. P. 385—416; Vol. 4. Issue 2. P. 239—278.)

[Каченовский 1860] — Каченовский Д.И. Тру­ды общества, учрежденного в Англии для развития общественной науки // Русское слово. 1860. Паг. 2. Кн. 12.

(Kachenovskij D.I. Trudy obshhestva, uchrezhdenno­go v Anglii dlja razvitija obshhestvennoj nauki // Russkoe slovo. 1860. Vol. 2. Issue 12.)

[Каченовский 1861] — Каченовский Д.И. Новая Европа и Новая Россия: Лекция, читанная 6 октября 1861 года в Харьковском университете // Русская речь. 1861. № 97. 3 дек.

(Kachenovskij D.I. Novaja Evropa i Novaja Rossija: Lekcija, chitannaja 6 oktjabrja 1861 goda v Har’kovskom universitete // Russkaja rech’. 1861. № 97. 3 December.)

[Ковалевский 1895] — Ковалевский М.М. Мое научное и литературное скитальчество // Русская мысль. 1895. Кн. 1.

(Kovalevskij M.M. Moe nauchnoe i literaturnoe skital’chestvo // Russkaja mysl’. 1895. Vol. 1.)

[Ленин 1961] — Ленин В.И. Русские и негры // Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1961. Т. 22.

(Lenin V.I. Russkie i negry // Lenin V.I. Poln. sobr. soch. Moscow, 1961. Vol. 22.)

[Свиньин 2005] — Свиньин П.П. Американские дневники и письма. М., 2005.

(Svin’in P.P. Amerikanskie dnevniki i pis’ma. Moscow, 2005.)

[Состояние невольников 1838] — Состояние невольников у либеральных народов // Библиотека для чтения. 1838. Т. 27. Раздел VII.

(Sostojanie nevol’nikov u liberal’nyh narodov // Biblioteka dlja chtenija. 1838. Vol. 27. Part VII.)

[Чаадаев 1989] — Чаадаев П.Я. Статьи и пись­ма. 2-е изд., доп. М., 1989.

(Chaadaev P.Ja. Stat’i i pis’ma. Moscow, 1989.)

[A Few Thoughts on Slavery 1854] — A Few Thoughts on Slavery (Speech of Mr. Sumner, of Massachusetts, against the Repeal of the Missouri Compromise. In Senate, February 21st, 1854. Commentary) // Southern Litera­ry Messenger. 1854. Vol. 20. № 4.

[A Virginian Howl 1861] — A Virginian Howl of Indignation against the Emancipation of Serfdom in Russia // Cincinnati Daily Press. 1861. April 25.

[A Woman’s View of It 1861] — A Woman’s View of It // Anti-Slavery Bugle. 1861. March 2.

[Channing 1836] — Channing W.E. Slavery // Princeton review. 1836. Vol. 8. № 2.

[Emancipation in Russia 1861] — Emancipation in Russia // Atlantic Monthly. 1861. № 45.

[Emancipation in Russia 1862] — Emancipation in Russia // The Christian Recorder. 1862. September 6.

[Emancipation of Serfs in Russia 1861] — Emancipation of Serfs in Russia // Boston Daily Advertiser. 1861. April 12.

[Excelsior 1858] — Excelsior [Шестаков И.А.]. Меж­ду делом // Морской сборник. 1858. Т. 38. № 11. Часть неофиц.

[Excelsior 1859] — Excelsior [Шестаков И.А.]. Меж­ду делом // Морской сборник. 1859. Т. 41. № 6. Часть неофиц. С. 219—224.

[Fitzhugh 1857] — [Fitzhugh G.] Southern Thought // De Bow’s Review. 1857. Vol. 23. № 4.

[Gerrit Smith on the Rebellion 1861] — Gerrit Smith on the Rebellion // Douglass’ Monthly. 1861. June.

[Holmes 1855] — Holmes G.F. Ancient Slavery // De Bow’s Review. 1855. Vol. 19. № 6.

[Kolchin 1980] — Kolchin P. In Defense of Servitu­de: American Proslavery and Russian Proserfdom Arguments, 1760—1860 // The American His­to­rical Review. 1980. Vol. 85. № 4. P. 809—827.

[Kolchin 1987] — Kolchin P. Unfree Labor: American Slavery and Russian Serfdom. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1987.

[Kolchin 1990] — Kolchin P. Some Thoughts on Eman­cipation in Comparative Perspective: Rus­sia and the United States South // Slavery & Abolition. 1990. Vol. 11. № 3. P. 351—367.

[Papers of Henry Clay 1984] — Papers of Henry Clay. Lexington, 1984. Vol. 8.

[Russia and America 1862] — Russia and America // The Christian Recorder. 1862. February 22.

[Russia and the United States 1861] — Russia and the United States // New York Tribune. 1861. September 9.

[Speech of Hon. Charles Sumner 1861] — Speech of Hon. Charles Sumner on the Emancipation of the Slaves // Douglass’ Monthly. 1861. November.

[Stephens 1839] — Stephens J.L. Incidents of travel in the Russian and Turkish Empires. L., 1839. Vol. 1.

[The Christian Recorder 1863] — The Christian Recorder. 1863. August 8.

[The Emancipation of Serfs in Russia 1861] — The Emancipation of Serfs in Russia // The Living Age. 1861. April 6.

[The Emancipation of the Serfs — Imperial Decree 1861] — The Emancipation of the Serfs — Imperial Decree // The Christian Recorder. 1861. April 13.

[The Institution of Slavery 1 1861] — The Institution of Slavery in French Point of View // Memphis Daily Appeal. 1861. January 27.

[The Institution of Slavery 2 1861] — The Institution of Slavery in French Point of View // Nashville Union and American. 1861. January 29.

[The Year of Jubilee 1863] — The Year of Jubilee // White Cloud Kansas Chief. 1863. January 1.

[White 1862] — [White A.D.] The Development and Overthrow of the Russian Serf-System // Atlantic Monthly. 1862. Vol. 10. № 61. P. 538—552.

[White 1905] — White A.D. Autobiography of Andrew Dickson White: In 2 vols. N.Y., 1905. Vol. 1.

[Wikoff 1880] — Wikoff H. Reminiscences of an Idler. N.Y., 1880.

[WJB] — The Works of James Buchanan, Comprising his Speeches, State Papers, and Private Correspondence / Coll. and Ed. by J.B. Moore. Philadelphia; L.: J.B. Lippincott Co, 1908. Vol. 2.

[1] См., в частности, анализ Питера Колчина: [Kolchin 1990: 351—367].

[2] Генри Клей — Джесси Гаррисону. 3 января 1830 г. [Papers of Henry Clay 1984: 167].

[3] Бьюкенен — Дж. Стериджеру. 2 августа (н.с.) 1832 г. [WJB: 219].

[4] Уайт датировал лекцию осенью 1857 года, но уже в октябре того года он прибыл в Университет Мичигана к месту своей следующей работы. См.: [White 1905: 80, 83].

[5] Российская консервативная критика была менее артикулирована, чем американская, в связи с отсутствующей в России либо очень узкой по сравнению с США публичной сферой. См.: [Kolchin 1980; Kolchin 1987].

[7] Francis Pickens to Lewis Cass. 1859. July 5 (National Archives. Microfilm 35. Diplomatic Despatches. Russia. Vol. 18. Reel 18).

На протяжении большей части истории человечества существовала та или иная форма ограничения свободы человека, будь то рабство или крепостное право. Можно ли отождествлять эти понятия или между ними есть существенные различия? Кто такой раб и кто такой крепостной крестьянин? Мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Что такое рабство?

Когда в России появилось крепостное право?

История России с древнейших времен до наших дней

Какие права были у крепостных?

Какой была жизнь крестьян?

Тем не менее, законодательство защищало крепостных от чрезмерной жестокости помещика и привлекало их к ответственности за убийства и изувечение крестьян. Печально знаменитая Салтычиха (Дарья Николаевна Салтыкова) была приговорена к пожизненному заключению в монастыре за убийства десятков крепостных, капитан Иван Турбин за убийство беглой крестьянской девушки был отправлен на каторгу — примеров действительно много. Но, к сожалению, крепостным постоянно доводилось терпеть суровые наказания в виде порки и избиений. Более того, с 1760 года помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь, а с 1765 года — на каторгу. Ситуация несколько улучшилась в XIX веке. С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупить свободу и землю. Как пишет историк Борис Миронов, всего за первую половину XIX века коллективно и индивидуально от крепостного права освободились около 10% помещичьих крестьян. Законодательно помещик являлся своеобразным посредником между крепостными и государством: одной из главных задач помещика был контроль над отработкой крестьянами податей и повинностей — выплатой налогов государству. В случае недоимок, власти могли взыскать их с хозяина или даже наказать его. В трудные времена, закон обязывал помещиков поддерживать своих крестьян. Помещикам было выгодно поощрять предпринимательскую деятельность своих крепостных: чем богаче становился крестьянин, тем больший оброк он платил своему барину. Поэтому помещики давали крепостным ссуды, отпускали на промысел. Некоторые крестьяне становились весьма богатыми людьми.

История России: иллюстрированный атлас

Можно ли отождествлять рабство и крепостное право?

История России

Читайте также: