Придумайте проблемную ситуацию которую можно создать при обучении детей в доу

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Микулова Елена Михайловна
В данной статье собраны пробемные ситуации на развитие мышления дошкольников, ситуационные игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов, ситуации с противоречиями, ситуации межличностных отношений сверстников, ситуации к ООД.

Автор: Микулова Елена Михайловна

ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ

Пояснительная записка
Одним из блоков игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Игра может стать вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.
При составлении содержания игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности. Игровые ситуации должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий.
Цель создания проблемных ситуаций – развивать умение дошкольников решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения.
Задачи:
1. Развивать умение дошкольников осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений.
2. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций.
3. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.
4. Развивать умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки.
Используемые методы:
- игровой;
- эвристический (частично-поисковый);
- исследовательский;
- объяснительно-иллюстративный.
Постановка проблемных ситуаций может быть ориентирована на группу детей и на индивидуального ребенка.


Ситуации на развитие мышления дошкольников


Ситуации в транспорте (городском, железнодорожном).

1. Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

2. Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе? Ситуации с огнём

3. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

4. Дым в соседней квартире. Твои действия?
Ситуации с водой

5. Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

(Если дети знакомы со сказкой, можно просто припомнить ее сюжет – представить презентацию, картинки или игрушки по теме).

Возможно организовать показ (с пустой скорлупой).

Возможна (и даже желательна) инсценировка.

Проблемная ситуация:

Что надо сделать, чтобы яичко не покатилось со стола и не разбилось?

Процесс решения:

1. Выясняем, почему яичко упало и разбилось (мышка махнула хвостиком, гладкий стол, неровный стол).

2. Ищем способы остановить яичко (различные материалы – покрытия стола, различные препятствия).

3. Что еще можно сделать, чтобы яичко не разбилось? (подставить ладони, положить яичко в посуду).

Что случилось у деда с бабой?

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Какие им можно дать советы?

Что можно сделать, чтобы яичко не разбилось?

Что можно сделать, чтобы другие вещи не падали со стола и не разбивались?

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Придумайте проблемную ситуацию, которую можно создать при обучении детей (возраст – на выбор), опишите технологию ее решения

Придумайте проблемную ситуацию, которую можно создать при обучении детей (возраст – на выбор), опишите технологию ее решения

Придумайте проблемную ситуацию, которую можно создать при обучении детей (возраст – на выбор), опишите технологию ее решения

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Применение проблемных ситуаций в образовательной деятельности

г. Шарыпово 2019 год

1 .Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.

В соответствии с принципами дошкольного образования, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования.

Наиболее эффективным способом построения модели образования для развития творческого мышления, формирования навыков самостоятельного поиска, усвоения и применения знания является проблемное обучение.

Основатель проблемного обучения Джон Дьюи, американский философ, психолог и педагог (1859 – 1952 гг.) считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Так что же такое проблема?

3.Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т.д.).

4.Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников? Можно указать на следующие :

- привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;

- поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

- помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;

- побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;

- помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

5.Характерные признаки проблемности образовательной ситуации:

- Возникает состояние интеллектуального затруднения;

- Возникает противоречивая ситуация;

- Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет , и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

6.Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1) воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2) воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3) ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4) ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

7. Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:

- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- постановка проблемных задач.

8.Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

9. Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника, коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

Плюсы проблемного обучения:

- Педагог является равноправным партнером;

- Дети самостоятельны и инициативны;

- Дети сами открывают новые знания и способы действия;

- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- Дети договариваются, общаются

10.Педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения).

- Он внимательно выслушивает все возражения

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ П.С.(проблемная ситуация) возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта.

Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью:

- рассказа об опыте,

- различных наглядных средств, ТСО

- практических заданий, в которых дети допускают ошибки или невыполнимых заданий.

(решение: моделирование солнечной системы, опытническая деятельность)

2. Сравнение хвойных и лиственных деревьев: дети знают, что хвойные деревья всю зиму зеленые, а лиственные деревья на зиму сбрасывают листья.

При чтении рассказа о лиственнице дети выясняют, что лиственница сбрасывает хвою на зиму. Несоответствие достигнутого уровня знаний с научным фактом.

Предлагается сравнить два дерева из хвойных: ель и лиственница. Подводим к противоречию:

- Почему ель зимой и летом зеленая, а лиственница на зиму сбрасывает хвою?

3. Чтобы сделать стекло, люди используют песок.

5. Проблема вытекает в ходе опыта и наблюдения за комнатными растениями: если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус - нет и в частом поливе не нуждается.

6.Наблюдение на прогулке: где сосульки быстрее тают, на южной или северной стороне?

Проводится опыт: ставим ведра под крышу с двух сторон здания. Возникает проблемный вопрос: Почему количество воды разное? Подводим детей к пониманию, что с южной стороны сосульки тают быстрее, потому что светит солнце.

7. Факт: всем растениям нужен свет и солнце. Подводим к противоречию: Зимой света и солнца нет, а растения не погибают. Почему?

8.Факт: все растения поворачиваются на свет, к солнцу. Опыт: сравнить 2 растения: в темноте и на солнце.

9.Факт: Солнце зимой не греет, а летом греет. Почему?

10.Факт: Снег холодный, но зимой он согревает деревья. Почему?

11. Факт: вода может быть в разном состоянии: газообразном, твердом, жидком.

2. ПС возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами

1. Предъявление факта: Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли.

- Что вас удивило? (пыли не видно, снег белый, значит чистый)

- Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие)

После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).

- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?

Воспитатель напоминает об опыте, когда дети проверяли воду на чистоту.

(нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло).

Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:

- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)

Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.

5. Рисование. На первом занятии дети рисовали дерево. На втором занятии детям предлагается нарисовать лес на общем ватмане.

– Как мы все вместе будем рисовать лес на одном листе? Будет ли всем удобно? Что можно сделать?

Подводим к выводу, что каждый может нарисовать дерево на отдельном листе, вырезать и наклеить на общий лист ватмана.

6. Математика. Детская проблема: Нужно козлику перебраться на другой берег реки, но не может. Необходимо подобрать мостик (полоска бумаги) и проложить через речку.

При выполнении задания дети сталкиваются с затруднением – не все мостики подходят.

- Что надо сделать, чтобы подобрать правильную полоску? (сравнить длину полоски и ширину реки).

3. ПС можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых

- мнений ученых, писателей, сказочных героев

- мнений самих дошкольников

- различных вариантов текстов произведений, сказок, видов искусств

- Какое время года на улице? (зима)

- Мы видели на прогулке воду? на улице снег?

- Зимой мы можем увидеть на улице воду?

- Почему промокли наши варежки, и, откуда взялась вода?

(Постановка гипотез, познавательно-исследовательская деятельность)

- Морозко под пуховой периной прячет зеленую траву, чтобы не замерзла. Так в сказке, а как в жизни? Мнения детей расходятся: да – нет. Объясняют почему.

На прогулке проводится опыт с термометрами. Один термометр закапывают глубже в снег, другой – вешают на ветку дерева. Сравнивают температуру и выясняют, что температура под снегом выше. Также раскапывают снег, чтобы выяснить: осталась трава под снегом или нет.

5. Чтение стихов и загадок о морозных узорах на стекле.

Возникает при сравнении белого и бурого медведя, их образа жизни, приспособленности к условиям. Белый медведь в спячку не впадает.

7. При изучении свойства льда и наблюдениях на прогулке могут появиться проблемные вопросы:

- Откуда берутся сосульки?

- Почему зимой сосулек нет, а весной они появляются?

- Откуда на крыше вода?

4. ПС можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям

5. П.С. можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки

- Как мы можем получить зеленую краску, если у нас только синяя и желтая краски?

Выводим гипотезы, проверяем опытническим путем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность использования проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия.

Так что же такое проблема?

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т. д.).

Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников?

Можно указать на следующие:

привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;

поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;

побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;

помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Характерные признаки проблемности образовательной ситуации:

возникает состояние интеллектуального затруднения;

возникает противоречивая ситуация;

появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1) Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2) Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3) Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4) Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:

подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

постановка проблемных задач.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

3) Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Проблемный метод может быть использован в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его – для решения проблемной ситуации, а может быть организовано проблемное мероприятие, когда используется несколько проблемных форм обучения.

Педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения).

Он внимательно выслушивает все возражения.

2. Фрагмент занятия.

Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие. Дошкольник не принимает новое знание, которое не вписывается в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира. (Чтобы убедиться в этом, надо их отжать через марлю или соковыжималку).

После того, как все пшено измерили, воспитатель спрашивает, можно ли узнать, сколько было полных стаканов пшена в миске. Дети предлагают пересчитать предметы, которые они откладывали при измерении. Пересчитав их, выясняется, что в миске три стакана.

Для демонстрации измерения лучше всего использовать прозрачную посуду, чтобы было видно, как в одной посуде количество пшена (воды) уменьшается, а в другой — увеличивается.

Картотека проблемных ситуаций.

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная картотека поможет им в этом.

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят?

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника, коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, с взрослым.

Плюсы проблемного обучения:

- Педагог является равноправным партнером;

- Дети самостоятельны и инициативны;

- Дети сами открывают новые знания и способы действия;

- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- Дети договариваются, общаются

Применение проблемного обучения способствует реализации потребности детей в познании, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Читайте также: