При анкетном опросе респондент определил свой социальный статус как ученик общеобразовательной школы

Обновлено: 06.07.2024

Примечание: Использовать тест можно как в классе базового уровня, так в профильного.

А 1. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется

1) ценность 2) адаптация 3) престиж 4)санкция

А 2. В истории есть огромное количество примеров, когда простолюдины становились генералами. В данном случае армия выступает в качестве

1) социальной адаптации 3) социальной детерминанты

2) социального лифта 4) социального контроля

А 3. После окончания университета К. устроился менеджером в небольшую частную фирму. Через некоторое время он перешел работать топ-менеджером в крупнейшую на Юге России холдинговую компанию. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации 4) профессиональной дифференциации

А 4. Отношения между людьми (или группами людей), которые осуществляются в соответствии с законами социальной организации общества, называются

1) социальными отношениями 2) социальными структурами

3) социальной интеграцией 4) социальной дифференциацией

А 5. Распределение общественных групп в иерархически упорядоченной последовательности называется

1) адаптацией 2) стратификацией 3) мобильностью 4) социализацией

А 6. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

А 7. К функциям семьи относится

1) воспитание законопослушного поведения у детей

2) определение размера коммунальных платежей

3) установление стандартов школьного образования

4) определение минимального размера оплаты труда

А 8. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два основных элемента:

1) власть и действия 2) нормы и санкции

3) ожидания и мотивы 4) статусы и роли

А 9. Существуют правила окончания телефонного разговора:

Первым кладет трубку тот, кто позвонил. Мужчина, который позвонил женщине, ждет, когда женщина первой положит трубку.

Если начальник позвонил своему подчиненному, то последний ждет, когда положит трубку начальник. К какому типу социальных норм их можно отнести?

1) нормы этикета 2) обычаи 3) нормы права 4) традиции

А 10. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

1) социальной мобильностью 3) социальным неравенством

2) социальным статусом 4) социальными отношениями

А 11. Какое суждение является верным?

А. Р. и П. вступили в брак, образовали семью, стали жить отдельно от родителей — это пример горизонтальной мобильности.

Б. Примером горизонтальной социальной мобильности является получение рабочим руководящей должности на предприятии в связи с окончанием вуза.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А 12. Какое суждение является верным?

А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы, называется девиантным.

Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Быть самым лучшим

Материальная самостоятельность, независимость

1) молодые люди во всех возрастных группах главным критерием успеха выделяли экономическую, самостоятельность, независимость от других

2) молодежь в возрасте до 25 лет важнейшим в жизни считает создание крепкой семьи

3) быть самым лучшим — критерий, характерный для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Это связано со свойственным для них подростковым максимализмом

4) количество людей, считающих, что важнейшим в жизни является карьерный рост, с возрастом уменьшается

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

А. Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя тенденциями — межнациональной интеграции и национальной дифференциации. Б. На наш взгляд, они действуют постоянно, но не бесконфликтно. В. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Г. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Д. Причины обострения конфликтов носят политический, экономический, демографический характер.

Определите, какие положения носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его характер.

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) статус 2) группа 3) критерий

4) расслоение 5) профессия 6) престиж

7) авторитет 8) стратификация 9) мобильность

Часть 3 (задания уровня С)

А 1. Профессия программиста сегодня является особенно востребованной. Степень ее престижности определяется

1) высшими учебными заведениями 2) администрацией предприятия

3) обществом 4) законами

1) армия 2) церковь 3) школа 4) брак

А 3. Примером горизонтальной социальной мобильности является

1) получение очередного офицерского звания

2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3) выход на пенсию

4) переезд в другой город

А 4. Столкновение противоположных целей, мнений и взглядов субъектов взаимодействия — это

1) социальный контроль 3) социальная интеграция

2) социальная адаптация 4) социальный конфликт

А 5. Укажите признак, характерный для всех видов социальных норм.

1) закрепление в соответствующих нормативных актах, законах

2) передача из поколения в поколение в виде неписанных норм и правил

3) выполнение роли регулятора поведения людей

4) обеспеченность силой государственного принуждения

А 6. Какой признак необходимо указать для того, чтобы подтвердить, что семья Васильевых является расширенной?

2) Васильевы Н. и М. имеют двух несовершеннолетних детей

3) Семья Васильевых состоит из супругов Васильевых, их детей, а также родителей супруги Н.

4) Васильевы имеют собственный бизнес

А 7. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, — это.

1) род 2) семья 3) сословие 4) элита

А 8. Деятельность общества по предписанию и поощрению должного поведения его членов и применению санкций к нарушителям принятых норм называется

1) социальным контролем

2) социальной дифференциацией

3) социальной стратификацией

4) социальным прогрессом

1) обычай 2) норма права 3) традиция 4) этикет

А 10. Тенденциями развития наций и межнациональных отношений являются

1) централизация и децентрализация 2) бюрократизация и демократизация

3) интеграция и дифференциация 4) коллективизация и индивидуализация

А 11. Какое суждение является верным?

А. Кардинальная смена или потеря профессии человеком всегда влечёт за собой изменения в его социальном статусе.

Б. В результате изменения социального статуса меняются социальные роли человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А 12. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение может быть полезно для общества.

Б. Проявлением позитивного отклоняющегося поведения в обществе является научно-изобретательская деятельность.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Редко или никогда

1) чем старше люди, тем они меньше доверяют другим

2) большинство людей не доверяют друг другу

3) самыми недоверчивыми являются люди, чье поколение окончило школу в конце 70 — первой половине 80-х годов двадцатого века

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его характер.

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

Обострение национальных отношений выливается в ***(А). Это такая форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по ***(Б) признаку. Наиболее распространенными их причинами являются нарушение ***(В) представителей той или иной нации, нарушение справедливости и ***(Г) в межнациональных отношениях. Межнациональные конфликты могут быть урегулированы только средствами ***(Д) — системой мер, осуществляемой государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. Ее стратегия в РФ разработана и обоснована в Концепции национальной политики и Государственной программе национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. Стратегической целью является укрепление единства и сплоченности всех народов па основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение ***(Е) и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности ~~ россияне.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

1) унитарное государство 2) межнациональные конфликты .

3) права человека 4) национальная политика

5) этнический 6) федеративные отношения

7) государство 8) административно-командные методы

Часть 3 (задания уровня С)

Дополнительное задание для профильного уровня:

3. Текст . Современные миграционные процессы в России

Парадоксальность качественной стороны иммиграционно-эмиграционного баланса определяется тем, что, отдавая ряду стран свои наиболее высококвалифицированные кадры, Россия приобретает весьма низкоквалифицированные кадры из части избыточного трудового потенциала сопредельных и даже отдаленных стран. Точного определения количества иммигрантов в Россию нет, по мнению многих специалистов, нелегальных иммигрантов не менее 1 млн человек. В ряде регионов страны нелегальная иммиграция самым существенным образом оказывает влияние на социально-экономическое, а нередко даже и на государственно-политическое положение. Например, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (главным образом из Китая) сосредотачиваются на Дальнем Востоке. С учетом нарастающего оттока русскоязычного населения из регионов Дальнего Востока увеличение доли китайцев среди общего числа населения создает не только этнические и культурные проблемы, но и далеко идущие экономические, военно-стратегические и политические сложности.

Нелегальные иммигранты занимают самые непрестижные для местного населения рабочие места. Значительная их часть согласна работать не по специальности и без оформления своих трудовых отношений с работодателем. Такая ситуация создает особые социальные и экономические последствия. Работодатели в меньшей степени становятся заинтересованными в улучшении условий труда и внедрении новой, более совершенной техники; создаются благоприятные условия для развития теневой экономики; растет уровень травматизма и заболеваемости среди мигрантов.

Россия не способна сегодня избежать как легальной, так нелегальной иммиграции. Ее неизбежность предопределена демографической ситуацией в стране. Ради сохранения территории государству придется широко открыть двери для иммигрантов. Сдерживать нелегальную миграцию уже сегодня крайне сложно, придется ответить расширением легальных возможностей для иммиграции. Необходимо, не откладывая, разработать новое миграционное законодательство, учитывающее сегодняшние и завтрашние интересы России. Но одного только изменения законов недостаточно. Остро необходимы иные установки в отношении нации и гражданства, необходимо контролировать структуру иммиграции. Вместе с тем новые управленческие схемы и стремления должны быть направлены на оптимизацию демографической ситуации народа России, необходимо не завтра, а уже сегодня в реальности заботиться о его благосостоянии и здоровье.

СЗ. Какова качественная характеристика нелегальной иммиграции? Какие социальные и экономические проблемы возни кают в связи с ней? (Назовите не менее трех.)

С4. Какие меры предлагает автор для упорядочивания миграционных процессов в России?

3.Предписанные статусы:
а) татарин+
б) священник
в) принц+
г) мужчина+

4.Какую роль выполняют родители, контролирующие выполнение детьми домашнего задания?
а) социальное предписание
б) социальное обязательство
в) социальную роль+
г) социальный заказ

5.Подростку и взрослому присуща следующая социальная роль:
а) пользователь мобильной связи+
б) избиратель
в) работник завода
г) ученик школы

6.Прочитайте утверждения и выберите вариант ответа:
А. При рождении человек приобретает все свои социальные роли
Б. Общество предъявляет человеку ролевые требования?
1) верно только А
2) верно только Б+
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7.Напишите понятие, которому соответствует данное определение:
Оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых человеком.
Запишите ответ:____________
Ответ: Престиж

8.Восстановите соответствие между правым и левым столбиками:
А) младший брат
Б) директор завода
В) дедушка
Г) космонавт
Д) ученик старших классов
Е) свекровь
Ж) китаец

1) достигаемые статусы
2)предписанные статусы
Ответ: 1 БГД, 2 АВЕЖ

10.Не будет предписанным статусом:
а) пол
б) расовая принадлежность
в) образование+
г) возраст

11.Не будет достигаемым статусом:
а) работа
б) образование
в) возраст+
г) хобби

12.Какое название носит признание группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов?
а) статусом
б) авторитетом+
в) престижем
г) достижением

13.Какое название имеет процесс, когда усваивается индивидом образцы поведения, социальные нормы и духовны ценности?
а) модификация
б) социализация+
в) нострификация
г) адаптация

14.Какое название имеет процесс, когда происходит приспособление человека к меняющейся социальной среде при помощи различных социальных средств?
а) модификация
б) социализация
в) нострификация
г) адаптация+

15.Название пассивного восприятия целей и ценностей группы, окружения?
а) конформизм+
б) популизм
в) экстравагантное поведение
г) эмансипация

16.Изменяя социальный статус человек, показывает пример:
а) социальной адаптации
б) социальной стратификации
в) социализации
г) социальной мобильности+

17.Основные социальные роли человека:
а) работник+
б) друг
в) семьянин+
г) гражданин+
д) шахматист-любитель

19.Выполните соотношение понятия и определения. Комбинацию запишите в ответ:
социальная роль
гендерная роль
социальный статус
социальные санкции
1) меры воздействия общества на поведение человека или группы людей
2) ожидаемое поведение индивида, имеющего определённый статус в данном обществе
3) положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией и т.п.
4) поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола
Ответ: 2431

20.Каким является деление профессий на мужские и женские?
а) деление на поколения
б) деление на гендерные роли +
в) деление на возрастные роли
г) деление на социальные нормы

21.Определите, какие из представленных утверждений верные:
а) каждый человек играет множество социальных ролей;
б) поведение каждого человека зависит от социальной роли?

1. верно только а
2. верно только б
3. верны оба суждения +
4. оба суждения неверны

22.Определите, какие из представленных утверждений верные:
а) в современном обществе ослабли конфликты между поколениями;
б) каждое следующее поколение заново открывает для себя большинство правил и законов развития общества?

1. верно только а
2. верно только б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны+

23.Выполнение соотнесение:
1. предписанные статусы
2. достигаемые статусы
А. студент вуза
Б. директор предприятия
В. старшая сестра
Г. ученик старших классов
Ответ: 1 – А Б; 2 – В Г

24.Какое название несут меры поощрения и наказания, поддерживающие поведение, которые предписываются социальной ролью:
а) санкции+
б) правила
в) мораль
г) законы

25.Какой этап включает себя период экспериментов, поисков себя, своего места в жизни?
а) детство
б) подростковый возраст
в) юность +
г) взрослый возраст

26.Определите какие из представленных утверждений верные:
а) конфликт поколений вызван общими интересами отцов и детей;
б) разрыв между поколениями вызван возросшей социальной мобильностью всех видов?

1. верно только а
2. верно только б +
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны

27.Определите какие из представленных утверждений верные:
а) основным местом проявления тендерных ролей является дом;
б) гендерные роли проявляются в выборе профессии?

1. верно только а
2. верно только б
3. верны оба суждения +
4. оба суждения неверны

28.Выберите причины, которые приводят к выделению молодежи в отдельную социальную группу:
а) усложнение производства+
б) нежелание молодежи работать
в) желание молодежи продлить период детства
г) отделение производства от семьи+
д) необходимость более длительного обучения+
е) создание молодежной культуры

29.Чем является процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств?
а) нострификацией
б) социализацией
в) модификацией
г) адаптацией+

30.Какой из перечисленных статусов не является достигаемым?
а) возраст+
б) образование
в) хобби
г) работа

31.Чем является пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения?
а) конформизмом+
б) экстравагантным поведением
в) эмансипацией
г) популизмом

32.Соотнесите социальный статус и социальную позицию:
1) предписанный статус
2) достигаемый статус
национальность
пол
материальное положение
образование
Ответ:1122

33.Что не будет предписанным статусом?
а) возраст
б) образование+
в) пол
г) расовая принадлежность

34.Основные социальные роли человека:
а) работник +
б) гражданин+
в) друг
г) шахматист-любитель
д) семьянин+

36.Детерминированность личности
а) биологическая
б) социальная;+
в) психическая

37.Как идет приобретение достигаемого социального статуса:
а) в результате свободного выбора, личных усилий;
б) сложившихся социальных условий;+
в) имеющихся социальных связей.

38.Кто ввел понятия “статусный набор”, “ролевой набор”?
а) Ч.Кули;
б) Р.Мертон
в) Дж.Мид.+

39.Что относится к агентам вторичной социализации?
а) близких родственников;
б) сверстников;+
в) должностных лиц вуза, предприятия.

40.Что такое десоциализация?
а) переосмысление ценностных ориентаций;
б) утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей;+
в) переобучение, возврат к нормальному образу жизни.

41.Кто является автором концепции “Зеркального Я”:
а) З.Фрейд;+
б) Ч.Кули;
в) Р.Мертон.

42.Ролевой конфликт:
а) конфликт между профессиональной и семейной ролью;+
б) конфликт между начальником и подчиненным;
в) конфликт интересов.

43.Чем можно характеризовать конформизм?
а) приверженностью личности к организованности и дисциплине;
б) стремлением к удобству, жизненному комфорту;
в) отсутствием собственной позиции, беспрекословным подчинением определенным образцам, авторитетам.+

44.С чем связывают низкую статусную самооценку?
а) с конформизмом, слабой сопротивляемостью внешнему влиянию;+
б) со скромностью как проявлением индивидуальности;
в) с неуверенностью в отношении позитивности оценок себя окружающими.

45.В каком пункте из списка проявляет себя автономия личности?
а) в отказе от включения в социальные взаимодействия;
б) в осмыслении и сознательном выборе ею предложений (ценностей, требований, условий) общества;+
в) в стихийности проявлений индивидуальности.

46.Как можно определить социальную роль?
а) значение деятельности личности для определенного социума;
б) динамическая характеристика статуса (определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом);+
в) социальная функция и закрепленные за нею полномочия.

47.Завершение определенного этапа социализации:
а) принятие социальной роли, овладение определенной ролью;+
б) достижение определенного возраста;
в) изменение места в социальной иерархии.

48.Какой поведенческой характеристикой будет являться социальная роль?
а) всеохватывающей;
б) незначительной, второстепенной;
в) достаточно полной.+

49.Что свойственно процессу социализации ?
а) охватывает детские и юношеские годы;
б) осуществляется во время учебы и в период вступления в трудовую жизнь;
в) длится всю жизнь.+

50.Что такое ретритизм, по Р.Мертону?
а) бегство от действительности, отказ от социально одобряемых целей и норм поведения;+
б) отказ от целей жизненного успеха, а поведение в рамках дозволенных норм;
в) отказ от общепринятых целей и средств для их достижения (на основе дозволенных норм), но предложение при этом новых.

51.Что такое модальный тип личности?
а) преобладающий в данном обществе;+
б) максимально отвечающий потребностям современного общества;
в) не привязанный к конкретным условиям тип.

52.Не является предписанным статусом:
а) социолог
б) мужчина
в) 55 лет+
г) русский

53.Приобретение какого статуса иллюстрирует данный пример?
Гражданин А. спас ребенка и получил звание Герой России.
а) предписанный
б) личный
в) достигаемый+
г) прирождённый

54.Примером чего служат определенные представления людей о том, что кинозвезда должна прекрасно выглядеть, носить дорогую одежду?
а) примером социальной ратификации
б) примером социальной роли+
в) примером социальной мобильности
г) примером социального происхождения

55.Прочитайте суждения и определите верный ответ:
А. Социальный статус определяет социальные роли человека.
Б. Социальная роль для каждого статуса одна.
а) верно только А+
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения не верны

56.Выполните соотнесение видов социальных статусов и их характеристик:
личный
достигаемый
социальный
предписанный
а) характеризует положение, которое человек занимает в обществе как представитель большой социальной группы
б) статус, приобретаемый человеком в результате его свободного выбора, личных усилий
в) положение человека в малой группе
г) статус, не зависящий от личных усилий человека
Ответ:3214

57.Личность – это…
а) конкретный человек, взятый в системе его устойчивых психологических характеристик.+
б) человек, имеющий возможность контактировать с другими
в) человек, концентрирующийся исключительно на собственных убеждениях
г) человек, имеющий свою точку зрения.

58.Самым важным свойством личности будет:
а) темперамент
б) мотивация
в) характер
г) направленность+

59.Что такое индивидуальность?
а) психологическое свойство личности+
б) моральных свойств личности
в) религиозных свойств личности
г) эстетических свойств личности

60.Что такое мотивация?
а) система операций, основывающихся на данных
б) система мотивов для каждого неповторима+
в) выражение личности как отдельного существа
г) совокупность мыслей

Тест по обществознанию Социальные статусы и роли для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Социальная сфера. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 2 задания.

1. Положение человека в обществе, занимаемое им в соответ­ствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т.п. и предполагающее опреде­ленные права и обязанности, называется

1) социальным статусом
2) национальным статусом
3) личной независимостью
4) правовым статусом

2. Предписанным статусом не является

1) пол
2) расовая принадлежность
3) образование
4) возраст

3. Достигаемым статусом не является

1) работа
2) образование
3) возраст
4) хобби

4. Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми, называется

1) статусом
2) признанием
3) престижем
4) достижением

5. Признание группой людей или обществом личных и дело­вых качеств какого-либо из их членов называется

1) статусом
2) авторитетом
3) престижем
4) достижением

6. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется

1) модификацией
2) социализацией
3) нострификацией
4) адаптацией

7. Процесс приспособления человека к меняющейся соци­альной среде с помощью различных социальных средств называется

1) модификацией
2) социализацией
3) нострификацией
4) адаптацией

8. Пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения называется

1) конформизмом
2) популизмом
3) экстравагантным поведением
4) эмансипацией

9. Набор функций, более или менее чётко определённый шаблон поведения, которое ожидается от человека, зани­мающего определённый статус в обществе, называется

1) социализацией
2) адаптацией
3) социальной ролью
4) социальным статусом

10. Перемещение в обществе, изменение социального статуса

1) социальная адаптация
2) социальная стратификация
3) социализация
4) социальная мобильность

1. Найдите в приведённом списке основные социальные роли человека.

1) работник
2) друг
3) семьянин
4) гражданин
5) шахматист-любитель

3. Установите соответствие между социальной позицией и социальным статусом человека: к каждому элементу, данно­му в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) образование
Б) национальность
В) материальное положение
Г) пол

1) предписанный статус
2) достигаемый статус

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) функция
Б) статус
В) рождение
Г) иерархия
Д) гражданин
Е) стратификация
Ж) социализация

2. Приведите не менее четырёх примеров влияния кастовой системы на сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

а ) случайная ; б ) систематическая ; в ) преднамеренная ; г ) непреднамеренная .

23. При опросе респондентка указ ал а , что ей 45 лет . В действительности ей исполнилось 46 лет .

а ) случайная ; б ) систематическая ; в ) преднамеренная ; г ) непреднамеренная .

а ) разбивка совокупности на гру ппы и подгру ппы по наиболее характерному признаку ; б ) это

упорядочивание , классификация и систематизация данных .

25. Многоступенчатое разбиение совокупности по атрибутивному признаку с четко определенными

требованиями и условиями отнесения элементов к той или иной группе называют :

а ) разбивка совокупности на гру ппы и подгру ппы по наиболее характерному признаку ; б ) это

упорядочивание , классификация и систематизация данных .

27. Распределение однородной совокупности по значениям варьирующего признака осуществляется с

1) типологической ; 2) структу рной ; 3) аналитической ; 4) атрибутивной .

28. Распределение неоднородной совокупности на качественно однородные группы осуществляется с

1) типологической ; 2) структу рной ; 3) аналитической ; 4) атрибутивной .

29. Выявить взаимосвязь между признаками можно с помощью группировки :

1) типологической ; 2) структу рной ; 3) аналитической ; 4) атрибутивной .

Читайте также: