Сущность отражения и развитие ее форм как генетическая предпосылка сознания кратко

Обновлено: 05.07.2024

В современной литературе стало хрестоматийным указание на такое существенное отличительное свойство человека, как его способность мыслить. Мышление определяется как высший этаж сознания, как способность сознания проникать в сущность предметов и явлений через абстрагирование и обобщение. И, кажется, с тем, что такой способностью обладает во всем известном нам материальном мире только человек, трудно спорить.

Но спорить необходимо, если мы хотим глубже понять проблему сознания. Обратимся к голландскому мыслителю 17 века Б. Спинозе. Он утверждает, что мышление – это атрибут (т. е. необходимое, существенное, неотъемлемое свойство) всей материи. Как это понимать? Может быть, в том прямом смысле, что вся природа мыслит, так же, как, по мнению древних философов - гилозоистов, вся праматерия одушевлена, а по мнению гилоноистов – вся она наделена сознанием?

Однако эти простые виды отражения, усложняясь вместе с развитием, усложнением форм организации материи, делают в конце концов возможным резкий качественный скачок – появление (вместе с появлением жизни) биологической формы отражения, где оно приобретает совершенно новые свойства, такие как информационность, активность, избирательность и опережающий характер. При этом важно отметить, что все эти свойства не просто связаны между собой, но, взаимодействуя, влияют друг на друга.

Отражение есть способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые особенности последних в своей собственной природе. Отражение – это момент, сторона взаимодействия.

Принято различать отражение в неживой и живой природе, а также в человеческом обществе. Простейшим примером отражения в неживой природе является отпечаток следов на снегу или на песке. Песок воспроизводит в своей природе геометрические особенности того предмета, который оставил в нем отпечаток. Это пассивная форма отражения.

Исторически первой формой биологического отражения в живой природе, т.е. активной формой, является раздражимость. Раздражимость – это способность всего живого избирательно реагировать на внешние воздействия. Свойство раздражимости имеет для организмов приспособительный характер.Так, растения отражают необходимые условия их существования и развития (поворот подсолнуха для лучшего взаимодействия с солнечными лучами, закрывание цветка с заходом солнца и т.д). Раздражимость – это допсихическая форма отражения.

Психическая форма отражения возникает на основе образования у организмов нервной системы. Основными формами психического отражения, присущие высокоорганизованным животным, являются: а)ощущения, б)восприятия, в)представления.

Вместе с эволюцией форм отражения возрастает и степень его адекватности. Оно дает организму более полную информацию об окружающей среде. Высокий уровень развития психики и высокая степень адекватности отражения создают биологические предпосылки для возникновения человеческого сознания, которое является высшей формой отражения действительности.

С социальных позиций это сделали Маркс и Энгельс, которые отмечали, что формирование сознания, в первую очередь, связано с возникновением в ходе трудовой деятельности специфически человеческого отношения к внешнему миру, которое опосредствуется новыми мотивами, стимулами к деятельности.

Общественной истории человека и его сознания предшествовала естественная предыстория: эволюция анатомо-физиологического строения, зачатки трудовой деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, эволюция звуковых и двигательных средств сигнализации.

Сознание возникает при переходе от биологической формы отражения к социальной под воздействием прежде всего трудовой деятельности. Собственно трудовая деятельность человека и возникновение у него сознания начинается с процесса изготовления орудий труда. Трудовая деятельность способствовала становлению и логических форм мышления: анализ и синтез, обобщение, умозаключение и т.д.

Совместная трудовая деятельность первобытных людей не могла успешно развиваться без ее координации и обмена информацией. Возникая как средство коммуникации, человеческий язык одновременно начинает выполнять и функции материальной оболочки зарождающегося мышления, Развитие речи способствует развитию абстрактного мышления и совершенствованию трудовой деятельности.

Сознание по самой своей природе имеет социальный характер. Будучи высшей формой отражения, оно не могло появиться вне общества и независимо от него. Оно является общественным и по источнику своего происхождения, и по содержанию, и по своим функциям. Носитель сознания – человек как общественное существо. Человек не рождается сознательным, он обретает сознание, включаясь в человеческую культуру, в систему социальных отношений.

Непосредственными носителями сознания являются отдельные люди, а не общество вообще. Но мысль, порожденная сознанием отдельного человека и зафиксированная в языке, перестает принадлежать только отдельному индивиду. Она становится достоянием общества. Ее носителем становится общественный субъект. Именно социальная фиксация, хранение и трансформация продуктов деятельности сознания отдельных индивидов и определяет способность человеческого сознания к саморазвитию.

В истории формирования сознания выделяют следующие этапы: 1) элементарный интеллект непосредственного предка человека (предчеловека), 2)стадное сознание древнейшего человека (период дородового общества), 3)подлинно человеческое сознание и самосознание разумного общественного человека.

Отражение - всеобщие свойствол материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие.

Основные сбойства отражения:

а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка

б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов.

а) отражение активно; б)оно всегда целенаправленно; в)оно может носить опережающий характер; г)оно несет функциональный характер.

Общие свойства отражения

а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б)упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями.

Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением жизни. Т. к. перевод системы из состояния менее удовлетворяющему некоторым требованиям, в состояние более удовлетворяющее ему называется управлением, то любой живой организм самоуправляющаяся система. В результате длительного отбора способность организмов реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок и возникла нервная система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности, сохраняемые в памяти. В результате этого поведение животного все более определяется внутренними программами. С усложнением телесной организации растет удельный вес форм поведения вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. У человека происходит качественный скачок и возникает сознание.

Стpyктypa cознaния.

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т. е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и. т. д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет. Именно благодаря сосредоточености внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает всебя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и. т. д. ). Чувства, эмоции суть компоненты сознания

Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множестжва составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структурированное целое.

Оcновные пpинципы и кaтегоpии гноcеологии.

Теория познания или гносеология - раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познавания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Современная т. п. строится на теории отражения. В философии сущ. 3 основных точки зрения на познаваемость мира: оптимизм, агностицизм и скептицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики не отрицают познаваемость мира, но выражают сомнения в познаваемости мира.

Мир существует для нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Подлинный субъект познания никогда не бывает подлинно гносеологическим: это живая личность с ее страстями, интересами, желаниями, чертами характера, темперамента и т. д. Фрагмент бытия оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания. В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет же - это конкретные аспекты, на которое направлено острие ищущей мысли.

Движущей силой познания является практика. Практика - это материальная, предметно-чувственная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силу развития человеческого общества и познания. По отношению к практике она играет троякую роль. Во-первых является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. В-третьих она служит мерилом, критeрием истинности результатов.

Начальной формой отражения, характерной для живой природы, является раздражимость. Раздражимость есть способность живого организма на простейшую реакцию в ответ на определенный раздражитель внешней среды. Реакция организма происходит за счет энергии самого организма, а внешнее воздействие - спусковой механизм, который вызывает внутреннюю работу живого организма.

Более сложной формой отражения является чувствительность, способность живого к ощущению. Оно является присущим лишь для животного мира, в то время как чувствительность присуща и растительному миру. Чувствительность - это способность организма реагировать и на непосредственное воздействие жизненно важных объектов, а так же и на воздействие биологически нейтральных для организма факторов внешней среды.

Внешняя среда, воздействуя на живой организм, вызывает в нем определенное внутреннее состояние - ощущение. Оно мобилизует организм для соответствующего ответа. Тенденция развития форм отражения в живой природе заключается в увеличении роли этого внутреннего состояния для обеспечения жизнедеятельности организма.

На определенном этапе развития живого формируется материальная структура, которая "отвечает" за процесс отражения нервная ткань. Отражение на основе нервной системы обеспечивает получение и целенаправленное использование информации организмом для поведенческих актов. У животных развивается приспособительная деятельность, которая представляет собой качественно более высокий уровень взаимодействия организма как целого со средой. Наличие нервной системы позволяет организму активно строить свое поведение, реализовать свои жизненные потребности. Отражение у живых существ - это активная внутренняя работа по созданию схемы поведения.

Эта взаимосвязь внешнего воздействия и внутренней активности получает развитие на стадии психического отражения. Психика в виде ощущений и восприятий получает информацию о свойствах и отношениях внешних вещей, об их значении для организации. Процесс развития психики обусловил новые формы поведения у живых существ, обладающих достаточно сложной нервной системой, - инстинкт, навык, подражание, обучение и т.п. Инстинкт, например, - это целесообразная и целенаправленная приспособительная деятельность, основанная на непосредственном отражении реальности, обусловленная врожденными механизмами и совершаемая под влиянием биологических потребностей. На стадии психического отражения формируется психический образ, который является отражением действительности, он есть результат взаимодействия его носителя с внешним миром. Образ не является следствием пассивной фиксации в психике животного внешнего мира, он строится живым существом в процессе активного взаимодействия с внешним миром и по своему содержанию является отражением свойств, связей и отношений реальной действительности, которая осваивается субъектом психического отражения. Образ выступает как схема, программа деятельности живого организма, это свойство образа есть его идеальность. Идеальность - одно из свойств образа, характеризующее содержание образа, то есть отражения действительности, которое осуществлено в образе. Идеальное существование образа представляет собой определенную субъективную реальность, реальность отражения живым существом действительности.

Структура сознания

Общее понятие "сознание" не однозначно, оно употребляется в широком спектре смыслов. В широком смысле слова под сознанием понимается психическое отражение действительности. В этом смысле сознанием обладают и животные.

В узком смысле под сознанием понимается не всякое психическое отражение, а лишь та его форма, которая характерна для человеческой формы психического.

Сознание человека представляет целостную систему различных и взаимосвязанных между собою элементов. Среди них выделяются: осознание вещей, переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Осознание в свою очередь может быть различной степени ясностью понимания. Ядро сознания составляют ощущения, восприятия, представления, мышления.

В сознании выделяются рациональный и чувственный уровни. Воздействующие на органы чувств предметы действительности вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные состояния. Сфера эмоциональной жизни имеет широкую палитру: это и чувства, и настроения, и аффекты. Подлинное познание человека содержит как образное отражение, так и чувства.

Важной формой сознания является самосознание. Человек осознает себя как активного субъекта в отношении к миру. Выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей образуют разные формы самосознания. Самосознание человека исторично, развивается на различных этапах его жизни. Первоначальной формой самосознания является самочувствие, осознание своего тела, его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Как писал Осип Мандельштам:

Дано мне тело. Что мне делать с ним,

С таким единственным, таким моим?

Следующий уровень самосознания связан с осознанием человека себя в качестве принадлежащего к тому или иному сообществу, той или иной культуре.

Более высокая форма самосознания - возникновение сознания "я" как совершенно особого образования, которое и похоже на "я" других людей и в то же время уникально.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы - как история планет -

У каждой всё особое своё

И нет планет похожих на неё.

Евгений Евтушенко

Осознание своей неповторимости тесно связано с пониманием себя свободной личностью, способной совершать свободные поступки и нести за них ответственность. Элементом самосознания является и самооценка, с которой связано возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. Яркой формой самосознания предстает рефлексия. Под рефлексией понимается принцип человеческого сознания, ориентирующий человека на осмысление собственных духовных процессов, анализ духовного и душевного состояния, раздумья над приемами своей мысли, их социальной значимости. Рефлексия всегда - не просто осознание того, что есть в человеке, но и одновременно и переделка самого человека, стремление выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания.

Что же такое отражение?

Отражение есть способность одних тел в результате их взаимодействия с другими темами воспроизводить некоторые особенности последних в своей собственной природе. Отражение – это момент, сторона взаимодействия.

Принято различать отражение в неживой и живой природе, а также в человеческом обществе. Простейшим примером отражения является отпечаток следов на снегу или на песке. Песок воспроизводит в своей природе геометрические особенности того предмета, который оставил в нем отпечаток.

Исторически первой формой биологического отражения в живой природе является раздражимость. Раздражимость – это способность всего живого избирательно реагировать на внешние воздействия. Свойство раздражительности имеет для организмов приспособительный характер. К формам раздражительности в живой природе относятся: такситы, тропизмы и настии. Раздражимость – это допсихическая форма отражения. Психическая форма отражения возникает на основе образования у организмов нервной системы. Основными формами психического отражения являются: ощущения, восприятия и представления.

Вместе с эволюцией форм отражения возрастает и степень его адекватности. Оно дает организму более полную информацию об окружающей среде. Высокий уровень развития психики и высокая степень адекватности отражения создают биологические предпосылки для возникновения человеческого сознания.

Общественной истории человека и его сознания предшествовала естественная предыстория: 1) эволюция анатомо-физиологического строения, 2) зачатки трудовой деятельности у человекообразных обезьян, 3) развитие стадных отношений высших животных, 4) эволюция звуковых и двигательных средств сигнализации. В своей теории антропогенеза Энгельс выделил следующие предпосылки: 1) биологические, 2) труд, речь, язык.

Сознание возникает при переходе от биологической формы движения к социальной под воздействием прежде всего трудовой деятельности. Собственно трудовая деятельность человека и возникновение у него сознания начинается с процесса изготовления орудий труда. Трудовая деятельность способствовала становлению и логических форм мышления: анализ и синтез, обобщение, умозаключение и т.д. Совместная трудовая деятельность первобытных людей не могла успешно развиваться без ее координации и обмена информацией. Возникая как средство коммуникации, человеческий язык одновременно начинает выполнять и функции материальной оболочки зарождающегося мышления, Развитие речи способствует развитию абстрактного мышления и совершенствованию трудовой деятельности.

Сознание по самой своей природе имеет социальный характер. Будучи высшей формой отражения, оно не могло появиться вне общества и независимо от него. Оно является общественным и по источнику своего происхождения, и по содержанию, и по своим функциям. Носитель сознания – человек как общественное существо. Человек не рождается сознательным, он обретает сознание, включаясь в человеческую культуру, в систему социальных отношений.

Непосредственными носителями сознания являются отдельные люди, а не общество вообще. Но мысль, порожденная сознанием отдельного человека и зафиксированная в языке, перестает принадлежать только отдельному индивиду. Она становится достоянием общества. Ее носителем становится общественный субъект. Именно социальная фиксация, хранение и трансформация продуктов деятельности сознания отдельных индивидов и определяет способность человеческого сознания к саморазвитию.

В марксистской литературе в истории формирования сознания выделяют следующие этапы: 1) элементарный интеллект непосредственного предка человека (предчеловека), 2) стадное сознание древнейшего человека (период дородового общества), 3) подлинно человеческое сознание и самосознание разумного общественного человека.

Читайте также: