Презентация на тему как писать изложение

Обновлено: 03.07.2024

Презентация на тему: " Как написать сжатое изложение. Изложение Подробное изложение Сжатое изложение." — Транскрипт:

1 Как написать сжатое изложение

2 Изложение Подробное изложение Сжатое изложение

3 Ц Е Л Ь Подробное изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля

4 Сжатое изложение Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова. Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста.

5 Кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основная мысль автора, логическая последовательность событий, характер действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения. Задача сжатого изложения

6 Требования к сжатому изложению сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

7 Чтобы написать сжатое изложение, вам понадобятся следующие коммуникативно-речевые умения: умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); умение сокращать текст разными способами; умение правильно и логично излагать свои мысли; умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

8 Способы сжатия текста: исключение подробностей, деталей; обобщение конкретных, единичных явлений; сочетание исключения и обобщения

9 Исключение подробностей, деталей

10 При исключении необходимо: Выделить главное (существенное) и детали (подробности); Объединить существенное; Составить новый текст.

13 Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой)

14 Исключение синонимов в ряду однородных членов Запомни: При таком исключении сохраняется тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте. Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

15 Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения

17 При обобщении необходимо: Вычленить единичные факты; Подобрать языковые средства их обобщённой передачи; Составить новый текст.

18 протекала в творческой атмосфере. Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере. Пример 1 Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. Обобщение содержания фрагмента текста

19 Пример 2 Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. Замена однородных членов их обобщенным наименованием не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

20 Пример 3 Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Замена простых предложений сложным Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

21 Сочетание исключения и обобщения

22 В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего: ни дома, ни постоянной работы, ни привязанности к одному месту. Но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

23 Запомни! Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от особенностей текста.

25 От теории к практике

26 Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно просчитать, чтобы этого достичь. А вот мечта - это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верит в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо. И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предполагая нам обходительные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается. Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и ограничиваемся, что не можем сделать этого сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или заниматься изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше. (232 слова)

27 Работаем вместе 1 абзац. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты. Комментарий: помните, что в первом предложении текста или абзаца чаще всего бывает сформулирована тема текста, поэтому применяем исключение отдельных членов предложения так, чтобы не исказить тему.

28 Формулируем микротему: Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. Подчеркнём ключевые слова : (Может показаться) парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты. Опираясь на ключевые слова, запишем предложение. Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

29 2 абзац. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно просчитать, чтобы этого достичь. Комментарий: в данном абзаце говорится о том, что цель конкретна, измеряема, достижима. Подчеркнём ключевые слова: Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. (Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла). + В любом случае можно просчитать, чтобы этого достичь.

30 Наиболее важным из трёх предложений является первое. Во втором приведён пример, поэтому можно использовать приём исключения предложения, так как эта информация второстепенна. Третье предложение поясняет первое, поэтому можно использовать приём слияния. Образуем сложноподчиненное предложение: Цель всегда конкретна, достижима и измеряема, потому что можно заранее продумать, как её достичь. Или Цель всегда конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать действия, чтобы ее достичь. Или Цель всегда конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать, что нужно сделать, чтобы ее достичь.

31 3 абзац. А вот мечта - это совсем другое дело. Это что- то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верит в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

32 Комментарий: В данном абзаце говорится о том, что мечта - это что-то волшебное, связанное с добрым и прекрасным. В мечту люди верят, потому что надеются на лучшее. Выделим ключевые слова: А вот мечта - это совсем другое дело.+ Это что-то волшебное. +Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом.

33 Основным приёмом, который желательно использовать в данном абзаце, будет приём слияния: образуем одно предложение из трёх, т.к. в них говорится об одном и том же предмете речи. Мечта - это что-то волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным. Или Мечта - это что-то волшебное, всегда связанное с нравственным идеалом. Или Мечта - это нечто волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным, то есть нравственным идеалом. В четвёртом предложении передаём содержание, опираясь на ключевые слова: Не способны мечтать те, кто не отличает добро от зла. В пятом предложении исключаем повтор слова, заменяем части сложносочиненного предложения простым, сохраняем придаточное предложение: В мечту люди просто верят, потому что надеются на лучшее. Или А кто верит в мечту, надеется, что всё будет хорошо.

34 Компрессию четвёртого и пятого абзаца сделайте самостоятельно.

35 И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предполагая нам обходительные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается. Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и ограничиваемся, что не можем сделать этого сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или заниматься изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

36 Результат работы Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать, что нужно сделать, чтобы ее достичь. Мечта - это нечто волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным, то есть нравственным идеалом. В мечту (неё) люди просто верят, потому что надеются на лучшее. Мечтая, человек подсознательно создает себе условия для действия, которые приближают его к желаемому. И жизненные препятствия тут не помеха. Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что наша жизнь наполнилась смыслом. Благодаря мечте человек становится серьезнее, лучше, добрее.

37 Результат работы Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать, что нужно сделать, чтобы ее достичь. Мечта - это нечто волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным, то есть нравственным идеалом. В мечту (неё) люди просто верят, потому что надеются на лучшее. Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь содержанием и становится намного лучше и добрее.

38 Практическая работа 1 Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то предпочитает перечитывать любимые с детства жюль- верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. Жители посёлка проводят свой досуг по- разному, в зависимости от вкусов и привычек.

39 Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (В. Распутин) Практическая работа 2 Был август – благодатное время, когда природа Байкала дарит человеку разноцветье трав, ароматы ягод и плодов, чистый воздух с моря и гор. Байкал в это время запасся водой с тающих ледников, набирается сил для осенних штормов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

8 класс Степаненко О.Н., учитель русского языка МОАУ СОШ № 1 г.Свободного Как.

Описание презентации по отдельным слайдам:

8 класс Степаненко О.Н., учитель русского языка МОАУ СОШ № 1 г.Свободного Как.

8 класс Степаненко О.Н., учитель русского языка МОАУ СОШ № 1 г.Свободного Как писать сжатое изложение

Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержимое тек.

Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основная мысль автора, логическая последовательность событий, характер действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.

Требования к сжатому изложению сохранение последовательности в развитии событ.

Требования к сжатому изложению сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Чтобы написать сжатое изложение, вам понадобятся следующие коммуникативно-реч.

Чтобы написать сжатое изложение, вам понадобятся следующие коммуникативно-речевые умения: умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); умение сокращать текст разными способами; умение правильно и логично излагать свои мысли; умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Способы сжатия текста: исключение подробностей, деталей; обобщение конкретных.

Способы сжатия текста: исключение подробностей, деталей; обобщение конкретных, единичных явлений; упрощение

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мы.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые с.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

При упрощении следует заменить сложное предложение простым, объединить нескол.

При упрощении следует заменить сложное предложение простым, объединить несколько предложений, разбить сложное предложение на простые, заменить прямую речь на косвенную.

Вывод: Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зав.

Вывод: Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста. В каждом абзаце следует применить один или несколько способов сжатия текста.

Приемы сжатия текста 1) сокращение (обобщение) отдельных членов предложения.

Приемы сжатия текста 1) сокращение (обобщение) отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения: На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. На лугу росли цветы. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Приемы сжатия текста 2) образование сложного предложения путем слияния двух с.

Приемы сжатия текста 2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи: Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Приемы сжатия текста 3) сокращение сложного предложения за счет менее существ.

Приемы сжатия текста 4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые.

Приемы сжатия текста 4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (В. Распутин) У природы есть любимцы. Их она наделяет особой властью.

Приемы сжатия текста 5) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.

Приемы сжатия текста 6) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями: Был.

Приемы сжатия текста 6) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями: Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (В. Распутин) Был август – благодатное время, когда природа Байкала дарит человеку разноцветье трав, ароматы ягод и плодов, чистый воздух с моря и гор. Байкал в это время запасся водой с тающих ледников, набирается сил для осенних штормов.

Презентация: Как писать изложение

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Как писать изложение

И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение


Слайд 2

Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание так, как это написал автор.


Слайд 3

Когда ты получишь задание написать текст по памяти (изложение), это не значит, что надо слово в слово воспроизвести то, что ты услышишь или прочитаешь. Нужно передать самое основное, яркое, интересное. В тоже время должно быть понятно, почему автор исходного текста обратил на это внимание.


Слайд 4

Когда ты что-либо пишешь, помни: твой текст предназначен для чтения. Ты должен заинтересовать читателя.


Слайд 5

Как писать изложение. 1. Внимательно послушай рассказ, который прочитает тебе учитель. Или прочитай очень внимательно текст, предложенный для изложения. 2. После этого будь готов ответить на вопросы по тексту. 3. Определи тип текста (описание, повествование, рассуждение) 4. Напиши варианты заглавия. 5. Составь план. 6. Расскажи по плану сам. Послушай одноклассников. 7. Напиши изложение. 8. Проверь, ясно ли передал мысль, нет ли неоправданных повторов одного и того же слова, все ли слова употреблены удачно. 9. Не забудь про грамотность. 10. Проверь знаки препинания.


Слайд 6

Основные ошибки в содержании и построении творческих работ. Пропуск главных частей и важных факторов. Неточная передача фактов и событий. Возвращение без надобности к одному и тому же событию. Нарушение логической последовательности. Отсутствие связи между фактами и событиями.


Слайд 7

Речевые ошибки. Неправильное определение границ предложения в тексте. Нарушение порядка слов в предложении. Повторение одного и того же слова, не вызванное необходимостью. Неправильное согласование и управление слов. Неправильное или неточное употребление слова, а также неоправданное повторение слов и необоснованное употребление в одном предложении двух синонимов.


Слайд 8

Текст – повествование. Последовательно сменяющие друг друга события.


Слайд 9

Текст – описание. Рассказ об одновременных признаках людей, животных, растений, предметов. (Что вижу, о том рассказываю).


Слайд 10

Текст - рассуждение. Объяснение событий, причин их появления.


Слайд 11

Оценивание творческой работы


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16

Памятка по работе над ошибками в творческих работах


Слайд 17


Описание разработки

Цели:

актуализировать знания учащихся о тексте типа рассуждения;

обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;

формировать общеучебные навыки работы с текстом;

развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.

Итак, чтобы СЖАТЬ изложение (т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно:

Презентация по русскому языку Учимся писать сжатое изложение

убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е. корку, косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!)

Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.

Три способа сжатия текста:

Содержимое разработки

Учимся писать сжатое изложение

Цели: актуализировать знания учащихся о тексте типа рассуждения; обобщить знания учащихся о способах сжатия текста; формировать общеучебные навыки работы с текстом; развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.

Итак, чтобы СЖАТЬ изложение

(т.е. получить СОК),

нужно ОБРАБОТАТЬ

прослушанный текст, а именно:

убрать всё лишнее, подробности,

детали (т.е. корку, косточки, мякоть)

и оставить только САМОЕ

ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е. СОК,

ведь именно из него и состоит

 Сжатое изложение - это обрабо- танный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором

Сжатое изложение - это обрабо-

танный пересказ прослушанного

или прочитанного текста, при

котором "максимально выражен

необходимый смысл при

минимальной затрате речевых

средств" (Валгина Н.С.)

Запомни. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.


Три способа сжатия текста: 1 исключение, 2 обобщение, 3 упрощение.

Три способа сжатия текста:

1 исключение,

2 обобщение,

3 упрощение.

 При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо: выделить главное (существенное) и детали (подробности); убрать детали; пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; объединить существенное; составить новый текст.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ :

1. исключаем 1 или несколько

синонимов в ряду

сохраняем тот из синонимов,

который обладает наибольшей

ёмкостью в данном

 У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка. У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

2. Удаляем из текста поясняющие

конструкции, например, ряд

однородных членов при

обобщающем слове или ряд

простых предложений в составе

поясняющих содержание первой

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский , и никто не мог распознать в нём русского. Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский , и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо: вычленить единичные факты; подобрать языковые средства их обобщённой передачи; составить новый текст.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо:

Жители посёлка проводят свой досуг по разному. Кто-то перечитывает люби-мые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

 При УПРОЩЕНИИ необходимо: заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые; перевести прямую речь в косвенную.

При УПРОЩЕНИИ необходимо:

  • заменить сложное предложение простым;
  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить два или три предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • перевести прямую речь в косвенную.

1. Замена придаточ-

ного определитель-

ного предложения

синонимичным

определением.

 Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

 2. Замена прида- точного обстоя- тельственного предложения деепричастным оборотом.

2. Замена прида-

точного обстоя-

тельственного

предложения

деепричастным

оборотом.

 Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине. Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

 3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

3. Сокращение

количества

структурных

частей сложного

предложения.

 Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу. Приятно смотреть на зимород-ка, который плавно опустил-ся на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

Приятно смотреть на зимород-ка, который плавно опустил-ся на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Этапы работы с текстом

1 этап: Определите ТЕМУ текста (о чём текст?). 2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?) 3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста. 4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)

3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.

4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

У хорошего плана есть ряд достоинств: Это самая краткая запись текста. П оэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства. Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное. Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста. Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?

У хорошего плана есть ряд достоинств:

  • Это самая краткая запись текста. П оэтому его

легко переписывать, доделывать и вообще

доводить до совершенства.

последовательность изложения и обобщить

раскрывает содержание текста.

  • Составление плана организует самоконтроль.

Все ли учтено? В нужной ли последовательности

записаны пункты? Нет ли нарушения логики

 Типы планов: Вопросный; Назывной; Тезисный.

Типы планов:

  • 1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.

Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:

каждой микротемы, так и всего текста

  • не объединять микротемы в один абзац;
  • каждый абзац начинать с красной строки;
  • объём изложения - 90-100 слов;
  • пишите изложение аккуратно,

 Помни!! ! Изложение нужно проверять ТРИ раза.

Изложение нужно проверять ТРИ раза.

Домашнее задание:

Информационные ресурсы

 Гуляева Валентина Прокопьевна учитель-методист русского языка и литературы школы №114 г. Кривого Рога

Гуляева Валентина Прокопьевна учитель-методист русского языка

и литературы школы №114


-75%

Читайте также: