Почему иван бездомный попал в психушку кратко

Обновлено: 05.07.2024

Поэт перед смертью М. А. Берлиоза

Встреча с Воландом и смерть Берлиоза

Читатель знакомится с Иваном уже в первой главе романа. Он и его наставник Берлиоз обсуждают только что написанное сочинение на религиозную тему. В нём поэт представил Иисуса в негативном свете, чем, по мнению Берлиоза, совершил большую ошибку. Михаил Александрович считал, что нужно вовсе отрицать существование Сына Божьего. Необходимо отметить, что МАССОЛИТ являлся социалистической организацией, члены которой были обязаны писать сочинения соответствующей идеологии. В связи с этим становится понятно, почему Берлиоз так яростно отстаивал свою точку зрения.

К беседе присоединился иностранец (Воланд), который опроверг утверждения Берлиоза. Незнакомец утверждал, что был свидетелем тех событий. Литераторы сочли его безумцем. Затем Воланд предрек смерть Берлиозу и подчеркнул, что ничего изменить нельзя. Михаил Александрович возразил иностранцу. Он считал, что человек сам творит свою судьбу, однако избежать смерти ему не удалось. Берлиоз попал под трамвай, и этот факт навсегда изменил судьбу Ивана Бездомного.

Сумасшествие поэта

После смерти Берлиоза Иван уже не мог отрицать существование Бога и Дьявола. Он попытался найти понимание среди коллег, писал заявление о причинах смерти Берлиоза в милицию, но ему никто не поверил. Его сочли безумным и поместили в психиатрическую больницу с диагнозом шизофрения. Там Иван встречает Мастера, они лежат в соседних палатах. Благодаря их беседам поэт находит утешение, а также осознаёт, насколько плохи на самом деле были его стихи. Он понимает, что его творчество было продиктовано требованиями партии, а не его собственными душевными порывами. Иван даёт обещание Мастеру больше не писать стихов.

Перерождение Ивана

Иван выздоравливает, выписывается из больницы. Он больше не пишет стихов, как и обещал Мастеру, и не пользуется псевдонимом. Вместо этого он становится профессором и пишет труды на исторические и философские темы уже под собственным именем. Однако встреча с Воландом не может пройти бесследно ни для одного из героев романа. Каждое полнолуние Иван идёт на Патриаршие пруды. Он проводит всю ночь на улице, возвращается домой и видит один и тот же сон об Иешуа и Понтии Пилате.

Вывод

Образ Ивана Бездомного в романе иллюстрирует идею перерождения. По мнению М. А. Булгакова, в жизни любого человека возникает момент, когда образ его мыслей меняется. Тогда человек волен освободиться от влияния общества и творить по велению души. В начале романа Иван хотел соответствовать ожиданиям литературного общества. Осознав свои заблуждения, поэт развивался как личность и к концу романа обрел собственное мировоззрение.

Характеристика образа Ивана Бездомного может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

В клинике с Иваном беседует доктор, который объясняет ему, что его не будут задерживать в клинике, если в этом нет надобности. Бездомный рад, что нашелся хоть один нормальный человек среди идиотов. При этом больше всего достается Рюхину, которого Бездомный называет балбесом, кулачком по своей психологии, маскирующимся под пролетарского поэта.

Доктор спрашивает Ивана, почему его доставили в клинику и что
произошло. Бездомный отвечает, что нужно немедленно ловить
консультанта, который «пристроил: Берлиоза под трамвай, звонит в милицию, требует пулеметчиков и проч. На вопрос доктора, какие меры он предпринял для поимки консультанта, Иван отвечает, что взял свечечку и иконку, потому что профессор знается с нечистой силой. Все это доктор рассматривает как симптомы шизофрении. Иван пытается бежать через окно. Его хватают, делают укол, и он засыпает.

В то самое время как Степа, узнав, что он в Ялте, теряет сознание, приходит в себя нахсдящийся в психиатрической лечебнице Иван Бездомный. Он с горечью думает, что хотел всех предупредить о страшной опасности, а его засадили в сумасшедший дом, где спрашивают о родственниках, о том, не болел ли кто белой горячкой.

В палату к Ивану является профессор Стравинский в сопровождении людей в белых халатах. Бездомный думает, что со своей свитой он похож на Понтия Пилата. Доктор ведет себя так, что Иван чувствует к нему доверие. Он рассказывает о про изошедшем в злополучный вечер гибели Берлиоза.

Стравинский предлагает отпустить Ивана из лечебницы и спрашивает, что он будет делать, выйдя отсюда. Бездомный, естественно, отвечает, что он отправится в милицию с заявлением о консультанте. Домой он, конечно, не зайдет, хотя Стравинский намекает, что это сделать необходимо. Иван не понимает, что домой ему нужно, чтобы переодеться, а не являться в милицию в кальсонах.

Доктор объясняет Бездомному, что его тут же, как только он явится в таком виде в милицию и расскажет о Понтии Пилате, вернут в клинику. Он убеждает поэта, что тот слишком расстроен смертью Берлиоза, его кто-то сильно напугал и поэтому спасение Ивана — в полном покое.

Бездомного принимают за сумасшедшего, потому что он, издерганный, нервный, рассказывает про Понтия Пилата. Бездомному советуют думать о Пилате меньше и вообще не напрягать голову, а все подозрения относительно преступника изложить на бумаге. Стравинский гипнотическим воздействием успокаивает Ивана.

Иван Бездомный пытается описать то, что произошло на Патриарших прудах. Однако у него ничего не получается: то он пишет, что пришел туда с покойным Берлиозом, из чего следует, что редактор уже тогда был покойником, то почему-то вспоминается композитор Берлиоз, и относительно Михаила Александровича приходится писать, что он не композитор.

Гроза затихает. Ночью, при мягком свете луны, Бездомный вновь
думает о том, что произошло. В уме поэта звучат, противоречат друг другу, два голоса. Один говорит, что не стоило волноваться из-за смерти Берлиоза: в конце концов; Иван о нем ничего не знал, кроме того, что тот был лыс и красноречив, его сменят другие редакторы, не менее красноречивые.

Значение имени

Характеристика Ивана Бездомного невозможна без понимания причин того, почему автор дает герою именно такое имя. Это явно не говорящие номинации, однако, если вникнуть в библейские мотивы, то имя, которое дал герою М. А. Булгаков, связано с пророком Иоанном Крестителем. Он предрек появление Иисуса Христа. Так, Иван Бездомный в произведении, являясь поэтом, говорит другим литераторам, что в Москве появился он. Однако речь здесь идет о Воланде.

Когда Иван Бездомный встречается с Воландом, жизнь героя полностью изменяется. До событий, происходящих в романе, персонаж был довольно известным писателем, имя которого знали многие. Поэт был участником МАССОЛИТа и учеником Берлиоза, которого ждала трагичная участь. Он, как и большинство литераторов того времени, был знаменит в своих кругах, но малообразован. Читатель знакомится с персонажем в тот момент, когда Бездомный обсуждает свое произведение со своим наставником Берлиозом. Произведение это было антирелигиозным, в нем отрицалось существование Бога. Но Берлиоз критиковал произведение за то, что в нем был показан образ Христа как существующий, а это противоречило атеизму. За этот атеизм и были наказаны Берлиоз и Иван Бездомный.

Встреча с Воландом и Мастером

Встречи с этими двумя персонажами становятся благотворными для Ивана Бездомного. Оказавшись наедине с собственными мыслями, Иван Николаевич приходит к выводу, что жил совсем неправильно, что его творчество было продиктовано властью, а не своими желаниями. Беседы с Мастером помогли герою понять истинное свое предназначение.

Значение Ивана Бездомного в произведении действительно велико: именно этот персонаж показывает на возможность каждого человека переродиться и стать настоящим.

Поэт, член МАССОЛИТа. Пишет атеистическую поэму об Иисусе Христе. С его беседы с редактором художественного журнала Берлиозом, которым была заказана антирелигиозная поэма об Иисусе Христе, начинается роман. Беседа заключалась в обсуждении образа Иисуса в поэме Бездомного. Иван показал в поэме реального человека, в то время, как Берлиоз хотел, чтобы герой выглядел мифом. Стал свидетелем смерти Берлиоза. После гибели Берлиоза и погони за Воландом попадает в психиатрическую лечебницу, где встречается с Мастером.

После разговоров с Мастером принимает решение перестать писать стихи. В эпилоге Иван Николаевич Понырёв — сотрудник института истории и философии, профессор.

Содержание

Предполагаемые прототипы

Вы можете помочь энциклопедии, упорядочив неупорядоченную информацию путём разнесения её по другим разделам статьи в приведённой в энциклопедический вид форме.

Образ Ивана Бездомного в кинематографе

См. также

Примечания

  • Вымышленные писатели
  • Мастер и Маргарита
  • Персонажи фантастических произведений
  • Персонажи Булгакова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Иван Бездомный" в других словарях:

ИВАН — Гробов. Арх. Ирон. Смерть. АОС 10, 71. Иван Грозный. 1. Жарг. арм. Шутл. Комбат. БСРЖ, 228. 2. Жарг. шк. Шутл. Директор школы. Максимов, 159. 3. Жарг. шк. Шутл. Строгий учитель. ВМН 2003, 56. Иван Долбай. Жарг. арм. Шутл. Реактивный миномёт. Кор … Большой словарь русских поговорок

Иван, не помнящий родства — Народн. Неодобр. Бродяга, бездомный скиталец. ДП, 448 … Большой словарь русских поговорок

Мастер и Маргарита — У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер и Маргарита (значения). Мастер и Маргарита … Википедия

Мастер и Маргарита (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер и Маргарита (значения). Мастер и Маргарита … Википедия

Мастер и Маргарита (телесериал, 2005) — Мастер и Маргарита Жанр социальная сатира Режиссёр Владимир Бортко В главных ролях Олег Басилашвили (Воланд) Анна Ковальчук (Маргарита) Александр Галибин (Мастер) Владислав Галкин (Иван Бездомный (Поны … Википедия

Читайте также: