Преподавание и воспитательная работа как виды педагогической деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

К основные видам педагогической деятельности традиционно относят воспитательную и преподавание, научно-методическую культурно-просветительскую и управленческую деятельность.

Преподавание – управление познавательной деятельностью в процессе обучения, осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты достижения.

Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной деятельности.

Современная отечественная педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. В дидактическом аспекте единство обучения и воспитания проявляются в общности цели и развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательной функций.

Педагог сочетает в себя ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению новых знаний о ребенке, педагогическом процессе, а практика – в том смысле, что он применяет эти знания. Педагог зачастую сталкивается с тем, что не находит в научной литературе объяснения и способов решения конкретных случаев из своей практики, с необходимостью обобщения результатов своей работы. Научный подход в работе, таким образом, является основой собственно-методической деятельности педагога.

Культурно-просветительская – составная часть деятельности педагога. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся – с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейших психологопедагогических исследований и т.д.

Управляя группой детей, педагог выполняет несколько функций: планирование, организацию- обеспечения выполнения плана, мотивацию или стимулирование – это побуждение педагогом себя и других к работе по достижению поставленной цели, контроль.

В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят общая направленность его личности ( социальная зрелость, гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии ), а так же некоторые специфические качества:

- организаторские;

- коммуникативные;

- перцептивно-гностические;

- экспрессивное;

- профессиональная работоспособность;

- физическое и психическое здоровье.

В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем. Среди важнейших из них можно выделить следующие:

Проблема творческого потенциала и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.

Проблема профессионализма учителя.

Проблема психологической подготовки учителя.

Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.

Проблема повышения квалификации учителей.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, с компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.

Дается детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно- деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.

На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности организуется осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.

На этапе актуализации знаний подготавливается мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно проводится работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

На этапе проблемного объяснения нового материала внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем формулируется цель и тема урока, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем.

Предлагается обучающимся система вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подводится итог.

На этапе первичного закрепления ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой используется индивидуальная форма работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Следующий этап- включение в систему знаний и повторение. Здесь дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках.

При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его значимость. Организуется самооценка учебной деятельности и согласовываю домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт возможность реализовать деятельностный подход в обучении школьников.

Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).

В педагогике традиционно выделяются два вида педагогической деятельности: воспитание (формирование и развитие духовной сферы личности ученика) и преподавание (организацию педагогом учебного процесса).

В школьной практике принято различать преподавательскую деятельность (преподавание) и воспитательную работу. Преподавание в основном ориентировано на организацию познавательной деятельности обучающихся, а смысл воспитательной работы состоит в организации особой воспитывающей среды в классном и школьном коллективе, в педагогическом управлении обучающимися, необходимом для решения задач гармоничного развития личности.

Отличия между воспитанием и преподаванием заключаются, прежде всего, в ставящихся перед ними целях. Если целью воспитания является изменение в лучшую для общества сторону сознания учеников, то качество преподавания зависит от глубины изменений в их интеллектуальной сфере и количества полученных практических навыков.

Преподавание и воспитание отличаются между собой и некоторыми характерными чертами. Преподавание осуществляется в жестких рамках временны́х ограничений (ограничения во времени задаются расписанием занятий, временем урока, сроками учебного года, полугодия, четверти) и стандартизации учебного материала, подлежащего усвоению (в преподавании строго ставятся цели и планируется их реализация, существуют чёткие нормативы для контроля результатов). Воспитательная работа тоже предполагает постановку целей и наличие плана, осуществляется в рамках конкретных организационных форм, однако результаты воспитания измерить и оценить намного сложней, он не всегда может быть выражен в количественных показателях.


Профессиональная педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность – одна из древних и распространённых в мире. Ею занимаются многие люди, и не все из них являются профессиональными педагогами. В семье воспитанием ребёнка занимаются родители и старшие родственники, вне семьи воспитание происходит под влиянием разных субъектов окружающего социального мира. Многие энтузиасты, организуют развивающую деятельность детей и подростков, не являясь специалистами в вопросах образования и компенсируя нехватку педагогических знаний своей увлечённостью и самоотверженностью.

Таким образом, педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной (рис.1.4).


Рис.1.4. Непрофессиональная и профессиональная педагогическая деятельность

Если педагогической деятельностью могут заниматься непрофессионалы, то возникает вопрос: в чём разница между профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельностью?

То обстоятельство, что педагогической деятельностью в ряде случаев могут заниматься непрофессионалы, часто создаёт обманчивое впечатление о простоте организации обучения и воспитания, о лёгкости педагогического труда, о том, что от педагога в действительности мало что зависит.

Более того – дать информацию может не только педагог. К тому же средства передачи информации у педагога весьма ограничены, если сравнивать с другими способами информирования. Средний актёр превзойдёт хорошего учителя по удержанию внимания аудитории. А хорошая познавательная телепередача с продуманным видеорядом, компьютерной графикой, анимацией, спецэффектами гораздо более насыщена информацией, чем объяснение нового материала учителем у доски – пусть даже и интерактивной.

Ещё одно распространённое заблуждение о педагогической профессии состоит в том, что учить другого легче, чем делать самому.

Если учитель отвечает за результаты обучения, серьёзно относится к своим профессиональным обязанностям, ему приходится прикладывать много сил, чтобы действительно учить, а не поучать.

Тезис о том, что научить сложней, чем сделать самому, может показаться неверным, когда речь идёт о высоких достижениях, которых педагог не может добиться сам, но может привести к высокому результату ученика, например, спортсмена. Но кто скажет, что в спорте высоких достижений тренеру-педагогу приходится легче, чем спортсмену-ученику?

Третье заблуждение фактически отрицает саму необходимость профессиональных педагогов. Его суть в том, что практика учит лучше любого преподавателя.

В действительности так можно выразиться только образно и только в том смысле, что без практики нельзя освоить никакую деятельность.

Хороший преподаватель не только и не столько информирует, он организует учебную работу. И в том числе – практическую деятельность обучающихся. Конечно, аудиторное преподавание не заменит собой практику, поскольку в учебной аудитории можно лишь смоделировать некоторые ситуации практической деятельности. Однако и обучающая практика без педагогического руководства теряет свою эффективность.

Итак, профессиональная педагогическая деятельность сложна и многогранна. Она ориентирована на конечный результат и объединяет в себе организацию теоретического познания и практической деятельности обучающихся.


Педагогическое общение

Педагогическое общение – это общение, способствующее решению педагогических задач. Оно является основой педагогической деятельности, поскольку без него вообще немыслим педагогический процесс, не может быть реализована любая методика.

Чтобы лучше понять отличие педагогического общения от общения обыкновенного, рассмотрим весьма характерный пример.

Внешнее благополучие заканчивается, как только учительница начинает что-либо требовать от учеников. Вот тут-то и выясняется, что они совершенно не воспринимают её как педагога, искренне считают себя её друзьями, а друзьям ведь не приказывают, их можно только попросить!

Этого можно было избежать, если бы учительница с первого момента ставила конкретные педагогические задачи, сочетая доброжелательность с требовательностью, а увлекательность – с педагогической целесообразностью.

Общение педагога с детьми становится педагогическим только при соблюдении следующих условий:

- постановка педагогических задач;

- определение путей и способов их решения;

- планирование общения как процесса решения поставленных задач;

- реализация плана общения в педагогической деятельности;

- анализ и оценивание результатов общения.

В педагогическом общении выделяются следующие стадии или этапы (В.А. Кан-Калик):

1) моделирование предстоящего общения (прогностический этап);

2) организация общения (начальный этап, называемый также коммуникативной атакой);

3) управление общением в педагогическом процессе (основной этап);

4) анализ осуществлённого общения (аналитический этап).

Эти стадии образуют цикл педагогического общения, при котором за 4-й стадией (анализом) вновь следует 1-я (моделирование) и т.п. На стадии моделирования происходит прогнозирование, выработка педагогом модели общения с учащимися.

Опираясь на рекомендации В.А. Кан-Калика, технологию моделирования предстоящего педагогического общения можно представить в виде такой памятки:

1) вспомните класс, группу, конкретных воспитанников, общение с которыми вам предстоит;

2) вспомните предыдущий опыт вашего общения с этими детьми; выделите в нём хорошие воспоминания; старайтесь развивать в себе положительные эмоции и блокировать отрицательные;

3) вспомните, как обычно проходит ваше общение с данным коллективом и отдельными учениками, решите, стоит ли при предстоящем общении с этими воспитанниками придерживаться обычного для вас стиля (настолько он способствует решению поставленных задач) или его следует как-то изменить;

4) постарайтесь представить, как дети воспримут вас и содержание того, что вы будете им говорить;

5) вспомните ваши взаимоотношения с отдельными воспитанниками, постарайтесь понять, не влияют ли на эти взаимоотношения сложившиеся у вас стереотипы, предубеждения;

6) попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу общения, представить себе отдельные моменты общения (что скажете или сделаете вы, и как ответят дети; кто из воспитанников и как именно может отреагировать на те или иные Ваши слова и действия и т.д.);

7) старайтесь почувствовать уверенность, убедите себя в том, что предстоящее общение пройдёт успешно.

Инициатива в педагогическом общении – ключевое понятие, позволяющее представить роль педагога в общении с учащимися. Именно неумение учителя, воспитателя с первых секунд взять инициативу в свои руки является основной причиной недисциплинированности детей на уроке и во внеурочной деятельности. Владение инициативой подразумевает организацию коммуникативной деятельности воспитанников, направленной на решение выдвинутых педагогом воспитательных задач. Это не означает, что педагог обязательно должен говорить больше всех; зачастую гораздо лучше, когда в основном говорят дети, а педагог лишь направляет общение.

Для успешной организации общения следует придерживаться правил:

1) сразу вступайте в контакт с детьми, не оттягивайте начало общения, перекладывая вещи у себя на столе, усиленно перечитывая конспект мероприятия или занимаясь другим неинтересным для наблюдения со стороны делом;

2) привлеките к себе внимание; для этого можно воспользоваться следующими приёмами:
- обратитесь к детям;
- выдержите паузу, дожидаясь тишины и внимания;
- скажите, что предстоящая деятельность очень важна (интересна, легка, полезна, престижна и т.д.);
- примените наглядное пособие или техническое средство;
- быстро (но аккуратно!) сделайте запись или рисунок на доске;
- сделайте эмоционально-образное вступление;
- поставьте перед детьми проблему.

1. Вспомните ход общения и соотнесите его с моделью. Насколько верно вы смоделировали педагогическое общение? Какие отступления от модели были и почему? Насколько верно вы строили общение в непредусмотренных заранее ситуациях?

2. Соотнесите поставленные задачи с полученным результатом. Насколько вам удалось решить задачи? Какие задачи остались нерешёнными и почему?

Педагогическое руководство

Ранее мы выяснили, что управление деятельностью воспитанников, педагогическое руководство – обязательная часть педагогической профессии.

- стиль руководства детьми, присущий конкретному педагогу (индивидуальный стиль педагогического руководства);

- тип руководства детьми, обладающий определёнными свойствами.


Существует несколько классификаций стилей педагогического руководства. Среди них наиболее распространена классификация, разработанная немецким психологом К. Левиным. Согласно этой классификации, выделяются три основных стиля педагогического руководства авторитарный, попустительский (анархический, игнорирующий, либеральный) и демократический (сотрудничающий).

banner

2.3. Основные виды педагогической деятельности

Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа. Преподавание — это такой вид специальной деятельности учителя, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. Преподавание — один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и в опосредованной форме. Но в какой бы форме это взаимодействие не выступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.
Таковым же он выступает при условии, когда деятельность учащихся обеспечивается, организуется и контролируется учителем, когда целостность процесса обучения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. В ходе подготовки и реализации процесса обучения учитель выполняет следующие виды деятельности: с одной стороны, осуществляет отбор, систематизацию структурирования учебной информации, предъявление ее учащимся, с другой — организует рациональную, эффективную, адекватную задачам обучения системы знаний и методов оперирования ими в учебной и практической работе.
Предметом деятельности преподавания выступает руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся (см. схему 10). Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности (в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития. Преподавание и воспитательная работа — две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, степень эффективности которого как раз и зависит от того, насколько

Схема 10

оно будет продумано. Аналогично, процесс воспитания невозможен без элементов обучения. Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания рассматривается изолированно от воспитания. Раскрывая диалектику взаимосвязи этих двух сторон единого педагогического процесса, необходимо учитывать ряд их существенных различий, например, такие как:

Таблица

 Таблица

Схема 11

Классный руководитель составляет план работы на четверть или на полугодие, в конце учебного года представляет администрации школы краткий отчет о своей деятельности. Важнейшая задача классного руководителя — развитие ученического самоуправления (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Автор-сост. В.А. Мижериков. Ростов н/Д.: Феникс, 1988).
Существует еще несколько видов педагогической деятельности, которые наглядно показаны на схеме 11.
Таким образом, подводя итог сказанному, приходим к выводу: педагогическая деятельность будет успешна, когда учитель сумеет развить и поддержать познавательные интересы детей, создать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников, т.е. когда в его деятельности будут реально взаимодействовать обе разновидности педагогической деятельности при ведущей, доминирующей роли воспитательной работы.

Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, в профессиональной школе целесообразным было бы выделить еще и методическую работу.

Преподавание - это вид деятельности, который направлен на управление познавательной деятельностью. Преподаванием занимается преимущественно преподаватель теоретического обучения как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Преподавание осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Логику преподавания можно жестко запрограммировать. Мастер производственного обучения решает задачу вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально выполнять различные операции и работы при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда.

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач профессионального развития. Логику воспитательного процесса нельзя предопределить заранее. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Воспитание и преподавание неотделимы друг от друга.

Хороший мастер производственного обучения не только передает свои знания учащимся, но и направляет их гражданское и профессиональное становление. В этом заключается суть профессионального становления молодежи. Только мастер, знающий и любящий свое дело, может привить учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в совершенном овладении специальностью.

Методическая работа направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. Педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию, методически ее перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать его, выбирать эффективные средства обучения. Многие преподаватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету. Методическая работа порождает у педагогов постоянное стремление к совершенствованию профессиональной деятельности.

Читайте также: