Как строились церкви на руси кратко

Обновлено: 06.07.2024

Символ веры и традиции

Храм - символ православной культуры. Прообразом первых православных храмов принято считать горницу в Иерусалиме, где на 33 году своей жизни Иисус Христос провёл первое христианское богослужение – Тайную Вечерю.

Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.

С Крещением Руси связано начало каменного строительства по традициям византийской и болгарской архитектуры. Отношение верующих к храмам всегда было особым. Зачастую возведение нового храма происходило на пожертвования. Основоположником благородного дела стал князь Владимир. Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение - церковь Святой Богородицы или Десятинная церковь.

С древних времён храмы были особым местом, носившим не только религиозное, но и социальное значение. В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма – центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором в жизни. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви: имена православных храмов давали названия улицам, площадям, городам и даже фамилиям: и по сей день можно встретить представителей духовных династий, носящих фамилии Вознесенские, Благовещенские, Преображенские, Успенские и др.

Монастыри и храмы Русской православной церкви несли на себе и функции образовательных центров – здесь устраивались типографии, архивы и библиотеки, озвучивались царские указы, помазывали на царство, избирали митрополитов и патриархов. Храмы Древней Руси несли на себе функцию музеев, куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы.

Немаловажное значение играли храмы и в обучении людей грамотности. Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы. Благодаря православным храмам развивалось не только искусство архитектуры, но и всего, что связано с храмовым строительством и внутренним убранством церквей: литейное и ювелирное дело, художественные школы, иконопись, мастерство мозаики и фрески. На весь мир знамениты образцы русского зодчества – деревянные храмы русского севера, являющиеся настоящим произведением искусства, даже купола их выполнены из дерева.

В список всемирного наследия ЮНЕСКО внесены такие храмы Русской Православной Церкви, как Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Новгородский Успенский и Софийский собор во Владимире.

Благословляя на защиту русской земли, Церковь провожала воинов на службу или сражения. Иногда поводом для строительства храма становилось почтение памяти погибших в сражениях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак признательности воинам за победу. В мирное время церкви и храмы возводились в честь великих праздников, святых. Например, Вознесение, Христос Спаситель.

Для верующего человека церковь всегда играла важную роль в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей. Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, "на красном месте", она служила точкой ориентира, по которой составлялась карты, план местности.

В основе архитектуры православных храмов в эпоху Древней Руси лежала крестово — купольная система. История постройки прочных монументальных крестово — купольных храмов из камня берет свое начало с возведения Десятинной церкви в Киеве, строительство которой длилось семь лет ( с 989 по 996 годы).

Десятинная церковь в Киеве

Десятинная церковь в Киеве

Изначально технология постройки каменных храмов и типология их архитектуры заимствовалась древнерусскими зодчими из византийских традиционных канонов. К тому же, после важного исторического события — Крещения Руси, первые храмы были построены приглашенными из Византии мастерами.

Такие постройки можно смело называть выдающимися образцами византийской стилистики архитектуры , однако с самого начала в этих христианских культовых сооружениях стали проявляться собственные оригинальные черты. Их появление было обусловлено особенностями местных условий и пожеланий заказчиков.

Спустя год после крещения Руси в 988 году было начато строительство Десятинной церкви, которая сначала была построена из древесины . Впоследствии эта жемчужина древнерусской архитектуры была разрушена во времена нашествия хана Батыя.

Во времена правления великого киевского князя Ярослава Мудрого развернулось масштабное строительство христианских храмов . Именно в эту эпоху был построен Софийский собор, размеры которого не имели себе равных не только на Руси, но и в самой Византии.

С древнейших времен Киев называют матерью городов русских. Официальной датой рождения города считается 1037 год, хотя первые поселения появились на берегу Днепра на пять столетий раньше.

После победы русичей над печенегами во времена правления Ярослава Мудрого, Киев приобретает значение главного города Древнерусского государства. И это главенство закрепляется возведением Софийского собора , который был построен в 1037 — 1044 годы.

София Киевская выполняла роль главного храма всей Древней Руси, население которой только что приняло крещение. Поэтому грандиозные габариты и красота сооружения должны были потрясать воображение и восхищать каждого, кто видел Софийский собор.

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве

Тринадцатиглавый, пятинефный крестовокупольный храм отличался массивностью и тяжеловесностью форм, придававших ему торжественность и значительность. Экстерьер собора уникален — простая кирпичная кладка без штукатурки подчеркивает строгость и величие сооружения.

Внутреннее оформление интерьера было богатым и искусно выполненным лучшими мастерами своего времени. Изнутри все стены и своды храма были покрыты красочными фресками и мозаиками на христианскую тематику.

Мария Оранта - мозаика Софийского собора.

Мария Оранта — мозаика Софийского собора.

Собор выполнял роль не только культового, но и главного общественного здания Древней Руси. Здесь принимали иноземных послов и давали право на княжение новгородским, суздальским и ростовским князьям.

По образцу и подобию Софии Киевской строился и второй образец древнерусской крестово — купольной архитектуры — Софийский собор в Новгороде ( 1045 — 1050 годы). Однако храм имел значительные отличия. Он был сложен из необработанных камней, сохранявших свою природную форму. Между собой камни были скреплены известковым раствором.

Впоследствии стены были побелены штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами придавало постройке еще большую живописность.

Софийский собор в Великом Новгороде

Софийский собор в Великом Новгороде

В XII столетии Софийский собор стал символом независимого от Киева и остальных городов Новгородского княжества. В Новгороде было свое выборное правление — вече. На собрания вече людей созывал вечевой колокол Софийского собора. Впоследствии Новгород покорился московскому князю Ивану III, и вечевой колокол был снят и увезен в Москву.

В 1066 году была построена третий храм — семикупольный пятинефный Софийский собор в Полоцке. Строительство трех однотипных храмов на территории нынешней России, Украины и Беларуси являлось показателем политического и культурного единства трех главных частей древнерусского государства.

Полоцкая София

Полоцкая София

В XII столетии на Руси самым сильным было Владимиро — Суздальское княжество. Его правители — князья, стремясь закрепить свое могущество, строили величественные дворцы и храмы, которые должны были сохранить славу о них на века.

Богородице - Рождественский собор, построенный в XI веке ( Суздаль).

Богородице — Рождественский собор, построенный в XI веке ( Суздаль).

Основателем города Владимира в 1108 году был внук киевского князя Ярослава Мудрого Владимир Мономах. Дела отца продолжил его сын и преемник Юрий Долгорукий, которого прозвали так за стремление расширить территорию своего княжества и подчинить себе Киев.

Во времена княжения Юрия были заложены наиболее значительные города Владимиро — Суздальской земли: Юрьев — Польский, Звенигород, Москва, Дмитров, Переяславль — Залесский. На сегодняшний день все они являются городами — памятниками, составляющими славу и гордость мастеров древнерусского зодчества.

Наибольшего расцвета Владимиро — Суздальское княжество достигло в эпоху правления Андрея Боголюбского — сына Юрия Долгорукого. За неполные 20 лет своего княжения Андрей стал инициатором постройки множества прекрасных архитектурных сооружений, которыми мы продолжаем восхищаться и в наши дни.

Согласно данным из летописных источников, в период с 1158 по 1164 годы были построены Золотые ворота во Владимире, а также златоглавый Успенский собор, который стал символом богатства и силы могущественного князя Андрея.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

Настоящим шедевром стала маленькая и изящная церковь Покрова на Нерли . Она была построена князем Боголюбским в честь погибшего сына. Утонченные формы храма вызывают восхищение искусством зодчих Древней Руси.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Технология строительства

Главным строительным материалом Владимиро — Суздальской земли был белый камень. Из него вырубали блоки размером 50 на 50 см. Стены храмов выкладывались из двух рядов таких блоков, а пространство между ними заполнялось щебнем и заливалось связующим раствором.

Подобный способ возведения стен позволял сделать не только придать кладке дополнительную прочность, но и использовать меньшее количество белого камня, который считался дефицитным материалом из — за сложности добычи. На сегодняшний день белого камня осталось совсем мало.

Резьба по камню

Белый камень хорошо поддается обработке. Зодчие Древней Руси использовали это качество материала для украшения фасадов своих построек. Резьба по камню в XII — XIII столетиях была очень популярным приемом декорирования стен храмов.

В качестве яркого образца резного каменного декора выступает Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 1194 — 1197 годы. Его стены покрыты сплошным резным каменным рельефом. Сложнейшие узоры являются символом богатства и разнообразия мира, населенного диковинными зверями и сказочными птицами, сидящими на ветвях невиданных растений.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире

Декор храмов

Неотъемлемой частью украшения русских храмов являлись иконы — живописные изображения святых. Самой почитаемой была икона Богоматери с младенцем на руках. Одним из совершеннейших произведений мирового искусства по праву считается икона Владимирской Богоматери, написанная в XI — XII веках.

Икона Владимирской Божьей Матери

Икона Владимирской Божьей Матери

Огромную художественную ценность представляют также иконы, фрески и мозаики, выполненные известными мастерами во многих других церквях. Среди них фрески Дионисия, иконы Андрея Рублева, керамические изразцы Степана Полубеса. Наиболее значительные произведения этих великих мастеров на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее и других музеях.

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре

Изразцы на стенах храма - творение Степана Полубеса.

Изразцы на стенах храма — творение Степана Полубеса.


Храм на Русской земле издавна и по сей день является сосредоточением церковной жизни и православной культуры. На территории России сохранилось множество храмов, некоторые были возведены еще в глубокой древности. Сегодня мы расскажем о том, как строили храмы.

Деревянные храмы

В 988 году при князе Владимире состоялось Крещение Руси, и уже на следующий год из Константинополя в Киев приехали греческие зодчие, которыми и была заложена первая каменная церковь. Именно святой князь Владимир стал первым русским князем-христианином, отдавшим указ, чтобы после крещения народа и земли Русской зодчие начали рубить церкви по русским градам.

Так стали появляться деревянные храмы. Но древнейшие летописные источники утверждают, что деревянные храмы на Руси строили задолго до Крещения. Деревянные храмы всегда было легче возводить, чем каменные, так как материал для строительства был более доступным. Более того, на Руси издавна процветало деревянное зодчество и славянские мастера возводили храмы практически на глаз, не используя точные измерения и сложные архитектурные планы.


Каменные храмы

Однако после Крещения на Руси стали появляться первые каменные храмы. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве был заложен первый каменный храм Древнерусского государства — Десятинная церковь.

В 996 году постройка Десятинной церкви была завершена и храм был торжественно освящен. Давняя традиция жертвовать на храм убедила князя Владимира пожертвовать десятину возведенной церкви, после чего ее в летописи запомнили именно как Десятинную.

После постройки первой каменной церкви стали возводиться и другие храмы из камня. Важно, что именно по образу Десятинной церкви возводились последующие главные храмы русских городов и монастырей.


Десятинная церковь в XIX веке

На каком месте возводились храмы

Вместе с Крещением Руси и началом строительства храмов на Русской земле началась новая жизнь. Издавна на месте будущего поселения, а в первую очередь города, зодчие искали специальное место для возведения храма — не всякая земля для этого подходила. Прежде всего строители искали не болотистую и не слишком сухую землю для строительства.

Итак, в первую очередь возводился храм, а уже после вокруг него начинало расти поселение. Церковь занимала главнейшую роль в жизни русских людей, живших как в городах, так и в селах и деревнях.

В церковь люди собирались на богослужения в воскресные и другие дни, обязательно русский народ ходил в церковь на великие церковные праздники. Там же, в церквях, крестили детей, венчали новобрачных и отпевали умерших родственников.

Более того, в храмах служились благодарственные и просительные молебны, около храма собирались народные собрания.


Фото: Yaroslav Bragin

Архитектура и строительство храмов Древней Руси

Основной тип строительства православного храма — крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь — Десятинная.

С самых древних времен и по сей день на Руси и в современной России строятся и восстанавливаются храмы и соборы по строительным проектам кресто-купольных храмов. Техника строительства каменных кресто-купольных храмов были позаимствованы зодчими Древней Руси у Византии.

Так как первые храмы после Крещения возводили приглашенные мастера, их работы положили начало традции строить храмы под влиянием византийской архитектуры. Однако вскоре, когда русские зодчие сами стали возводить каменные храмы, к византийскому стилю прибавился и свой, традиционно русский, местный стиль, который так и остался навсегда в православных храмах.

Так как храмы на Руси играли важнейшую роль для православных людей, то для украшения храмов собиралось всё самое наилучшее. Храмы украшались золотом и драгоценными камнями. Одним из самых ценных элементов каждого храма были иконы, которые писали талантливые иконописцы.


Фото: Yaroslav Bragin

Церкви на Руси также возводились из кирпичей, но до этого в большинстве случаев для строительства использовалась плинфа.

От византийских строителей русские мастера переняли кладку из плинфы. И до XV века при строительстве храмов на Руси преимущественно использовалась плинфа.

Плинфа – обожженный кирпич, с приблизительно равными сторонами. Его размер обычно составлял длину и ширину 40х40 см. Толщина кирпича составляла 2,5–4 см, а сам кирпич был светло-розового цвета. Обычно плинфы скреплялись толстым слоем раствора, благодаря чему здание выглядело полосатым.

Растворы, которые использовались для строительства храма, соединяющие ряды плинфы, представляли собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Известно, что из плинфы строили больше на юге России, а на севере, ближе к Киеву, предпочитали камень.

Позже, уже конце XV века На Руси появился новый материал — кирпич. Это формовочные кирпичи, напоминающие современные. Так как такой кирпич был дешевле и куда доступнее камня, он получил широкое распространение для строительства храмов.

Кирпич обжигался строителями, на нём ставили специальный знак, обозначавший классификацию кирпичей для укладки в определенное место постройки.

Между тем деревянные храмы также не переставали строить. Однако архитектура деревянных храмов тоже поменялась. По всей Руси начали строить однокупольные храмы, возводящиеся строителями на мощном, массивном квадрате.

Каждый храм возводился разное количество времени. Самый простой храм мог возводиться около года, а на более сложные — могло уйти более шести лет. Всё зависело от количества мастеров, строящих храм.

Деревянные храмы на Руси строили быстрее, так как на Руси издавна было развито деревянное зодчество. На возведение каменных и кирпичных храмов требовалось больше времени, так, например, Десятинную церковь строили около семи лет. Другие храмы с более сложной конструкцией и дорогими материалами могли возводиться более десяти лет.

Небольшой храм возводили строители и мастера, которых было не менее 10–12 человек. На строительство больших храмов приглашалось куда больше мастеров, порядка тридцати.


Церковная архитектура развивалась стремительнее, чем любая другая. Церкви были первыми каменными постройками во многих городах, в то время как прочие здания строились по-прежнему из дерева. И немудрено, что именно церкви сохранились до наших дней. По этим храмам можно путешествовать во времени и проследить историю России.

Древнейшие времена

Сейчас на территории России есть несколько православных храмов, которые были построены еще до Крещения Руси в 988 году. Например, на Кавказе, есть Храм на Нижне-Архызском городище в Карачаево-Черкесии - настоящий археологический памятник древнего аланского государства. Этот храм был построен в X веке из совершенно не свойственного средней полосе России песчаника.

Храм на Нижне-Архызском городище

Храм на Нижне-Архызском городище

Другим примером дохристианской эпохи служит Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи, который сейчас считается древнейшим городом на территории России. Эта базилика была построена в X веке во времена главенства Византийской Империи над Крымом.

Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи

Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи

Сергей Ашмарин / Wikimedia Commons

Домонгольский период

Одна из древнейших церквей Древней Руси - Софийский собор в Великом Новгороде, возведенный в 1045—1050 годах.

Софийский собор в Великом Новгороде

Софийский собор в Великом Новгороде

Катерина Федорова/Wikimedia Commons

Кстати, стены многих соборов стали белить уже позже, а в древности они выглядели примерно как Петропавловская церковь в Смоленске 1146 года постройки.

Петропавловская церковь в Смоленске

Петропавловская церковь в Смоленске

Belliy/ Wikimedia Commons

Не дошли татаро-монголы и до Пскова, поэтому там сохранилось несколько церквей XII-XIII века, которые разом внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Например, этот Собор Иоанна Предтечи, построенный в 1240 году. Особенность псковской школы - приземистость строений и минимум наружного декора.

Собор Иоанна Предтечи в Пскове

Собор Иоанна Предтечи в Пскове

Ludvig14/ Wikimedia Commons

До XV века на Руси была феодальная раздробленность - регионы развивались как отдельные княжества - одним из самых сильных и влиятельных было Владимиро-Суздальское княжество, объединившее после всю Северо-Восточную Русь. Один из древнейших храмов княжества - традиционный крестово-купольный Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, построенный в 1152 году.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Novingalina/ Wikimedia Commons

Кафедральный Успенский Собор во Владимире был построен в 1158 году и являет собой уже очень сложную архитектурную форму, имеет богатый декор - и расписан фресками знаменитого Андрея Рублева. Татаро-монголы несколько раз поджигали и грабили его, но общий облик сохранился.

Успенский Собор во Владимире

Успенский Собор во Владимире

Дмитрий Сергеевич/Wikimedia Commons

Древнейший сохранившийся храм Москвы - построенный в 1420—1425 годах Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Характерные для московской архитектуры элементы внешнего декора - закомары и кокошники.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, Москва

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, Москва

Екатерина Арутюнова/Wikimedia Commons

Объединенная Русь и русское царство

Успенский Собор Московского Кремля

Успенский Собор Московского Кремля

В 1508 году другой итальянец - Алевиз Новый - построил Архангельский Собор в Московском Кремле, в котором использовал уже куда более смелый декор с явным влиянием итальянской архитектуры.

Архангельский Собор в Московском Кремле

Архангельский Собор в Московском Кремле

Церковь Вознесения в Коломенском, Москва

Церковь Вознесения в Коломенском, Москва

Пришедший к власти Иван Грозный объявил себя царем, Русь - царством. Одним из самых известных архитектурных результатов его правления стал Храм Василия Блаженного, построенный в честь покорения Казани.

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском

Смоленский храм Новодевичьего монастыря, Москва

Смоленский храм Новодевичьего монастыря, Москва

А в 1559-1585 годах строится новый и богато украшенный храм в главной святыне -Успенский собор в Троице-Сергиевой Лавре.

Успенский собор в Троице-Сергиевой Лавре, Сергиев Посад

Успенский собор в Троице-Сергиевой Лавре, Сергиев Посад

Новая эпоха Романовых: узорочье и барокко

В начале XVII века на Руси наступает Смутное время, отсутствие власти и польская интервенция. Однако уже к середине века формируется новый стиль - русское узорочье. Визитной карточкой стиля можно считать нарядную московскую Церковь Троицы в Никитниках, построенную в 1628—1651 годах.

Церковь Троицы в Никитниках, Москва

Церковь Троицы в Никитниках, Москва

Одигитриевская церковь Ивановского монастыря в Вязьме

Одигитриевская церковь Ивановского монастыря в Вязьме

Shesmax / Wikimedia Commons

С приходом к власти Петра I и активным влиянием европейской архитектуры в Россию приходит барокко. Этому стилю характерен обильный лепной декор, а также множество резных элементов и позолоты. Например, как в московском Храме Покрова в Филях (1690—1694 годы постройки).

Храм Покрова в Филях, Москва

Храм Покрова в Филях, Москва

При этом русском барокко отличается обилием самых разнообразных храмовых форм, прежде не встречавшихся. Например, ротонды, как Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (конец XVII века).

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, Истра

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, Истра

T3ru / Wikimedia Commons

Церковь Рождества Богородицы в Подмоклове, Московская область

Церковь Рождества Богородицы в Подмоклове, Московская область

Viola Luchansky / Wikimedia Commons

Встречаются и вовсе уникальные эксперименты, как Знаменская церковь в Дубровицах (1690—1704 годы).

Знаменская церковь в Дубровицах, Московская область

Знаменская церковь в Дубровицах, Московская область

VLerik82/ Wikimedia Commons

Крестовоздвиженская церковь в Иркутске

Крестовоздвиженская церковь в Иркутске

Rost.galis / Wikimedia Commons

Деревянное зодчество

Многие храмы на Руси и в XVIII веке продолжали строить из дерева. Большинство из них не дожили до наших дней, однако, некоторые уникальные экземпляры сохранились, особенно на русском севере. Например, знаменитая Церковь Преображения Господня на острове Кижи (1694—1714 годов).

Церковь Преображения Господня на острове Кижи, Карелия

Церковь Преображения Господня на острове Кижи, Карелия

Екатерина Григорьева / Wikimedia Commons

Читайте больше о деревянных церквях тут.

Классицизм Санкт-Петербурга

Устав от ажурных церквей с обильным декором, русские зодчие перешли к более сдержанному классическому стилю, популярному и в Европе. Особенно часто можно встретить такие церкви в новоиспеченной столице - Санкт-Петербурге. Так в 1776—1790 годах строится Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

В стиле классицизм строится и Казанский собор (1801—1811) с узнаваемой колоннадой.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Skif-Kerch/ Wikimedia Commons

Русский стиль

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Некоторые архитекторы, как Константин Тон, делают уклон в византийские традиции. Яркий пример тому - Храм Христа Спасителя в Москве. Он был построен в 1837—1860 годах, но разрушен советской властью в 1930-х. Современная постройка 1990-х является воссозданием оригинального проекта.

Храм Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя в Москве

А эта Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме (1913—1916 годы) совмещает русский стиль и элементы модерна.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Московская область

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Московская область

Ludvig14/ Wikimedia Commons

Современный стиль

В советское время церкви больше сносили, чем строили. И все же несколько проектов, задуманных еще до революции, в итоге были воплощены в жизнь (читайте больше тут.) В современной России строится много церквей. Многие опираются на барокко и классицизм, трактуя их на новый лад. Но многие церкви строятся именно в неорусском стиле и включают элементы ар-деко. Например, Церковь Новомучеников и Исповедников Руси на Лубянке в Москве, построенная в 2013-2017 годах.

Читайте также: