Кто был представителем административной классической школы 1920 1950

Обновлено: 02.07.2024

Классическая школа менеджмента (она же – административная) пришла на смену школе научного управления в 1920-е годы. В это же время начался поиск универсальных принципов, которые помогут привести к успеху любую организацию. Отличием концепции классической школы менеджмента было то, что в ней попытались одновременно учесть рациональные закономерности и человеческий фактор.

Основоположники классической школы менеджмента

Возникновение административной классической школы менеджмента связывают с именем Анри Файоля. Он был главой горнодобывающий компанией практически треть века и за это время на практике изучил многие принципы, по которым работает организация. На основе его опыта и была построена теория данной школы управления.

Основные представители классической школы менеджмента

Кроме А. Файоля, сторонниками и основными представителями классической школы менеджмента стали Л. Урвик, М. Вебер, Г.Черч, Д. Муни.

Несмотря на схожесть взглядов, их подходы к менеджменту несколько различались.

Например, Л. Урвик наиболее глубоко изучил роль администрации в работе организации. По его мнению, основными административными задачами являются планирование, наем работников, координирование, составление отчетности и распределение бюджета.

  • харизматический;
  • традиционный;
  • бюрократический.


Теория менеджмента классической школы

Основные положения в теорию менеджмента классической школы заложил А. Файоль. Он создал универсальные принципы управления организацией, которые условно можно разделить на 3 группы: структурные, процессуальные и результативные.

При этом А. Файоль не настаивал на бездумном их исполнении и утверждал, что руководитель должен обладать гибким умом. Остановимся на этих группах принципов более подробно.

Структурные принципы теории менеджмента классической школы описывают непосредственную организацию работы, иерархию компании. К ним относятся:


Процессуальные принципы в первую очередь касаются коллектива во время работы. Среди них есть следующие правила:

  • дисциплина
  • справедливое вознаграждение
  • лояльность коллектива
  • корпоративный дух
  • преобладание общественных интересов над личными.


Результативные принципы описывают идеал, к достижению которого направлена работа организации. К ним относятся:

  • порядок во всем
  • постоянный штат сотрудников
  • инициатива работников.


Стоит отметить, что многие из этих принципов актуальны и сегодня. Они используются в современных концепциях менеджмента.

Про классическую школу менеджмента кратко

Если говорить кратко, то классическая школа менеджмента (также известная как административная школа менеджмента) хронологически возникла второй после научной школы управления. Ее основатель, А. Файоль, пытался выработать универсальные закономерности, используя которые можно было бы повысить эффективность любой организации. Все принципы он разделил на три группы: структурные, процессуальные и результативные. Основными представителями классической школы менеджмента считаются Л. Урвик, Г. Черч, М. Вебер, Д. Муни.

Представители классической (административной) школы управления развили принципы управления, описали функции управления, системно подошли к управлению организацией в целом. Основные представители этой школы: А. Файоль, Л. Урвик, Д.Д. Муни, А.К. Райли, А.П. Слоун, Л. Гьюлик.

Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как: предсказание, планирование, организация, распорядительство, координирование, контроль (а не финансы, маркетинг, производство. ).

Тем не менее, ограниченность принципов управления А. Файоля заключается в том, что он рассматривал предприятие как замкнутую (закрытую) систему.

Л. Урвик – основатель консультационной фирмы в Англии (1934 г.), руководил международным институтом по управлению в Женеве; автор сорока книг, брошюр и статей по вопросам менеджмента. В 1943 г. предложил единую систему принципов управления.

А.К. Райли – теоретик менеджмента, обосновал принцип делегирования ответственности.

Э. Дюркгейм – французский ученый, в докторской диссертации, опубликованной в 1893 г., и в последующих работах подчеркивал мысль, что группы посредством установления своих ценностей и норм контролируют поведение людей в любой социальной организации.

Основное внимание в своих работах Вебер уделил изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации. Он различал три типа организации в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный и идеальный (бюрократический).

М. Вебер сформулировал свои идеи об идеальном управленческом подходе для больших организаций, развил серию рациональных идей о структуре организации, которая получила известность как бюрократия1, и дал определение этому термину. По мнению Вебера, идеальный (бюрократический) тип организации основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации.

Суть идей Вебера выражена в семи основных характеристиках идеально формализованной организации.

1. Разделение труда, при котором власть и ответственность четко определены для каждого работника и узаконены как официальные обязанности.

2. Должности или позиции, созданные в иерархии власти, действуют в цепи команд или по скалярному принципу.

3. Все члены организации подбираются на основе их технической квалификации посредством формальных экзаменов или путем обучения.

4. Должностные лица назначаются, а не избираются.

5. Административные должностные лица работают за фиксированную плату.

6. Административные должностные лица не являются собственниками компании, где они служат.

7. Администраторы являются субъектом строгих правил, дисциплины, контроля относительно осуществления их официальных обязанностей.

Высказывая эти характеристики, Вебер хотел прояснить необходимость специализации, иерархии и правил в больших организациях. Его цель состояла в том, чтобы деперсонифицировать многие управленческие функции в надежде, что результативное единообразие может способствовать доброжелательному и справедливому отношению ко всем рабочим. Среди выделенных Вебером признаков организации положительной оценки заслуживают такие признаки, как необходимость разделения труда и его формальное за­крепление, которые используются и в настоящее время.

По Веберу, организация представляет собой закрытую, жесткую модель, соответствующую стадии машинного производства. Такой организации соответствует бюрократия как наиболее общая форма управления. Вместе с тем, следует отметить, что Вебер рассматривал не всю организацию в целом, а лишь некоторые ее элементы. В этом заключается узость его подхода к анализу деятельности организации. Характеристики идеальной (бюрократической) организации, рассмотренные Вебером, позволили акцентировать внимание на определенных параметрах организации и определить направления формализации ее деятельности.

Вклад Вебера в развитие управленческой мысли состоит в разработке теории бюрократического построения организации и системы управления, в частности. В отличие от Тейлора, который стремился к тому, чтобы рабочий работал, как машина, Вебер пытался найти способы, чтобы вся организация работала, как машина. С этой целью разрабатывались права и обязанности каж­дого работника, правила и процедуры поведения в лю­бой ситуации. Однако в веберовской концепции организации отсутствовала личность, не было личностного начала и в межличностных отношениях.

Бюрократические модели построения организаций получили большое распространение в 30–40-е гг. XX в. В дальнейшем увлечение этими моделями привело к созданию громоздких управленческих струк­тур, не отвечающих потребностям предпринимательства, нуждавшегося в гибкости и оперативности управленче­ской работы.

На основе разработок Файоля и его последователей сформироваласьклассическая модель организации, бази­рующейся на четырех главных принципах:

• четкое функциональное разделение труда;

Все указанные выше принципы построения органи­зации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения научно-технического прогресса (НТП) наложили на них опреде­ленный отпечаток. Так, широкое использование в прак­тической деятельности электронно-вычислительной тех­ники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

Классическая модель организации создавалась в ус­ловиях авторитарного стиля руководства, которому были подчинены и действующие структуры управления, и строго регламентированные процедуры выполнения ра­бот, исключающие какой-либо творческий подход ра­ботников к выполнению возложенных на них функций.

В целом для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедли­вой критике со стороны теоретиков и практиков ме­неджмента.

Основные представители классической (административной) школы управления: А. Файоль, Д.Д. Муни и др. Характеристики идеально формализованной организации по М. Веберу. Создание классической модели организации в условиях авторитарного стиля руководства.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 19.01.2016
Размер файла 13,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Представители классической (административной) школы управления развили принципы управления, описали функции управления, системно подошли к управлению организацией в целом. Основные представители этой школы: А. Файоль, Л. Урвик, Д. Д. Муни, А. К. Райли, А. П. Слоун, Л. Гьюлик.

Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как: предсказание, планирование, организация, распорядительство, координирование, контроль. Файоль высказал идею о создании административной науки и административного образования, предвосхитил представление об организации как о рационально сконструированной, иерархически подстроенной под цель системе, создал модель формальной организации, именуемую машинной. Файоль создал систему идей, которая могла быть применена ко всем областям управления. Он был одним из первых теоретиков менеджмента, который выдвинул основные правила для больших организаций. Именно поэтому он считается родоначальником классической (административной) школы менеджмента.

Суть идей Вебера выражена в семи основных характеристиках идеально формализованной организации:

1. Разделение труда, при котором власть и ответственность четко определены для каждого работника и узаконены как официальные обязанности.

2. Должности или позиции, созданные в иерархии власти, действуют в цепи команд или по скалярному принципу.

3. Все члены организации подбираются на основе их технической квалификации посредством формальных экзаменов или путем обучения.

4. Должностные лица назначаются, а не избираются.

5. Административные должностные лица работают за фиксированную плату. классический файоль авторитарный руководство

6. Административные должностные лица не являются собственниками компании, где они служат.

7. Администраторы являются субъектом строгих правил, дисциплины, контроля относительно осуществления их официальных обязанностей.

Высказывая эти характеристики, Вебер хотел прояснить необходимость специализации, иерархии и правил в больших организациях. Среди выделенных Вебером признаков организации положительной оценки заслуживают такие признаки, как необходимость разделения труда и его формальное закрепление, которые используются и в настоящее время.

Вклад Вебера в развитие управленческой мысли состоит в разработке теории бюрократического построения организации и системы управления, в частности. Бюрократические модели построения организаций получили большое распространение в 30-40-е гг. XX в. В дальнейшем увлечение этими моделями привело к созданию громоздких управленческих структур, не отвечающих потребностям предпринимательства, нуждавшегося в гибкости и оперативности управленческой работы.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

* четкое функциональное разделение труда;

Все указанные выше принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения научно-технического прогресса (НТП) наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

Классическая модель организации создавалась в условиях авторитарного стиля руководства, которому были подчинены и действующие структуры управления, и строго регламентированные процедуры выполнения работ, исключающие какой-либо творческий подход работников к выполнению возложенных на них функций.

В целом для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

Подобные документы

Классическая школа и вклад А. Файоля, Л. Урвика, Д. Муни в ее развитие. Развитие идей школы классического менеджмента в современное время. Общие направления совершенствования муниципального управления. Анализ признаков классической школы в управлении.

курсовая работа [69,9 K], добавлен 10.09.2008

реферат [38,8 K], добавлен 13.10.2008

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Что такое управление? Классификация принципов управления по А.Файолю. Советы А.Файоля молодым управляющим (менеджерам). Различия во взглядах А.Файоля и Тейлора.

контрольная работа [24,1 K], добавлен 16.05.2007

Основные направления классической школы менеджмента: научный менеджмент, административный подход и анализ бюрократии. Исходные принципы классической школы, главные задачи и принципы научного управления. Основные операции управленческой деятельности.

реферат [23,6 K], добавлен 27.11.2009

Изучение необходимости теории менеджмента и сущности административной школы А. Файоля. Управление персоналом современной организации. Метод Management by objectives. Понятие, специфика человеческого ресурса. Стимулирование ответственного подхода к работе.

В теории администрирования Файоля две части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая — с пониманием его принципов.

Пять функций администрации:

Дифференциация процесса управления на отдельные этапы и элементы было значительным продвижением в развитии менеджмента как науки. Тейлор, выделивший бюро планирования в структуре предприятия, считал его отдельным подразделением и никак не связывал с общим менеджментом предприятия.

Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте – структурно-функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции – несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким довеском к ней. Современное определение управления включает все файолевские функции. Процессом управления принято считать сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс.

Если функции управления в большей степени ориентированы на организационную структуру, то принципы управления Файоля больше направлены на поведение людей. Они конкретны и выражают нормы организационного поведения. Всего их четырнадцать:

1. Разделение труда, повышение производительности за счет упрощения задач, решаемых каждым работником. Процесс производства должен быть разделен на небольшие поддающиеся управлению части

2. Власть и ответственность. Власть – право отдавать приказы и сила, чтобы требовать подчинения. Власть менеджера должна быть прямо связана с его компетенцией и знанием операций, осуществляемые под его наблюдением. Менеджеры получают власть не за счет своих знаний, а в следствии способностей и опыта.

3. Дисциплина. Ее сущность состоит в неукоснительном выполнении правил и инструкций; требует эффективного руководства.

4. Единоначалие: рабочий подчинен одному контролеру, от которого получает команду.

5. Равенство руководства: все действия и операции должны проводиться с определенной целью, по единому плану, и под руководством одного человека.

6. Субординация личного интереса общей цели. Интересы любого рабочего, группы или всех не должны иметь первенство над интересами организации в целом

7. Вознаграждение: труд работников должен оплачиваться соответственно плану предполагающему вознаграждение за хорошее выполнение. Работники, превышающие свою производительность премируются.

8. Централизация: менеджеры должны обладать полной ответственностью, но в то же время они должны передать определенные полномочия подчиненным разделив с ними некоторые руководительские функции.

9. Скалярная цепь: цепь команд в организации сверху до низу должна быть ясной. Это цепь начальников, от низшего до высшего ранга.

10. Порядок: рабочие и материалы должны быть в нужном месте и в нужное время

11. Равенство и справедливость: ко всем работникам следует, относится как к равным и с уважением

12. Стабильность персонала: организация должна стремится к заключению долгосрочных соглашений с рабочими и менеджерами

13. Инициатива и обдумывание при выполнении плана: рабочим должно быть разрешено развивать и выполнять их собственные планы действия.

14. Корпоративный дух: принцип в единении сила.

Основная идея Муни и Рейли заключается в том, что эффективная организация – это система, построенная на строго формальных принципах. Первым и самым важным принципом организации выступает координация как процесс и как результат. Суть координации: действия людей должны иметь предписанный набор обязанностей и увязываться между собой; в совместной деятельности люди достигают большего эффекта, нежели порознь. Чтобы координировать действия десятков и сотен людей, необходим центр, который регулирует и синхронизирует общие усилия – лидер. Лидерство как организационный принцип подразумевает власть и проявляется в делегировании полномочий.

Читайте также: