Какие экономические проблемы еще не решены в твоей школе

Обновлено: 05.07.2024

Какие основные экономические проблемы должно решить любое общество, и в чем они заключаются? Каковы особенности решения этих проблем в рыночной, командной и смешанной системе?

Что и сколько производить? Как производить? Для кого производить? В командной все решает государство, в рыночной-"невидимая рука" рынка, в смешанной- рынок с государственным регулированием.

Экономические проблемы должно решать не любое общество, а государство, его правительство.
Заключаются они в решение главной задачи - обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда.

Если руководство страной и любыми обществами не способно её решать, оно должно уходить само, а не ждать поджопник от любого общества.

Ну, или хотя бы как в старину: "Подобно любящему отцу, король должен охранять свой народ от воров, от чиновников, от нашествия вражеских полчищ, от своего фаворита и от собственной жадности. " (Восточная пословица)

У нас же к сожалению, все с точностью до наоборот.
И парадокс в том, что нашим обывателям это нравится и по иному своё бытие они просто не представляют.
"Царь - хороший, бояре -плохие. ", " Если не Путин, то кто? " - излюбленная их "мантра".

У каждого общества свои возможности и запросы. В нашем мире любое общество живет в государстве. Представители этого общества принимают правила и законы для удовлетворения своих нужд.

Юля! Очень долго объяснять. Даже люди с дипломами Плешки на это вопрос не смогут ответить после пяти лет протирания штанов. Зачем тебе это? Для курсовой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей задачей современной России является развитие экономического воспитания и экономической грамотности молодежи. Дальнейшее совершенствование экономики и развитие рыночных отношений в стране возможно только поколением, обладающим современным экономическим мышлением, то есть высокой экономической грамотностью, инициативностью, расчетливостью и деловитостью. Особое внимание при этом должно уделяться становлению молодежного предпринимательства, способного вытащить страну из экономического кризиса, решить и снизить остроту социальных проблем.

«Проблемы преподавания экономики в

Важнейшей задачей современной России является развитие экономического воспитания и экономической грамотности молодежи. Дальнейшее совершенствование экономики и развитие рыночных отношений в стране возможно только поколением, обладающим современным экономическим мышлением, то есть высокой экономической грамотностью, инициативностью, расчетливостью и деловитостью. Особое внимание при этом должно уделяться становлению молодежного предпринимательства, способного вытащить страну из экономического кризиса, решить и снизить остроту социальных проблем.

Проблема улучшения экономического воспитания молодежи существует во многих развитых странах, поэтому накоплен богатый опыт его совершенствования и дальнейшего развития. Собственно экономическое воспитание, тесным образом связано с трудовым и нравственным. Поэтому в его основе лежит, современное профессиональное ориентирование, позитивная трудовая мотивация и общая гуманизация экономических отношений. Сегодня чрезвычайно важной социальной задачей для молодого поколения является успешное овладение экономическими знаниями, так как умение ориентироваться в происходящих экономических процессах, находится в основе многих современных социально-экономических проблем молодежи.

Поэтому, часто задаваемый вопрос о необходимости преподавания экономики в школе или ее перспективах, как школьного предмета, стоит связывать с тем насколько этот новый школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, формированию новой экономической культуры, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора, знакомить с миром перспективных профессий.

К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.

Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе можно подразделить на пять групп:

1. Проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе.

2. Проблемы с преподаванием как таковым (деятельностью педагога).

3. Проблемы взаимодействия школы и ВУЗа.

4. Проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе.

5. Кадровое обеспечение экономического образования.

На сегодняшний день не существует единой четкой концепции школьного экономического образования. Существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов общеобразовательных для профильных школ. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания, полученные школьниками, более или менее соответствовали этому минимуму. Многие из этих курсов не обеспечены дополнительным методическим материалом - рабочими тетрадями, задачниками, материалами для учителя и так далее. Изобилие разнообразных программ, сильно отличающихся друг от друга представляет определенную трудность для учителя. Не достаточно методических материалов - рабочих тетрадей, пособий для учителей, задачников. Существующие учебники дают ученику абстрактное представление об экономике как науке.

Существуют различные подходы к обучению экономики в школе. Но культурно-функциональный подход наиболее, на мой взгляд, приемлемый для экономического воспитания в массовой средней школе. Его основные принципы:

1. Формирование общей экономической культуры,

2. Привитие функциональной экономической грамотности,

3. Формирование способности к развитию,

4. Формирование системы ценности и развитие индивидуальности,

Мне кажется, что именно такой подход должен быть заложен в будущий стандарт экономического образования школьников, как основной и обязательный для всех типов школ и образовательных концепций. Другие подходы должны использоваться не массово, а избирательно. Главное, что бы выбор диктовался не административными решениями, а выбором учащихся и их родителей, опыт и потребности которых и формируют социальный заказ образования.

Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению этого предмета для школьников разного возраста, сделать уроки интересными и полезными и в 5 и в 10 классе. Дело в том, что, преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично оговоренному материалу, не повторятся, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и т.д. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения.

Как же сделать урок интересным для ученика? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные "открытия" учащимися экономических фактов, законов, решений задач, т.е. методов, направленных на развитие способностей учащихся. Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, создают своеобразие уроков, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. В процессе преподавания необходимо сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента.

Актуальной остается вопрос подготовки кадров. Среди школьных учителей экономики не более 30% получили экономическое образование. Экономику преподают учителя истории, обществознания и географии, что естественно не лучшим образом сказывается на знаниях школьников. Проблема подготовки кадров - учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 30% получили экономическое образование. Повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Кроме того, преподаватели экономики не имеют в школах своего кабинета, да и какие - либо пособия, схемы и т. д. (как, к примеру, у преподавателей истории) также отсутствуют. Вероятно, это - дело будущего, а также энтузиазма самих учителей.

Зачастую школе приходится решать вопрос о введении экономики самостоятельно, в соответствии со своими возможностями. Не всегда это легко сделать. Но основные моменты, на которые нужно обратить внимание следующие:

1. Если нет возможности организовать преподавание нового курса, то лучше вообще не включать экономику в учебный план.

2. Основы экономических знаний можно дать ученикам в рамках других предметов: географии, истории, обществознания.

3. В преподавании экономики лучше всего делать упор на практику, а не на заучивание терминов.

4. Курс должен реально обучать экономической культуре и грамотности, а не являться просто модным нововведением.

Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.

Сегодня никого не надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс. Хочется верить, что учителя, столкнувшись с трудностями, не откажутся от этого замечательного предмета

Зеленко Н.В. Изучение основ экономики в общеобразовательной школе

Коновалова И.В. Экономическое воспитание школьников

Эпоева К.В. Проблемы экономического образования школьников в современных условиях

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word_2.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы преподавания экономики в школе

В течение более пятилетней педагогической деятельности нерешенные вопросы становятся хроническими проблемами, и требуют если не быстрого решения, то, по крайней мере, детального рассмотрения и перспективами решения в будущем. Попробуем обозначить проблемы и вопросы, возникшие (и возникающие до сих пор) в ходе процесса введения экономики как школьного предмета.

Сегодня предполагается, что экономическое образование в школе может осуществляться на протяжении всех лет обучения и в различных формах. С целью его рационального эшелонирования во времени целесообразно выделить ведущую целевую линию экономического образования, состоящую из следующих модулей:

Основная школа : на второй ступени обучение носит интегрированный характер, означающий усиление межпредметных связей познание основных экономических категорий и законов, экономических взаимозависимостей в окружающем мире с активным использованием компьютерных технологий и творческих заданий. Для пропедевтики профильного обучения многие предметы изучаются по скорректированным программам на доступном для соответствующего возраста детей уровне.

Старшая школа : третья ступень обучение носит профильное направление, когда в учебном плане появляются новые, нетрадиционные учебные предметы, элективные курсы, отражающие тип профилизации, и способствуют формирование способностей применять инструменты экономического анализа различных ситуаций и фактов на микро- и макроуровне и доступно объяснять выявленные закономерности. Самоопределение личности для решения поставленных экономических задач.

Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе можно подразделить на четыре группы:

  1. Проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе.
  2. Проблемы с преподаванием как таковым (деятельностью педагога).
  3. Проблемы с восприятием школьников экономики как школьного предмета. Проблемы взаимодействия школы и ВУЗа.
  4. Проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе. Кадровое обеспечение экономического образования.

На сегодняшний день не существует единой четкой концепции школьного экономического образования. Существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов общеобразовательных для профильных школ. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания, полученные школьниками, более или менее соответствовали этому минимуму. Многие из этих курсов не обеспечены дополнительным методическим материалом - рабочими тетрадями, задачниками, материалами для учителя и так далее. Изобилие разнообразных программ, сильно отличающихся друг от друга, представляет определенную трудность для учителя. Более того, должности методиста по экономике в городе до сих пор не существует, так что поделиться своими проблемами и выбрать наиболее подходящую проблему школьному учителю экономики не с кем и не где.

Большинство учебников не приводят иллюстраций экономических процессов, или же примеры настолько абстрактны, что ученики воспринимают экономику как предмет далекий от жизни. Представляется очевидным, что при преподавании экономических дисциплин в средней школе необходимо постоянно увязывать теоретические представления с реальностью российской экономики.

Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это обучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в ВУЗе.

Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению этого предмета для школьников разного возраста, сделать уроки интересными и полезными и в 5-9 классах. Дело в том, что, преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично оговоренному материалу, не повторятся, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и т.д. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения.

Как же сделать урок интересным для ученика? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные "открытия" учащимися экономических фактов, законов, решений задач, то есть методов, направленных на развитие способностей учащихся. Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, создают своеобразие уроков, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. В процессе преподавания необходимо сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента. Курсовая подготовка института повышения квалификации учителей и различных общественных организаций ведется, но в большинстве своём во время учебного процесса.

Как решить данную проблему? В первую очередь решить эту проблему позволит более активная деятельность по подготовке учителей экономики. Причем эта работа актуальна на сегодня как в областном центре, так и в других городах и районах области. В этой работе, на мой взгляд, полезно использовать положительный опыт стартового семинара по экономике по программе Национального Совета по Экономическому Образованию США (в г. Иркутске) по созданию системы подготовки учителей. Учителя, прошедшие стартовые семинары NCEE, получают в дальнейшем непрерывную поддержку в виде семинаров второго уровня, специализированных семинаров и консультаций опытных методистов по экономике, а также информацию о новых учебно-методических изданиях и программных продуктах по экономике. Такой подход позволяет значительно расширить возможности для дальнейшего повышения квалификации учителей экономики в силу инновационности предмета.

Также необходимо способствовать распространению передового опыта путем проведения конференций, активизации работы ассоциации учителей экономики, проведения конкурсов профессионального мастерства, предоставления возможности школьникам для участия в разнообразных олимпиадах, турнирах и конкурсах при значительной поддержки этой работы городскими и областными органами управления образованием.

В первую очередь, это проблемы изучения экономики школьниками разного возраста. О них уже немного говорилось выше, но теперь стоит поговорить отдельно. Очень часто приходится слышать от учителей, что кто-то может преподавать экономику только старшеклассникам, а кто-то, наоборот "привык работать с малышами". Каждый преподаватель экономики должен быть готов соотносить предлагаемый материал с возрастом своих учеников. Увы, здесь более всего страдают преподаватели экономики, не получившие педагогического образования - пришедшие работать в школу "на заре перестройки" бухгалтеры, экономисты с разнообразных предприятий, студенты, закончившие экономический вуз и не нашедшие другую работу. Безусловно, такие учителя должны получать педагогическое образование или хотя бы педагогический ликбез. Очень часто ученик воспринимает экономические знания не как структурированную систему, а как достаточно хаотичную смесь из странных понятий, бессмысленных "законов" и решения задач. Где уж тут говорить о том, чтобы полученные знания помогали воспринимать окружающую действительность. Поэтому система базового экономического образования должна реализоваться через технологию, в основе которой лежат следующие положения: Понимание основных экономических понятий важнее, чем знание большого количества фактов.

  1. Усилия преподавателя должны быть направлены главным образом на то, чтобы помочь учащимся добиться четкого понимания взаимосвязи экономических понятий.
  2. Учащимся должен быть представлен способ мышления, построенный на систематическом, объективном анализе и самообразовании.
  3. Ученик должен не просто прослушивать предлагаемый материал, но быть полноправным участником диалога.
  4. Действительные персональные и социальные преимущества экономической грамотности выявляются лишь тогда, когда учащиеся вырабатывают навык применять свои знания к широкому кругу экономических вопросов, связанных непосредственно с их жизнью.

Материальные и кадровые проблемы

Проблема подготовки кадров - учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 10% получили экономическое образование. Повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Чаще всего экономику в школе преподают учителя географии или истории, понятно, что даже самая элементарная математика на таких уроках используется с большим трудом. Кроме того, преподаватели экономики не имеют в школах своего кабинета, да и какие - либо пособия, схемы и т. д. (как, к примеру, у преподавателей истории) также отсутствуют. Ещё сильнее обостряет эту проблему низкая оплата труда в образовании в целом, ведь для того, чтобы начать преподавать этот новый предмет учителю потребуется затратить особые усилия. Таким образом, если у школы нет возможностей дополнительного стимулирования такой инновационной деятельности, она вряд ли сможет удержать даже уже подготовленного учителя экономики. Вероятно, это дело будущего, а также энтузиазма самих учителей. Сегодня никого не надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс. Хочется верить, что учителя, столкнувшись с трудностями, не откажутся от этого замечательного предмета.

Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.

Ниже в таблице приведены данные о дополнительном образовании по преподаванию экономики в школе учителей экономики г. Усть-Илимска.

Стоит ли запасаться необходимым?

— Утро понедельника началось с объявления о резком повышении ключевой ставки — сразу до 20%, и стало понятно, что ответные меры будут очень энергичными. Как этот шаг скажется на положении дел и зачем он нужен?

— Эта мера ожидаемая. Вопрос был, на сколько именно повысят. Ситуация радикально изменилась, и, чтобы не допустить переноса во внутренние цены эффекта ослабления рубля и начать методично сдерживать инфляцию, риски которой существенно возросли, эта мера своевременная.

Для экономики это, конечно, не слишком здорово, по большому счету, для многих бизнесов и розничных заемщиков это заградительный уровень. Будем надеяться, что это не навсегда и это временная мера.

По этому же сценарию ЦБ действует и в этот раз.

— Экономические оппоненты руководства Центробанка критикуют его за этот шаг. Им кажется, в этой ситуации надо было, наоборот, смягчать кредитную политику для того, чтобы усилить российскую экономику и дать ей толчок к развитию.

— Это традиционная точка зрения, но это заблуждение. Сейчас стимулировать кредитную активность — это поддерживать неукротимый рост инфляции. Это нежелательно, потому как это расходование своих национальных резервов, а понятного эффекта с точки зрения экономического роста мы не увидим.

Сегодня есть другие механизмы, которые ЦБ уже ввел, и банки имеют возможность кредитовать, потому что у них есть серьезная возможность приобретать для своей деятельности средства на аукционах РЕПО. Что нужно еще было бы сделать ЦБ — урегулировать ситуацию с льготными кредитными программами. У нас в подвешенном состоянии остаются ипотека, кредитование малого и среднего бизнеса, и здесь у нас в ближайшее время, я надеюсь, последуют какие-то четкие и квалифицированные разъяснения.

— С сегодняшнего дня экспортеры обязаны продавать государству по установленному им курсу 80% своей валютной выручки. Как это скажется на тех, кто до сих пор активнее всех наполнял бюджет и помогал формировать резервы? Ведь сейчас они лишились, по сути, возможностей по кредитному финансированию своих инвестпрограмм, и как те же нефтяники теперь будут закупать импортное оборудование, не очень понятно.

— Это традиционная, классическая мера антикризисного характера. Она принималась в связи с тем, что рынку нужен дополнительный канал снабжения его валютной ликвидностью, особенно в свете санкций, которые приняты против Центрального банка, и ограничений по использованию своих резервов.

Это решение компенсирует то, что ЦБ будет снижать активность на валютном рынке. Например, сегодня его там вообще не было, и это закономерный результат событий. Не очень понятно, сколько ЦБ тратил на валютные интервенции на прошлой неделе, но можно предположить, что это серьезные суммы. Если уповать только на один этот канал пополнения валютной ликвидности, на что, видимо, рассчитывали те, кто принимал санкции, то мы можем остаться без суверенных резервов.

Курс валют меняется постоянно

— Центробанку теперь надо экономить валюту?

— В какой-то мере да. Ситуация неопределенная, сколько потребуется времени на доведение специальной операции на Украине до логического завершения, какие последствия будут в рамках политического регулирования, как изменится вообще состояние геополитики — никто не может сейчас дать ответ. Но в любом случае ЦБ лучше бы поберечь резервы, он это и делает, нормальный шаг, могу его только приветствовать, но он, конечно, вынужденный и не сильно популярный.

Мы можем продержаться какое-то время, не будем говорить сколько, возможности у нас существуют для этого. Понятно, что темп экономического роста замедлится. Прогнозы ставим все на паузу, как это всё будет происходить — непонятно. Естественно, экономическое развитие будет ниже всех прогнозов, которые были раньше, в официальных оценок.

Ситуация с нефтянкой, она тоже довольно сильно подвешена. Никто не может исключить, что те, кто инициирует витки санкций, к этому не перейдут. Другое дело, что прямые санкции по российскому нефтеэкспорту и отключение по SWIFT — это переход через красную линию для мировой экономики в целом.

— А сможет ли Россия всё же продавать свои углеводороды, если такие решения будут приняты на Западе?

— Вероятно, останется возможность торговать через третьи стороны. Проблема в том, что если банки отключены от SWIFT, то нет движения документов, подтверждающих платежи. И вы можете как угодно торговать и договариваться, но сделка может затягиваться на недели и месяцы, а никакой нормально мыслящий экспортер не будет продавать в никуда, если он не уверен в платеже. SWIFT — это уверенность в оплате контракта. Если ее нет, одни не поставляют, другие не платят.

Конечно, это красная линия, отделяющая развитие мировой экономики от вступления в предкризисный режим и до масштабной рецессии. Если Россию отключат от глобального рынка углеводородов, это означает резкий подъем цен на них и дополнительный разгон инфляции по всему миру, ужесточение денежно-кредитной политики, и дальше это всё сказывается на экономической динамике всего мира.

— Как бы вы оценили запрет Центробанка нерезидентам продавать акции на Московской бирже? Это скорее помощь нашим компаниям и инвесторам или удар по Западу?

— Это ход вынужденный, но мы уже и для своих запретили все короткие продажи. Это логичное решение. Смысл — ограничить волатильность рыночных котировок, когда люди начинают активно сбрасывать активы.

В первую очередь это делают нерезиденты. Никто не мешает продать им актив, если они хотят, — это их собственность, но, извините, продавайте по правилам, по графику, не допуская массового обвала. Это стабилизирует динамику биржевых индексов. Мы до сих пор не отыграли провал 24 февраля, нам допускать еще большего падения нашего рынка крайне нежелательно.

— По кому санкции и все последние события ударили больше всего, кто пострадал больше всех?

— Преждевременно делать такие оценки. Самое яркое — это существенное ослабление рубля. Рубль — это психологическая вещь, его динамика влияет на самочувствие людей и бизнеса. Та динамика, которую мы наблюдали, спровоцировала и набеги людей на банкоматы, и спрос на валюту, и на депозитные вклады. Это самое острое проявление этих событий. Всё остальное — во многом уже его последствия: и реальные, и психологические.

Для рубля наступили темные времена

— Насколько неиллюзорным вам кажется шанс того, что в России запретят обращение валюты?

— Я не вижу в этом реального смысла. Того норматива, который введен по продаже валютной выручки, достаточно для обслуживания потребности в ней экономики, она есть. Многократно власти об этом заявляли, что не допустят ущемления прав граждан. Дополнительно провоцировать негативные настроения нет смысла, надо стабилизировать ситуацию с валютой, граждане ее всё еще активно хотят покупать. С точки зрения реальной необходимости в ней — непонятно, где мы теперь можем эту валюту потратить, поэтому надо лишь сбить ажиотажный спрос.

— Это нормальная защитная мера: ребята, а что вы хотите, вы поставили нас в такие условия. Не было бы ваших санкций — и проблемы с выплатами долгов бы не было. На нас оказывают давление — мы тоже отвечаем.

— Что во всей этой суматохе делать обычному жителю большого города? Куда бежать, что покупать, что продавать?

— Во-первых, набираться терпения, включать разум и не вестись на слухи. Больше спокойствия, внимательно ежедневно оценивать ситуацию, что делают власти, чем это может быть полезно или опасно для конкретного человека и его семьи, что можно делать со сбережениями и счетами. Впадать в раж немедленного потребления не стоит — это спровоцирует инфляцию и ударит уже по всем. Я понимаю, легко говорить, что надо включить голову, хотя на деле это непросто. Всё равно делать это надо и напоминать тоже стоит.

— Бежать ли покупать валюту?

— Не стоит: вы не угонитесь за курсом, а проиграть можно много.

— Снимать ли деньги с рублевых счетов? Чтобы дома был запас наличности?

— После того как ставку подняли до 20%, банки будут повышать вклады, консенсус-прогноз аналитиков: по коротким, до года, вкладам будет ставка 18–20%, а по длинным — 10–15%. Может, стоит посмотреть и подождать, внимательно отнестись к этому.

— Ждет ли нас по итогам года двузначная инфляция? Как сильно вырастут цены?

СЮЖЕТ

— Я не уверен. Если вспомнить исторический опыт того же повышения ставки в 2014 году, то мы двузначную инфляцию остановили и потом приблизились к ключевой ставке ЦБ. Она будет высокой. Насколько — спрогнозировать сложно, но я не уверен, что она будет двузначной. Да, в отдельные локальные промежутки времени может быть 10–12% или даже выше, а по году я бы скорее ориентировался на уровни текущих значений, где-то 7–9%, ближе к 9%. Но это пока, а дальше уровень неопределенности очень высок.

Читайте также: