Преобразующая деятельность это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Преобразующая деятельность человека и общества направлена на удовлетворение практи­чески всех потребностей человека и общества. В процессе и в результате этой деятельности создан особый, не свойственный естественной природе мир, представ­ляющий совокупность преобразова­тельных систем и продуктов их совместного дейст­вия. Этот мир не только удовлетворяет потреб­ности, но и создает определенную куль­турную среду жизни людей, определенное социально-куль­турное пространство, влияющее на развитие наук, искусств и человеческие взаимоотношения. Эффективное и оптимальное существование и развитие людей в технологическом мире зависит, во-первых, от понимания сущности "второй "природы и, во-вторых, от формирования в обществе потребности ее гармоничного развития. Можно утверждать, что потребность в гармоничном раз­витии технологического мира является в современных условиях од­ной из главнейших, поскольку технократический сценарий развития несет с собой уг­розу существования цивилизации, упадку ее культурных основ.

Одним из способов формирования общественной потребности в гармоничном развитие техносферы как среды жизнедеятельности людей должна стать система обра­зования. Не только общее школьное, но и профессиональное - начальное, среднее, высшее, послевузовское. А так же - самообразование; не только техническое, но и гу­манитарное, естественно - научное, социальное, природоведческое, (экономическое, политическое, художественное, экологическое, историческое, религиозное и др.). Об­разование должно включать в свою структуру элементы технологии (техно­сферы) как объективную реальность, как условие существования и развития цивилизации, как ос­нову развития общей культуры.

Формирование потребности гармоничного развития техносферы представляет, по суще­ству, процесс преобразования ноосферы - мыслительной оболочки земли. Именно ноосфера, в ко­то­рую входит не только информация о законах, явлениях, закономерно­стях естественной природы, человека, общества, но и культура, представления людей о направлениях, путях и способах разви­тия определяет облик технологического мира. Вполне определенно можно утверждать: какова ноосфера, таков и мир; какова культу­ра, такова и технологическая среда; каков технологический мир, таковы и культура, история, религия, политика, экономика, искусство и т.д.

Первым этапом системного технологического образования, формирующего пред­ставления и потребности гармоничного развития через собственную деятельность в любых отраслях и облас­тях знаний, является школьное образование (до школы ребе­нок знакомится на эмпирическом уровне с миром "вообще"). Учитывая сказанное, в школьное образование через его технологиче­скую составляющую объективно должна быть включена определенная совокупность знаний и представлений о среде жизнедея­тельности, ее сущности и тенденциях развития (возможных сце­нариях развития).

Одной из составляющих технологического образования (и не только школьного) должна стать общая характеристика созданной человечеством "второй " природы классификация ее эле­ментов и связей; сопоставление и выявление взаимозависимости техносистем и потребностей че­ловека и общества; изучение преобразовательных сис­тем и деятельности по превращению исход­ных ресурсов в промежуточный и конеч­ный результат; изучение средств преобразований; пони­мание эволюции и тенденций развития технологического мира.

Необходимо также изучение процесса проектирования преобразовательных сис­тем, с кото­рым связаны:

· формирование образа требуемого результата (продукта);

· материальное, энергетическое, информационное и финансовое обеспечение
преобразований;

· выбор этапов и формирование последовательности выполнения преобразова­-
тельных процедур;

· организационная, экономическая, и управленческая деятельности;

· позитивные и негативные, требуемые, сопутствующие и неизбежные результа­-
ты и последствия;

· оценка (измерение) результатов.

Учитывая, что технологический мир создается руками и разумом людей, необхо­димо изу­чение и практическое освоение элементарных, наиболее распространенных операций и процедур преобразования, развитие двигательных способностей, развитие навыков выбора наиболее прием­лемых методов и средств из числа имеющихся для достижения заданного результата преобразова­ния, организация собственных преобра­зовательных действий. Технологическое образование будет не достаточным, если об­разовательная система не обеспечивает формирование творческого стиля мышления, которое предусматривает отыскание решений возникающих технических и социально -технических противоречий. Сюда же входит выявление проблемной ситуации, форми­рование за­дач, поиск вариантов решений с помощью методов технического творчест­ва, выбор лучшего вари­анта с учетом возможностей осуществления и ограничивающих условий, построение образа реше­ния в пригодном для реализации виде, выбор спосо­бов и средств практического осуществления решения, испытания овеществленного решения.




Вся образовательная система (учебный план, программы, методы, формы, сред­ства и др.) должна предусматривать изучение взаимозависимости культурно-исторического и технологиче­ского развития: процессы и средства преобразований как функция культуры (политики, эконо­мики, истории, искусства и др.) и наоборот; наука как средство развития техносферы и техноси­стемы как средство развития науки; техносфера как отражение и как материализация ноосферы и развитие ноосферы как следст­вие развития технологического мира.

Осуществление такого образования на системном уровне позволит сформировать техноло­гически культурного человека, способного осознанно и достаточно точно сде­лать выбор своей профессиональной деятельности и обеспечить оптимальное развитие общества.

Литература

1. Галиахметов Р.А., Фотин И.С., Христенко Е.В. Трудовая деятельность: информаци­
онно-энергетическая концепция. -М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1996. -208с.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Учебн. пособие. -М.: Изда­
тельство "Центр", 1997. -207с.

3. Гумелевский Л.И. Вернадский. -3-е изд. -М.: Мол. гвардия,1988. -255с.

4. Гуревич П.С. Культурология. Учеб. пособие. Изд 2-е. -М.: Знание, 1998. -288с.

5. Концепции современного естествознания: Сер. "Учебники и учебные пособия". -
Ростов н/Д: "Феникс", 1997. -448с.

6. Краткая философская энциклопедия. -М.: Изд. группа "Прогресс-Энциклопедия",
1994. -576с.

7. Культурология. Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М.: Издательство
"Центр", 1997.-303с.

8. Логический словарь: Дефорт / Под ред. А.А. Ивина, В.Н. Переверзева, В.В. Петрова.
М.: Мысль, 1994. -268с.

10.Овечкин В.П., Симоненко В.Д. Методологические проблемы и основы технологи­ческого образования школьников // Технологическое образование и предпринима­тельство. - Брянск: Изд-во Брянского пед. ун-та, НМЦ "Технология", 1998. - с. 126-130.

11.Овечкин В.П. Техника и потребности человека // Инновационное образование и инже­нерное творчество. Сб. науч, тр. / Под ред. В.Ф. Взятышева. М.: Российская ас­социация научи.-технич. тв-ва "Эвристика", 1994.-с.49-54. -с.86-91.

12.Овечкин В.П. Технология как наука о техносфере // Тед. докл. 3-й Росс, универ.-академ. науч.-практ. конф. Часть 5. /Отв. ред. В.А. Журавлев, С.С. Савинский. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997. - с. 69-70.

13.Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ/ Учебн. пособие для ву­зов. -М.: высш. шк., 1989 -367с.

14.Пер Ю.С. Экономическая метрология. Поиск меры справедливости. Часть 1. Фило­софия будничной жизни. -М.: ИПК Изд-во стандартов. -Ижевск: "Персей", 1996. -138с.

15.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., пе-ре­раб. и доп. -М.: Педагогика - Пресс, 1997. -440с.

16.Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Изд.2-е перераб. и доп. -М.: Изд-во "Центр", 1996. -335с.

17.Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. -Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та, 1998. - 268с.

18.Современная философия: Словарь и хрестоматия. -Ростов-на-Дону: "Феникс", 1995. -511с.

19.Технология. Трудовое обучение. Программы средних образовательных учреждений

/Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. -М.: Просвещение, 1997. -224с. 20.Философия техники в ФРГ: Пер. с нем. и англ./ Составл. и предисл. ЦТ. Арзаканяна

иВ.Г. Горохова. -М.: Прогресс, 1989. -528с. 21.Философия: учебник для высших учебн. за­вед. / Под ред. В.П. Кохановского. -

Ростов н/Д.: "Феникс", 1998. -576с. 22.Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология -М.:

Юрист, 1995. -с.454-494. 23.Экология. Учебное пособие / Под ред. С.А. Боголюбова. -М.: Знание,1997. -288с.

Приложение 1

Преобразующая деятельность человека и общества направлена на удовлетворение практи­чески всех потребностей человека и общества. В процессе и в результате этой деятельности создан особый, не свойственный естественной природе мир, представ­ляющий совокупность преобразова­тельных систем и продуктов их совместного дейст­вия. Этот мир не только удовлетворяет потреб­ности, но и создает определенную куль­турную среду жизни людей, определенное социально-куль­турное пространство, влияющее на развитие наук, искусств и человеческие взаимоотношения. Эффективное и оптимальное существование и развитие людей в технологическом мире зависит, во-первых, от понимания сущности "второй "природы и, во-вторых, от формирования в обществе потребности ее гармоничного развития. Можно утверждать, что потребность в гармоничном раз­витии технологического мира является в современных условиях од­ной из главнейших, поскольку технократический сценарий развития несет с собой уг­розу существования цивилизации, упадку ее культурных основ.

Одним из способов формирования общественной потребности в гармоничном развитие техносферы как среды жизнедеятельности людей должна стать система обра­зования. Не только общее школьное, но и профессиональное - начальное, среднее, высшее, послевузовское. А так же - самообразование; не только техническое, но и гу­манитарное, естественно - научное, социальное, природоведческое, (экономическое, политическое, художественное, экологическое, историческое, религиозное и др.). Об­разование должно включать в свою структуру элементы технологии (техно­сферы) как объективную реальность, как условие существования и развития цивилизации, как ос­нову развития общей культуры.

Формирование потребности гармоничного развития техносферы представляет, по суще­ству, процесс преобразования ноосферы - мыслительной оболочки земли. Именно ноосфера, в ко­то­рую входит не только информация о законах, явлениях, закономерно­стях естественной природы, человека, общества, но и культура, представления людей о направлениях, путях и способах разви­тия определяет облик технологического мира. Вполне определенно можно утверждать: какова ноосфера, таков и мир; какова культу­ра, такова и технологическая среда; каков технологический мир, таковы и культура, история, религия, политика, экономика, искусство и т.д.

Первым этапом системного технологического образования, формирующего пред­ставления и потребности гармоничного развития через собственную деятельность в любых отраслях и облас­тях знаний, является школьное образование (до школы ребе­нок знакомится на эмпирическом уровне с миром "вообще"). Учитывая сказанное, в школьное образование через его технологиче­скую составляющую объективно должна быть включена определенная совокупность знаний и представлений о среде жизнедея­тельности, ее сущности и тенденциях развития (возможных сце­нариях развития).

Одной из составляющих технологического образования (и не только школьного) должна стать общая характеристика созданной человечеством "второй " природы классификация ее эле­ментов и связей; сопоставление и выявление взаимозависимости техносистем и потребностей че­ловека и общества; изучение преобразовательных сис­тем и деятельности по превращению исход­ных ресурсов в промежуточный и конеч­ный результат; изучение средств преобразований; пони­мание эволюции и тенденций развития технологического мира.

Необходимо также изучение процесса проектирования преобразовательных сис­тем, с кото­рым связаны:

· формирование образа требуемого результата (продукта);

· материальное, энергетическое, информационное и финансовое обеспечение
преобразований;

· выбор этапов и формирование последовательности выполнения преобразова­-
тельных процедур;

· организационная, экономическая, и управленческая деятельности;

· позитивные и негативные, требуемые, сопутствующие и неизбежные результа­-
ты и последствия;

· оценка (измерение) результатов.

Учитывая, что технологический мир создается руками и разумом людей, необхо­димо изу­чение и практическое освоение элементарных, наиболее распространенных операций и процедур преобразования, развитие двигательных способностей, развитие навыков выбора наиболее прием­лемых методов и средств из числа имеющихся для достижения заданного результата преобразова­ния, организация собственных преобра­зовательных действий. Технологическое образование будет не достаточным, если об­разовательная система не обеспечивает формирование творческого стиля мышления, которое предусматривает отыскание решений возникающих технических и социально -технических противоречий. Сюда же входит выявление проблемной ситуации, форми­рование за­дач, поиск вариантов решений с помощью методов технического творчест­ва, выбор лучшего вари­анта с учетом возможностей осуществления и ограничивающих условий, построение образа реше­ния в пригодном для реализации виде, выбор спосо­бов и средств практического осуществления решения, испытания овеществленного решения.

Вся образовательная система (учебный план, программы, методы, формы, сред­ства и др.) должна предусматривать изучение взаимозависимости культурно-исторического и технологиче­ского развития: процессы и средства преобразований как функция культуры (политики, эконо­мики, истории, искусства и др.) и наоборот; наука как средство развития техносферы и техноси­стемы как средство развития науки; техносфера как отражение и как материализация ноосферы и развитие ноосферы как следст­вие развития технологического мира.

Осуществление такого образования на системном уровне позволит сформировать техноло­гически культурного человека, способного осознанно и достаточно точно сде­лать выбор своей профессиональной деятельности и обеспечить оптимальное развитие общества.

Литература

1. Галиахметов Р.А., Фотин И.С., Христенко Е.В. Трудовая деятельность: информаци­
онно-энергетическая концепция. -М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1996. -208с.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Учебн. пособие. -М.: Изда­
тельство "Центр", 1997. -207с.

3. Гумелевский Л.И. Вернадский. -3-е изд. -М.: Мол. гвардия,1988. -255с.

4. Гуревич П.С. Культурология. Учеб. пособие. Изд 2-е. -М.: Знание, 1998. -288с.

5. Концепции современного естествознания: Сер. "Учебники и учебные пособия". -
Ростов н/Д: "Феникс", 1997. -448с.

6. Краткая философская энциклопедия. -М.: Изд. группа "Прогресс-Энциклопедия",
1994. -576с.

7. Культурология. Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М.: Издательство
"Центр", 1997.-303с.

8. Логический словарь: Дефорт / Под ред. А.А. Ивина, В.Н. Переверзева, В.В. Петрова.
М.: Мысль, 1994. -268с.

10.Овечкин В.П., Симоненко В.Д. Методологические проблемы и основы технологи­ческого образования школьников // Технологическое образование и предпринима­тельство. - Брянск: Изд-во Брянского пед. ун-та, НМЦ "Технология", 1998. - с. 126-130.

11.Овечкин В.П. Техника и потребности человека // Инновационное образование и инже­нерное творчество. Сб. науч, тр. / Под ред. В.Ф. Взятышева. М.: Российская ас­социация научи.-технич. тв-ва "Эвристика", 1994.-с.49-54. -с.86-91.

12.Овечкин В.П. Технология как наука о техносфере // Тед. докл. 3-й Росс, универ.-академ. науч.-практ. конф. Часть 5. /Отв. ред. В.А. Журавлев, С.С. Савинский. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997. - с. 69-70.

13.Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ/ Учебн. пособие для ву­зов. -М.: высш. шк., 1989 -367с.

14.Пер Ю.С. Экономическая метрология. Поиск меры справедливости. Часть 1. Фило­софия будничной жизни. -М.: ИПК Изд-во стандартов. -Ижевск: "Персей", 1996. -138с.

15.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., пе-ре­раб. и доп. -М.: Педагогика - Пресс, 1997. -440с.

16.Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Изд.2-е перераб. и доп. -М.: Изд-во "Центр", 1996. -335с.

17.Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. -Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та, 1998. - 268с.

18.Современная философия: Словарь и хрестоматия. -Ростов-на-Дону: "Феникс", 1995. -511с.

19.Технология. Трудовое обучение. Программы средних образовательных учреждений

/Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. -М.: Просвещение, 1997. -224с. 20.Философия техники в ФРГ: Пер. с нем. и англ./ Составл. и предисл. ЦТ. Арзаканяна

иВ.Г. Горохова. -М.: Прогресс, 1989. -528с. 21.Философия: учебник для высших учебн. за­вед. / Под ред. В.П. Кохановского. -

Ростов н/Д.: "Феникс", 1998. -576с. 22.Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология -М.:

Юрист, 1995. -с.454-494. 23.Экология. Учебное пособие / Под ред. С.А. Боголюбова. -М.: Знание,1997. -288с.

Ведущим видом деятельности в соответствии с природой человека выступает преобразовательная деятельность. Способность к преобразованию – одна из очень важных составляющих развития творческих способностей дошкольников. Творчество имеет очень важное значение в умственном развитии детей.

ВложениеРазмер
preobrazovatelnaya_deyatelnost.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Преобразовательная деятельность (в рамках познавательно-исследовательской деятельности),

ее компоненты (Баюшева О.В.).

Ведущим видом деятельности в соответствии с природой человека выступает преобразовательная деятельность.

Преобразовательная деятельность может осуществляться в двух плоскостях, аспектах – реально и идеально. В первом случае происходит действительное изменение материального бытия – природного, общественного, человеческого. Такая деятельность называется практической, практикой. Во втором случае объект изменяется лишь в воображении – это деятельность проектирующая (моделирующая). Ее функция – обеспечивать практическую деятельность опережающими и направляющими проектами, планами, образами действий. И в первом, и во втором случаях преобразовательная деятельность может быть творческой или механической, исполнительской (продуктивной или репродуктивной).

Способность к преобразованию – одна из очень важных составляющих развития творческих способностей дошкольников. Творчество имеет очень важное значение в умственном развитии детей. Существует несколько точек зрения на понимание того, что есть творчество. Некоторые специалисты полагают, что если ребенок занимается, например, изобразительной деятельностью, то он занимается творчеством, действуя по образцу, предлагаемому взрослым. Другие считают творчество исключительно самостоятельной активностью ребенка, в процессе которой он создает какой-либо продукт.

В результате озарения? Впервые ответ нашли исследователи мышления животных и человека, принадлежавшие к известному психологическому направлению, получившему название гештальт-психология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер и другие). Они показали, что новое возникает сначала как результат умственной деятельности, а затем воплощается в практике. При этом сама умственная деятельность оказывается весьма примечательной – она заключается в том, что человек не просто придумывает или находит нужное новое решение (новый продукт), а получает его благодаря преобразованию исходной ситуации, в которой он оказывается.

Если отбросить все случаи, связанные с припоминанием нужного решения, то получается, что новое возникает в результате преобразования того, что имеется у человека на данный момент. К сожалению, гештальт-психологи не смогли доходчиво объяснить, как же совершаются эти преобразования, по каким правилам. Они полагали, что многое зависит от врожденных особенностей ребенка и созревания его нервной системы .

Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, A.B. Запорожец, Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко и другие пришли к выводу: преобразования совершаются с помощью действий. Поэтому проблема свелась к тому, чтобы разобраться, какие действия должны освоить дети для получения творческого продукта. Именно этот подход привел в конечном итоге к пониманию того, что в основе творчества лежат творческие способности дошкольников, представляющие собой систему особых действий по преобразованию исходной ситуации с применением специальных средств.

Способности к преобразованию изучались в исследованиях H.A. Багдасаровой, Л.Ф. Баяновой, О. Д. Галимова, Е.С. Ермаковой, Е.Е. Крашенинникова, И. Б. Шияна, O.A. Шиян и других, выполненных под руководством Н.Е. Вераксы. Исследования показали, что способности к преобразованию представляют собой действия, позволяющие оперировать отношениями противоположности, характеризующими ситуацию.

Например, у нас имеется кусок пластилина. В качестве свойства этого куска мы можем выделить его длину. Итак, у нас кусок пластилина, имеющий длину. Можем ли мы преобразовать его? Конечно.

Если же мы считаем кусок пластилина длинным, то можем сделать его коротким, отщипнув часть пластилина или сплющив его.

Если мы рассмотрим другое свойство пластилина – он тонет в воде, – то сможем сделать так, что он будет плавать, придав ему форму лодки.

Если мы считаем, что пластилин мягкий, то можем сделать его твердым – для этого достаточно положить его в холодильник и т. д.

Во всех этих случаях мы преобразуем исходную ситуацию по определенному правилу: выбираем какое-то свойство ситуации и превращаем его в противоположность. Такая процедура называется действием превращения одной противоположности в другую. Превращение является важнейшим из мыслительных действий.

Совершая действия превращения, человек сначала придумывает, как можно преобразовать ситуацию или объект, а затем осуществляет это на практике. Но действия превращения совершаются не только в мышлении человека. Процессы превращения постоянно происходят вокруг нас: день превращается в ночь, зима – в лето, новые вещи – в старые и т. п.

Эти процессы лежат в основе соответствующих действий, которые мы совершаем, даже не задумываясь. Нажав на выключатель – темноту мы превратим в свет, вымыв руки мылом, из грязных мы сделаем их чистыми и т. д. Наблюдая подобные процессы и осваивая соответствующие действия, ребенок учится совершать преобразования самых разных ситуаций. Механизмом преобразовательной деятельности служит неудовлетворенность потребности в предмете, которая требует его изменения.

Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей.

Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен во время выполнения задания оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Важно не только, чтобы он сам совершил конкретное действие с объектом (растопил в ладошках лед или сломал кусочек мела), но и решил задачу, обнаружив за видимостью существенные отношения. Суть задачи как раз в том, что ее можно не решить. Развивающая работа взрослого состоит в том, чтобы вернуть ребенку обратную связь: показать ему, приводит ли к решению найденный ответ или надо еще подумать.

Преобразовательная деятельность человека представляет собой ту систему, внутри которой возникают и осуществляются психические процессы, сами выступающие в виде особых форм деятельности (в данном случае - творческие проявления). Активность тесно связана с потребностями, которые служат ее внутренними источниками. Характер и содержание потребностей изменяется под влиянием мотивов. Они побуждают человека к деятельности, объясняют, почему выбрана та или иная цель, делают процесс достижения результата реальным и результативным.




Человек не может усидеть на одном месте. Нами постоянно осуществляется социально-преобразовательная деятельность. Это может показаться чем-то невозможным, но такова реальность.

социально преобразовательная деятельность это

Общая информация

  1. Сознательный. Во время этой деятельности человеком осознано определяется цель и предвидится возможный результат принятых решений.
  2. Продуктивный. Активность человека направлена на то, чтобы получить определённый результат.
  3. Преобразующий. Во время процесса деятельности человек меняет окружающий его мир и самого себя. значит, что процесс деятельности подразумевает наличие общения и установления различных отношений с иными людьми.

познавательная деятельность это

Иная классификация

Также существуют и другие виды представления человеческой деятельности. Так, её можно разделить на практическую и духовную. Для полноты сравнения нами будет рассмотрена не только социально-преобразовательная, но и познавательная деятельность. Это позволит лучше разобраться в данной теме. Первая относится к практическому направлению, а вторая – к духовному.

социальная практика

Какой бывает социально-преобразовательная деятельность?

Это вопрос, на который нет универсального ответа. Так, она может быть созидательной или разрушительной – зависимо от конечного результата. Как показывает социальная практика, судить о влиянии определённой деятельности можно только спустя значительное количество времени. Ведь, как это ни парадоксально, даже определённые катаклизмы могут оказать благотворное влияние в будущем. В качестве примера приведем французскую революцию и взятие Бастилии. После этих событий по всей стране развернулся Якобинский террор, когда очень значительное количество людей сложили свою голову на плахе. Но одновременно были запущены и позитивные тенденции, благодаря которым сейчас Франция является развитой, продвинутой державой.

На эффективность социально-преобразовательной деятельности влияет и то, творческая она или репродуктивная. В первом случае создаётся что-то качественно новое. Как правило, это происходит медленно. Но конечный эффект будет потрясающим. При репродуктивной деятельности происходит повторное создание чего-то по имеющимся уже схемам и представлениям. Этот процесс протекает, как правило, довольно быстро. Но пальма первенства и эффект первооткрывателя в том случае утеряны. Также отдельно выделяются выявления деятельности. Они в данном случае могут быть внешними или внутренними. Под первыми подразумевается деятельность, направленная на взаимодействие с кем-то или чем-то. Тогда как внутренние выявления – это мыслительные процессы.

социально преобразовательная деятельность примеры

О познавательной деятельности замолвим слово.

К ней относят всё, что связано с пониманием принципов функционирования окружающей среды и распознавания чего-то нового. Здесь можно выделить несколько направлений. Среди них: чувственная, рациональная, художественная, житейская, личностная, религиозная деятельность. Отдельно следует рассмотреть научное познание. Благодаря этому человек может руководиться принципом объективности, получать обоснованные и системные знания, которые к тому же можно перепроверить. В данном случае познавательная деятельность – это ещё и способ развития общества. Она направлена на усовершенствование его уклада.

Практика

Социально-преобразовательная деятельность – это такой элемент взаимодействия в обществе, который не обходится без общения. Ведь оно является способом взаимосвязи между различными людьми. Если говорить о познавательной деятельности, то она собой представляет так называемый субъект-объектный процесс. То есть, человек совершает определённые действия, направленные на понимание какой-то вещи или процесса. В качестве примера можно привести преобразования, происходящие в обществе. Тогда как социально-преобразовательная деятельность – это такой процесс, что не может происходить без контакта между различными людьми.

социальные объекты

Особенности общения

Очень часто этот процесс отожествляют с коммуникацией. Но эти понятия следует разделять. Так, под общением может пониматься деятельность, что носит духовный и материальный характер. А вот коммуникация является чисто информационным процессом. В качестве примера можно навести пример взаимодействия человека и животного (собаки, крысы и так далее). Согласитесь, общение с другими людьми ни в какое сравнение не пойдёт с коммуникацией с животными. В качестве аналогии можно сказать, что первый тип взаимодействия базируется на диалоге, тогда как второй – на монологе. Социальная практика может предоставить бесчисленное количество подтверждений, что всё происходит именно так. Из всего этого можно сделать один вывод. Социальные объекты – это исключительно люди.

эффективность социально преобразовательной деятельности

Реализация

Итак, мы уже знаем, что собой представляет социально-преобразовательная деятельность. Примеры этого механизма изменения общества смогут закрепить полученную информацию. Для начала давайте начнём с минимально возможного уровня. Представим, что какой-то конкретный человек не удовлетворен образовательным уровнем в школе. Тогда он работает над созданием детских летних лагерей. В них будет осуществляться пропаганда науки. Там будут показывать захватывающие вещи из раздела физики/химии, объясняться большое значение знаний и так далее. Это будет пускай и не очень масштабная, но тем не менее социально-преобразовательная деятельность. И дети вместо того, чтобы идти в потенциально не хорошие компании, будут заниматься образованием.

Можно привести в пример и более крупный масштаб. Представим, что человек решил учредить общественную организацию, которая будет заниматься популяризацией научного подхода и принципа рационализма в рамках одной отдельной страны или даже целого мира. Здесь всё упирается исключительно в амбиции и цели. Социально-преобразовательная деятельность может вестись с различным уровнем успеха и в разных масштабах. Но при этом следует понимать, что она может быть осуществлена исключительно группой людей. В современном государстве изменить, скажем, размер материнского капитала одному человеку не под силу. Даже если рассматривать пример наиболее облечённых властью людей – министров правительства, то даже их решение зависит от текущего положения дел и огромного аппарата чиновников. Даже в таком случае нельзя сказать, что всё может быть реализовано просто и без проблем.

Говоря о взаимоотношении человека и окружающей его действительности, следует безусловно исходить из того, что всякая жизнедеятельность человека в конечном счете основана на обмене веществом и энергией с природой. В подчеркивании этого принципиального единства человека и природы, значимости природных корней человека состоит важная заслуга материалистической философии.

Он представляет собой особого рода активность, которая выходит за рамки активности, ограниченной горизонтом витальных потребностей живого организма. Животное играет, так сказать, по правилам игры, задаваемой природой, определяемой витальными видовыми программами, которые сложились в процессе естественной эволюции. Констатация этого обстоятельства нисколько не умаляет весьма сложных прижизненно вырабатываемых форм поведения в животном мире, особенно у высокоразвитых животных, в частности примитивной орудийной деятельности, своеобразных способов общения и кооперации действий в животных сообществах. И тем не менее вся эта активность и мобильность поведения осуществляется в жестких рамках природной обусловленности, задаваемой возможностями животного как биологического вида.

В этом суть адаптивности, приспособительности поведения живого организма. У человека как живого организма, конечно, тоже действуют механизмы подобного поведения. Но эти механизмы у человека вписываются в объемлющий их контекст отношения к действительности, обусловливаемого культурой, что позволяет выходить за рамки только приспособления к природе, простого использования тех возможностей, которые предоставлены живому существу природой.

Последнее обстоятельство следует отметить особо. Активно-преобразовательные отношения человека к миру нельзя трактовать односторонне, только в плане преобразования внешнего природного или социального мира, не включая сюда внутреннего мира человека, регуляции его поведения. Без формирования и развития этой культуры человеческого поведения, которое является необходимым условием антропогенеза и связано с преобразованием природно обусловленной мотивизации поведения, возникновением и совершенствованием специфически человеческих его регуляторов, невозможно говорить о достижениях в сфере преобразования внешнего мира. Более того, как убедительно свидетельствует драматический опыт нашей эпохи, стремление к активному преобразованию внешней природной и социальной действительности, не связанное с совершенствованием внутреннего мира человека, его духовной культуры, его мировоззрения и нравственности, осознания ответственности за результаты своей активности, приводят к крайне негативным последствиям, к страданиям миллионов людей, уничтожению природной среды обитания человека, к разрушению основ и предпосылок самой материальной и духовной культуры.

Единство внешней активности и самоизменения

Преобразование реальной действительности предполагает, конечно, способность сознания, активную работу духа, наличие контролируемого рефлексией идеального плана, проекта деятельности. В этом смысле сознание действительно является специфическим признаком человека, но его происхождение и сущность можно правильно понять только в системе реальной жизнедеятельности общественно развитого человека, осуществляющего практически-преобразовательное отношение к миру. Сознание возникает, функционирует и развивается как необходимое условие этого практически-преобразовательного отношения.

3. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ

3. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ Основы этой глубокой, иногда даже трагической диалектики истории содержатся в самой природе человека. История — это явление человека. Г. Хаймсет говорил, что история является тем полем, на котором проявляются величие и глубина

Разделение труда как разделение предметов деятельности и как расщепление самой деятельности

Разделение труда как разделение предметов деятельности и как расщепление самой деятельности Каковы же исторические пути к этой универсальной деятельности – пути, пролегающие сквозь эпоху классово-антагонистических обществ и затем вырывающиеся из нее? Ответ на этот

Исторически первая форма человеческой непосредственности и ее предмет. Собственно практический и духовный смысл оценочной деятельности человека

Исторически первая форма человеческой непосредственности и ее предмет. Собственно практический и духовный смысл оценочной деятельности человека В анализе чувственных процессов нельзя не исходить из живого человека, но не такого, каким он может предстать в чужом или

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЕ

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЕ • Дела сегодняшнего дня столь мало отличаются от дел времен минувших только потому, что, несмотря на достижения прогресса, суть человеческой натуры остается неизменной, в силу чего каждый родившийся на свет проходит тот же путь, что и все те, кто

§ 2. Проблема качеств человеческой деятельности

Трактат о человеческой природе

Трактат о человеческой природе илиПопытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным

О человеческой мудрости

О человеческой мудрости Не высота: склон есть нечто ужасное!Склон, где взор стремительно падает вниз, а рука тянется вверх. Тогда трепещет сердце от двойного желания своего.Ах, друзья, угадываете ли вы и двойную волю моего сердца?В том склон для меня и опасность, что взор

О человеческой мудрости

О человеческой мудрости Не высота — склон ужасен!Склон, где взор устремляется вниз, а рука тянется вверх. Тогда трепещет сердце от двойственной воли своей.Ах, друзья, угадываете ли вы и двойственную волю моего сердца?Это, это мой склон и моя опасность, что взор

О человеческой мудрости

О человеческой мудрости Страшна не высота, страшен склон! Склон, где взор срывается вниз, а рука взлетает вверх, чтобы ухватиться за что-нибудь. Тогда трепещет сердце от раздвоения воли.О друзья мои, угадываете ли вы и в моем сердце двойственность воли моей?Вот он, склон

Этапы человеческой эволюции

Этапы человеческой эволюции Согласно текстам откровений, развитие человека происходит постепенно и в нем можно выделить несколько стадий, различающихся по основным задачам, стоящим на этих стадиях перед человеком, и по способностям (инструментам) человеческого

104. Почему политика наименее философична из всех родов человеческой деятельности?

104. Почему политика наименее философична из всех родов человеческой деятельности? Язык политиков абсолютно стерилен в философском смысле. Политики никогда не касаются метафизических вопросов. Если не принимать в расчет мечты древних философов о руководстве последними

Часть I. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Часть I. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЛЮРАЛИЗМ НАУКИ И ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКАПрежде всего, я должен поблагодарить Академический сенат за приглашение сделать один из пяти научных докладов, организованных в связи с шестисотлетием Венского университета. Сам этот

6. Потеря человеческой формы

6. Потеря человеческой формы Несколько месяцев спустя Горда поселилась в аризоне после того, как помогла всем остальным осесть в разных частях мексики. После этого мы начали развертывать самую странную и самую поглощающую часть нашего ученичества. Сначала наши отношения

Читайте также: