Белый квадрат малевича в чем смысл кратко

Обновлено: 04.07.2024

Казимир Северинович Малевич (1878 — 1935) — художник, прославленный в жанре авангардизма, импрессионизма, футуризма, кубизма, основатель суперматизма.

Родился Казимир 23 февраля 1878 года в Киеве в семье с польскими корнями. Первый рисунок красками в своей биографии Казимир Малевич выполнил в 15-летнем возрасте. С тех пор начал осваивать искусство живописи самостоятельно. Недолго учился в художественной школе Мурашко. Спустя некоторое время после переезда в Курск вместе с семьей Малевич стал посвящать все больше времени рисованию.

Сначала он писал картины в импрессионистском стиле, затем увлекся футуризмом.

На бульваре (1903)

В первой половине 1910-х годов основал новое направление в искусстве под названием Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — разновидность абстракционизма. Супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника).

Женщина с ведрами (1912) Атлеты (1932)

О дате рождения Казимира Малевича долго не утихали споры. Существует версия, что художник родился в 1878 году. Однако имеется документальное подтверждение — запись в приходской книге костела св. Александра о рождении и крещении мальчика в 1879 году. Год рождения точно установили уже после 125-летия художника. Выяснилось, что празднование юбилея было заблаговременным. Поэтому у Малевича было два 125-летия.

Еще при жизни Малевич сам внес немало неясностей в свою биографию. В связи с этим сегодня существует много вариантов его жизнеописания. Например, в некоторых источниках можно найти информацию о том, что художник окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, хотя на самом деле он несколько раз провалил вступительные экзамены.

Несколько лет в своей биографии Малевич преподавал в Витебской художественной школе (1919 — 1922). Затем руководил институтом художественной культуры в Ленинграде (1923 — 1927). Малевич с единомышленниками образовал группу авангардистов, распространявших идею нового видения искусства.

В 1924 году, после смерти Владимира Ленина, художник предложил на рассмотрение свой проект монумента вождя. По его замыслу это была гора сельскохозяйственных инструментов, увенчанная кубом как символом вечности. Проект был отвергнут.

На самом деле ни одна из вышеперечисленных версий неверна. Казимир нарисовал эту картину по той причине, что принтер, которым он воспользовался для распечатки, был чёрно-белым и имел крайне низкое рарешение 3*3.

Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.

Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искусствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.

Зашифрованный смысл или бессмыслица?

19 декабря 1915 года в Петербурге готовилась футуристическая выставка, для которой Малевич обещал написать несколько картин. Времени у него оставалось мало, он или не успевал закончить полотно к выставке, или был недоволен результатом, что сгоряча замазал его черной краской. Так и получился черный квадрат.

Черный квадрат

Этим может быть объяснен и эффект растрескавшейся краски, имеющийся на полотне. То есть никакой мистики, просто залитая черной краской неудавшаяся картина. Нужно отметить, что неоднократно были совершены попытки исследования полотна на предмет обнаружения первоначального варианта изображения. Но успехом они не завершились. На сегодняшний день они прекращены, дабы не повредить шедевр.

При внимательном рассмотрении сквозь кракелюры можно увидеть намек на другие тона, цвета и узоры, а также белые полоски. Но это не обязательно картина, находящаяся под верхним слоем. Это вполне может быть нижним слоем самого квадрата, который образовался в процессе его написания.

Нужно отметить, что подобных версий относительно искусственного ажиотажа вокруг всех квадратов Малевича имеется очень большое количество. А что же на самом деле? Скорее всего, тайна этого художника никогда не будет раскрыта.

Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

Почему именно квадрат?

Малевич считал, что именно квадрат является основой всех форм. Если следовать логике художника, круг и крест являются уже вторичными элементами: вращение квадрата образует круг, а перемещение белых и черных плоскостей – крест.

Икона?

Лондонский музей Виктории и Альберта подготовил превосходную виртуальную выставку, на которой работы Малевича размещены бок о бок с вдохновившими их иконами. И если взглянуть на одеяния иерархов русской православной церкви, то мы увидим те же черно-белые клетки, к которым непосредственно отсылался Малевич. Во многих работах Малевича мы видим схематические изображения креста, распятия и другой религиозной символики.

Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.

Можете нарисовать, но прославиться уже не получится. Смысл современного искусства не только в том, чтобы создать что-то совершенно новое, но и правильно это преподнести.

Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.

В 1915 году самая знаменитая картина была закончена и с января 1916 года выставлена в Петрограде на футуристической выставке, которую сами организаторы назвали Последней. Имелось в виду завершение периода футуризма в изобразительном искусстве — русская живопись переходила к супрематизму.

Ноль в названии выставки означает, что в супрематизме нет предметных форм. Десять – количество художников, выставляющих свои работы (но впоследствии их стало больше).

Автопортрет. Художник. (1933)


Немного о супрематизме

Оно является разновидностью абстракционизма и выражается в изображении различных комбинаций разноцветных плоскостей, представляющих собой простейшие геометрические очертания. Это прямая линия, квадрат, круг, прямоугольник. С помощью их сочетания образуются уравновешенные асимметричные композиции, которые пронизаны внутренним движением. Они носят название супрематических.


Далее перейдем к произведениям самого Казимира Малевича.

Три картины

  • черный являет собой знак экономии;
  • красный обозначает сигнал к революции;
  • белый рассматривается как чистое действие.

Казимир Малевич

По этим словам можно судить, что обозначает белый квадрат Малевича, по мнению самого автора. Далее будут рассмотрены точки зрения других специалистов.

Два оттенка белого

Картины Малевича

На самом деле четырехугольник, изображенный на картине, квадратом не является - это прямоугольник. Существуют данные о том, что в начале работы автор, нарисовав квадрат, упустил его из вида. А после этого, присмотревшись, решил очертить его границы, а также выделить и основной фон. С этой целью он прорисовал очертания сероватым цветом, а фоновую часть также выделил другим оттенком.

Супрематическая икона

Все свои духовные переживания художник излил на полотно в форме некоего геометрического абстрактного художества, которое на самом деле несет в себе глубокий смысл.

Интерпретация белизны

В русской поэзии интерпретация белого цвета приближается к видению буддистов. У них он обозначает пустоту, нирвану, непостижимость бытия. Живопись XX века, как никакого другого, мифологизирует именно белый.

Что касается супрематистов, то они видели в нем в первую очередь символ многомерного пространства, отличного от Эвклидова. Оно погружает наблюдателя в медитативный транс, который очищает душу человека подобно занятиям буддистской практикой.

Белый квадрат

Сам Казимир Малевич по этому поводу высказывался следующим образом. Он писал о том, что движение супрематизма уже идет навстречу беспредметной белой природе, к белой чистоте, к белому сознанию, к белым возбуждениям. А это, по его мнению, является высшей ступенью созерцательного состояния, будь то движение или покой.

Бегство от жизненных трудностей

Художественная абстракция

Однако, как считают исследователи, за поэтической красотой этих фраз проглядывается их трагическая суть. Белая бездна является метафорой небытия, то есть смерти. Высказывается догадка о том, что художник не может найти в себе силы победить трудности жизни и поэтому уходит от них в белое безмолвие. Две из последних своих выставок Малевич завершил белыми холстами. Тем самым он как бы подтверждал, что реальной действительности предпочитает уход в нирвану.

Где выставлялось полотно?

Красный квадрат

Зашифрованный смысл или бессмыслица?

19 декабря 1915 года в Петербурге готовилась футуристическая выставка, для которой Малевич обещал написать несколько картин. Времени у него оставалось мало, он или не успевал закончить полотно к выставке, или был недоволен результатом, что сгоряча замазал его черной краской. Так и получился черный квадрат.

Черный квадрат

Этим может быть объяснен и эффект растрескавшейся краски, имеющийся на полотне. То есть никакой мистики, просто залитая черной краской неудавшаяся картина. Нужно отметить, что неоднократно были совершены попытки исследования полотна на предмет обнаружения первоначального варианта изображения. Но успехом они не завершились. На сегодняшний день они прекращены, дабы не повредить шедевр.

При внимательном рассмотрении сквозь кракелюры можно увидеть намек на другие тона, цвета и узоры, а также белые полоски. Но это не обязательно картина, находящаяся под верхним слоем. Это вполне может быть нижним слоем самого квадрата, который образовался в процессе его написания.

Нужно отметить, что подобных версий относительно искусственного ажиотажа вокруг всех квадратов Малевича имеется очень большое количество. А что же на самом деле? Скорее всего, тайна этого художника никогда не будет раскрыта.

Картина с необыкновенной глубиной

Казимир Малевич писал:

“Странная вещь — три квадрата указывают путь, а белый квадрат несёт белый мир (миростроение), утверждая знак чистоты человеческой творческой жизни. Какую важную роль имеют цвета как сигналы, указующие путь”.

“Днём, когда небо под стать известке,

сам Казимир бы их не заметил,

белых на белом”.

Казимир Малевич на выставке своих работ, 1924 год

Казимир Малевич на выставке своих работ, 1924 год

В единстве белого фона и квадрата Малевич видел непрерывный цикл, заложенный природой. Это – суть всего человечества. Природа не обеспечивает ограничения людям, а потому открывает путь вперёд.

“Белый квадрат, кроме чисто экономического движения формы всего нового белого миростроения, является ещё толчком к обоснованию миростроения как “чистого действия”, как самопознания себя в чисто утилитарном совершенстве “всечеловека”.


К настоящему времени известно о четырёх картинах под названием "Чёрный квадрат", которые в разные года создавал известный русский художник. Первая картина датирована 1915 годом, хотя сам Малевич утверждал, что создана она была в 1913 году.

Кстати, первоначальным названием "Чёрного квадрата", под которым он значился в каталоге, являлся "Чёрный четырёхугольник", поскольку геометрически данная фигура не является квадратом. Позже Малевич утверждал, что создал фигуру с лёгкими отклонениями сторон специально: для создания эффектов динамизма и движения.


Существуют ещё два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Красный и белый квадраты входили в определённую Малевичем художественно-философскую триаду.

"Чёрный круг"


Одна из самых известных живописных работ Казимира Малевича. Картина была написана в 1915 году.

Он стремился написать произведения, которые могли бы быть поняты всеми, но в то же время оказали бы эмоциональное воздействие, сравнимое с религиозными произведениями.

"Чёрный крест"


"Чёрный крест" был написан в 1915 году, но художник эту, как и многие другие супрематические работы также датировал 1913 годом.

У данной картины одна из самых необычных судеб. Картина попала к коллекционеру Н. И. Харджиеву. В 1977 году четыре картины Малевича, в том числе и "Чёрный крест" украл литературовед из Швеции Бенгт Янгфельдт и увез в Швецию.

Спустя три года Янгфельдт продал картину "Черный крест" парижскому Центру Помпиду за 4,5 млн франков. Примечательно, что сделка была осуществлена таким образом, что фактически она была записана, как "дар музею".

"Красный квадрат"

Красный квадрат Малевича

"Красный квадрат" — картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году. На обороте картины можно увидеть название "Женщина в двух измерениях". Как и другие "квадраты" Малевича, данная фигура также является четырёхугольником, но не квадратом.

Вместе с остальными картинами была представлена общественности на выставке "0,10" в 1915 году. В каталоге выставки 1915 года имеет следующее название: "Живописный реализм крестьянки в двух измерениях".

"Белый квадрат"


Картина, создана в 1918 году.

Особенностью произведения является то, что оно выполнено при помощи двух оттенков белого цвета. Фон картины создан с тёплым оттенком белого (добавлением охры), тогда как квадрат выполнен в холодном голубом оттенке

После 1927 года картина осталась на Западе.

Произведения "белого супрематизма", показанные на выставке в 1919 году, завершили четырёхлетний период развития живописного супрематизма и художественные замыслы супрематизма оказались исчерпаны для Малевича. Тогда же начался кризис художника. Малевич создаёт известный манифест "Супрематизм".

Послесловие

Когда Малевич умер в 1934 году, он был похоронен в гробу, украшенном Николаем Суетиным с черным квадратом в голове и черным кругом в ногах.

Малевич считал, что лучшее, что он написал в своей жизни — это "Чёрный квадрат".

1

Будущий великий художник, со знаковой фамилией с польско-русскими корнями (малевать – рисовать), определившей его будущность, окончил пятиклассное агрономическое училище в селе Пархомовка близ Белополья (!). Этот задел, сам по себе, на всю жизнь определил его отношение к земле, как к священному объекту человеческого труда. Его детские годы прошли в украинских селах, юношей до 17 лет он оставался жить в Конотопе. В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, где Казимир работал чертёжником в управлении железной дороги. Это оттуда его любовь к прямым, как под линейку, линиям: шутники говорили, что рисуя, он кистью не пользовался.

1

1
1
1

«В 1890 году одно благочестивое купеческое семейство города Кунгура Пермской губернии приехало в Кронштадт за благословением к отцу Иоанну.

Во время личного с ним собеседования батюшка, узнав, что они приехали к нему из Пермской губернии, сказал им:

- Над Пермью висит черный крест, - уклонившись при этом от всяких объяснений сказанных им сих таинственных слов.

Читайте также: