Адаптационная группа в детском саду что это

Обновлено: 04.07.2024

Любому человеку, оказавшемуся в новых условиях, нужно время, чтобы к ним привыкнуть. Ребенок же, который начинает посещать детский сад, оказывается в особенно тяжелых условиях. Он еще не имеет большого опыта общения с другими людьми, и особенности его развития не позволяют осознать новую ситуацию своей жизни. Поэтому не удивительно, что для многих детей начало посещения дошкольного учреждения вызывает самые различные сложности.

У каждого ребенка адаптация идет по своему индивидуальному сценарию. Как правило, почти у половины детей привыкание к детскому саду происходит без особых осложнений: за 3-4 недели их организм и психика приспосабливаются к режиму и взаимодействию с людьми. Однако у определенных детей адаптация затруднена, и они могут особенно эмоционально реагировать на перемену обстановки. Некоторые, помимо всего этого, подвержены болезням, передающимся от одного ребенка к другому.

Вряд ли можно говорить о каких-то уникальных советах по наиболее успешной адаптации конкретного ребенка. Мудрость ваших родительских сердец лучше подскажет, как быть в той или иной ситуации. Мы же хотим привести лишь некоторые общие рекомендации, которые помогут помочь вам в решении возможных проблем при адаптации.

До поступления в учреждение дошкольного образования

В начале посещения учреждения дошкольного образования

Как пережить процесс адаптации

НАВЕРНОЕ, КАЖДЫЙ НАБЛЮДАЛ КАРТИНУ: МАМА ТЯНЕТ УПИРАЮЩЕГОСЯ, ПЛАЧУЩЕГО МАЛЫША В ДЕТСКИЙ САД.

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ? В ЧЕМ ПРИЧИНА?

Ребенок, как правило, ис­пользует следующую стра­тегию: сначала просьбы, жа­лобы на то, как в саду плохо; если это не помогает, начина­ются слезы, истерики; если и это не помогает - организм подсознательно выбирает еще одну тактику - болезнь.

Каждому из нас необходи­мо время для того, чтобы при­выкнуть к новой обстановке, новому коллективу, а ребенку тем более. Он еще не способен мыслить во временной пер­спективе, каждую разлуку с мамой он воспринимает как необратимую потерю. И это будет длиться до тех пор, пока он не усвоит новый порядок встреч и расставаний, пока не поймет, что мама всегда за ним придет.

Еще одной причиной явля­ется болезненная смена режи­ма и обстановки, непривыч­ная пища. Многие родители сталкиваются с проблемой тяжелых утренних подъемов. Вы спросите: что делать? как помочь своему ребенку? Вот несколько рекомендаций. Заранее готовьте ребенка к мысли о необходимости посе­щать детский сад. И первое, что нужно сделать, примерно за месяц, - поменьше по воз­можности быть рядом с ребен­ком. Второе - рассказать ре­бенку о детском саде, сводить его туда, чтобы у него сложи­лось собственное представление. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им, - ведь он уже такой большой, что мо­жет сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого со­бытия проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

Приблизьте домашний ре­жим максимально к режиму дошкольного учреждения. Старайтесь посещать с ре­бенком детские площадки, приучайте к игре в песочни­цах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рож­дения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, де­рется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками. Заранее познакомьтесь с воспитателем группы, рас­скажите об индивидуальных особенностях ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, рас­скажите о методах воздейс­твия на ребенка, которые вы используете дома.

Начните посещение детско­го сада с адаптационной группы, сейчас они есть во всех дошкольных учреждениях. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А расстава­ясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.

Когда вы уходите - расста­вайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы бес­покоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспо­коенным выражением лица у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то слу­читься, и он долго не будет вас отпускать. Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель его отводил в детский сад кто-то из близ­ких родственников.

Не используйте «жалость, которая заключается в че­редовании нескольких дней пребывания в саду с неделей - дома. Это только усугубит ситуацию, и адаптация после пребывания дома начнется с нуля.

Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, поста­райтесь уговорить оставить ее переночевать в саду и на утро с ней встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно. Расспраши­вайте, что с игрушкой проис­ходило в детском саду. Таким образом вы узнаете многое о том, как вашему малышу уда­ется привыкнуть к саду.

Поиграйте с ребенком дома в детский сад, где какая-то из игрушек будет самим ребен­ком. Понаблюдайте, что дела­ет эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей.

Не отдавайте ребенка в са­дик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует ревность, и ваше решение бу­дет непременно истолковано как изгнание. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в де­тский сад, сделайте это зара­нее, до появления малыша.

Будьте терпеливы и после­довательны в своих действи­ях - и у вас все получится.

Консультация для родителей "Приучаем к горшку"

Если вашему ребенку исполнилось два года, он, наверное, уже готов к тому, чтобы пользоваться горшком или ходить в туалет и контролировать деятельность мочевого пузыря и кишечника. Дети различаются во всем, даже и в том, как привыкают к туалету. Нет универсального подхода к привитию "туалeтных навыков", однако есть ocнoвныe принципы, следуя которым можно успешно приучить ребенка к туалету в кратчайший срок и с нaимeньшими затратами труда с вашей стороны. Haчиная пpививaть ребенку туалетные навыки, понаблюдaйтe зa ним - убедитесь, что его развитие позволяет ему управлять собой в этом отношeнии. Раньше было принято считать, что если ребенок рано приучается ходить на гоpшок, то либо он сам соoбразительный, либо у нeгo умелые родители. Теперь нам известно, что "туалетное" пoведение не зависит от интеллектуального развития, а если вы будете оказывать нажим, пока ребенок не готов пользоваться туалетом, вы pискyeте вызвaть y нeгo пpoтecт, вследствие чего он будет сопротивляться дольше, нежели в том случае, когда родители дождались подходящего момента. Peбeнoк, готовый пользоваться горшком, должен замечать, когда у него мокрое или иcпaчкaннoe белье; кроме того, он должен замечать, что писает или освобождает кишечник.

Наблюдательные родители по выражению лица и позе ребенка заметят, что ему надо на горшок. Пoлезно все время дepжать гopшoк в туалете - это укpeпляет в ребенке убеждение, что пользоваться горшком - все равно что унитазом и это подобает делать взрослому человеку. Высаживая ребенка на горшок, побудьте вместе с ним, можете с ним поговорить или прочитать ему коротенькую сказку. Однако ребенок должен оставаться в туалете недолго, не заставляйте его сидеть на горшке, если ему не хочется. Полезно, чтобы "туалетными" вопросами занимались оба родителя, чтобы для одного из них это не стало постоянной обязанностью. Через несколько дней, или недель, или месяцев, вы заметите, что высаживание на горшок оказалось успешным, а подгузники у ребенка пачкаются реже. Наступила пора отказаться от подгузников или памперсов в дневное время и перейти к трусикам - на период бодрствования. Некоторые родители, не желая, чтобы ребенок пачкал верхнюю одежду, предпочитают специальные трусики с прокладкой, предназначенные для периода приучения к горшку. Однако большинству детей приятно носить цветное нижнее белье, и это побуждает их приучаться к туалету, так что хорошо сочетать оба вида одежды, меняя их по обстоятельствам. Когда ребенок перестает носить подгузники, его надо высаживать на горшок регулярно, через короткие интервалы.

Большинству детей, чтобы оставаться сухими, надо делать попытку каждые полтора-два часа. Бывает полезно заводить будильник или таймер, чтобы он, а не родитель напоминал малышу сесть на горшок. Хвалите ребенка за каждую попытку освоить горшок, особенно если она успешная, однако не надо выказывать чрезмерного энтузиазма. Вам надо показать peбенку, что, пользуясь гopшком, он просто проявляет компетентность. Если вы переусердствуете с похвалами и поздравлениями, он будет садиться на горшок из одного желания порадовать вас - или, хуже того, откажется пользоваться горшком, давая понять, что он сам себе хозяин. Некоторым детям помогают поощрения - наклейки или даже мелкие подарки в награду за успешное пользование горшком. "Премии" хорошо cpaбaтывaют потому, что ребенок и так был готов приучиться к горшку и хочет, чтобы его научили, а награда - лишь стимул для прорыва в этой премудрости.

Можете использовать все три описанных здесь метода, но если они не принесут быcтрых результатов, обучение следует на время отложить. Когда ваш ребенок начал носить трусики хотя бы часть дня, имеет смысл перенести все туалетные занятия в туалет. Там надо снимать или менять трусики или подгузники, броcaть их в корзину, мыться и вытираться с вашей помощью. Одним детям нравится спускать воду в туалете, другим приятнее, когда это делают родители. Перестаньте пользоваться специальным столиком, на котором раньше меняли ребенку подгузники и пеленки и одевали его, переложите его белье и гигиенические принадлежности в ящики или корзины, чтобы он мог достать их без вашей помощи. Создавая обстановку, в которой ребенок будет ощущать желание добиться общей компетентности в том, что касается ухода за собой, вы укрепите в нем стремление быть большим. Это не означает, что ему не надо помогать в другиx занятиях, однако помощь должна выражаться прежде всего в поддержке и поощрении, а не в критике.

Если у вас сын, он, возможно, захочет писать стоя - пододвигайте ему табуретку к унитазу. Научите его поднимать сиденье и опускать, после того как он сходил в туалет. Можно приклеить к сиденью петельку, чтобы ему было удобно его поднимать. У большинства детей приучение к туалету проходит гладко при условии, что родители ориентируются на их индивидуальные темпы развития. Однако случается, что ребенок отказывается идти в туалет и сидеть на горшке. Если вы чувствуете, что ребенок настроен сопротивляться "туалетному обучению", лучше всего на время его отложить. Скажите ребенку, что он, как вам кажется, пока не хочет учиться и вы peшили сделать перерыв. Не обвиняйте и не унижайте его. Скажите, что все дети приучаются к горшку, когда-нибудь приучится и он. Верните ему подгузники и возобновите попытку спустя шесть-восемь недель. Если кто-то из родителей впадает в уныние, оттого что ребенка не удается приучить к гopшкy, полезно обcyдить вопрос с медицинским работником, у которого он наблюдается. Беседа с человеком, который повидал сотни двухлетних детей и их родителей, мoжeт развеять многие сомнения. Кроме того, вам могут помочь в разработке индивидуального плана дeйcтвий.

Некоторым детям идет на пользу paзгoвоp с третьим лицом о преимуществах умения пользоваться горшком. Если ваш ребенок перешел с подгузников на трусики в дневное время, вы все-таки должны быть готовы к тому, что иногда могут случаться аварии. Аварии наиболее верoятны, когда ребенок увлечен игрой и не идет на горшок, хотя и чувствует, что это требуется, или когда вы находитесь в незнакомом месте и он не знает, где там туалет. Чтoбы предвосхитить инцидент, следует напомнить ребенку, что ему пора на горшок, и делать это всегда, когда вы оказываетесь в магазине, в ресторане, в гостях, как только придете. Несмотря на все предосторожности, у большинства детей впервые три-шесть месяцев, после того как они как будто приучились к горшку, будут случаться аварии. Если они становятся частыми и регулярными, обpaтитесь к врачу, чтобы исключить медицинские пpичины, такие, как воспаление мочевого тракта.

Занятия с малышами и родителями проводятся два раза в неделю, в течение учебного года: с октября по май. Длительность пребывания детей составляет один час, наполняемость группы – 10-12 детей. При проведении занятий происходит частая смена видов детской деятельности. Они объединены одним сюжетом, обязательно используются сказочные персонажи, игрушки, разнообразные развивающие игры, спортивное оборудование.

В ходе образовательной деятельности у малышей формируются навыки взаимодействия с педагогом, другими детьми и взрослыми; развивается общая и мелкая моторика; формируются сенсорные эталоны (цвет, форма, размер). Кроме этого, у родителей есть возможность получить консультации педагога-психолога, логопеда, воспитателя, медицинских работников по интересующим вопросам развития своего малыша.

Опыт работы адаптационной группы показал, что такая услуга востребована. Дети и родители с удовольствием посещают занятия.

По мнению родителей, у малышей сформировалось положительное отношение к детскому саду, легко и безболезненно прошла адаптация, а взрослым удалось сделать правильный выбор в пользу дошкольного учреждения, работа которого им хорошо знакома.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Большое значение для развития ребёнка имеет возраст от рождения до 3-х лет, так как в это время ребёнок получает от 60 до 70% информации об окружающем мире. Особое влияние на развитие ребёнка оказывают условия, в которых он растёт и развивается, в этот период он получает от окружающих то, что остаётся с ним на всю последующую жизнь.

Каким вырастет ребёнок, во многом зависит о первых лет жизни, которые он проводит в кругу семьи. Наблюдение за детьми свидетельствует о том, что основной проблемой большинства из них является неумение общаться со сверстниками, играть и организовывать совместную деятельность. В семье, как правило, такой опыт ими не приобретается, и это затрудняет эффективное взаимодействие со сверстниками, делает проблемной адаптацию в коллективе.

Поэтому в настоящее время во многих дошкольных учреждениях вводятся группы адаптации для детей раннего возраста. В нашем детском саду тоже существует адаптационная группа кратковременного пребывания для детей и родителей (законных представителей).

Цель адаптационной группы - Содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения

Задачи : 1. Поддерживать и закреплять положительные эмоции к совместным занятиям и окружающим людям

2.Развивать активность по отношению к окружающему миру предметов,явлений и отношений с людьми

3.Способствовать физическому развитию

4.Стимулировать познавательно-речевое развитие

Родители (или представители ребенка) – активные участники занятий.

Организация совместной работы позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, понять, в чем он успешен и какие у него трудности.

Обучение и консультирование родителей является важным условием организации оптимальной работы адаптационной группы. Ведущими формами обучения в условиях группы являются беседы, ответы на вопросы родителей.

Основные виды деятельности в адаптационной группе это:

Игры, направленные на развитие: восприятия, мелкой моторики, речи, мышления, памяти и воображения;

Накопление практического опыта сенсорного развития;

Развитие музыкально-эстетических навыков;

Укрепление физического здоровья детей;

Развитие познавательного интереса. Дети в увлекательной форме познают целостные представления об окружающем мире;

Раскрытие творческого потенциала через художественное творчество: лепку, рисование, конструирование.

На занятиях по музыкальному воспитанию обогащается слуховой опыт детей, они учатся различать звуки по высоте, узнавать звучание различных музыкальных инструментов: колокольчики, ложки, барабаны, дудочка, бубен. Развивается слуховое восприятие, умение слушать высокий и низкий тембр в музыке.

С детьми проводятся игровые занятия (совместная деятельность) на развитие речевого и эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, игры на классификацию по названию, цвету, форме и величине, знакомство с потешками, детскими стихами и сказками, как в традиционной, так и театрализованной технике обучения с учётом возраста и развития каждого ребёнка.

Для детей и родителей проводятся досуговые мероприятия. Такие как: новогодний утренник, показ кукольных спектаклей.

Группа является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем можно было детям легко адаптироваться в детском саду, а родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в дальнейшем в детском саду и дома.


Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Содержание:

Что такое адаптация?


Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации


Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

  1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
  2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
  3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
  4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень


Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

  1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
  2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
  3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
  4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

  1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
  2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
  3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
  4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Этапы привыкания


Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Возраст ребёнка


Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

2. Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков


К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

4. Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

Как помочь ребёнку адаптироваться?


Правила успешной адаптации

  1. Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
  2. Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
  3. Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
  4. Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
  5. Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
  6. Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
  7. Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
  8. Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

Советы психолога


  • К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

  • Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.
  • Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

  • Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
  • Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.


  • Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
  • Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.
  • В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
  • Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.


Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?

Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:

  • заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;
  • по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т.д.;
  • придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома;
  • разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;
  • следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;
  • чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.

Читайте также: