Прелюдия до мажор бах анализ кратко

Обновлено: 06.07.2024

Век живи - век учись убеждайся снова и снова, что Бах точно дан людям свыше. Иначе как можно объяснить эффект его музыки, которая так красива, так умна, так возвышенна и так совершенно сделана, что её автора невозможно представить себе толстым многодетным и абсолютно прагматичным саксонским бюргером. А ведь таким он и был, если смотреть со стороны.

Удивительно то, как Бах создаёт космические по глубине вещи посредством элементарных приёмов. Причём повторить эти приёмы с таким же результатом ещё никому не удавалось. Остаётся принять версию, что это магия гения.

Вот три самые известные прелюдии Баха с таким эффектом.

1. Прелюдия до минор, BWV 999

Эти странные буквы и магические девятки - всего-навсего аббревиатура каталога ( V erzeichnis) сочинений ( W erke) Баха ( B ach), в котором эта прелюдия значится под таким порядковым номером.

Бах написал эту прелюдию для лютни или лютневого клавесина. Но это выяснилось не сразу, и первые издания 19 века представляли её как клавирную пьесу. С тех пор пошла традиция исполнять её на фортепиано. Гитаристы и лютнисты-аутентисты подключились позже, но теперь количественное преимущество на их стороне.

Играют эту прелюдию по-разному: быстро и очень быстро, неторопливо и совсем медленно, тихо и громко, отчётливо и плавно. Как правильно - никто не знает, Бах не оставил никаких указаний на этот счёт. Но если не увлекаться скоростью, то эта музыка откроет свою философскую глубину.

Здесь нет мелодии, но с помощью магии повторяющихся ритмов и гармонических смен Бах за две минуты разворачивает перед нами ленту человеческой жизни.

Марион Хофнер , арфа.

Блуждающими ритмическими токами баховской прелюдии вдохновились музыканты группы Elbtonal Percussion. Их впечатляющая версия на грани шаманского ритуала, но Баху совершенно не противоречит.

2. Прелюдия си минор - транскрипция Александра Зилоти

Бах написал эту прелюдию (в ми миноре) в педагогических целях - для упражнений своего девятилетнего сына Вильгельма Фридемана. Позже он включил её в первый том "Хорошо темперированного клавира" в переработанном и усложнённом виде (BWV 855).

Спустя почти двести лет русский пианист Александр Зилоти (ученик Листа, двоюродный брат Рахманинова и его консерваторский педагог по фортепиано) сделал свободную обработку этой прелюдии (её первого варианта). Он перенёс её в другую тональность (си минор) и поменял местами партии правой и левой руки.

Транскрипция получилась настолько удачной, что её включили в свой репертуар многие пианисты.

Совершенно неповторимо играл эту прелюдию Эмиль Гилельс .

3. Прелюдия до мажор из 1 тома "Хорошо темперированного клавира", BWV 846

Эта прелюдия построена на том же принципе: ровный ритмический пульс и блуждающий в пространстве музыкальной фактуры призрак чудесной мелодии. Через много лет, уже в 19 веке Шарль Гуно присочинил к этой прелюдии мелодию скрипки. А спустя какое-то время его зять придумал соединить её со словами. Так получилась популярнейшая вокальная "Аве Мария" Баха-Гуно.

В наше время всеобщей увлечённости аутентичной музыкой играть Баха на фортепиано с педалью считается чуть ли не дурным тоном. Теперь его чаще играют и записывают в оригинальном жёстком клавесином варианте.

Но пока в УК не внесли статью о нарушении исторической идентичности с наказанием в виде лишения свободы с отбыванием в колонии строго режима, пианисты его нарушали и будут нарушать. И правильно делают. Потому что вот какая красота:

Даниил Трифонов.

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику "СОЛЬФЕДЖИО". Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет "Элементарная теория музыки" в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

Ринат Рысьмятов

Спасибо, ещё раз с удовольствием послушал, в последний раз слушал хтк почти 2 года назад:).
Красивая, лёгкая музыка, хорошо воспринимается неподготовленным слушателем.

Юра Власов

Юра Власов

"инфа" очень даже интересная! об этой фуге можно общаться часами, как ровно и о любой другой из этого сборника.

для одной из групп дал практическое руководство- рекомендацию как её услышать (фугу), думаю будет интересно вам:
"Фугу до мажор нужно прослушать два раза. Произведение это нелегкое для восприятия, возможно, придется заставлять себя слушать его внимательно. Затем попробуйте напеть мелодию, с которой фуга начиналась. Если не получилось, несколько раз послушайте начало произведения, где мелодия звучит в одном голосе. После того как запомнили мелодию, несколько раз прослушайте фугу, подпевая теме-мелодии, которая будет звучать в разных голосах. С этого момента попробуйте на листке бумаги отметить, сколько раз повторяется тема. Обещаю, что с каждым прослушиванием вы будете обнаруживать все большее число тем. Обещаю также, что если вы преодолеете заставите себя первые два раза внимательно и заинтересованно прослушать фугу, то дальше появится любопытство. Не позже чем через день следует опять позаниматься. На этот раз нужно начинать с напевания темы-мелодии. Ее нужно обязательно вспомнить. Если она не вспоминается, то это значит: 1) вы не сумели преодолеть раздражение, которое вызывает у вас не только фуга до мажор, но и большинство произведений классической музыки; 2) были невнимательны и не сумели сконцентрировать свое внимание на теме-мелодии; 3) редкий случай — у вас может оказаться плохая музыкальная память. Если тема не запомнилась по невнимательности или из-за неразвитой музыкальной памяти, то необходимо повторить первый день занятий. Идти дальше можно только когда, когда мелодия будет свободно извлекаться изпамяти, и в любой момент вы сможете ее напеть. Затем, постоянно подпевая теме, обратите внимание на то, как сложны и разнообразны мелодии других голосов и как при этом гармонично они согласуются с мелодией основной темы. На этом этапе восприятия уже можно попытаться определить, в каком разделе произведения находится его кульминаиия — самый напряженный момент звучания, каков характер кульминаиии — драматический или радостный. Вслушайтесь, как играет пианист: как звучит тема — спокойно, грациозно, напористо, печально и т.д. Усвоив мелодию темы в качестве норматива фуги, вы обретаете возможность понять ее значение — образ. Удачи"

DELETED

Уважаемый Радик! Спасибо за прекрасное "не догм", но руководство к действию по изучению, или же вернее сказать, "по прикосновению к изучению" фуг Баха. Хочу продолжить Ваш рассказ, если это кому-нибудь интересно (кроме нас). Один из способов "внедрения" - играть все голоса, кроме одного, который надо петь! Это очень здорово помагает ориентироваться в партитуре и "держать линию". А ещё мне нравится играть всё, кроме тем, так как во всем остальном материале содержатся основные события фуги (пардон, Тема. ). Они-то и помагают выстроить архитектонику. Ну и, самый демократический и захватывающий способ работы - игра в 4 руки! Удачи всем почитателям строгого стиля!


Young_Bach2 (342x468, 37Kb)


Музыканты всего мира играют Баха, поражаясь красоте и вдохновению, мастерству и совершенству.






Хоральная прелюдия фа-минор Иогана Себастьяна Баха в аранжировке Эдуарда Артемьева в фильме Андрея Тарковского "Солярис", снятом по мотивам одноименного романа Станислава Лема.








Sviatoslav Richter: Well-Tempered Clavier- Prelude & Fugue in E flat minor





Однажды Иоганн Себастьян Бах в присутствии своих учеников играл одну из своих прелюдий. Один из учеников стал восхищаться игрой маэстро, но Бах прервал его:"В этом нет ничего удивительного! Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает орган".

Читайте также: